Аптека маркированный товар отдали и не пропустили по компьютеру что делать
Сами виноваты: почему аптеки столкнулись с проблемой маркировки лекарств и как это отразится на покупателях
Эксперимент по обязательной маркировке лекарств стартовал еще в 2017 году. С 1 октября 2019 года процедура стала обязательной для части препаратов, а с 1 июля 2020 года — для всех остальных. При этом для ряда препаратов, произведенных с 1 июля по 1 октября 2020 года, сделали исключение — их можно было продавать немаркированными. Несмотря на долгую подготовку к началу маркировки, осенью аптеки и дистрибьюторы начали жаловаться на сбои в системе, появились опасения, что маркировка может привести к дефициту лекарственных средств.
Голос фармы
Один из крупных сбоев в системе произошел 30 сентября — были потеряны данные об уже загруженных в нее препаратах, продажа и поставка маркированных лекарств затруднилась. На сегодня восстановлено всего лишь 38% данных. Об этом со ссылкой на выступление представителя Центра развития передовых технологий Егора Жаворонкова на закрытой встрече рабочей группы по маркировке лекарственных препаратов при Росздравнадзоре сообщили «Открытые медиа». Подобные случаи были и раньше, например, 26 июня часть маркированных лекарств оказалась заблокирована. В ЦРПТ факт сбоя опровергли, но сбои в системе — только часть проблем.
Например, заведующая одной из тверских аптек жалуется, что им приходится отказываться от заказа части товаров из-за несоизмеримого объема работы по сканированию: «Большинство препаратов поступают в аптеку в крупных упаковках, например, парацетамол в упаковках по 250 блистеров. И аптекари должны все 250 штук просканировать. Это нереально». Когда лекарство приходит в аптеку, провизор должен отсканировать код Data Matrix с каждой принимаемой и реализуемой упаковки. Продавать немаркированный товар или товар, который не получил подтверждения из ИС МДЛП, аптеки не имеют права. «На некоторых препаратах маркировка нанесена некачественно, требуется повторное сканирование или занесение кода вручную — эти процедуры замедляют процесс», — говорит заместитель гендиректора «Эркафарм» Дмитрий Боков.
Группа компаний «Эркафарм» (сети аптек «Доктор Столетов», «Самсон-Фарма», «Озерки») начала готовиться к запуску маркировки год назад: оборудовала аптеки специальными сканерами для считывания штрих-кодов, протестировала систему с дистрибьюторами, обучила персонал. Группа потратила на подготовку около 40 млн рублей, но в результате все равно не избежала проблем. Система мониторинга не справляется с нагрузкой, регулярные технические сбои тормозят обработку документов. Упрекнуть разработчика системы в бездействии нельзя: для решения проблем техподдержка МДЛП вносит изменения, но в этот момент система недоступна по 4-5 часов. Во время сбоя 30 сентября и вовсе зависла на двое суток. «Часто технические работы проводятся без заблаговременного извещения участников процесса», — добавляет Боков. Соответственно, все это ведет к сокращению продаж каждой торговой точки и сети в целом.
Одна из крупнейших интернет-аптек «Еаптека» (порядка 100 собственных и 1000 партнерских пунктов выдачи заказов в 76 городах России) испытывает такие же сложности, что и коллеги в офлайн. «Процедура довольно проблемная, особенно для недорогих позиций, — говорит исполнительный директор сети Василий Артамонов. — Нужно считывать QR-код по каждой принятой упаковке. А их много, и не всегда код считывается с первого раза». Ежедневно на складе «Еаптека» принимается до 100 000 упаковок, процесс приемки замедлился в 6-8 раз. «Спасает то, что не все приходы еще идут по маркированному товару», — добавляет Артамонов. Кроме того, маркировка добавила лишней работы во время приемки товара в аптеках. «Еаптека» была вынуждена нанять отдельную команду по работе с МДЛП: трех разработчиков и двух бизнес-аналитиков. По словам Артамонова, сейчас поставщики с трудом принимают возвраты по маркированному товару. «В процедуре отпуска покупателю корректировок меньше. Но, что важно, раньше была возможность оформить возврат покупателю при ошибке заказа. Теперь такой возможности нет, и на это многие покупатели реагируют негативно», — говорит он.
Александр Кузин, гендиректор сети аптек «36,6» считает, что, поскольку в полной мере система не введена в действие, это не мешает продажам: «Да, есть некоторые сбои, отдельных затрат требует процесс оприходования товара, но ответственность пока не введена до конца 2020 года. Мы не ждем отклика от МДЛП, сразу продаем. Поэтому очень важно, чтобы к моменту, когда система начнет работать в полномасштабном режиме, предусматривающем ответственностью участников, все технические проблемы «Честного знака» были решены».
Чем это грозит покупателям и аптечным сетям
Еще в июле глава Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев предупреждал о возможном дефиците фармпрепаратов, неготовности самой системы мониторинга движения лекарственных препаратов (ИС МДЛП) и производителей, которые не могли восстановить производство в связи с пандемией коронавируса. По его словам, компании останавливали свои линии на несколько суток из-за отсутствия обратной связи: производительность снижалась, а себестоимость продукции росла. По словам Артамонова из «Еаптеки», сейчас на рынке действительно наблюдается определенный дефицит лекарственных средств, особенно импортных, но однозначно сказать, связан он с маркировкой или это последствия карантина, сложно. «Последствия будут не столько для сетей, сколько для потребителей: перебои с поставками лекарств, увеличение дефектуры (отсутствие в аптечном учреждении необходимых товаров) в аптеках, рост цен, — перечисляет Кузин из «36,6». — Если производители на каком-то из этапов будут тратить больше, то должны будут компенсировать потери за счет других товаров. Вторая волна пандемии — не самый подходящий момент для дефицита лекарств».
По словам гендиректора аналитической компании DSM Group Сергея Шуляка, сбои в системе МДЛП происходят регулярно. По его словам, последний из них произошел вчера, 20 октября. При попытке зайти в систему высветилось объявление о проведении технических работ до 21 октября 11:00. Позже время восстановления работы системы перенесли еще на полтора часа. «Сети, безусловно, понесут экономические потери, но оценить сейчас масштаб сложно, — говорит эксперт. — Пока это компенсируется ажиотажным спросом на некоторые лекарства, а также продажами немаркированных препаратов». Тем не менее аптеки уже сейчас вынуждены увеличивать закупки с учетом товара, который будет считываться системой МДЛП дольше обычного. «Товарный запас скапливается в аптеках, а значит, растет нагрузка на движение денежных средств в рамках компании, — объясняет Шуляк. — Пока нет ответа от системы, аптека не может продавать товар, а значит, сокращается ее время для реализации товара и срок для того, чтобы рассчитаться с дистрибьютором за поставку. Это особенно критично для небольших региональных сетей».
Ответ системы
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) был создан в 2017 году, 50% центра принадлежит структурам и его партнеров, по 25% у «Ростеха» и управляющего партнера Almaz Capital Александра Галицкого. Сентябрьский сбой оператор объясняет «техническим фактором» и уверяет, что его последствия уже устранены. «С июля по октябрь 2020-го количество документов по маркированным препаратам в системе выросло более чем в 20 раз и продолжает расти — система работает стабильно, инциденты не повторялись», — заверяют в пресс-службе ЦРПТ. По словам компании, случившиеся сбои — единичные случаи, «связанные с нарушением целостности данных».
По данным оператора, объем введенных в оборот маркированных препаратов превысил 1 млрд упаковок, их продают 48% аптек по всей стране. У 68% аптек лекарства с маркировкой есть на балансе. На сегодняшний день более 97% поступающих в МДЛП документов обрабатываются менее чем за 10 минут. В системе вообще не существует такого сценария, при котором аптека не может продать маркированный препарат, утверждают в ЦРПТ. Любая продажа лекарств через кассу и со сканированием кода маркировки практически сразу поступает в виде электронного чека в МДЛП. После этого готовится разрешение для аптечной организации немедленно приступать к реализации маркированного товара. Время на обработку и подтверждение, что лекарство теперь в системе, не должно влиять на доступность товаров для граждан, говорят в центре. «В случае некорректной подачи или обработки сведений фактическое товародвижение через аптечную сеть будет восстановлено через анализ чеков, сформированных кассой при продаже, — объясняет представитель оператора. — Данная мера позволит довести качество интеграций аптек с системой и скорость информационного обмена до «незаметного» для товаропроводящей цепи».
Росздравнадзор: действия с маркированными и немаркированными товарами
Автор: Шелег Е. Е., эксперт журнала
Росздравнадзор разработал рекомендации по действиям субъектов обращения лекарственных средств с маркированными и немаркированными препаратами в наиболее типичных ситуациях[1]. Подобный свод ответов на часто задаваемые вопросы был анонсирован в ходе совместного с ЦРПТ совещания в начале сентября. Посмотрим, что интересует участников рынка[2].
Оптовик и дальнейший оборот «доиюльских» препаратов отечественного производства.
Ситуация: организация оптовой торговли закупила партию отечественных лекарственных средств, произведенных до 01.07.2020 и введенных в гражданский оборот после 01.07.2020.
Вопрос: может ли оптовик осуществлять дальнейший оборот указанного лекарства как немаркированного товара?
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, хранение, ввоз в Российскую Федерацию, отпуск, реализацию, передачу, применение и уничтожение лекарственных препаратов для медицинского применения (далее – ЛП), с 01.07.2020 обеспечивают в порядке и в составе, которые установлены Правительством РФ с учетом вида осуществляемой ими деятельности, внесение информации о препаратах в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения (далее – система МДЛП). Об этом сказано в ч. 7 ст. 67 Закона № 61-ФЗ[3].
Вместе с тем некоторые ЛП подлежат хранению, перевозке, отпуску, реализации, передаче, применению без нанесения средств идентификации до истечения срока их годности. Это предусмотрено ч. 7.1 ст. 67 Закона № 61-ФЗ – речь идет оЛП, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, произведенные до 31.12.2019, а также иные ЛП, произведенные до 01.07.2020.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1954 производителям лекарственных средств предоставлено право начиная с 01.01.2020 наносить средства идентификации ЛП на первичную упаковку препарата (если вторичная упаковка не предусмотрена) и на вторичную (потребительскую) упаковку ЛП (далее – упаковка ЛП). При этом нанесение средства идентификации лекарства на упаковку ЛП должно сопровождаться предоставлением производителями лекарственных средств в систему МДЛП сведений о нанесении средств идентификации.
Таким образом, перемещение маркированных ЛП по товаропроводящей цепи в указанный период могло не отражаться на балансе участников в системе мониторинга.
С учетом правовых норм и требований (в совокупности) представляется возможным следующий план действий:
если на упаковке ЛП, произведенного до 01.07.2020 (за исключением ЛП, предназначенных для обеспечения лиц по программе высокозатратных нозологий), отсутствуют средства идентификации, дистрибьютор может продолжать оборот указанного ЛП после 01.07.2020 как немаркированного товара;
если на упаковке ЛП, произведенного до 01.07.2020, средства идентификации имеются (поступили маркированные препараты), дистрибьютор обязан передавать сведения об обороте ЛП в систему МДЛП в соответствии с ч. 7 ст. 67 Закона № 61-ФЗ при условии, что в системе мониторинга содержатся сведения о нахождении данного ЛП на балансе грузоотправителя. Для этого дистрибьютору необходимо сформировать и отправить в систему МДЛП запрос по методу API 8.3.2 либо проверить наличие уведомления об отправке грузоотправителем в систему мониторинга в соответствии с установленными законодательством сроками сведений о поставке маркированных лекарств с использованием схемы 415;
в случае отсутствия сведений о том, что поставленный ЛП находится по данным системы мониторинга на балансе грузоотправителя, дистрибьютор может продолжать оборот указанного ЛП после 01.07.2020 как немаркированного товара.
Включение в гражданский оборот произведенного за границей лекарства.
Ситуация: российский производитель выполнил завершающие стадии производства (упаковка и маркировка) ЛП, произведенного до 01.07.2020 за пределами территории РФ и ввезенного в форме in bulk в Россию.
Вопрос: может ли указанный товар поступать в обращение без нанесения на упаковку средства идентификации?
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона № 61-ФЗ с 01.07.2020 производители лекарственных средств наносят (в установленном Правительством РФ порядке) на первичную упаковку (в отношении ЛП, для которых не предусмотрена вторичная упаковка) и вторичную (потребительскую) упаковку ЛП средства идентификации, за исключением ЛП, производимых для проведения клинических исследований, экспорта, ЛП, указанных в ч. 5 и 8 ст. 13 закона, радиофармацевтических ЛП, пиявок медицинских и газов медицинских.
Ввоз лекарств без нанесения средств идентификации.
Ситуация: лекарства, произведенные до 01.10.2020, ввозятся (после 01.07.2020) на территорию РФ.
Вопрос: может ли быть осуществлен ввоз таких ЛП без нанесения на упаковку средства идентификации?
Особенности ввода в гражданский оборот без маркировки отечественных ЛП, произведенных в период с 01.07.2020 до 01.10.2020, а также ввоза в Россию без нанесения средств идентификации в целях ввода в гражданский оборот ЛП (за исключением ЛП, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей), произведенных за пределами РФ до 01.10.2020, определены Положением[4], утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 955.
В соответствии с Положением выпуск таможенными органами указанных ЛП, ввозимых (ввезенных) в Россию в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, а также ввод в гражданский оборот ЛП без нанесения средства идентификации осуществляются на основании согласования с Росздравнадзором ввода в гражданский оборот ЛП (далее – согласование на обращение ЛП), оформленного на основании решения созданной при этой службе межведомственной комиссии по выдаче согласований на обращение ЛП (Приказ Росздравнадзора от 03.07.2020 № 5645). Росздравнадзор ведет реестр согласований, содержащиеся в нем сведения являются открытыми и общедоступными. Реестр размещен на сайте службы в разделе «Система маркировки лекарственных препаратов».
С учетом изложенного после 01.07.2020 для ввоза ЛП без нанесения средств идентификации необходимо наличие согласования на обращение ЛП, выданного Росздравнадзором на основании решения межведомственной комиссии.
Последовательное представление сведений в систему МДЛП.
Ситуация: производитель осуществил в адрес дистрибьютора поставку маркированных ЛП, произведенных до 01.07.2020, предоставив сведения об отгрузке в систему МДЛП (прямой акцепт).
Дистрибьютор отгрузил в аптечную сеть ЛП как немаркированный товар.
Аптека реализовала данные ЛП.
Вопрос: какие действия должны были предпринять участники цепочки?
Сведения в систему МДЛП субъектом обращения лекарственных средств при осуществлении операций с ЛП представляются последовательно. При этом сведения об очередной операции с препаратом передаются после получения субъектами подтверждения об успешной обработке системой мониторинга сведений о предыдущей операции с ЛП, что позволяет обеспечить прослеживаемость движения ЛП от производителя до конечного потребителя.
В соответствии с законодательством РФ представление субъектами обращения лекарственных средств в систему МДЛП сведений о действиях с маркированными ЛП до 01.07.2020 не носило обязательного характера.
Таким образом, перемещение маркированных ЛП по товаропроводящей цепи в указанный период могло не отражаться на балансе участников в системе мониторинга.
Реализация оптовиками, аптеками после 01.07.2020 поступившего от дистрибьютора маркированного товара, произведенного до 01.07.2020, в отношении которого на момент поставки в системе мониторинга отсутствовали сведения о нахождении на балансе грузоотправителя, без передачи соответствующих сведений в систему МДЛП не является нарушением.
Представление сведений в систему МДЛП при передаче ЛП между субъектами обращения лекарственных средств в рамках гражданско-правовых отношений допускается двумя способами:
в прямом порядке – сведения передает субъект, передающий ЛП;
в обратном порядке – сведения передает субъект, осуществляющий приемку ЛП.
Решение о выборе прямого либо обратного порядка передачи сведений при обороте ЛП принимается субъектами обращения лекарственных средств, представляющими такие сведения, самостоятельно.
Сведения в систему мониторинга передаются в течение рабочего дня:
от фактической даты отгрузки ЛП – при прямом порядке;
от даты приемки ЛП – при обратном порядке.
В случае выбора обратного порядка подачи сведений при обороте ЛП перед приемкой маркированных ЛП и представлением в систему МДЛП необходимых сведений аптечной или медицинской организации рекомендуется убедиться, что поставленный товар находится по данным системы мониторинга на балансе грузоотправителя. Для этого необходимо сформировать и отправить в систему мониторинга запрос по методу API 8.3.2 или воспользоваться мобильным приложением «Честный знак», который при сканировании кода маркировки покажет информацию о текущем владельце лекарственного препарата. Код маркировки ЛП по данным системы мониторинга должен находиться в статусе «В обороте», при этом сведения о текущем владельце ЛП в системе мониторинга должны совпадать с данными фактического грузоотправителя.
В случае отсутствия в системе мониторинга сведений о том, что поставляемые ЛП, произведенные после 01.07.2020, находятся на балансе дистрибьютора, следует отказаться от приемки данного товара.
Кроме того, необходимо неукоснительно соблюдать сроки представления сведений в систему мониторинга. В противном случае (при несвоевременном внесении данных в систему МДЛП либо внесении в нее недостоверных данных) на хозяйствующий субъект будет наложен административный штраф в соответствии со ст. 6.34 КоАП РФ. В частности:
на должностных лиц – в размере от 5 000 до 10 000 руб.;
на юридических лиц – в размере от 50 000 до 100 000 руб.
За административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.34 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Приемка лекарства при отсутствии в реестре согласований на обращение препарата соответствующей информации
Ситуация: идет приемка произведенных после 01.07.2020 отечественных немаркированных лекарств, информация по которым вреестре согласований на обращение ЛП отсутствует.
Вопрос: может ли дистрибьютор отказать в приемке такого лекарства?
При отсутствии согласования данный немаркированный ЛП, произведенный после 01.07.2020, находится в обращении с нарушением законодательства, и его обращение должно быть приостановлено. Информация о выявлении такого препарата должна направляться в Росздравнадзор.
Приемка лекарств медицинской организацией
Ситуация: медицинская организация получает оторганизаций оптовой торговли маркированные (независимо от даты производства ЛП) препараты.
Вопрос: может ли медицинская организация при получении такого ЛП требовать от поставщика передачу сведений о поставляемом ЛП в систему мониторинга?
Субъекты обращения лекарственных средств начиная с 01.07.2020 обеспечивают в порядке и в составе, которые установлены Правительством РФ с учетом вида осуществляемой ими деятельности, внесение в систему МДЛП информации о препаратах (ч. 7 ст. 67 Закона № 61-ФЗ).
Вместе с тем в отношении маркированных ЛП, произведенных до вступления в действие поименованной нормы (до 01.07.2020), обязательность предоставления в систему мониторинга сведений отсутствовала.
Таким образом, перемещение маркированных ЛП по товаропроводящей цепи в указанный период могло не отражаться на балансе участников в системе мониторинга. Требования медицинских организаций о предоставлении сведений о поставляемом товаре в систему МДЛП выполнимы при наличии сведений о нахождении ЛП на балансе грузоотправителя.
[1] См. по ссылке https://roszdravnadzor.gov.ru/i/upload/images/2020/9/10/1599729293.08582-1-158809.pdf.
[2] Дополнительно рекомендуем ознакомиться со статьей Н. Н. Луговой «Ввод лекарств в оборот без нанесения средств идентификации», № 8, 2020.
[3] Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
[4] Положение об особенностях ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения.
Штрафы за нарушение правил маркировки товаров
В 2021 году обязательная маркировка действует сразу для нескольких групп товаров. У тех, кто ее игнорирует, возникают проблемы. Например, их продукцию могут изъять. Чтобы избежать штрафов за нарушение правил маркировки товаров, нужно разобраться, какую ответственность несут все участники оборота, и как предотвратить нарушения.
Работать по новым правилам, продавать маркированные товары, вводить и выводить из оборота коды маркировки удобнее в МоемСкладе. Это легко и полностью бесплатно. Освоить простой интерфейс помогут подробные инструкции и видео. Начните работать в МоемСкладе прямо сейчас!
Закон о маркировке товаров
Условия маркировки товаров и ответственности, которая ждет нарушителей, регулируют несколько нормативных документов. Основополагающий закон № 487-ФЗ от 31 декабря 2017 года действует с 1 января 2019-го.
Штрафы за производство, ввоз и продажу продукции с нарушением правил прописаны в статье 15.12 КоАП РФ. Там же указано, что у тех, кто пытается обойти требования, могут забрать товар. При этом предприятие сможет продолжить работу.
Перечень товаров, для которых нужны коды маркировки, есть в распоряжении Правительства РФ № 792-р. Скачайте его, чтобы проверить, должен ли ваш бизнес учитывать новые правила.
Какими могут быть нарушения при маркировке?
Если вы думаете, что нарушением маркировки считается только отсутствие кода Data Matrix, то вы заблуждаетесь. На самом деле есть несколько ситуаций, когда производитель или продавец не выполняют требования закона.
1. Нет кода маркировки
Самое очевидное нарушение. Код Data Matrix можно наносить на само изделие, на прикрепленную к нему этикетку или товарный ярлык. Но если этого не сделать, то вас могут оштрафовать, а товар — изъять.
2. Маркировка нанесена не по правилам
Например, если код не пропечатан или маркировка недоступна для идентификации.
3. Сведения в коде не соответствуют информации в УПД
Допустим, на товарах в партии есть коды маркировки, но в УПД данных о них нет. Или в документе указаны другие модели. В этом случае магазину или индивидуальному предпринимателю запрещено принимать товары, поскольку они не смогут торговать ими законно. Если нарушить правила, продукцию конфискуют.
4. Магазин не выполнил перемаркировку
Перемаркировать товар требуется, если полученный для него код утерян. То же самое следует сделать, когда покупатель вернул вещь с поврежденным кодом на этикетке.
В ситуации, когда установить прежний GTIN невозможно, необходимо получить новый. Если розничный магазин не сделает этого и попытается продать товар без кода, ответственность будет такой же, как если бы он торговал немаркированным товаром.
5. Магазин неправильно оформил возврат
Например, если магазин решил оформить возврат, чтобы ввести в оборот не промаркированные вовремя остатки. При этом торговая точка может принять от покупателя товар, для которого не получали специальный код. Или если продукцию продали до начала обязательной маркировки.
6. Табачную продукцию перевозили без маркировки
Штрафы за это нарушение Госдума утвердила в апреле 2021 года. Согласно новым нормам, без маркировки можно провозить не больше 600 сигарет на человека, либо 150 сигар, либо 750 граммов табака. Если один человек перевозит все эти изделия одновременно, их общий вес не должен превышать 750 граммов.
Во всех остальных случаях нарушителей оштрафуют на сумму от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, а их продукцию конфискуют.
Ответственность и штрафы за отсутствие маркировки
Административная ответственность наступает, если:
Штраф за производство товаров без маркировки
Должностные лица могут получить штраф до 10 тысяч рублей. А вот юрлицам за аналогичное нарушение могут выписать штраф до 100 тысяч рублей.
Штраф за продажу немаркированной продукции
Обычных граждан ждет штраф до 4000 рублей. Должностным лицам придется заплатить до 10 тысяч рублей, а юридическим — до 300 тысяч рублей.
В случае с немаркированной табачной продукцией штрафы будут еще выше. За производство должностных лиц могут оштрафовать на сумму до 15 тысяч рублей, а юрлиц — до 150 тысяч рублей. За продажу суммы для этих категорий составят до 15 тысяч и до 300 тысяч рублей соответственно. Физлица рискуют получить штраф до 5000 рублей.
Штраф за неправильную маркировку
Иногда маркировка все-таки есть, но проставлена неверно или в ней нет необходимых данных. Индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 5000 до 10 тысяч рублей, а юридическим лицам — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Штраф за отсутствие реквизита «код товара»
После старта маркировки те, кто торгует обувью, табаком и другой продукцией, столкнулись с новым требованием — указывать в чеке обязательный реквизит «код товара».
Если предприниматель или компания продают изделия, которые подлежат маркировке, но касса не формирует реквизит «код товара», они тоже могут получить штраф. Должностным лицам это будет стоить от 1500 до 3000 рублей, а индивидуальным предпринимателям и юрлицам — от 5000 до 10 тысяч рублей.
Еще есть штрафы за нарушения правил торговой маркировки. К ней относятся ценники, чеки и прочее. ИП могут обязать выплатить до 30 тысяч рублей, для юрлиц — до 300 тысяч рублей. Если отсутствие такой маркировки навредило потребителю, штраф для каждой из категорий вырастет втрое.
Уголовное наказание
Бывает, что стоимость товаров, на которые не нанесли коды маркировки, превышает крупный или особо крупный размер. В статье 169 УК РФ сказано, что особо крупным считается более 1,5 млн рублей.
При особо крупном размере наказанием могут стать 6 лет лишения свободы со штрафом в 500 тысяч рублей.
Уголовная ответственность наступает, если вы производите товар на продажу.
Закон, подписанный 1 июля 2021 года, также ввел уголовную ответственность для производителей и продавцов товаров с поддельными кодами маркировки. С 1 декабря 2021 года нарушителей ждут штрафы до 300 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 80 тысяч рублей.
Примеры штрафов и конфискации за неправильную маркировку
С 1 июля 2020 года в России запретили оптовую и розничную продажу обуви без маркировки. У бизнеса был год, чтобы подготовиться к работе по новым правилам. Но такую возможность использовали не все. Вскоре после старта обязательной маркировки у нарушителей возникли проблемы.
Во Владивостоке таможенники изъяли 127 пар обуви, которая продавалась в магазине индивидуального предпринимателя на городском рынке. На упаковках кроссовок, ботинок и туфель и на самих изделиях не было кодов, которые подтверждают законность ввоза товара. Против нарушителя хотят возбудить административное дело.
Похожая история произошла в Волгограде. Там после проверки Роспотребнадзора арестовали 210 пар немаркированной обуви на сумму в 123 тысячи рублей. Против индивидуального предпринимателя, чей магазин допустил нарушение, завели административное дело.
Еще один пример в Волгограде: сотрудники МВД изъяли более 25 тысяч предметов одежды и обуви без маркировки на 9,5 млн рублей. Товар находился на складе и в торговом зале. Против продавца возбудили уголовное дело. Ему грозит до шести лет тюрьмы.
В Орловской области Роспотребнадзор снял с продажи 189 пар обуви без маркировки. Стоимость конфискованного товара — 275 400 рублей. Проверку провели после жалоб покупателей.
Крупную партию обуви изъяли в Ростовской области. Таможенники вместе с сотрудниками Роспотребнадзора конфисковали более 24 тысяч пар. Общая стоимость превысила 13 млн рублей. При этом 23 700 пар вообще не прошли регистрацию в Честном Знаке. На оставшиеся маркировку нанесли неправильно. Административными делами сейчас занимается суд.
Примеры несоблюдения правил есть и других отраслях. Обязательная маркировка табака начала действовать на год раньше, чем аналогичные требования в обувной сфере.
В июле 2019 года мировой суд Калининграда оштрафовал владельцев местного магазина, где продавались сигареты без маркировки, на 200 тысяч рублей. По решению суда товар конфисковали.
В апреле 2021 года в Наро-Фоминском городском округе нашли склад с 2,5 млн пачек табачной продукции без маркировки на сумму 96 млн рублей. Против нарушителей возбудили уголовное дело.
В Иркутске из трех магазинов одной изъяли более 40 тысяч пар обуви без маркировки. Общая стоимость партии, которую таможня обнаружила в мае 2021 года, превысила 35 млн рублей. В компании, где нашли нарушения, проводят проверку с участием полиции.
Будет ли нарушением работа с маркировкой без перепрошивки кассы?
Да. Если вы не печатаете код маркировки на чеке, то нарушаете закон 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники. Подробнее о его требованиях и недавно внесенных поправках читайте в специальном разделе на нашем сайте. Чтобы не допускать нарушений, лучше перепрошить кассу.
Как поступить с немаркированными остатками?
Процедура работы с остатками может отличаться в зависимости от товарной группы. Например, остатки обуви, произведенные или приобретенные до 1 июля 2020 года, можно было промаркировать как остатки только до 1 сентября 2020 года. О том, что делать после этой даты, читайте в нашей статье.
Что делать, если код маркировки не сканируется в поступлении?
Возможно, ваш поставщик не полностью указал код или добавил его вместе с криптохвостом, что не соответствует рекомендациям системы маркировки Честный Знак. В этом случае стоит отклонить поступление и запросить у поставщика накладную с правильными кодами. Вы также можете вернуть ему всю партию товара.
Как избежать штрафов за нарушение правил маркировки?
Для начала изучить требования для каждой конкретной категории товаров. Например, бизнесу полезно знать, что в зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка может содержать разную информацию.
Все участники оборота должны подключиться к системе, чтобы передавать данные о товарах. В упрощенном виде порядок действий для всех отраслей выглядит так:
Если производители, импортеры и продавцы будут соблюдать правила работы, они могут не опасаться штрафов и конфискации товара.