Аварец что за национальность где проживают

Народ аварцы

Аварцы

Один из самых многочисленных и самых древних народов Кавказа – это аварцы. Живут они в Дагестане, а также в Чечне, Калмыкии, в восточной Грузии и в Азербайджане – всего около миллиона человек. Аварцы гордятся своей историей: ведь их предки обитали на территории Кавказа еще в период неолита, а язык современных аварцев, существовавший с незапамятных времен, не исчез, в отличие от многих языков дагестано-нахской группы.

История аварцев

История появления аварцев сложна и до настоящего времени до конца не выяснена. Одна из старинных грузинских летописей рассказывает библейскую версию рождения этого народа: она называет первопредком всех горцев Дагестана праправнука Ноя – Лекоса. Один из сыновей Лекоса –Хозоних – основал в горном ущелье город и назвал его своим именем, Хозанихети. Считается, что это искаженное слово Ханзах – древняя столица аварских ханов.

Если не вникать в сложные перипетии истории многочисленных кочевых народов, обитающих на территории Евразии тысячи лет назад и постоянно формирующие новые этносы, то коротко историю аварцев можно рассказать так. Тысячи лет до нашей эры предки аварцев были кочевниками, но примерно в третьем тысячелетии до н.э. они начали вести оседлый образ жизни, разводить скот и заниматься земледелием. Жизнь аварских племен (в античных источниках упоминаются племена «саваров», которые, вероятнее всего, и были предками современных аварцев) проходила в горах, в относительной изоляции от других племен и народов, что позволило сохранить не только язык и отличительные внешние особенности народа, но и многие традиции и обычаи.

В первом тысячелетии нашей эры в арабских летописях упоминается царство Сарир, на его месте чуть позже образовалось Аварское ханство. Это был союз независимых племен и обществ, которые объединялись под началом хана только в случае военной необходимости. Аварское ханство просуществовало до XVIII в., на протяжении нескольких последних веков находясь в зависимости от соседнего Ирана. К тому моменту, как ханство присоединилось к России в 1813 году, аварцы имели свою письменность, похожую на арабскую, и исповедовали ислам суннитского толка. В начале XIX века аварцы приняли участие в войне, в ней под предводительством Шамиля горцы пытались отстоять свою свободу. Однако активно консолидироваться как народ аварцы стали после образования Дагестанской АССР в 1921 году.

Религия аварцев

Сегодня аварцы в абсолютном большинстве – мусульмане-сунниты. Интересно, что уже упомянутое средневековое государство Сарир на Кавказе в качестве официальной религии выбрало православное христианство. Существует мнение, что до принятия ислама небольшая часть предков аварцев исповедовала иудаизм, однако достаточных доказательств этому нет. Как бы то ни было, ислам начал проникать на территорию современного Дагестана уже в VII в н.э., а окончательно обосновался здесь примерно в XV веке.

Современные аварцы

Численность аварского народа стремительно растет. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что за несколько последних десятилетий XX века численность аварцев в России выросла в 2,5 раза. В аварских семьях принято иметь несколько детей, поэтому рождаемость постоянно растет. Все чаще аварцы уезжают из сел в города, но, что интересно, этот народ практически не ассимилируется с другими народами: очень редко встречаются браки аварцев с русскими или представителями других кавказских национальностей. Современные аварцы, как и их далекие предки, успешно занимаются сельским хозяйством, виноделием, разводят коз и овец. Они чтят свои национальные и культурные традиции, многие знают аварский язык – в общем, делают все для того, чтобы аварцы как народ существовали еще долгие столетия.

Источник

Аварцы

Всего: более 1 миллиона человек
Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают Россия
912 090(2010) [1] [2]

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают Азербайджан
49 800 (2009) [12] [13]
по неофициальным данным — 160 000 [14]

балкано-кавказская раса, преимущественно кавкасионский антропологический тип

северо-кавказская семья
нахско-дагестанская группа
дагестанская подгруппа
аваро-андо-цезская ветвь

Содержание

Численность и расселение

Населяют бо́льшую часть горной территории Дагестана, а отчасти и равнины (Буйнакский, Хасавюртовский, Кизилюртовский и др. районы). Помимо Дагестана, проживают в Чечне, Калмыкии и других субъектах РФ (всего — 999,8 тыс. чел., включая андо-цезские народы, 2002 год). Основная область расселения аварцев в Дагестане — бассейны рек Авар-ор (Аварское Койсу), Анди-ор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара-Койсу). 28 % аварцев проживает в городах (2002).

Аварцы также проживают в Азербайджане, в основном в Белоканском и Закатальском районах, где по данным переписи 2009 года их численность составляла 49,8 тысяч человек. [12] [22]

Районы исторического проживания аварцев в Дагестане:

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Антропология

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Согласно А. Г. Гаджиеву, для большей части аваро-андо-цезов характерен западный вариант кавкасионского антропологического типа балкано-кавказской расы. Отличительными особенностями западно-кавкасионского варианта являются: большая длина тела, лицо широкое, высокое и среднепрофилированное, высота носа большая при малой ширине, преобладают выпуклые формы профиля спинки носа, кончик носа и основание представлены преимущественно опущенным вариантом. Волосы преимущественно тёмно-каштановые, встречается небольшая примесь темно-русых и рыжих волос. В цвете радужной оболочки глаз преобладают смешанные оттенки. Отмечается значительный процент светлых глаз. Кожа по сравнению с другими кавказскими популяциями очень светлая. Данные возрастной антропологии фиксируют наличие у аваро-андо-цезской популяции в детстве более высокого процента наличия каштановых, рыжих и русых волос, чем в юношеском возрасте.

Кавкасионский тип некоторые учёные считают конечным результатом трансформации каспийского типа в условиях высокогорной изоляции. По их мнению, формирование кавкасионского типа в Дагестане относится к XIV веку до н. э. Рассматривая проблему происхождения кавкасионского типа, академик В. П. Алексеев отметил: «Теоретические споры вокруг проблемы происхождения этого типа привели к более или менее однозначному решению вопроса и его древности: он формировался автохтонно в составе местного населения центрального предгорного Кавказского хребта не позже, чем в эпоху бронзы, а может быть, и в более раннее время». Однако существует и другая, — более обоснованная и распространённая точка зрения, согласно которой, каспийский антропологический тип не имеет прямого отношения к кавкасионскому, являясь несколько депигментированным в результате смешения с кавкасионцами ответвлением индо-памирской расы. Следует подчеркнуть, что в Дагестане, начиная с советского периода безраздельно господствует официальная идеологическая установка (напоминающая дагестанский вариант «югославизма»), сводящаяся к активной пропаганде «исключительной близости» (в заведомо преувеличиваемой форме) всех дагестанцев друг другу, что нередко служит удобным оправданием для подавления национальной самобытности и связанного с ней стремления к возрождению утерянной этногосударственности. Тот же Алексеев В. П., например, в 1974 году свидетельствовал: «Каспийская комбинация признаков ни у одного из дагестанских народов не выражена в чистом виде, можно говорить лишь о её более или менее заметной примеси, преимущественно в составе кумыков». По его мнению, — территория Дагестана не входила в зону формирования каспийской группы популяции; очевидно она распространилась с юга вдоль Каспийского побережья по равнинным и предгорным районам Дагестана и только по долинам Самура и Чирах-Чая представители этой группы проникли высоко в горы.

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Язык — аварский относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи, имеет диалекты, подразделяющиеся на северную и южную группы (наречия), что отчасти отражает былое деление Аварии на Хунзахское ханство и «Вольные общества». В первую включают салатавский, хунзахский и восточный, во вторую — гидатлинский, анцухский, закатальский, карахский, андалальский, кахибский и кусурский; промежуточное положение занимает батлухский диалект. Между отдельными диалектами и диалектными группами в целом отмечаются фонетические, морфологические и лексические различия. Аварскому языку родственны андо-цезские языки. В отечественной лингвистике существует устоявшаяся точка зрения, разделяемая и некоторыми зарубежными учёными, согласно которой северокавказская семья родственна енисейским и сино-тибетским языкам. Аварский (вместе с другими языками нахско-дагестанской группы) по Дьяконову И. М., является живым продолжением древнего алародийского языкового мира, куда входили и такие, ныне мёртвые языки как кавказско-албанский (агванский), хурритский, урартский, гутийский.

В пределах России среди аварцев широко распространён русский язык (к началу XXI века русским языком владели более 60 % дагестанских аварцев). Аварцы Хасавюртовского и Буйнакского районов Дагестана, как правило, свободно изъясняются на кумыкском языке. Умение говорить и понимать по-тюркски среди аварцев прослеживается, отчасти, и за пределами этих районов, так как тюркский язык в равнинном Дагестане на протяжении многих веков выступал в роли языка-макропосредника. Этнические аварцы, проживающие в Турции и Азербайджане владеют, соответственно, — турецким и азербайджанским на уровне родного.

Письменность до 1927 на основе арабской графики, в 1927 по 1938 — латиницы, с 1938 — кириллицы. На территории Дагестана школьное обучение среди аварцев до третьего класса ведётся на родном языке, затем — на русском. Но это касается только сельских школ с мононациональным населением, в городах же преподавание родных языков de facto запрещено. Аварский язык в 2007 году обрёл статус «официального» в РД, между тем русский объявлен в Дагестане единственно «государственным» даже на исконно аварской территории с исключительно аварским населением.

В 50-60-х годах XX века в городах Дагестана имелись национальные школы. С 1938 по 1955 год обучение в школах Западного Дагестана до 5 класса велось на аварском языке, а в старших классах на русском. С 6-го класса аварский («родной») язык и литература изучались как отдельные предметы. В 1955-56 учебном году преподавание в школах Аварии с 1 класса было переведено на русский язык. С 1964-65 учебного года все городские национальные школы в республике были закрыты.

С 2002 года на аварском языке из Праги ежедневно вещает Северокавказская студия американской радиостанции, финансируемой Конгрессом США «Свобода / Свободная Европа».

Религия

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Подавляющее большинство верующих аварцев — мусульмане-сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство Сарир (VI—XIII века) было преимущественно христианским (православным). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских храмов и часовен. Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм у села Датуна (Шамильский район), возведённый в X веке. Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII—X веков. Начав в середине VII века первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в XV веке в самые отдалённые районы Дагестана.

Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала иудаизм. Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть «еврейский хан»), правивший якобы в Анди. Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить «звёзды Давида», что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудеи.

Происхождение и история

Хунз — кавказские хуны «Земли Трона»

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Не видит каких-либо серьёзных причин для сомнений в правоте сторонников инфильтрационной точки зрения и лингвист Харальд Хаарманн, также увязывающий дагестанский этноним «авар» с наследием евразийских аваров

вархонитов. Венгерский археолог и историк Иштван Эрдейи (в литературе на русском языке распространена ошибочная транскрипции — «Эрдели»), хотя и подходит к этой теме крайне осторожно, но всё же не отрицает возможность наличия связи между евразийскими аварами и кавказскими аварцами: «…По сведениям древних авторов, среди правителей аварцев Серира (древнее название Дагестана) был один по имени Авар. Быть может, кочевники авары, продвигаясь на запад, временно останавливались в степях Северного Дагестана и политически подчинили или сделали своим союзником Серир, столица которого до IX века находилась в с. Тануси (недалеко от современного с. Хунзах)». Схожую позицию занимает дагестанский историк Мамайхан Агларов. Выдающийся немецкий исследователь Карл Менгес считал аваров протомонголами, «чьи следы», якобы, «обнаруживаются в Дагестане».

Возможно, ситуацию с существованием разных «аваров» возможно несколько проясняет высказывание Хауссига Г. В., полагавшего, что реальными аварами следует считать всё же племена «уар» и «хуни», что же касается имени «авар» у иных народов, то в данном случае мы имеем дело, по-видимому, с чем-то вроде грозного прозвища: «Слово «авары» являлось прежде всего не названием определённого народа, а было обозначением мифических существ со сверхчеловеческими способностями. Славянское обозначение великанов «обры» — авары также позволяет предполагать это старое значение. [1].

Аварцы не изучены генетиками в достаточной степени (представленные данные по отцовской линии, — Y-DNA существенно разнятся от одного исследования к другому), чтобы судить о том, насколько они могут быть связаны с евразийскими аварами в генетическом плане. Какие-либо специальные археологические исследования, ставившие перед собой целью поиски аварского (вархунского) наследия в Дагестане пока никем проведены не были, хотя археологами всё-же найдены богатые воинские захоронения представителей ираноязычного кочевого мира в высокогорном аварском с. Бежта, датированные VIII—X веками и условно отнесённые к «сарматам». Однако, положение осложняется тем, что все артефакты раскопок могильников, оставленных ираноязычными кочевниками на территории Аварии получают лишь расплывчатое определение «скифо-сарматские». Подобные скользящие характеристики лишены конкретики и никак не способствуют выделению собственно аварского (вархунского) вклада в этногенез и культуру аварцев, если таковой, конечно, имелся. Данные же генно-молекулярного анализа материнской линии происхождения (mtDNA), доказывают, что генетическая дистанция между аварцами и иранцами Тегерана, иранцами Исфахана гораздо менее значительна, чем между первыми и почти всеми на данный момент изученными как дагестанскими, так и кавказскими популяциями (единственное исключение — рутульцы). Результаты анализов mtDNA аварцев подтверждают то, что русские, поляки (и даже славяне вообще) генетически ближе аварцам, чем карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, ингуши, адыгейцы, кабардинцы, черкесы, абхазы, грузины, армяне, лезгины Дагестана (I. Nasidze, E. Y. S Ling и др. Mithochondrial DNA and Y-chromosome Variation in the Caucasus. 2004). При этом относительно близкое родство демонстрируют показатели осетин, чеченцев, курдов, даргинцев, абазин. Русские по степени родства уступают лишь рутульцам, иранцам Тегерана, иранцам Исфахана. Вслед за русскими (с незначительной разницей в дистанции) идут опять-таки не кавказоязычные популяции, а поляки и осетины-ардонцы.

Государственные образования

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Территория, населённая аварцами называлась Сарир (Серир). Первые упоминания об этом владении относятся к VI веку. На севере и северо-западе Сарир граничил с аланами и хазарами. Наличие общей границы между Сариром и Аланией подчёркивает и ал-Масуди. Сарир достиг наивысшего расцвета в X—XI веках, являясь крупным политическим образованием Северо-Восточного Кавказа. Его правители и основная часть населения в этот период исповедовали христианство. Арабский географ и путешественник Ибн Русте (X век) сообщает, что царя Сарира зовут «Авар» (Auhar). С X века прослеживаются тесные контакты Сарира с Аланией, сложившиеся, вероятно, на антихазарской почве. Между правителями двух стран был заключён договор, и они взаимно отдали друг за друга сестёр. С точки зрения мусульманской географии Сарир как христианское государство находился в орбите Византийской империи. Ал-Истахри сообщает: «…В государство Рум входят пределы… Рус, Сарир, Алан, Арман и все другие, кто исповедует христианство». Отношения Сарира с соседними исламскими эмиратами Дербентом и Ширваном были напряжёнными и с обеих сторон изобиловали частыми конфликтами. Однако, в конечном счёте, Сариру удалось нейтрализовать опасность исходившую оттуда и даже вмешиваться во внутренние дела Дербента, оказывая поддержку, по-своему усмотрению, той или иной оппозиции. К началу XII века Сарир в результате внутренних распрей, а также складывания широкого антихристианского фронта в Дагестане, повлекшего за собой экономическую блокаду, распался, и христианство оказалось постепенно вытеснено исламом. Дошедшие до нас имена царей Сарира, как правило, — сирийско-иранского происхождения.

Территория Аварии и западные даргинские территории в отличие от остального Дагестана не были затронуты монгольским нашествием XIII века. В период первого похода монгольских отрядов во главе с Джебе и Субудаем на Дагестан (1222) сарирцы приняли активное участие в борьбе против врага монголов хорезмшаха Джелал ад-Дина и его союзников — кыпчаков. События, связанные со вторым походом, происходили следующим образом: весной 1239 года от огромного войска, осаждавшего в предгорьях Центрального Кавказа аланскую столицу Магас, отделился сильный отряд под командованием Букдая. Пройдя Северный и Приморский Дагестан, он свернул в районе Дербента в горы и к осени дошёл до агульского села Рича. Оно было взято и уничтожено, о чём свидетельствуют также эпиграфические памятники этого селения. Затем монголы прошли в земли лакцев и весной 1240 года овладели их главным опорным пунктом — селом Кумух. Мухаммед Рафи отмечает, «что обитатели Кумуха сражались с большим мужеством, и последние защитники крепости — 70 юношей — погибли в квартале Кикули. Саратан и Каутар опустошили Кумух… и все князья Кумухские, происходящие от Хамзы, рассеялись по разным частям света». Далее, по сообщению Рашид-ад-Дина известно, что монголы дошли до «области Авир» — это Аварская земля. Однако каких-либо сведений о враждебных действиях монголов Букдая по отношению к аварцам нет. Мухаммед Рафи пишет о заключённом союзе между монголами и аварцами — «такой союз был основан на дружбе, согласии и братстве», — подкреплённом к тому же и узами династических браков. По мнению современного исследователя Мурада Магомедова, правители Золотой Орды способствовали расширению границ Аварии, возложив на неё роль сборщика дани с многочисленных покорённых на Кавказе народов: «Изначально установившиеся мирные взаимоотношения между монголами и Аварией могут быть связаны и с исторической памятью монголов. Они, очевидно, имели информацию о воинственном Аварском каганате, сложившемся в IV веке на древней территории Монголии… Возможно, сознание единства прародины двух народов и определило лояльное отношение монголов к аварам, которых они могли воспринять как древних соплеменников, оказавшихся на Кавказе задолго до них… С покровительством монголов, очевидно, следует связывать и отмеченное в источниках резкое расширение границ государства и развитие хозяйственной деятельности в Аварии… Об этом можно судить и из сообщений Хамдуллы Казвини, который отмечает о довольно обширных размерах Аварии в начале XIV века (протяжённостью якобы в один месяц пути), объединявшей равнинные и горные районы».

К 1404 году относится первое достоверное упоминание населения Нагорного Дагестана под названием «авары», оно принадлежит Иоанну де Галонифонтибусу, который писал, что на Кавказе живут «черкесы, леки, йассы, аланы, авары, казикумухи». В завещании нуцалхана (то есть «правителя») Аварского — Андуника, датированном 1485 годом, последний также использует этот термин, именуя себя «эмиром вилайата Авар».

Вахушти Багратиони — первый картограф Кавказа

Автор карты — царевич Вахушти Багратиони (1696, Тбилиси — 1757, Москва), сын царя Картли Вахтанга VI Багратиони, известный грузинский историк, географ и картограф. Он получил традиционное духовное и светское образование при дворе отца, у миссионеров-католиков изучал латынь и европейские языки, математику, астрономию, историю, географию и другие науки, много путешествовал. В 1724 году из-за тяжелой политической ситуации, создавшейся в стране, Вахушти Багратиони был вынужден вместе с многочисленной свитой царя Вахтанга VI эмигрировать в Россию, где он продолжил научную деятельность в Москве. Наряду с Михаилом Ломоносовым Вахушти Багратиони считался одним из основателей Московского университета (до начала XX века его имя было указано на мемориальной доске на стене здания университета).

Основным фундаментальным сочинением Вахушти, написанным в Москве в 1742—1745 годах на основе собранных ранее материалов, является «История древней Грузии» и приложенное к ней «Описание царства Грузинского», включающее исторические события «от сотворения мира» до 1745 года и подробное описание географии страны. В качестве приложения к своему труду Вахушти составил географический атлас с 22 картами. Карты эти были скопированы и переведены на русский и французский языки ещё в 1730-х годах. Карта Вахушти была издана во французском переводе в 1766 году в Париже, а русские копии хранились в Отделе рукописной книги Библиотеки Академии наук.

Вахушти составил два атласа: «Казанский» в 1735 году и «Петербургский» с уточнениями и дополнениями в 1742—1743 годах. Впервые оба атласа были опубликованы в 1997 году, к 300-летию со дня рождения ученого, Академией наук Грузии и Институтом географии им. Вахушти Багратиони в издании «Вахушти Багратиони. Атлас Грузии, XVIII век» (Тбилиси). К сожалению, в Дагестане это событие оказалось незамеченным, хотя «Атлас Вахушти» содержит уникальный материал по исторической географии Северо-Восточного Кавказа.

Нас интересует первый атлас Вахушти, в котором находится так называемая «Общая карта Грузии». Об этой карте ещё в 1852 году академик М. Броссе писал: «…в библиотеке казанского университета сохранились пять листов восьмилистового русского атласа Закавказья, составленного также царевичем Вахуштом. Карты эти поступили в означенную библиотеку в 1807 году в числе прочих книг, принадлежавших некогда князю Г. А. Потемкину-Таврическому… Первая из сохранившихся пяти карт этого атласа есть общая карта Грузии… На особом щитке грузинская надпись с подробным исчислением разных стран, включенных в карты. Это исчисление оканчивается словами: „мною (описаны) с поспешною охотою. Ваш слуга царственный Вахушти. Гербы или знаки всех тех частей порознь выше выставлены. 1735 янв. 22“. Действительно, на этой же карте изображены 16 гербов всех частей бывшего грузинского царства».

Вахушти называет изображения на своей карте «гербами» или «знаками», в числе этих традиционных символических обозначений известен и дагестанский герб: на светло-зелёном полотнище изображен выбегающий из-за горных кряжей волк (часть его тулова сокрыта меж гор), между передними лапами которого помещено древко флага с навершием. Над гербом сделана надпись на грузинском языке: «лекIиса дагьистаниса», то есть «[герб] леков Дагестана».

Сравнение с волком как комплимент

Если говорить о волке как центральном сюжете герба, то необходимо отметить то обстоятельство, что это животное традиционно использовалось у аварцев и некоторых других народов Дагестана (далеко не всех) в качестве символа храбрости и мужества. Г. Ф. Чурсин в работе по этнографии аварцев пишет, что смелость и отвага, с какими волк совершает свои хищнические набеги, «породили у аваров уважение к нему, некоторого рода культ. „Волк — божий сторож“, говорят авары. У него нет ни стад, ни закромов, он добывает пропитание своей удалью. Уважая волка за силу, смелость и отвагу, народ, естественно, приписывает различным частям тела волка магические свойства. К примеру, волчье сердце варят и дают есть мальчику, чтобы из него вышел сильный, воинственный мужчина». П. К. Услар в кратком словаре к своему труду по аварскому языку дает такое объяснение восприятию волка у аварцев: «Всякое уподобление волку у горцев считается похвалой, подобно тому, как у нас уподобление льву». Там же он дает пять выражений-сравнений с волком, имеющих характер комплимента в обиходной аварской речи (волчий нрав, короткоухий волк и т. д.). При этом волк даже у самих аварцев не везде пользовался таким пиететом, часть западных аварских обществ в этой роли использовала орла, а часть — медведя. Культ волка тем же Чурсиным был отмечен особенно в центральных аварских районах.

Экспансия XVI—XVII веков

XVI—XVII века характеризуются процессами усиления феодальных отношений в Аварском нуцальстве. В территориальном отношении оно было довольно обширным: южная граница проходила по реке Аварское Койсу, а северная доходила до реки Аргун. В этот период продолжалось интенсивное переселение аварцев в Джаро-Белоканы. Используя благоприятный момент ослабления, а затем и распад шамхальства, аварские ханы подчинили своей власти соседние сельские общины багвалинцев, чамалинцев, тиндинцев и других, за счёт которых значительно расширили свою территорию. Наибольших успехов в этом достиг Умма-хан Аварский (по-прозвищу «Великий»), правивший в 1774—1801 годах. При нём нуцальство расширило свои границы как за счёт подчинения аварских «вольных обществ», так и за счёт соседней чеченской территории (прежде всего общества Чеберлой). При правлении Умма-хана Аварскому ханству дань платили грузинский царь Ираклий II, дербентский, кубинский, шекинский, бакинский, ширванский ханы, а также вассал Турции — паша Ахалцихский. Во время военных действий союзные с хунзахским ханом общества обязаны были поставлять войско и обеспечивать его всем необходимым. Говоря о Умма-хане, Ковалевский С. С. отмечает, что он — человек больших предприятий, отважности и храбрости. Собственное его владение было небольшое, но влияние на окрестные народы «весьма сильное, так что он представляет собою как бы повелителя Дагестана». По свидетельству Я. Костенецкого, «Авария не только владела многими, теперь от неё уже зависимыми обществами, но и была единственной повелительницей в этой части гор, и от ханов её трепетали все соседи».

Вхождение в состав России

После гибели Гази-Мухаммеда мюридское движение локализовалось в рамках обществ нагорного Дагестана и переживало далеко не лучшие времена. По инициативе шейха Магомеда Ярагского (Мухаммед аль Яраги) был созван «высший совет ученых» — улама, вторым имамом был избран Гамзат-бек из села Гоцатль, который в течение двух лет продолжал дело Гази-Мухаммеда — «газават» («священную войну»). В 1834 году им была истреблена ханская династия, что вызвало гнев среди хунзахцев. После убийства ими Гамзат-бека имамом избрали Шамиля — ученика Магомеда Ярагского (Мухаммед аль Яраги) и сподвижника Гази-Мухаммеда, который возглавил национально-освободительное движение горцев в течение 25 лет. Все эти годы Шамиль оставался единоличным политическим, военным и духовным лидером не только Дагестана, но и Чечни. Носил официальный титул — Имам. В 1842—1845 годах на территории всей Аварии и Чечни Шамилём было создано военно-теократическое государство — имамат, со своей иерархией, внутренней и внешней политикой. Вся территория имамата была разделена на 50 наибств — военно-административные единицы, во главе которых стояли наибы, назначенные Шамилём. Исходя из опыта войны, Шамиль провёл военную реформу. Была проведена мобилизация среди мужского населения в возрасте от 15 до 50 лет, войско разбито на «тысячи», «сотни», «десятки». Ядро вооружённых сил составляла конница, включавшая гвардию «муртазеков». Было налажено изготовление артиллерийских орудий, пуль, пороха. Он имел звание маршала Османской империи, а в июле 1854 года официально получил звание генералиссимуса. Долгая война разрушала хозяйство, приносила огромные людские и материальные потери, многие селения были разрушены и сожжены. Он, ввиду относительной малочисленности аварского и чеченского народов, пытался обрести среди единоверных мусульман как можно больше союзников, но вовсе не горел желанием присоединяться к Турции. В военных действиях участвовали аварцы, чеченцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы и другие народы Дагестана.

Конец священной войны

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

К началу Кавказской войны в Дагестане жило около 200 тысяч аварцев, а на территории Чечни более 150 тысяч чеченцев. Войны с Российской империей привели к тому, что аварцев и чеченцев к концу Кавказской войны осталось менее половины. В 1897 году — через 18 лет после окончания войны — численность аварцев достигла лишь 158,6 тысяч человек. В 1926 году аварцев в Дагестане насчитывалось 184,7 тыс. человек. Одним из последствий Кавказской войны стала также эмиграция дагестанцев в Османскую империю. Царская администрация поначалу даже поощряла это явление, но после того как эмиграция стала из года в год приобретать характер массового исхода аварского народа в Турцию, ей стали препятствовать. Царизм, с одной стороны, не мог заселить аварские горы казаками, а с другой — оказался свидетелем использования Османской империей северокавказского этнического элемента в качестве ударных войсковых соединений против своих внутренних и внешних врагов.

В составе СССР

В 1921 году была образована Дагестанская АССР. В конце 1920-х годов на землях, населённых аварцами, началась коллективизация и индустриализация.

В 1928 был создан аварский алфавит на латинской основе (в 1938 переведён на кириллицу). Открывались многочисленные аварские школы, язык стали преподавать в вузах, появилась национальная светская интеллигенция.

В 1940-е—1960-е многие аварцы переселились из горной местности на равнину.

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Культура и обычаи

Традиционный образ жизни

В основе социальной организации народа лежала сельская община, состоявшая из кровнородственных объединений — тухумов; члены общины являлись частными собственниками, но в то же время и совладельцами собственности общины (пастбищ, лесов и др.). Средняя община включала 110—120 дворов. Главой общины был старейшина (с конца XIX века — старшина), избиравшийся на сельском сходе (джамаате) всем мужским населением старше 15 лет. К концу XIX века роль сельских общин в жизни аварцев заметно снизилась; старшины находились под сильным давлением российских властей.

Традиционное поселение аварцев — крепость, состоящая из плотно прилегающих друг к другу домов (каменных, с плоской крышей, обычно двух- или трёхэтажных) и боевых башен. Все поселения ориентированы на юг. В центре поселений обычно устраивалась площадь, являвшаяся местом общественного схода; здесь же, как правило, располагалась мечеть. Жизнь аварской семьи почти всегда протекала в одной комнате, имевшей существенно бо́льшие размеры сравнительно с другими помещениями. Важнейшим элементом комнаты был очаг, находившийся в её центре. Украшением комнаты являлся также столб с орнаментом. В настоящее время интерьер жилищ аварцев близок к городским квартирам.

Наиболее популярной и типично горской символикой в Дагестане считаются свастики, прежде всего — спиралевидной формы и с округло загнутыми краями, а также мальтийские кресты, лабиринты в большом количестве встречающиеся на резных камнях, старинных коврах и женских украшениях. Заслуживает упоминания и то, что хунзахские ханы нередко использовали в качестве государственной эмблемы (в том числе — на стягах) изображение «волка со штандартом», а андийцы, — «орла с саблей».

Аварцы занимаются животноводством (на равнинах — скотоводством, в горах — овцеводством), полеводством (в горах развито террасное земледелие; выращиваются рожь, пшеница, ячмень, овёс, просо, тыква и др.), садоводством (абрикосы, персики, слива, алыча и др.) и виноградарством; издавна развиты ковроткачество, сукноделие, обработка кож, чеканка по меди, резьба по камню и дереву. К концу XX века усилилась зональная специализация сельского хозяйства; так, в горах упало значение земледелия. Аварцы заняты также в промышленности и сфере услуг.

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварец что за национальность где проживают. Смотреть фото Аварец что за национальность где проживают. Смотреть картинку Аварец что за национальность где проживают. Картинка про Аварец что за национальность где проживают. Фото Аварец что за национальность где проживают

Аварцы имели развитый фольклор (сказки, пословицы, различные песни — лирические и героические). Традиционные аварские музыкальные инструменты — чагана (смычковый);(Tlaмур, пандур), (Зурма-къили, зурна-къали); чагур (струнный), лалу (вид свирели), бубен.

В прошлом, весь аварский народ, за исключением зависимого сословия, представлял «бо» ( Аварская кухня

Хинкал не стоит путать с грузинским хинкали, представляющим собой существенно иной тип блюда[2].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *