Аппарат томатис что это

Метод Томатиса: суть, когда помогает, противопоказания

Аппарат томатис что это. Смотреть фото Аппарат томатис что это. Смотреть картинку Аппарат томатис что это. Картинка про Аппарат томатис что это. Фото Аппарат томатис что этоМетод Альфреда Томатиса – это система слуховых тренировок, направленная на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации. Ее суть в том, что человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, и информация усваивается лучше. Некоторые специалисты даже называют метод Томатиса «перепрограммированием».

Альфред Томатис и его метод

Французский отоларинголог Альфред Томатис родился в 1920 году в семье оперного певца. Детство, проведенное в оперном театре, во многом определило направление его научной деятельности.

Альфред Томатис доказал, что ухо, его способность слушать, играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, фантазию, поведение, память. Ухо является своеобразным генератором энергии из звуковых сигналов, которая передается в мозговые центры слуха и далее – всему телу. Когда человек теряет возможность получать аудиоинформацию, не слышит звуки высокой частоты, его организм находится в тяжелом подавленном состоянии и не может функционировать нормально.

В ходе экспериментов Альфред Томатис понял, что внутреннее ухо, где размещаются основные элементы слухового анализатора, и слуховые центры головного мозга, где звуковая информация проходит обработку, способны к восстановлению своих функций. Кроме того, он сделал следующие выводы:

На тренировках по методу Томатиса человек заново учится слышать и слушать. Занятия показаны не только детям и взрослым с нарушениями слуха, но и тем, кто слышит хорошо, но не использует свои уши на 100%. Слушание – это активный процесс, в ходе которого нужные материалы передаются в мозг, а весь «мусор» отфильтровывается. Если этого не происходит, то человеку сложно использовать по назначению полученную информацию, энергию, у него возникают проблемы с запоминанием, вниманием, поведением, учебой, настроением и т. д.

Метод коррекции слуха, запатентованный Альфредом Томатисом, также известен как аудио-психо-фонология (АПФ).

Как проходит сеанс по методу Томатиса?

Ребенок или взрослый надевает беспроводные наушники, так называемые «электронные уши», в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. В основном, это музыка Моцарта или григорианского хора, так как в них содержится много высоких частот. Пока звучит мелодия, человек может делать что угодно: играть, рисовать, заниматься рукоделием и т. д. Занятие длится 1 или 2 часа.

Что же в это время происходит во внутреннем ухе? Для передачи звука используются 2 пути: через кости черепа и воздух. Звуковой сигнал заранее обработан по методу Томатиса, для него характерна ритмичная смена звуковой частоты и интенсивности, поэтому он стимулирует мышцы внутреннего уха, активируя при этом моторные и слуховые функции.

В каждом конкретном случае характеристики звукового сигнала, передаваемого через «электронные уши», подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую нужно скорректировать.

Когда рекомендован метод Томатиса?

Аудио-психо-фонология работает в 7 направлениях.

Кстати, занятия по Томатису рекомендованы и беременным женщинам в период подготовки к родам. Считается, что это способствует психоречевому развитию ребенка еще в утробе матери.

Какие есть результаты

Канадский Центр Томатиса недавно опубликовал данные по результативности АПФ у более чем 400 детей и подростков с различными нарушениями слуха, речи, поведения, обучения. Более 95% родителей подтвердили, что у их детей есть существенные улучшения после курса сеансов по методу Томатиса, в частности:

Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, например, у многих из них проявляются способности к языкам, они начинают учиться с большим удовольствием, так как учеба дается легче, они чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление, память.

Эффект слуховых тренировок АПФ сохраняется в течение нескольких лет, во многих случаях – навсегда.

Противопоказания

Терапия по методу Альфреда Томатиса противопоказана при следующих состояниях:

Других противопоказаний не выявлено. В некоторых случаях после сеанса могут возникать проблемы со сном, аппетитом, поведением, но они исчезают в течение 1-2 недель.

Стоимость занятия по методу Томатис (на оборудовании «РуЛисен»), возможна рассрочка. Скидки до 90% — подробнее о скидках в разделе «Цены»:
1-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут30 000 руб
2-я сессия — 30 дней (по 60 мин. каждый день) или 15 дней по 120 минут30 000 руб
3-я сессия — 11-15 дней (по 120 мин. каждый день)30 000 руб

Дата публикации: 17.03.2017. Последнее изменение: 16.12.2021.

Источник

Метод Томатиса, применяемый в диагностике и речевой терапии

Метод Томатиса, применяемый в диагностике и речевой терапии

Введение

Звуковое восприятие – важный элемент речевого процесса, т.к. существенно влияет не только на восприятие речи, но и на воспроизведение речи.

Аппарат томатис что это. Смотреть фото Аппарат томатис что это. Смотреть картинку Аппарат томатис что это. Картинка про Аппарат томатис что это. Фото Аппарат томатис что это

В диагностике и речевой терапии мы главным образом концентрируем внимание на возможности разнообразить звуки, формируемые при реализации различных фонем (фонематического слушания) и различном произношении этих же фонем так же как и просодические элементы (просодическое слушание). Так же мы оцениваем способность голосовой сегментации, в первую очередь в слогах и фонах (звуковая единица, рассматриваемая вне связи с функцией смыслоразличения). Возможность анализа и синтеза фон в первую очередь ассоциируется с приобретением возможности чтения и письма. Тем не менее мы не углубляемся в анализ процессов восприятия. Чаще всего мы останавливаемся на установлении трудностей в звуковом восприятии (в случае речевых нарушений) или в направлении голосового анализа и синтеза (при трудностях с чтением и письмом).

Альфред Томатис впервые указал на необходимость диагностики не только слухового восприятия, но и слушания в целом. Слушание зависит от хорошо функционирующих периферийных органов слуха и внешних раздражителей, тогда как основные процессы слухового восприятия, так же как и слуховые навыки связаны с психической активностью человека и отвечают за слух.

Процесс восприятия и его нарушения

В процессе изучения речи обнаруживаются все более сложные механизмы слухового восприятия, которые являются своего рода аналогами восприятия следующих звуковых категорий: окружающий мир и узнаваемые звуки музыки. Слуховой процесс (биологический уровень) и слуховые навыки (интеллектуальный уровень) состоят из слухового восприятия. Этот факт подчеркивается в определении слухового восприятия, предложенном ААРС (Американский ассоциацией речи и слуха).

Аппарат томатис что это. Смотреть фото Аппарат томатис что это. Смотреть картинку Аппарат томатис что это. Картинка про Аппарат томатис что это. Фото Аппарат томатис что этоЧасть функций имеют врожденный характер, а с созреванием слухового аппарата появляются специфические навыки. Нет сомнений, что прием и локализация звуков очень обширны. Функция разграничения звуков речи пробуждает дискуссию (о так называемом категориальном восприятии).

По разным причинам определенные функции часто не формируются. Процесс слухового восприятия без специальных методов стимуляции останавливается или снижается и приводит к повреждениям периферийного органа слуха и снижению функции приема звуков. Однако приобретение других слуховых функциональных навыков возможно путем надлежащего процесса слухового восприятия. Под этим понимается нарушение центрального слухового восприятия. В настоящее время аудиологическая диагностика основывается на множестве тестов, позволяющих оценить конкретные процессы слухового восприятия как на биологическом уровне (электрофизиологические исследования), так и на ментальном уровне (психоакустические исследования).

Симптомы нарушения слухового восприятия, на которых аудиологи заостряют внимание, также очень важны. Следующие моменты наблюдаются у детей с нарушениями слухового восприятия:

Метод Томатиса

Аппарат томатис что это. Смотреть фото Аппарат томатис что это. Смотреть картинку Аппарат томатис что это. Картинка про Аппарат томатис что это. Фото Аппарат томатис что это

Как уже ранее упоминалось, Альфред Томатис в первую очередь обратил внимание на необходимость диагностики слухового восприятия (слушания), т.к. наблюдается большое влияние нарушений в данной области на социальную жизнь человека и в первую очередь на языковые навыки общения (речь, чтение и письмо). Во первых, он начал с поиска эффективных способов устранения этих нарушений. Метод, разработанный им, включает не только диагностику, но и, в первую очередь, программу терапии с использованием специального оборудования (устройство, называемое «электронное ухо»).

Альфред А. Томатис (1920-2001) был доктором медицины, специалистом в области аудиопсихофонологии и психолингвистике. Он создал Парижский Центр Аудиопсихофонологии, а позже вдохновил на это несколько мировых курортов, в т.ч. в Польше. Его отец был оперным певцом. Частые поездки на концерты отца развили в нем музыкальный слух и позволили наблюдать огромное положительное влияние музыки на человека. После Второй Мировой Войны он обследовал и лечил военных летчиков и солдат как врач-отоларинголог. Неоднократное обнаружение симптомов потери слуха у этих пациентов положило начало более глубокому анализу взаимосвязи между слухом, окружающей средой, психикой и голосом человека.

Общение с миром искусства и миром музыки предоставляло Томатису в качестве пациентов великих оперных певцов, музыкантов и актеров. Когда Томатис обнаруживал какие-либо нарушения в интонациях и голосе своих пациентов без каких-либо органических заболеваний, он начал исследовать слух с помощью аудиометра. Результатом этого теста стало открытие закономерности о том, что голос имеет только те частоты, которые распознаются слухом. Эта закономерность определена как Первое Правило Томатиса.

После открытия связи между слухом и голосом Томатис спросил себя, как улучшить голос пациента. Затем, реализуя эту идею, он создал прототип устройства, позднее названного электронное ухо.

Функция этого устройства заключалась в том, что пациент поет в микрофон, одновременно слыша в наушниках собственный голос, который был модифицирован. Слишком сильные частоты были снижены, а слишком слабые частоты были завышены. Возможность слышать плохо различимые и неразличимые частоты вызвала появление этих частот в голосе, причем сразу и бессознательно. Этот феномен был назван Вторым Правилом Томатиса.

Тот факт, что после снятия наушников голосовые трудности возвращаются, побудил Томатиса к дальнейшему исследованию. Продолжая эти исследования, Томатис сконструировал автоматическое электронное ухо. Адаптивные механизмы среднего уха тренируются в результате непрерывных упражнений на напряжение и расслабление мышц среднего уха. Напряжение и расслабление, улучшающее фонацию (голосообразование), может быть достигнуто, если пациент говорит более сильным голосом, богатым высокими частотами. Голос (или музыка) с более высокой интенсивностью передается по каналу С1 электронного уха, а голос (музыка) с более низкой интенсивностью – по каналу С2.
На основе упомянутых выше тестов, ведущих к постоянному улучшению слуха и голоса, было сформулировано Третье Правило Томатиса: повторение в течение некоторого времени слуховой стимуляции ведет к постоянному улучшению слуха и фонации (голосообразования).

Терапия, предшествующая точной диагностики слуха (слухового внимания), различие высоты звуков, а также латерализация позволили создать несколько программ стимуляции в соответствии с уровнем сложностей слухового восприятия человека. Как правило, программа стимулирования охватывает от 69 до 120 сеансов, выполняемых в ходе трёх сессий. Одна сессия занимает 30 минутный блок звуков.

Первая сессия охватывает так называемую пассивную стадию терапии. В этой сессии применяется Григорианская музыка, исполняемая для успокоения и равномерного дыхания. Полоса частот отвечает за деятельность ушной раковины в процессе стимуляции. Уделяется внимание правильной осанке во время прослушивания. Используя отобранную музыку и голос матери, мы пытаемся дать ребенку слуховой опыт, начиная с беременности, а затем, постепенно расширяя диапазон слуха для того, чтобы имитировать «родину слуха» ребенка. Внимание ребенка, сосредоточенное на восприятии правым ухом, постепенно увеличивается. Этот факт предполагает, что восприятие правым ухом играет значительную роль в языковом и когнитивном развитии ребенка.

Вторая и третья сессии составляют активную стадию терапии и усиливаются при помощи стимуляции в языковой области, что тоже важно. Здесь используются соответствующие фонетические записи, песни, а также тексты, читаемые отцом. Также желательно подключать и мать к программе терапии, если нарушения ребенка связаны с неправильным отношением между ребенком и матерью. Терапия должна иметь взаимодействие с другими особенностями ребенка (речь, образование, психология и т.д.).

Применение метода Томатиса в терапии для людей с речевыми нарушениями

Аппарат томатис что это. Смотреть фото Аппарат томатис что это. Смотреть картинку Аппарат томатис что это. Картинка про Аппарат томатис что это. Фото Аппарат томатис что этоИсследования эффективности метода Томатиса в логопедии обнаружили различные методики, как правило, затрагивающие не только расстройства в языковом общении, но и трудности в обучении. Эти исследования более педагогические, чем речевые. Кроме того, логопедия охватывает широкий спектр деятельности во многих странах. Как правило, это ограничивается на улучшение артикуляции. Польша – одна из немногих стран, где логопедами широко используется понятие лингвистического развития, которое включает развитие слухового восприятия, развитие языкового общения, когнитивные способности, так же как и развитие разговорных навыков.

Существует несколько исследований использования метода Томатиса в лечении детей с нарушениями в общении и обучении. Т. Гилмор (1999) представил результаты мета-анализов эффективности лечения путем оценки лингвистических знаний, психомоторики, социальной зрелости, когнитивных навыков и слуховых возможностей 231 ребенка. Результаты показывают, что применение метода Томатиса дает положительный эффект, однако появление большого количества вариаций затрудняет процесс заключения достоверных результатов.

Исследования эффективности метода Томатиса в области нарушений слуха и вербальной коммуникации были представлены в Центре Томатиса в Торонто на примере обследований 400 детей и взрослых. Улучшение было отмечено в 95 % случаев (Солье 2005).

Д. Росс-Свон представил результаты исследования эффективности терапии на примере 41 пациента с нарушениями слухового восприятия (2007). Улучшение краткосрочной памяти, слухового восприятия звуковой последовательности, местонахождения звуков, различия звуков и слуховой интеграции было обнаружено у всех респондентов. Результаты до и после терапии Томатиса были статистически значимыми.

Метод Томатиса в школьном обучении был использован в нескольких центрах мира. Исследовательский проект «Винни» проводила Хельга Лопес Васк в 2006 г.: он включал сравнительное изучение пяти групп детей по 12 человек и изучение, проводимое Сильвией Лозано (2006), где тестовая группа состояла из 78 детей, поделенных на три подгруппы; для первой подгруппы был предложен метод Томатиса, для второй – музыкальная терапия, а для третьей подгруппы не было предложено ни одной слуховой терапии, заслуживающей внимания. Проект показал существенную выгоду от применения метода Томатиса в лингвистическом, коммуникативном, эмоциональном и когнитивном развитии.

Изучение эффективности метода Томатиса в школах Польши заслуживает отдельного внимания. Первые исследования использования метода Томатиса проводились в 200 специализированных школах для детей с аутизмом, ментальными нарушениями и в целом с нарушениями в развитии. Но результаты тестирований не были полностью доработаны.

Проект «Внимание! Путь к успеху», реализованный Молодой Цифровой Планетой, в котором метод Томатиса охватил 776 учеников из 57 начальных школ, был еще одним исследовательским экспериментом в Польше. В этой группе было 275 человек с речевыми нарушениями. Улучшение слухового внимания при различных частотных диапазонах было включено в результаты исследований в первую очередь. В целом, мы можем сделать заключение, что более чем 50 % детей стали лучше справляться с контрольными тестами. К сожалению, автор анализа (Муларзук 2013) не представил процентного изложения и статистического анализа результатов. В литературе также даны результаты применения метода Томатиса в лечении людей с аутизмом. Однако, проблема аутизма – это вопрос проксимальной психологической терапии.

История использования метода Томатиса в Польше показывает, что его в первую очередь использовали как добавочную терапию, речевую терапию, в обучение и фониатрии.

Использование метода Томатиса в речевой терапии в Польше идентично этому процессу в других странах мира. Это касается нарушений языкового общения, в котором ограниченное восприятие звуков речи влияет на приобретение языковых навыков. Сложно определить – для каких людей с языковыми нарушениями важен метод Томатиса, но скорее всего, он наиболее необходим пациентам с задержкой речевого развития, дислалией, заиканием и дислексией.

Задержка речевого развития и дислалия могут быть из-за ограниченного распознавания фонем, которое обычно мешает развитию фонологических систем. Слабая способность распознавать и различать высоту звуков (частоту), громкость (интенсивность) и продолжительность может быть следствием этих нарушений. Способность различать высоту звуков самая важная, потому что отличительные черты звуков кодируются в так называемых формантных характеристиках, т.е. сгустке акустической энергии в выбранном диапазоне частот.

Томатис считал, что способность различать высоту звуков развивается постепенно и это может занять несколько лет. Отсутствие этого процесса, например, из-за периодических заболеваний уха или негативных эмоциональных переживаний, может повлиять на приобретение навыков восприятия звуков речи.
Научные исследования подтвердили наличие значительных трудностей в распознавании высоты звуков у детей с задержкой речевого развития (Влодарчик 2013) и дислалией (Шелковская и др. 2009; Курковский 2013).

Аппарат томатис что это. Смотреть фото Аппарат томатис что это. Смотреть картинку Аппарат томатис что это. Картинка про Аппарат томатис что это. Фото Аппарат томатис что этоУ детей с дислалией трудности в приобретении навыков артикуляции могут быть связаны с недостаточно сформировавшимся навыком слухового самоконтроля. Л. Кашмарек (1998) обратил внимание на эту проблему, характерную для фонематического слуха (возможность воспринимать чужую речь) и фонетического слуха (характерное произношение). Однако эта теория не имела практического применения, т.к. не было необходимого диагностического оборудования. Оценить слуховое внимание можно было только по дыханию (внешнее внимание) и по костной ткани (внутреннее внимание – слуховой самоконтроль), но это позволило диагностировать дислалию у некоторых детей. Исследования подтверждают, что такая проблема возникает значительно чаще у детей с дислалией (Курковси 2013).

При диагностике сложностей в распознавании высоких и низких частот при слуховом самоконтроле следует ожидать, что использование метода Томатиса с его стимуляцией распознавания высоты звуков с помощью отобранной звуковой программы, принесет улучшение в этой области. Однако это требует подготовки специальных проверочных тестов.

Без сомнения, не нормальное слуховое восприятие влияет на способность читать и, особенно, на развитие навыков анализа и синтеза фонем (Курковски 2013). Применение метода по улучшению навыков определения высоты звуков должно способствовать изучению слухового анализа и синтеза (Томатис 1991).

Терапия для людей с проблемой заикания заслуживает особого внимания. Возможно, что ни один из патомеханизмов этого расстройства не сформирован из-за слуховой латерализации. Результаты, представленные Ратински и его соавторами (2003), дают оценку латерализации 122 людей, которые заикаются, и позволяют сделать вывод, что у 68 % из них доминирует левое ухо. З.М. Курковски (2013) получил схожие результаты при изучении группы из 200 человек с заиканием. Поэтому кажется вполне резонным использовать метод Томатиса в лечении заикания. Однако не стоит забывать тот факт, что заикание это нарушение, требующее комплексной и всесторонней терапии, и терапия Томатиса может стать важным пунктом в процессе лечения заикания.
С. Михилевич (2003) обратил внимание на нарушение слухового восприятия у детей с церебральным параличом. Дизартрия (замедленность речи) часто наблюдается у этой группы детей. Различные способы улучшения слухового восприятия также требуют внимания для этой группы.

Применение метода Томатиса к пациентам с голосовыми нарушениями принесло очень хорошие результаты. А. Шелковска (2012) предложила немного модифицированный метод и добилась значительного улучшения в голосах большинства пациентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что хотя эффективность метода Томатиса мало изучена, тем не менее, он может стать одним из профессионально разработанных способов поддержки логопедии в процессе улучшения слухового восприятия, если оно беспокоит или недостаточно сформировано. Процесс слухового восприятия должен тщательно диагностироваться с применением аудиологических методов.

Перевод Е. Галковой

Tomatis® Method applied in the diagnosis and speech therapy

Источник

Правда о Томатисе – взгляд невролога

Аппарат томатис что это. Смотреть фото Аппарат томатис что это. Смотреть картинку Аппарат томатис что это. Картинка про Аппарат томатис что это. Фото Аппарат томатис что это

Правда о Томатисе – взгляд невролога

Метод Томатис/ MéthodeTomatis® –это нейросенсорная слуховая стимуляция, т.е. система тренировки, созданная и разработанная французским врачом Альфредом Томатисом, метод переобучения слуха, чтобы восстановить качественное слушание.

Изначально обучение проводилось только в Париже, сейчас выездные обучающие курсы проводятся в более, чем 20-ти разных странах. Всего прошло обучение 2000 человек. Из них 200 человек в России, которые являются сертифицированными специалистами и имеют право использовать эту методику. Обучение в России проводится только в Москве. Всех специалистов, прошедших обучение и сертификацию можно посмотреть на официальном веб-сайте компании: www.tomatis.com, где также можно найти и другую интересующую вас информацию.

Сама методика проводится на запатентованном и лицензированном в Европе и России приборе Талксап/ TalksUp с символом латинской буквы R в кружочке TalksUp®. Это портативная версия Метода Томатис/ MéthodeTomatis®. Пакет Талксап/TalksUp® включает в себя:

ЧТО ЖЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РОДИТЕЛЬ?

Метод Томатис/ MéthodeTomatis® –это нейросенсорная слуховая стимуляция, т.е. система тренировки, созданная и разработанная французским врачом Альфредом Томатисом, метод переобучения слуха, чтобы восстановить качественное слушание. Слушание – это внимательный слух, это способность выделять нужную информацию из массы услышанного. Слух –это пассивный процесс, который происходит рефлекторно, а СЛУШАНИЕ- это активный процесс с непосредственным участием аналитических зон мозга. Многие дети с совершенно нормальным слухом очень плохо воспринимают и усваивают то, что слышат. Им много раз приходится повторять одно и то же, они производят впечатление невнимательных. В условиях шума (например, в школе или в детском саду) эти трудности усугубляются. Неумение перерабатывать и анализировать услышанную информацию приводит к проблемам в учебе, тормозит развитие социальных навыков.

У детей с различными нарушениями развития, особенно с аутизмом, часто наблюдаются дефекты в системе обрабатывающей информацию, поступающую из окружающей среды (сенсорная интеграция). Такие дети все слышат, но не воспринимают информацию, так как они обладают большей чувствительностью к вибрациям, а не звукам. Человек слышит не только ушами, но и телом («костями»). Так как костная проводимость звуковых сигналов намного быстрее, чем слуховая, аутисты, очень чувствительны к наименьшим внешним раздражителям. У таких деток отсутствует механизм избирательности сенсорной информации, в результате чего нервная система выстраивает своеобразную защиту от избытка информации в виде полного невосприятия окружающей среды. Также как мы привыкаем к шуму холодильника, телевизора, уличного движения. Результатом таких нарушений являются различные виды неадекватного поведения, нарушения коммуникации, различные расстройства речи.

Основной принцип работы метода Томатис/ MéthodeTomatis® заключается в сенсорно-звуковом стимулировании с обязательным использованием специализированного оборудования Талксап/TalksUp®, так называемое «Электронное ухо». Воздействие осуществляется посредством наушников. Звуковой сигнал передается пациенту двумя способами: костная проводимость (вибрация верхней области черепа) и воздушная проводимость (звуковые волны поступают через наружное ухо). Звук активизирует деятельность внутреннего уха, стимулируя при этом не только слуховые, но и моторные функции. Передача звука происходит на барабанную перепонку, затем, под воздействием костной проводимости, осуществляется стимуляция рефлекторного сокращения и расслабления мышц молоточка и стремечка.

Устройства Талксап/TalksUp® предназначены для создания уникального перцептивного звукового контраста. Этот эффект вызывает сокращение и расслабление мышц внутреннего уха. Это возвратно-поступательное движение вызвано внезапным переходом от низких частот, которые не требуют от слухового аппарата какой-либо специальной подготовки, к высоким частотам, которые, напротив, требуют от слуховой системы особенного усилия. Это действие похоже на гимнастику для мышц уха, поскольку благодаря многократному повторению и прогрессирующей мобилизации мышц улучшается передача сенсорных звуковых сообщений в головной мозг. Выбранные музыкальные произведения богаты обертонами (широкий частотный диапазон), что является необходимым условием для осуществления электронных переключений. Главным образом используются скрипичные концерты Моцарта, Грегорианское пение, некоторые вальсы, на которые был предварительно наложен эффект «Tomatis®».Передавая сигналы в мозг, параллельно вестибулярная мембрана улавливает малейшее движение тела, тем самым оказывает влияние на равновесие и чувство ритма человека.

Терапия Tomatis®, по сути, является тренировкой всей слуховой системы человека, начиная с уха, отвечающего за прием звуковых сигналов и заканчивая отделами мозга, интерпретирующими и обрабатывающими, полученную информацию в целостную картину.

Эффект «Tomatis®». Программы для прослушивания. Оптимальные курсы-часы.

В основе программ лежит положение Альфреда Томатиса, который установил, что звуки низкой частоты способствуют процессам расслабления мышц уха и снижению активности мозга, а звуки высокой частоты обладают обратным эффектом. Подавая звуки разной частоты и интенсивности можно добиться эффекта адаптации центров мозга, отвечающих за слух и слухового аппарата к воздействию разнообразной звуковой информации. Частота переключений может быть весьма высокой и непрерывно изменяющейся. Изменяется не только частота переключений, но и длительность звука каждого типа. Мозг должен постоянно реагировать на изменяющиеся воздействия, что положительно сказывается на активности его различных отделов и способностях к адаптации слуховой системы в частности. В целях повышения качества адаптации слуховой системы в Томатис терапии используется эффект костной проводимости звука. Так, собственный голос мы слышим не только через воздушный путь распространения звука, но и как вибрации костей черепа. Именно поэтому собственный голос в записи отличается от того что мы слышим сами. В наушники, используемые в «Tomatis®» терапии, встроен вибратор, соприкасающийся с теменем человека, и формирующий сигнал, воспринимаемый слуховой системой через костнопроводящий путь. Этот сигнал подаётся в паузах между переключением звуков разной частоты и интенсивности, подготавливая слуховую систему к тому, что сейчас произойдёт очередное переключение. Эта особенность метода Томатис позволяет добиться ещё большей эффективности тренировки мозга и слуховой системы.

Всего существует 10 «чистых» базовых программ прослушивания 1-го уровня и 24 смешанных программ 2-го уровня. Каждая программа состоит из 13 музыкальных треков. Программы имеют свое название и специализацию: первоначальная, основная, проблемы с эмоциями, речью, памятью и вниманием. В каждой программе есть подуровни с различной вариацией музыкальных треков. Вся записанная музыка в каждом треке отфильтрована по частоте в зависимости от задачи, которую преследуют.

Какой специалист может проводить «Tomatis®»-терапию: педагог, психолог, логопед-дефектолог или врач?

Использовать метод «Tomatis®» может каждый, прошедший обучение в лицензированном французском центреTOMATIS®, имеющий специальное образование: педагогическое, логопедическое, психологическое, музыкальное и высшее медицинское.

Побочные действия и осложнения.

Если неправильно подобрать программу, то обязательно будут 2 осложнения:
— психомоторное возбуждение
— агрессия или аутоагрессия.
Причем это может возникнуть в середине курса. Помимо этого, но реже бывает головокружение, ночной энурез и каломазание. Очень осторожно нужно подходить к прослушиванию деткам с эпилепсией и наличием судорожной готовности на ЭЭГ. При неправильном выборе музыкальных треков возможно появление или учащение эпи-припадков! В Европе перед курсом обязательно ребенок проходит тестирование у нейропсихолога. Хочется еще раз предостеречь родителей от шарлатанов и «а-ля-Томатисов» без брендовой приставки. Используя нефильтрованную музыку (для этого нужно дорогостоящее специальное оборудование, а не списанные старые приборы), ваши дети не застрахованы от осложнений и никогда не получат нужного лечебного эффекта!

Эффективность метода была научно доказана различными нейрофизиологическими методами:

Для кого этот метод?

Задержка речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР), в том числе заикание.
Для лечения задержки развития речи эффективность методики заключается в том, что во время занятий происходит воздействие на пластичные нервные цепочки, которые принимают участие в анализе поступающих звуковых сигналов и их расшифровки. Также происходит активная стимуляция речевых центров.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей (СДВГ), в том числе фобии.
Основная задача при лечении гиперактивности и дефицита внимания у детей заключается в стимуляции мозга, при которой вырабатываются автоматические механизмы, формирующие избирательное внимание и позволяющие детям распознавать изменения окружающей среды.

Эмоциональные и аффективные расстройства.
При лечении депрессии, стресса, невроза, агрессии по методу «Tomatis®» происходит воздействие на лимбическую систему промежуточного мозга человека через слуховой аппарат. Улитка (орган среднего уха) стимулирует кору головного мозга, тем самым воздействуя на префронтальную зону, отвечающую за эмоции, память и способность к обучению.

Проблема психомоторного и моторного развития, в том числе нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия), нарушения функции равновесия.
Ухо человека не только является органом чувств, воспринимающий звуки, но в нем располагается вестибулярный аппарат, который отвечает за двигательные функции тела и дает возможность удерживать равновесие. Стимуляция вестибулярного аппарата приводит к прямому воздействию на мышечный тонус и рефлекторное вертикальное положения тела. Одновременно регулируется проблема латеральности. Совместно с другими отделами головного мозга вестибулярный аппарат отвечает за контроль координации движений и чувство ритма, а также обеспечивает возможность правильной ориентации в пространстве и принимает участие в механизмах формирования положений туловища.

Коммуникативные расстройства.
Возникающие проблемы с общением могут выражаться по-разному. Например, ребенок с искаженным слухом может воспринимать звуковую информацию окружающего мира как угрозу, то есть привычные звуки (скрип двери, шум воды, голоса людей и тому подобное) могут вызывать чувство тревоги и страха.
Иногда коммуникативное расстройство может проявляться в неспособности ребенка использовать свой голос для общения, что вызвано проблемой контроля интонации, ритма, выразительности и т.п. – в результате окружающими голос этого человека будет восприниматься как нечеткий, грубый, непонятный и не эмоциональный. Все это в дальнейшем приводит к снижению желания слушать и общаться. Занятия по методу Tomatis® позволяют развивать правильное восприятие звуковых сигналов и корректно воспроизводить звуки, тем самым решая проблемы коммуникативных расстройств.

Адаптация в социальной среде
— неуверенность в себе
— застенчивость
— отсутствие друзей
— раздражительность
— нежелание учиться/работать
— сложности адаптации детей в новом коллективе (школа, детский сад)
— пониженная самооценка, отсутствие мотивации
— поддержка семьи при разводе
— неврозы, депрессии, послеродовая депрессия
— исправление последствий стресса, хроническая и профессиональная усталость

Помните: Метод » Tomatis®» не является лечебным и уникальным, он не устраняет эти проблемы, но по крайней мере помогает ребенку эффективно их преодолеть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *