Апокрифическая молитва что это

Что такое апокрифическая молитва

Апокрифическая молитва что это. Смотреть фото Апокрифическая молитва что это. Смотреть картинку Апокрифическая молитва что это. Картинка про Апокрифическая молитва что это. Фото Апокрифическая молитва что это

Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу

Приведем тот из современных вариантов этой молитвы, который, по нашим наблюдениям, является одним из самых популярных (орфография и пунктуация текста оставлены нами без изменений):

Распространенные в наши дни варианты «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» не особенно отличаются друг от друга. Различия могут быть вызваны ошибками и искажениями при копировании. Так, вместо сотвори их яко овцы мы можем найти сотвори их яко выцы. Разнится также степень «осовременивания» языка молитвы. Церковнославянские языковые формы (посли, сокрушителю, княже, воеводо, Пресвятыя, льстиваго, мечем 7 ) могут заменяться русскими (пошли, сокрушитель, князь, воевода, Пресвятой, льстивого, мечом).

В последние годы «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» распространяется также под названием «Молитва за президента России». В этом варианте «имярек» заменяется на имена и В. В. Путина, и Д. А. Медведева: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Своим Димитрию и Владимиру; или: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Своему Владимиру (Димитрию).

Субъект «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» просит защитить его от лукавого (избави нас от всякия прелести диавольския; отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя). Молящийся хочет получить защиту от всяких врагов, видимых и невидимых (запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра; избавь нас… от врага льстиваго). Он стремится обеспечить собственную безопасность в разных жизненных ситуациях, которые подробно перечисляются (буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище; избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла).

Но там, где нет истинного покаяния и самоуничижения, там не может быть и правильного молитвенного настроения. Искание «Царства Божия и правды Его» ( Мф. 6:33 ) вытесняется из сознания субъекта молитвы заботой о земном и страхом перед видимыми и невидимыми врагами.

Одно из прошений «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» звучит так: Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.

В отличие от апокрифических текстов, церковное вероучение не допускает какого-либо смешения ангелов с Господом – Творцом ангелов.

Из подобных «инструкций» следует, что владельцу молитвы нет необходимости стремиться к жизни во Христе, соблюдая заповеди. Действительно, зачем нужно жить «достойно благовествования Христова» ( Флп. 1:27 ), если достаточно лишь ежедневно читать «молитву сию», и избавление от ада и «на души веселие» гарантированы.

Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила.

Порой к тексту «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» делаются следующие примечания: «Сия молитва написана на паперти Архангела Михаила в Москве, яже именуется Чудов монастырь»; «Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре, взорванном вскоре после октябрьского переворота».

1 Об апокрифических, или неканонических, молитвах см.: «Молитва задержания».

2 См., напр.: Молитва Архангелу Михаилу, грозному воеводе небесных сил // П. С. Ефименко. Заклинания, наговоры, обереги. М.: 1878. Ч. 2. Народная словесность. С. 164—165. ; Молитва архангелу Михаилу // Там же. С. 165. ; Молитва Архистратигу Михаилу Грозному воеводе небесной силы // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Там же. С. 11—12.

3 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

4 Там же. См. также: Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).

5 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

6 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

7 Здесь и далее цитаты из «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» выделены курсивом.

8 Молитва Ангелу Хранителю. Из канона Ангелу Хранителю // Православный молитвослов и Псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря, 1995. С. 70.

9 Молитва 9-я, ко Ангелу Хранителю. Из молитв утренних // Там же. С. 16.

10 Молитва Преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу // Там же. С. 211.

11 Молитва Святителю Николаю // Там же. С. 215.

12 Молитва ко святому Иоанну Предтече. Из канона святому Иоанну Предтече // Там же. С. 81.

14 Архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы.

15 Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).

16 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

17 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

18 Цит. по: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

19 Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12.

20 Сон Пресвятыя Богородицы («Мати моя возлюбленная, где ты была-побывала. ») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81.

21 Сон Пресвятыя Богородицы («Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего спала еси…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19.

22 [Сон Пресвятыя Богородицы] («Опочивала еси Владычица наша…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88.

23 См., напр.: Алексий, свт., митр. всея Руси.

24 А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо.

25 Молитва («…помилуй нас и всех людей твоих. ») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 85.

26 Цит. по: А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо.

27 Е. Н. Квилинкова. Варианты «эпистолий» о воскресном дне, зафиксированные в гагаузских селах юга Молдовы.

28 Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).

29 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

Как правильно пишется, ударение в слове «апокрифическая молитва»

Синонимы к словосочетанию «апокрифическая молитва»

Предложения со словосочетанием «апокрифическая молитва»

Значение слова «апокрифический»

Значение слова «молитва»

Существует большое число определений моли́твы, которые не во всём совпадают друг с другом. (Википедия)

Отправить комментарий

Значение слова «апокрифический»
Значение слова «молитва»

Существует большое число определений моли́твы, которые не во всём совпадают друг с другом.

Предложения со словосочетанием «апокрифическая молитва»:

Сохранившиеся в старинных рукописях апокрифические молитвы отличаются сравнительно более церковным характером, чем записанные со слов народа.

Апокрифические молитвы встречаются во всех сборниках заговоров.

Синонимы к словосочетанию «апокрифическая молитва»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Значение словосочетания &laquoапокрифическая молитва»

Значение слова «апокрифический»
Значение слова «молитва»

Существует большое число определений моли́твы, которые не во всём совпадают друг с другом. (Википедия)

Делаем Карту слов лучше вместе

Апокрифическая молитва что это. Смотреть фото Апокрифическая молитва что это. Смотреть картинку Апокрифическая молитва что это. Картинка про Апокрифическая молитва что это. Фото Апокрифическая молитва что это

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: перебрасываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к словосочетанию «апокрифическая молитва»

Предложения со словосочетанием «апокрифическая молитва»

Понятия со словосочетанием «апокрифическая молитва»

Отправить комментарий

Предложения со словосочетанием «апокрифическая молитва»:
Видео (кликните для воспроизведения).

Сохранившиеся в старинных рукописях апокрифические молитвы отличаются сравнительно более церковным характером, чем записанные со слов народа.

Апокрифические молитвы встречаются во всех сборниках заговоров.

Синонимы к словосочетанию «апокрифическая молитва»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу

Приведем тот из современных вариантов этой молитвы, который, по нашим наблюдениям, является одним из самых популярных (орфография и пунктуация текста оставлены нами без изменений):

Распространенные в наши дни варианты «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» не особенно отличаются друг от друга. Различия могут быть вызваны ошибками и искажениями при копировании. Так, вместо сотвори их яко овцы мы можем найти сотвори их яко выцы. Разнится также степень «осовременивания» языка молитвы. Церковнославянские языковые формы (посли, сокрушителю, княже, воеводо, Пресвятыя, льстиваго, мечем 7 ) могут заменяться русскими (пошли, сокрушитель, князь, воевода, Пресвятой, льстивого, мечом).

В последние годы «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» распространяется также под названием «Молитва за президента России». В этом варианте «имярек» заменяется на имена и В. В. Путина, и Д. А. Медведева: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Своим Димитрию и Владимиру; или: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Своему Владимиру (Димитрию).

Субъект «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» просит защитить его от лукавого (избави нас от всякия прелести диавольския; отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя). Молящийся хочет получить защиту от всяких врагов, видимых и невидимых (запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра; избавь нас… от врага льстиваго). Он стремится обеспечить собственную безопасность в разных жизненных ситуациях, которые подробно перечисляются (буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище; избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла).

Но там, где нет истинного покаяния и самоуничижения, там не может быть и правильного молитвенного настроения. Искание «Царства Божия и правды Его» ( Мф. 6:33 ) вытесняется из сознания субъекта молитвы заботой о земном и страхом перед видимыми и невидимыми врагами.

Одно из прошений «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» звучит так: Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.

В отличие от апокрифических текстов, церковное вероучение не допускает какого-либо смешения ангелов с Господом – Творцом ангелов.

Из подобных «инструкций» следует, что владельцу молитвы нет необходимости стремиться к жизни во Христе, соблюдая заповеди. Действительно, зачем нужно жить «достойно благовествования Христова» ( Флп. 1:27 ), если достаточно лишь ежедневно читать «молитву сию», и избавление от ада и «на души веселие» гарантированы.

Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила.

Порой к тексту «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» делаются следующие примечания: «Сия молитва написана на паперти Архангела Михаила в Москве, яже именуется Чудов монастырь»; «Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре, взорванном вскоре после октябрьского переворота».

1 Об апокрифических, или неканонических, молитвах см.: «Молитва задержания».

2 См., напр.: Молитва Архангелу Михаилу, грозному воеводе небесных сил // П. С. Ефименко. Заклинания, наговоры, обереги. М.: 1878. Ч. 2. Народная словесность. С. 164—165. ; Молитва архангелу Михаилу // Там же. С. 165. ; Молитва Архистратигу Михаилу Грозному воеводе небесной силы // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Там же. С. 11—12.

3 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

4 Там же. См. также: Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).

5 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

6 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

7 Здесь и далее цитаты из «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» выделены курсивом.

8 Молитва Ангелу Хранителю. Из канона Ангелу Хранителю // Православный молитвослов и Псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря, 1995. С. 70.

Источник

Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу

При­ве­дем тот из совре­мен­ных вари­ан­тов этой молит­вы, кото­рый, по нашим наблю­де­ни­ям, явля­ет­ся одним из самых попу­ляр­ных (орфо­гра­фия и пунк­ту­а­ция тек­ста остав­ле­ны нами без изменений):

Гос­по­ди, Боже Вели­кий, Царю без­на­чаль­ный, пошли Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабам Тво­им (имя­рек). Защи­ти, Архан­ге­ле, нас от вся­ких вра­гов, види­мых и неви­ди­мых. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Демо­нов сокру­ши­тель, запре­ти всем вра­гам, борю­щим­ся со мною, и сотво­ри их яко овцы, и сми­ри их злоб­ные серд­ца, и сокру­ши их, яко прах перед лицем вет­ра. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Шести­кры­лый пер­вый Князь и Вое­во­да Небес­ных Сил – Херу­ви­мов и Сера­фи­мов, буди нам помощ­ник во всех бедах, скор­бях, в печа­лях, в пусты­ни и на морях тихое при­ста­ни­ще. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Изба­ви нас от вся­кия пре­ле­сти диа­воль­ския, егда услы­шишь нас, греш­ных, моля­щих­ся Тебе, и при­зы­ва­ю­щих имя Твое Свя­тое. Уско­ри нам на помощь и побо­ри всех, про­ти­вя­щих­ся нам, силою Чест­на­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, молит­ва­ми Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, молит­ва­ми свя­тых Апо­сто­лов, Свя­ти­те­ля Чудо­твор­ца Нико­лая, Андрея, Хри­ста ради, юро­ди­во­го, св. про­ро­ка Илии и всех свя­тых вели­ко­му­че­ни­ков: св. муче­ни­ков Ники­ты и Евста­фия, и всех пре­по­доб­ных отцов наших, от века Богу уго­див­ших и всех свя­тых Небес­ных Сил. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Помо­ги нам греш­ным (имя­рек) и избавь нас от тру­са, пото­па, огня, меча и напрас­ной смер­ти, от вели­ко­го зла, от вра­га льсти­ва­го, от бури поно­си­мой, от лука­во­го избавь нас все­гда, ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь. Свя­той Архи­стра­тиг Божий Миха­ил, мол­ние­нос­ным мечом Тво­им отже­ни от мене духа лука­во­го, иску­ша­ю­ще­го и томя­ще­го мя. Аминь.

Рас­про­стра­нен­ные в наши дни вари­ан­ты «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» не осо­бен­но отли­ча­ют­ся друг от дру­га. Раз­ли­чия могут быть вызва­ны ошиб­ка­ми и иска­же­ни­я­ми при копи­ро­ва­нии. Так, вме­сто сотво­ри их яко овцы мы можем най­ти сотво­ри их яко выцы. Раз­нит­ся так­же сте­пень «осо­вре­ме­ни­ва­ния» язы­ка молит­вы. Цер­ков­но­сла­вян­ские язы­ко­вые фор­мы (посли, сокру­ши­те­лю, кня­же, вое­во­до, Пре­свя­тыя, льсти­ва­го, мечем 7 ) могут заме­нять­ся рус­ски­ми (пошли, сокру­ши­тель, князь, вое­во­да, Пре­свя­той, льсти­во­го, мечом).

В послед­ние годы «Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» рас­про­стра­ня­ет­ся так­же под назва­ни­ем «Молит­ва за пре­зи­ден­та Рос­сии». В этом вари­ан­те «имя­рек» заме­ня­ет­ся на име­на и В. В. Пути­на, и Д. А. Мед­ве­де­ва: Гос­по­ди Боже, Вели­кий Царю, Без­на­чаль­ный, пошли Гос­по­ди Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабам Сво­им Димит­рию и Вла­ди­ми­ру; или: Гос­по­ди Боже, Вели­кий Царю, Без­на­чаль­ный, пошли, Гос­по­ди, Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабу Сво­е­му Вла­ди­ми­ру (Димит­рию).

Субъ­ект «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» про­сит защи­тить его от лука­во­го (изба­ви нас от вся­кия пре­ле­сти диа­воль­ския; отже­ни от мене духа лука­во­го, иску­ша­ю­ще­го и томя­ще­го мя). Моля­щий­ся хочет полу­чить защи­ту от вся­ких вра­гов, види­мых и неви­ди­мых (запре­ти всем вра­гам, борю­щим­ся со мною, и сотво­ри их яко овцы, и сми­ри их злоб­ные серд­ца, и сокру­ши их, яко прах перед лицем вет­ра; избавь нас… от вра­га льсти­ва­го). Он стре­мит­ся обес­пе­чить соб­ствен­ную без­опас­ность в раз­ных жиз­нен­ных ситу­а­ци­ях, кото­рые подроб­но пере­чис­ля­ют­ся (буди нам помощ­ник во всех бедах, скор­бях, в печа­лях, в пусты­ни и на морях тихое при­ста­ни­ще; избавь нас от тру­са, пото­па, огня, меча и напрас­ной смер­ти, от вели­ко­го зла).

Но там, где нет истин­но­го пока­я­ния и само­уни­чи­же­ния, там не может быть и пра­виль­но­го молит­вен­но­го настро­е­ния. Иска­ние «Цар­ства Божия и прав­ды Его» ( Мф. 6:33 ) вытес­ня­ет­ся из созна­ния субъ­ек­та молит­вы забо­той о зем­ном и стра­хом перед види­мы­ми и неви­ди­мы­ми врагами.

Одно из про­ше­ний «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» зву­чит так: Уско­ри нам на помощь и побо­ри всех, про­ти­вя­щих­ся нам, силою Чест­на­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, молит­ва­ми Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, молит­ва­ми свя­тых Апо­сто­лов, Свя­ти­те­ля Чудо­твор­ца Нико­лая, Андрея, Хри­ста ради, юро­ди­во­го, св. про­ро­ка Илии и всех свя­тых вели­ко­му­че­ни­ков: св. муче­ни­ков Ники­ты и Евста­фия, и всех пре­по­доб­ных отцов наших, от века Богу уго­див­ших и всех свя­тых Небес­ных Сил.

В отли­чие от апо­кри­фи­че­ских тек­стов, цер­ков­ное веро­уче­ние не допус­ка­ет како­го-либо сме­ше­ния анге­лов с Гос­по­дом – Твор­цом ангелов.

Из подоб­ных «инструк­ций» сле­ду­ет, что вла­дель­цу молит­вы нет необ­хо­ди­мо­сти стре­мить­ся к жиз­ни во Хри­сте, соблю­дая запо­ве­ди. Дей­стви­тель­но, зачем нуж­но жить «достой­но бла­го­вест­во­ва­ния Хри­сто­ва» ( Флп. 1:27 ), если доста­точ­но лишь еже­днев­но читать «молит­ву сию», и избав­ле­ние от ада и «на души весе­лие» гарантированы.

Во всех тако­го рода слу­ча­ях мы встре­ча­ем­ся с суе­вер­ной убеж­ден­но­стью в том, что мож­но достичь зем­но­го бла­го­по­лу­чия и веч­но­го спа­се­ния путем чте­ния либо про­сто хра­не­ния тек­ста, кото­ро­му при­пи­сы­ва­ет­ся маги­че­ская сила.

Порой к тек­сту «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» дела­ют­ся сле­ду­ю­щие при­ме­ча­ния: «Сия молит­ва напи­са­на на папер­ти Архан­ге­ла Миха­и­ла в Москве, яже име­ну­ет­ся Чудов мона­стырь»; «Молит­ва эта была напи­са­на на папер­ти хра­ма Архи­стра­ти­га Миха­и­ла в Москве, в Крем­ле, в Чудо­вом мона­сты­ре, взо­рван­ном вско­ре после октябрь­ско­го переворота».

1 Об апо­кри­фи­че­ских, или нека­но­ни­че­ских, молит­вах см.: «Молит­ва задер­жа­ния».

2 См., напр.: Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, гроз­но­му вое­во­де небес­ных сил // П. С. Ефи­мен­ко. Закли­на­ния, наго­во­ры, обе­ре­ги. М.: 1878. Ч. 2. Народ­ная сло­вес­ность. С. 164—165. ; Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу // Там же. С. 165. ; Молит­ва Архи­стра­ти­гу Миха­и­лу Гроз­но­му вое­во­де небес­ной силы // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молит­ва Миха­и­лу Архан­ге­лу Гроз­но­му Вое­во­де Небес­ных сил // Там же. С. 11—12.

3 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

4 Там же. См. так­же: Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

5 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

6 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

7 Здесь и далее цита­ты из «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» выде­ле­ны кур­си­вом.

8 Молит­ва Анге­лу Хра­ни­те­лю. Из кано­на Анге­лу Хра­ни­те­лю // Пра­во­слав­ный молит­во­слов и Псал­тирь. Изда­ние Свя­то-Дани­ло­ва мона­сты­ря, 1995. С. 70.

9 Молит­ва 9‑я, ко Анге­лу Хра­ни­те­лю. Из молитв утрен­них // Там же. С. 16.

10 Молит­ва Пре­по­доб­но­му Сер­гию, Радо­неж­ско­му чудо­твор­цу // Там же. С. 211.

11 Молит­ва Свя­ти­те­лю Нико­лаю // Там же. С. 215.

12 Молит­ва ко свя­то­му Иоан­ну Пред­те­че. Из кано­на свя­то­му Иоан­ну Пред­те­че // Там же. С. 81.

14 Архи­манд­рит Евло­гий (Гут­чен­ко), рек­тор Одес­ской Духов­ной Семи­на­рии. Основ­ные усло­вия пра­виль­ной молитвы.

15 Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

16 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

17 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

18 Цит. по: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

19 Молит­ва Миха­и­лу Архан­ге­лу Гроз­но­му Вое­во­де Небес­ных сил // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12.

20 Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы («Мати моя воз­люб­лен­ная, где ты была-побы­ва­ла. ») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81.

21 Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы («Пре­свя­тыя Вла­ды­чи­цы, Мати Хри­ста Бога наше­го спа­ла еси…») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19.

22 [Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы] («Опо­чи­ва­ла еси Вла­ды­чи­ца наша…») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88.

23 См., напр.: Алек­сий, свт., митр. всея Руси.

24 А. А. Пан­чен­ко. Усколь­за­ю­щий текст: про­ро­че­ство и маги­че­ское письмо.

25 Молит­ва («…поми­луй нас и всех людей тво­их. ») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 85.

26 Цит. по: А. А. Пан­чен­ко. Усколь­за­ю­щий текст: про­ро­че­ство и маги­че­ское письмо.

27 Е. Н. Кви­лин­ко­ва. Вари­ан­ты «эпи­сто­лий» о вос­крес­ном дне, зафик­си­ро­ван­ные в гагауз­ских селах юга Молдовы.

28 Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

29 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *