Автоматизированные системы которые воспринимают окружающую среду контролируют свои действия что это
Автоматизированные системы мониторинга окружающей среды
Современная наука не стоит на месте. Появляются автоматические системы, способные считывать, анализировать и выдавать готовую информацию обо всех явлениях. И в частности это различные автономные системы, позволяющие отслеживать даже малейшие изменения в окружающей среде. Используя современные автоматизированные системы мониторинга окружающей среды, появляется возможность получения информации относительно экологического состояния в данном регионе, на предприятии или в районе.
При этом сам мониторинг может быть использован в тех местах, где имеют место возможные выбросы вредных веществ. Именно по этой причине услуги компании АНО «Центр экологических экспертиз» являются востребованными. Автоматизированные системы мониторинга окружающей среды позволяют своевременно получать данные относительно ситуации на объекте и принимать меры по ее улучшению. Одновременно с этим можно максимально точно определять степень причиненного природе ущерба.
Основные автоматизированные системы контроля
Компактные и надежные автоматизированные системы мониторинга окружающей среды позволяют решать даже самые сложные операции, связанные с контролем качества природных объектов, отслеживая даже самые малейшие отклонения от принятой нормы. Их компактность позволяет использовать для скрытого ежедневного мониторинга. Их развитие и основное применение полностью будет зависеть от того, насколько мощной, в финансовом плане, будет компания. Связано это непосредственно с довольно высокой стоимостью оборудования для проведения экологических экспертиз.
При этом все системы имеют в своем составе следующие элементы:
Как проходит экологический контроль
При организации систем мониторинга, основная задача которых ― контроль за состоянием природы, одними из наиболее надежных показали себя автоматизированные системы мониторинга окружающей среды. Они позволяют получать сведения о состоянии окружающей среды в данном регионе посредством изучения ее свойств и качества.
Чаще всего для этого используют такие операции, как:
Дальнейшая обработка полученной информации сводится с детальным изучением состава окружающей среды и вариантов ее загрязнения.
Системы экологического мониторинга: состав, принцип работы
В статье рассказывается:
Системы экологического мониторинга – это комплекс мер, законодательных актов, оборудование и программное обеспечение для отслеживания состояния окружающей среды. Существуют системы глобального, регионального, территориального и локального экомониторинга.
К наиболее распространенным относятся локальные системы, использующиеся в производственной сфере, а также территориальные, например, для отслеживания экологической обстановки в городской среде. Из нашего материала вы узнаете о принципах работы и составе систем экологического мониторинга.
Описание системы экологического мониторинга
Сегодня, оценивая качественные показатели окружающей среды, используют два термина: мониторинг и контроль. Под первым понимают комплекс, предполагающий наблюдение, анализ и оценку прогноза изменений в состоянии окружающей среды, которые происходят в результате антропогенных воздействий. Бывает, что дают и такую интерпретацию: мониторинг — наблюдение за какими-либо объектами и явлениями, прилагающимися к жизненной среде.
Описание системы экологического мониторинга
Мониторинг не предполагает возможности управления качеством среды, которая нас окружает, при этом контроль включает в себя не только наблюдение, но и получение данных, а также возможность воздействия и управления состоянием этой среды.
Первостепенная цель системы экологического мониторинга — предоставление новейших, актуальных, проверенных данных о состоянии природной среды и объектов, в том числе прогнозирование возможных изменений экообстановки. Информация, полученная в результате мониторинга, — это базис для того, чтобы принять адекватное решение, расставить приоритеты в деятельности, связанной с охраной природы. Общая цель — выработка экономических и политических решений с опорой и на факторы экологии.
Система экологического мониторинга окружающей среды — это комплекс взаимосвязанных правовых актов, различных управляющих, научных организаций и компаний, а также технических средств и средств информации.
В число объектов государственной системы экологического мониторинга включены:
Процесс мониторинга окружающей среды и объектов производится:
Классификация систем экологического мониторинга
В России в нормативных актах экомониторинга регион определяется как субъект РФ. Нельзя не сказать о существовании и более масштабных по пространству мониторингов акваторий и площадей межгосударственного уровня, например, Балтийское и Северное моря, Альпы, внутригосударственного, например, Байкал и Урал. Говоря о локальном мониторинге, отметим, что он предполагает анализ пространства единичного источника, на который оказывают влияние промышленные предприятия, а также предприятия муниципального образования (города и района).
Мобильное оборудование для систем экологического мониторинга
Разберем, что подразумевается под устройствами, выполняющими функцию экологического контроля. Это класс приборов, которые могут определять и измерять показатели определенных физических факторов и параметров среды, которая окружает. Данные факторы и параметры негативно влияют на физическое состояние человека и жизнедеятельность каких-либо организмов.
Мобильное оборудование для систем экологического мониторинга
Они (приборы) требуются специалистам, которые работают в области охраны окружающей среды, выполняют действия по аттестации мест работы, проверяют насколько хорошо выполнены санитарные требования в помещениях, являющихся жилыми, а также местах общественного пользования. Отметим, что такие устройства пользуются популярностью и среди обычных людей, которым нужно проверить безопасность продуктов, а также жизненные условия в быту.
Мобильные устройства, выполняющие функции экологического мониторинга системы наблюдения и контроля, применяются для быстрого проведения измерений и анализа. Из этих приборов пользуются популярностью:
Под дозиметрами понимаются контролирующие устройства, цель которых выяснить наличие экспозиционной радиационной дозы. Чаще всего такие приборы имеют встроенные или подключаемые датчики (по примеру счетчиков Гейгера) и применяются для проведения определения эквивалентной и эффективной дозы. Модели, более дорогие по стоимости, выполняют функцию вычисления накопленной дозы.
Устройства, имеющие датчик направленного вида, наиболее точно вычисляют объекты и их элементы, являющиеся зараженными.
Индикаторы излучений дополняются датчиками-детекторами, выполняющими регистрацию электро- и магнитных полей. Эти устройства системы общего экологического мониторинга и контроля также могут дополняться антеннами, которые изменяют уровень электромагнитных излучений и выявляют их опасный порог.
Акватестеры — компактные, портативные устройства, необходимые для быстрой проверки качественных показателей воды по её основным показателям или для определения нахождения в воде веществ токсичного происхождения. Такие устройства могут служить заменой анализаторам жидкости.
Нитратомеры — приборы, имеющие контактный щуп. Они помогают определить уровневый показатель нитратов в овощах и фруктах, напитках, мясной продукции. Результат, который видит специалист, сопоставляется с предельно возможными значениями для определенного типа продуктов.
Приборы комбинированного типа объединяют разнообразные функции, позволяющие проводить измерения. Они могут замещать полноценный комплект устройств, помогают провести оценку безопасности пробы воды, продуктов сразу по нескольких факторам. Они пользуются популярностью среди обычных потребителей и мастеров, которые проводят быструю оценку пищевой продукции или полевые замеры около опасных территорий и объектов.
Состав стационарной системы производственного экологического мониторинга
Системы комплексного экологического мониторинга окружающего воздуха условно делятся на два контролирующих типа: процесс контроля атмосферного воздуха рабочей зоны и жилой зоны, в населенных местах. Основные отличия базируются на показателе уровня концентрации загрязнителей, которые зависит от предела допустимой нормы на этих территориях.
Состав стационарной системы производственного экологического мониторинга
Система мониторинга экологической обстановки проводится предприятиями и прочими территориальными образованиями. Их состав идентичен друг другу, отличия заключаются только в том, куда направляется информация и с какой целью она используется.
Когда мониторинг проводится производством, системы общего экологического мониторинга на предприятии адресуют информацию в заводской Центр Мониторинга с целью сокращения влияния его деятельности на загрязнение среды, которая окружает, а также на здоровье рабочих. При проведении территориального мониторинга информацию адресуют в Центр мониторинга населенного пункта, она необходима для проведения мер, которые выявляют загрязнители и принимают соответствующие решения для их устранения.
Под стационарным постом контроля атмосферы (АСКЗА, ПКЗ) понимают утепленный павильон, подходящие под различные погодные условия. В его состав входят:
В число составных элементов входят:
1. Система электропитания
Она представлена в виде силового щита и источника питания. В её функции включены:
2. Термостабилизирующая система
Она включает в себя блок управления, вытяжной вентилятор, отопители и кондиционеры. В её функции входят:
3. Пожаро-охранная сигнализация (ПОС)
Под ПОС понимают наличие штатных приборов: С2000-4, пожарные извещатели и аналогичные устройства для охраны. Они реализуют следующие функции:
Для быстрого реагирования на возникновение нештатных случаев вместе со штатными ситуациями ПОС предполагается установка дополнительных приборов извещения, которые монтируются к системам аварийных служб.
4. Аналитический комплекс
Под аналитическим комплексом рассматривают набор приборов, а именно газоанализаторы, пылемеры, оборудование для измерения метеопараметров, датчики, определяющие уровень радиации, баллоны.
5. Устройство сбора и обработки информации (УСОИ)
Устройство сбора и обработки информации выглядит как промышленное компьютерное устройство, размещенное в подрессоренной 19-дюймовой стойке. Также на нём расположены коммуникационные интерфейсы и специализированные ПО. Он выполняет следующие функции:
6. Система связи
Под системой связи, как правило, понимают наличие коммуникационного оборудования, которое передает данные под управлением УСОИ и команды, передающиеся между постом и Центром мониторинга. Каналы связи, которые являются основными:
7. WiFi/WiMax
Наполнение и процесс сбора определенного поста зависит от его функций. Типичный набор элементов для проведения замеров в черте города: Пыль PM10(PM2,5), CO, NO, NO2, SO2, CH4, метеопараметры. Для проведения замеров на территории предприятий особое внимание дается измерению определенных компонентов, присутствующих на производстве.
Определяющие пункты, которые важны в процессе составления технического задания:
В состав структуры системы экологического мониторинга включены следующие действия:
Четкое следование всем задачам поможет избежать экологических катастроф.
Глава 1. Основные понятия о мониторинге. Общая структура мониторинга. Классификация видов мониторинга. Системы и службы мониторинга
Е.Г. Язиков, А.Ю. Шатилов
Геоэкологический мониторинг
Учебное пособие для вузов.- Томск, 2003.- 336 с.
Глава 1. Основные понятия о мониторинге. Общая структура мониторинга. Классификация видов мониторинга. Системы и службы мониторинга
1.5. Системы автоматического мониторинга
По-видимому, первые автоматические системы слежения за параметрами внешней среды были созданы в военных и космических программах. Известно, что уже в 50-е годы в системе ПВО США использовались семь эшелонов плавающих в Тихом океане автоматических буев, но самая впечатляющая автоматическая система по контролю качества окружающей среды была, несомненно, реализована в «Луноходе».
В настоящее время процесс миниатюризации электронных схем дошёл уже до молекулярного уровня, делая реальным полностью автоматизированные, с всеобъемлющим программным обеспечением, сложные многоцелевые и в то же время компактные, полностью автономные системы слежения за качеством окружающей среды. Их развитие в настоящее время сдерживается не техническими, а прежде всего финансовыми трудностями – они всё ещё стоят очень дорого – и, как ни странно, организационными проблемами многоуровневого управления такими системами, настолько информативными и потенциально мощными, что их создание и эксплуатация приобретают политическое значение. Можно даже сказать, что социально и психологически общество не готово к использованию таких систем, которые по существу опередили своё время, что в современном обществе скорее является правилом, чем исключением.
Основными структурными блоками современных автоматических систем мониторинга в настоящее время являются:
– датчики параметров окружающей среды – температуры, солёности вод, солнечной радиации, ионной формы металлов в водной среде, концентраций основных загрязнений атмосферы и вод, включая СПАВ, гербициды, инсектициды, фенолы, гексахлорциклогексаны (пестициды), бенз(а)пирены и др.;
– датчики биологических параметров – прироста древесины, проективного покрытия растительности, гумуса почв и др.;
– автономное электропитание на основе совершенных аккумуляторов или солнечных батарей, прогресс в разработке которых также был обеспечен в течение последних 20-30 лет щедрым финансированием космических программ;
– миниатюризированные радиопередающие и радиоприёмные системы, действующие на относительно короткое расстояние – 10 – 15 км;
– компактные радиостанции, передающие на сотни и тысячи километров;
– системы спутниковой связи;
– современная вычислительная техника;
– программное обеспечение ЭВМ.
В качестве простейшей автоматизированной системы слежения за параметрами окружающей среды приведём пример системы «Радуга», разработанной ассоциацией по решению экологических проблем г. Выборга.
Система мониторинга экологического состояния водной среды «Радуга» предназначена для измерения параметров водной среды, первичной обработки данных и передачи информации по радиоканалу, обработки и хранения информации в ЭВМ, выдачи результатов измерений в графическом и табличном вариантах на дисплей или принтер.
Система позволяет оперативно следить за состоянием водной среды, обеспечивает качественный мониторинг при проведении работ по восстановлению нормального экологического и санитарного состояния водоёмов. Она может быть применена для контроля химического состава промышленных сточных вод, для слежения за соблюдением уровней ПДК, а также для контроля требуемого качества технологических вод в различных производственных процессах. Применение данной системы в этом её последнем качестве на промышленном предприятии по расчётам, позволит сэкономить сырьё и химикаты на сумму, составляющую до 20 % их первоначальной стоимости. Таким образом, «Радуга» улучшает технико-экономические показатели производства, а введение в программное обеспечение расчёта ущерба, наносимого данным предприятием природе и человеку, делает наглядной ту ответственность, которую несёт каждый работающий на предприятии, и поднимает культуру производства.
Серийно выпускаемое в настоящее время подобное оборудование производит измерение четырёх – шести параметров с помощью одной головки, погруженной в контролируемую среду, с выдачей полученных показаний на цифровом индикаторе, с записью в память прибора.
Преимущества системы «Радуга» состоят в следующем. Одна приёмная станция обслуживает до 16 автоматических передающих станций. К одной передающей станции возможно подключение 16 датчиков. Таким образом, система «Радуга» может измерять в автоматическом режиме до 256 параметров. Использование передачи данных по радиоканалу позволяет существенно увеличить расстояние от передающих станций до приёмной. Возможно накопление и хранение получаемой информации в контроллере приёмной станции в течение суток с последующей передачей в сжатом (архивированном) виде в ЭВМ для последующей обработки: представление результатов измерений в графическом или табличном виде на дисплее с последующей печатью на принтере.
Система «Радуга» работает круглосуточно в автоматическом режиме с передачей данных из контролёра в ЭВМ один раз в сутки. Цикл опроса каждого датчика задаётся в интервале от 1 часа до суток. Таким образом, данная система может служить «сторожем», фиксируя залповые, аварийные сбросы, обычно скрываемые предприятиями, которые приурочивают их, как правило, к ночному времени с воскресенья на понедельник.
Требования к датчикам универсальные – преобразование сигнала в электрический импульс, доступный стандартной обработке. В настоящее время в качестве датчиков могут использоваться все ионселективные электроды, дающие показатели насыщения водородом, кислородом, ионами хлора, брома, йода, нитратов, аммонийного азота, сульфатов, сульфитов, тиосульфатов, меркопантов, фосфатов и ряда тяжёлых металлов.
На примере Томской области рассмотрим автоматизированную систему контроля радиационной обстановки (АСКРО). Целью создания АСКРО является обеспечение органов государственного управления и населения оперативной информацией о радиационной обстановке в 30-километровой зоне Сибирского химического комбината. Инициаторами создания АСКРО Томской области являются Госкомэкологии и Томский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ТЦ ГСМ), финансирование осуществлялось из средств, выделенный Правительством Российской Федерации на ликвидацию последствий аварии на СХК 6 апреля 1993 года. Разработку АСКРО осуществили сотрудники НТЦ «РИОН» НПО «Радиевый институт им. В.Г.Хлопина» (г.Санкт-Петербург), монтаж сотрудники ТЦ ГСМ и Госкомэкологии. Эксплуатацию АСКРО осуществляет ТЦ ГСМ (ответственный – начальник отдела радиационной безопасности).
Первая очередь АСКРО смонтирована и сдана в эксплуатацию в первом квартале 1995 года. В это время были получены первые результата (табл. 1.5.1).
Сводка измерений мощности экспозиционной дозы по всем постам АСКРО
(начало измерений 05.06.95 г. 10:17 — конец измерений 06.06.95 г. 10:17)
Уровень гамма-фона сред., мкР/ч
Уровень гамма-фона макс., мкР/ч
Время макс. Уровня гамма-фона
Повреждение телефонной линии
Примечание: Сводка составлена 06.06.95 г. начальником отдела радиационного контроля Госкомэкологии Томской области Ю.Г. Зубковым
Монтаж и запуск основной части второй очереди проведен в конце 1996 и частично в первой половине 1997 годов. АСКРО выполнено по радиально узловому принципу и содержит следующие функциональные узлы:
— три центра сбора и обработки информации (ЦСОИ), работающие независимо друг от друга, из них первый размещен в ТЦ ГМС, второй в службе ГО и ЧС г. Северска, третий в Госкомэкологии (отделе радиационного контроля).
Рис. 1.5.1. Карта-схема расположения постов автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО) (Экологический…, 1998)
1 – действующий пост; 2 – планируемый пост; 3 – границы СХК; 4 – след радиоактивного загрязнения местности после аварии на СХК 06.04.93 г., цифры – мощность экспозиционной дозы, мкР/ч; 5 – основные дороги; 6 – зона наблюдения СХК; 7 – контрольный пункт (фоновый для СХК).
Связь между ЦСОИ и постами контроля осуществляется по коммутируемым телефонным линиям. Посты контроля г.Северска подключены к ведомственной телефонной сети, не имеющей прямого выхода в г. Томск, что создает определенные трудности при получении информации. Разработчиком АСКРО в конце 1997 года установлено новое программное обеспечение, которое позволяет организовать обмен информацией между центрами сбора, используя котроллеры, входящие в состав аппаратурного обеспечения ЦСОИ. Таким образом, появилась возможность обмена данным между ЦСОИ г. Томска и г. Северска.
Каждый пост измеряет мощность экспозиционной дозы гамма-излучения через определенные промежутки времени (одна, две, четыре или восемь). Запоминает измерение значения и передает их в центр один или несколько раз в сутки по установленной программе, или по запросу оператора. В случае ухудшения радиационной обстановки и превышения установленного значения МЭД (30 мкР/час), пост самостоятельно выходит на связь с центром и включает специальный сигнал, который отключается только после снятия показаний дежурным оператором. Кроме того, может сообщить о выходе из строя (детектирующего блока), о несанкционированном доступе, об обрыве кабеля (соединяющего детектор с устройством сбора и подготовки данных (УСПД)) и прочих неполадках в системе поста.
АСКРО имеет возможность расширения своих функций за счет подключения к постам датчиков химического загрязнения воздуха, что предусмотрено планом развития системы. В дальнейшем АСКРО всех областей составят Единую государственную систему контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) на территории Российской Федерации; аппаратные и программные средства АСКРО Томской области совместимы с техническим заданием по ЕГАСКРО.
В исполнении Постановления правительства Российской Федерации от 2.10.95 года № 1085 для обеспечения требований нормативных правовых документов: «Об использовании атомной энергии», « О радиационной безопасности населений», «Об охране окружающей природной среды», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории России должна была создана Единая автоматизированная система контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО). Государственным заказчиком-координатором работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования ЕГАСКРО в целом является Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей природной среды. В соответствии с федеральной целевой программой (ФЦП) «Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» система должна быть создана в 1997-2002 годах в два этапа.
Первый этап (1997-1999 годы) предусматривал создание первой очереди системы, обеспечивающей автоматизированный контроль радиационной обстановки на основных радиационно-опасных объектах, в зонах их размещения, а также на территориях, загрязненных в результате радиационных аварий. Второй этап (2000-2002 годы) предполагал завершение создания подсистем и служб ЕГАСКРО и системы в целом, реализующих все функции, предусмотренные ФЦП.
Сроки выполнения этапов работ изменены в связи с объемами финансовых средств, направляемых на реализацию указанной ФЦП из федерального бюджета и других источников финансирования.
В настоящее время наиболее развиты системы контроля радиационной обстановки имеют Росгидромет, Минатом России, Минобороны России, Минздрав и Минсельхозпром России. Система радиационного мониторинга и лабораторного контроля Росгидромета осуществляет наблюдения за уровнями радиоактивного загрязнения объектов природной среды – почвы, атмосферного воздуха, поверхностных вод. В нее входит стационарная сеть из примерно 1400 метеостанций и постов, оснащенных приборами для определения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения, около 500 пунктов отбора проб для измерения суммарной бета-активности и свыше 150 пунктов отбора проб атмосферных осадков и воды в основных водоемах. Действуют около 50 лабораторий, осуществляющих лабораторный анализ на гамма — и бета-активность и территорий в случае аварий на радиационно-опасных объектах (РОО). Радиационный контроль в системе Минатома России осуществляется объектами системами контроля, функционирующих на всех радиационно-опасных объектах отрасли. Основными задачами этих систем является обнаружение возможных утечек радиоактивных продуктов в звеньях технологического цикла, контроль дозовых уровней в рабочих помещениях, информационное обеспечение мероприятий по соблюдению норм радиационной безопасности, контроль сбросов и выбросов радиоактивных веществ в окружающую среду. Функционируют объектовые службы внешней дозиметрии, осуществляющие регулярные наблюдения за уровнями радиоактивного загрязнения объектов природной среды на территориях санитарно-защитных зон (СЗЗ) и зон наблюдения РОО. На ряде объектов оборудованы автоматизированные системы контроля мощности дозы, функционирующие в непрерывном режиме, проводятся работы по их совершенствованию.
На объектах Минобороны России радиационный контроль осуществляется специально подготовленными подразделениями, оснащенными необходимыми техническими средствами радиационной разведки. Измерения проводятся в автоматизированном и неавтоматизированном режиме. В настоящее время ведутся работы по созданию автоматизированной системы «Верея». Разработана организационно-функциональная структура системы и создан опытный участок первой очереди. Система «Верея» состоит из подсистем видов Вооруженных сил и подсистем военных округов (флотов). В каждой из территориальных зон ответственности в пределах округа действует сеть лабораторного контроля, обеспечивающая своевременную доставку проб от средств разведки в специальные лаборатории и их анализ. Информация от всех объектов в пределах военного округа в установленном порядке передается в пункты управления соответствующих зон ответственности и по подчиненности. В этих пунктах информация обобщается, после чего передается непосредственно на пункт управления подсистемы военных округов, а затем в оперативно-координационный центр системы.
В Минздраве, контроль за радиационным благополучием населения осуществляют около 230 радиологических подразделений территориальных центров службы Госсанэпиднадзора, оснащенных лабораторным оборудованием для проведения радиометрических, дозиметрических и спектрометрических исследований. Контролируется содержание радиоактивных веществ, в продуктах питания и в среде обитания человека. Осуществляется контроль за сохранностью и безопасным использованием источников ионизирующих излучений, а также выборочный контроль и оценка доз облучения персонала объектов и населения. На особо радиационно-опасных объектах и прилегающим к ним территориям контроль облучения обеспечивается силами специальной службы медицинско-санитарного обеспечения, находящегося в ведении Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем пи Минздраве России. В состав этой службы входит около 100 медико-санитарных частей и санитарно-эпидемиологических станций. Которые функционируют и осуществляют контроль облучения населения в районах размещения РОО.
Служба радиологического контроля Минсельхозпрома включает в себя государственную агрохимическую и ветеринарную службы. Первая силами радиологических отделов свыше 100 центров и станции агрохимслужбы и 7 центров агрохимрадиологии осуществляет контроль почв сельскохозяйственных угодий, продукции растениеводства, кормов и удобрений. Вторая силами 80 радиологических отделов ветеринарных лабораторий субъектов Российской Федерации, 1200 районных межрайонных лабораторий, 1500 лабораторий ветсанэкспертизы на рынках, а также производственных ветеринарных лабораторий перерабатывающих предприятий осуществляют надзор за соблюдением ветеринарно-санитарных правил при производстве, переработке, хранении, транспортировке животноводческой продукции и при продаже сельхоз продукции на рынках. Более чем на 1700 контрольных участках и 400 контрольных пунктах распределенных по всей территории России проводятся систематические радиологические измерения. Ежегодно проводится свыше 1 млн. радиометрических. Спектрометрических и радиохимических исследований и свыше 4 млн. измерений уровней гамма-фона.
В системе бывшего Госкомэкологии России функции радиационно-экологического контроля были возложены на территориальные комитеты по охране окружающей среды и на Федеральный центр радиационно-экологического наблюдения и контроля. Специальные радиационно-экологические подразделения (отделы, группы), созданные примерно в половине территориальных комитетов, осуществляют контроль за сбросами и выбросами радиоактивных веществ и систематические наблюдения за их содержанием в объектах среды вблизи наиболее крупных РОО. Совместно с Минатомом России создана и функционирует система автоматизированного контроля радиационной обстановки в зонах наблюдения Смоленской и Нововоронежской АЭС.
На всей территории страны действует сеть наблюдения и лабораторного контроля руководимая МЧС России. В чрезвычайной ситуации в нее включаются подразделения контроля радиационной обстановки вышеперечисленных и некоторых других министерств и ведомств (МПР России, Рослесхоз и др.). В целом она насчитывает свыше 40 специализированных научно-исследовательских организаций и около 1000 лабораторий местного уровня различной ведомственной принадлежности. Поступающая из этой сети информация используется для принятия решений органами управления МЧС России, в рамках которого Действует автоматизированная информационно-управляющая система для обеспечения деятельности Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Основными недостатками действующих систем и служб контроля радиационной обстановки являются низкая оперативность получения, обобщения информации о параметрах радиационной обстановки, отсутствие необходимой координации в функционировании этих систем, методическая и метрологическая разобщенность, а также информационные барьеры, препятствующие комплексной оценке всей совокупности данных измерений. Существующая система контроля радиационной обстановки в настоящее время не является единым целым ни в организационном, ни в техническом, ни в методическом планах. Данные, получаемые различными системами и службами, нередко дублируют друг друга и обычно трудно сопоставимы.
Очень слабо проработаны вопросы автоматизации процедур принятия решений в области управления радиационной безопасности, из-за чего получаемая информация о реальной и прогнозируемой обстановке используется с опозданием и неэффективно. Настоящая организация контроля радиационной обстановки и информационной поддержки принятия решений не вполне отвечает требованиям действующего законодательства в области обеспечения экологической и радиационной безопасности. В частности, с введением в действие закона «О радиационной безопасности населения», существенно повышены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении радиационной безопасности населения, в том числе в части организации контроля радиационной обстановки и информирования населения о ее состоянии, однако надежные инструменты для этих полномочий в субъектах Российской Федерации пока не созданы.
Как показывает опыт работы большинства стран с развитой атомной энергетикой и широким применением радиационных технологий, оптимальный путь организации качественного много многопараметрического контроля радиационной обстановки состоит в развитии и объединении существующих служб и сетей радиационного контроля и мониторинга в единую государственную систему и внедрение в максимально возможной степени автоматизированных средств измерения, передачи и анализа измерительной информации.
Система ЕГАСКРО создается в целях совершенствования геосударственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации и приведение его в соответствие с требованиями дейтсвующего законодательства в области обеспечения радиационной безопасности, оперативному обеспечению органов управления и надзора в области радиационной безопасности, а также населения достоверной информацией о текущем и ожидаемом состоянии радиационной обстановки, фактах, характере, масштабах и последствиях ее ухудшения.
ЕГАСКРО создается как интегрированная информационно-измерительная система контроля, способная обеспечивать выявления всех гигиенически и экологически значимых ухудшений радиационной обстановки, осуществлять оценку и прогнозирование ее ухудшения на территории Российской Федерации, вырабатывать рекомендации для соответсвующих органов управления в области обеспечения радиационной безопасности.
Система создается путем объединения на информационном уровне существующих систем и служб контроля радиационной обстановки в единую государственную систему, их совершенствования и дополнения новыми компанентами. Объединение должно осуществляться на основе общего нормативно-правового, методического, метрологического, математического, программного обеспечения и совместимости технических средств.
При использовании систем максимально должны учитываться научно-технические разработки, готовые технические средства, а также типовые (базовые) технические и программные средства сбора, передачи, обработки и хранения информации во всех звеньях системы.
ЕГАСКРО должна создаваться путем поэтапного наращивания функциональных и технических возможностей (создания фрагментов подсистем, опытных зон и участков) как информационно открытая система, допускающая дальнейшее развитие с целью обеспечения контроля химического и биологического загрязнения окружающей среды, а также возможность организации взаимодействия с другими государственными информационно-измерительными системами в области контроля состояния окружающей среды.
Принципы и порядок информационного объединения и взаимодействия подсистем ЕГАСКРО между собой должны быть определены в «Положение о ЕГАСКРО», «Положение об информационном обмене в ЕГАСКРО» и других межведоственных документах, составляющих нормативную правовую базу функционирования ЕГАСКРО.
Автоматизируются следующие процедуры и процессы при эксплуатации ЕГАСКРО:
— контроль сбросов и выбросов радиактивных веществ, изменение параметров радиационной обстановки на РОО и в зонах их наблюдения, включая характеристики загрязнения природной среды, среды обитания человека и дозы облучения;
— измерение параметров радиационной обстановки в населенных пунктах на радиоактивно загрязненных территориях, а также на территориях потециально подверженных радиоактивному воздействию;
— измерение параметров загрязнения почвы, атмосферного воздуха, поверхностных вод;
— сбор информации об измеряемых величинах;
— комплексный анализ радиационной обстановки, прогнозирования ее изменения и выработка рекомендаций по принятию управленческих решений;
— сигнализация об отклонении измеренных или расчетных параметров от установленных контрольных уровней;
— подготовка и представление данных анализа и прогноза радиационной обстановки для всей территории страны, отдельных ее регионов и РОО, в том числе данных о дозах облучения для различных групп населения, с использованием современных методов и средств отображения данных;
— документирование, архивация получаемой входной информации, результатов ее комплексной обработки;
— информационный обмен между подсистемами и службами в составе ЕГАСКРО и другими взаимодействующими информационными системами.
ЕГАСКРО должна функционировать в непрерывном режиме как в условиях нормальной работы РОО и нормальной радиационно-экологической ситуации, так и в условиях радиационных аварий и инциндентов.
Технические средства ЕГАСКРО должны проектироваться и устанавливаться в расчете на длительное функционирование в условиях различных климатических зон, характерных для территории Российской Федерации и прилегающих акваторий, а также с учетом возможных экстремальных нагрузок и загрязнения радиактивными веществами в условиях радиационной аварии.
ЕГАСКРО должна иметь следующие средние показатели надежности технических средств:
— наработка на отказ на менее 10 000 часов;
— коэффициент готовности не ниже 0,9 (без учета коэффициентов готовности коммутируемых каналов связи;
— срок службы 10 лет;
— время восстановления при отказе не более 6 часов;
Под отказом системы понимается снижение уровня показателей решения задачи на 5-10% от номинального с вероятностью 0,85 по каждой из целевых задач.
В системе должен быть обеспечен автоматический поиск и восстановление сбоев, вызванных различными видами воздействий, в т.ч. воздействий ионизирующих и электромагнитных излучений.