Авидья тантра что это

Словарь йоги. Авидья

Авидья тантра что это. Смотреть фото Авидья тантра что это. Смотреть картинку Авидья тантра что это. Картинка про Авидья тантра что это. Фото Авидья тантра что это

С традание. Все живые существа, так или иначе, испытывают его. Существуют грубые и тонкие формы страданий, но страдание является неотъемлемой частью круговорота перерождений. Согласно «Йога-сутрам Патанджали», существует пять причин страданий, или пять «клеш»: невежество, эгоизм, привязанность, отвращение, жажда жизни. «Клеша» в переводе с санскрита переводится как ‘страдание’. Потому что причина страдания неотъемлемо связана с самим страданием и неотделима от него. За причиной неизменно следует следствие, а следствие невозможно без наличия причины. Поэтому, чтобы устранить страдание, нужно устранить его причину.

Авидья, или невежество, считается корнем, то есть первопричиной всех страданий. И уже невежество, в свою очередь, порождает другие страдания. Об этом написал сам Патанджали в четвёртой сутре второй главы. В версии перевода этой сутры Свами Сатьянанда Сарасвати, невежество названо «полем для последующих клеш», в каком бы состоянии эти клеши ни находились. Клеши в той или иной форме присутствуют в каждом уме. Они могут быть в дремлющем или активном состоянии, либо же в промежуточных состояниях — быть ослабленными или подавленными. И только уровень и степень невежества, в котором пребывает живое существо, определяет то, насколько активно будут проявляться остальные клеши.

К примеру, гнев — также одна из клеш, и интенсивность проявления её зависит от степени невежества, в котором пребывает живое существо. Здесь следует рассмотреть, что подразумевается под самим понятием «авидья». Речь не идёт о низком интеллекте или отсутствии образования. Под понятием «авидья» следует понимать базовые заблуждения о самом себе и окружающем мире. Показателен сам термин «авидья». Слово «видья» переводится как «знание», приставка «а» — это отрицание, то есть отсутствие этого качества. Таким образом, авидья — это отсутствие знания. Более подробно это объясняет сам Патанджали в сутре пятой той же второй главы.

В переводе Свами Сатьянанда Сарасвати «авидья» трактуется как «ошибочное принятие невечного, нечистого зла и не-атмана за вечное, чистое, добро и атман». Под понятием «атман» в йоге подразумевается душа, высшее «Я» живого существа, то есть вечная, бессмертная духовная сущность, которая не рождается, не умирает, существует вечно, меняя тела в процессе реинкарнации. В «Бхагавад-гите» процесс реинкарнации сравнивается со сменой старой одежды на новую. Точно также душа меняет тела, накапливая опыт. А авидья — это в первую очередь заблуждение, основанное на отождествлении себя с телом, в то время как тело — лишь временная оболочка души, которую та обретает согласно накопленной карме.

Под понятием «не-атман» подразумевается Эго — своего рода надстройка над истинным «Я» живого существа, которая формируется в процессе накопления кармы. Таким образом, не-атман — это скопление кармических отпечатков, или самскар, которые созданы прошлыми поступками или сформированы окружающей средой. Именно собрание этих кармических отпечатков и создаёт иллюзию, которую живое существо по причине невежества воспринимает как свою личность, своё «Я».

Авидья становится причиной всех остальных страданий, потому что, если живое существо воспринимает своё Эго, сформированное кармой, как собственное «Я», то оно обречено действовать исключительно под влиянием кармы, реализуя свои кармически обусловленные желания и стремления, которые приводят к накоплению новой кармы и, как следствие, — к новому рождению. И лишь в том случае, если человек способен осознать себя как бессмертную душу или хотя бы теоретически это предположить, возникает возможность частично выйти из-под влияния своей кармы. Под выходом из-под влияния кармы в данном случае подразумевается не отсутствие воздаяния за прошлые действия, а некоторая степень свободы от кармической обусловленности в мыслях и действиях. И это позволяет изменить вектор развития.

В переводе пятой сутры второй главы Свами Вивьекананды «не-атман» описывается как «невечный, нечистый, болезненный, не являющийся Душой». И в этой цитате очень точно описана суть авидьи — эго является непостоянным, так как формируется кармой — прошлой и настоящей, эго является нечистым, так как подвержено кармически обусловленным желаниям, эго является болезненным, так как кармически обусловленные желания приводят к накоплению новой кармы и, как следствие, — к страданиям, и именно поэтому эго не является душой, которая не обусловлена ничем, чиста, вечна и блаженна по своей природе. И авидья преодолевается разрушением иллюзии отождествления своей кармически обусловленной личности с атманом — вечной душой.

Именно эта иллюзия и порождает все остальные клеши, которые приводят к бесконечным страданиям и новым воплощениям, обусловленным кармой. Когда происходит процесс осознания себя как вечной, бессмертной души, тогда разрушается не только авидья, но и все остальные клеши, и, как следствие, — прекращаются все страдания. С разрушением авидьи и наступает состояние, которое Патанджали описал как цель йоги — cittavrittinirodhah. «Читта» переводится как ‘ум’ или ‘сознание’, «вритти» — ‘колебание’ или ‘беспокойство’. А «нироддха» — ‘прекращение’. То есть одна из версий перевода — «прекращение беспокойства ума».

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.

Источник

Авидья – изначальное невежество живого существа

Авидья тантра что это. Смотреть фото Авидья тантра что это. Смотреть картинку Авидья тантра что это. Картинка про Авидья тантра что это. Фото Авидья тантра что это

Авидья – это одна из разновидностей невежества, заключающаяся в неспособности узреть своё истинное духовное положение, вместо этого отождествляя себя с материальными категориями.

Авидья изначально присуща каждому живому существу, которое попадает в материальный мир. Основное её проявление заключается в отождествлении себя исключительно с материей: умом, телом, разумом, а также в неспособности узреть истину, делая выводы на основе привязанности к своим несовершенным чувствам. Видья – противоположность авидьи, означает «истинное знание», подразумевая под этим чёткое разделение между бренным материальным миром и вечным духовным. Видья даёт буквально видение своей истинной природы и разотождествления себя с материальными объектами: телом, умом, разумом, собственностью, различными отношениями. Тому, кто избавился от авидьи, доступно духовное бытие даже в материальном мире.

Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего [материального тела] и о неизменности вечного [души]. Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого.

Вечная душа, несмотря на все изменения, которые происходят с телом и умом, всегда остаётся неизменной. В этом разница между материей и духом. По своей природе тело изменчиво, а душа вечна. К такому выводу приходят все те, кому открылась истина.

Комментарий Шрилы Прабхупады

Источник материальных страданий и пороков

Из авидьи, как материального образа действий, естественным образом исходит кама – вожделение. Из вожделения исходит жадность и гнев, а уже из комбинации вожделения, гнева и жадности рождаются все остальные пороки: гордость, зависть, лень, высокомерие и различные виды невежества. Авидья концентрирует внимание живого существа на удовлетворении материальных потребностей: желаний, стремлений, обеспечения безопасности и так далее. Таким образом, у живого существа находящегося под влиянием авидьи просто нет возможности ощущать себя вечной душой. Помимо того, что обусловленное тонкой материей сознание естественным образом отождествляет себя с телом, так ещё и все внимание человека направляется на материальную деятельность, будь то исполнение желаний или избавление от страданий и страхов.

Вожделение, исходящее из авидьи, действует методом желания и страхов. Желание получить наслаждение и страх навлечь на себя страдания. Отсюда и рождается различная материальная деятельность, как благочестивая, так и порочная. Вовлекаясь в процесс материального существования, все сознание человека становится занятым разнообразными хлопотами в попытках поддержать свою жизнь. Жадность и гнев появляются в ходе деятельности, и проявляются как желание получить больше необходимого и реакция на неспособность достигнуть или получить желаемое соответственно. На этом уровне все упирается в желания и страхи. На основании приобретений живое существо начинает испытывать гордость по материальному признаку. Веды описывают шесть видов материального совершенства: знание, могущество, богатство, молодость, красота и слава. Если живое существо превосходит других в одном из этих совершенств – возникает гордость, а за ней и ощущение превосходства, которое также становится объектом вожделения. Ощущение превосходства само по себе приятно для обусловленного сознания, внушая безопасность и давая возможность использовать превосходство ради исполнения своих желаний, а потому в материальном мире принято стремится занять положение господина, положение власти.

Уничтожение авидьи избавляет живое существо от различных пороков и даёт возможность следовать естественной духовной природе. Душа имеет множество трансцендентальных качеств, таких как: бескорыстие, чистота, справедливость, честность. Самые главные качества души – это сач-чид-ананда: вечность, знание и блаженство. Душа вечна и неизменна, она не умирает и её нельзя уничтожить. Душа обладает всей полнотой знания и обладает всеми праведными трансцендентальными качествами. Также, душа постоянно находится в состоянии счастья, блаженства, радости. Пребывание в таком состоянии во всех аспектах превосходит материальное бытие, так как является естественным для живого существа. Как рыба не может быть счастлива на суше, так и живое существо не может обрести счастья в материальном мире. Только кратковременные наслаждения, за которые приходится платить многочисленными страданиями.

Авидья – асмита, рага, двеша, абхинивеша

Основным обозначением влияния авидьи на сознание является проявление четырех обусловленностей: асмита, рага, двеша, абхинивеша.

Авидья тантра что это. Смотреть фото Авидья тантра что это. Смотреть картинку Авидья тантра что это. Картинка про Авидья тантра что это. Фото Авидья тантра что это

Асмита – это отождествление себя с материальным миром, ложное эго. Сознание живого существа в материальном мире, не обладая знанием не способно отличить чем оно является от того, чем оно не является. Однако, находить точку опоры в определении направления деятельности необходимо, также как необходимо отождествлять себя с чем-то. Так, живое существо на основе эмпирического опыта: боль – это неприятно, наслаждения – это приятно, обуславливает свою жизнь в круговороте избежания боли и стремлением к наслаждению. Таким образом, естественным образом напрашивается вывод: «я – тело». Авидья в форме асмиты таким образом закрепляет положение живого существа в материальном мире.

Рага – это стремление к чувственным наслаждениям, вкус к приятному. Рага занимает сознание живого существа поиском наслаждений – того, что принесет ему «счастье». Занятое получением наслаждений, существо не испытывает страданий и время для него превращается в нечто крайне приятное. Авидья в форме раги обуславливает живое существо в материальном мире подгоняя его искать наслаждения, вместо фундаментальной попытки познать себя и избавиться от всех страданий. Одурманенный рагой человек будет посвящать всю свою жизнь попыткам обрести как можно больше наслаждений, совершенно не обращая внимания ни на время, которое подводит его жизнь к концу, ни то, какими усилиями и страданиями эти наслаждения приходится получать.

Двеша – отторжение, непринятие Истины, отвращение. Противоположная раге двеша напротив обуславливает живое существо построить жизнь таким образом, чтобы испытывать как можно меньше страданий. Всего существует три вида страданий:

Двеша обуславливает живое существо в попытке занять такое положение, при котором этих страданий не было бы. Найти место, где нет жары, найти место где нет тигров, найти место, где много еды. Проблема в том, что там где нет жары бывает очень холодно. Там где нет тигров, есть волки, а там, где много еды, обычно много людей, которые готовы сражаться за эти земли. Но живое существо не способно понять, что страдания существуют везде и для всех. Вместо этого, двеша внушает необходимость обрести такое существование, в котором нет страданий. Эта картина знакома всем: высокий заботы, охрана, собаки, запасы пищи и другое. Это встречается в повседневной жизни. Также двеша не позволяет живому существу принять Истину, отчасти потому, что принятие Истины сопровождается необходимость глубокой и тяжелой внутренней работы, отчасти потому, что принятие Истины будет означать окончание материального существования.

Видья и авидья – избавление от невежества

Единственный способ избавиться от фундаментального невежества – это духовный путь. Дело в том, что наш разум, ум и тело находятся под постоянным влиянием невежества, являясь исключительно материальными. Авидья оказывает значительно влияние на наши действия, поступки и образ мышления, что не позволяет нам избавиться от неё на материальном уровне. Практика на уровне тела, ума или разума не способна освободить живое существо из-под влияния майи, материальной энергии. Такая практика способна лишь на время ослабить негативное влияние майи и находиться в более положительном. Например, упражнения на уровне тела могут дать телу ощущение бодрости, здоровья и энергичности, а упражнения на уровне ума – спокойствие, умиротворение и способность не испытывать различные отрицательные эмоции. Упражнения на уровне разума способны сделать разум сильным, за чем последует способность контролировать свою жизнь, следовать принципам, правилам и предписаниям, а также легко преодолевать различные препятствия.

И хотя эти практики с обыденной точки зрения полезны и даже необходимы – их, все же, недостаточно для того, чтобы избавиться от фундаментального невежества и обрести истинное видение. Для избавления от невежества и материалистичного образа жизни, человеку необходимо практиковать духовный путь, который заключается в познании своей истиной природы, того, что такое Абсолютная истина, а также её достижения. Достигнув Абсолютной истины, человек прекращает материальное существование, душа отправляет в духовный мир и там, постоянно пребывает в абсолютном счастье.

Для избавления от авидьи необходимо:

Достижение Абсолютной истины гарантирует ту стадию совершенства, на которой человек уже ясно пребывает в духовном сознании.

Познать свою природу – живое существо по своей истинной природе является вечной душой. Душа не принадлежит материальному миру, но обусловлена телом, умом и разумом.

Абсолютная истина – это то, из чего исходит всё. Джанмади асйа йатаха – «Абсолютная истина – источник всего сущего» (Веданта-сутра, 1.1.2). Таким образом, нам необходимо понять, откуда произошел не только материальный, но и духовный мир. В седьмой главе Бхагавад-Гиты сказано, что Верховный Господь является источником бытия, как материального, так и духовного. Это означает, что Бог является Абсолютной истиной. Это неоспоримый факт, как исходящий из здравой логики, так и утвержденный всеми ведическими авторитетами.

Метод достижения Абсолютной истины. Бог – это личность, Кришна. Методом достижения Верховного Господа является построение с ним отношений на основе правильного распределения ролей. Естественное положение любого живого существа – служение Господу. Это означает, что построение отношений между индивидуальной душой и Господом – это построение отношений между слугой и господином.

Йога – ключевое понятие вокруг которого строится вся ведическая философия, означает «связь». Бхакти-йога – это связь с Верховным Господом, Кришной, посредством бхакти – преданного служения. Положение о том, что Господа можно достигнуть только с помощью бхакти утверждено в восемнадцати пуранах, куда входит и Шримад-Бхагаватам, упанишадах, Бхагавад-Гите и Чайтанья-Чаритамрите, а также другой авторитетной ведической литературе. Так что, нет никаких сомнений в том, что Абсолютная истина, Кришна, достигается путём преданного служения Ему.

Это и есть духовный путь, которым уничтожается авидья. Этим путём живое существо возвращается в духовный мир. Авидья уничтожается под влиянием духовной практики, а соответственно уничтожаются и все страдания материального мира.

Источник

ВИДЬЯ ТАНТРА И АВИДЬЯ ТАНТРА

Всего в Авидья Тантре шесть ветвей; шестая ветвь называется ша’нтикарма, она является общим элементом для обеих Видья Тантры и Авидья Тантры.

Шесть ветвей Видья Тантры следующие: пробуждение доброжелательного интеллекта, пробуждение благородных наклонностей, пробуждение чувства скромности, пробуждение чувства дхармы, пробуждение чувства предания себя, и ша’нтикарма [церемонии примирения для благополучия других]. Итак, как мы видим, ша’нтикарма является общим элементом для Видьи и для Авидьи.

Ш’ат’карма [шесть действий] Видья Тантры используются для того, чтобы возвышать людей в мире духовности, пробуждая в них хорошие мысли, тогда как ш’ат’карма Авидья Тантры используется для того, чтобы эксплуатировать людей и использовать их для осуществления собственных эгоистичных интересов.

Не то, чтобы полное количество наклонностей в точности было равно одной тысяче. Но как бы там ни было, среди наклонностей, некоторые являются хорошими, некоторые плохими, и некоторые нейтральными.

Видья’ дада’ти винайам’ винайа’дья’ти па’трата’м;
Па’тратат дханама’пноти дхана’ддхарма тато сукхам
.

[Надлежащее воспитание ведет к скромности, и благодаря скромности человек получает уважение общества.]

А’ха’ра-нидра’-бхайа-майтханаинча
Са’ма’нйаметад пашубхирнара’на’м;
Дхармл хи теш’а’м адхико вишеш’ах
Дхармена хина’х пашубхих сама’на’х.

Твамена ма’та’ ча пита’ твамена
Твамена бандхушча сакха’ твамена;
Твамена видья’ дравин’ам’ твамена
Твамена сарвам’ мама Дэвадета.

Ша’нтикарма, выполнение примиряющих ритуалов, является шестым действием Видья Тантры. Если главные дефекты человека, вызванные влиянием плохих звезд, будут устранены, тогда страдания, являющегося результатом этих дефектов, а отсюда и наследия плохих звезд можно будет избежать.

Теперь давайте проанализируем шесть действий Авидья Тантры.

2. Приобретение контроля над кем-либо с помощью мантры или дравьягу’ны [некоторого растения или другого природного материала, создающего психический эффект], или с помощью ношения кольца из беличьего хвоста на мизинце левой руки и пения мантры хрим’ крим’ клу, или посредством скармливания этого хвоста человеку в ча’нси па’н [в препарате из бетеля], известно как вашикаран’а. Но помните, что это действие должно быть сопровождаемо пурашчаран’ой [поднятием кун’д’алини, дремлющей силы] в стиле Авидья Тантры. Тогда под влиянием вашикаран’ы, человек попадает под полный контроль и ведет себя как раб.

3. Чат’ана или ча’т’ана означает жилище человека. Когда некоторого человека, с помощью мантры или посредством некоторой мистической силы или дравьянгун’ы выживают из его или ее жилища, этот процесс называется учча’т’ана. Сказано, что если на кирпиче кровью написана определенная мантра и этот кирпич закопан обнаженным человеком под северо-восточным углом дома в дождливую ночь, владелец дома уходит из него в течение трех дней. Процесс может а может и не быть удачным, но если он по настоящему удается, его эффект гибелен. Помня об этом факте, я намеренно воздержался от того, чтобы дать мантру в этой книге.

4. Заставить некоторого человека делать что-либо, гипнотизируя его с помощью световых волн или фиксируя на нем взгляд или подавляя его личность, называется саммохана. На английском этот процесс называется гипнотизмом. [Европейский] врач Др. Месмер делал некоторые исследования касательно этого метода, чтобы найти способ использовать этот процесс для пользы общества; поэтому этот процесс также известен как «месмеризм».

5. Остановка потока движения чего-либо называется стамбхана. Стамбха значит «столб». В силу того, что любая движущаяся вещь будет остановлена, если она ударится о столб, остановка движения чего-либо посредством мантры и некоторой дравьягун’ы называется стамбхана. Используя некоторую мантру и держа под языком корень ка’нт’а’нат’е, вставленный в серебряное кольцо (подобно оси, окруженной своим колесом), человек может остановить движение или действие другого человека. Предположим некоторый человек собирается помочиться. Поток мочи остановлен. В науке а’юрведы, медицинское состояние прекращения мочеиспускания известно как му’трастамбха [точно также как эта практика Авидьи известна как му’трастамбха]. Ва’кстамбха [остановка потока голоса другого человека] подобна Авидья Тантрической практике. Но Авидья Тантрик должен соблюдать осторожность, пытаясь поддерживать стамбхану долгое время, так как это требует от него того, чтобы он пребывал в неестественном состоянии [иногда физиологически неестественном], что может в конечном счете нанести вред человеку.

6. Ша’нтикарма Авидья Тантры значит спасти кого-либо от опасности или болезни с помощью определенных ритуалов, и затем перенаправить эту опасность или болезнь на другого человека: то есть, помочь одному человеку выжить, убив другого.

Когда в Бенгалии были популярны Ка’лачакраяна и Ваджраяна Тантры Буддийской школы, эти шесть действий Авидья Тантры широко практиковались. Но когда Ка’лачакраяна и Ваджраяна ушли из Бенгалии, шесть действий также вышли из употребления. И одновременно с этим из употребления вышли и шесть действий Видья Тантры. Хорошо, что действия обеих были забыты людьми. Желательно, чтобы люди двигались по путям гьяны, кармы и бхакти* со здравым и рациональным подходом.

1 Июля 1990, Калькутта
из «Гухья»
Шабда Чаяника Часть 26

ГЛОССАРИЙ

АБХИМА’НА. Раздутое эго.

А’ЧА’РЬЙА или А’ЧА’РЬЙА’. Духовный учитель, имеющий право учить всем урокам медитации.

АДХАРМА. То, что против ДХАРМЫ.

АХАМ’ТАТТВА. Деятельное «Я», эго, вторая ментальная субъективность.

А’НАНДА. Божественное блаженство.

АНАДА МАРГА. Путь божественного блаженства; Ананда Марга Прача’рака Сам’гха (Организация Ананда Марги).

А’САНА. Третья ветвь аш’т’а’нга (восьмеричной) йоги. А’саны: позы для лечения физических проблем, особенно тех, которые мешают СА’ДХАНЕ.

АВАДХУ’ТА И АВАДХУ’ТИКА’. Монах или монахиня системы близкой к традиции Шайва Тантры. Буквально: «тот, кто ментально и духовно абсолютно чист «.

АВИДЬЯ ШАКТИ. Центробежная или внешненаправленная сила; сила, отталкивающая от Ядерного Сознания; аспект Космического Оперативного Принципа, руководящий движением от тонкого к грубому. Смотрите также ВИДЬЯ ШАКТИ.

БХАКТИ ЙОГА. Форма духовной практики, основывающаяся на преданности.

БХАВА. Выраженная вселенная; та часть САМ’СКА’Р человека, что переносит его в следующую жизнь.

БХА’ВА. Идея, идеация, ментальный поток.

БИДЖА МАНТРА. Акустический корень; особая звуковая вибрация, на которой основывается определенный тип действия.

БРАХМА. Высшая Сущность, заключающая в себе ПУРУШ’У или ШИВУ и ПРАКРИТИ или ШАКТИ.

БРА’ХМАН’А (БРАХМАН) Наивысшая социальная группа в Индии, которая традиционно выполняет функции священников или живет интеллектуальным трудом.

ЧАКРА. Круг или окружность; психо-духовный центр, или сплетение. Все чакры в человеческом теле расположены вдоль канала суш’умны, который проходит по всей длине позвоночника и доходит до макушки головы. Некоторые чакры, однако, связаны с внешними концентрационными точками. Концентрационные точки для чакр следующие: (1) для му’ла’дха’ра чакры, основание спины, над промежностью; (2) для сва’дхиш’т’ха’ны, основание полового органа; (3) для ман’ипуры, пупок; (4) для ана’хаты, средняя точка груди; (5) для вишуддхи, горло; (6) для агьи, точка, находящаяся между глаз; (7) для сахасра’ры, макушка головы.

ЧИТТА. «Я сделан», объективное «Я», объективный разум, вещество разума.

ДЭВА. Мифологически, бог, божество. Философски, любая вибрация или выражение, исходящее из Космического Ядра.

ДЭВАТА’. Мифологически, бог, богиня. Философски, меньшее выражение ДЭВА, контролируемое дэвом (Слова дэва и дэвата’ иногда используются как синонимы.)

ДЭВИ. Богиня, женское божество.

ДХА’РАН’А’. Шестая ветвь аш’т’а’нга (восьмеричной) йоги. Концентрация потока разума на определенной точке в теле; концепция. (Таттва Дха’ран’а’ значит “концентрация потока разума” или “знание фундаментальных факторов”.)

ДХАРМА. Характерное свойство; духовность; путь праведности в общественных делах.

ДХЬЯНА. Седьмая ветвь аш’т’а’нга (восьмеричной) йоги; медитация, в которой дух направлен к Сознанию.

ДХЬЕЯ. Объект медитации.

ГУН’А. Сковывающий фактор или принцип; атрибут; качество. ПРАКРИТИ, Космический Оперативный Принцип, состоит из саттвагун’ы, принципа ощущения; раджогун’ы, изменяющего принципа; и тамогун’ы, статического принципа.

ИШВАРА. Космический Контролер; буквально «Контролер всех контролеров».

ИНДРИЯ. Один из десяти сенсорных и моторных органов (глаза, уши, нос, язык и кожа; руки, ноги, голосовой нерв, половые органы и орган выделения). Глазная индрия (например) включает в себя сами глаза, оптический нерв, жидкость в нерве, и участок мозга в котором визуальные стимуляции передаются в эктоплазму, или вещество разума.

ДЖАПА. Повторение мантры или заклинания.

ДЖИВА. Индивидуальное существо.

ДЖИВА’ТМА, ДЖИВА’ТМАН. Смотрите А’ТМА.

ГЬЯНА. Знание, понимание.

ГЬЯНА ЙОГА. Форма духовной практики, которая имеет целью самореализацию через путь познания.

ГЬЯНИ. СА’ДХАКА, который следует пути знания или различения.

КАЛА’. Поток с искривлениями, в стадии Космического Цикла; доминируем изменяющим принципом.

КАОЛА. Тот, кто практикует кула са’дхану и является адептом в поднятии его собственной КУН’Д’АЛИНИ.

КА’ПА’ЛИКА СА’ДХА’НА. Форма духовной практики, которая приводит к тому, что духовный искатель встречается лицом к лицу и преодолевает все внутренние оковы и врагов разума.

КАРМА. Действие; иногда позитивное, иногда негативное действие, которое создает САМ’СКА’РЫ.

КАРМА ЙОГА. Форма духовной практики, имеющая целью самореализацию через путь самоотверженного действия.

КИРТАНА. Коллективное пение имени Господа, иногда скомбинированное с танцем, выражающим дух предания себя Высшему.

КШ’АТТРИЯ. Вторая по высоте социальная группа в Индии, традиционно выполняющая военные функции.

КУН’Д’АЛИНИ, КУЛАКУН’Д’АЛИНИ. Буквально: «свернутая змея»; спящая божественность; сила дремлющая в кула (нижнем позвонке) тела, которая, пробудившись, поднимается вдоль позвоночника, чтобы раскрыть все духовные возможности.

МАХА’КАОЛА. Тантрический гуру, который может поднять не только Его собственную КУН’Д’АЛИНИ, но также и КУН’Д’АЛИНИ других.

МАХА’ТТАТВА. «Я» («Я есть», «Я существую»), экзистенциональное «Я».

МАНТРА. Звук или сочетание звуков, которые если на них медитировать, ведут к духовному освобождению. Мантра является напевной, ритмичной и несущей смысловую нагрузку.

МАНТРА ЧАЙТАНЬЯ. Пробуждение мантры; концептуальное понимание духовной связи с мантрой.

МАРГИ. Член АНАДА МАРГИ.

МА’ЙЯ. Созидательный принцип, т.е., ПРАКРИТИ в ее фазе созидания. Также, энергия Созидательного Принципа, порождающая иллюзию того, что конечные сотворенные объекты, являются абсолютной реальностью.

МОКШ’А. Духовное освобождение, полное освобождение.

МУДРА’. Жест, имеющий значение (неотъемлемая часть Восточного классического танца).

МУКТИ. Духовное освобождение.

МУНИ. Святой человек, посвященный в интеллектуальные занятия.

НАРАЯНА. Высшая Сущность; буквально: «Господин На’ры (ПРАКРИТИ)».

НИГАМА. Смотрите А’ГАМА и НИГАМА.

НИРГУН’А БРАХМА. БРАХМА, на которого не влияют ГУН’Ы; Брахма, не скованный атрибутами ПРАКРИТИ.

ОМ, ОМ’КА’РА. Звук первой вибрации творения; биджа мантра (акустический корень) выраженной вселенной. Ом’ка’ра буквально значит «звук ом«.

ПАРАМА ПУРУШ’А. Высшее Сознание.

ПАРАМАШИВА. Смотрите ПУРУШ’ОТТАМА.

ПАРАМА’ ПРАКРИТИ. Высший Оперативный Принцип.

ПАРАМА’ТМА, ПАРАМА’ТМАН. Высшее Сознание в роли свидетеля Его собственного макропсихической способности к волевому движению. Парама’тман включает в себя: (1) ПУРУШ’ОТТАМУ, Макрокосмическое Ядро; (2) Связь Пуруш’оттамы со всем творением в Его внешненаправленном движении (прота йогу); и (3) связь Пуруш’оттамы с каждым индивидуальным сознанием в отдельности (ота йогу) и (4) и связь со всеми коллективно (прота йогу) в Его внешненаправленном движении.

ПАРА’ГАТИ. Высшая Цель, «в которой заканчивается путешествие конечных существ».

ПАРИПРАШНА. Вопрос на духовную тему.

ПРАКРИТИ. Космический Оперативный Принцип.

ПРАТИСАИНЧАРА. В Космическом Цикле, постепенное движение во внутрь и утончение сознания из состояния твердой материи до состояния Ядерного Сознания. (Прати значит «контр», а саинчара значит «движение».)

ПРАТИШ’Т’ХА. Социальный статус.

ПРАНАЯМА. Четвертая часть аш’т’а’нга (восьмеричной) йоги: процесс контроля жизненной энергии посредством контроля над дыханием.

ПРАТЬЯХА’РА. Пятая ветвь аш’т’а’нга (восьмеричной) йоги; отрешение разума от сосредоточения на физических чувствах.

ПУРАШЧАРАН’А. Движение вверх КУЛАКУН’Д’АЛИНИ от му’ла’дха’ра ЧАКРЫ до сахасра’ра ЧАКРЫ, включая фазы мантра’гха’ты и МАНТРА ЧАЙТАНЬИ.

ПЯТИЭЛЕМЕНТНЫЙ. Сочетание эфирного, воздушного, светящегося, жидкостного и твердого факторов или элементов.

РАДЖОГУН’А. Смотрите ГУН’Ы.

РИШИ. Мудрец; тот, кто посредством изобретения новых вещей, расширил тропу прогресса человеческого общества.

САДА’ШИВА. ШИВА (Буквально: «Вечный Шива»).

САГУН’А БРАХМА. БРАХМА на которого воздействуют ГУН’Ы; Квалифицируемый Брахма.

СА’ДХАКА. Духовный практик.

СА’ДХУ. Добродетельный человек, духовный искатель. Смотрите также СА’ДХАКА.

САХАСРА’РА. Смотрите ЧАКРА.

САМА’ДХИ. «Растворение» индивидуального разума в Космическом Разуме (савикальпа сама’дхи) или в А’тмане (нирвикальпа сама’дхи).

САМ’СКА’РА. Ментальная сила реакции, потенциальная ментальная реакция.

САНЬЯСИ или САНЬЯСИНИ. Отреченный; буквально: «тот, кто отдал все Космической воле» или «тот, кто укрывает себя в САТ, Неизменной Сущности.».

САТ, САТЬЯ, САТЬЯМ. «То, что не подвержено изменениям»; Абсолютная Реальность.

САТТВАГУН’А. Смотрите ГУН’Ы.

ШАКТА. Последователь Ша’кта’ча’ры, Культа Шакти; любой духовный искатель, воплощающий характеристики Ша’кта’ча’ры, особенно разумное употребление энергии.

ШАКТИ. ПРАКРИТИ; энергия; обожествление ПРАКРИТИ.

ШАМБХУ’ЛИНГА. Фундаментальная позитивность.

ШИВА. Великий Тантрический гуру, живший 5000 лет до н.э., который руководил обществом, в то время как его разум был погружен в Сознание; Бесконечное Сознание, ПУРУШ’А.

ШЛОКА. Санскритский куплет, выражающий одну идею.

СИДДХА МАНТРА. Мантра “сделанная совершенной” гуру.

СВАБХА’ВА. Характеристики, природа человека; природа.

СВАЯМБХУ’ЛИНГА. Конечная точка негативности, или грубости в человеческом теле.

ТАМОГУН’А. Смотрите ГУН’Ы.

ТАНДАВА. Энергичный танец для духовных искателей мужчин, впервые сформулированный ШИВОЙ. Он развивает железы таким образом, что увеличивается смелость и бесстрашие. Когда Сам Шива выполняет этот танец (Шива На’т’ара’джа), танец становится метафорой, в которой Высшее Сознание посылает вибрации по всей вселенной и заставляет все объекты вселенной в свою очередь также издавать вибрации.

ТАНМА’ТРА. Буквально: «мельчайшая часть того,» т.е. данного рудиментального фактора материи. Также переводится как «главная суть» или «инференционная волна». Различные типы танма’тр сообщают чувства слуха, осязания, формы (видения), вкуса и запаха.

ТАНТРА. Духовная традиция, возникшая в Индии в доисторические времена и впервые систематизированная ШИВОЙ. Она делает ударение на развитии человеческой силы, как через медитацию так и через преодоление трудных внешних ситуаций, для того, чтобы перебороть все страхи и слабости. Также, толкование этой традиции в писаниях.

ТА’РАКА БРАХМА. Высшая Сущность в Ее освобождающим аспекте.

ВА’МА’ЧА’РА ТАНТРА. Школа Тантры, которая пытается преодолеть МА’ЙЮ посредством борьбы, но не имеет какой-либо ясной цели.

ВЕДА. Буквально: «знание»; писание, передающее духовные знания. Также философская или религиозная школа, возникшая среди арийцев и принесенная ими в Индию. Она основывается на ВЕДАХ и делает ударение на использовании ритуалов с целью получения вмешательства богов.

ВИДЬЯ ШАКТИ. Центростремительная или внутренаправленная сила; сила притяжения к Ядерному Сознанию; аспект Космического Оперативного Принципа, который руководит движением от грубого к тонкому. Смотрите также АВИДЬЯ ШАКТИ.

ВИРА’ЧА’РИ. Последователь Вира’ча’ра Тантры; Тантрик, который принимает особую «героическую» идеацию, стремясь встретить лицом к лицу и преодолеть все ментальные слабости.

ВРИТТИ. Ментальная наклонность

Retranslated from English by Shubha’tma, Belgorod Region, 9.07.2000

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *