Автодорожник что за профессия
Дорожный рабочий
Сфера дорожного строительства в России является одной из быстроразвивающихся и востребованных. Свыше 85% трасс федерального значения уже отвечают нормативам. Это стало возможным благодаря дорожным рабочим. Сотрудники участвуют в реконструкции старых полотен и прокладывании новых участков, увеличивают проходимость пассажиропотоков по всей стране.
Содержание:
Что должен делать дорожный рабочий?
Специалист выполняет широкий спектр задач — от укладки щебня до погрузки и разгрузки материалов. Именно он реализует масштабные проекты по прокладке дорог, тротуаров, мостов и других элементов. Дорожный рабочий обязаны выполнять следующие поручения:
Требования к соискателям
Работа дорожного специалиста связана с тяжелым физическим трудом на открытом воздухе. Часто специалистов вызывают в зоны реконструкции дорог в жару, дождь, туман, при пониженных температурах. Поэтому основное требование к будущим работникам — отличные физические данные, отменное здоровье и выносливость. Как правило, на вакансии подбирают молодых мужчин, однако могут взять и крепких работников в возрасте.
Соискатели должны быть готовы к тому, что в зимние месяцы они могут оказаться невостребованными. Дорожные работы чаще всего проводятся с поздней весны до середины осени (начала дождей). Поэтому зимой специалисты могут рассчитывать на минимальную оплату труда за уборку улиц и проведение минимальных восстановительных работ.
Обязательное правило — строгое подчинение бригадиру и соблюдение правил безопасности на дороге. Работа дорожников связана с высокими рисками — даже аккуратные сотрудники могут случайно оказаться и серьезно пострадать под колесами автомобиля невнимательного водителя. В особенности такие случаи часты на загородных трассах, в темное время суток и дождливую погоду. Поэтому обязательно всегда носить светоотражающий жилет и каски, которые повышают видимость работника.
Обучение
Для трудоустройства достаточно иметь школьное образование. Однако в этом случае доступны только низкооплачиваемые вакансии, не требующие квалификации.
Если вы хотите получать достойную заработную плату, стоит пройти специальные курсы. Существуют учреждения среднего профессионального образования, в которых можно получить необходимые знания и навыки. Чаще всего сроки обучения составляют от 3 месяцев до 1 года.
Однако для более рационального использования своего времени и денег рекомендуем пройти краткосрочные курсы переподготовки специалистов. Обучение занимает до 1 месяца и обойдется в сумму до 30 000 рублей. По результатам итогового тестирования вы получите сертификат, который можете предоставить рекрутерам в качестве подтверждения своей квалификации. Подробнее о ней — в следующем абзаце.
Квалификация дорожного рабочего
Профессия предполагает разделение на 5 разрядов. С учетом полученной квалификации дорожный рабочий получает конкретный уровень ответственности.
Сколько получают дорожные рабочие?
Несмотря на высокую востребованность специалистов в данной области, их квалификация сравнительно низкая. Поэтому большинство работодателей не может предложить оплату услуг дорожников более 25 000 рублей в месяц. Даже при работе на вахтах не предполагается высокая зарплата — всего до 45 000 рублей единоразово.
Доход от 60 000 рублей возможно получить, устроившись в компании, которые выполняют крупные госзаказы — возводят путепроводы, трассы, аэродромы, эстакады, сложные развязки. Для получения повышенной оплаты труда все равно требуется опыт и высокий разряд.
Достоинства и недостатки работы в дорожной сфере
Среди преимуществ должности выделяют:
Среди минусов стоит отметить:
Профессия Дорожный рабочий
Дорожный рабочий – специалист, занимающийся ремонтом асфальтобетонных покрытий, установкой бордюров, дорожной разметкой, обустройством ограждений и обочин. Словом, в его компетенцию входит весь спектр работ по обустройству дорог. Дорожные рабочие трудятся в составе бригады, которую нанимают бюджетные коммунальные службы. Иногда бригаду формируют частные организации для выполнения определенных задач. Профессия предполагает наличие узкоспециализированных знаний и опыта, поэтому дорожные рабочие имеют разряды квалификации, полученные после прохождения аттестации.
Обязанности дорожного работника
Подробный перечень обязанностей описан в должностной инструкции, в зависимости от уровня квалификации специалиста.
Обучение профессии дорожного рабочего
Практически каждый желающий может стать дорожным рабочим, единственное требование – наличие аттестата о среднем образовании. Зачастую, начинающий специалист изучает теоретическую часть непосредственно на месте работы, где сразу же переходит к практике.
Освоить азы профессии более досконально можно на специальном курсе в учебном центре. По окончании учебы студенты проходят практику, далее им присваивают второй разряд. Всего существует пять разрядов дорожных рабочих – со второго по шестой, каждому из которых соответствует наличие определенных профессиональных знаний и умений.
Преимущества и недостатки профессии
Главное преимущество – это доступность профессии. Дорожные работы – идеальная сфера деятельности для тех, кто хочет освоить новую специальность. Обучение проходит быстро, не требует больших денежных вложений, при этом сразу после учебы можно приступать к работе.
Другой плюс профессии – перспективы карьерного роста. Спустя время вы можете пойти на повышение квалификации, для этого необходимо пройти аттестацию. Чем выше категория, тем к большему спектру работ вы допускаетесь, и тем, соответственно, выше будет заработная плата. Так как нанимают дорожных рабочих в основном бюджетные организации, то трудоустройство всегда официальное со всеми вытекающими из этого преимуществами в виде плановых отпусков, оплачиваемых больничных, регулярных выходных и прочих социальных гарантий.
К существенным недостаткам работы относятся тяжелые условия труда. Поскольку трудиться приходится в любое время года, нужно быть готовым находиться по многу часов на открытом воздухе под палящими лучами, в мороз и ветреную погоду, подстраиваясь под обстоятельства.
Какими личными качествами нужно обладать
Для комфортной и продуктивной работы дорожный рабочий должен быть физически выносливым человеком, из-за чего профессия по умолчанию считается мужской. Соискатель должен быть здоровым и крепким, способным поднимать тяжести, подолгу работать с горячими асфальтобетонными смесями в жаркую погоду.
Работник должен ответственно и скрупулезно относиться к выполнению своих обязанностей, быть коммуникабельным и открытым к общению с коллегами. Малейший технологический просчет может повлечь за собой преждевременную порчу готового объекта, например, проседание асфальта. Только старательная работа каждого члена бригады с внимательным отношением к деталям позволит качественно выполнить общую задачу.
Какая профессия связана с дорожным строительством?
Да, специальностей по типу инженеров существует очень много. И одной из них является специальность инженера, занимающегося строительством автомобильных дорог. Ведь автодороги строят не абы как.
Их конструкцию продумывают до мельчайших деталей и занимаются этими расчетами именно инженеры. Тем не менее стоит более детально поговорить, кто же это такое – инженер по строительству автодорог.
Краткое описание профессии и ее особенностей
Специалист, освоивший профессию инженера по строительству автодорог, занимается тем, что ставит и решает задачи, которые имеют прямое отношение к проектированию, строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог, а также организовывает их дальнейшую эффективную эксплуатацию. Кроме того, инженер занимается разработкой и ведением документации, а работать он может в строительных и проектных организациях.
Описываемая профессия – это интеллектуальный вид деятельности, который не исключает и вероятность физического труда. Ведь инженер занимается непосредственным контролем за всеми процессами, которые связаны с автодорогами.
Когда же автодорога построена, то он занимается еще и тем, что осуществляет надзор за тем, в каком техническом состоянии находятся дороги. Также он следит за тем, чтобы техническое состояние дорог тщательно поддерживалось и их ремонт проводился согласно всем правилам.
Ввиду всего, что описано выше, можно сделать вывод, что инженеру приходится регулярно патрулировать возведенные объекты для того, чтобы оперативно принять необходимые меры и предотвратить возможные дорожно-транспортные происшествия и не только. Под его началом работает целая бригада рабочих, оснащенная всей необходимой техникой и инструментом, а также средствами для передвижения между объектами.
Инженер занимается техническим надзором за средствами по организации дорожного движения, а также, он знает, понимает и применяет все действующие нормативные документы, которые имеют непосредственное отношение к его деятельности.
Кроме того, он должен быть прекрасно знаком с нормативными актами об охране труда и окружающей среды. В процессе своей работы такой специалист обязательно соблюдает все нормы, методы и приемы, позволяющие максимально обезопасить труд.
Стоит отдельно поговорить о том, какими правами обладает инженер по строительству автомобильных дорог. К его правам относят:
Кроме того, инженер по строительству автомобильных дорог имеет полное право на то, чтобы ознакамливаться со всей необходимой документацией, которая имеет отношение к проектам и так далее. и, конечно, такой специалист имеет полное право на повышение квалификации.
При этом следует знать, что данная профессия подразумевает и немалую ответственность. Так, ему придется отвечать за невыполнение обязанностей или несоответствие результата с должностной инструкцией.
Также ему придется отвечать и за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. Кроме того, ему придется отвечать и за разглашение информации о компании, если сама информация относится к коммерческой тайне.
На инженере по строительству автомобильных дорог лежит полная ответственность за все правонарушения, которые будут совершены в процессе его деятельности, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством. Также такому специалисту придется отвечать и за неправомерное использование тех служебных полномочий, которые ему предоставлены, то есть использование их в своих личных целях.
Профессия: дорожный строитель. Плюсы и минусы
Место, где вам всегда дадут заработать — дорожный строительный объект!
Существует стереотип, что люди, работающие на дороге — это низший класс рабочего общества, пользующиеся меньшим уважением, и современная молодежь все чаще предпочитает работе дорожной — офисную. Неужели все так плохо на самом деле? Давайте разберемся.
Дорожные работы — это не только лопата, внутри самого процесса люди делятся на различные под профессии, соответственно и зарплата варьируется у каждого класса в зависимости от сложности поставленных задач. Естественно, руководитель строительных работ получит гораздо больше, чем обычный дорожный рабочий. А для этого нужно терпение и труд, но самое главное — образование.
Поступив в дорожно-строительное учебное заведение — вы сможете познать технологии построения дорожного полотна, обучиться геодезии, геологии, при этом закрепив полученные знания практикой, которой вас будут снабжать по истечению курса обучения.
Попробуем разобрать плюсы и минусы вашего потенциального пребывания в роли дорожного рабочего
Плюсы:
Минусы:
Вывод
Из всего вышеперечисленного следует понять, что строительство дорог — не для каждого. Но, окончив тематическое заведение в данном направлении вы никогда не останетесь без работы. Карьерный рост будет стимулировать вас работать более продуктивно, а вознаграждение за труд не заставит себя ждать.
Профессия Дорожный рабочий
Дорожный рабочий – специалист, занимающийся ремонтом асфальтобетонных покрытий, установкой бордюров, дорожной разметкой, обустройством ограждений и обочин. Словом, в его компетенцию входит весь спектр работ по обустройству дорог.
Дорожные рабочие трудятся в составе бригады, которую нанимают бюджетные коммунальные службы. Иногда бригаду формируют частные организации для выполнения определенных задач.
Профессия предполагает наличие узкоспециализированных знаний и опыта, поэтому дорожные рабочие имеют разряды квалификации, полученные после прохождения аттестации.
Обязанности дорожного работника
Подробный перечень обязанностей описан в должностной инструкции, в зависимости от уровня квалификации специалиста.
Обучение профессии дорожного рабочего
Практически каждый желающий может стать дорожным рабочим, единственное требование – наличие аттестата о среднем образовании. Зачастую, начинающий специалист изучает теоретическую часть непосредственно на месте работы, где сразу же переходит к практике.
Освоить азы профессии более досконально можно на специальном курсе в учебном центре. По окончании учебы студенты проходят практику, далее им присваивают второй разряд. Всего существует пять разрядов дорожных рабочих – со второго по шестой, каждому из которых соответствует наличие определенных профессиональных знаний и умений.
Преимущества и недостатки профессии
Главное преимущество – это доступность профессии. Дорожные работы – идеальная сфера деятельности для тех, кто хочет освоить новую специальность. Обучение проходит быстро, не требует больших денежных вложений, при этом сразу после учебы можно приступать к работе.
Другой плюс профессии – перспективы карьерного роста. Спустя время вы можете пойти на повышение квалификации, для этого необходимо пройти аттестацию. Чем выше категория, тем к большему спектру работ вы допускаетесь, и тем, соответственно, выше будет заработная плата.
Так как нанимают дорожных рабочих в основном бюджетные организации, то трудоустройство всегда официальное со всеми вытекающими из этого преимуществами в виде плановых отпусков, оплачиваемых больничных, регулярных выходных и прочих социальных гарантий.
К существенным недостаткам работы относятся тяжелые условия труда. Поскольку трудиться приходится в любое время года, нужно быть готовым находиться по многу часов на открытом воздухе под палящими лучами, в мороз и ветреную погоду, подстраиваясь под обстоятельства.
Какими личными качествами нужно обладать
Для комфортной и продуктивной работы дорожный рабочий должен быть физически выносливым человеком, из-за чего профессия по умолчанию считается мужской. Соискатель должен быть здоровым и крепким, способным поднимать тяжести, подолгу работать с горячими асфальтобетонными смесями в жаркую погоду.
Работник должен ответственно и скрупулезно относиться к выполнению своих обязанностей, быть коммуникабельным и открытым к общению с коллегами. Малейший технологический просчет может повлечь за собой преждевременную порчу готового объекта, например, проседание асфальта.
Только старательная работа каждого члена бригады с внимательным отношением к деталям позволит качественно выполнить общую задачу.
Профессия Дорожный рабочий: кто это и чем занимается
Строительство дорог в России – одна из наиболее востребованных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Шутки о плохих дорогах в стране постепенно уходят в небытие, что подтверждается статистикой за 2017 год: более 80% федеральных трасс отвечают всем нормативным требованиям.
При этом новые дороги появляются регулярно и сооружаются довольно быстрыми темпами, что автоматически делает востребованной и рабочие специальности, связанные с дорожным строительством.
Чем занимается дорожный рабочий
Наиболее распространенная и малоквалифицированная специальность – это дорожный рабочий. Он выполняет довольно широкий круг обязанностей, так или иначе связанных с укладкой щебня, асфальта, погрузкой и разгрузкой материалов, траншейными работами и т.д. Именно на дорожном рабочем лежит вся тяжесть строительства и ремонта дорог, тротуаров, путепроводов.
В обязанности дорожного рабочего входит:
Работа дорожного рабочего сопряжена с физическим трудом на открытом воздухе, зачастую в плохих климатических условиях. Претендовать на подобную работу могут только физически крепкие и выносливые молодые мужчины. Трудятся дорожные рабочие под началом бригадира и инженера по строительству, которые контролируют процесс ремонта, возведения трассы.
Следует отметить, что дорожные работы в России можно проводить всего несколько месяцев в году, поэтому сезонность – одно из обязательных условий дорожного рабочего. В зимний период таким работникам зачастую приходится переключаться на уборку улиц и тротуаров.
Труд дорожного рабочего также сопряжен с большим риском – всегда есть опасность пострадать или погибнуть в ДТП. Особенно, если речь идет о работе на загородных трассах в темное время суток.
«Сбит дорожный рабочий» — это к сожалению, довольно частый заголовок в новостных сводках. Работникам, как правило, выдают светоотражающие жилеты и каски, чтобы их было лучше видно в темноте, но полностью от опасности это не спасает.
Тем не менее вакансии дорожного рабочего весьма популярны на сайтах по поиску работы, поскольку для трудоустройства не требуется больших познаний – достаточно хорошей физической формы.
Где выучиться на дорожного рабочего
Чтобы получить работу дорожного рабочего, достаточно окончить среднюю школу. Однако при этом можно претендовать только на самую низкоквалифицированную работу.
В России есть учреждения среднего профессионального образования, которые целенаправленно готовят таких специалистов. Однако наиболее целесообразно окончить краткосрочные курсы переподготовки в учебном центре, чтобы получить необходимое удостоверение и специальность.
Стоимость курсов составляет в среднем 5900 рублей, сроки обучения – от трех до семи дней.
Квалификационные разряды дорожного рабочего
В профессии дорожного рабочего есть пять квалификационных разрядов – со второго по шестой. Дорожный рабочий 2 разряда занимается наименее квалифицированным трудом, а именно:
Дорожный рабочий 3 разряда получает возможность заниматься профилированием под укатку по маякам, профилированием дорожного основания, установкой дорожных знаков, обустройством и ремонтом дренажных канав и т.д.
Дорожный рабочий 4 разряда. Помимо профилирования также должен уметь проводить ремонт покрытий «заплатками», готовить слоя из щебня или гравия под фундаменты опор и труб, проводить предварительную разметку контрольных точек на асфальте и т.д.
Дорожный рабочий 5 разряда. Умеет устранять просадки дорожного полотна, исправлять поврежденные архитектурные элементы дорог, проводить ремонт труб, лотков, оголовков, подпорных стен и парапетов. Также специалист умеет самостоятельно наносить дорожную разметку с помощью краски или термопластика, в том числе рисовать «зебру»
Дорожный рабочий 6 разряда. Наивысшая квалификация, при которой специалист владеет технологией укладки железобетонных, а также чугунных и стальных плит.
Средняя заработная плата дорожного рабочего
На рынке труда специальность дорожного рабочего весьма востребована, поскольку всегда требуются специалисты с опытом работы в этой отрасли и соответствующими навыками. Чаще всего предполагается работа вахтовым методом, либо сезонные заработки.
Однако при этом соискателю не следует рассчитывать на высокий уровень зарплаты. Оплата труда колеблется в районе 25 тысяч рублей, в случае с вахтовой работой – до 45 тысяч рублей в качестве единоразовой выплаты (в зависимости от сроков строительства).
Более-менее достойную оплату можно получить на строительстве крупных инфраструктурных объектов (мостов, эстакад, аэродромов, трасс федерального значения), но в этом случае требования к опыту и квалификации будут соответствующие.
Плюсы и минусы работы
Плюсы профессии дорожного рабочего не так уж велики:
Минусы более очевидны:
Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут
Статьи
Настоящее и будущее автомобильно-дорожных профессий
На вопросы информационно-справочного портала «ГлавСправ – образование» отвечает профессор кафедры наземных транспортно-технологических машин автомобильно-дорожного факультета Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета (ГАСУ) Добромиров Виктор Николаевич.
Эксперты по перспективам экономического развития считают, что сейчас развитие транспортной инфраструктуры переходит на новую ступень, поскольку требования общества к скорости, безопасности, комфорту и экономичности перемещений возрастают. Интеллектуальные системы становятся неотъемлемой частью не только в управлении транспортными средствами, но и в координации дорожного движения. Кроме того, в производстве транспортных средств и строительстве дорог начинают применяться новые материалы для того, чтобы обшивка автомобилей и вагонов была сверхпрочной, дорожные конструкции были облегченные, а покрытия дорог могли адаптироваться к погодным условиям и количеству транспорта.
— Что можно ожидать в отношении развития технологических машин, используемых при городском строительстве?
Это противоречие в полной мере приходится сегодня решать и создателям техники для строительной индустрии. При этом, как и в других отраслях машиностроения, налицо стремление к созданию конструкций, соответствующих обеим тенденциям. В практическом плане это стремление находит свое выражение в оснащении хорошо отработанных в функциональном и надежностном плане базовых платформ современных строительных машин высокоэффективными микропроцессорными электронными системами управления их работой и контроля технического состояния.
— Будут ли в технологических машинах (асфальтоукладчиках, катках, подъемных автокранах и др.) использованы робото-технические технологии, дистанционное управление, альтернативные источники топлива?
— Учитывая технологический прорыв последних десятилетий в создании подобных систем, мы сегодня с уверенностью можем говорить о реальности использования в конструкциях перспективных строительных машин и технологического автотранспорта робото-технических технологий, систем дистанционного управления, систем самоориентирования на местности и т.п.
Зная массу особенностей реализации строительных технологий и многофункциональность применения дорожно-строительных машин, я бы с осторожностью говорил о полной их роботизации. Скорее всего, в обозримом будущем, наземные транспортно-технологические машины (НТТМ) будут создаваться в роботизированном варианте исполнения для типовых производственных операций, но с возможностью ручного недистанционного управления для выполнения отдельных локальных задач. В связи с этим электроника будет использоваться и для решения задач обеспечения нормативных требований по эргономике рабочего места оператора, и безопасности персонала, обслуживающего рабочий процесс.
В зависимости от назначения машин, они будут создаваться преимущественно на основе модульного принципа, позволяющего существенно расширить возможности применения базовых самоходных платформ с различными функциональными модулями.
Рассматривая возможность использования на наземных транспортно-технологических машинах альтернативных источников энергии, можно предположить, что в ближайшее время вряд ли удастся обеспечить эффективную замену двигателю внутреннего сгорания (ДВС), а вот конструктивное исполнение применяемых ДВС может измениться. Ужесточение требований по экологии может повлечь замену традиционных поршневых газолиновых двигателей на более компактные газотурбинные (ГТД), с возможностью их работы на экологически чистых спиртовых топливах из возобновляемых растительных источников. При этом, более низкая теплотворность спиртовых топлив по сравнению с газолиновыми может компенсироваться соответствующим увеличением мощности ГТД, так как они обладают существенно лучшими удельными массово-габаритными характеристиками.
Использование газотурбинных двигателей в совокупности с электрогенератором позволит более широко применять на НТТМ электротрансмиссии с индивидуальными электромоторколесами, каждое из которых способно работать в наиболее благоприятном функциональном режиме за счет рационального распределения мощности по колесам, при помощи микропроцессорных систем.
Кстати, применение турбогенераторной электросиловой установки позволит отказаться от гидроприводов рабочих органов, как экологически небезопасных, с заменой их функций электроприводами.
Необходимо отметить, что изложенные подходы к совершенствованию конструкции строительных транспортно-технологических машин сегодня активно отрабатываются как в России, так и за рубежом в ходе поисковых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Компания Volvo на одной из своих презентационных выставок недавно представила концептуальные модели подобного развития колесных и гусеничных НТТМ будущего на основе моделей многофункционального колесного транспортного модуля «Кентавр» и футуристического экскаватора «Сфинкс».
— По вашему мнению, какие транспортные профессии надолго останутся с нами, и какие новые появятся?
— Профессии в транспортной сфере, относящиеся к области организации перевозок, в первую очередь, транспортная логистика и повышение безопасности транспортных сетей сегодня, несомненно, совершенствуется. Но при этом не надо забывать, что сами транспортные средства, даже обладая функциями самоконтроля технического состояния, не способны реализовывать функции самовосстановления в объеме, необходимом для полного поддержания их работоспособности. Такая задача поддержания и восстановления работоспособности машин реализуется сегодня в рамках функционирования системы их технического обслуживания и ремонта.
Решающая роль при техобслуживании остается за человеком
Даже при комплектации парков НТТМ беспилотными образцами, при полной автоматизации процесса диагностирования их технического состояния и при высочайшем уровне автоматизации технологических процессов технического обслуживания и ремонта, решающая организационно-техническая роль в этих системах остается за человеком. Это связано с огромным многообразием возможных вариантов развития ситуаций в сфере технической эксплуатации объектов. В этом состоит основное отличие системы технической эксплуатации от, например, системы автоматического автосборочного производства. Именно поэтому профессия инженера-эксплуатационника на транспорте будет востребована постоянно. Несомненно, что при этом акценты направленности его деятельности будут меняться. Например, уже сегодня, сфера технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств (АТС) в России испытывает дефицит специалистов в области диагностирования и ремонта автомобильной электроники. Кстати, учебный центр по подготовке таких специалистов действует при нашем автомобильно-дорожном факультете.
— Проблемы безопасности движения транспорта на дорогах тоже изучают на вашем отделении (вашей кафедре)? Этими вопросами занимаются не только ГАИ?
— Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения сегодня относятся к категории приоритетных в деятельности государственных органов любой страны мира. За 130 лет автомобилизации человеческая цивилизация в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) потеряла более 30 млн. человек.
Даже сегодня, в условиях реализации в конструкциях современных автомобилей многочисленных систем активной и пассивной безопасности, ежегодно в мире гибнет 1,3 млн. человек, в том числе почти 27 тысяч человек в России. При этом жертвами ДТП становятся в основном наиболее молодые, наиболее активные и трудоспособные люди в возрасте от 16 до 40 лет. Поэтому, совершенно очевидно, что аварийность на автотранспорте – это важнейшая социально-экономическая проблема общества в любом государстве мира. Для решения этой проблемы привлекаются все имеющиеся в обществе и государстве ресурсы.
Естественно, что изучение влияния этих факторов на безопасность дорожного движения проводится в рамках научных исследований в многочисленных научно-исследовательских структурах НИО и ВУЗов специалистами высокой квалификации. На основе результатов этих исследований формируется уровень требований по каждому из факторов, который в последующем приобретает статус нормативного.
Разрабатываются и мероприятия по реализации этих требований на практике, и как следствие, появляются нормативные документы по конструктивной безопасности АТС, включающие национальные требования и международные правила ЕЭК ООН, по правилам строительства, обустройства и содержания улично-дорожных сетей, организации и управления дорожным движением, по правилам дорожного движения, которыми мы руководствуемся при управлении автомобилем.
Для расследования любого ДТП, особенно сложного, специалисту – эксперту необходимо обладать специальными познаниями в областях технических, автотехнических, трасологических, дорожных и ситуационных исследований и иметь опыт их проведения с построением необходимых виртуальных моделей и выполнением сложных расчетов. Важным этапом расследования является получение первичной информации с места ДТП, что и осуществляют сотрудники ГИБДД. А вот все последующие экспертные действия в случаях неочевидности виновника аварии проводятся независимыми экспертами – техниками. Подготовка таких специалистов организована на нашем факультете в Центре повышения квалификации.
Необходимо отметить, что органам ГИБДД в системе обеспечения безопасности дорожного движения отведена важная роль, но при этом приоритетными в их деятельности являются регистрирующая и контрольно-надзорная функции. Функции эти они выполняют путем регистрационного учета транспортных средств, регулирования дорожного движения, надзора за участниками дорожного движения, проведения профилактических мероприятий по предотвращению ДТП и т.п.
— Среди прочих важных дисциплин на вашем факультете преподают и «Прикладную механику», в чем суть этого предмета?
— Во всех технических ВУЗах традиционно преподается курс «Технической механики». Это комплексная дисциплина, включающая три раздела: «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов» и «Детали машин».
В разделе «Теоретическая механика» изучаются законы движения и взаимодействия твердых тел. В разделе «Сопротивление материалов» изучаются основы прочности материалов и методы расчетов элементов конструкции на прочность, жесткость и устойчивость при воздействии внешних сил. В разделе «Детали машин» рассматривают основы конструирования и расчета деталей и сборочных единиц общего назначения.
Усвоение методов и приемов технической механики вырабатывает навыки для постановки и решения прикладных задач, т.е. задач технической механики применительно к конкретному виду технических систем, включая сферы их конструирования, исследования, испытаний и эксплуатации. Специализация нашего факультета предполагает решение таких прикладных задач в отношении наземных транспортно-технологических машин: автомобилей, тракторов, дорожно-строительных, подъемно-транспортных и коммунально-уборочных машин. При этом мы выбрали базовый профиль прикладной механики в рамках бакалавриата «Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг», а направленность магистерской программы «Вычислительная механика технических систем».
Три в одном – механик, математик, программист
Почему мы выбрали именно эту специализацию? Дело в том, что в условиях современного высокодинамичного развития конструкций и систем эксплуатации НТТМ объективно действуют требования по сокращению сроков разработки новых образцов. Основной резерв этого сокращения – это отказ от натурных испытаний многовариантных конструкций, замена их объемными компьютерными симуляциями, т.е. испытаниями компьютерных моделей. Сегодняшний уровень развития математического моделирования физических процессов функционирования НТТМ, методов численного решения сложных динамических задач, программного обеспечения исследований и возможностей вычислительной техники позволяет весьма успешно решать эту задачу.
Однако, мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, когда математическую модель разрабатывает инженер-механик, прекрасно понимающий физическую сущность моделируемых процессов, но для математической реализации и компьютерного программного обеспечения ее решения он не обладает достаточной квалификацией. Приходится создавать команду из специалистов трех профессий: механик, математик, программист. При этом два последних порой не обладают доскональным пониманием физической сущности моделируемых процессов. В такой ситуации налицо необходимость взаимообразования всех участников процесса исследований, что в определенной мере усложняет рабочую ситуацию.
Специалист в области прикладной механики готовится по программе, предполагающей освоение компетенций и механика, и математика, и программиста для профильной сферы деятельности. Иначе говоря, наш выпускник будет специалистом, способным решать задачи разработки и применения математических и компьютерных моделей, основанных на законах механики. При этом его профессиональными видами деятельности могут быть научно-исследовательская, научно-педагогическая, проектно-конструкторская, производственно-технологическая, научно-инновационная, организационно-управленческая и консультационно-экспертная деятельность в сферах транспортного машиностроения и эксплуатации НТТМ.
Ориентация выпускника на конкретный вид деятельности выбирается исходя из потребностей рынка труда и имеющихся на факультете научно-исследовательских и материально-технических ресурсов.
— Как будет называться профессия выпускника направления «Прикладная механика»?
Что же касается названий профессий, то скорее всего, они сохранятся в традиционном виде: исследователь, преподаватель, конструктор, технолог, механик и т.п.. Ведь главная суть не в «модном» названии, а в новом профессиональном «наполнении» этого термина.
— Какими способностями должен обладать абитуриент, чтобы учиться на автодорожном факультете? Есть ли ограничения по состоянию здоровья? Принимают ли туда девушек?
Прежде чем говорить о способностях, я бы сказал о склонностях. Несомненно, для успешного и интересного процесса обучения абитуриент должен обладать склонностью к познанию технических объектов и систем. При этом способности абитуриента в области естественно-научных дисциплин, таких как математика, физика, химия, программирование и т.п. помогут ему в более качественном освоении технических дисциплин, изучаемых в высшей школе, в том числе и на нашем автомобильно-дорожном факультете.
Каких- либо специальных ограничений и противопоказаний по состоянию здоровья для обучения на автомобильно-дорожном факультете нет. Достаточно при подаче документов представить медицинскую справку общеустановленного образца для поступающих в ВУЗы. На любую специальность по профилю факультета юноши и девушки принимаются на равных условиях.
— Должен ли инженер-автодорожник обладать также и экономическими, юридическими знаниями и научными компетенциями?
Такие знания в необходимых для практической деятельности объемах даются нашим студентам в процессе обучения.
— Где в Северо-Западном регионе может работать выпускник профессии инженер-автодорожник?
— Выпускники нашего факультета традиционно востребованы машиностроительными предприятиями, дилерскими компаниями и центрами, в том числе поставляющими в Россию иностранную технику, специализированными и мультибрендовыми станциями технического обслуживания автомобилей, строительной техники и коммунальных машин. Значительная часть выпускников трудоустраивается в строительных, дорожно- и мостостроительных организациях, на предприятиях городского коммунального и дорожного хозяйства. Причем многие студенты начинают свою трудовую профессиональную деятельность, совмещая её с обучением на старших курсах. Такая практика способствует более эффективному профессиональному росту наших выпускников.
Дислоцируются эти предприятия в достаточно крупных городах: Санкт-Петербурге, Калининграде, Великом Новгороде, Пскове, Архангельске, Вологде, Мурманске. Предприятия дорожного и коммунального хозяйства имеются практически в каждом городе, а многочисленные строительные фирмы, как правило, имеют в своем составе ремонтно-эксплуатационные базы для содержания строительной техники. Ко всему этому многообразию потенциальных работодателей добавляются городские, районные, региональные и федеральные автомобильные грузо- и пассажироперевозчики. Так что считать профессии наших выпускников маловостребованными нет никаких оснований.
— Каковы плюсы и минусы этой профессии?
Одним из привлекательных моментов профессии инженера- автодорожника является возможность существенного расширения сферы своих знаний в процессе производственной деятельности и наличие хороших перспектив карьерного роста. Дело в том, что номенклатура парков строительных машин и технологического автотранспорта настолько велика, а решаемые с их использованием задачи настолько многообразны, что со временем наш выпускник становится высококвалифицированным универсальным специалистом в области конструкции и эксплуатации любых НТТМ, что, несомненно, повышает его статус. Наличие же базовых знаний в областях проектирования машин, их производственной и технической эксплуатации, организации перевозочных процессов и обеспечения безопасности дорожного движения позволяет инициативному специалисту определиться с направлением специализации своей инженерно- технической, управленческой или научной карьеры по любому из этих направлений.
Привлекательным для молодых специалистов может быть и тот факт, что сегодня много объектов строительства, обслуживаемых петербургскими компаниями, находится в регионах. Командировки на эти объекты не только способствуют приобретению бесценного опыта автономной работы в условиях высокой степени самостоятельности, но и позволяют посмотреть на многие уголки нашего Отечества. Немаловажно и то, что строительная индустрия даже в самые тяжелые экономические времена продолжала и продолжает динамично развиваться, а объекты федерального строительства стабильно финансироваться, что предопределяет стабильный и достаточно высокий уровень дохода сотрудников.
Что касается «минусов» нашей профессии, скажу, что любая профессия, даже весьма доходная, становится со временем обременительной, если она не любима. В такой ситуации выход один – менять профессию.
— Есть ли возможность дальнейшего роста, повышения квалификации, обучения в аспирантуре на базе ГАСУ?
Прием желающих на все виды обучения осуществляется в соответствии с общефедеральными требованиями и с выделенными лимитами бюджетных мест. Особенности приема на коммерческой основе определяются руководством Университета.
При автомобильно-дорожном факультете действует диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям «Эксплуатация автомобильного транспорта» и «Дорожные машины».
Кроме того при факультете функционирует Центр повышения квалификации. В рамках его деятельности возможно приобретение или повышение квалификации специалистами, работающими в сферах организации технической эксплуатации АТС, обеспечения безопасности дорожного движения, расследования и экспертизы дорожно-транспортных происшествий, подготовки водителей в системе автошкол.
Возможность приобретения квалификации, отличной от квалификации по основной программе обучения, представляется и студентам старших курсов, причем на льготной основе по оплате этого дополнительного обучения. Наиболее востребованными из таких программ у студентов являются: обучение на право управления автомобилем категории «В»; диагностирование автомобильных электронных систем; независимая техническая экспертиза автотранспортных средств (по направлениям оценочной деятельности, расследования ДТП и экспертизе технического состояния АТС).
Функционирующий в структуре факультета Институт безопасности дорожного движения позволяет реализовывать на практике прошедшим такое обучение студентам все перечисленные виды деятельности уже параллельно с процессом обучения на старших курсах.