Авиценна чем знаменит в медицине

Медицинские интернет-конференции

Языки

Взаимосвязь физического и психического здоровья в учении Авиценны

Рзаева Т.Ш., Акимова Н.А.

Целью данной работы является изучение взаимосвязи физического и психического здоровья в учении Авиценны.

Актуальность выбранной темы на современном этапе развития общества определяется условиями жизни, приводящими к увеличению влияния психосоциальных стрессов на возникновение психосоматических расстройств и психосоциальных нарушений. В настоящее время психосоматическими считаются как хронические заболевания (бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь, нейродермит), так и функциональные расстройства. То есть современные ученые установили какие именно психические расстройства, проявляясь на физиологическом уровне, вызывают определенные патологии.

Однако, врачами уже давно отмечен тот факт, что большинство заболеваний возникает в результате не только физиологических, но и психических причин.

Главная задача врача, по мнению Авиценны, – сбалансировать человеческий организм, применяя соответственно согревающие, увлажняющие и высушивающие лекарства. Данные лекарства были направлены на приведение человека в равновесное состояние, поэтому прежде, чем лечить больного, необходимо было определить его темперамент и конституцию. Таким образом, Авиценна одним из первых в истории медицины определил, что сознание является важнейшим фактором, определяющим здоровье человека, а здоровье зависит от гармоничного существования с природой.

Источник

Ибн Сина: биография и философия

Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть фото Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть картинку Авиценна чем знаменит в медицине. Картинка про Авиценна чем знаменит в медицине. Фото Авиценна чем знаменит в медицине

Памятник Ибн Сине в Бухаре: Wikipedia

Ибн Сина, больше известный как Авиценна, — это средневековый ученый, врач и философ, который внес неизмеримый вклад в развитие мировой науки и философии. Сложно найти такую же интересную и разностороннюю личность, как Ибн Сина. В этой статье расскажем о его жизни и философии.

Абу Али ибн Сина: биография ученого

Авиценна, биография которого сохранилась до наших дней, прошел тернистый жизненный путь. В отличие от большинства средневековых ученых и философов, многие факты и события из биографий которых были безвозвратно утеряны, Абу Али Ибн Сина написал автобиографию, которую продолжил его ученик Ал-Джузджани.

Благодаря этому стали известны многие интересные факты о жизни и творчестве ученого, в том числе где родился Ибн Сина и о его детских годах:

Абу Абдаллах Натили — ученый, под руководством которого юный Авиценна изучил логику, философию, учение о небесных телах и науку о пространственных формах.

В скором времени юноша превзошел своего учителя и с 14 лет начал заниматься сам, тогда же он впервые прочитал «Метафизику» Аристотеля. Как позднее писал мудрец, понять сочинения Аристотеля ему помогла книга аль-Фараби с разъяснениями к «Метафизике».

Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть фото Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть картинку Авиценна чем знаменит в медицине. Картинка про Авиценна чем знаменит в медицине. Фото Авиценна чем знаменит в медицине

Памятник Ибн Сине в Анкаре: Wikipedia

Медицина заинтересовала Ибн Сину в юном возрасте. 16-летнего врача пригласили лечить эмира, который правил Бухарой. Ибн Сина проводил осмотры и наблюдения за многими больными, получая опыт и совершенствуя свои знания на практике.

В 18 лет Авиценна уже был известен всей Бухаре как состоявшийся ученый и талантливый врач. Спустя четыре года он отправился в Гургандж — город, который был столицей Хорезма. Там он смог совершенствовать знания и получил ценные навыки.

В Гургандже тогда как раз была создана Академия Мамуна, или дом мудрости. В этом исламском учебном заведении работали известные арабские ученые. Академия оказалась плодотворной почвой для научного сотрудничества, именно здесь Авиценна создал многие свои труды.

Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть фото Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть картинку Авиценна чем знаменит в медицине. Картинка про Авиценна чем знаменит в медицине. Фото Авиценна чем знаменит в медицине

Цитата Ибн Сины: NUR.KZ

В 28 лет Ибн Сину пригласили на службу к султану Махмуду Газневи, но он отказался. За этот дерзкий поступок ученый был навсегда изгнан из столицы и отправился скитаться по Табаристану и Хорасану. Совершая длительные переезды, он писал работы, находясь в седле.

С 1015-го по 1024-го Ибн Сина обосновался в Хамадане, где его привлекли к политической деятельности. Но нестабильная ситуация не расположила его к этой сфере, вскоре мыслитель вновь занялся естественными науками и философией.

В это время ученому удалось вылечить эмира Хамадана и стать придворным визирем. После смерти эмира Ибн Сина хотел служить у правителя Исфахана. За этот поступок его объявили предателем и приговорили к смертной казни, но позже приговор смягчили. Авиценна провел в крепости четыре месяца, после чего его освободили.

Последние годы жизни философ провел в Исфахане, продолжая научную деятельность. Умер он в 1037 году. Согласно завещанию, все его вещи были розданы беднякам, а рабы получили свободу и вознаграждение.

Ибн Сина: философия

Кто такой Ибн Сина, или Авиценна? Так звали великого человека, у которого был феноменальный интеллект и удивительное стремление к знаниям. В течение жизни он создал свыше 700 философских работ и трактатов по естественным наукам.

Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть фото Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть картинку Авиценна чем знаменит в медицине. Картинка про Авиценна чем знаменит в медицине. Фото Авиценна чем знаменит в медицине

Цитата Ибн Сины: NUR.KZ

Большая часть жизни Ибн Сины была посвящена философии. Главным ориентиром для него был Аристотель, второй учитель в его жизни — средневековый философ аль-Фараби.

Становление философской мысли Авиценны происходило под влиянием неоплатонизма. Это направление появилось в античной философии в III–VI вв., занималось учением о Боге, его отношением к людям и миру.

Ибн Сину и аль-Фараби считают основателями восточного перипатетизма, или аристотелизма. В центре этого учения была идея о Боге как об источнике всей жизни и земных благ. Авиценна вывел теорию трех категорий в науке. Согласно его учению, есть такие науки:

Следуя главным постулатам учения Аристотеля, Авиценна поделил все сущее на две группы: возможное и необходимое. Первое из них существует на основе второго, а необходимое сущее считается вечным, таким, что существует само по себе. Абсолютно необходимой первопричиной всего сущего философ называл Бога.

По мнению Авиценны, душа — это сила, исходящая от Бога. Поэтому она бессмертна и играет важную роль в воскрешении людей. Философ выделили три категории души:

Ибн Сина писал о единстве души и тела. Тело, принимающее разумную душу, превращается в носителя философской мысли.

Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть фото Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть картинку Авиценна чем знаменит в медицине. Картинка про Авиценна чем знаменит в медицине. Фото Авиценна чем знаменит в медицине

Портрет Ибн Сины на национальной валюте Таджикистана: Wikimedia

Философия Ибн Сины заключалась в следующем:

Самые известные книги Ибн Сины по философии и другим наукам:

Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть фото Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть картинку Авиценна чем знаменит в медицине. Картинка про Авиценна чем знаменит в медицине. Фото Авиценна чем знаменит в медицине

Цитата Ибн Сины: NUR.KZ

Цитаты из них широко известны и не теряют актуальности с течением времени. Великий ученый успел побывать в Персии и Туркестане, прочел много лекций, сделал вклад в биологию и медицину, излечил сотни больных. Авиценна написал работы по:

Следует отметить особый вклад в медицину ученого. Речь идет о труде «Канон врачебной науки». В сочинении впервые описаны микроскопические, недоступные глазу организмы, которые вызывают у людей болезни. Также в «Каноне» Авиценна дал описание многим болезням (в том числе первый перечислил признаки язвы желудка и диабета) и лекарственным средствам. Трактат известен как главное медицинское сочинение эпохи Средневековья.

Отметим, что Ибн Сина многие научные работы создавал в форме поэм. Лирическая поэзия также не была чужда ученому — он писал рубаи.

Кроме того, Авиценну интересовала музыка. Были ли у него изобретения? Ученый создал универсальные арифметические модели, с помощью которых можно выстроить музыкальное произведение.

Иными словами, Ибн Сина рассматривал музыку с математической точки зрения. Вместе с аль-Фараби мыслитель заложил основы раздела музыковедения, который изучает и описывает музыкальные инструменты.

Ибн Сина был действительно великим человеком: благодаря его трудам спасено много жизней, а наука шагнула далеко вперед. Его трактаты актуальны и по сей день, а новаторские идеи значительно опередили развитие науки эпохи Средневековья.

В честь талантливого ученого и философа называют улицы, площади и университеты, ему ставят памятники. Его имя присвоено астероиду, кратеру на Луне и роду растений. О нем пишут романы и снимают фильмы.

Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть фото Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть картинку Авиценна чем знаменит в медицине. Картинка про Авиценна чем знаменит в медицине. Фото Авиценна чем знаменит в медицине

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Ибн Сина (Авиценна): король медицины

Одним из величайших учёных в истории исламского мира признан врач, философ и поэт Абу Али Хусейн ибн Сина (Абугалисина), в западном мире более известный как Авиценна.

Его считают одним из наиболее авторитетных учёных своего времени не только на мусульманском Востоке, но и во всём мире.

Детство и юность

Ибн Сина родился в 980 году (по Хиджре) в селении Ашфана, расположенном в 30 км от Бухары. С юных лет он удивлял своим талантом и уникальными способностями. В возрасте 10 лет Авиценна уже стал хафизом Священного Корана. Кроме того, он активно изучал и светские науки, такие как философия, астрономия, литература. Но более всего Ибн Сина преуспел в медицине, которую осваивал самостоятельно. Когда Авиценне исполнилось 16 лет он стал личным лекарем эмира Бухары Нуха ибн Мансура. Тогда юноша получил доступ к местной библиотеке, в которой активно занялся изучением медицины.

Вклад Авиценны в медицину

Многие труды Ибн Сины о признаках различных заболеваний пережили многие столетия и остаются актуальными и в наши дни. В частности, он рассматривал симптом заболевания в комплексе с другими проявлениями болезней. Изучение всех имеющихся симптомов, как полагал учёный, способствует определению верного диагноза и назначению лечебных процедур. К тому же Авиценна разделил все кровеносные сосуды в теле человека на пульсирующие (то есть артерии) и находящиеся в покое (вены).

В своём труде «Канон врачебной науки» он описал более 700 лекарственных веществ, рассмотрев их общие и целебные свойства. Около 150 растений, описанных им, применяются и в современной медицине. Также в наиболее известном своём трактате описывает признаки и процедуру лечения рака. Кроме того, Ибн Сина приводит симптомы вывихов, ожогов и мелких ранений, а также способы вправления суставов, которые в западной медицине именуют «методом Авиценны». Именно он вывел различия между холерой и чумой, а также описал проказу.

Работа «Канон врачебной науки» снискала для Ибн Сины мировую известность. Она отличается простотой описания болезней, а также способов их лечения.

Большое внимание Авиценна уделял и профилактике болезней. Именно поэтому он призывал к соблюдению правил личной гигиены, которые прописаны в его труде «О гигиене». Для поддержания чистоты своего тела Ибн Сина настаивал на необходимости регулярно совершать омовение и остерегаться прикосновения к грязным предметам. В целях профилактики болезней он также рекомендовал постоянно заниматься физкультурой, называя её важнейшим условием здоровья тела. Ибн Сина описал физические упражнения для людей разных возрастов. Немаловажную роль для укрепления здоровья он отводил режиму питания и сна.

Психология Авиценны

Большую роль учёный сыграл и в развитии психологической науки. Основная идея его воззрений – утверждение о зависимости психологии человека от устройства его тела. Авиценна выделил 4 основных типа характера человека: горячий, холодный, сухой и влажный. Эти виды в современной психологии соответствуют темпераментам.

Изучению эмоций также отводится немаловажная роль в трудах Ибн Сины. Их он рассматривал как оживляющие душу механизмы, оказывающие влияние на тело человека. Эмоции, по его мнению, способны оказывать влияние на индивида, вызывая определённые изменения. Именно Авиценна первым описал метод психодиагностики, характеризующийся учащением пульса при воздействии внешних факторов. Он провёл и первые эксперименты по психологии эмоций. Суть опыта состояла в том, чтобы кормить двух баранов одинаковой пищей. Но один из них питался в обычных условиях, а возле другого привязывали волка. В результате эксперимента второй баран похудел и умер. Именно этот опыт стал подтверждением влияния эмоций на организм человека.

Ибн Сина и литература

Многие свои произведения, среди которых «Газели», «Касыды», «Бейты», «Поэма о медицине», Авиценна писал четверостишиями и рубаи. В «Газелях» он пишет:

Примечательно, что в конце этого произведения встречается фраза «уединись, как Бу Али», под которым автор подразумевает Али ибн Абу Талиба (р.а.) – зятя Пророка Мухаммада (с.г.в.) и четвёртого праведного халифа. Тем самым Авиценна призывает последовать примеру великого сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.).

Труды Ибн Сины оказали большое влияние на развитие арабской и персидской литературы. Известный поэт Омар Хайям даже называл Авиценну своим учителем.

Политическая философия

Избрание правителя в мусульманской общине после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.) раскололо умму на суннитов и шиитов. Довольно-таки долгое время этот вопрос был «ахиллесовой пятой» в Арабском халифате и часто приводил к конфликтам. И Ибн Сина не мог его обойти стороной.

По мнению величайшего мыслителя, избрание правителя в мусульманском мире должно стать результатом компромисса между авторитетными людьми. Как считал учёный, властитель должен обладать следующими качествами: храбрость, наличие организаторских способностей, знание религиозных канонов, справедливость. Если существующий правитель обладает всеми указанными качествами, то подданным следует ему беспрекословно подчиняться, а если же он им не соответствует или нарушает их, то данная обязанность снимается с людей.

Авиценна писал, что общество – это совокупность людей, имеющих свои уникальные особенности и умения. Любое общество нуждается в сотрудничестве, в противном случае оно может увязнуть в смутах и нестабильности. Для того чтобы социум развивался, он нуждается в надёжном владыке, который должен блюсти интересы всех слоёв населения и обладать должным авторитетом. Если же обществу удастся прийти к компромиссу и избрать правителя, соответствующего всем необходимым качествам, то тогда, как утверждал Авиценна, оно будет свободным от смут и мятежей.

Вклад Ибн Сины в мировую науку трудно переоценить, так как его труды, написанные 1000 лет назад, остаются актуальными и в наши дни. Знаменитый учёный стал неотъемлемой частью Золотого века исламской мысли, который подарил миру множество великих умов.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Абу Али Хусейн Ибн Сина – врач, философ, батынит, которая относится к секте карамитов, учение которого берет свои суждение от многобожников зороастрийцев маздакитов, состоящее в том, что Священные тексты имеют тайный смысл. Имамы делали ему такфир по той причине, что он был убежден в том, что вселенная вечна, о чем говорили безбожники-материалисты; отрицал телесное воскрешение; не верил в существование ангелов и джинов, тем самым отвергая аяты Корана, в которых они упоминаются; отрицал ад и рай, говоря что это пророки обольщали ими свой народ; обвинял некоторых пророков во лжи; ругал сподвижников и прочее, о чём он писал в своих трудах.

Ислам, Не объясняй им)))эти фашисты всё хорошее пытаються причислить Исламу а всё плохое обелить))превращают всех в вассалов Арабов)Степной Ислам не канон))тот был мусульманином когда не был))но одно правда,то был Золотой Век,не века для ислама,тогда там ещё выдающиеся люди встречались.А потом всех религиозные мракобесы-тираны истребили и по итогу мусульманские страны это-дикари,недолюди,отставшие во всём и поставщики мигрантов.

Источник

Бессмертный Авиценна, или Чем знаменит «метод Сина»?

В истории мировой науки по праву считаются среднеазиатским периодом. Целая плеяда великих ученых-энциклопедистов, трудившихся в то время в Мавераннахре (территория между Амударьей и Сырдарьей), оказала огромное влияние на прогресс всего человечества. Одно из наиболее значимых мест в их числе, безусловно, занимает Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценна(16 августа 980 — 18 июня 1037 гг.).

Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть фото Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть картинку Авиценна чем знаменит в медицине. Картинка про Авиценна чем знаменит в медицине. Фото Авиценна чем знаменит в медицине

Его жизнь, овеянная множеством легенд, описана не одним десятком исследователей. Благо, что в помощь им, предчувствуя такой интерес к собственной персоне, он без ложной скромности изложил свои первые тридцать лет в автобиографии, что было совсем не характерно для придворных ученых того времени, концентрировавших свои умения на жизнеописаниях монархов.

Уроженец священной Бухары и сын сборщика податей, а впоследствии визирь, государственный преступник и вечный скиталец является автором более 450 трудов, из которых до нас дошли лишь 274. Хотя вечная слава Авиценне была бы гарантирована, даже если б сохранилось только одно его фундаментальное творение — «Канон врачебной науки», которое до XVII в. являлось основным медицинским руководством как на Востоке, так и на Западе. Показательно то, что после изобретения в Европе печатного станка «Канон» напечатали сразу вслед за Библией.

Так или иначе, за неполные 57 лет Авиценна преуспел в 29 отраслях знания, а его вклад в развитие врачебной науки трудно переоценить. Недаром, согласно распространенной версии, термин «медицина» произошел от латинизированного «мадад Сина» (в переводе — исцеление от Сина), или от сокращенного «метод Сина». Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть фото Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть картинку Авиценна чем знаменит в медицине. Картинка про Авиценна чем знаменит в медицине. Фото Авиценна чем знаменит в медицине Гиппократ и Авиценна на иранской почтовой марке
Фото: stamps-gr.blogspot.com

Авиценна не оканчивал специализированных академий, но уже к семнадцати годам, благодаря практическому опыту, накопленному путем преодоления суровых средневековых запретов, стал личным врачом бухарского эмира и получил право пользоваться знаменитой дворцовой библиотекой. В 18 лет он переписывается с крупнейшими учеными Востока и дискутирует с ними по вопросам физики, философии и астрономии.

За 800 лет до открытия Луи Пастером вирусов-возбудителей Авиценна предположил, что некоторые лихорадочные заболевания вызываются «мельчайшими существами». Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, ввёл термин «эпилепсия», описал проказу и желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения менингита, язвы желудка и других, аргументировал гипотезу о том, что многие болезни возникают под влиянием негативных эмоций.

Ибн Сина разработал целое учение о диагностике по пульсу:

Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный, мягкий, напряженный нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой.

На этот счет легенда гласит, что когда у бухарского купца тяжело заболела дочь, все врачи и табибы оказались бессильны, никто не мог понять причины болезни. Тогда купец пригласил Авиценну, который взял девушку за запястье и стал перечислять улицы Бухары. Затем попросил принести список имен тех, кто жил на определенной улице. При упоминании одного из них лицо девушки порозовело.

Так по пульсу ученый узнал имя возлюбленного, о котором она боялась рассказать отцу, так как он никогда не согласился бы на их брак. Именно эти переживания и привели её на грань смерти. Купцу ничего не оставалось, как благословить влюбленных, а люди вновь восхитились талантом Авиценны.

Другое предание рассказывает о том, как ему удалось определить душевную причину телесного истощения одного юноши. Произнося ряд слов, по изменению пульса он зафиксировал, какие из них провоцируют аффект, вызвавший заболевание. Это был первый в истории случай психодиагностики, так как учение ибн Сина о воздействии аффективных состояний на глубинные органические процессы античность еще не знала.

Помимо этого Авиценна определял недуг по цвету кожи и мочи больного, прописывал лечение цветом в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. В составленном атласе им описана зависимость между цветом, темпераментом и здоровьем человека. Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть фото Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть картинку Авиценна чем знаменит в медицине. Картинка про Авиценна чем знаменит в медицине. Фото Авиценна чем знаменит в медицине Арабская копия Ал Конун-фит-Тиб
Фото: ru.wikipedia.org

Авиценна мог диагностировать и излечивать 2000 различных недугов. Сегодня известно около 5000 болезней, но современные врачи зачастую ограничиваются лечением их последствий, избавлением от симптомов. Применяемые медикаменты разрушают иммунитет и сопротивляемость организма. Тогда как ибн Сина еще в Средние века серьезно задумывался над восстановлением природного баланса. Он утверждал, что внешне проявившаяся болезнь обязательно имеет внутренние причины, а симптомы свидетельствуют о действии собственных сил организма, проявляющих эти признаки, и искал способы их стимулирования к борьбе с недугом.

Большое внимание ибн Сина уделял физическим упражнениям, называя их самым главным условием здоровья. На следующее место он ставил режим питания и сна. Он писал, что

основное в искусстве сохранения гармонии — это уравновешивание необходимых факторов: уравновешенность натуры; выбор пищи; очистка от излишков; сохранение телосложения; улучшение того, что вдыхается через нос; приспособление одежды; уравновешенность физического и душевного движения.

В Исфахане Авиценна основал обсерваторию и одним из первых доказал подвижность апогея Солнца. А для уточнения измерений применил оригинальный метод, который впоследствии стал известен как «принцип Нониуса» — по имени португальского ученого, заново открывшего этот метод только в XVI веке. Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть фото Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть картинку Авиценна чем знаменит в медицине. Картинка про Авиценна чем знаменит в медицине. Фото Авиценна чем знаменит в медицине Рисунок Авиценны
Фото: ru.wikipedia.org

Еще при жизни ибн Сина был удостоен таких высоких титулов, как Худжа-тул Хакк (доказательство или авторитет истины), Шейх-ур-Раис (глава мудрецов), Хаками бузург (великий исцелитель), Шараф-ул-Мулк (слава, гордость страны).

Авиценна умер в дороге, оставив завещание, в котором велел раздать все свое имущество бедным, а слуг отпустить на волю. Люди отказывались верить тому, что врач, которому всегда удавалось справиться с болезнью и вернуть к жизни тех, кому уже не суждено оставаться на этом свете, не сумел вылечить самого себя.

Так родилась легенда о том, что ибн Сина приготовил сорок лекарств, которые должны были воскресить умершее тело, и велел ученику после смерти оживить его, применяя их в определенной последовательности. Вскоре ученый умер, и тот приступил к врачеванию.

Снадобья оказывали необычайное действие — тело становилось все более юным, казалось, учитель вот-вот проснется и заговорит. Это глубоко потрясло юношу. И только он стал подносить к телу сороковой бальзам, как из-за сильного волнения не смог удержать в руках сосуд с чудесным составом. Эликсир выскользнул из дрожащих рук и разбился… Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть фото Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть картинку Авиценна чем знаменит в медицине. Картинка про Авиценна чем знаменит в медицине. Фото Авиценна чем знаменит в медицине Могила Авиценны изнутри, Хамадан, Иран
Фото: Nick Taylor, ru.wikipedia.org

И пусть Авиценна в своих рубаях признался в том, что так и не смог найти способ избежать смерти, его имя и слава о нем обрели бессмертие. Спустя 500 лет его труды изучали и цитировали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. В фантастическом плане о нем упоминается в «Божественной комедии» Данте и «Валенсианских безумцах» Лопе де Вега. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. Его именем названа малая планета 2755 Avicenna. В 2006 году пик Ленина на Памире переименован в пик Абу Али ибн Сина.

Место захоронения Авиценны было известно всегда. И до сих пор к могиле легендарной личности приходят толпы паломников, которые верят, что даже одно прикосновение к надгробию способно исцелить от любых болезней.

Источник

Авиценна — «князь философов», «князь врачей»

«Князь философов», «князь врачей», упомянутый Данте в «Божественной комедии» наряду с Птолемеем, Евклидом, Галеном, Гиппократом; выдающийся астроном, физик, математик, геолог, филолог, поэт, музыкант, воин, мистик. Авиценна вошел в историю как великий философ, после которого, по словам М. Афнана «не было ни одного философа, который не оказался бы под влиянием его идей», и великий врач. Его «Канон врачебной науки» многие века служил основой преподавания медицины в крупнейших университетах мира, и фактически стал мостом, через который высокоразвитая медицина Востока стала достоянием Запада.

Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть фото Авиценна чем знаменит в медицине. Смотреть картинку Авиценна чем знаменит в медицине. Картинка про Авиценна чем знаменит в медицине. Фото Авиценна чем знаменит в медицине

За истиной иди — и путь найдешь вперед.

Отринь земной соблазн — в душе весь мир живет.

Поистине душа — божественный светильник,

И свет наук она, себя сжигая, льет

Абу Али ибн Сина Абу Али ибн Сина жил тысячу лет назад. Для истории это немалый срок. Но неумолимое время не только донесло до нас в целости большую часть трудов Авиценны, но и сохранило подробное описание его жизни. Творческий путь Ибн Сины увековечился в его автобиографии (что удивительно, поскольку для средневекового Востока написание автобиографий было нехарактерно), жизнеописании, составленном его другом и учеником, и, конечно, в легендах и притчах Востока.

Земной путь Абу Али Ибн Сины (в переводе с таджикского «Сина» — означает «сверлильщик жемчужин») начался в 980 году н.э. в окрестностях Бухары. Согласно легенде первый младенческий крик Авиценны раздался на восходе солнца, когда на небе померкла последняя звезда, и птицы огласили землю радостным пением. Говорится, что его мать Ситара (переводится с таджикского как «Звезда») была в то время дома одна и, увидев пробегавшую мимо кошку, испугалась и накрыла новорожденного тазом. Авиценна не оставил свой первый опыт без внимания и отразил его в автобиографии: «Я видел свет, а потом опять настала тьма». Необычайная осознанность, чувствительность и наблюдательность Авиценны, проявившаяся в столь юном возрасте, имела место и впредь, что нашло отклик в других легендах и притчах. Вот одна из них.

Однажды под кошму, на которой во время занятий в начальной мусульманской школе сидел маленький Авиценна, ребята подложили лист бумаги. Привычно усевшись на свое место, Авиценна задумался и стал удивленно смотреть то вверх, то вниз. Потом проговорил: «Интересно, по-моему сегодня потолок нашего медресе стал немножечко ниже или наоборот пол стал повыше». И все, услышав эти слова, очень удивились.

Удивительная любознательность и способность подмечать малейшие нюансы не прошла с возрастом, а переросла впоследствии в пытливый ум, ведомый великим духом Исследования.

Учиться на Земле — значит вспоминать, пробуждать скрытые знания разума и сердца. На этом этапе пути юный Авиценна проявил необычайную целеустремленность, упорство и работоспособность. Закончив в возрасте 10 лет начальную мусульманскую школу, он получает высокий титул шейха (его удостаивался тот, кто знал наизусть Коран) и приступает к изучению различных наук. К 12-и годам Ибн Сина уже сам начинает обучать детей, что не мешает ему принимать участие в их играх. Однажды один из учеников Авиценны спросил его: «Ты такой знаток наук, неужели тебе приятно играть с глупыми детьми?». На что юный мудрец ответил: «У всякого возраста свой закон, а закон детства — это игра».

Математику, логику, музыку и философию Авиценна осваивает под руководством философа Натили. И вскоре оказывается, что юный ученик уже не нуждается в седобородом наставнике, поскольку лучше его разбирается в трудах Евклида и Птолемея, глубже понимает логику, предлагает принципиально новые решения задач и доказательства теорем и погружается в такие глубины осмысления материала, которые не доступны его учителю. И тогда Натили признает свою несостоятельность и убеждает отца Авиценны ни в коем случае не прерывать обучение сына и не занимать его ни чем иным, кроме наук.

Об этом этапе своего ученичества Авиценна пишет: «Я самостоятельно занялся изучением книг, а встававшие передо мной вопросы докладывал учителю. Я посвятил себя чтению в продолжение полутора лет. В то время я недосыпал ни одной ночи, да и в течение дня не занимался ни чем иным кроме наук. Когда я чувствовал, что слабею, я выпивал для подкрепления кубок вина и опять брался за чтение..».

Для прояснения смысла особенно трудных вопросов, Авиценна обращался за помощью к высшему: «. совершал обряды молитвы и просил Создателя всего сущего, чтобы мне открылось закрытое и облегчилось трудное. подробности занимавших меня вопросов снились мне. Засыпая, я чувствовал, что и во сне мой ум бредил изучаемым предметом и, просыпаясь, я видел, что некоторые вопросы разъяснились».

И только полностью укрепившись в знании логики, математики и естественных наук, Ибн Сина углубляется в метафизику. Цель и глубинный смысл аристотелевской «Метафизики» никак не давались юному Авиценне, он читал этот труд 40 раз (символично, не правда ли) и даже выучил его наизусть. И однажды на городском базаре Ибн Сина столкнулся с докучливым книготорговцем, который чуть ли не насильно всучил ему книгу, «случайно» оказавшуюся долгожданным ключом. Называлась эта книга «Комментарии к метафизике» знаменитого врача и философа Аль Фараби.

В это же время Авиценна «. обратился к медицинской науке и занялся изучением книг по медицине. Так как медицина — не трудная наука, то в короткое время мое искусство в этой области достигло таких пределов, что многие из известнейших врачей того времени учились у меня медицинским знаниям. Занялся я также практикой врачевания и врата исцеления и опыта распахнулись передо мной так, что и описать нельзя. А было мне в то время 16 лет».

В это время, прослышав о славе чудо-врача, к Авиценне обращаются придворные медики опасно заболевшего правителя Бухары. Ибн Сина исцеляет его и в награду получает доступ в богатейшую библиотеку эмира, где не только хранились древние, редкие и очень ценные рукописи, но и существовал каталог по различным разделам наук.

Авиценна пишет: «Я прочел эти книги, извлек из них пользу и понял значение каждого человека в его науке.» Вскоре эта библиотека сгорела, и Ибн Сина стал живым хранилищем бесценных знаний.

Существует народная притча, возможно, порожденная этими событиями. В ней говорится, что однажды на базаре в одном из городов Северной Африке, Авиценна услышал как глашатай зазывал всех посетить чудо — «Вращающийся Купол» — библиотеку, основанную Фишагурсом (Пифагором). Она открывалась один раз в год на три часа. Авиценна рассудил, что трех часов для изучения многочисленных редких рукописей явно недостаточно и стал готовиться к тому, чтобы остаться в библиотеке на целый год. Говорится, что весь год он упражнялся в воздержании от воды и еды, и вот в назначенный день, прихватив с собой несколько бугирсаки (сдобные колобки, обжаренные в масле миндаля; считалось, что одного колобка хватает на 40 дней), он отправился в библиотеку. И целый год при свете керосиновой лампы он изучал различные науки, в том числе и магическую «симию», и весьма в них преуспел. Через год с бородой до земли он вышел из своего заточения и, опробовав на практике волшебные заклинания, спас город от злого дива, целый год поедавшего мирных жителей. Такова легенда.

Примечательно, что Авиценна практически не пользовался услугами земных наставников и все премудрости наук постигал самостоятельно. В более позднем обширном философском труде «Указания и наставления» Ибн Сина подведет итог своим философским исканиям юности: «. Среди людей может быть и такой человек, который поймет большинство вещей по догадке, очень мало нуждаясь в учителе. Возможно найти такого редкого человека, который если захочет, то поймет без учителя все науки подряд от начала и до конца в течение одного часа, потому что он связан с действующим умом так хорошо, что ему не надо думать, словно ему откуда-то подсказывают, и в самом деле это так. Такой человек должен быть источником учения для человечества, и это не странно. Мы сами видели такого рода человека. Он изучил вещи мышлением и трудом, но при наличии силы догадки он не нуждался во многих трудах, и догадки его о многих вещах соответствовали тому, что было написано в книгах. Таким образом, ему не надо было читать много книг. Этот человек в возрасте 18–19 лет усовершенствовался в науках: философии, логике, физике, метафизике, геометрии, астрономии, музыке, медицине и прочих сложных науках до такой степени, что не встречал себе подобного. Он в последующие годы оставался на этом уровне знаний и ничего к его знаниям не прибавилось. »

Свои первые научные труды Авиценна пишет уже в 18—19 лет. К ним, согласно некоторым источникам, относится «Даниш-намэ» — «Книга Знаний» — энциклопедический труд, охватывающий различные области познания (логику, философию, математику, физику, метафизику). К этому времени относится также переписка и полемика с видным ученым, знаменитым историком, астрономом и естествоиспытателем — Бируни.

В этот период творческого пути судьба благоприятствовала юному искателю Истины, избавив от необходимости зарабатывать на хлеб (Авиценна жил на средства отца) и предоставив возможность все свое время отдавать научным поискам и медицинской практике.

Практически все города Средней Азии и Ирана (Бухара, Гургедж, Гурган, Рей, Хамадан, Исфахан), куда волею судьбы попадал Авиценна, были крупными торговыми, культурными и научными центрами того времени, где творческая мысль была относительно свободна от догм официального ислама. Библиотеки, больницы, научные собрания, просвещенные правители, поэты, художники, музыканты, любознательные ученики — все это способствовало творческому росту ученого, философа и врача. Так Гургендж славился Академией, которую основал просвещенный и деятельный правитель Шах Мамун ибн Мамун. Он говорил: «Мой помысел — книга и чтение ее, возлюбленная и любование ею, благородный человек и забота о нем». Во главе Академии стоял гениальный ученый Беруни. В Европе в то время еще не знали произведений великих мыслителей древней Греции и Рима от Гераклита до Галена. В Гургенжде все это было доступно для Авиценны. Здесь он встречает любимого друга и учителя — Масихи — христианского философа-несторианена. Несториане вели борьбу против византийской знати и вынуждены были бежать в страны Средней Азии, Индию и Китай; в Гундишапуре основали медицинскую академию, что в IV–VII веке послужило импульсом к развитию медицины на Востоке. Несториане перевели на арабский язык сочинения древних мыслителей и врачей Запада. С трудами Гиппократа и Галена впоследствии Европа познакомилась именно благодаря этим переводам.

Семь лет провел Авиценна в Гургендже, общаясь с ученой и культурной элитой, исцеляя больных, составляя трактаты, пока вновь не протрубил рог Судьбы. Шах Мамун получает послание от султана Махмуда с требованием выслать ему ко двору весь ученый свет академии. Мамун, который относился к ученым с уважением, предоставил им право выбора. Авиценна, не желая служить тирану, вынужден покинуть Гургендж. Переодевшись в одежду дервишей, он и его друг и учитель Масихи через Каракумские пески направляются в Иран. В пустыне их настигла буря, путь был утерян, путников мучила жажда и неопределенность.

Масихи не вынес тяжелых лишений и умер. Авиценна с огромным трудом находит выход и попадает в Нишапур. И здесь произошла легендарная встреча Ибн Сины с философом, мистиком, шафиитским суфием Абу Саидом Мейхенейским (Старцем), которая стала своеобразным даром судьбы, новым благословенным импульсом к дальнейшей жизни. Говорится, что когда Авиценна вошел в дом Старца, тот ранее никогда не встречавший Ибн Сину, сразу узнал его и произнес: «Пришел знаток хикмата (перипататической философии)». В непрерывных философских беседах и научных диспутах провели три дня гениальный ученый и великий мистик. Известным в то время законам физики Саид противопоставлял мистические чудеса (гвозди самопроизвольно забивались в стену, светильник самовозгорался, вода сама наливалась из кувшина). Например, когда Авиценна рассказывал о законе всемирного тяготения, Саид подбросил пиалу в воздух, где она и осталась висеть, и спросил: «Почему же она не падает, ведь на нее действует сила притяжения». На что Авиценна ответил, что не падает она, удерживаемая могучей волей Абу Саида. После этого Ибн Сина еще не раз беседовал с Саидом, выезжал с ним к святым местам и становился свидетелем различных чудес. И эти встречи, несомненно, расширили границы мировоззрения Авиценны и, быть может, послужили ключом к осознанию того, что, по словам американского астронавта Э. Митчелла «нет противоестественных или сверхъестественных явлений — есть лишь большие пробелы в наших знаниях о природе».

Впоследствии, в предсмертном труде «Указания и наставления» Авиценна попытался объединить науку и мистицизм и дать сверхъестественному естественнонаучное объяснение: «Знай, что в природе имеют место удивительные явления и что, как в высших активных сферах, так и в низших пассивных силах происходят целые совокупности удивительных явлений. Удивительные явления, которые протекают в мире природы, имеют три источника. Первый — это упомянутые душевные силы; второй — свойства первоэлементов, например, свойство магнита притягивать железо присущей ему силой; третий — небесные силы, вступающие во взаимодействие с природой земных сил, отличающихся по положению, или с силами земных душ, отличающихся соответствующими действительными пространственными положениями, влекущими за собой свершения удивительных явлений. Колдовство имеет отношение к первому источнику, чудотворство, волшебство и фокусничество — ко второму, а ясновидение — к третьему источнику».

Авиценна обращает внимание на то, что каждому человеку от рождения присуща сила, ограниченная неким пределом, но в течении жизни человек использует ее десятую часть, и причина тому — неправильные мысли, чувства и действия. Тот же, кто становится способным полностью реализовать свой потенциал, в глазах обычных людей предстает чудотворцем.

Покинув Нишапур, Авиценна вновь пускается в странствия. Гурган, Рей, Хамадан, Исфахан. Надим эмира, в чьи обязанности входило составлять эмиру приятное общество и занимать его интересными разговорами, личный врач, сопровождающий правителя в военных походах, государственный деятель — визир (министр финансов) и параллельно — великий мыслитель, врач, ученый, философ, поэт, учитель.

Распорядок дня Авиценны говорит сам за себя: с рассветом Ибн Сина садился за труды, утром принимал больных, которые всегда толпами собирались у ворот его пристанища, ожидая совета и помощи; днем исполнял обязанности визира, занимался с учениками, встречался с учеными, читал лекции, (не следует также забывать обязательные пиры при дворе эмира), до поздней ночи снова творил.

В биографии описывается случай, наглядно характеризующий феноменальную работоспособность Авиценны. Однажды группа ученых, ознакомившись с трактатом по логике, послала к Ибн Сине гонца со списком вопросов и просьбой разъяснить им непонятные места. Гонец прибыл на закате солнца. Авиценна немедленно прочитал вопросы и велел принести ему бумаги, которую он разложил в 5 стопок по 10 листов в каждой. Под утро все листы были заполнены и переданы гонцу, чему тот был невероятно удивлен.

При написании научных и философских трудов, Авиценна не пользовался никакими рукописными источниками, весь колоссальный объем информации он черпал из собственной памяти и в каждом своем сочинении не ограничивался обобщением или разработкой того, что было известно до него, а осуществлял принципиально новые исследования.

Удивительны истории о том, как Авиценна приобщился к филологии и астрономии. Однажды у эмира обсуждались вопросы филологии. В присутствии видного филолога того времени Абу ал-Мансура Авиценна высказался по одному вопросу. На что Мансур заметил: «Ты врач и недостаточно читал книг о языке, чтобы твои слова могли удовлетворить нас». Это сподвигло Авиценну на трехгодичное исследование всех известных к тому времени филологических источников и написание собственного трактата. Когда труд был завершен, Авиценна наказал переплести его и поцарапать кожу на переплете, чтобы книга приобрела потрепанный вид, а потом представить Мансуру, как древнюю рукопись, найденную в песках. Шейх Мансур просмотрел сей труд, и многое в нем поставило его в затруднение, и тогда Авиценна разъяснил ему темные места, цитируя наизусть выдержки из всех известных языковых трактатов, в том числе и из произведений самого Мансура. Тогда величие замысла открылось Мансуру и он принес Авиценне свои извинения.

Необходимость корректировки календаря, составленного Птолемеем, привела к тому, что около 9 лет Авиценна посвятил практической астрономии, построил обсерваторию и изобрел новые астрономические инструменты, составив их подробное описание и инструкции по использованию.

Много времени, преимущественно ночные часы, Авиценна уделял занятию с учениками. Трудные, порой неразрешимые проблемы, которые ставили перед Авиценной природа, судьба и ученики, вдохновляли гениального мыслителя на новый поиск. Вопросы учеников побуждали Авиценну к написанию новых трактатов и книг, посвященных самым разным областям науки. Говорится, что при формировании групп учащихся, Авиценна обращал внимание на количество учеников в группе, их взаиморасположение во время занятий и знак Зодиака каждого ученика. Это создавало необходимую энергетическую связь между учениками, помогая быстро усваивать огромный материал и способствуя гармоничному развитию.

И так, день за днем, за годом год в непрерывных исканиях великий мыслитель продвигался все дальше и дальше по тернистому и прекрасному Пути Познания Истины. Но порой осознание ограниченности познающего разума и глубокое смирение пред величием тайны мироздания охватывало ученого.

Сердце жадно спешило пройти этот путь, Все понять и в глубины вещей заглянуть. Мудрость — тысяча солнц, — мне в дороге светила, Сердцевины достиг, но не познана суть.
Море слов сокровенного смысла полно, Этот смысл я читать научился давно. Но когда размышляю о тайнах Вселенной, Понимаю, что мне их прочесть не дано.

Человек, «ведомый божественными знамениями по пути тяжелых испытаний», неминуемо проходит через кризисы. Согласно историческим свидетельствам, духовный кризис Авиценны был инициирован четырьмя месяцами, проведенными в заточении в крепости. Неопределенность будущего способствовала переосмыслению прошлого, своеобразной остановке времени и обращению к высшей мудрости и ценностям иных миров. Этот период запечатлелся в удивительных символических, подобных мифам произведениях, абсолютно не укладывающихся в привычный научный стиль творчества Авиценны. К сожалению, до наших дней дошли только три рассказа, да и то не в оригинале, а в пересказе. Но даже сами названия этих рассказов олицетворяют символ и миф: «Живой — сын Бодрствующего», «О Птицах», «О Саламане и Абсале». Они повествуют о пробуждении души к себе самой, к своим истинным корням, к миру ангелов, о возвращении к истокам, о мистическом путешествии к Царю Востока, и, конечно же, являются отражением собственных мистических переживаний и духовного поворота в жизни Авиценны.

Выйдя из крепости Ибн Сина еще более десяти лет жил и продолжал исследования в различных областях человеческого знания. И в этот период им были написаны самые глубокие философские труды: «Книга Исцеления», трактат «О душе», «Указания и наставления».

Последние годы жизни Авиценна провел в Хамадане, страдая тяжелой болезнью. Ибн Сина знал о приближающемся конце: «Врач, который находится во мне, бессилен уврачевать мое тело. Лечение отныне бесполезно», и был готов к нему. Говорится, что незадолго до смерти он «. омылся, покаялся, раздал имущество бедным, исправил свои прегрешения перед теми, кого обидел и отпустил на волю рабов. Он хранил Коран в памяти и читал его полностью каждые три дня». Авиценна покинул этот мир в возрасте 53 лет в полном сознании и его последними словами были: «Мы умираем и с собой уносим лишь одно: Сознание, что мы ничего не узнали. ».

Всевышний дал иным познанье, Других на гибель осудил, Но я от доли испытанья Себя избавить попросил. К тебе теперь я возвращаюсь, — Мое раскаянье прими, — А тем, кто долго жил, не каясь, В груди сердца переверни. Кто, как не ты, Страданья снимет? К кому еще взывать с мольбой? Моя душа прощенье примет И вечно свяжется с тобой. С ресниц моих жемчужной нитью Потоки слез на грудь сбегут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *