Аптека как бизнес с чего начать
Документы для аптеки
Мы собрали список документов, которые понадобятся, чтобы открыть аптеку или аптечный пункт и продавать лекарства в розницу. Главный документ в списке — лицензия на фармацевтическую деятельность, но без остальных ее не получить.
Свидетельство о регистрации ИП или компании
Свидетельство о регистрации ИП или компании получают в налоговой или МФЦ. При регистрации нужно выбрать основной и дополнительные оквэды. Основной оквэд для аптеки — 47.73 — розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках). Дополнительные коды зависят от ассортимента аптеки — например, это может быть торговля:
Для регистрации ИП понадобится три рабочих дня и пошлина 800 рублей, для компании — три рабочих дня и 4000 рублей.
Договор аренды помещения
Помещение для аптеки должно отвечать требованиям приказов Минздрава. В приказах есть требования к зонированию помещения, оборудованию и отделке поверхностей.
Документ
Пример требования
Помещение аптеки должно быть разделено на четыре зоны:
Помещения и зоны должны быть освещены.
Аптека должны быть разделена на зоны:
У посторонних лиц не должно быть несанкционированного доступа в помещение.
При ремонте нужно учитывать требования приказов. Например, есть требование к отделочным материалам стен, пола и потолка.
Поверхности стен и потолков в аптеке должны быть гладкими, без нарушения целостности покрытия — водостойкой краски, эмали или кафельной глазурованной плитки светлых тонов.
Поверхности должны отделываться материалами, которые допускают влажную уборку с дезинфицирующими средствами, например неглазурованной керамической плиткой, линолеумом с обязательной сваркой швов или другими материалами.
Места примыкания стен к потолку и полу не должны иметь углублений, выступов и карнизов.
Еще помещение должно отвечать требованиям трех санпинов:
Если помещение подходит подо все требования, заключают договор аренды. Обычно это договор на 11 месяцев — такой не нужно регистрировать в Росреестре.
Заключение Роспотребнадзора
Затем нужно получить заключение Роспотребнадзора. Для этого понадобится написать заявление и приложить документы:
После подачи заявления и документов сотрудники Роспотребнадзора приезжают в аптеку, проверяют помещение и выдают заключение. На всё уходит не больше 30 дней.
Заключение понадобится, чтобы получить лицензию на фармацевтическую деятельность. Если в заключении и договоре аренды адрес аптеки будет отличаться, в лицензии откажут, и придется получать новое заключение, а это еще 30 дней, в течение которых нужно платить за аренду, но нельзя работать.
Лицензия на фармацевтическую деятельность
Лицензия для аптеки называется лицензией на фармацевтическую деятельность, ее получают в Департаменте здравоохранения. Для оформления понадобятся 45 дней, пошлина — 7500 рублей за первую лицензию, 3500 рублей за последующие — и документы:
Сотрудники Департамента здравоохранения регистрируют заявление и затем проводят выездную проверку: смотрят помещение, оборудование, проверяют оригиналы документов. Оборудование и документы должны отвечать требованиям постановления «О лицензировании фармацевтической деятельности».
Выездная проверка занимает несколько дней, а вся процедура лицензирования — 45 дней от заявления до выдачи лицензии.
Бизнес-план аптеки
Сегодня наблюдается замедление роста фармацевтического рынка. За последние 5 лет он сократился в 6 раз. Так, в 2012 году прирост составлял 16%, а в 2018 этот показатель снизился до 1,8%. Однако общий объём в денежном эквиваленте составляет 1,7 млн руб. Показатель довольно высок. Если вы грамотно подойдете к развитию бизнеса, можно неплохо заработать на открытии своей аптеки. Однако учитывайте, что бизнес связан с получением большого количества разрешительной документации.
Аптечные организации: виды
По закону владельцы аптек обязаны лицензировать продукцию и соблюдать требования Минздрава. Выберите категорию бизнеса. Выделяют следующие виды аптек:
На каждую категорию организации возложены определённые функции. В аптеку покупатель может обратиться, чтобы приобрести лекарства по рецептам врача. В магазине реализуются только препараты, доступные к свободному распространению.
Градация производится и по способу реализации продукции. Выделяют аптеки открытого или закрытого типа. В первом случае медикаменты выставлены на открытых стеллажах. Покупатель может ознакомиться с товаром перед приобретением. В закрытых аптеках лекарства размещены на витринах под стеклом. Продажи контролирует фармацевт. Выбирайте первый способ реализации, если предполагаемая посещаемость превышает 10000 человек. Открытый тип реализации медикаментов повысит объем продаж до 30%.
Как открыть аптеку: пошаговая инструкция
Для быстрого открытия аптеки придерживайтесь пошаговой инструкции:
Документы
Чтобы начать работу, зарегистрируйте ИП или ООО. Если речь идет об аптечном бизнесе, лучше выбрать второй вариант. В случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя вы должны иметь высшее образование и 3-летний опыт работы. Поэтому проще оформить ООО. В этом случае диплом фармацевта должен присутствовать у директора аптеки.
Затем выберите коды ОКВЭД. Если аптека производит медикаменты, укажите код 24. 42.1. Когда аптеку открывают только для реализации медикаментов, подойдёт код 52. 31. Затем нужно переходить к подготовке документов. Вам потребуется:
Оформление займет около 1,5 месяца. За фармацевтической лицензией необходимо обращаться в Росздравнадзор. Без документа открыть аптеку не получится. Разрешение выдается, если помещение уже арендовано, и выполнен ремонт в соответствии с требованиями законодательства. После этого вы обязаны подготовить заявление, оплатить госпошлину и дождаться рассмотрения обращения. Заявку необходимо сопроводить следующей документацией:
Все документы, кроме самого заявления, предоставляются в виде копий. Их потребуется заверить у нотариуса.
Помещение
Внимательно подходите к аренде помещения. Проверяйте его соответствие требованиям СЭС и пожарной службы. Подойдут помещения площадью около 80 кв.м..
Распределите его следующим образом:
Использование гипсокартонных перегородок не допускается. Перед входом обязательно поместите коврик. В помещении поддерживайте оптимальный уровень влажности и температуры.
Если вы размещаете компанию в больнице, площадь помещения допустимо сократить до 8 кв.м.
Персонал
Количество персонала зависит от масштабов. В среднем необходимо 3 — 5 сотрудников. Проверяйте наличие фармацевтического образования. Наймите:
Дополнительно нужен уборщик для поддержания чистоты. Работать в аптеке имеют право только граждане РФ. Важно наличие санитарных книжек и свидетельств об аккредитации. Если Вы получили фармацевтическое образование, возьмите на себя работу управляющего. В иной ситуации наймите сотрудника. Проверьте у него присутствие высшего или среднего фармацевтического образования и опыта работы от 3 лет.
Оборудование
Чтобы оборудовать аптеку, приобретите:
Может потребоваться специфическое оборудование. Всё зависит от особенностей функционирования аптеки. Всё оборудование подлежит регистрации в Минздраве. Необходимы сертификаты соответствия и договор обслуживания. Подтверждение документации пройдет во время выездной проверки.
Реклама
Решив вопросы с открытием аптеки, займитесь привлечением клиентов. Действуйте комплексно:
Финансовый план: рентабельность и окупаемость аптеки
В среднем на открытие аптеки необходимо 2 млн руб. Большая часть средств пойдет на покупку товаров, приобретение оборудования и ремонт помещения. Присутствуют ежемесячные расходы. Они складываются из аренды, покупки дополнительных товаров, налогов, выплаты работникам. В среднем придётся потратить около 200.000 руб. Прибыльность зависит от трафика. Аптека среднего масштаба приносит в месяц около 350 — 400 тыс. руб. Бизнес окупится в течение 2-3 лет.
Аптечный бизнес: отзывы владельцев, особенности открытия, доходы, плюсы и минусы
Перспектива
Исходя из анализа среднего чека, люди в аптеке тратят практически столько же, сколько и в супермаркете, поэтому бизнес, основанный на продаже лекарственных средств достаточно востребованный. Но, по отзывам войти в данный сегмент рынка достаточно сложно. До некоторого времени так и было, потому что:
Сейчас ситуация другая. Открытие аптечного бизнеса может стать прибыльным делом, нужны лишь необходимые ресурсы:
Бизнес на продаже лекарств может быть открыт как в крупном городе, так и в небольшом населенном пункте. При грамотной организации он всегда будет прибыльным.
Формы организации
По отзывам владельцев, аптечный бизнес будет успешным при тщательном учете всех нюансов. Важно определиться с формой организации. Бизнес может быть представлен в виде:
Каждое заведение отличается организационными моментами. Новичкам лучше выбирать три первых варианта, а лучше всего с аптеки готовых лекарств. Данная форма имеет следующие преимущества:
Согласно отзывам, аптека как бизнес является прибыльным делом, но при постоянном его контроле. Многие предприниматели начинают с одного заведения, но постепенно расширяются, открывая несколько аптек.
Документация
Организация аптечного бизнеса требует официального оформления. Чтобы открыть заведение, нужно подготовить:
Чтобы получить данные документы понадобится примерно 1,5 месяца. Судя по отзывам, иногда этот срок затягивается.
Регистрация
Необходимо зарегистрировать бизнес как ИП или ООО. Если компания крупная, желательно открыть ООО. Этот статус позволяет пользоваться большим количеством возможностей при закупке товара, заключении договоров. Еще это повышает доверие к фирме.
Подходящими кодами являются:
Кроме указанных выше документов, нужен устав фирмы, справка об учете в налоговой, бумага от Роспотребнадзора, копии свидетельств об образовании сотрудников, санитарные книжки. Нужна программа производственного контроля.
Получение лицензии
Для открытия аптечного киоска с нуля требуется получение фармацевтической лицензии на свою работу. Ее выдает Министерство здравоохранения. Цена лицензии (госпошлина) около 6500 рублей, а услуги частных компаний по ее оформлению еще больше.
Чтобы оформить лицензию, необходимо предоставить:
Полный список разрешений и справок присутствует в приказе правительства РФ № 489. Лицензию предоставляют на 5 лет, а потом ее необходимо обновить.
Выбор формы
При составлении бизнес-плана аптечного бизнеса важно определить способ выкладки товара (закрытый или открытый). Выбор определяется масштабностью. В малолюдных местах с пониженной посещаемостью разницы нет. На территориях с большой проходимостью (не меньше 9-10 тыс. человек в день) разница большая.
Если выкладка открытая, то товары будут доступны так же, как в супермаркете. У покупателей есть возможность ознакомиться с продукцией. Обычно в этом случае продажи на 20-30 % выше, поэтому важно учитывать данные особенности аптечного бизнеса.
Помещение
Как свидетельствуют отзывы владельцев, аптечный бизнес будет развиваться при выборе подходящего помещения. Есть 2 варианта размещения торгового заведения:
В первой ситуации целевая аудитория разнородная, а во втором – покупателями будут люди, которые посещают аптеку недалеко от своего дома. Важен не только уровень цен, но и укомплектованность товаров, уровень обслуживания.
Помещение должно иметь следующие характеристики:
Для аптечного бизнеса необходимо арендовать или купить помещение. В первом варианте необходимо постоянно вносить арендные платежи, а также оплачивать коммунальные услуги, но все расходы по содержанию будут на собственнике. Помещение в аренду оформляется быстро, если захочется изменить место ведения бизнеса, то можно расторгнуть договор и выбрать более подходящий вариант.
При покупке помещения оплачиваются только коммунальные платежи, арендной платы нет. Ремонт нужно будет делать за свой счет, жилые квартиры долго выводятся из жилого фонда в нежилой. При желании сменить район потребуется продавать помещение или сдавать его в аренду.
Оборудование
Исходя из отзывов владельцев, аптечный бизнес должен стартовать при наличии качественного оборудования. На его покупку может уйти 300-500 тыс. рублей. Для открытия бизнеса необходимо купить:
Если не будет подходящего оборудования, оформить лицензию на данную деятельность не получится. Бизнес-план аптечного бизнеса обязательно должен включать данную информацию.
Персонал
По отзывам, аптечный бизнес невозможно грамотно вести без подходящих специалистов:
Если у владельца бизнеса нет фармацевтического образования, то он имеет право на наем профессионального фармацевта. У него должен быть стаж работы по специальности не меньше 5 лет.
Повышать квалификацию необходимо каждые 5 лет. Еще необходимо учитывать следующие правила:
Многие считают, что аптечный бизнес в Москве или другом крупном городе вести проще, так как здесь много компетентных специалистов. В какой-то степени это действительно так, но в небольших городах тоже есть профессионалы своего дела.
Ассортимент
Относительно ассортимента необходимо учитывать следующие советы:
Отдельно стоит рассмотреть вопрос разнообразия:
Аптечный бизнес в России приносит большую прибыль. Важно лишь, чтобы он соответствовал всем требованиям. Подходящий ассортимент делает бизнес востребованным многими покупателями.
Программное обеспечение
Сейчас не ведут бизнес с использованием примитивной техники. Везде есть специальное ПО, которое имеет следующие преимущества:
На рынке есть электронные «решения», но обычно они универсальные. В особых случаях происходит создание ПО на заказ.
Расходы
Выгодно или нет аптечный бизнес открывать? Для этого следует ознакомиться с затратами. На начальном этапе будет потрачено не меньше 1,2 млн. рублей (цифра не включает непредвиденные расходы). Траты будут следующими:
Требуется тщательный расчет расходов, учитывая цены в своем городе. Поэтому в зависимости от региона траты могут отличаться.
Рентабельность
Доходность и скорость окупаемости зависит от множества факторов:
Обычно затраты окупаются за 6-12 месяцев. У российских аптек рентабельность составляет 10%. Многие предприниматели предпочитают инвестировать средства именно в этот бизнес.
Интернет-аптека
Необходима лицензия на торговлю медицинскими средствами, важно, чтобы сайт был сделан качественно и был удобен для посетителей. Доставку лучше всего сделать круглосуточной.
Франшиза
Можно не только открыть свой бизнес, но и приобрести франшизу. Лидирующую позицию занимает «Аптека 36,6». По ней предлагается поддержка во время создания бизнеса и в период продвижения. Товары данная сеть предоставляет на реализацию, обеспечивает продвижение.
К условиям относят:
Реклама и продвижение
Система продвижения является важной. Какие способы будут использоваться, зависит от масштабов бизнеса:
Таким образом, аптечный бизнес будет востребован при внимательном подходе ко всем вопросам. Важно анализировать деятельность для оценки результатов и улучшения эффективности.
Аптека как бизнес с чего начать
Аптечный киоск имеет те же ограничения, что и аптечный пункт. Отличие — в конструктивных требованиях к помещению.
Организационно-правовая форма
Открыть аптеку может индивидуальный предприниматель или юрлицо.
Ключевые различия двух организационно-правовых форм для малого бизнеса мы собрали в статье. Если в ваших планах производство лекарств, у вас должно быть ООО, а если вы намерены заниматься только реализацией, подойдёт и ИП. Ещё один момент: при открытии аптеки на ИП сам предприниматель обязан быть фармацевтом или провизором.
Налоговый режим
Аптеки не могут применять единый налог на вменённый доход, а также патентную систему налогообложения. Поэтому выбор прост: либо УСН — упрощённая система налогообложения, либо ОСНО — общая система налогообложения.
По сравнению с общей, упрощённая система выгоднее для малых и средних предприятий из-за невысокой процентной ставки, простого бухучёта и права отчитываться всего один раз в год. На УСН бизнес должен платить один основной налог вместо трёх (на имущество, на прибыль и НДС), которые выплачиваются на ОСНО.
Годовая выручка (млн ₽)
Остаточная стоимость основных средств (млн ₽)
Регистрация
В ИФНС можно зарегистрировать ООО и ИП. По адресу помещения или по адресу регистрации руководителя организации (учредителя) в первом случае и по месту регистрации физического лица во втором. В крупных городах, как правило, есть специально уполномоченная ИФНС для регистрации предпринимателей.
Необходимые для регистрации документы собраны в таблице. Если вы планируете использовать специальный налоговый режим, рекомендуем подать заявление вместе с документами на регистрацию.
Постановка на учёт в ПФР и ФСС происходит автоматически. ФНС передаёт сведения не позднее пяти рабочих дней со дня постановки на учёт
—
ООО и ИП могут подать документы на сайте ФНС или портале госуслуг. В бумажном виде документы принимают ИФНС и МФЦ. Также можно открыть ООО или ИП с одним учредителем онлайн в интернет-банке СберБизнес.
Раздел 2
Разрешения
Лицензия
Для получения лицензии нужно:
Для подачи заявления на получение лицензии нужны:
Некоторые сведения Росздравнадзор запрашивает самостоятельно, но если вы приложите их сразу, то срок рассмотрения заявки может сократиться:
Подать документы и получить лицензию можно одним из способов:
Заявление рассматривается в течение 45 рабочих дней. Если претензий к вам нет, вы получаете лицензию на бланке Росздравнадзора либо в электронном виде. В случае отказа вам направят обоснование и ссылки на требования закона, которые были нарушены.
Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ)
Заключение обязательно для получения лицензии: оно подтверждает соответствие помещения и оборудования установленным требованиям. Документ выдаёт Роспотребнадзор по результатам экспертизы. Проверяется микроклимат, освещённость, уровень шума, воздухообмен в помещении и др.
Документы для получения санитарно-эпидемиологического заключения:
В электронном виде заключение можно получить за 30 дней, а бумажную версию — за 20.
Дистанционная торговля
Условия для разрешения онлайн-продажи лекарств:
Для выдачи разрешения нужно направить в Росздравнадзор заявление и документы, подтверждающие, что перечисленные условия соблюдены. Решение принимается за 5 рабочих дней. Требования к онлайн-аптекам не менее строгие, чем к обычным. Так, лицензия может быть отозвана, если в течение года с момента её получения компания дважды привлекалась к административной ответственности.
Заказанные лекарства должны быть вручены лично покупателю или другому уполномоченному лицу. Таким образом, доставлять можно в пункты выдачи, но нельзя в почтамты и подобные устройства.
—
Сайт для онлайн-продаж можно запустить в интернет-банке СберБизнес. Предоставляется 10 Гб дискового пространства, подключается личный кабинет клиента и платёжная система, работает синхронизация с 1С и интеграция со СДЭК.
Раздел 3
Помещение
Аптека должна быть оборудована:
В помещении должны быть отдельные комнаты:
Также должны быть выделены зоны:
Нарушителям грозит штраф или приостановление деятельности на срок до трёх месяцев. Росздравнадзор сформировал признаки, по которым можно «подсчитать» риск порчи лекарств в аптеке. Например, нет козырька над крыльцом для разгрузки транспорта с лекарствами, в помещении нет гигрометров, кондиционеров, осушителей воздуха, — риск потери качества для лекарств значительный.
В помещении должны быть соблюдены нормы противопожарной безопасности:
Санитарные нормы
Определить, соответствует ли помещение санитарным нормам, и получить санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ), могут помочь специальные компании.
Договора журналы
Для получения СЭЗ необходимо заключить договора на обслуживание:
Также необходимо разработать план производственного контроля и завести журналы учёта:
Вывеска
Согласно требованиям закона, на вывески должно быть указано:
Вывески круглосуточных аптек нужно освещать и оборудовать звонком для вызова сотрудника. Предпочтительно размещать вывески на наружной стене здания, а если это невозможно, использовать указатель.
Стенд с информацией
Стенд размещается в торговом зале так, чтобы посетители могли легко ознакомиться с информацией на нём. Вот что нужно разместить:
Раздел 4
Оборудование
—
Убедитесь в благонадёжности поставщика оборудования. Сервис проверки контрагентов позволит оценить риски при работе с конкретной компанией, выявить фирмы-однодневки.
В аптеке должны быть:
Торговое оборудование должно легко переносить ежедневную дезинфекцию и влажную уборку. А прилавок — обеспечивать защиту персонала от инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Инвентарь нужно подписать и промаркировать.
На всех стеллажах, шкафах, полках размещается карта с указанием наименования лекарственного препарата, серии, срока годности. К размещению стеллажей, хранению и перевозке препаратов также предъявляются свои требования.
Раздел 5
Приём платежей
Счёт в банке
Расчётный счёт позволяет своему владельцу: сдавать выручку, принимать безналичную оплату от партнёров и клиентов (в том числе через систему эквайринга), оплачивать товары, материалы, аренду и др. Также можно выпустить бизнес-карту, которая будет привязана к расчётному счету ИП или юридического лица. Она помогает контролировать расходы, снижает нагрузку на бухгалтерию и даёт доступ к специальным предложениям и скидкам.
—
Кассы
Стационарные аптеки, интернет-аптеки, пункты реализации лекарственной продукции, а также их торговые представители должны использовать онлайн-кассы. Без них могут работать:
Онлайн-кассы не только печатают чеки и сохраняют информацию на специальном накопителе данных, но также шифруют эти данные и передают их оператору фискальных данных (ОФД), который онлайн отправляет эту информацию в налоговую службу.
Для использования кассы необходимо:
Купить или арендовать кассу у авторизованных продавцов.