Апк ученика что это

«Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 16.11.2021)

24 июля 2002 года N 95-ФЗ

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 28.07.2004 N 80-ФЗ,

от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 31.03.2005 N 25-ФЗ, от 27.12.2005 N 197-ФЗ,

от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 11.06.2008 N 85-ФЗ,

от 22.07.2008 N 138-ФЗ, от 03.12.2008 N 229-ФЗ, от 28.06.2009 N 124-ФЗ,

от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 09.03.2010 N 20-ФЗ, от 30.04.2010 N 69-ФЗ,

от 27.07.2010 N 194-ФЗ, от 27.07.2010 N 228-ФЗ, от 23.12.2010 N 379-ФЗ,

от 06.04.2011 N 65-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 12.07.2011 N 210-ФЗ,

от 03.12.2011 N 389-ФЗ, от 08.12.2011 N 422-ФЗ, от 25.06.2012 N 86-ФЗ,

от 30.12.2012 N 317-ФЗ, от 22.04.2013 N 61-ФЗ, от 07.06.2013 N 126-ФЗ,

от 02.07.2013 N 166-ФЗ, от 02.07.2013 N 186-ФЗ, от 02.07.2013 N 187-ФЗ,

от 02.11.2013 N 294-ФЗ, от 28.06.2014 N 186-ФЗ, от 31.12.2014 N 527-ФЗ,

от 08.03.2015 N 41-ФЗ, от 06.04.2015 N 72-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ,

от 29.06.2015 N 154-ФЗ, от 29.06.2015 N 195-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ,

от 29.12.2015 N 393-ФЗ, от 29.12.2015 N 409-ФЗ, от 30.12.2015 N 425-ФЗ,

от 15.02.2016 N 18-ФЗ, от 02.03.2016 N 45-ФЗ, от 02.03.2016 N 47-ФЗ,

от 01.05.2016 N 137-ФЗ, от 23.06.2016 N 220-ФЗ, от 22.11.2016 N 393-ФЗ,

от 19.12.2016 N 435-ФЗ, от 17.04.2017 N 76-ФЗ, от 28.05.2017 N 101-ФЗ,

от 01.07.2017 N 147-ФЗ, от 29.07.2017 N 223-ФЗ, от 28.12.2017 N 421-ФЗ,

от 29.07.2018 N 265-ФЗ, от 03.08.2018 N 295-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ,

от 28.11.2018 N 451-ФЗ (ред. 26.07.2019), от 25.12.2018 N 485-ФЗ,

от 18.07.2019 N 191-ФЗ, от 26.07.2019 N 197-ФЗ, от 12.11.2019 N 374-ФЗ,

от 02.12.2019 N 406-ФЗ, от 08.06.2020 N 171-ФЗ, от 08.12.2020 N 428-ФЗ,

от 24.02.2021 N 23-ФЗ, от 01.07.2021 N 282-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ

от 16.07.2004 N 15-П, от 17.11.2005 N 11-П,

Определением Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 22-О,

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.03.2008 N 6-П,

Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ,

Постановлениями Конституционного Суда РФ от 22.07.2021 N 40-П,

Источник

Информация для родителей об АПК «АРМИС»

Информация для родителей об аппаратно-программном комплексе «АРМИС»

С сентября 2013 года в рамках реализации пилотного проекта по здоровье сбережению 100 общеобразовательных школ Ростовской области были оснащены аппаратно-программными комплексами диагностического назначения «АРМИС» (разработка ООО «Корвита»). Данные комплексы позволяют качественно, быстро и без вреда для здоровья осуществить комплексную диагностику состояния здоровья ребенка, а также выявлять возможные нарушения в различных системах организма.

АРМИС — диагностический аппарат для контроля физиологических параметров, который предназначен для профилактических осмотров и мониторинга здоровья детей и взрослых в образовательных учреждениях, сельских амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах и медицинских подразделениях предприятий. Аппарат специально разработан для доврачебного обследования основных систем организма человека и автоматической оценки их состоянии, с учетом региональных половозрастных норм.

АРМИС — это моноблочный, малогабаритный, универсальный аппаратно-программный комплекс к которому подключаются датчики для регистрации физиологических параметров человека. В школьном медкабинете он способен заменить сразу несколько приборов и аппаратов для снятия кардиограммы, измерения артериального давления, оценки физического развития, состояния дыхательной и центральной нервной системы, таблицы для проверки зрения. Он позволяет проводить обследования методами, которые ранее были доступны только в хорошо оснащенных лечебно-профилактических учреждениях.

Особенностью аппарата является то, что обслуживается он одним оператором, прошедшим соответствующую подготовку. За 30-40 минут оценивается функциональное состояние ребенка.

Исследуются параметры следующих систем организма:

— сердечно-сосудистой
— дыхательной
— центральной нервной
— слуховой
— зрительной

Оценка сердечно-сосудистой системы включает автоматизированную регистрацию и анализ электрокардиограммы в трех стандартных отведениях, а также измерение артериального давления, что позволяет оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и выявить в ней ряд патологических изменений.

— При оценке респираторной системы определяются частота дыхания, жизненная ёмкость лёгких, объёмные и скоростные характеристики выдоха. По времени задержки дыхания на вдохе и выдохе оцениваются резервные возможности организма.

— Оценка слуховой чувствительности в различных частотных диапазонах методом субъективной тональной аудиометрии позволяет выявить самые ранние стадии нарушений слуховой функции.

— Автоматизированное определение интегральной остроты зрения позволяет обнаружить нарушения в системе фокусировки оптической системы глаза. У детей с помощью теста Малиновского выявляется предмиопия (возможность развития близорукости).

— Оценка состояния центральной нервной системы по показателям времени простой и сложной зрительно-моторной реакции позволяет выявить ухудшение функционального состояния обследуемого.

Анализ результатов состояния здоровья учащихся с использованием диагностического комплекса «АРМИС» осуществляется в автоматическом режиме экспертной информационной системой «Наша здоровая школа». Данные, полученные с помощью аппарата АРМИС, в обезличенной форме в режиме реального времени поступают на сервер и используются для статистического анализа и прогноза. Отдельно анализируется набор параметров адаптационных резервов и параметры физического развития. Специальная статистическая процедура позволяет подойти к комплексной оценке как системы в целом, так и к каждому из исследуемых параметров: состояние системы или параметра в норме или имеются признаки отклонения от нормы – «не норма».

По результатам обследования при необходимости вы можете вовремя обратиться за врачебной помощью.

Важно помнить : аппаратно-программный комплекс «АРМИС» выполняет функцию диагностической, доврачебной помощи. Полученная в отношении любого из исследуемых параметров оценки «не норма» еще не означает, что ребенок нездоров. Это говорит о том, что на анализируемую систему организма (в которой обнаружено то или иное отклонение от нормы) следует обратить внимание, проконсультироваться с врачом, направить усилия на повышение качества здоровья с использованием технологий физкультуры и спорта, рациональной организации образа жизни, исключения вредных привычек и т.п.

Безопасность и возможность использования в условиях образовательного учреждения аппаратно-программного комплекса «АРМИС» подтверждена следующей документацией:

1. Регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, №ФСР 2010/06908, выданное от 26 февраля 2012 г.

4. Отзыв директора Научного центра здоровья детей РАМН, председателя исполкома Союза педиатров России, главного педиатра России, вице-президента РАМН, академика РАМН А.А. Баранова от 1.12.2010 г.

С полной информацией об АПК «АРМИС» вы можете ознакомиться на сайте http://www.corvita.ru

Адрес: Ростовская область, Мясниковский район, х. Калинин, ул. Школьная, д. 136

Источник

Состав и значение АПК

Урок 34. География России. Население и хозяйство. 9 класс

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что это

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что это

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что это

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что это

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что это

Конспект урока «Состав и значение АПК»

Агропромышленный комплекс (сокращённо АПК) — это крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий несколько отраслей экономики. Все они направлены на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получение из него продукции, доводимой до конечного потребителя. Агропромышленный комплекс — это совокупность отраслей экономики страны, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, которые тесно связаны с сельскохозяйственным производством, осуществляющие перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку её потребителям, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями, обслуживающие сельскохозяйственное производство.

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что это

Агропромышленный комплекс занимает особое место в жизни общества, так как обеспечивает людей продовольствием. Это главная задача АПК. Основой агропромышленного комплекса является сельское хозяйство. Однако оно не может справиться со столь важной задачей – обеспечить население страны продовольствием. Сельскому хозяйству необходима техника (это комбайны, тракторы, картофелекопалки и так далее). Кроме этого, необходимы удобрения, ядохимикаты, комбикорм для скота и прочее. Исходя из этого, в составе агропромышленного комплекса выделяют три основных звена, каждое из которых выполняет свою определённую функцию.

Итак, первое звено АПК – это отрасли, обслуживающие сельское хозяйство. Сюда входят: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники и минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и другое.

Таким образом, первое звено агропромышленного комплекса обеспечивает его машинами и оборудованием, удобрениями, ядохимикатами и прочим. Именно от первого звена во многом зависят успехи всего комплекса, поскольку оно обеспечивает такие важные процессы, как механизация и автоматизация АПК. Агропромышленный комплекс использует огромное количество разнообразной техники: тракторы, грузовые автомобили, экскаваторы. Стоит отметить, что сельскохозяйственная техника достаточно громоздка, её трудно перевозить. Поэтому места её производства приближены к районам потребления. Так, например, зерноуборочные комбайны производят в Ростове-на-Дону, льноуборочные — в Бежецке (Тверская область).

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что это

Второе, центральное, звено агропромышленного комплекса — это сельское хозяйство. Это отрасль хозяйства, направленная на обеспечение населения продовольствием и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Традиционно сельское хозяйство делят на две отрасли: растениеводство и животноводство. Эти две подотрасли развиваются в фермерских хозяйствах, в личных подсобных хозяйствах и так далее.

Стоит отметить, что площадь земель в России ограничена и не может постоянно расширяться. Качество и плодородие земель различно, при правильном использовании оно может повышаться, но только до определённого предела. Россия располагает огромной земельной площадью — 1709,9 миллиона гектаров. Однако значительная её часть приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Только двести двадцать три миллиона гектаров (около 13 %) составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве. Доля же самых ценных земель – пашни – всего 7 % (это 118 миллионов гектаров).

Значительная часть сельскохозяйственных угодий России подвержена переувлажнению и заболачиванию (около 20 %). Засолению (около 18 %). Водной и ветровой эрозии (около 23 %). Засухе (в отдельные годы — до 77 %). Всего же в защите от неблагоприятных природных условий нуждается пятьдесят восемь процентов пашни и девяноста пять процентов пастбищ.

В связи с этим для России огромное значение имеет мелиорация земель. Это комплекс мер, направленных на сохранение плодородия почв. Основными видами сельскохозяйственной мелиорации являются: орошение, осушение, борьба с эрозией, химическая мелиорация. Поговорим о борьбе с эрозией. Предотвратить разрушение почв можно с помощью правильной вспашки почвы. Склоны холмов распахивают не вдоль, а поперёк. Вода со склонов не стекает вдоль борозд, а просачивается вниз. Так не допускают смыва почвы с наклонных участков.

Распашка склонов холмов

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что это

Существует много видов химической мелиорации, которые служат улучшению химических свойств почвы. Они включают рассоление почвы, т. е. удаление из неё солей, мешающих развитию растений и, наоборот, известкование кислой почвы. При химической мелиорации необходимо точно соблюдать нормы и режим внесения удобрений.

Ежегодно в России площадь земель, подверженных эрозии, возрастает на 0,5 миллиона гектаров. Потери верхнего плодородного слоя от эрозии составляют одну целую пять десятых миллиарда тонн. К примеру, в результате эрозии знаменитые российские чернозёмы за последние сорок лет потеряли пятнадцать сантиметров плодородного слоя. Процессы эрозии особенно сильны в наиболее благоприятных для ведения сельского хозяйства районах (Центральном Черноземье, Поволжье, Европейском Юге). Следствие эрозии — овраги. Их в стране более четырёхсот тысяч с общей площадью пятьсот тысяч гектаров.

Также негативно влияют на почву сельхозмашины. Они сильно уплотняют её. Если в тысяча девятьсот пятидесятые годы трактор весил пять тонн, то сейчас его вес уже — от семи до тринадцати тонн. Вес дождевальной установки — пятьдесят пять тонн. Уплотнение почвы снижает урожайность на 10-50 %.

Третье звено агропромышленного комплекса объединяет отрасли, которые занимаются переработкой сельскохозяйственного сырья. Сюда входят: пищевая промышленность, отрасли по первичной переработке сырья для лёгкой промышленности, а также общественное питание и торговля.

Для выполнения своей главной задачи агропромышленному комплексу недостаточно только произвести сельскохозяйственную продукцию. Её нужно сохранить, качественно переработать и вовремя доставить населению. Сельское хозяйство не может справиться с этим без помощи других отраслей. Поэтому его связи с другими звеньями комплекса постоянно крепнут и расширяются.

Что же является главным фактором ускорения развития производительности в сельском хозяйстве? Научно-технический прогресс оказывает непосредственное воздействие на сельское хозяйство через важнейшие направления его развития. Прямое отношение к развитию научно-технического прогресса имеют: внедрение рациональных форм управления, организация и оплата труда, подготовка высококвалифицированных кадров.

В практике утвердились и широко используются основные направления, по которым развиваются и внедряются достижения научно-технического прогресса в растениеводстве. Среди них такие, как агротехнические, технологические и организационно-экономические направления.

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что это

К агротехническим относятся: применение интенсивных севооборотов, создание и использование высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, расширение орошаемых земель и совершенствование способов полива. А также эффективное применение минеральных и органических удобрений, химических и биологических средств защиты растений от вредителей, болезней, сорняков.

Технологические включают: создание и применение новых высокопроизводительных машин и оборудований, внедрение индустриальных технологий возделывания и уборки сельскохозяйственных культур. Сюда также входят использование транспортных средств, расширение ёмкостей для кратковременного хранения продукции.

Наибольшую значимость приобретает изучение организационно-экономических направлений, в которых концентрируются достижения научно-технического прогресса в агротехнике и технологии возделывания культур. К ним относятся: совершенствование форм и методов заготовок продукции, организация труда и материальное стимулирование, подготовка высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства.

Перспективным направлением научно-технического прогресса является биотехнология. Эта сравнительно новая быстроразвивающаяся отрасль науки и производства, основанная на промышленном применении естественных и целенаправленно созданных живых систем. В сельском хозяйстве широко используются созданные промышленным путём биопрепараты для защиты растений, бактериальные удобрения, дрожжи, грибной мицелий и прочее.

Источник

Что такое АПК: отрасли, средства производства

Что такое АПК? Это совокупность отраслей, имеющих экономические связи, ориентированные на выпуск сельхозпродукции, ее переработку, хранение и продажу. В комплекс входят также предприятия, которые обеспечивают поставку средств производства.

Сферы АПК

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что это

Сельское хозяйство

Изучение вопроса «Что такое АПК?» по сферам лучше начать с сельского хозяйства. Эта отрасль занимает особое место в экономике, имеет существенные отличия от иных. Земля – ключевое средство производства, которое при грамотном использовании со временем лишь увеличивает плодородие. Это основное ее преимущество. Потому что другие средства производства постепенно разрушаются, теряют эффективность, подлежат замене. Земля выполняет и функцию предмета труда.

К средствам производства относят животных и растения. Сезонность – немаловажная особенность сельского хозяйства. Следствием этого фактора является неравномерность в течение года:

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что это

Развитие агропромышленного комплекса

Что такое АПК без интенсификации? Ее активно используют во всем мире. Интенсификация – способ производства, при котором через снижение затрат происходит увеличение производительности, улучшение качества и сокращение издержек. На нее делают ставку крупные хозяйства.

Какие условия необходимы, чтобы агропромышленный комплекс развивался?

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что это

Агропромышленный комплекс Российской Федерации

Состав АПК РФ далеко не совершенен. Существенный недостаток, который сказывается на естественном развитии всего комплекса, – морально устаревшие средства производства. Решение этой проблемы позволит вывести рынок сельскохозяйственной продукции на качественно иной уровень.

В нашей стране есть практически все условия для выпуска большинства видов сельхозпродукции. Однако на этом фоне в Россию ежегодно импортируется большое число наименований товаров, произведенных агропромышленными комплексами иностранных государств. Мешают полноценному импортозамещению низкая эффективность, большой процент потерь и недостаточное качество нашей сельскохозяйственной продукции.

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что это

Природные факторы

Производство АПК зависит от некоторых природных факторов, которые оказывают влияние на объемы продукции и территории, на которых возможно ее выращивание:

Сельхозкультуры обладают разными потребностями в солнечном свете, тепле, воде и почвам. Исходя из этого, предприятия АПК располагают внутри страны. Размещение животноводческих хозяйств также зависит от природных факторов через потребность в кормах.

Мелиоративные мероприятия способствуют улучшению имеющихся условий для определенных видов сельскохозяйственных культур. Что такое АПК, хорошо знают люди, задействованные в цепочке производства. Одни культуры произрастают лишь в узком диапазоне факторов, а другие – в более широком. К числу первых относятся виноград, чай, цитрусовые. Картофель, злаки принадлежат ко второй группе.

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что это

Социально-демографические и экономические факторы

Население определяет спрос на продукцию сельского хозяйства. В одних регионах и странах традиции потребления могут существенно отличаться от других. Производство нуждается в трудовых ресурсах, которые в разных областях отличаются и определяются навыками коренного населения. К числу трудоемких относят овощеводство, производство технических культур, некоторые виды животноводства. Использование квалифицированных сотрудников позволяет сократить издержки и повысить выход продукции.

Экономические факторы, влияющие на АПК, следующие:

При расположении предприятий агропромышленного комплекса стараются учитывать все указанные факторы. Это позволит оптимизировать их работу.

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Аграрное образование в России

ИЛЛЮСТРАЦИИ, ГРАФИКИ И ИНФОГРАФИКА ДАРЬИ ДЕЛОНЕ

Российские аграрные вузы выпускают большое количество специалистов. Но при этом в сельскохозяйственной сфере существует острый дефицит кадров, который усугубляется на фоне технологического прогресса. Учёные Института аграрных исследований НИУ ВШЭ проанализировали международный опыт подготовки специалистов для сферы АПК и разработали рекомендации по модернизации системы российского аграрного образования. По результатам анализа подготвлен доклад «Аграрное образование в контексте перехода к АПК 4.0. Анализ международного опыта. Рекомендации для России» для планерного заседания XXII Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером..

Оставить нельзя модернизировать

Стремительный прогресс технологий затрагивает все отрасли экономики, в том числе и сельскохозяйственную. Облик и условия развития мирового агропромышленного комплекса (АПК) кардинально изменятся уже в ближайшее десятиления, прогнозируют учёные.

Новый этап технологического развития в мире получил название «АgroTech 4.0» (АПК 4.0). Его основы — внедрение «умных» решений, био- и нанотехнологий, робототехники, растущее влияние потребителей и новых ценностных ориентиров, изменения в структуре ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности.

Всё это меняет структуру занятости — с одной стороны снижается зависимость от низкоквалифицированной рабочей силы и ставится под вопрос актуальность отдельных профессий, с другой — растут и быстро меняются требования к ключевым компетенциям.

В результате одним из трендов трансформации мирового АПК становится формирование новой модели аграрного образования. Её основные черты: междисциплинарность и развитие на стыке разных областей научных знаний, растущий в геометрической прогрессии объём научной информации, переход к «экономике знаний», главным ресурсом которой являются компетенции. Университеты, управляющие созданием этого ресурса, приобретают новую ролевую характеристику, преобразуясь в «предпринимательские университеты», которые совмещают научно-образовательную, инновационную и бизнес-функцию.

Больше не значит лучше

Российские аграрные университеты, как отмечают авторы доклада, на фоне новой технологической реальности оказались одними из наименее подготовленных. Об этом, как минимум, свидетельствуют данные международного рейтинга университетов мира QS. По предметной области «Сельское и лесное хозяйство» ни один из аграрных вузов РФ не включен в Топ-200 лидеров. В общем рейтинге представлен только один профильный университет — РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева. По состоянию на 2020 год он входит в группу вузов, занимающих 251-300 места.

Специалисты, которых готовят сейчас российские университеты, гораздо менее успешно вписываются в отрасль, чем их зарубежные коллеги, отмечают учёные, ссылаясь на данные по удельному показателю производства в агропродовольственном секторе в расчете на одного выпускника. Россия уступает США в 6 раз из расчёта объёма производства АПК, и в 7 раз из расчёта объёма аграрного экспорта.

Нехватка квалифицированных кадров — ключевая проблема современного российского АПК. В 2020 году проводился опрос 22 крупнейших агрохолдингов России. Результаты показали, что только в одном Центральном Черноземье номинальный ежегодный объём кадрового дефицита по «производственным» специальностям — около 2,3 тыс. специалистов. Речь идёт не только о новых для отрасли специальностях, как, например, генетика, биоинформатика, но и вполне традиционных — агрономы, ветеринары, зоотехники.

Аграрные профессии в России имеют низкий престиж из-за чего страдает «качество» абитуриентов, поступающих в аграрные вузы и их закрепляемость в профессии. При этом само образование ориентировано на массовый выпуск специалистов широкого профиля.

Результаты анализа показали, что за последние 10 лет американские аграрные вузы открыли 78 новых направлений подготовки. В целом за этот период подготовка осуществлялась по 387 направлениям, связанным с АПК и развитием сельских территорий. Это втрое больше, чем в России — 111 направлений (по данным 2019 года), включая специальности, не имеющие отношения к сельскому хозяйству — например, юристы и строители.

За последнее десятилетие в США подготовили почти 2 тыс. специалистов в области аграрной генетики, селекции и репродуктивных технологий, в России их подготовка не осуществлялась вообще. «Из американского перечня в почти 50 аграрных специальностей в области биологических и биомедицинских наук в России осуществляется подготовка только по двум — общая биология и биотехнологии», — отмечают авторы доклада. В американский перечень входят, например, такие узкие специальности, как медицинская микро- и бактериология, молекулярная генетика, фитопатология, токсикология животных, лимнология и т.п.

Авторы отмечают, что по многим специальностям в России просто невозможно подготовить специалистов по организационно-бюрократическим причинам — например, отсутствие утвержденных ФГОСов, или несоответствие ожидаемой численности студентов «контрольным цифрам приема». Тем не менее, уже сегодня в России нужны специалисты по репродуктивной биологии, иммунологии, селекции в садоводстве, генетике животных и многие другие.

Дефицит кадров образуется на фоне парадоксальной ситуации — отечественные аграрные вузы выпускают огромное количество молодых специалистов. В 2019 году их численность составила свыше 60 тыс., что почти на 30% больше, чем в США — 47 тыс. человек. Однако низкая закрепляемость выпускников в отрасли, консерватизм и зарегулированность российской образовательной аграрной системы ведут к тому, что сельскохозяйственная отрасль в результате страдает от острой нехватки кадров.

Зарубежный опыт

Кадровый дефицит в АПК и престиж аграрных профессий — проблема не только России. Она характерна для всех развитых стран, и, как отмечают авторы, вызвана общим набором предпосылок, связанных с трансформацией общественно-экономического уклада.

Американская образовательная модель имеет, например, свои проблемы — недостаточная «пропускная способность» университетов. Она вызывает количественный дефицит. Качественный также есть, но формулируется в перспективном контексте — дефицит кадров может проявиться при быстром переходе отрасли на новый технологический этап. Россия имеет и количественный, и качественный дефицит специалистов «здесь и сейчас».

Чтобы сформулировать рекомендации по модернизации российского аграрного образования, авторы доклада проанализировали опыт США, представляющий, как они отмечают, уникальный пример комплексного подхода и включающий наиболее широкий набор инструментов, которые используются в мировой практике преодоления подобных проблем.

Аграрное образование, как часть большего

Американское аграрное образование — не обособленная сфера. Наряду с научными исследованиями и аграрной экономикой оно полностью интегрировано в единый комплекс REE (Research, Education and Economics), миссия которого состоит в обеспечении лидерства США в области научных открытий и прикладных разработок, распространения информации и технологий.

Авторы отмечают, что Минсельхоз США (USDA) имеет возможность вовлекать в решение задач в сфере REE широкий спектр участников — вне зависимости от формы собственности — через развитую систему грантового финансирования.

«Образовательный конвейер»

Система аграрного образования в США основана на концепции «образовательного конвейера», что означает поддержку непрерывности и преемственности — обучение в течение всей жизни, начиная со средней школы.

В сфере обеспечения качества образования существуют две базовые программы (в комплексе охватывают все образовательные ступени от начальной школы до магистратуры): SPECA (Secondary Education, Two-Year Postsecondary Education, and Agriculture in the K-12 Classroom Challenge Grants Program) и HEC (Higher Education Challenge).

SPECA направлена на повышение качества образования в средних школах и колледжах. Её конечная цель — увеличение числа и разнообразия учеников, которые будут продолжать обучение на ступенях среднего специального образования, переходящего в бакалавриат.

HEC (Higher Education Challenge) же укрепляет образовательный потенциал университетов. Эта программа преследует две ключевые цели — повышение качества обучения бакалавров, магистров и первых профессиональных степеней в области ветеринарии.

Помимо этих двух программ существует ещё много других, направленных, например, на поддержку института аграрного образования в школах, внедрение STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) на всех участках образовательного конвейера, поддержку инновационных исследований для малого бизнеса, развитие партнёрств между частными организациями и государственными научно-исследовательскими центрами. В 2019 году по программам таких партнерств (SBIR — Small Business Innovation Research и STTR — Small Business Technology Transfer) была оказана поддержка 106 проектам на общую сумму 24 млн долларов.

Ключевые компоненты высшего аграрного образования США

Есть два ключевых компонента, на основе которых выстраивается модель высшего аграрного образования США и обеспечение его качества:

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что этокомпетентностный подход — создание для выпускника наилучших условий, позволяющих максимально быстро и эффективно включиться в реальную трудовую деятельность;

Апк ученика что это. Смотреть фото Апк ученика что это. Смотреть картинку Апк ученика что это. Картинка про Апк ученика что это. Фото Апк ученика что этосоздание наилучших условий для реализации потенциала талантливых и мотивированных студентов, их профессионального выбора и закрепления в профессии.

Для достижения этих целей используется кредитно-модульная система, а также практически-ориентированное обучение. Кредитно-модульная система позволяет сохранять преемственность и делает возможным переход студентов между образовательными учреждениями и на более высокие ступени образования.

Ориентация обучения на практику поддерживается на всех уровнях и ступенях образовательного процесса, начиная со средней школы и заканчивая повышением квалификации состоявшихся специалистов. Одним из компонентов практически-ориентированного обучения является партнёрство бизнеса и университетов, основанное в том числе на грантовой политике.

Что необходимо внедрять в России?

По результатам обзора зарубежного опыта подготовки специалистов для аграрной сферы, сотрудники Института аграрных исследований НИУ ВШЭ подготовили предложения по модернизации системы российского аграрного образования.

Прежде всего, по мнению исследователей, необходимо сформировать единый центр координации HТP АПК, который бы сосредоточился на разработке, актуализации и обеспечении реализации долгосрочной стратегии развития аграрной науки и образования в России. Эта стратегия должна быть направлена на достижение будущей глобальной конкурентоспособности отечественного АПК. «Без ясной системы целеполагания и полностью скоординированного подхода реализация любых инициатив в этой области будет обречена», — отмечают авторы доклада.

Далее необходимо создать специальный инструмент финансирования (систему конкурсных грантов). Этот инструмент должен позволить Минсельхозу управлять решением научных и образовательных задач вне зависимости от ведомственной подчинённости и формы собственности организаций-исполнителей.

Важно, по мнению учёных, модернизировать перечень академических программ аграрных вузов с учётом растущей включенности сельскохозяйственного производства в цепочки добавленной стоимости, интеграции в цифровую среду и рациональное природопользование.

Необходимо также ориентироваться на удовлетворение не только текущих, но и будущих кадровых потребностей. «Высшая школа должна позволять готовить специалистов, которые будут нужны отрасли через пять лет, а не тех, которые были нужны на момент создания образовательного стандарта (ФГОСа), открывать возможности выстраивания индивидуальных, в том числе и междисциплинарных образовательных треков, формирующих уникальные комбинации знаний и опыта», — отмечают авторы доклада.

Среднее профессиональное сельскохозяйственное образование также должно быть модернизировано. Оно, по мнению учёных, должно стать обязательной подготовительной ступенью для поступления в аграрные вузы.

Отдельное предложение касается довузовской профориентации в АПК. К ней необходим централизованный и скоординированный подход. Авторы предлагают создание специальных инструментов и стандартных «пакетных» решений для масштабирования сети агроклассов и агроэкологических объединений школьников. Система должна позволять быстро выстроить образовательный процесс в любой заинтересованной сельской школе.

Также, по мнению авторов доклада, необходим перезапуск Центров сельхозконсультирования как ключевого инструмента массового внедрения результатов НИОКР и повышения сельскохозяйственной грамотности работников АПК.

Если российская система аграрного образования не будет обновлена — разрыв с развитыми странами в горизонте 10 лет может стать необратимым, считают авторы доклада.

Это грозит существованию целых рынков продукции АПК, а ключевые технологии последнего поколения могут оказаться недоступными для российского бизнеса.
IQ

Материал подготовлен на основе доклада Института аграрных исследований НИУ ВШЭ «Аграрное образование в контексте перехода к АПК 4.0. Анализ международного опыта. Рекомендации для России».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *