Антропоцентристский подход к истории что это

Что такое «антропоцентризм»: понятие, основные идеи, принципы

Антропоцентристский подход к истории что это. Смотреть фото Антропоцентристский подход к истории что это. Смотреть картинку Антропоцентристский подход к истории что это. Картинка про Антропоцентристский подход к истории что это. Фото Антропоцентристский подход к истории что это

В этой статье мы разберемся с тем, что такое антропоцентризм, в чем заключаются основные принципы данного направления. Узнаем историю становления и развития антропоцентризма. Поговорим об антропоцентризме в современном мире. Начнём.

Что такое антропоцентризм?

Антропоцентризм – это учение с идеалистическим подтекстом, где человек приравнивается к высшему существу, позиционирующемуся как центр Вселенной. Другими словами, все события, происходящие в окружающей действительности, направлены на человека. Учение начало существовать с античных времен, его основоположником принято считать философа Сократа, который первым распространил данное учение. В последующем многие философы стали приверженцами антропоцентризма.

Для данного учения человеческая жизнь является высшей ценностью, при этом другие сущности, речь идет о животных и растения, выступают в качестве ресурса, который может использоваться для достижения блага человечества.

В философии антропоцентризм позиционируется как твердая убежденность в том, что люди – это единственные носители моральных качеств. С учетом этого факта антропоцентрические системы рассматривают природу в контексте ее ценности для человека. Такое суждение очень четко прослеживается в пропаганде использования природных ресурсов для обеспечения комфорта и удобства человека.

Основные принципы антропоцентризма

Существует несколько ключевых принципов антропоцентризма, которые характеризуют его сущность:

Становление и развитие антропоцентризма

Антропоцентризм как учение развивалось на протяжении всей человеческой истории, периодически утрачивая и вновь обретая популярность.

Первым мыслителем, который озвучил идею о том, что человек – это центр мироздания, был Протагор. Согласно историческим источникам, он жил в V веке до нашей эры. В своих трудах он раскрыл сущность и содержание идеи антропоцентризма так: «Человек есть мера всей вещей». В дальнейшем антропоцентризм был взят как основа Сократом, расширившим его сущность и содержание.

В античный период эта идея разделялась многими исследователями. Популярность антропоцентризма обусловлена тем, люди были заняты поиском объяснением вещей, происходящих вокруг. Все дело в том, что человеческое сознание требует анализа на постоянной основе, поэтому люди предпринимали попытки объяснения вещей на том уровне, который был им доступен.

В Средневековый период антропоцентризм не терял своей актуальности даже с учетом наличия большого количества философских учений, которые были переданы античными мыслителями следующими поколениям. Важно отметить, что на данном этапе люди предпочитали избегать распространения философских идей и воззрений. Для начала эпохи Средневековья были свойственны распри, преобладание религиозных идей, что частно становилось причиной войн.

С приходом эпохи Возрождения идея об антропоцентризме начала постепенно выдвигаться на первый план. Основной причиной роста популярности этой идеи стало то, что многие труды античных философов начали анализироваться на предмет своего содержания, к тому же люди стали осознавать значимость образования. На тот период классицизм в искусстве стал ознаменованием возвращением античного ориентира, в рамках которого человек занимал главенствующее положение над природой. Прослеживался возврат к античным традициям, которые стал ориентиром для многих исследователей и представителей творческих профессий.

Попытки опровержения

После эпохи Возрождения идеи антропоцентризма начали терять свою актуальность. Научно-технический прогресс и постепенное устаревание прежних философских учений, полностью перестроили человеческое мышление.

Можно выделять ряд событий, которые оказали негативное влияние на целостность антропоцентризма:

Антропоцентризм в современном мире

На данный момент идея антропоцентризма является предметом изучения не только философов, но и представителей смежных областей науки. Важно отметить, что антропоцентризм вышел за пределы научного дискурса. В результате с одной стороны его начали использовать как термин, символизирующий актуальные для всей планеты проблемы: сюда можно отнести ухудшение экологии и вопрос выживания человека как вида. С другой стороны антропоцентризм выступает в качестве инструментария в гуманитарных и прикладных науках. Отдельного внимания заслуживает трактовка антропоцентризма лингвистами как «подход к исследованию языка, приспособленный к нуждам человека, его потребностям».

Российский защитник прав животных — Павлова Т.Н. в своих трудах неоднократно высказывалась о том, что антропоцентризм потерял свою актуальность как философское учение и как научный подход к определению положения человека в окружающей действительности. В наибольшей степени это относится к рассмотрению идеи антропоцентризма как инструмента, оправдывающего любые поступки человека по отношению к живым существам, потому что антропоцентризм фактически провоцирует человека на потребительское отношение к природе.

Советский и российский микробиолог и эколог Гусев М.В. считает, что антропоцентризм необходимо рассматривать в качестве крайней позиции расизма и национализма. Это обусловлено тем, что в соответствии с современным пониманием этой идеи, антропоцентризм определяет право человека на «удовлетворение своих нужд и потребностей за счет других биологических видов». Исходя из этого, даже с учетом драматичности ряда суждений, антропоцентризм в отечественной науке постепенно приобретает статус востребованного понятия, для которого, однако, свойственна сложность и неоднозначность.

Чем отличается антропоцентризм от гуманизма?

Такие понятия, как антропоцентризм и гуманизм, имеют довольно серьёзные различия. Давайте рассмотрим разницу между ними.

Таким образом, антропоцентризм отличается гуманизма тем, что согласно этой идее природа вторична по отношению к человеку, и выступает в качестве инструмента для удовлетворения его нужд и потребностей. Представитель этого учения позиционируется как потребитель, который готов уничтожать природу и живых существ, на основании того, что весь мир принадлежит ему. Представитель гуманизма в свою очередь выдвигает на первый план безопасность других существ, проявляет милосердие, стремится к гармонии между человеком и природой.

Антропоцентризм и натуроцентризм

Часто антропоцентризм противопоставляется натуроцентризму, при этом они имеют общую черту: природа – это что-то внешнее по отношению к человеку. Речь идет об основных формах взаимодействия: владения и существования.

Антропоцентризм определяет право человека на использование природы для достижения своих целей.

Натуроцентризм имеет много общего с буддизмом, его основоположником является Франциск Ассизский, который выдвинул идею о том, что вера в доброе смирение дает человеку возможность постичь гармонию по отношению к природе. Люди не могут вмешиваться в природные процессы, только оказывать поддержку и развивать.

Заключение

Многие люди твердо убеждены в том, что антропоцентризм является основным ориентиром для ряда современных человеческих культур, что проявляется в действиях деструктивного характера по отношению к окружающему миру. Это основная концепция в сфере экологической этики и философии, где она воспринимается как главная причина проблем, которые являются результатом деятельности человека. Однако, многие приверженцы антропоцентризма считают, что антропоцентризм воспринимается многими слишком поверхностно, но на самом деле не несет вреда.

Источник

Антропологический подход к истории
через изучение повседневности

Светлана Вячеславовна Тихонова, преподаватель истории колледжа из города Владимира, известна как научный руководитель ряда ученических исследований, получивших высокую оценку на различных конкурсах.
В процессе работы над темой «История семьи» ею были сделаны интересные наблюдения, которыми она поделилась с участниками конференции.
В своем выступлении г-жа Тихонова обратилась не к конкретным методам и технологиям, но к тем основаниям, которые делают изучение повседневной жизни прошлых поколений важным для образовательного процесса в средней школе.

Современные учащиеся более склонны воспринимать макроисторию, которая, как правило, преподносится на уроках структурированно, условно разделенная на отдельные сферы (экономическая, политическая, социальная, культурная).
При этом может пропасть целостность восприятия эпохи. Традиционный путь познания истории для школьников — дедуктивный: от макроистории к микроистории, позволяющий выявлять общие закономерности на региональном уровне. И, тем не менее, даже при таком подходе, история государства отрывается от личности, от семьи, от конкретного места. В этом разрыве пропадает представление человека о своей причастности к истории страны и народа. Отдельный человек становится незначимым объектом приложения господствующих сил. Но ведь каждый человек — это событие, и его надо уметь увидеть.
В последние годы в России всё большую популярность приобретает антропологический подход к истории, который предполагает ее «максимальное наполнение “человеческим содержанием”». Сегодня научный поиск всё более поворачивается от «обстоятельств к человеку»: речь идет о переносе центра тяжести с исследования событий на исследование человека в этих «событиях» и «структурах».

Так кто же является для наших детей «человеком в истории»?
Обратившись с таким вопросом к своим ученикам, я была приятно удивлена, так как они выделили не только государственных деятелей или ярких исторических персонажей, в силу тех или иных обстоятельств им запомнившихся. В этот ряд также попали люди из истории «малой» — родственники и знакомые. В этом — поистине открытие для ребенка, который смог разрушить привычные стереотипы и, через непосредственное общение с этими людьми, соприкосновение с семейными реликвиями (это могут быть личные вещи, дневники, письма и т.д.), приблизился к истории, нашел в ней человека.
Постижение истории в данных случаях осуществляется несколько иным путем, нежели обычный: через изучение повседневности. Имеются различные варианты определения последнего понятия.

На мой взгляд, здесь более важным является другой фактор: определение субъекта истории.
Героем повседневной истории для юных исследователей может быть как современник, так и представитель предшествующего поколения. Ребенок открывает для себя этого человека через изучение его быта, которое помогает ему понять не только конкретную личность, но и жизнь эпохи.
Такой метод целесообразно использовать в процессе преподавания (урочная и внеурочная деятельность). При изучении отдельных тем истории России XX века в IX и XI классах возможно обращение к жизненному опыту родителей, других родственников, старших современников (в данном случае интерес будут представлять не только воспоминания о тех или иных событиях, но и восприятие их, его изменения).

Что же дает история повседневности для изучения истории не как науки, а как учебного предмета?
В образовательном плане изучение повседневной жизни помогает адекватно воспринять исторический процесс, в какой-то мере разрушить привычные стереотипы.
При этом важно, что материал не представлен учащимся в готовом виде, а «добыт» и обработан ими самостоятельно. Таким образом меняется отношение к знаниям: из вещи, «купленной в магазине» (причем чаще — на чужие деньги), они превращаются в «сделанное собственными руками», приобретают новую ценность.
Не менее ценна и дидактическая сторона: создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри», он способен ее прочувствовать, «сопережить». История в глазах детей оживает, становится ближе и доступнее. Всё это дает колоссальный «выброс» эмоций, способствующий формированию положительной мотивации к изучению предмета, к исследованию.
При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть в конкретных обстоятельствах, через его деятельность, и отсюда реально и заинтересованно подойти к изучению событий государственного масштаба.
История государства в этом случае не отдаляется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека, в том числе и собственная значимость.

Интерес к повседневной истории, пробудившийся у школьников в процессе сбора материала при подготовке к урокам, возможно развить и во внеурочной деятельности. В последние годы у участников нашей историко-краеведческой лаборатории наибольший интерес вызывают темы по истории своего рода, связанные с обработкой материалов семейного архива. Сегодня это направление в работе с детьми не только популярно, но и очень актуально. Анализируя различные типы источников (фотодокументы, письменные — официальные и неофициальные, вещественные, устные), юные исследователи не только открывают неизвестные страницы семейной истории, что позволяет им ощутить себя частичкой рода, но в то же время сталкиваются с различными проблемами.
Вещественные источники (орудия труда, предметы домашнего обихода, одежда), изъятые из исторического контекста, мертвы. Задача исследователя состоит в том, чтобы заставить их заговорить. Для этого необходимо реконструировать эпоху, воссоздать «историю повседневности».

Другая проблема заключается в том, что в нашей стране почти не сохранилась традиция формирования семейных архивов, комплексов семейных реликвий.
Не буду касаться генезиса такой ситуации, но отмечу, что она остается вполне разрешимой, если учесть, что уничтожено далеко не всё. Важно лишь научить школьников не просто «считывать» информацию с текста, но и понимать то, что осталось между строк или стоит за ними.
Особым типом источников для исследований такого рода являются устные рассказы, представляющие не меньшую (часто — бульшую) ценность, чем письменные.
Огромнейший пласт информации не зафиксирован в уцелевших или доступных документах: повседневный быт всегда воспринимался как нечто само собой разумеющееся, малозначительное, а потому — не заслуживающее внимания и описания.
Но остается естественный свидетель этого комплекса сведений — память личности, и, если сейчас эти воспоминания не записать, то они просто уйдут вместе с людьми старшего поколения, не оставив заслуженного следа в истории.

Основная задача устной истории как метода исторического исследования: «подслушать то, что изучаемое общество не сумело или не позаботилось о себе рассказать» (А.Я.Гуревич).
Если же воспоминания современников документально зафиксировать, что облегчается использованием современных технических средств, то можно с полной уверенностью смотреть в будущее, для которого проделана важная и нужная работа.
Сохраненная информация еще сослужит свою службу грядущим поколениям историков и их читателей.
«Люди и их воспоминания становятся документом, историей». Необыкновенно увлекателен и сам процесс такого исследования, включающий общение со старшими, что предусматривает формирование жизненно необходимых навыков, позволяющий услышать живой голос человека прошлого, ощутить свою важную роль «хранителя традиции», «спасителя информации», первооткрывателя.

Источник

Антропоцентристский подход к истории что это. Смотреть фото Антропоцентристский подход к истории что это. Смотреть картинку Антропоцентристский подход к истории что это. Картинка про Антропоцентристский подход к истории что это. Фото Антропоцентристский подход к истории что этоЧеловек – существо разумное. Именно поэтому ему всегда нужно о чем-то размышлять, что-то анализировать. Как говорил когда-то Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую». Человечество всегда задавалось самыми разными вопросами, на которые искало ответы. И часто вопросы эти были не о том почему светит солнце или почему на небе радуга. Человек искал ответы и на другие, весьма сложные, вопросы психологического и философского характера.

Каждый из нас пытается определить свое место в жизни. Место индивида в мире также вызывает ряд вопросов у мыслителей и философов. Задаются им и психологи, так как черты характера человека зарождаются под влиянием общества. Ощущаемое место в этом обществе определяет набор черт и качеств человеческой личности.

В этой статье речь пойдет об антропоцентризме. Это учение, которое ставит человека во главу Вселенной. Эта философская идея является одной из самых популярных и обсуждаемых. Подробнее об этом учении вы узнаете ниже.

Что такое антропоцентризм?

Антропоцентристский подход к истории что это. Смотреть фото Антропоцентристский подход к истории что это. Смотреть картинку Антропоцентристский подход к истории что это. Картинка про Антропоцентристский подход к истории что это. Фото Антропоцентристский подход к истории что этоДля начала стоит подробнее раскрыть само понятие такой идеи как «антропоцентризм». В принципе, даже человек, не слышавший раньше о существовании такого термина, может примерно догадываться, о чем пойдет речь. «Антропос» в переводе с греческого означает «человек». Поэтому можно понять, что данный термин означает идею о нахождении в центре всего именно индивида.

Антропоцентризм – это идеалистическое учение, главная идея которого заключается в том, что именно человек выступает центром Вселенной. Иными словами, индивид является целью всех событий, которые происходят в мире.

Антропоцентристский подход к истории что это. Смотреть фото Антропоцентристский подход к истории что это. Смотреть картинку Антропоцентристский подход к истории что это. Картинка про Антропоцентристский подход к истории что это. Фото Антропоцентристский подход к истории что этоНетрудно догадаться, почему это философское воззрение столь популярно. Превосходство интеллекта человека над другими существами неоспоримо, а влияние человеческой деятельности, осуществляемой на всей планете, колоссально. Представление человека в качестве центра Вселенной и объекта всех происходящих вокруг процессов – философское учение, основанное на человеческом эгоизме и нарциссизме. Самолюбование и превозношение индивида на пьедестал чуть ли не божественного значения – типичное проявление человеческой эгоистичной натуры.

Зарождение и дальнейшее существование антропоцентризма

Антропоцентризм – учение, которое развивалось на протяжении истории, то теряя, то обретая популярность и новых последователей:

Расшатывание позиций антропоцентризма

Антропоцентризм, набравший популярности в эпоху Возрождения, стал сдавать позиции именно по прошествии этого исторического отрезка. Новые научные открытия, а также постепенное устаревание прежних философских учений, кардинально изменили человеческое мышление.

Можно назвать несколько событий, которые довольно ощутимо ударили по антропоцентризму:

Политическое и социальное осознание антропоцентризма

Антропоцентристский подход к истории что это. Смотреть фото Антропоцентристский подход к истории что это. Смотреть картинку Антропоцентристский подход к истории что это. Картинка про Антропоцентристский подход к истории что это. Фото Антропоцентристский подход к истории что этоТакое философское ненаучное учение как антропоцентризм смогло обрести себя в довольно серьезной сфере человеческой жизни. Эта мысль в какой-то мере реализуется в либерализме. Либерализм является идеей, которая провозглашает нравственность и личность главными акторами происходящих процессов. То есть, деятельность человека является определяющей, а социум складывается из множества личностей, имеющих равные права и существующих в постоянной конкуренции.

Индивид выступает частью общества. Его личность играет важную роль в существовании общества в целом. Этим суждением подчеркивается определяющая роль человека в происходящих в социуме процессов, что отчасти отражает главную идею антропоцентризма.

Источник

Что такое антропоцентризм? Определение, история, примеры

Антропоцентристский подход к истории что это. Смотреть фото Антропоцентристский подход к истории что это. Смотреть картинку Антропоцентристский подход к истории что это. Картинка про Антропоцентристский подход к истории что это. Фото Антропоцентристский подход к истории что это

Родольфо Парулан младший / Getty Images

Антропоцентризм – это идея, что люди являются наиболее значительными или центральными сущностями на Земле. Слово происходит от двух древнегреческих слов: anthrōpos – «человек», и kéntron – «центр». С антропоцентрической точки зрения все существа и объекты имеют достоинства только постольку, поскольку они способствуют выживанию и удовольствию человека. (1)

Как и в случае маломасштабной и крупномасштабной человеческой жадности, слепой антропоцентризм подтолкнул к изменению климата, истощению озонового слоя, разрушению тропических лесов, отравлению воды и воздуха, высокому темпу вымирания видов, обилию лесных пожаров, сокращению биоразнообразия и создал многие другие экологические кризисы во всем мире.

Однако некоторые данные свидетельствуют о том, что антропоцентризм – это не всегда плохо. В действительности, межпоколенческий подход может дать этически обоснованные коммуникационные стратегии, которые работают на благо окружающей среды. Меры, принятые сегодня для защиты интересов и качества жизни людей завтрашнего дня, могут принести пользу окружающей среде сейчас и в будущем.

Основы антропоцентризма

Антропоцентризм – это идея о том, что люди являются наиболее значительными существами на Земле и что все другие растения, животные и объекты важны только постольку, поскольку они поддерживают выживание человека или доставляют людям удовольствие.

Антропоцентризм вызвал ужасающее множество глобальных экологических проблем. Несмотря на это, когда он вдохновляет людей сохранять и обогащать окружающую среду на благо будущих поколений людей, он может быть силой добра.

Антропоморфизм (представление животных, растений и даже предметов как имеющих человеческие характеристики) является ответвлением антропоцентризма. Его умелое использование может помочь организациям и активистам наладить эффективную коммуникацию в защиту окружающей среды. Даже в этом случае его, вероятно, следует использовать с осторожностью.

Корни антропоцентризма

В своей знаменательной книге 1859 года «Происхождение видов» Чарльз Дарвин утверждал, что в своей борьбе за выживание каждое существо на Земле считает себя и свое потомство на вершине цепи того, что имеет непосредственное значение.

Люди являются животными, и с середины двадцатого века исследования альтруизма животных – личных жертвоприношений, приносимых одним животным ради блага других – предполагают, что многие животные наделяют особый статус не только себе и своим потомкам, но и представителям своего собственного вида, в основном.

«Сородичи» – это термин, который ученые используют для обозначения «представителей одного вида». Среди многих примеров альтруизма животных, не относящихся к человеку, мангусты приносят пищу и воду пожилым и больным сородичам. Шимпанзе делятся пищей с сородичами и людьми, их близкими генетическими родственниками. Летучие мыши-вампиры изрыгивают кровь, чтобы разделить трапезу с сородичами, которые не нашли еды в тот день. (2, 3, 4)

Виктор Ейсак / Getty Images

Многие менее умные животные также предпочитают сородичей. Во время голода некоторые амебы (микроскопические одноклеточные организмы) соединяются с аналогами в многоклеточное тело, более способное к размножению, чем если бы они были отдельны. (5)

По крайней мере одно растение способствует жизни с сородичами. Растения вида Агератина железистая (Eupatorium adenophora) – цветущий сорняк, произрастающий в Мексике и Центральной Америке – предпочитают расти рядом с сородичами. Все это предполагает закономерность: в то время как люди антропоцентричны, Eupatorium adenophora ориентированы на Eupatorium adenophora. Мангусты ориентированы на мангустов. Амебы могут быть ориентированы на амеб. И так далее. (6)

Каким бы фундаментальным ни было «заполнение пробелов центризма» во всей природе, рассказы о сотворении, включенные в тексты различных религий, могли усилить врожденную склонность человека к проблеме для планеты. (7)

В «Энциклопедии психологии и религии» антрополог из Университета Пердью Стейси Энслоу отметила, что «христианство, иудаизм и ислам – религии, которые, как считается, имеют сильную антропоцентрическую точку зрения».

С экологической точки зрения, это религиозное усиление антропоцентризма может быть хорошим и полезным – пока люди помнят, что «господство» подразумевает как право эксплуатировать, так и ответственность защищать и сохранять.

Антропоцентризм встречается с энвайронментализмом

Рэйчел Карсон смотрит в микроскоп.
Джордж Ринхарт / Corbis / Getty Images

В 1962 году книга Рэйчел Карсон «Тихая весна» показала, как неустанные усилия по подчинению природы для корпоративной и частной выгоды привели к исчезновению многих видов растений и животных. Книга настолько опозорила людей за то, что они «воюют с окружающей средой», что положила начало современному экологическому движению.

Выступая 4 июня 1963 года по приглашению подкомитета Сената, Карсон, которая входит в число самых известных экологов мира, ловко превратила вредный для окружающей среды антропоцентризм, который она задокументировала, в защиту окружающей среды. Она призвала подкомитет действовать не только из заботы о Земле, но и от имени людей, которые полагаются на щедрость Земли. (8)

«Загрязнение окружающей среды вредными веществами – одна из главных проблем современной жизни. Мир воздуха, воды и почвы поддерживает не только сотни тысяч видов животных и растений, он поддерживает самого человека. В прошлом мы часто игнорировали этот факт. Теперь мы получаем резкие напоминания о том, что наши неосторожные и разрушительные действия входят в обширные земные циклы и со временем возвращаются, чтобы нести опасность для нас самих».

С помощью таких фраз, как «навлечь на себя опасность», Карсон успешно превратила антропоцентризм в дубину, с помощью которой можно было бороться с созданными им проблемами.

«Зеленый маркетинг» через антропоморфизм

Согласно Merriam-Webster.com, антропоморфизм (от древнегреческого anthrōpos – «человек» и morphē – «форма») означает «интерпретацию того, что не является человеческим или личным, с точки зрения человеческих или личных характеристик».

В общем, антропоморфизм может работать рука об руку с антропоцентризмом, создавая «зеленый» маркетинг. Вспомните Медведя Смоки и его дружеские предупреждения о лесных пожарах. В 1944 году Совет по рекламе заключил пари, что антропоморфизм сделает послание Лесной службы США незабываемым. Семьдесят семь лет спустя эта ставка все еще окупается.

«Эффект Бэмби»

Ник Пиклз / Getty Images

Независимо от того, был ли Уолт Дисней защитником окружающей среды или нет, он был, пожалуй, самым успешным приверженцем антропоморфизма, что вызывало по крайней мере некоторые экологические настроения.

Оригинальная сказка «Бэмби» была написана австрийским писателем Феликсом Зальтеном (псевдоним венского литературного критика Зигмунда Зальцмана) и опубликована как роман в 1923 году. Сегодня «Бэмби» Зальтена широко цитируется как первый экологический роман. Но даже в этом случае не все животные леса Зальтена были милыми. В действительности, они преследовали и ели друг друга.

Почти 20 лет спустя адаптация Уолта Диснея «Бэмби» изображает молодого белохвостого оленя и всех его друзей-животных неизменно очаровательными. У некоторых были длинные, сверхъестественно человеческие ресницы. Все испытывали друг к другу непреходящую привязанность. Только невиданный персонаж «Человек» был бессердечен и способен на убийство. Там, где животные в фильме казались похожими на людей, Человек был почти нечеловеческим разрушителем невинности и веселья.

По-прежнему ходят необоснованные слухи о том, что изображение Диснеем человека было основано на его ненависти к охотникам и охоте. Даже если эти слухи когда-нибудь подтвердятся, вероятно, будет сложно назвать Диснея экологическим активистом любого рода. В самом деле, он мог зайти в антропоморфизме так далеко, что перебил намеченный вывод из романа Зальтена.

Защита окружающей среды требует понимания того, что большая часть животного мира состоит из едоков и съедаемых. Когда вокруг мало едоков, популяции любых «съедаемых» видов могут стать слишком многочисленными, чтобы их могла поддерживать среда обитания.

Современное антропоморфное мифотворчество

Между тем, антропоморфизм жив и процветает, и его используют маркетологи, работающие на организации, надеющиеся сохранить здоровье окружающей среды. Их подход хорошо подтверждается исследованиями.

Эффект человеческих глаз

В публикации в рецензируемом журнале Frontiers in Psychology китайские исследователи сообщили, что размещение изображений человеческих глаз на «зеленых» продуктах побуждает потенциальных потребителей предпочитать их. (9)

Мангровые заросли и сумка для покупок с человеческими качествами

Как описано в рецензируемом журнале DLSU Business & Economics Review, исследователи из Индонезийского католического университета Атма Джая провели два исследования влияния антропоморфизма на поведение потребителей. (10)

Первое исследование оценивало, может ли придание мангровым деревьям человеческих черт и атрибутов помогать движениям по спасению деревьев. Было создано четыре печатных объявления. В двух из этих объявлений текст пояснял, что 40% мангровых зарослей в Индонезии погибло в результате деятельности человека и что мангровые заросли защищают береговую линию от цунами.

В каждом из двух других объявлений персонаж по имени Дядя Мангров обращался с призывом. В одном Дядя Мангров был высоким, сильным, крепким и добросердечным деревом. В другом он плакал и умолял о помощи.

Участников исследования больше убедили две рекламы Дядя Мангров, чем две рекламы с очевидными фактами.

Во втором исследовании католического университета Атма Джая исследователи наделили анимированную сумку для покупок человеческими глазами, ртом, руками и ногами. Сумка с человеческими чертами – это больше, чем обычная сумка для покупок, она убедила участников, что они должны брать с собой сумку при совершении покупок, чтобы не полагаться на одноразовый пластик.

Вина ведет к действию

В рецензируемом журнале Sustainability ученые из Университета науки и технологий Гонконга сообщили о результатах трех основанных на опросах исследований, в которых изучалась связь между антропоморфизмом и позитивным воздействием на окружающую среду. (11)

Исследователи последовательно обнаружили, что участники исследования, которые «рассматривают природу с точки зрения антропоморфизма, с большей вероятностью будут чувствовать себя виноватыми за ухудшение состояния окружающей среды, и они предпримут больше шагов в направлении экологических действий».

Обратная сторона антропоморфизма в маркетинге

toos / Getty Images

Использование антропоморфизма для противодействия ужасным последствиям антропоцентризма может иметь недостатки. Как широко отмечается в научной литературе, наделение одного вида в регионе человеческими чертами может привести к его спасению за счет менее привлекательных, но, возможно, более экологически важных видов. Это может даже отвлечь ресурсы от всего взаимодействия уязвимых природных ресурсов региона.

Иногда результаты антропоморфизма просто катастрофичны. Например, в 1970-х годах из японского сериала мультфильмов, изображающего симпатичного, полностью антропоморфизированного енота по имени Плут, в Японию ввозилось около 1500 енотов в месяц для использования в качестве домашних питомцев.

Настоящие еноты не обязательно милые и приятные. Они могут быть злобными, а их зубы и когти внушают страх. Как описано в The Smithsonian, разочаровавшиеся семьи в Японии выпустили своих енотов в дикую природу, где они так успешно размножались, что правительству пришлось внедрить дорогостоящую общенациональную программу искоренения. Это не увенчалось успехом. В настоящее время еноты живут в Японии как инвазивный вид, разнося мусор и нанося ущерб посевам и храмам. (12)

Последний пример антропоморфизма

Конечным в антропоморфизме может быть идея о том, что системы Земли вместе составляют разумное существо, которое поддерживает благоприятные условия для жизни на Земле. Эта концепция была разработана в 1970-х эксцентричным британским химиком и ученым-климатологом Джеймсом Лавлоком, который усовершенствовал свои идеи в сотрудничестве с американским микробиологом Линн Маргулис. Они изобразили живое существо в виде матери и назвали ее «Гайей» в честь древнегреческого божества, которое было олицетворением Земли. (13)

На протяжении многих лет ученые во многих дисциплинах соглашались с Лавлоком и Маргулис в том, что системы Земли иногда очень хорошо поддерживают друг друга в здоровом равновесии. Но иногда регулирующая работа, которую они выполняют, совсем не хороша. Между тем, ни один ученый не представил убедительных доказательств существования интеллекта, подобного Гайе. По большому счету, гипотеза Гайи поддерживается не учеными.

Очевидная нормальность антропоцентризма и антропоморфизма предполагает, что громкие оплакивания склонности людей высоко ценить себя и видеть себя на протяжении всего творения не являются целесообразным способом спасти окружающую среду от ее нынешнего, вызванного человеком состояния опасности. С другой стороны, использование антропоморфизма как «зеленого» инструмента против слепого антропоцентризма могло бы помочь.

Антропоцентристский подход к истории что это. Смотреть фото Антропоцентристский подход к истории что это. Смотреть картинку Антропоцентристский подход к истории что это. Картинка про Антропоцентристский подход к истории что это. Фото Антропоцентристский подход к истории что это

Научный журналист, освещающий широкий круг тем, касающихся окружающей среды, климатического кризиса, загрязнения и жизни людей. Внештатный автор сайта «Знание – свет».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *