Автор пишет что воздействие телевидения на социализацию ребенка
Автор пишет что воздействие телевидения на социализацию ребенка
Автор пишет, что воздействие телевидения на социализацию ребёнка так же значительно, как и воздействие родителей. Предположите, почему в современном обществе социализирующее воздействие родителей на ребёнка уменьшается. (Выскажите два предположения)
Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес. Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.
В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).
В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.
Автор пишет, что воздействие телевидения на социализацию ребёнка так же значительно, как и воздействие родителей. Предположите, почему в современном обществе социализирующие.
officialstyle стажер
Автор пишет, что воздействие телевидения на социализацию ребёнка так же значительно, как и воздействие родителей. Предположите, почему в современном обществе социализирующие воздействие родителей на ребёнка уменьшаеться. (Выскажите 2 предположения)
be неофит
1) Во-первых, потому что СМИ, друзья и т. п оказывают очень большое влияние на социализацию подростка, и подросток просто не обращает внимания на родителей.
2) Во-вторых, сейчас практически в каждой семье и отец, и мать работают где-либо и появляются дома очень в позднее время. Физически не хватает времени, чтобы заниматься воспитанием подростка.
Geourg хорошист
Я считаю, наверно потому что мы живем в век технологий и ребенок больше проводит времени с телевизором, компьютером или телефоном. родители конечно могут оградить от этого, но не надолго. из-за этого основной поток информации для ребенка исходит от ящика или пк. он начнет верить этой информации, т. к. такие носители знаний его и окружают+ ребенок не настолько умен, чтобв различать ложь и распознавать манипуляции
nalkoBBogeu школьник
Предположите, почему в современном обществе социализирующее воздействие родителей на ребенка уменьшается ( выскажите 2 предположения)
Max89 ботан
1) многие родители думают, что т. к. ребёнок сидит в Интернете, он там общается, поэтому социализирующее воздействие уменьшается родителями в пользу самостоятельности.
seniorita неофит
Почему в современном обществе социализирующее воздействие родителей на ребенка уменьшается
alphie зубрила
На первый план в современном обществе выходит влияние всемирной сети, мнение сверстников, новые приоритеты появляются. Случается некий конфликт поколений, поэтому дети реже стали прислушиваться к мнению родителей.
Почитай рецензии к произведению Тургенева «отцы и дети»)
mafia0511 зубрила
Почему в современном обществе социализирующее воздействие родителей на ребенка уменьшается
Marafon стажер
В современном обществе родители большую часть времени проводят на работе. Большее влияние на детей оказывает его окружение, например, школа и СМИ
В современном мире все большую приоритетность приобретают СМИ, на ребенка оказывают огромное влияние как телевизионные передачи, так и различные компьютерные игры или интернет-сообщества. Также на ребенка могут в большей степени повлиять друзья, его ближайшее окружение, особенно тогда, когда родители много работают и ребенок находится часто один, либо с другими родственниками.
CluBeR88 ботан
Почему в современном обществе социализирующее воздействие родителей на ребенка уменьшается?
Выскажите 2 предположения
Enchantress ученик
1) Во-первых, потому что СМИ, друзья и т. п оказывают очень большое влияние на социализацию подростка, и подросток просто не обращает внимания на родителей.
2) Во-вторых, сейчас практически в каждой семье и отец, и мать работают где-либо и появляются дома очень в позднее время. Физически не хватает времени, чтобы заниматься воспитанием подростка.
SNBoardBabe школьник
Статья 81. 1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов, алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребёнка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трёх и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей. 2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом
с учётом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Статья 86. 1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжёлой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечён судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами. Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твёрдой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. 2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесённых дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем. Статья 87. 1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. 2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются
с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке. 3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твёрдой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. 5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей. Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишённым родительских прав. (Извлечения из Семейного кодекса РФ) Согласно закону, при расторжении брака супруги могут заключить соглашение об уплате алиментов. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два преимущества такого соглашения в сравнении со взысканием алиментов по суду.
Dale профессор
При взыскании алиментов по суду будут сниматься по 25% на одного ребенка СО ВСЕХ ВИДОВ ЗАРАБОТКА, если иное не скрыто от истца и суда, при добровольном же соглашении приходят к общему выводу, то есть оговаривается сумма и дата, далее можно даже как то договориться об отсрочке выплате, при судебном же взыскании накапливается просрочка, а так же далее должен будет быть выплачен штраф, если большая просрочка платежа по алиментам, суд может вынести решение ввиде условной судимости.
ibokuchava ботан
Для выявления социальной принадлежности человека значимым признаком является:
образование
физические данные
особенности характера
интеллектуальные способности
Семья как социальное явление связана с понятием:
малая группа
престиж
страта
мобильность
Проявлением геноцида является:
уничтожение групп населения по возрастному признаку
лишение избирательного права
ограничения в получении образования на национальном языке
уничтожение групп населения по расовым или национальным мотивам
Критерием выделения страт является (ются):
государственная политика
характер профессиональной деятельности
эстетические привязанности
политические позиции
Патриархальной семье соответствует признак:
главенство старшего мужчины
беспрепятственное расторжение брака
экономическая независимость женщины
Независимость детей от родителей
На процесс социализации в подростковом возрасте отрицательное воздействие оказывает:
излишняя привязанность к животным
общение с неформальной компанией друзей
загруженность учебой
участие в группе, приверженной контркультуре
Положение человека в обществе, характеризующееся наличием определенных прав и обязанностей, определяется понятием:
статус
мобильность
роль
авторитет
Какую категорию населения относят к люмпенам?
безработных
интеллигенцию
молодежь
нищих
Известный предприниматель учредил именную стипендию для студентов-отличников. Это пример социальной:
социального авторитета
социальной нормы
социальной санкции
социальной стратификации
Наличие в обществе различных этнических общностей иллюстрирует проявление социального (-ой):
неравенства
мобильности
конфликта
стратификации
Что из перечисленного отражает тенденцию к межнациональной интеграции в обществе?
сепаратизм
сближение народов
национальная изоляция
национальная дифференциация
Совокупность всех функционирующих в обществе общностей называется социальным (ой):
институтом
структурой
средой
группой
В процессе социализации индивид осваивает социальные:
Профессии; 2) статусы; 3) позиции; 4) роли
Предписанным является статус:
Женщина; 2) жена; 3) мать; 4) волейболистка
Окончив институт, н. пришел работать в школу учителем. Через 10 лет его назначили на должность заместителя директора. Данный факт является примером:
горизонтальной социальной мобильности
социальной стратификации
социализации
вертикальной социальной мобильности
Принадлежность к семье Ф. предоставляет ее членам возможность получить работу в коммерческом банке. Данный пример отражает функцию семьи:
экономическую
социального контроля
эмоционально-психологическую
социально-статусную
Признак этнической социальной общности:
сословное деление
единое гражданство
язык и культура
религия и мораль
Семья относится к социологическому понятию:
институт
престиж
статус
мобильность
Верны ли следующие суждения?
Отклоняющееся поведение:
А. всегда приводит к отрицательным последствиям
Б. в большинстве случаев расценивается как негативное явление
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения?
В процессе социальной мобильности
А) происходит перемещение людей относительно социальных страт
Б) происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
Автор пишет что воздействие телевидения на социализацию ребенка
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о взаимосвязи репродуктивной и творческой деятельности в процессе получения знаний.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Прочитайте текст и выполните задания 17−20.
Для познавательной деятельности необходимо наличие потребности в познании. Важной особенностью потребности в познании является её направленность не только на результат, но и на сам процесс получения нового знания. Субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления, и благодаря этому сама потребность в познании в развитой форме становится ненасыщаемой. Это отличает познавательную потребность от других побудителей умственной деятельности (например, от потребности в достижении и потребности в признании).
Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, сознание, отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, и к соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение. Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер её протекания. Процесс учения, в который включается ученик, может протекать по-разному, с различным
приложением сил, активности, самостоятельности субъекта (школьника). В одних случаях этот процесс протекает как подражательный, репродуктивный, в других — как творческий.
Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами.
Целями ученика могут быть: познание нового, неизвестного ученику, установление связи известного с неизвестным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности, необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу.
Мотивами познавательной деятельности могут являться разнообразные психические состояния, побуждающие ученика получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким побуждениям относится стремление исследовать окружающую среду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, проявить пытливость, интерес и увлечённость.
(По О. М. Дементьевой)
Как в тексте охарактеризована особенность потребности в познании? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, потребность в познании в развитой форме становится ненасыщаемой? От каких факторов зависит различное протекание процесса учения, в который включается ученик? (Укажите три фактора.)
1. Ответ на первый вопрос: важной особенностью потребности в познании является её направленность не только на результат, но и на сам процесс получения нового знания.
2. Ответ на второй вопрос: субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления.
3. Ответ на третий вопрос: различное приложение сил, активность, самостоятельность субъекта.
Автор пишет о том, что в центре учения стоит личность ученика. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность». (В объяснении смысла/ определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/ определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Человек как носитель социально обусловленных, индивидуально выраженных и социально значимых качеств.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером три любые цели познавательной деятельности, названные в тексте (всего три примера). (В каждом случае сначала укажите цель познавательной деятельности, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) познание нового, неизвестного: ученик узнает о действии закона всемирного тяготения;
2) установление связи известного с неизвестным: ученик – житель Великого Новгорода узнает, почему памятник Тысячелетию России был установлен именно в этом городе;
3) применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности: ученик находит свой способ доказательства теоремы, отличающийся от использованного на уроке.
1) Творческая деятельность осуществляется не на пустом месте, для создания или открытия нового бывает необходимо овладеть набором знаний и умений, усвоение которых могло проходить и репродуктивным путем;
2) Наличие различных знаний, усвоенных репродуктивным путем, помогает посмотреть на изучаемое явление или процесс с разных точек зрения и, возможно, мыслить более широко;
3) Привычка ориентироваться только на образец может помешать творчеству, ограничить потребности в познании.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность». Какие факторы, связанные с процессом передачи и содержанием информации, по мнению авторов, влияют на формирование искаженной картины мира в детском сознании? (Укажите два фактора) Какое умение, по мнению авторов, должен развивать в учениках современный учитель, чтобы избежать этого?
Прочитайте текст и выполните задания 21−24.
Резкие изменения информационной среды не могут не оказывать влияния на развитие современного ребенка, становление его личности. Насыщенная информационная среда, воздействуя уже с самого раннего возраста, составляет определенный фон, оболочку, в которой развивается ребенок.
Бурные перемены, которые идут во всем мире в последние десятилетия, привели к тому, что в начальную школу приходит «новый» ребенок. Большое влияние на него оказывают взрывообразный рост количества и высокая скорость потока информации. Телевидение, радио, фильмы, печатная продукция, компьютерное программное обеспечение, Интернет дают возможность накопления разнообразной информации уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Под влиянием изменений информационной внутрисемейной среды и общества в целом дети часто быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний.
Однако процесс поступления к ребенку информации носит бессистемный, стихийный, фрагментарный, несоответствующий возрасту характер; содержание подобной информации часто противоречиво и недостоверно. Особенности психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста не позволяют ему адекватно и критично перерабатывать поступающий информационный поток, что формирует искаженную картину мира в детском сознании. Раньше учитель был основным и подчас единственным источником информации, теперь он потерял это положение в конкуренции со средствами массовой информации. По-прежнему оставаясь источником надежных научных фактов, теперь он должен направлять внимание учеников и на использование других средств информации, развивая критическое отношение к информации, поступающей из окружающей среды.
Учителя уже не могут работать по-старому, ведь на смену книжной цивилизации приходят электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа. Активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов с целью привлечь внимание детей, бросают образованию вызов и вынуждают школу сделать преподавание и обучение методически и технически более богатым и разнообразным, расширять палитру информационных, и в частности компьютерных, технологий обучения.
(По материалам работы С. А.Котовой, О. А. Граничиной, Л. Ю.Савиновой «Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО образование для всех: российское видение», Санкт-Петербург, 2007.)
Как в тексте охарактеризована роль учителя в недалеком прошлом? Как, по мнению авторов, изменения информационной внутрисемейной среды и общества в целом, влияют на детей? Почему авторы считают, что современные учителя не могут работать по-старому?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: был основным и подчас единственным источником информации / источником надежных научных фактов.
2) ответ на второй вопрос: дети часто быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний.
3) ответ на третий вопрос: на смену книжной цивилизации приходят электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа / активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Используя текст и личный социальный опыт, назовите три социальных института, которые могут влиять на накопление разнообразной информации у ребенка дошкольного возраста. Проиллюстрируйте действие каждого из них примером. (В каждом случае сначала назовите социальный институт, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы социальные институты, которые могут влиять на накопление разнообразной информации у ребенка дошкольного возраста, например:
1) семья (например, родители вместе 3-летним Аристархом посетили контактный зоопарк, где рассказывали ему о разных животных, особенностях их повадок и жизни в дикой природе);
2) СМИ (например, 5-летний Савва регулярно смотрит телепередачу «Новости», откуда узнает о событиях в других странах и России, важных спортивных событиях);
3) дополнительное образование (кружки, секции) (например, 4-летний Семен посещает развивающие занятия «Юный палеонтолог» в местном Доме творчества юных, где узнал о доисторической эпохе, видах и особенностях жизни, строении организма динозавров, научился отличать зауроподов от тераподов).
Могут быть названы и проиллюстрированы другие социальные институты, которые могут влиять на накопление разнообразной информации у ребенка дошкольного возраста, приведены другие примеры. Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые не упомянутые в тексте два позитивных и два негативных последствия влияния информационного потока на формирование личности в современном мире.
В правильном ответе могут быть приведены следующие элементы, допустим:
1) позитивные последствия, например:
— возможность получать более глубокие и разносторонние знания;
— свободный доступ к произведениям литературы и искусства из любой точки мира, где есть доступ в интернет;
— возможность делать выводы и принимать решения, основываясь на различных позициях и установках, на разнообразной информации;
2) негативные последствия, например:
— появление различных заболеваний (психические расстройства, социофобии), вызванных препровождением большей части свободного времени в социальных сетях и отказу от «живого общения» со сверстниками;
Аргументы могут быть сформулированы иначе. Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространенные предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве аргументов).
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни / индивид как активный участник общественных отношений, обладающий совокупностью социально значимых характеристик, ролевым набором.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) объяснение, например: совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни / индивид как активный участник общественных отношений, обладающий совокупностью социально значимых характеристик, ролевым набором;
(Может быть дано другое объяснение).
2) ответ на второй вопрос:
— процесс поступления к ребенку информации носит бессистемный, стихийный, фрагментарный, несоответствующий возрасту характер;
— содержание подобной информации часто противоречиво и недостоверно.
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух факторов из текста.)
3) ответ на третий вопрос: развивая критическое отношение к информации, поступающей из окружающей среды.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Используя текст и личный социальный опыт, назовите три социальных института, которые могут влиять на накопление разнообразной информации у ребенка дошкольного возраста. Проиллюстрируйте действие каждого из них примером. (В каждом случае сначала назовите социальный институт, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Прочитайте текст и выполните задания 21−24.
Резкие изменения информационной среды не могут не оказывать влияния на развитие современного ребенка, становление его личности. Насыщенная информационная среда, воздействуя уже с самого раннего возраста, составляет определенный фон, оболочку, в которой развивается ребенок.
Бурные перемены, которые идут во всем мире в последние десятилетия, привели к тому, что в начальную школу приходит «новый» ребенок. Большое влияние на него оказывают взрывообразный рост количества и высокая скорость потока информации. Телевидение, радио, фильмы, печатная продукция, компьютерное программное обеспечение, Интернет дают возможность накопления разнообразной информации уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Под влиянием изменений информационной внутрисемейной среды и общества в целом дети часто быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний.
Однако процесс поступления к ребенку информации носит бессистемный, стихийный, фрагментарный, несоответствующий возрасту характер; содержание подобной информации часто противоречиво и недостоверно. Особенности психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста не позволяют ему адекватно и критично перерабатывать поступающий информационный поток, что формирует искаженную картину мира в детском сознании. Раньше учитель был основным и подчас единственным источником информации, теперь он потерял это положение в конкуренции со средствами массовой информации. По-прежнему оставаясь источником надежных научных фактов, теперь он должен направлять внимание учеников и на использование других средств информации, развивая критическое отношение к информации, поступающей из окружающей среды.
Учителя уже не могут работать по-старому, ведь на смену книжной цивилизации приходят электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа. Активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов с целью привлечь внимание детей, бросают образованию вызов и вынуждают школу сделать преподавание и обучение методически и технически более богатым и разнообразным, расширять палитру информационных, и в частности компьютерных, технологий обучения.
(По материалам работы С. А.Котовой, О. А. Граничиной, Л. Ю.Савиновой «Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО образование для всех: российское видение», Санкт-Петербург, 2007.)
Как в тексте охарактеризована роль учителя в недалеком прошлом? Как, по мнению авторов, изменения информационной внутрисемейной среды и общества в целом, влияют на детей? Почему авторы считают, что современные учителя не могут работать по-старому?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: был основным и подчас единственным источником информации / источником надежных научных фактов.
2) ответ на второй вопрос: дети часто быстрее созревают и поступают в школу с богатым багажом знаний.
3) ответ на третий вопрос: на смену книжной цивилизации приходят электронные информационные средства: телевидение, видео, компьютеры, телекоммуникации, мультимедиа / активно развивающиеся средства массовой информации в своих передачах, особенно детских, подают информацию с использованием специальных, очень привлекательных, красочных методов.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность». Какие факторы, связанные с процессом передачи и содержанием информации, по мнению авторов, влияют на формирование искаженной картины мира в детском сознании? (Укажите два фактора) Какое умение, по мнению авторов, должен развивать в учениках современный учитель, чтобы избежать этого?
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) объяснение, например: совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни / индивид как активный участник общественных отношений, обладающий совокупностью социально значимых характеристик, ролевым набором;
(Может быть дано другое объяснение).
2) ответ на второй вопрос:
— процесс поступления к ребенку информации носит бессистемный, стихийный, фрагментарный, несоответствующий возрасту характер;
— содержание подобной информации часто противоречиво и недостоверно.
(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух факторов из текста.)
3) ответ на третий вопрос: развивая критическое отношение к информации, поступающей из окружающей среды.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые не упомянутые в тексте два позитивных и два негативных последствия влияния информационного потока на формирование личности в современном мире.
В правильном ответе могут быть приведены следующие элементы, допустим:
1) позитивные последствия, например:
— возможность получать более глубокие и разносторонние знания;
— свободный доступ к произведениям литературы и искусства из любой точки мира, где есть доступ в интернет;
— возможность делать выводы и принимать решения, основываясь на различных позициях и установках, на разнообразной информации;
2) негативные последствия, например:
— появление различных заболеваний (психические расстройства, социофобии), вызванных препровождением большей части свободного времени в социальных сетях и отказу от «живого общения» со сверстниками;
Аргументы могут быть сформулированы иначе. Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространенные предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве аргументов).
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни / индивид как активный участник общественных отношений, обладающий совокупностью социально значимых характеристик, ролевым набором.
В правильном ответе должны быть названы и проиллюстрированы социальные институты, которые могут влиять на накопление разнообразной информации у ребенка дошкольного возраста, например:
1) семья (например, родители вместе 3-летним Аристархом посетили контактный зоопарк, где рассказывали ему о разных животных, особенностях их повадок и жизни в дикой природе);
2) СМИ (например, 5-летний Савва регулярно смотрит телепередачу «Новости», откуда узнает о событиях в других странах и России, важных спортивных событиях);
3) дополнительное образование (кружки, секции) (например, 4-летний Семен посещает развивающие занятия «Юный палеонтолог» в местном Доме творчества юных, где узнал о доисторической эпохе, видах и особенностях жизни, строении организма динозавров, научился отличать зауроподов от тераподов).
Могут быть названы и проиллюстрированы другие социальные институты, которые могут влиять на накопление разнообразной информации у ребенка дошкольного возраста, приведены другие примеры. Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров).
Автор пишет о том, что в центре учения стоит личность ученика. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность». (В объяснении смысла/ определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/ определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 17−20.
Для познавательной деятельности необходимо наличие потребности в познании. Важной особенностью потребности в познании является её направленность не только на результат, но и на сам процесс получения нового знания. Субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления, и благодаря этому сама потребность в познании в развитой форме становится ненасыщаемой. Это отличает познавательную потребность от других побудителей умственной деятельности (например, от потребности в достижении и потребности в признании).
Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, сознание, отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, и к соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение. Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер её протекания. Процесс учения, в который включается ученик, может протекать по-разному, с различным
приложением сил, активности, самостоятельности субъекта (школьника). В одних случаях этот процесс протекает как подражательный, репродуктивный, в других — как творческий.
Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами.
Целями ученика могут быть: познание нового, неизвестного ученику, установление связи известного с неизвестным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности, необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу.
Мотивами познавательной деятельности могут являться разнообразные психические состояния, побуждающие ученика получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким побуждениям относится стремление исследовать окружающую среду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, проявить пытливость, интерес и увлечённость.
(По О. М. Дементьевой)
Как в тексте охарактеризована особенность потребности в познании? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, потребность в познании в развитой форме становится ненасыщаемой? От каких факторов зависит различное протекание процесса учения, в который включается ученик? (Укажите три фактора.)
1. Ответ на первый вопрос: важной особенностью потребности в познании является её направленность не только на результат, но и на сам процесс получения нового знания.
2. Ответ на второй вопрос: субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления.
3. Ответ на третий вопрос: различное приложение сил, активность, самостоятельность субъекта.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером три любые цели познавательной деятельности, названные в тексте (всего три примера). (В каждом случае сначала укажите цель познавательной деятельности, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
1) познание нового, неизвестного: ученик узнает о действии закона всемирного тяготения;
2) установление связи известного с неизвестным: ученик – житель Великого Новгорода узнает, почему памятник Тысячелетию России был установлен именно в этом городе;
3) применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности: ученик находит свой способ доказательства теоремы, отличающийся от использованного на уроке.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о взаимосвязи репродуктивной и творческой деятельности в процессе получения знаний.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
1) Творческая деятельность осуществляется не на пустом месте, для создания или открытия нового бывает необходимо овладеть набором знаний и умений, усвоение которых могло проходить и репродуктивным путем;
2) Наличие различных знаний, усвоенных репродуктивным путем, помогает посмотреть на изучаемое явление или процесс с разных точек зрения и, возможно, мыслить более широко;
3) Привычка ориентироваться только на образец может помешать творчеству, ограничить потребности в познании.
Человек как носитель социально обусловленных, индивидуально выраженных и социально значимых качеств.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером три любые цели познавательной деятельности, названные в тексте (всего три примера). (В каждом случае сначала укажите цель познавательной деятельности, затем приведите пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Прочитайте текст и выполните задания 17−20.
Для познавательной деятельности необходимо наличие потребности в познании. Важной особенностью потребности в познании является её направленность не только на результат, но и на сам процесс получения нового знания. Субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления, и благодаря этому сама потребность в познании в развитой форме становится ненасыщаемой. Это отличает познавательную потребность от других побудителей умственной деятельности (например, от потребности в достижении и потребности в признании).
Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, сознание, отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, и к соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение. Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер её протекания. Процесс учения, в который включается ученик, может протекать по-разному, с различным
приложением сил, активности, самостоятельности субъекта (школьника). В одних случаях этот процесс протекает как подражательный, репродуктивный, в других — как творческий.
Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами.
Целями ученика могут быть: познание нового, неизвестного ученику, установление связи известного с неизвестным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности, необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу.
Мотивами познавательной деятельности могут являться разнообразные психические состояния, побуждающие ученика получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким побуждениям относится стремление исследовать окружающую среду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, проявить пытливость, интерес и увлечённость.
(По О. М. Дементьевой)
Как в тексте охарактеризована особенность потребности в познании? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, потребность в познании в развитой форме становится ненасыщаемой? От каких факторов зависит различное протекание процесса учения, в который включается ученик? (Укажите три фактора.)
1. Ответ на первый вопрос: важной особенностью потребности в познании является её направленность не только на результат, но и на сам процесс получения нового знания.
2. Ответ на второй вопрос: субъект познавательной деятельности испытывает положительные эмоции в ходе её осуществления.
3. Ответ на третий вопрос: различное приложение сил, активность, самостоятельность субъекта.
Автор пишет о том, что в центре учения стоит личность ученика. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность». (В объяснении смысла/ определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/ определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Человек как носитель социально обусловленных, индивидуально выраженных и социально значимых качеств.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о взаимосвязи репродуктивной и творческой деятельности в процессе получения знаний.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
1) Творческая деятельность осуществляется не на пустом месте, для создания или открытия нового бывает необходимо овладеть набором знаний и умений, усвоение которых могло проходить и репродуктивным путем;
2) Наличие различных знаний, усвоенных репродуктивным путем, помогает посмотреть на изучаемое явление или процесс с разных точек зрения и, возможно, мыслить более широко;
3) Привычка ориентироваться только на образец может помешать творчеству, ограничить потребности в познании.
1) познание нового, неизвестного: ученик узнает о действии закона всемирного тяготения;
2) установление связи известного с неизвестным: ученик – житель Великого Новгорода узнает, почему памятник Тысячелетию России был установлен именно в этом городе;
3) применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности: ученик находит свой способ доказательства теоремы, отличающийся от использованного на уроке.
Используя факты личного социального опыта, проиллюстрируйте тремя примерами «скрытую программу, определяющую специфические условия обучения» в школе.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Социализация — процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Социализация не является разновидностью некоего «культурного программирования», во время которого ребёнок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в контакт. с самых первых мгновений своей жизни новорождённый испытывает нужды и потребности, которые, в свою очередь, влияют на поведение тех, кто должен о нём заботиться.
Социализация связывает друг с другом различные поколения. Рождение ребёнка изменяет жизнь тех, кто ответственен за его воспитание и кто таким образом приобретает новый опыт. Родительские обязанности, как правило, связывают родителей и детей на весь остаток жизни. Старики остаются родителями даже тогда, когда у них появляются внуки, и эти связи позволяют объединять различные поколения. Несмотря на то, что процесс культурного развития протекает более интенсивно в младенчестве и раннем детстве, чем на позднейших стадиях, обучение и приспособление пронизывают весь жизненный цикл человека.
Во всех культурах семья является для ребёнка основным социализирующим агентом. Другим важным агентом социализации является группа сверстников, дружеская компания детей примерно одного возраста… Значение семьи для социализации индивида достаточно очевидно, поскольку мироощущение маленького ребёнка формируется вначале более или менее исключительно в её рамках. В современной ситуации, когда большое число женщин работает, а их дети в это время находятся в детских центрах, отношения сверстников являются ещё более значимыми, чем раньше. Отношения со сверстниками часто сохраняют значение на протяжении всей жизни человека. Особенно это характерно для поселений с невысокой мобильностью, где индивиды могут быть членами одной неформальной группы или иметь одну и ту же группу друзей практически всю жизнь. Даже когда это не так, отношения со сверстниками, по-видимому, оказывают значительное влияние и после периодов детства и отрочества. Неформальные группы людей одного возраста на работе, да и в других ситуациях, обычно оказываются очень важными при формировании позиций и привычек индивида.
Школьное образование — формальный процесс, поскольку определяется фиксированным набором изучаемых предметов. Однако школы действуют как агенты социализации и в несколько ином отношении. Наряду с формальным набором учебных дисциплин существует то, что некоторые социологи называют скрытой программой, определяющей специфические условия обучения.
Не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты,книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления.