Апокалипсис что это значит

«Апокалипсис»: кто, зачем и когда написал эту книгу?

О чем книга? В ней действительно о «конце света»?

Да, и об этом тоже. Он описывается при помощи символов (снятие печатей, освобождение всадников Апокалипсиса, трубящие ангелы и т. д.). Затем следуют видения всеобщего воскресения и Последнего Суда. Книга завершается изображением вечного Царства Божьего. И здесь уже используются радостные образы Небесного Иерусалима, древа жизни и так далее.

Почему такое название? Что такое Апокалипсис?

Это греческое слово означает «откровение» — открытие того, что было известно только Богу. Обычно в древности книги специально не назывались, а заголовками служили первые строки. Данный текст начинается со слов «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог».
Сейчас эта книга часто вызывает страх, но в библейские времена апокалиптическая литература вселяла надежду. Она говорила о том, что в конце истории человечества наступит Царство Божье.

Почему же так непонятно написано?

Апокалипсис — популярный у иудеев жанр, наполненный символами, смысл которых нам трудно понять, но первым читателям он был ближе и яснее, хотя тоже во многом оставался таинственным. К примеру, для нас двуглавый орел — вполне понятный символ, часть государственного герба, а у далекого от нашей культуры человека его упоминание в тексте могло бы вызвать большое замешательство. Для чтения самой сложной книги Библии важно знакомство с историческим контекстом, образным языком Ветхого Завета и литературы того времени.

Не вредно ли читать Откровение «непосвященным»?

Нет, не вредно. Церковь в принципе призывает верующих активно изучать Писание — в христианстве категорически отрицается возможность «тайного знания» для непосвященных, Бог одинаково откровенен со всеми. Однако начинать знакомство с Библией именно с этой книги точно не стоит: для ее понимания нужен определенный культурный и духовный опыт. Любые символы очень легко начать понимать слишком буквально или очень примитивно, или в стиле «научной фантастики».

Когда и с какой целью был написан Апокалипсис?

В 70-90-е годы I века, в страшную эпоху жестоких гонений на христиан. Апокалипсис — это пророчество, изложенное в форме увещевательного послания к семи Церквям того времени, которое, впрочем, актуально во все времена. Книга Откровения напоминает о Втором Пришествии, судьбах праведников и грешников, но не пугая, а утешая. Она как бы говорит, что в конце истории обязательно восторжествует Правда Божья и весь мир будет жить по воле Божьей, как на Небе, так и на земле.

06

Кто автор? Согласна ли наука с Преданием, приписывающим авторство Иоанну Богослову?

Споры об этом и в Церкви ведутся давно. Из текста известно лишь имя автора — Иоанн и то, что он был сослан на остров Патмос. Считалось, что это был любимый ученик Христа — Иоанн Богослов. Ни один другой Иоанн не обладал таким авторитетом. В III веке Дионисий Александрийский высказал сомнение в том, что четвертое Евангелие и Апокалипсис мог написать один человек. Современная критика тоже основывается на несоответствии стилей текстов, чего все же недостаточно для доказательства или опровержения авторства.

07

Это последняя книга Священного Писания. Почему?

Апокалипсис поздно вошел в канон. И хотя он широко почитался во всей Церкви, на Востоке были сомнения в его апостольском происхождении. Только в IV веке Апокалипсис окончательно входит в известный нам список из 27 книг Нового Завета. Несмотря на свою оригинальность, Откровение не дополняет евангельское учение чем-то принципиально новым. Оно лишь завершает библейские тексты, как последняя книга Священного Писания и как книга о последних судьбах этого мира.

Источник

Апокалипсис – это что значит? Значение слова

Ассоциации общества

Как правило, слово «апокалипсис» у многих ассоциируется с чем-то страшным и ужасным. Так принято называть конец света, когда происходят ужасные катастрофы, гибнут люди, разрушается литосфера Земли. Существует немало фильмов, в которых апокалипсис – это последний день существования планеты. На неё сыплются огромные метеориты, раскаленная лава из вулканов разливается на города, а смерчи и торнадо сметают все на своем пути. Но откуда могли взяться такие ассоциации?

Апокалипсис что это значит. Смотреть фото Апокалипсис что это значит. Смотреть картинку Апокалипсис что это значит. Картинка про Апокалипсис что это значит. Фото Апокалипсис что это значит

Дословный перевод

Значение слова сложно определить, не зная, как оно переводится. На койне (один из самых распространенных греческих диалектов) «апокалипсис» переводится как «обнаружение», «откровение». Эти довольно знакомые слова можно встретить в одной из частей Библии. Конечно, люди привыкли трактовать это слово иначе, но «Апокалипсис» – это последняя книга Священного Писания. Название самой книги переводят как «откровение» или же «предсказание». Иными словами, дословно «апокалипсис» обозначает раскрытие истины.

Второе пришествие

Апокалипсис что это значит. Смотреть фото Апокалипсис что это значит. Смотреть картинку Апокалипсис что это значит. Картинка про Апокалипсис что это значит. Фото Апокалипсис что это значит

Это последний день всех жителей Земли. Именно после него настанет Судный день, воскреснут умершие, праведники будут вознаграждены, а грешники наказаны. Прежде чем Иисус вновь придет на грешную землю, люди переживут тяжелые времена (голод, катастрофы, войны). Библия указывает на то, что это необходимо для того, чтобы люди покаялись. За праведников же Иисус будет просить у Бога Отца о помиловании их и спасении.

Предзнаменования

Так какие же события будут свидетельствовать о скором наступлении конца света? В 24-й главе от Матвея рассказывается о том, что когда ученики Иисуса хотели ему показать здание храма, он сказал, что скоро он будет разрушен.

Апокалипсис что это значит. Смотреть фото Апокалипсис что это значит. Смотреть картинку Апокалипсис что это значит. Картинка про Апокалипсис что это значит. Фото Апокалипсис что это значит

Конечно же, они начали интересоваться точной датой события. Именно в этот момент Иисус начал рассказывать о том, когда наступит конец света (Апокалипсис). В первую очередь он говорил о том, что будет огромное количество шарлатанов, которые будут выдавать себя за Спасителя. Кроме того, начнутся войны, моры, землетрясения, а за праведную веру будут наказывать и убивать. Второе пришествие Христа будет похоже на те дни, когда был вселенский потоп и выжил только Ной и все, кто были в его ковчеге. Интересно то, что точной даты, когда это произойдет, не знает никто, кроме Бога. Кроме того, в Библии сказано, что после Апокалипсиса настанет Судный день.

Апокалипсис Иоанна

Откровение Святого апостола описывает события «последнего дня на всей Земле», которые увидел в своем видении Иоанн Богослов. Это чудеса и многочисленные катаклизмы, которые ждут жителей планеты.

Апокалипсис что это значит. Смотреть фото Апокалипсис что это значит. Смотреть картинку Апокалипсис что это значит. Картинка про Апокалипсис что это значит. Фото Апокалипсис что это значит

Именно по этой причине все эти события называют одним словом – Апокалипсис. Значение слова настолько масштабно, что от него образовались такие термины, как постапокалиптика и апокалиптика. Они обозначают жанры научной фантастики, в которых присутствуют катаклизмы или же описывается период времени после этих событий.

Толкования

Интересным является то, что Апокалипсис, – предсказания, полученные Иоанном Богословом от самого Бога, имеют несколько совершенно разных толкований. Дело в том, что оригинал самого откровения написан очень своеобразно. Понимать его можно двояко. По этой причине некоторые считают, что события, описанные в Апокалипсисе, уже произошли. Примером могут служить гонения христиан, Первая и Вторая мировые войны, постоянные катастрофы и землетрясения.

Апокалипсис что это значит. Смотреть фото Апокалипсис что это значит. Смотреть картинку Апокалипсис что это значит. Картинка про Апокалипсис что это значит. Фото Апокалипсис что это значит

Другие же считают, что события произойдут в скором времени, и следует начинать к ним готовиться. А некоторые и вовсе не верят в конец света (Апокалипсис) и считают его всего-навсего аллегорией. Очень часто круглые даты также приписывают к Апокалипсису. Так в 2012 году на многих интернет-ресурсах была размещена информация о том, что именно в этот год настанет конец света. На данную тему даже в 2009 году снят фильм, который так и называется «2012». Сюжет фильма рассказывает о целой цепочке катаклизмов и о последнем дне на Земле.

Апокалипсис что это значит. Смотреть фото Апокалипсис что это значит. Смотреть картинку Апокалипсис что это значит. Картинка про Апокалипсис что это значит. Фото Апокалипсис что это значит

Источник

Значение слова апокалипсис

Словарь Ушакова

Культурология. Словарь-справочник

(греч. apokalypsis – откровение)

одна из книг Нового завета, приписываемая Иоанну Богослову. Содержит пророчества о «конце света», о борьбе между Христом и антихристом, «страшном суде», «тысячелетнем царстве божьем». Апокалипсис отражал бунтарские настроения населения восточных провинций, угнетенных Римским государством.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

(откровение) — пророческая книга, последняя в числе Новозаветных книг. Книга написана ап. Иоанном Богословом на острове Патмосе, куда он был сослан Домицианом за свидетельство об Иисусе Христе; состоит из 22-х глав. В один воскресный день Иоанн был в духе, и в этом сверхъестественном состоянии тайно зрения явился ему Господь Иисус Христос, и повелел описать для семи Малоазийских церквей представляющиеся видения (1:9-19), открыл ему будущую судьбу христианской церкви в различных символических образах. Цель откровения утешить верующих среди гонений и рассеять заботливые опасения их на счет будущности христианства, на которое со всех сторон ополчаются и Иудеи (11:1-17) и язычники (11:18-19,20), и лжеучители (13:11-19). Предмет его — брань змия, древнего искусителя, с Агнцем Искупителем, полная, окончательная победа Агнца и будущее обновление всего мира. Книга заключается следующими словами: «свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди. Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь».

Православие. Словарь-справочник

Откровение Иоанна Богослова – последняя по месту и завершающая по смыслу книга Нового Завета и всей Библии, написанная апостолом Иоанном Богословом на о. Патмос. Относительно времени написания Апокалипсиса среди исследователей нет единства мнений; книга датируется от 69 до 96 г. Апокалипсис состоит из 22 глав, основное содержание которых – пророчества и видения будущих судеб Церкви и человечества. Если Евангелие от Иоанна исполнено чувства любви, проникнуто духом созерцания, то Откровение Иоанна Богослова – свидетельство непримиримой борьбы, предвосхищение будущих катастроф. Богословское освещение истории в Апокалипсисе связано с учением о воинствующей Церкви и с эсхатологией и ею определяется. Апокалипсис отличается глубокой мистической насыщенностью и сложной символикой. Образы и события, описываемые Иоанном Богословом, не поддаются буквальному толкованию, но имеют глубокий символический смысл, что породило многочисленные и зачастую противоречивые богословские интерпретации Апокалипсиса.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

* И спотыкнулся мой Державин Апокалипсис преложить. // Пушкин. Стихотворения // *

Гаспаров. Записи и выписки

каждому поколению хочется, чтобы история кончалась именно на нем. Конец света был в 1932/33 г. — по пророчеству полковника Бейнингена, которого в 1910 г. сходились слушать чиновники и мастеровые, женщины в платочках и в широких шляпках; или даже в 1912, когда Пасха совпала с Благовещеньем, как говорили иоанниты (А. Пругавин, Зав. 1913, 5). «Можно ли писать после Аушвица? Так, вероятно, говорили: можно ли писать после гибели Трои?» (Сказала Т. Толстая.) А вот можно ли писать до Аушвица?

Православный энциклопедический словарь

Источник

Апокалипсис и современный мир

Беседы об Апокалипсисе

Апокалипсис что это значит. Смотреть фото Апокалипсис что это значит. Смотреть картинку Апокалипсис что это значит. Картинка про Апокалипсис что это значит. Фото Апокалипсис что это значит

– С чего должен начинать знакомство с Апокалипсисом современный христианин?

Понимать Откровение Иоанна Богослова нужно в контексте Предания Церкви

– Апокалипсис – это очень важная и яркая книга, но надо помнить, что мы не можем лишь на ее основании давать исчерпывающие ответы на вопросы, которые перед нами ставит духовная жизнь. Свидетельство Апокалипсиса не единственное, и понимать Откровение Иоанна Богослова нужно в контексте Предания Церкви. Следует особо подчеркнуть, что эта книга является самой сложной для понимания из всего корпуса Нового завета, но, несомненно, одной из самых известных библейских книг в современном мире.

– Как понимать смысл этих бедствий?

– Некоторые толкования говорят, что бедствия – это всего лишь фон, на котором показана святость Церкви. Но большинство толкователей учат, что цель посылаемых бедствий – подвигнуть людей к покаянию. Хотя тема покаяния не очень развита в Апокалипсисе – в нем мало говорится о возможности покаяния людей, которые живут не по заповедям Божиим.

Апокалипсис учит, что пребывание в языческом мире может быть опасно для духовной жизни христианина и что последователь Христа должен Царство Небесное предпочитать «миру сему». Эта опасность неоднородна, ее можно разделить на несколько частей. Во-первых, опасность гонений. Гонения могут быть прямыми – со стороны тоталитарной, государственной власти.

Государственная машина – мощная сила, могущая угрожать христианам гонениями за то, что человек является христианином и потому отказывается принять ее божественный статус. Святой Иоанн Богослов усматривал черты царства антихриста в современной ему Римской империи, так как там существовал культ императора как бога. Кто отказывался участвовать в императорском культе, рисковал многим, вплоть до потери жизни.

Действительно, когда христиане живут в языческом мире, то они могут начать думать таким образом: «Мы подвизаемся, подвергаем себя ограничениям, а ради чего? Ведь люди вокруг нас живут так хорошо. Почему бы и нам не жить, как они»? Христос говорит Лаодикийской Церкви, что тамошние христиане разбогатели, но они не знают, что они нищи и наги. Сегодня известно, что они действительно были очень богаты: когда землетрясение полностью разрушило Лаодикию, то его жители на свои деньги смогли восстановить город, не прибегая к помощи государства.

– Образ Вавилонской блудницы также пришел к нам из Апокалипсиса. Что пророчество говорит о ней?

– Пророческая книга объединяет образ Вавилонской блудницы и сам город Вавилон. В них мы можем видеть образ современного мегаполиса с множеством развлечений, возможностей для обогащения и для удовлетворения любых запросов: материальных и чувственных. Мир наслаждения очень обольстителен, поэтому опасен для христианского духа.

В 18-й главе интересны, говоря современным языком, «детали экономического кризиса» после смерти Вавилонской блудницы

Образ Вавилона, о котором мы сказали выше, – Великая блудница, падшая женщина, обольщающая народы своими прелестями. Над ней Бог совершает суд, которого она не ожидает, и казнит ее. В 18-й главе мы слышим всеобщий плач купцов и «царей земных» – как бы мы сейчас сказали: «правителей» и «бизнесменов» – при виде смерти блудницы. Ее падение – крах их жизни.

Раздел о плаче богачей интересен своей красочностью и подробным перечислением товаров, не имеющих сбыта после катастрофы, или, говоря современным языком, «деталями экономического кризиса». Прочитаем его полностью:

Образ Вавилонской блудницы в Апокалипсисе легко применить к окружающей нас действительности: достаточно сегодня выйти на улицу и посмотреть, что делается в Москве. Мы, жители XXI века, также должны отыскивать знамения конца света в наше время, как учит Христос, чтобы и нам не оказаться обольстившимися.

Церковь состоит из людей, имеющих в миру свою профессию. В древности для того, чтобы выполнять мирские работы, очень часто приходилось входить в контакт с язычниками, вступать в профессиональные содружества, которые имели своими покровителями языческих богов. Христианин должен был сделать выбор: либо он ограничит контакт с миром язычников, не будет участвовать в формах жизни, окрашенных языческой религиозностью. Но тогда он должен быть готов на жертвы, вплоть до мученичества. Либо он может взглянуть на это сквозь пальцы: «Что такого, если я буду участвовать в языческих жертвах, мне же надо как-то жить?». Но тогда Церковь растворится среди язычников.

Христианину лучше выбрать путь мученичества, нежели путь компромисса с падшим миром. Разве этот призыв не актуален сегодня?

Примером такого ассимилирующего воздействия мира на человека и была Римская империя – самое политически могущественное и экономически развитое государство того времени. Апокалипсис является кличем против этой ассимиляции. Он показывает, что, несмотря на все блага, предлагаемые языческим миром, христианину лучше выбрать путь мученичества, нежели путь компромисса с падшими людьми. Разве этот призыв не является актуальным и сегодня?

– Когда появляется тиран, устраивающий гонения, вроде Ленина, его называют антихристом. Как антихриста видит автор Апокалипсиса?

– В Апокалипсисе два образа антихриста и его царства: два зверя и блудница. В толкованиях на книгу Откровения звери антихриста традиционно понимаются и как царства, и как цари. С одной стороны, эти образы – указание на коллективные силы, с другой – на личности. Образы зверей связаны с книгой пророка Даниила. В индивидуализированном восприятии зверь из моря – это сам антихрист, а в коллективном толковании – это вся его государственная машина.

В 13-й главе говорится о двух зверях – один выходит из моря, другой из земли. Образ зверя из моря являет власть антихриста в нахрапистой форме – как прямое гонение. Второй зверь – из земли – действует уже постепенно и незаметно, обольщением.

В Апокалипсисе чередуются рассказы о жизни, современной Иоанну Богослову, с эсхатологической перспективой Конца света. Римская империя казалась воплощением антихристианской системы государства. Черты города – носителя вселенского растления – можно было увидеть в Риме, куда везли товары со всего мира, куда стремились эмигранты со всех концов ойкумены, где можно было «пожить красиво». В то же время эти образы относятся к кончине мира.

– Что делал Иоанн, чтобы отвратить христиан от этих духовных опасностей?

– Иоанн, прежде всего, показывает, что конец богоборческого мира незавиден: он подвергнется карам, от которых нет бегства. Эти кары настигают мир как в ходе истории человечества, так они же, вне всякого сомнения, постигнут мир в конце истории.

– Применим ли сегодня Апокалипсис для миссионерских целей?

– Какая из форм этой логической стратегии применима в наши дни, я не знаю, так как не являюсь, так сказать, «профессиональным» миссионером. Но мне кажется, что в сегодняшней культуре катастрофические образы Апокалипсиса слишком активно используются, оказавшись «затертыми». Люди же стали менее чувствительны к образу катастроф. Если сказать человеку: «Ты будешь наказан», – он может никак не отреагировать. Полагаться на Апокалипсис в миссионерской тактике нужно с осторожностью, привлекая дополнительные источники убеждения.

Небесная Литургия

Апокалипсис что это значит. Смотреть фото Апокалипсис что это значит. Смотреть картинку Апокалипсис что это значит. Картинка про Апокалипсис что это значит. Фото Апокалипсис что это значит

– Церковь – Небесная и земная – противопоставляется гибнущему миру – Вавилонской блуднице. Иоанн показывает образ Церкви – Небесного Иерусалима, Невесты Агнца – Церкви прославленной, святой, где люди находят полноту общения с Богом и со Христом.

В Апокалипсисе содержится распространенное в древней Церкви учение о двух путях жизни. Читая книгу, люди видели перед собой два пути: здесь ты имеешь временное наслаждение, но итоговую погибель, а вот здесь – временное страдание, но конечную победу.

Первый раз Небесную Церковь мы видим в 4-й главе, где мы оказываемся перед Небесным Престолом (прошу прощения за обширные цитаты, но в данном случае они необходимы для того, чтобы читатель имел представление об этих красочных образах):

«И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих».

Затем следует знаменитый образ четырех животных: «…и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей». Они поют песнь «Свят, свят, свят», которая является одним из центральных моментов в Литургии: «И ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».

Затем мы читаем, что старцы произносят возглас «Достоин Ты», который вошел и в богослужение (Достойно есть): «И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4: 4–11).

Затем (в 5-й главе) к старцам и апокалипсическим животным присоединяются ангельские чины, и в конце концов вся тварь воспевает песнь Богу, Сидящему на престоле, и Агнцу, то есть Христу. Так совершается Небесная Литургия.

Самый яркий образ Небесной Церкви содержится в 7-й главе Апокалипсиса. Здесь большую роль играют представители человечества, которые достойно прошли свой жизненный путь и оказались в Церкви Небесной: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

Иоанн говорит о том, что за страдания христианам следует воздаяние на небе: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них, Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 9–17).

– Что мы можем сегодня сделать для того, чтобы современных христиан отвратить от опасностей?

Данные в Откровении примеры полноты общения Бога и людей имеют огромную силу убеждения. И они должны использоваться в пастырском обиходе

– Положительные образы Апокалипсиса – Небесного Иерусалима и Небесной Церкви, – пронизывающие всю книгу, многочисленные примеры полноты общения Бога и людей, прошедших через большие страдания, и сегодня сохраняют огромную силу убеждения. В пастырском обиходе они могут и должны использоваться, но, к сожалению, используются не часто.

Литургия в Апокалипсисе

Апокалипсис что это значит. Смотреть фото Апокалипсис что это значит. Смотреть картинку Апокалипсис что это значит. Картинка про Апокалипсис что это значит. Фото Апокалипсис что это значит

– Упоминания о Тайной вечере в Апокалипсисе нет. Есть только сама идея искупительной Крови. Но значение искупления Кровью подчеркивается в Откровении Иоанна Богослова очень резко (см.: Откр. 1: 5; 5: 9; 7: 14). То, что пролитие Крови Христом становится искуплением для людей, сказано Самим Спасителем на Тайной вечере, когда Он благословляет Чашу и передает ее ученикам, говоря, что это Кровь Его Нового Завета, которая за них изливается.

– Апокалипсис говорит о том, как совершалась Литургия во времена апостола Иоанна?

– Подробно о влиянии образов и выражений Апокалипсиса на современное богослужение я говорить не могу, потому что для этого надо быть специалистом по литургике, но совершенно очевидно, что по своему стилю Апокалипсис очень близок к нашему богослужению. К примеру, престол, вокруг которого совершаются богослужения Апокалипсиса, не может не вызвать ассоциации с устройством алтаря в современном православном храме.

Апокалипсис – книга, насыщенная литургическими мотивами. Эти мотивы, как и значительная часть образности Апокалипсиса, имеют своим источником Ветхий Завет. Например, Трисвятая песнь, которую воспевают Богу четверо животных в 4-й главе Откровения Иоанна Богослова, появляется у пророка Исаии; мы видим в Апокалипсисе также много псаломских образов.

«Достойно есть»

– В богослужении мы часто слышим восклицания, что Бог и святые достойны славы. Это же мы читаем в Апокалипсисе. Эти культурные формы как-то связаны?

В Апокалипсисе встречаются образы, связанные с императорским культом. В этом есть глубокий смысл

– Некоторые ученые отмечают в литургических по характеру местах Апокалипсиса появление образности, связанной с языческой сферой, с императорским культом. В этом есть глубокий смысл. Вся честь, которая в языческом мире незаконно, не по праву воздается человеку, императору, по праву, законно и истинно должна относиться к Богу.

Апокалипсис что это значит. Смотреть фото Апокалипсис что это значит. Смотреть картинку Апокалипсис что это значит. Картинка про Апокалипсис что это значит. Фото Апокалипсис что это значит

Но эти же самые возгласы вошли в богослужение. Так, в песнопении «Свете тихий» мы обращаемся ко Христу: «Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными». Слово «достоин» имеет перекличку с Апокалипсисом. В 4-й главе двадцать четыре старца поют песнь: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь, и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». В 5-й главе песнь четырех животных и двадцати четырех старцев обращена уже не только к Богу-Отцу, сидящему на престоле, но и к Агнцу, то есть ко Христу, и звучит так: «Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени». Чуть ниже: «Достоин Агнец принять силу, и мудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение». Такие возгласы получают подлинный смысл, примененные именно к Богу: «Достоин Ты принять Славу и Честь».

Евангелие как проповедь апостолов

– Иоанн Богослов написал Апокалипсис и Евангелие. В чем мы можем увидеть связь этих двух книг?

– Эти две книги так сильно отличаются друг от друга по стилю и жанру, что в древности многие сомневались в том, что авторство принадлежит одному человеку. Но для Церкви подлинность той и другой книги несомненна. Связь мы можем увидеть, прежде всего, в начальных строках каждой из них. Пророческое прозрение пролога Евангелия от Иоанна «В начале было Слово» и пролог Апокалипсиса отмечены печатью присутствия сверхчеловеческой силы. Других людей того времени, способных к пророчествам такого масштаба, мы просто не знаем.

– В чем изначальный смысл слова «Евангелие» для самих апостолов?

– Это другое название апостольской проповеди. Когда они приходили в какой-то город и произносили проповедь, то основное содержание проповеди апостолов было в том, что Христос жил, Его распяли и Он воскрес. По сути, синоптические Евангелия – это запись апостольской проповеди.

Апостол Павел не написал Евангелие в том смысле, в котором мы говорим о Евангелиях «от Марка, Матфея, Луки, Иоанна». Но, тем не менее, он говорит: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое» (Гал. 1: 11). То есть под Евангелием он понимает не записанный текст, но всю совокупность своего возвещения. Мы можем точно сказать, что в состав Евангелия в этом прямом смысле – как благовестия – входила проповедь о воскресении Христа. Точнее, она не просто входила, а была его центральной частью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *