Автор летописи обращается к читателям словом братия что оно означает
Тест по литературе в формате ЕГЭ. «Слово о полку Игореве» Вариант 1
Просмотр содержимого документа
«Тест по литературе в формате ЕГЭ. «Слово о полку Игореве» Вариант 1»
Тест в формате ЕГЭ
Слово о полку Игореве
Укажите род литературы, к которому относится «Слово о полку Игореве». Ответ (слово или словосочетание) запишите строчными буквами в именительном падеже, без пробелов и других дополнительных символов до и после ответа.
Назовите имя половецкого хана, ставшего сватом Игоря: сын князя Владимир Игоревич вступил в брак дочерью этого хана. Ответ (слово или словосочетание) запишите строчными буквами в именительном падеже, без пробелов и других дополнительных символов до и после ответа.
Установите соответствие между персонажами «Слова о полку Игореве» и их поступками и характеристиками: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. А
1«Коня в полночь свистнул за рекою; велит князю разуметь: не быть Игорю в плену. Кликнула, стукнула земля, зашумела трава, вежи половецкие задвигались».
2«А князь поскакал горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком».
3«Тогда великий изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал…»
Расставьте цифры, обозначающие эпизоды, в последовательности, соответствующей композиции «Слова».
Разговор Гзака с Кончаком о соколе и соколенке
Вещий сон Святослава
Воспоминания автора о междоусобных войнах Олега Гориславича
Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения.
Начнём же, братья, повесть эту
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
который скрепил ум силою своею
и поострил сердце своё мужеством,
исполнившись ратного духа,
навёл свои храбрые полки
на землю Половецкую
Тогда Игорь взглянул
и увидел, что оно тьмою
воинов его прикрыло.
И сказал Игорь-князь
чем пленённым быть;
Страсть князю ум охватила,
и желание отведать Дон Великий
заслонило ему предзнаменование.
«Хочу, сказал, копье преломить
на границе поля Половецкого,
с вами, русичи, хочу либо голову сложить,
либо шлемом испить из Дона».
(«Слово о полку Игореве». Перевод Д.С. Лихачева)
Речь Игоря, обращенная к дружине, эмоциональна и богата средствами речевой выразительности: встречается характерная для «дружинной» речи ……………(«сядем на коней»: сесть на коней – означало выступить в поход); в синтаксисе частотна …………(«на землю Половецкую»; «за землю Русскую»; «поля Половецкого»).
6. Как в приведенном фрагменте выражено авторское отношение к решению Игоря? Укажите номера всех верных утверждений.
1. Автор отмечает мужество и доблесть Игоря, исполнившегося «ратного духа», но через развернутую метафору о страсти прославиться, которая «ум охватила», подобно солнечному затмению, укоряет русского князя, противопоставившего личные интересы интересам Руси.
2. В приведенном фрагменте выражено восхищение автора самоотверженностью Игоря, который, согласно канонам жанра воинской повести, советуется с дружиной, в своей пламенной речи говорит о готовности погибнуть («голову сложить») за землю Русскую, и вере в победу русского войска.
3. Говоря о мужестве Игоря, автор замечает, что героя очень испугало солнечное затмение, и потому он обратился за помощью и поддержкой к дружине, именно за это автор осуждает князя, который не смог справиться со своими страхами.
4. Вспоминая былые победы славных русских князей, автор сожалеет о том, что никто не откликнулся на страстный призыв Игоря выступить против половцев, захвативших русские города и угрожающих самому Киеву.
5. Повествуя о солнечном затмении, случившемся накануне выступления Игоря (солнечное затмение застало русское войско уже в пути), автор через противопоставление зловещего предзнаменования решимости Игоря осуждает отважного князя за тщеславие.
7.Обучающимся было предложено задание формата ЕГЭ по литературе: «В каком произведении русской литературы герой мечтает о воинской славе и в чем схожи (или чем различаются) честолюбивые мечты в этом произведении со «Словом о полку Игореве»?» Выберите вариант верно выполненного сопоставления в заданном направлении анализа.
2.Главный герой повести В. Быкова «Сотников» в артиллерийском училище получал благодарности от начальства за боевую подготовку и меткую стрельбу на учениях, а на войне понял, что победа зависит от случайностей и неожиданностей.
3.В произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей мечтает о славе Наполеона и накануне Аустерлицкого сражения готов пожертвовать семьей; точно так же князь Всеволод в пылу битвы забывает о своих обязанностях князя и о «свычаях и обычаях» прекрасной Глебовны ради честолюбивой страсти прослыть героем.
4.Герой произведения Л.Н. Толстого «Война и мир» Долохов устремляется в атаку за капитаном Тимохиным, а после, присвоив себе подвиг ротного, представляет себя героем полковому командиру, чтобы вернуть офицерские эполеты.
Автор летописи обращается к читателям словом братия что оно означает
Тестовые задания по древнерусскому памятнику литературы «Слово о полку Игореве»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Что лежит в основе сюжета «Слова о полку Игореве»?
А) Завоевание Болгарского царства на Дунае
Б) Поход на хазар, расположенных на юге Руси
+ В) Неудачный поход русских князей на половцев
Г) Сражение русских князей с печенегами
2. Когда по предположениям учёных было написано «Слово о полку Игореве»?
Б) В начале 18 века
Г) В начале 10 века
3. Кто был автором рукописи «Слово о полку Игореве»?
А) Нестор летописец
Б) Епифаний Премудрый
+ Г) Автор неизвестен
4. Рукопись знаменитого памятника древнерусской литературы сохранилась только в одном экземпляре. В библиотеке какого коллекционера она была обнаружена?
5. С какого языка была переведена древняя летопись на русский?
+ Б) С древнерусского
Г) Со старославянского
6. К какому веку относится первое издание «Слова о полку Игореве»?
7. Какова судьба оригинала рукописи?
А) Хранится в Эрмитаже
+ Б) Сгорела в московском пожаре 1812 года
В) Пропала в 20 веке из хранилища
Г) Находится на хранении у неизвестного коллекционера
8. У оригинала рукописи было несколько дословных воспроизведений. Одно из них находилось у императрицы Екатерины II. А сколько таких копий было всего?
9. В каком веке рукопись была найдена в хранилище монастыря?
тест 10. Автор летописи обращается к читателям словом «братия». Что оно означает?
+ Б) Монашеская община
11. События какого века описываются в «Слове о полку Игореве»?
12. С кем князь Игорь отправился в военный поход?
А) Один со своим войском
+ Б) С братом Всеволодом
В) С Владимиром Красным солнышком
Г) С братом Ярославом
13. Военный поход начался с плохого предзнаменования. Какого именно?
А) Дорогу перебежала чёрная кошка
Б) Перед конём Игоря упал замертво голубь
+ Г) Началось солнечное затмение
14. Что означает древнерусское слово «брань», часто употребляемое в летописи?
15. В какой день недели Игорь нашёл половцев?
16. Чем закончилось первое сражение русских князей с половецким войском?
Б) Половцы обратились в бегство
+ В) Победой с взятием добычи
Г) Русское войско попало в засаду
17. Как описывает сказитель правление Олега Святославича, который был дедом князя Игоря?
+ А) Олег сеял стрелы по земле, а вороны каркали над трупами
Б) Жили в мире и благополучии стар и млад
В) Олег Святославович примирил все племена людские и с тех пор покой на Руси начался
Г) Ни о чём Олег не думал, кроме пуза своего
18. Какой описывает автор зорю, наступившую после первой победы?
19. Сколько всего было сражений русского войска с половцами?
тест-20. Где половцы окружили русское войско?
21. Сколько дней билась вторая битва русского войска с половцами?
22. Чем окончилась битва Игоря с половцами?
А) Победил половцев
+ Б) Проиграл и попал в плен
В) Погиб на поле боя
Г) Сбежал во время битвы
23. Какие половецкие ханы одержали победу над русским войском?
24. Чем обернулся проигрыш битвы Игорем и Всеволодом для русского народа?
А) Половцы перестали нападать, довольные осуществлённой местью
Б) Половцы требовали совершить обмен племенными: русских князей на своих ханов
+ В) Половцы снова стали совершать набеги, окрылённые победой
Г) Половцы бежали, боясь возмездия других русских князей
25. Кому принадлежат следующие слова: «Полечу, — говорит, — чечеткою по Дунаю, омочу бобровый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые раны на отвердевшем теле его»?
А) Князю Святославу
26. Чего пытался добиться князь Святослав после плохого сна, который означал поражение Игоря и Всеволода?
+ А) Объединения всех русских князей для победы над половцами
Б) Присвоения себе земель Игоря и Всеволода
В) Мести половцам за погибель русского войска
Г) Помощи жёнам пропавших князей
27. Кто из русских князей решил в одиночку защитить русские земли от половцев, но его войско было разбито и сам он погиб?
+ Г) Изяслав Полоцкий
28. Кого автор летописи приводит в пример в качестве образца великого правителя и защитника родины?
29. О чём горевала и плакала Ярославна?
А) О муже своём князе Всеволоде
+ Б) О муже своём князе Игоре
В) О гибели русского войска
Г) О том, что половцы нападают на русскую землю
тест_30. Чем заканчивается «Слово о полку Игореве»?
Интерактивный тест по «Слову о полку Игореве»
Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой
Тест создан с помощью образовательного онлайн-сервиса
Оценить уровень сформированности образовательных результатов обучающихся по теме «Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»
Выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на уроках по изучению темы «Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»
Совершенствовать умение анализировать языковой материал, обобщать его и делать выводы; формировать навыки самоконтроля
Способствовать формированию ответственного отношения к учебной деятельности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий;
способствовать воспитанию культуры учебного труда
Воспитывать ценностное отношение к русскому языку как хранителю культуры
Познавательные: производить поиск и выделение необходимой информации; осуществлять построение логической цепи рассуждений
Регулятивные: выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания, составлять алгоритм выполнения задания
Коммуникативные: определять индивидуальные цели и пути их достижения; осуществлять самоконтроль
Актуализировать и систематизировать знания по изученной теме: знать содержание, проблематику произведения, композицию, жанровое своеобразие, выразительные средства языка, уметь анализировать текст
Урок контроля знаний и умений
В тесте используются фрагменты «Слова о полку Игореве». Также во время выполнения теста учащиеся могут пользоваться произведением в полном объеме. Перевод Д.С. Лихачёва.
1. Расположите в хронологическом порядке названия эпизодов «Слова о полку Игореве».
А) Возвращение Игоря на поле боя ради помощи Всеволоду.
Б) Солнечное затмение.
В) Сообщение бояр Святославу о поражении Игоря.
Г) Победа русских над половецкими полками и богатая добыча.
2. Прочитайте фрагмент:
Коня в полночь Овлур свистнул за рекою;
велит князю разуметь: не быть Игорю в плену.
вежи половецкие задвигались.
А Игорь князь поскакал
горностаем к тростнику
и белым гоголем на воду.
Вскочил на борзого коня
и соскочил с него серым волком.
И побежал к излучине Донца,
и полетел соколом под облаками.
Немало тебе величия, а Кончаку нелюбия,
а Русской земле веселия!»
«О Донец! Немало тебе величия,
лелеявшему князя на волнах,
стлавшему ему зеленую траву
на своих серебряных берегах,
одевавшему его теплыми туманами
под сенью зеленого дерева. »
3. Прочитайте фрагмент:
Коня в полночь Овлур свистнул за рекою;
велит князю разуметь: не быть Игорю в плену.
вежи половецкие задвигались.
А Игорь князь поскакал
горностаем к тростнику
и белым гоголем на воду.
Вскочил на борзого коня
и соскочил с него серым волком.
И побежал к излучине Донца,
и полетел соколом под облаками.
Немало тебе величия, а Кончаку нелюбия,
а Русской земле веселия!»
«О Донец! Немало тебе величия,
лелеявшему князя на волнах,
стлавшему ему зеленую траву
на своих серебряных берегах,
одевавшему его теплыми туманами
под сенью зеленого дерева. »
Укажите средства речевой выразительности, которые использует автор «Слова…» в приведенном выше фрагменте.
А) эпитет Б) гипербола В) олицетворение Г) оксюморон
4. Напишите имя половецкого хана, ставшего сватом Игоря: сын князя Владимир Игоревич вступил в брак с дочерью этого хана.
5. Напишите название природного явления, которое автор «Слова…» использует в композиции как зловещее предзнаменование Игорю, собирающемуся в поход против половцев.
6. Прочитайте фрагмент:
Начнём же, братья, повесть эту
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
который скрепил ум силою своею
и поострил сердце своё мужеством,
исполнившись ратного духа,
навёл свои храбрые полки
на землю Половецкую
Тогда Игорь взглянул
и увидел, что оно тьмою
воинов его прикрыло.
И сказал Игорь-князь
чем пленённым быть;
Страсть князю ум охватила,
и желание отведать Дон Великий
заслонило ему предзнаменование.
«Хочу, сказал, копье преломить
на границе поля Половецкого,
с вами, русичи, хочу либо голову сложить,
либо шлемом испить из Дона».
Как в приведенном фрагменте выражено авторское отношение к решению Игоря? Выберите верные утверждения.
А) Автор отмечает мужество и доблесть Игоря, исполнившегося «ратного духа», но в то же время укоряет его за то, что князь противопоставил личные интересы интересам Руси.
Б) Говоря о мужестве Игоря, автор замечает, что героя очень испугало солнечное затмение, и поэтому он обратился за помощью и поддержкой к дружине. Именно за это автор осуждает князя.
В) Вспоминая былые победы русских князей, автор сожалеет о том, что никто не откликнулся на призыв Игоря выступить против половцев, захвативших русские города.
Г) Повествуя о солнечном затмении, автор противопоставляет зловещее предзнаменование решимости Игоря и осуждает князя за тщеславие.
7. Прочитайте фрагмент:
Начнём же, братья, повесть эту
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
который скрепил ум силою своею
и поострил сердце своё мужеством,
исполнившись ратного духа,
навёл свои храбрые полки
на землю Половецкую
Тогда Игорь взглянул
и увидел, что оно тьмою
воинов его прикрыло.
И сказал Игорь-князь
чем пленённым быть;
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два литературоведческих термина, каждый в отведённом для него поле.
Речь Игоря, обращённая к дружине, богата средствами речевой выразительности: встречается характерная для «дружинной» речи (______________________) («сядем на коней»: сесть на коней означало выступить в поход). В синтаксисе встречается (___________________) («на землю Половецкую», «за землю Русскую», «поля Половецкого»).
8. Установите соответствие между персонажами «Слова о полку Игореве» и их поступками и характеристиками. Для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Поступки и характеристики персонажей
1. «Тогда великий изронил золотое слово, со слезами смешанное».
2. «А князь поскакал горностаем к тростнику и белым гоголем на воду. Вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком».
4. «Коня в полночь свистнул за рекою; велит князю разуметь: не быть Игорю в плену. Кликнула, стукнула земля, зашумела трава, вежи половецкие задвигались».
9. Прочитайте фрагмент:
И застонал, братья, Киев от горя,
а Чернигов от напастей.
Тоска разлилась по Русской земле,
печаль обильная потекла среди земли Русской.
А князья сами на себя крамолу ковали,
победами нарыскивая на Русскую землю,
сами брали дань по белке со двора.
Ибо те два храбрых Святославича,
уже коварство пробудили раздором,
которое перед тем усыпил было отец их,
Святослав грозный великий киевский,
прибил своими сильными полками
и булатными мечами;
пришёл на землю Половецкую,
притоптал холмы и овраги,
возмутил реки и озёра,
иссушил потоки и болота.
А поганого Кобяка из лукоморья,
из железных великих полков половецких,
словно вихрем исторг,
и пал Кобяк в городе Киеве,
в гриднице Святославовой.
Каковы, по мнению автора, последствия похода Игоря? Выберите верные утверждения.
А) Своим необдуманным походом и поражением в битве Игорь и Всеволод объединили усмирённых Святославом половцев, и теперь, окрылённые победой, они снова двинулись на Русь.
Б) Игорь и Всеволод, захватившие в первом бою богатую добычу, не смогли ее уберечь, и в смертельном сражении с половцами «потопили» все добытые богатства на дне Каялы.
Г) Большим горем обернулась для Русской земли попытка Игоря и Всеволода в одиночку овладеть берегами Дона: половцы, разбитые во время совершённого за год до того победоносного похода Святослава, сплотились и возобновили свои набеги.
10. Какое имя носит князь, которого автор «Слова о полку Игореве» называет Гориславичем за то, что он вёл принёсшие много горя междоусобные войны?
А) Олег Б) Ярослав В) Всеслав Г) Осмомысл
А) к солнцу Б) к ветру В) к месяцу Г) к Днепру
12. Кто из переводчиков «Слова о полку Игореве» изображён на иллюстрации?
А) Н.А. Заболоцкий Б) В.А. Жуковский В) К.Д. Бальмонт Г) Д.С. Лихачёв
13. Кто автор картины «После побоища Игоря Святославича с половцами»?
А) В.А. Серов Б) В.М. Васнецов В) В.И. Суриков Г) И.Е. Репин
14. «Слово о полку Игореве» является источником создания оперы «Князь Игорь». Кто автор этой оперы?
А) А.П. Бородин Б) М.П. Мусоргский
В) М.И. Глинка Г) П.И. Чайковский
Интерактивный тест состоит из 15 заданий. На выполнение работы отводится 40 минут.
Задание 1 на установление последовательности. Необходимо расположить названия эпизодов изученного произведения в хронологическом порядке.
Ответами к заданиям 2, 4, 5 является слово или несколько слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
Задания 3, 6, 9 представляют собой множественный выбор. Из предложенных вариантов ответов выберите правильные утверждения.
В задании 7 заполните пропуски в тексте, запишите два литературоведческих термина. Каждый термин запишите в специально отведённом для него поле.
Задание 8 на установление соответствий. Необходимо установить соответствия между персонажами произведения и их поступками и характеристиками.
Задания 10, 11, 12, 13, 14 представляют собой одиночный выбор. Из четырёх предложенных вариантов ответа выберите один.
В задании 15 нужно составить слово. Запишите фамилию художника, перетаскивая буквы и ставя их в нужную позицию.
Во время выполнения теста разрешено пользоваться текстом художественного произведения.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь правильно выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
«Слово о полку Игореве» (предположительно — 1185-1187)
Цитата: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» (пер. Д. С. Лихачёва).
Сведения об авторе: Имя автора «Слова. » неизвестно и вряд ли когда-нибудь станет известно.
Литературный жанр: жанр «Слова о полку Игореве» определить сложно. Даже автор называет своё произведение по-разному: иногда «слово», иногда «песнь».
Однако вполне определённо можно сказать, что «Слово о полку Игореве» включает черты целого ряда традиционных жанров. Из числа эпических жанров, представленных в «Слове. », можно назвать и героическую песнь, и воинскую повесть, и прозаическое рассуждение (авторские отступления). Лирическое начало представлено в «Слове.» плачем Ярославны и прославлением князей.
Жанровые особенности: «Слово о полку Игореве» не имеет жанровых аналогов.
Время и место действия: поход Новгород-Северского князя Игоря на половцев (1185 год), его поражение, плен и побег на Родину.
История создания
В 1187 г. было написано «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы. Писалось оно как актуальная история современности: автор обращался к тем читателям, для которых история Игорева похода была известным событием.
Значение произведения
«Слово о полку Игореве» — это одновременно и рассказ о событиях и последствиях похода князя Игоря, и эмоциональная оценка этих событий. Для нас особую ценность представляет патриотический мотив «Слова». Автор говорит о необходимости централизации власти для скрепления единства русской земли.
Действующие лица
Образ Русской земли. Патриотизм автора позволил сделать неперсонифицированный образ Руси главным персонажем «Слова о полку Игореве». Картины природы не просто служат фоном для разворачивающихся событий: ветер, солнце, тучи принимают в этих событиях непосредственное участие. Так, солнечное затмение словно желает остановить князя Игоря и не пустить его в опасный поход. А когда пленённый князь решается на бегство, река Донец укутывает его тёплым туманом, обеспечивает князю зелёную постель на своих берегах.
Князь Игорь. Храбрый воин, возглавивший поход на половцев, не был всё же достаточно предусмотрительным. Заботясь о благе русской земли, князь недооценил возможности врага и потерпел поражение.
Всеволод, брат князя Игоря. Отважный и мужественный воин, патриот.
Ярославна, жена князя Игоря. Настоящая русская женщина — жена и мать, горячо любящая свою Родину. Переживает поражение в походе как личное горе. Тоскуя по мужу, обращается в своём плаче к природе — той самой природе, которая поможет её мужу бежать из плена.
Святослав, киевский князь, отец Игоря. Мудрый и справедливый персонаж. Произносит своё «золотое слово», чтобы уберечь князей от бездумных действий и излишней гордыни, чтобы объединить их силы и укрепить авторитет и мощь земли русской.
Краткое содержание
Князь Игорь отправился в поход на половцев. Солнечное затмение — плохой знак, но князь всё же не отступает от своего намерения. Тем более что первый бой завершился удачно. Однако на следующий день подошли основные силы половцев под предводительством ханов Гзака и Кончака. Храбро бились русские воины, два дня держались, но на третий день князь Игорь был пленён, а русские войска — разбиты.
А князю Святославу снится тревожный сон: накрывают его чёрным покрывалом, черпают синее вино, смешанное со слезами, сыплют жемчуг на грудь. На следующий день князь узнаёт о поражении Игоря.
И тогда князь Святослав произносит «Золотое слово»: упрекает Игоря и Всеволода в том, что они о Руси не думали, а себе славы желали; призывает всех князей русских помочь, отомстить за раны Игоревы, забыть о вражде и вспомнить, что они все — потомки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого.
В Путивле Ярославна, жена князя Игоря, плачет и призывает природу вернуть ей мужа.
Пленённый князь Игорь размышляет о бегстве. Ему помогает половчанин Овлур (подаёт сигнал), да и вся природа на его стороне.
За князем Игорем гонятся Гзак и Кончак. Но природа на стороне князя, и он успешно достигает земли Русской.
«Слово о полку Игореве» завершается величанием князей.
Главная мысль. Призыв русских князей к единству в тот момент, когда Русь была разделена.
Важное и интересное
Спустя более, чем 600 лет после создания «Слова о полку Игореве» граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей, совершил удачную покупку — приобрёл у бывшего архимандрита Спасо-Ярославского монастыря рукописную (как мы помним, книгопечатание ещё не было изобретено) книгу под названием «Хронограф». В этой книге граф и обнаружил текст «Слова о полку Игореве».
В 1797 г. в немецком журнале появилась статья неизвестного автора (по всей видимости, Н. М. Карамзина), в которой древнерусская литературная находка упоминалась и сравнивалась с поэмами Оссиана, легендарного кельтского поэта. Эта статья стала предисловием к первому изданию «Слова о полку Игореве» (1800).
Оригинал списка (рукописной копии) «Слова о полку Игореве» сгорел во время московского пожара 1812 г.
«Слово о полку Игореве» повлияло на многие произведения последующей русской культуры. Отголоски «Слова. » мы находим в «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкина, «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя. Нельзя не упомянуть также об опере А. П. Бородина «Князь Игорь» и картинах В. М. Васнецова на сюжет «Слова о полку Игореве»
Экранизации
«Сказание про Игорев поход» (СССР, 1972); «Слово о полку Игореве» (Россия, 2010).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто помог князю Игорю бежать из плена?
Ответ. Половчанин Овлур. Именно он подал сигнал князю о возможности побега.
Как была найдена рукопись «Слова о полку Игореве»?
Ответ. Рукопись обнаружил граф Алексей Мусин-Пушкин, известный коллекционер древностей. Она хранилась в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле. К сожалению, оригинал рукописи утрачен во время московского пожара в 1812 году.
Назовите персонажа «Слова о полку Игореве», который произносит «Золотое слово».