Автор пишет чем выше уровень эмоциональности
Обществознание 10 класс
Личность. Часто категория личности используется как оценочная. Если тот или иной индивид отвечает какому-то набору используемых оценивающим субъектом требований, он признается личностью. Нередко под личностью понимается набор характеристик, которые кому-то представляются «нужными», «существенными» и т. д. Отсюда лишь один шаг до утверждения, что личность – это то, что нам кажется приемлемым. На таком основании легко отказать в праве считаться личностью любому, кто кажется отличающимся в каком-то показателе, а затем и вообще любому «иному». Социальные, а соответственно, и правовые последствия широкой трансляции таких моделей личности хорошо известны. Поэтому, обращаясь к понятию личности, следует выявить его общезначимые, общеупотребительные, объективные параметры, учитывая, что в социальной действительности оно собой отражает. В понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Тем самым в нем упор делается не на отличающих друг от друга особенностях людей, а на, в определенной мере, общечеловеческих параметрах. Этот акцент не случаен. Он обусловлен задачей оттенить важнейшее значение тех моментов человеческого бытия, которые в своей сущности есть нечто большее, нежели просто конкретность частной жизнедеятельности (что хорошо заметно в понятии «историческая личность»). Итак, понятие личности фиксирует в первую очередь социальнозначимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду и характеризующие его включенность в общественные отношения. Но это лишь узкий смысл понимания того, что представляет собой личность. Как и понятие индивидуальности, понятие личности есть особый («социальный») аспект многообразия человеческой жизнедеятельности и должно быть обращено на всю целостность человеческого существа. В качестве личности человек является самостоятельным, творческим субъектом общественного сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию. Как особое, социальное существо личность характеризуется внутренним миром. Именно наличием внутреннего мира люди отличаются от животных и машин, от всех объектов Вселенной, хотя мы и не можем категорически заявлять, есть ли у животных внутренний мир или нет, обладают ли способностью к рефлексии сложные компьютерные установки. Внутренний мир – это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях. Внутренний мир – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает, тех влияний, объектом которых оказывается. И то, как субъект опознает, интерпретирует, проблематизирует ту или иную социальную ситуацию, определяет качество личностного включения в происходящие события. При этом чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимодействию с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающей средой. (Е. И. Попов)
1. Автор приводит несколько подходов к пониманию личности. Приведите с опорой на текст любые три характеристики.
2. Автор подчеркивает, что в понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Приведите, опираясь на на текст и собственные знания, четыре любые социальные качества индивида, значимые для общества. Раскройте значение любого из них на конкретном примере.
1. Свобода – Детерминизм (ответственность).
2. Рациональность – Иррациональность.
3. Холизм (целостность) – Элементализм.
4. Конституционализм (биологическое) – Инвайроментализм (социальное).
5. Изменяемость (эволюционизм) – Неизменность.
6. Субъективность – Объективность.
7. Проактивность (внутренние факторы развития) – Реактивность (поведение – реакция на внешние стимулы).
8. Познаваемость – Непознаваемость.
9. Гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия) – Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).
1. Свобода – Детерминизм (ответственность).
2. Рациональность – Иррациональность.
3. Холизм (целостность) – Элементализм.
4. Конституционализм (биологическое) – Инвайроментализм (социальное).
5. Изменяемость (эволюционизм) – Неизменность.
6. Субъективность – Объективность.
7. Проактивность (внутренние факторы развития) – Реактивность (поведение – реакция на внешние стимулы).
8. Познаваемость – Непознаваемость.
9. Гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия) – Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).
1. Свобода – Детерминизм (ответственность).
2. Рациональность – Иррациональность.
3. Холизм (целостность) – Элементализм.
4. Конституционализм (биологическое) – Инвайроментализм (социальное).
5. Изменяемость (эволюционизм) – Неизменность.
6. Субъективность – Объективность.
7. Проактивность (внутренние факторы развития) – Реактивность (поведение – реакция на внешние стимулы).
8. Познаваемость – Непознаваемость.
9. Гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия) – Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).
Особенности социальности индивида
Текст 2
Своими изначально практическими действиями и поступками в ходе общения человек как субъект целенаправленно изменяет внешний мир (природу и общество), а тем самым также и себя. Вот почему именно деятельность, всегда осуществляемая на различных уровнях общения, играет столь существенную роль в развитии и саморазвитии людей. Изменяя мир, мы все глубже его познаем. Познание и практика неразрывно взаимосвязаны. Объективность научного познания вовсе не основывается на пассивности, бездейственной созерцательности познающего субъекта. В ходе изначально практической и затем также теоретической, но в принципе единой деятельности люди изменяют, преобразуют мир «в меру» его объективных закономерностей, все более раскрываемых и используемых именно в процессе этой преобразующей деятельности…
В самом полном и широком смысле слова субъект – это все человечество в целом, представляющее собой противоречивое системное единство субъектов иного уровня и масштаба: государств, наций, этносов, общественных классов и групп, индивидов, взаимодействующих друг с другом. Отсюда вытекает сразу несколько следствий. Это, в частности, приоритет общечеловеческих ценностей и изначальная социальность любого человеческого индивида (социальное всегда неразрывно связано с природным даже в наиболее сложных личностных качествах человека)… Социальность не означает, что индивид как субъект, находясь внутри человечества, лишь воспроизводит усваиваемую им культуру и потому вообще якобы не выходит за пределы уже достигнутого обществом. Каждый человек в силу своей уникальности, неповторимости, незаменимости участвует в развитии культуры и всего общества. Это проявляется, в частности, в том, что мышление любого индивида является хотя бы в минимальной степени творчески, продуктивным, самостоятельным, т.е. оно соотносительно с данным конкретным субъектом…
В самом широком смысле социальность – это всегда неразрывные взаимосвязи (производственные, чисто духовные и др.) между людьми во всех видах активности независимо от степени их общественной полезности, нравственной оценки и значимости: будь то высшие уровни творчества, противоправного поведения и др. Это социальность всех взаимодействий человека с миром (с обществом, природой, другими людьми и т.д.) – его индивидуальности, свободы, ответственности и т.п. Любой человек, выходя за пределы уже достигнутого уровня культуры и развивая ее дальше, делает это именно во взаимодействии с культурой, опираясь на нее даже в процессе преодоления ее ограниченности на тех или иных направлениях общественного прогресса. Качественно новый вклад в развитие культуры человечества вносят, прежде всего, выдающиеся деятели науки, искусства, политики, религии и т.д.
В чем автор видит смысл деятельности человека? Как связаны между собой практика и познание мира? Кто, по его мнению, является субъектом деятельности в самом широком смысле слова?
Что автор называет социальностью в широком смысле? Какие особенности социальности выделяет автор?
Проиллюстрируйте примером мысль автора о том, что «социальное всегда неразрывно связано с природным даже в наиболее сложных личностных качествах человека».
Сформулируйте три суждения, поясняющие мысль автора о том, что своими практическими действиями по преобразованию мира человек меняет и самого себя.
В правильном ответе должны быть следующие элементы: Сформулированы суждения: 1) в процессе трудовой деятельности человек приобретает необходимые знания, умения, становится высококвалифицированным специалистом, профессионалом в своей области; 2) преодолевая трудности, препятствия, возникающие в жизни и труде, человек развивает свои волевые качества, накапливает опыт воздействия на обстоятельства, на окружающую реальность; 3) разрешая сложные загадки, возникающие в процессе познания мира, ученые накапливают свой творческий потенциал, совершают открытия, становятся более уверенными и смелыми в своем научном поиске, более ответственными в принятии решений; Могут быть сформулированы иные верные суждения |
Автор подчеркивает, что: «Любой человек, выходя за пределы уже достигнутого уровня культуры и развивая ее дальше, делает это именно во взаимодействии с культурой».
Приведите три пояснения авторского суждения.
В правильном ответе должны быть следующие элементы: Даны объяснения, например: 1) ученые, исследователи, работая над открытиями, опираются на достижения своих предшественников, например, Чарльз Дарвин опирался на труды своих предшественников-биолоов; 2) разработки техники и технологий всегда имеют в качестве основы предыдущие образцы, например, конструкции самолетов; 3) архитекторы и строители возводят комплексы зданий, опираясь на теорию и практику архитектуры, утвердившиеся в строительстве принципы, например, стили строительства храмов, возникшие еще в древней Греции. Могут быть даны другие объяснения |
Текст 3
Личность
Часто категория личности используется как оценочная. Если тот или иной индивид отвечает какому-то набору используемых оценивающим субъектом требований, он признается личностью. Нередко под личностью понимается набор характеристик, которые кому-то представляются «нужными», «существенными» и т. д. Отсюда лишь один шаг до утверждения, что личность – это то, что нам кажется приемлемым. На таком основании легко отказать в праве считаться личностью любому, кто кажется отличающимся в каком-то показателе, а затем и вообще любому «иному». Социальные, а соответственно, и правовые последствия широкой трансляции таких моделей личности хорошо известны.
Поэтому, обращаясь к понятию личности, следует выявить его общезначимые, общеупотребительные, объективные параметры, учитывая, что в социальной действительности оно собой отражает.
В понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Тем самым в нем упор делается не на отличающих друг от друга особенностях людей, а на, в определенной мере, общечеловеческих параметрах. Этот акцент не случаен. Он обусловлен задачей оттенить важнейшее значение тех моментов человеческого бытия, которые в своей сущности есть нечто большее, нежели просто конкретность частной жизнедеятельности (что хорошо заметно в понятии «историческая личность»).
Итак, понятие личности фиксирует в первую очередь социальнозначимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду и характеризующие его включенность в общественные отношения. Но это лишь узкий смысл понимания того, что представляет собой личность. Как и понятие индивидуальности, понятие личности есть особый («социальный») аспект многообразия человеческой жизнедеятельности и должно быть обращено на всю целостность человеческого существа.
В качестве личности человек является самостоятельным, творческим субъектом общественного сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию.
Как особое, социальное существо личность характеризуется внутренним миром. Именно наличием внутреннего мира люди отличаются от животных и машин, от всех объектов Вселенной, хотя мы и не можем категорически заявлять, есть ли у животных внутренний мир или нет, обладают ли способностью к рефлексии сложные компьютерные установки.
Внутренний мир – это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях. Внутренний мир – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает, тех влияний, объектом которых оказывается. И то, как субъект опознает, интерпретирует, проблематизирует ту или иную социальную ситуацию, определяет качество личностного включения в происходящие события. При этом чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимодействию с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающей средой.
Автор приводит несколько характерных понимания личности. Приведите с опорой на текст любые три авторских характеристики.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены характеристики личности с опорой на текст, например: – если тот или иной индивид отвечает какому-то набору используемых оценивающим субъектом требований, он признается личностью; – под личностью понимается набор характеристик, которые кому-то представляются «нужными», «существенными»; – личность включает социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду, и характеризующие его включенность в общественные отношения. Могут быть приведены и иные определения личности по тексту. |
Как автор определяет понятие «внутренний мир человека»? Приведите две характеристики внутреннего мира, данные автором. Каким синонимом можно охарактеризовать внутренний мир человека?
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) Приведены фразы, определяющие значение внутреннего мира, сформулированное автором: – «Внутренний мир — это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях»; – «Внутренний мир – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает, тех влияний, объектом которых оказывается». 2)В качестве синонима могут фигурировать понятия: душа, духовность. Могут быть приведены иные верные синонимы. |
Автор подчеркивает, что в понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Приведите, опираясь на текст и знание курса, четыре любых социальных качества индивида, значимых для общества.
В правильном ответе должны быть приведены элементы: Приведены четыре социальных качества, например: 1) наличие определенных трудовых навыков, квалификации; 2) общительность, умение находить общий язык с другими людьми; 3) творческое отношение к своему взаимодействию с миром; 4) наличие мировоззренческих установок и моральных ценностей; 5) способность к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию; 6) наличие общей и поведенческой культуры, кругозора, эрудиции. Могут быть приведены иные верные качества. |
Автор пишет: «. чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимодействию с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающей средой».
Поясните мысль авторов. Опираясь на знание курса, приведите два аргумента в обоснование авторского суждения.
При выполнении заданий C1–C9 напишите развернутый ответ.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4
Личность
Часто категория личности используется как оценочная. Если тот или иной индивид отвечает какому-то набору используемых оценивающим субъектом требований, он признается личностью. Нередко под личностью понимается набор характеристик, которые кому-то представляются «нужными», «существенными» и т. д. Отсюда лишь один шаг до утверждения, что личность – это то, что нам кажется приемлемым. На таком основании легко отказать в праве считаться личностью любому, кто кажется отличающимся в каком-то показателе, а затем и вообще любому «иному». Социальные, а соответственно, и правовые последствия широкой трансляции таких моделей личности хорошо известны.
Поэтому, обращаясь к понятию личности, следует выявить его общезначимые, общеупотребительные, объективные параметры, учитывая, что в социальной действительности оно собой отражает.
В понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Тем самым в нем упор делается не на отличающих друг от друга особенностях людей, а на, в определенной мере, общечеловеческих параметрах. Этот акцент не случаен. Он обусловлен задачей оттенить важнейшее значение тех моментов человеческого бытия, которые в своей сущности есть нечто большее, нежели просто конкретность частной жизнедеятельности (что хорошо заметно в понятии «историческая личность»).
Итак, понятие личности фиксирует в первую очередь социальнозначимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду и характеризующие его включенность в общественные отношения. Но это лишь узкий смысл понимания того, что представляет собой личность. Как и понятие индивидуальности, понятие личности есть особый («социальный») аспект многообразия человеческой жизнедеятельности и должно быть обращено на всю целостность человеческого существа.
В качестве личности человек является самостоятельным, творческим субъектом общественного сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию.
Как особое, социальное существо личность характеризуется внутренним миром. Именно наличием внутреннего мира люди отличаются от животных и машин, от всех объектов Вселенной, хотя мы и не можем категорически заявлять, есть ли у животных внутренний мир или нет, обладают ли способностью к рефлексии сложные компьютерные установки.
Внутренний мир – это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях. Внутренний мир – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает, тех влияний, объектом которых оказывается. И то, как субъект опознает, интерпретирует, проблематизирует ту или иную социальную ситуацию, определяет качество личностного включения в происходящие события. При этом чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимодействию с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающей средой.
1. Автор приводит несколько подходов к пониманию личности. Приведите с опорой на текст любые три характеристики.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Приведены характеристики личности с опорой на текст, например: – если тот или иной индивид отвечает какому-то набору используемых оценивающим субъектом требований, он признается личностью; – под личностью понимается набор характеристик, которые кому-то представляются «нужными», «существенными»; – личность включает социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду, и характеризующие его включенность в общественные отношения. Могут быть приведены и иные определения личности по тексту. | |
Приведены три характеристики личности. | |
Приведены две характеристики личности. | |
Приведена одна характеристика личности ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
2. Как автор определяет понятие «внутренний мир человека»? Приведите две характеристики внутреннего мира, данные автором. Каким синонимом можно охарактеризовать внутренний мир человека?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) Приведены фразы, определяющие значение внутреннего мира, сформулированное автором: – «Внутренний мир — это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях»; – «Внутренний мир – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает, тех влияний, объектом которых оказывается». 2) В качестве синонима могут фигурировать понятия: душа, духовность. Могут быть приведены иные верные синонимы. | |
Приведены две фразы, приведен правильный синоним. | |
Приведены две фразы без приведения синонима ИЛИ приведены одна фраза и синоним. | |
Приведена одна фраза, ИЛИ приведен один синоним, ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
3. Автор подчеркивает, что в понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Приведите, опираясь на текст и знание курса, четыре любых социальных качества индивида, значимых для общества.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть приведены элементы: Приведены четыре социальных качества, например: 1) наличие определенных трудовых навыков, квалификации; 2) общительность, умение находить общий язык с другими людьми; 3) творческое отношение к своему взаимодействию с миром; 4) наличие мировоззренческих установок и моральных ценностей; 5) способность к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию; 6) наличие общей и поведенческой культуры, кругозора, эрудиции. Могут быть приведены иные верные качества. | |
Приведены четыре качества. | |
Приведены два-три качества. | |
Приведено одно качество. | |
Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
4. Автор пишет: «. чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимодействию с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающей средой». Поясните мысль авторов. Опираясь на знание курса, приведите два аргумента в обоснование авторского суждения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) пояснение, например: Автор полагает, что яркий талантливый, душевно щедрый человек более активно включается в окружающий мир, преобразуя его под себя и изменяясь, обогащаясь под влиянием мира. 2) приведены два аргумента, допустим: – талантливый ученый способен разработать методики, сделать открытия, которые смогут влиять на других людей, мир, общество в целом; – творческая активность и неравнодушие художника увеличивают в мире меру добра и новаторства, способствуют поступательному развитию. Может быть приведено иное пояснение, указаны иные аргументы. | |
Приведено пояснение, приведены два аргумента. | |
Приведено пояснение, приведен один аргумент ИЛИ пояснение приведено неявно, но приведены два аргумента. | |
Приведено пояснение ИЛИ приведен один аргумент. | |
Ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация индивида»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социализации индивида.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «социализация индивида – это освоение индивидом ценностей, поведенческих стандартов, знаний, норм, позволяющих ему уверенно жить и взаимодействовать с обществом, другими людьми». Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о социализации индивида, опирающейся на знания курса, например: – «Социализация осуществляется посредством включения личности в сложную систему многогранных общественных отношений». – «Социализация охватывает все возрастные этапы жизни личности, первичная социализация осуществляется в детские годы». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о социализации. | |
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. | |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия. | |
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 2 |
6. Приведите три любых института социализации, проиллюстрировав их роль в жизни человека конкретными примерами.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе должны присутствовать элементы: Приведены три института социализации и иллюстрирующие их примеры: 1) семья (человек осваивает правила и нормы жизни с другими людьми, согласовывать свои желания и интересы с ними) 2) школа (человек приобретает необходимые знания и умения, осваивает новые социальные роли); 3) армия (человек обучается воинской дисциплине, приобретает новые знания, умения). Могут быть приведены другие институты и другие примеры. | |
Приведены три института и иллюстрирующие их примеры. | |
Приведены два института и иллюстрирующие их примеры. | |
Приведен один институт и иллюстрирующий пример. | |
Приведен один институт без примера, ИЛИ один пример, ИЛИ, ответ неправильный. | |
Максимальный балл | 3 |
7. Французский просветитель Ф. Вольтер определял значение деятельности в жизни человека: «Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и тоже». Поясните мысль автора. Приведите два аргумента в обоснование значимости деятельности в жизни человека.
8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Личность как субъект общественных отношений». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли; – отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности. | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о личности. 2) Социализация индивида – путь формирования личности. 3) Личность и индивидуальность. 4) Способности и характер. 5) Мировоззрение в структуре личности. 6) Личность и общество: социальный и асоциальный тип личности. 7) Свобода и ответственность личности. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. | |
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
План не раскрывает предложенной темы. ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа. | |
Максимальный балл | 2 |
9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:
Социальная психология | «Много скверного найти ты можешь в людях. Стоит выяснить, не больше ли, однако, в них хорошего». (Менандр) |
Социальная психология | «Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы – вот совершенство характера». (М. Аврелий). |
Социальная психология | «Сказать, что человек состоит из силы и слабости, из разумения и ослепления, из ничтожества и величия, — это значит не осудить его, а определить его сущность» (Д. Дидро). |
Социальная психология | «Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет» (Ф.Н. Глинка). |
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов. | |||||||||||||||||||
Примеры эссе: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г. Белинский) Данным высказыванием автор затрагивает проблему социализации, то есть процесса становления личности человека, в процессе его взаимодействия с обществом и соотношения в человеке природных и социально-приобретенных качеств. Я выбрал эту тему, потому что она интересна для меня и актуальна в наши дни, так как в современном обществе существует огромное множество социальных институтов и интересов, от которых зависит внутренний мир человека. Для каждого из нас важно понимать, что врожденные задатки не дают гарантии успеха, так как многое еще зависит и от характера его взаимодействия с обществом. Автор своим высказыванием утверждает, что создаёт человека природа, но воспитывает его общество. Авторскую точку зрения можно разделить, так как природа создает человека и в него лишь заложены некоторые задатки, которые потом человек сам должен развивать и реализовывать. Но даже если человек был обделён какими-то задатками, то он сам может их в себе найти и развить, если это ему действительно нужно. Как говорил Максим Горький: «Человек всё может… лишь бы захотел». Но в основном человека делает личностью общество, а не только он сам. Человек на протяжении всей своей жизни проходит через различные социальные институты, где он обретает навыки общения с людьми разных профессий и возрастов, где формируется характер, формируется своё я и где человек из индивида превращается в личность. Также нельзя забывать о большом значении природы в жизни человека, именно она его создает и от задатков, которые вложила природа в человека, зависит его будущая жизнь, его интересы, его предрасположенность к каким-либо предметам или занятиям. Например, Василий Тропинин, который с детства был одарён талантом и склонностью к рисованию. Но этот дар мог в нем и не развиться, если бы граф Морков не увидел в нем этого таланта и не дал ему возможность раскрыться, и тогда бы Василий Тропинин не стал бы тем самым Василием Тропининым, которого знает весь мир. Таким образом, природа является его фундаментальной основой, а общество – стержневой. Я разделяю точку зрения В.Г. Белинского и я полагаю, что именно общество вместе с самим человеком делает его таким, каким он должен быть в определенный период жизни общества. То есть человек – это отражение жизни всего общества в определённый момент истории жизни всего человечества. «Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти» (Э.Фромм) Я выбрала высказывание немецкого социального психолога и философа Эриха Фромма: «Человек – единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: ее он должен решить и от нее нельзя никуда уйти». На мой взгляд, данный афоризм отражает проблему самореализации и самовыражения человека, которая заключается в выявлении и развитии индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. Я остановила свой выбор именно на этом высказывании, так как проблема, затронутая классиком, была и остается необычайно важной. В наши дни, погружаясь с головой в будничные вопросы и материальные заботы, люди часто «отодвигают» проблему самоактуализации на второй план, пытаются забыть о ней. На мой взгляд, автор имеет в виду, что человеку необходимо самовыражение как таковое. Именно потребность в самореализации является одним из основных критериев, ставящих его на особое положение в мире, выделяющих его среди других животных. Я не могу не согласиться с мнением классика. Действительно, для человека, в отличие от животного, важно узнать себя, раскрыть свои таланты и способности, интересы, навыки, а так же проявить их в конкретной деятельности. По моему мнению, жизнь индивида продолжается в его работах, произведениях. Реализуя свои способности в той или иной сфере, он не только продлевает свое социальное существование (которое становиться длиннее, чем фактическое существование самого индивида), но и дает возможность другим людям оценить его талант, возможно, разделить его взгляды… Потребность самореализации, самовыражения объединяет в себе нужды человека в нравственных нормах, морали и праве, религии, любви, творчестве, познании окружающего мира и, конечно, самого себя. Не зря американский ученый А. Маслоу поставил эти потребности на вершину своей пирамиды человеческих потребностей, назвав их «духовными». «Духовные» потребности – потребности нашего духа, нашего внутреннего «высшего Я», то есть потребности в самоосуществлении- проявлении своих скрытых возможностей. Опираясь на все вышесказанное, можно сделать вывод, что потребность в самореализации и удовлетворение этой потребности очень важны для каждого человека. Она позволяет ему почувствовать себя нужным, ответить на некоторые вопросы о смысле его существования, глубоко познать свою личность и научиться контролировать ее различные элементы, перестраивать их по мере необходимости под те или иные обстоятельства. Все эти навыки всегда позволят человеку найти свое место в мире и обществе, обеспечить свое достойное существование.
|