Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением

Профессиональная культура речи

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности. Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста. Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения. Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки.

Культура профессиональной речи включает:

1) владение терминологией данной специальности;

2) умение строить выступление на профессиональную тему;

3) умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

4) умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Качества, необходимые современному специалисту в профессиональной деятельности:

1) знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

2) умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

3) владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

4) владение стилем профессиональной речи;

5) умение определять цель и понимать ситуацию общения;

6) умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

7) навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

8) умение поддерживать благожелательную атмосферу общения;

9) высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

10) умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

11) знание этикета и четкость выполнения его правил.

Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта современного специалиста. Необходимо постоянно обогащать свои словарь, совершенствовать свою речь учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

Практический блок

Вопросы для обсуждения и закрепления

1. Что такое язык специальности?

2. Каковы функции специального языка?

3. Какие три основных пласта профессионального языка вы можете назвать?

4. Что включает в себя профессиональная культура речи?

5. Какие качества необходимы современному специалисту в профессиональной деятельности?

Задание 1.Кроме пометы спец. в словарях можно встретить и такие: морск., техн., мед. и др. На что указывают эти пометы? Какие пометы указывают на профессиональные слова вашей специальности. Приведите примеры.

Задание 2.Напишите профессиональные слова (не менее 10 слов), используемые в выбранной вами специальности. Дайте им определение, укажите сферу использования.

Задание 3. Прочитайте слова, правильно ставя ударение. Проверьте себя по словарю (см. Приложение). Объясните значение заимствованных слов. Составьте 3-5 предложений с данными словами.

Квартал, одновременно, аналог, оптовый, договор, доллар, дотация, менеджер, обеспечение (программное, финансовое), прибылей (прибыль), средства, константа, документ, вложить (деньги), бета-излучение, веб-страница, экспресс-информация, симметрия, хорда, паблисити, коммюнике, процент, соленоид, ходатайствовать, эксперт, намерение, дисплей, акторы, харизма.

Задание 4. Укажите, правильно ли употреблены выделенные слова, объясните их значение. Внесите, где необходимо, изменения.

1) Автор работы эффектно доказывает, что компьютеризация должна стать основным направлением технического прогресса во всех областях производства.

2) Эффектное управление экономикой имеет огромное значение для стабилизации ситуации в стране.

3) Мы должны думать о путях повышения эффекта производства.

4) Дизайн этого компьютера довольно эффективен.

Придумайте предложения со следующими паронимами: представить – предоставить; деловитый – деловой – дельный; практический – практичный.

Задание 5. Найдите плеоназмы (лишние избыточные слова) в предложениях. Исправьте ошибки.

1) Открылось совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год. 2) Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости. 3) Только в нашем супермаркете самые дешевые цены на бытовую технику. 4) Во вторник и в среду у вас возможно появление дополнительной подработки. 5) Именно разноплановый поиск в разных направлениях увеличивает шансы на успех.

Задание 6. Выделяются следующие коммуникативные качества речи: правильность, логичность, богатство, чистота, ясность, точность, уместность, выразительность. Соотнесите названия качества речи и его определение.

Качество речиОпределение понятия
1. богатствоа) соответствие нормам литературного языка.
2. выразительностьб) подбор языковых средств, обеспечивающий адекватное отражение ситуации, соответствие произведенного эффекта замыслу говорящего.
3. ясностьв) соответствие языковых средств коммуникативной ситуации.
4. логичностьг) разнообразие языковых средств.
5. точностьд) подбор языковых средств, которые воздействуют на адресата, привлекают его внимание.
6. уместностье) отсутствие элементов нелитературной речи (жаргониз-мов, диалектизмов, просторечных слов), слов-паразитов.
7. чистотаж) умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно излагать мысль.
8. правильностьз) умение донести свои мысли до собеседника, обеспечить правильное понимание текста.

Задания для СРО

1. Выпишите из словаря по вашей специальности 5-7 профессиональных слов (см. Приложение), дайте их толкование, включите их в высказывание о вашей специальности.

2. Проанализируйте текст по специальности, выделяя профессиональную лексику (см. Приложение).

3. Выскажите свое мнение по поводу следующих суждений: 1)Профессионализм устремлен к высокой цели – мастерству, честно переплетающемуся с честностью, мудростью, долгом, знанием, пониманием и опытом; 2) Каждая профессия имеет кодексы этики, определяющие этическое поведение своих членов

4. Подготовьте сообщение на тему: «Качества, необходимые современному специалисту в профессиональной деятельности».

ТЕМА 2. ТЕРМИНОЛОГИЯ НАУКИ

План занятия

Теоретический блок

· Понятие о терминологии

· Словообразовательные элементы терминологической лексики

Практический блок

· Обсуждение теоретического материала

· Закрепление знаний на практике

Задания для СРО

Список литературы

Лейчик В. М. Терминоведение: предмет, методы, структура. – М.: КомКнига, 2006. – 256 с.

Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение. Учеб. пособие. – М: Академия, 2008. – 304 с.

Теоретический блок

Терминологию науки образует совокупность прочно установленных в данной науке терминов.

Термин (от лат. terminus – граница, предел) – слово или словосочетание, представляющее собой название строго определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства.

Как известно, первоначально изложение научных мыслей было в виде художественных повествований (научные труды Пифагора, Платона, Лукреция). Создание в Древней Греции устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного. Впервые появилась греческая философская терминология, в которой важную роль сыграл Аристотель. Латинская философская терминология возникла в результате влияния греческой философии. Первыми переводчиками греческих терминов на латинский язык были Теренций Варрон и Цицерон.

Научный стиль в России стал формироваться в начале XVIII века, русскую научную терминологию стали создавать авторы научных книг и переводчики. Большую роль в формировании научного стиля сыграла научная деятельность М.В. Ломоносова и его учеников. Окончательно стиль науки сложился в России во второй половине XIX века, что было связано с научными трудами крупнейших ученых этого времени.

Каждая отрасль науки располагает своей терминологией, объединенной в одну терминосистему (терминология педагогическая, математическая, психологическая, философская, лингвистическая и др.). Как известно, терминологию в ботанике впервые установил Карл Линней (1707-1778), в минералогии – Альфред Вернер (1866-1919). В формировании русской терминологии в области ботаники и зоологии большую роль сыграл И.Лепёхин (1740-1802), в области географии и этнографии – Я. Озерецковский (1750-1827) и т. д.

Терминологиякак совокупность терминов определённой области знания составляет в любом национальном языке автономный сектор, тесно связанный с профессиональной деятельностью. Стремительное развитие науки и техники, достижения научно-технического прогресса способствуют появлению специальных слов для обозначения новых объектов, явлений и процессов. Появившиеся специальные слова становятся неотъемлемой частью повседневной жизни человека и входят в состав специализированной картины мира профессионалов. Специалист, работающий в определенной сфере человеческой деятельности, не сможет полноценно реализовать свои возможности, не овладев терминологией. Свод терминологии конкретной сферы знаний издается в виде терминологических сборников. Существует большое количество специальных словарей отдельных терминосистем. Например, лингвистическая терминология отражается в «Словаре лингвистических терминов» О. С. Ахмановой, в «Лингвистическом энциклопедическом словаре», в других словарях и справочниках. Проблемами терминологии занимаются специализированные государственные комитеты, комиссии, институты и другие организации.

Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, – это условный язык науки. Они несут логическую информацию большого объема. Термины выражают специально-профессиональные, научные или технические понятия (Корень – главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов), в отличие от общеупотребительных слов, выражающих общие представления или бытовые понятия (Дело подорвано под корень).

Термины отличаются рядом особенностей: они имеют строгое толкование, зафиксированное в специальной литературе, не обладают экспрессивностью, стилистически нейтральны, в пределах своей терминологической системы должны быть однозначными. Иногда среди терминов встречаются термины-синонимы: префикс, приставка; пневмония, воспаление легких; грамматическая модель, грамматическая структура, грамматическая схема.

В терминологии распространена междисциплинарная терминологическая омонимия, когда один и тот же термин может входить в разные терминологии данного языка, например, термин реакция употребляется в химии, в физиологии, в политике. Термины следует отличать от их общеупотребительных омонимов, так, слово фартук в общеупотребительном значении – вид одежды, в значении термина – составная часть винторезного станка. В терминосистемах имеются термины, образованные от общеупотребительных слов путем переноса значения (блуждающие токи, почечная лоханка).

Терминологическая лексика распадается на две группы: термины узкоспециальные и термины общенаучные. Узкоспециальные термины существуют в рамках отдельных наук: математики, физики, химии, информатики и т. д. Они характеризуются довольно сильной функциональной обособленностью, зачастую известны лишь специалистам (нафтенаты, персептрон, латерит, гумус), в силу чего использование их в непривычной сфере затрудняет понимание содержания, что ограничивает их употребление в иных стилях. Общенаучные термины встречаются в различных областях научной деятельности, они знакомы практически всем носителям языка, их называют общепонятными (гипотеза, молекула, спряжение, гравитация).

В толковых словарях термины сопровождаются пометкой «специальное». Значения терминов можно найти в лингвистических и энциклопедических словарях, в справочниках.

Большую роль в терминологических системах играют иноязычные заимствования. Во всех науках имеются греческие и латинские термины. Значительным было заимствование греческих терминов в период с IХ по ХI века: математика, философия, история, грамматика и т. д. Заимствования из латинского языка сыграли значительную роль в обогащении русского языка, особенно в области научно-технической, общественной и политической терминологии. Больше всего латинских слов пришло в русский язык в период с XVI по XVIII века: школа, аудитория, декан канцелярия, каникулы, директор, диктант, экзамен. Много слов латинского происхождения составляет группу международного фонда терминов: кодекс, клавиатура, манифест, проект, ренессанс и т. д.

В современных условиях все более важным требованием, предъявляемым к термину, является его международный характер, соответствие международным стандартам. Этому требованию отвечает использование латинских и греческих корней, приставок, суффиксов (см. Приложение). Знание международных словообразовательных элементов позволяет быстро и правильно, не обращаясь к словарям, определить значение нового термина.

Практический блок

Вопросы для обсуждения и закрепления

1. Что включает в себя понятие «терминология»?

2. Какова история возникновения научной терминологии?

3. Что вы знаете о терминологических словарях?

4. Что такое термин, в чём различие понятий «общенаучные и узкоспециальные термины»?

5. Как образуются термины?

Задание 1.Подберите 10-15 терминов по вашей специальности, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы (см. Приложение).

Задание 2.Запишите по 10-15 примеров исконно русских и заимствованных терминов из области вашей профессии. При затруднении обращайтесь к толковым словарям (см. Приложение).

Пример: запрещение – эмбарго

Задание 3.Объясните значение слов. Составьте словосочетания.

Пользуйтесь словарями (см. Приложение).

Амок, аутизм, аффект, интеллект, инфантилизм, клептомания, конфиденциальность, релаксация, респондент; апрош, брифинг, вёрстка, папарацци, репортаж; гауптвахта, депортация, иск, клиринг, третейский суд, терроризм; адаптация, бета-частицы, вакуум, валентность, диоптрия, катод.

Задание 4.

1. Подберите и прочитайте научный текст (см. Приложение).

2. Значения неизвестных вам слов определите по глоссарию (см. Приложение).

3. Найдите в тексте узкоспециальные термины, общенаучные слова и словосочетания.

4. Дополните список узкоспециальных слов из области изучаемой вами специальности.

5. Разделите текст на микротемы, составьте логическую схему текста.

6. Выпишите ключевые слова, передайте по ним содержание текста.

Задания для СРО

1.Подготовьте реферативное сообщениепо теме занятия (см. Приложение).

2. Подберите самостоятельно текст по специальности и проанализируйте его с точки зрения наличия терминов (значение, способ образования, узкоспециальные или общенаучные, количество в зависимости от подстиля и т. д.).

3. Составьте перечень терминологических словарей и справочников по специальности, произведите обзор одного из них (см. Приложение).

4. Подготовьте устное сообщение на тему «Терминология науки» с учетом будущей специальности.

Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Смотреть фото Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Смотреть картинку Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Картинка про Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Фото Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением

Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Смотреть фото Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Смотреть картинку Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Картинка про Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Фото Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Смотреть фото Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Смотреть картинку Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Картинка про Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Фото Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Смотреть фото Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Смотреть картинку Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Картинка про Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением. Фото Автор работы эффектно доказывает что компьютеризация должна стать основным направлением

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Березниковкий строительный техникум»

по русскому языку и культуре речи

Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи

для специальностей строительного, технического и экономического профиля

Составитель: Ильина И.В., преподаватель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СПО БСТ

УТВЕРЖДЕНА методической (цикловой) комиссией преподавателей общеобразовательных дисциплин, протокол № _ от __________ И.А. Усатых, председатель М(Ц)К

Методическое пособие разработано в соответствии с учебной программой дисциплины «Русский язык и культура речи», охватывает все основные нормы современного русского литературного языка. Предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов строительного, технического и экономического профиля.

Грамматические нормы. Морфология__________________________10

Текст. Функциональные стили речи___________________________ 15

Нормы русского правописания_______________________________ 19

Справочные материалы_____________________________________ 24

Литература для студентов____________________________________29

Уровень культуры современного человека во многом зависит от степени владения родным языком и речью, от умения общаться в определенной речевой ситуации, уважать партнера. С учетом требований к подготовке специалистов разного профиля работа по усвоению дисциплины «Русский язык и культура речи» предусматривает дифференциацию заданий, решающих также вопросы формирования профессиональной речи студентов. Проблема профессиональной речевой ориентации студентов может быть частично решена путем организации преподавателем выполнения упражнений по закреплению языковой нормы. Одной из форм такой работы является индивидуальная самостоятельная работа студентов в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи» представляет собой учебное пособие для студентов специальностей строительного, технического и экономического профиля. Его основная цель – путем практических упражнений формирование языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня коммуникативной компетенции будущего специалиста.

Работа студентов в рабочей тетради предполагается как на учебных занятиях, так и самостоятельно, в виде домашнего задания. Выполнение письменных практических упражнений позволит преподавателю осуществлять индивидуальный контроль, а также анализировать общий уровень знаний, умений и навыков студентов по определенным разделам дисциплины.

Упражнения составлены по следующим разделам курса:

Фонетика. Орфоэпия – вариативность произношения гласных и согласных звуков в заимствованных словах; усвоение акцентологической нормы и вариантов ударения; работа с орфоэпическим словарем.

Лексика. Фразеология – отбор профессиональной лексики на основе анализа учебной литературы по дисциплинам СПО, работа с лексическим и толковыми словарями.

Словообразование – словообразовательный анализ и подбор новых профессиональных слов, образованных с помощью современных словообразовательных элементов.

Морфология – упражнения с трудными случаями образования грамматических форм частей речи.

Синтаксис – синтаксический разбор предложений, анализ и подбор синтаксических синонимов, имеющих стилистическую окраску и профессиональную направленность.

Стилистика – анализ публицистических, научных, официально-деловых текстов, содержащих профессиональную лексику; составление текстов разного типа с освещением будущей профессии.

Нормы русского правописания – упражнения по орфографии и пунктуации.

Завершают пособие разделы: «Справочные материалы», «Краткий словарь делового человека». Справочные материалы представляют собой краткие теоретические справки по наиболее трудным случаям языковой нормы и ее вариантам. Система упражнений разработана в соответствии с требованиями примерной программы для учреждений СПО, рабочей программой 2012 года.

Цель: формирование умений фиксировать внимание на фонетических особенностях слова, различать варианты орфоэпических норм, правильно пользоваться словарями.

Студент должен знать основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Студент должен уметь в речевой практике пользоваться орфоэпическими нормами.

Прочитайте слова, правильно ставя ударение. Проверьте себя по словарю.

Августовский, алкоголь, баловать, бензопровод, вероисповедание, диспансер, завидно, каталог, квартал, красивее, новорожденный, обеспечение, осведомить, подростковый, свекла, столяр, украинский, ходатайство.

Используя словарь, поставьте ударение в следующих словах. Подчеркните слова, в которых допустимы два акцентологических варианта.

Договор, квартал, одновременно, маркетинг, аналог, афера, оптовый, премировать, бронировать, мышление, черпать, металлургия, симметрия.

Используя словарь, поставьте ударение в следующих словах. Запишите значения этих слов.

Анамнез, афера, генезис, каталог, инфантилизм, маркетинг, ходатайство.

Образуйте все формы кратких прилагательных и страдательных причастий, поставьте в них ударения. Отметьте случаи колебания в постановке ударений.

Цель: формировать у студентов правильное отношение к усвоению той профессиональной лексики, без которой в современных условиях обновления всех сфер жизни нельзя обойтись, учить использовать эту лексику в речевых ситуациях.

Студент должен знать особенности словоупотребления профессиональной лексики (иноязычных слов), определенных нормами литературного языка.

Студент должен уметь отбирать профессиональную лексику на основе анализа научных и публицистических текстов; составлять словосочетания, предложения, тексты с использованием профессиональной лексики; работать с терминологическими словарями и словарями иноязычных слов; находить и исправлять речевые ошибки.

Упражнение № 1(различение паронимов)

Выберите и подчеркните правильный вариант.

Я считаю, что (база – базис) для (экономических – экономных – экономичных) реформ – малые предприятия. (Развитие – развитость) малого бизнеса (благотворно – плодотворно) отразится на нашей экономике. Мы перестанем (боязливо – боязно) смотреть в будущее, и (бракованный – браковочный) товар навсегда уйдет с наших прилавков. Мы верим, что с (ростом – возрастом) объемов малого бизнеса начнется (воскрешение – воскресение) нашей экономики.

Укажите, правильно ли употреблены выделенные слова. Внесите, где необходимо, изменения.

1) Мы должны думать о путях повышения эффекта производства.___________________

2) Эффективное управление экономикой имеет огромное значение для стабилизации ситуации в стране._______________________________________________________________

3) Дизайн этого компьютера довольно эффективен._________________________________

4) Автор работы эффектно доказывает, что компьютеризация должна стать основным направлением технического прогресса во всех областях производства.___________________

Составьте предложения со следующими омонимами. Пользуйтесь толковыми словарями.

Сравните следующие словосочетания. Определите, какие значения выделенных слов в них представлены. Составьте предложения. Пользуйтесь словарями.

Объясните значение следующих слов. Составьте с ними словосочетания. Пользуйтесь толковыми и терминологическими словарями.

Запишите 10-15 примеров исконно русских и заимствованных терминов из области вашей профессии. При затруднении обращайтесь к толковым словарям и терминологическим словарям.

Например: бартер – обмен товаров, эмбарго – запрещение, дилер – торговец.

Составьте связный текст из пяти-шести предложений об актуальных экономических и социальных процессах в России, употребляя следующие слова и их формы:

Компенсация, криминогенный, Конституция РФ, электорат, коммерческий, компания, бюджетный, конкурентоспособный, кризисный, инвестиция, рентабельность, компенсация.

Найдите в данных словосочетаниях нарушение речевой нормы. Запишите словосочетания в исправленном виде. Обращайтесь к толковым словарям.

Сто пятьдесят рублей денег____________________________________________________

В апреле месяце______________________________________________________________

Перспективы на будущее_______________________________________________________

Главная и основная цель производства____________________________________________

В конечном итоге______________________________________________________________

Дефекты и недостатки__________________________________________________________

Коллеги по профессии__________________________________________________________

Внести поправки и коррективы___________________________________________________

Найдите в данных фразах нарушение лексической нормы. Запишите предложения в исправленном виде.

Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из неё в большом количестве.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу в других областях.____________

Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.______

Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом._________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Только в нашем супермаркете самые дешёвые цены на бытовую технику.______________
_____________________________________________________________________________

В Москве открылся фирменный магазин всемирно известной фирмы.__________________
_____________________________________________________________________________

Услуги сервиса здесь выше всяких похвал._________________________________________
_____________________________________________________________________________

Наше совместное сотрудничество должно принести плоды.___________________________
_____________________________________________________________________________

Открылось совместное предприятие, выпускающее тридцать тысяч штук изделий._______

Все это затрудняет предсказание точного прогноза развития экономики.________________
_____________________________________________________________________________

Распределите приведенные ниже фразеологизмы по группам, поставив в скобках индекс – 1,2 или 3. При затруднении обращайтесь к фразеологическому словарю русского языка.

Разговорные и просторечные

Переоценка ценностей ( ), ходячая энциклопедия ( ), бить баклуши ( ), нет худа без добра ( ), кот наплакал ( ), пригвоздить к позорному столбу ( ), поворачивать оглобли ( ), родиться в сорочке ( ), родиться под счастливой звездой ( ), ободрать как липку ( ), глас вопиющего в пустыне ( ), не ударить в грязь лицом ( ), губа не дура ( ), очертя голову ( ), вкушать плоды ( ), курам на смех ( ), валять дурака ( ), шито белыми нитками ( ), путеводная звезда ( ), пустить козла в огород ( ), чучело гороховое ( ), семеро одного не ждут ( ), терновый венец ( ), сизифов труд ( ), отдать должное ( ), держи карман шире ( ), выносить сор из избы ( ), сесть в галошу ( ), плыть по течению ( ), валять дурака ( ), выйти из себя ( ), семи пядей во лбу ( ), переливать из пустого в порожнее ( ), говорить по существу ( ), белая ворона ( ), яблоку негде упасть ( ), ахиллесова пята ( ), вавилонское столпотворение ( ).

Цель: формирование умений использовать стилистические возможности современного словообразования.

Студент должен знать способы словообразования, особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Студент должен уметь пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике.

Определите, от каких слов и с помощью каких словообразовательных средств образованы данные слова:

Определите, от каких двухсложных наименований образованы следующие слова. Какие из этих слов употребляются людьми вашей профессии и в какой речевой ситуации? Подчеркните эти слова.

Проверьте по словарю значения перечисленных ниже аббревиатур. Расшифруйте их. Составьте с данными существительными словосочетания, показав их род. Образуйте (если возможно) производные от аббревиатур слова.

Цель: актуализация теоретических знаний, умение контролировать степень соответствия своей устной и письменной речи требованиям морфологической нормы современного русского языка.

Студент должен знать основные морфологические нормы современного русского языка.

Студент должен уметь употреблять грамматические нормы слов в соответствии с литературной нормой; выявлять грамматические ошибки в тексте.

Определите род приведенных ниже несклоняемых имен существительных. Составьте словосочетания: прилагательное плюс существительное.

Определите род приведенных ниже сложных имен существительных. Поставьте существительные в Р.п., мн.ч.

Приведенные ниже существительные мужского рода поставьте в И.п., мн.ч., выбирая варианты окончания –ы (-и) или –а (-я). При затруднении пользуйтесь словарями.

Бухгалтер___, вексель______, инженер_______, договор______, квартал______, инспектор______, маклер______, дилер_____, сектор______, отдел_____, табель_____, отпуск____, торг______, менеджер_____, сорт_____, директор______, шофер____, счет_____, пропуск______, тормоз_______, месяц________

Напишите имена числительные словами.

Ревизию надо закончить к 01.09.2008 г.____________________________________________
_____________________________________________________________________________

Работы по строительству метро в Митино закончатся до 2010 г._______________________
_____________________________________________________________________________

Протяженность линий метро достигла 173 км, а автобусных и троллейбусных линий – 4300км._______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

В апреле 1998 г. на московском и санкт-петербургском рынке труда, по данным газеты «Форум карьер», требовались специалисты экономических профессий._________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раскрывая скобки, употребите вместо инфинитива подходящую глагольную форму.

Мы уже сейчас (хотеть)________________понять закономерности действия рынка. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить)__________________________ её составить проект резолюции. Скоро я (учредить)____________свою собственную фирму. Родители (платить)__________за ребенка в детский сад по 500 рублей в месяц. Документы (положить, класть)_____________на место. Мы были довольны тем, что (избегнуть)__________

очередной ревизии. Пока я не (убедиться)________________ в бесполезности этого занятия, я его не оставлю.

Укажите ошибку в образовании формы слова

в двух тысяч первом году

Укажите ошибку в образовании формы слова

Укажите ошибку в образовании формы слова

девятьюстами тридцатью шестью студентами

Укажите ошибку в образовании формы слова

В обоих ведомостях

Укажите ошибку в образовании формы слова

Менее красивая вещь

Укажите ошибки в образовании формы слова

К тремстам граммам

Укажите ошибку в образовании формы слова

двадцать пять граммов

Цель: актуализация теоретических знаний, умение контролировать степень соответствия своей устной и письменной речи требованиям современной синтаксической нормы.

Студент должен знать синтаксический строй предложений, синтаксические синонимы, основные синтаксические нормы современного русского языка.

Студент должен уметь на практике применять знания по синтаксису.

Данные словосочетания сгруппируйте по двум вариантам: 1. разговорный; 2. стилистически нейтральный. Отметьте примеры особого управления (глагольного или именного), принятого в профессиональной речи.

Контроль над производством – контроль за производством; по окончании работ – по окончанию работ; продавать за три рубля – продавать по три рубля; говорить за средства производства – говорить о средствах производства; затраты по производству – затраты для производства; разговор насчет аванса – разговор про аванс – разговор относительно аванса; выручка с реализации – выручка от реализации; прибыль от продаж – прибыль с продаж; управлять производством – управление производством – управление над производством; спад экономики – экономический спад.

Разговорный вариант Стилистически нейтральный вариант

Составьте и запишите всевозможные сочетания существительных со следующими предлогами:

Благодаря, согласно, в целях, вопреки, по причине, насчет, в течение, в продолжение, вследствие, в связи, ввиду.

Образец: благодаря спросу, развитию, компьютеризации, решению.

Вставьте правильное окончание.

1) Благодаря инициатив____рабочих план выполнен досрочно.

2) Монтажные работы проводились вопреки правил_____техники безопасности.

3) Руководитель предприятия поступил согласно предписани____.

4) Согласно приказ_____директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

5) Вопреки бытующе____мнени____фирма выполнила работу в срок.

6) Носильщики устремились к вагонам по прибыти______поезда.

7) Во избежани_____аварий учите правила дорожного движения.

8) По окончани____школы он поступил в техникум.

9) Это случилось по недоразумени_____.

10) По выход____на пенсию она оставила производство.

Образуйте словосочетания с данными в скобках словами.

Заплатить (проезд)_____________________оплатить (проезд)______________________

Удивляться (результаты)________________контроль (выполнение)_________________

Сообщить (приезд)_____________________обрадован (исход дела)__________________

Заведующий (отдел)____________________управляющий (банк)____________________

Предостеречь (ошибка)__________________предупредить (опасность)________________

Удостоен (награда)_____________________характерно (эти работники)________________

Согласиться (предложение)______________рецензия (статья)_________________________

Соревноваться (право участвовать в конкурсе)______________________________________

Замените, где это возможно, придаточные определительные предложения распространенными определениями, выраженными причастными оборотами. Объясните невозможность замены.

1) Для бухгалтеров и налоговых служб реальны только те затраты, которые были действительно осуществлены. ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) О том, что бухгалтер – профессия модная, свидетельствует и популярная песня Алены Апиной «Бухгалтер, милый мой бухгалтер», которую с упоением поют люди разных поколений._____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Дивиденд – это часть прибыли акционерного общества, которая подлежит распределению среди акционеров в расчете на простую или привилегированную акцию.___________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Проблема, которой было посвящено данное исследование, не утратила своей актуальности в наши дни. _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Трудно было найти специалиста, который в столь короткий срок согласился бы переработать этот производственный план.____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Фильм, который недавно вышел на экраны, посвящен молодежи, которая стремится принять активное участие в новом движении.______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Существуют различные виды безработицы, каждый из которых порождается своими причинами.___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Замените придаточные обстоятельственные предложения обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, а деепричастный оборот – придаточным обстоятельственным предложением. Прокомментируйте характер стилистического варианта.

1) Купив акцию, вы будете получать гарантированную, но довольно скромную прибыль.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2) Президент сделал первый шаг, уволив чиновников, которые обесценили российскую валюту._______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

3) Так как пользователи компьютеров – люди образованные, они составляют даже словари компьютерного сленга._______________________________________________________
_____________________________________________________________________________

4) Если вы пользуетесь профессиональным жаргоном, то соблюдайте меру.____________
_____________________________________________________________________________

Выберите предложение с нарушением употребления деепричастного оборота. Запишите правильный вариант.

1) Рассматривая свежую почту, мое внимание привлекло письмо от фирмы-поставщика.

2) Побывав на производственной практике, мне многое пришлось пересмотреть в своей курсовой работе._______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

3) Вернувшись из командировки, директор собрал производственное совещание._______
_____________________________________________________________________________

4) Применяя оба рассмотренных здесь способа оплаты счетов, каждый из них может быть использован на практике.________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5) Как мне стало легко, узнав от преподавателя, что экзамен перенесли!_______________
_____________________________________________________________________________

6) Читая этот рассказ, создается впечатление, что автор сам был бухгалтером.__________
_____________________________________________________________________________

7) Предприниматели, создавая собственные фирмы, должны следить за тем, чтобы не выйти из бюджетной границы предприятия.________________________________________
_____________________________________________________________________________

Выберите и подчеркните правильный вариант. Обратите внимание на согласование подлежащего со сказуемым.

1. Несколько сотрудников (отказалось, отказались) от сверхурочной работы. 2. Меньшинство сотрудников (проголосовало, проголосовали) против. 3. Сто сорок один депутат (участвовал, участвовали) в работе сессии. 4. Тысяча человек (отправилась, отправились) на переподготовку. 5. Много сотрудников этого предприятия (прошло, прошли) переподготовку в связи с требованиями, предъявляемыми к современному специалисту. 6. Три заявления о приеме на работу (лежало, лежали) в отделе кадров. 7. Многие студенты нашего техникума (работали, работало) летом на производстве. 8. Еще один ряд предложений (возник, возникли) у главного инженера. 9. Большинство студентов нашей группы успешно (защитило, защитили) курсовой проект. 10. Тридцать два человека (работало, работали) на новом объекте. 11. (Прошло, прошли) полтора часа. 12. На строительство нового объекта (получен, получено) миллион долларов.

Текст. Функциональные стили речи.

Цель: актуализация теоретических знаний, систематизация и обобщение сведений о тексте, стилях современного русского языка.

Студент должен знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.

Студент должен уметь на практике определять принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи, создавать тексты разных стилей, соответствующие требованиям профессиональной подготовки студентов.

Каковы тема, основная мысль и тип речи? Определите стиль текста. Составьте план текста. Сформулируйте и запишите основной тезис.

Почему на Руси банкам жить нелегко

Трудно представить, что частные коммерческие банки стали возникать в России лишь в начале XIX века. До этого сто лет в стране существовала государственная монополия на выдачу кредита – одолжить деньги можно было только в императорских банках.

Лишь в 1809 году в городе Слободском Вятской губернии купец К.А. Анфилов учредил вполне современный по своим принципам «Первый городской общественный Анфилова банк». И эта «провинциальная банковская революция» нашла широкий отклик в стране. Ёе активно поддержал адмирал Николай Мордвинов как президент Императорского Вольного экономического общества.

Но сдвинуть корабль банковской реформы с места адмиралу все же не удалось: слишком сильно Министерство финансов боялось появления конкурентов на рынке кредитных операций.

И лишь в начале 60-ых годов XIX века ситуация начала меняться, когда:

1. нарастание железнодорожного строительства потребовало развития акционерных обществ и совершенствования их банковского обслуживания;

2. железные дороги оживили торговлю и привели к окончательной победе денежного, рыночного хозяйства над натуральным;

3. в стране образовались огромные сбережения (в 1860 году их сумма была крупнейшей в мире – более 1 миллиарда рублей);

4. на пост министра финансов пришел сторонник коммерческих банков Михаил Рейтерн.

И в 1863 году при поддержке Рейтерна и по инициативе управляющего Госбанком России Евгения Ламанского было учреждено Петербургское общество взаимного кредита (эго здание существует в городе и по сей день).

Возможно, что положение изменилось бы в дальнейшем, но этого нам знать не дано: в 1917 году развитие частного банковского дела в стране было запрещено, а все банки были национализированы. В годы советской власти банки просто выполняли функцию государственной денежной кассы и работали на основе кредитного плана. В нем жестко расписано: сколько денег каждое предприятие должно взять у обслуживающего его банка в кредит и на какие цели, а банку указывалось, сколько денег он, в свою очередь, должен выдать каждому обслуживаемому им предприятию и под какой процент.

А поскольку руководство коммунистической партии вообще считало товарно-денежные отношения «пережитком капитализма», который должен отмереть по мере продвижения к коммунизму, то и к банковскому делу (обслуживающему этот «пережиток») отношение было крайне пренебрежительным. Это привело к тому, что, например, в СССР до конца 80-ых годов вообще не было банковского законодательства. Первые законы о банках были приняты лишь в 1990 году. С этого времени началось трудное строительство новой системы российских частных коммерческих банков. И сегодня молодая банковская система России уже играет большую роль в экономике страны, хотя у нее масса проблем и не меньше недостатков.

Каковы тема, основная мысль и тип речи? Определите стиль текста. Составьте план текста. Сформулируйте и запишите основной тезис.

Какие фантастические истории могут происходить на рынке при обгоняющем росте спроса по сравнению с предложением, можно увидеть на примере «тюльпанного безумства», охватившего Голландию в 1630 году.

Никто до сих пор не знает точно главную причину, из-за которой цветок, привезенный в Европу за 80 лет до того и спокойно красовавшийся на клумбах зажиточных граждан, внезапно стал предметом бешеного спроса. Но факт остается фактом – с 1630 года цены на луковицы тюльпанов, подгоняемые спросом, стали быстро повышаться, и этот неуклонный рост быстро привлек внимание всей страны.

Голландцы вскоре смекнули, что такое устойчивое удорожание невзрачных цветочных луковиц создает прекрасные условия для превращения их в куда более красивые золотые монеты.

И для этого даже не надо изучать таинственную науку алхимию. Достаточно просто купить побольше луковиц, а потом продать их, когда цена еще поднимется. Эта нехитрая комбинация, именуемая обычно спекуляцией, стала повальным увлечением и горожан, и крестьян.

В итоге возник механизм самоподстегивающегося спроса. Действительно, чем больший спрос люди предъявляли на луковицы тюльпанов, тем выше поднимались их цены. А чем выше поднимались их цены, тем больше была прибыль цветочных спекулянтов и тем отчетливее голландцы понимали: дело-то верное, зевать нельзя и надо покупать луковиц побольше и поскорее! Так спрос подстегивал цены, а цены – спрос.

Поэтому цены луковиц достигли поднебесной высоты. Сохранившиеся документы свидетельствуют: за луковицу платили до 2500 гульденов. А на такую сумму в то время можно было купить 2 воза пшеницы, 4 воза сена, 4 откормленных быка, столько же откормленных свиней, 12 взрослых овец, 4 бочки пива, 2 бочки сливочного масла, 500 килограммов сыра, кровать, костюм и серебряный кубок.

В этой ситуации купцы за бесценок распродавали свои склады, чтобы побыстрее выручить наличные деньги и пустить их на покупку тюльпанов. Те же, кому денег не хватало, одалживали их у банкиров и ростовщиков с уверенностью, что легко расплатятся потом из «цветочных прибылей».

Иными словами, предложение резко превысило спрос, а, как мы уже знаем, в такой ситуации равновесная цена начинает снижаться. В Голландии же цены тюльпанов просто «рухнули», и люди, еще вчера чувствующие себя богачами, вдруг оказались нищими: многие из них купили луковицы на одолженные деньги, а вернуть-то долг было нечем!

Увы, печальный опыт голландцев не излечил человечество от стремления к быстрому обогащению за счет рискованной игры на колебаниях цен. Правда, со временем люди придумали более изощренные формы такой игры и научились несколько снижать опасность разорения при неудачных спекуляциях.

Расставьте знаки препинания. Дайте общую характеристику предложений. Определите и докажите стилистическую принадлежность текста.

Составьте рассказ по одной из данных ниже ситуаций так, чтобы одна и та же ситуация воспринималась слушателем:

Используйте слова с положительной или отрицательной окраской.

Меня приняли на работу в престижную фирму.

Я понял (а), что моя будущая специальность мне очень нравится (или не нравится).

В России работает все больше иностранных компаний.

Реклама – двигатель торговли.

Приведите слова, обозначающие качества, необходимые специалисту высокого уровня, способствующие профессиональной успешности. Приведите слова, называющие качества, препятствующие этой деятельности.

Напишите сочинение (эссе) о выбранной вами профессии. Обратите внимание на моменты, которые не следует забывать.

Факты из истории, литературы, цитаты, высказывания о данной профессии.

Важность профессии: ее роль и значение, распространенность, редкость.

Состояние дел с этой профессией в России (в других странах, прежде, теперь в будущем).

Отличие (сходство) избранной профессии от других, ее трудности и преимущества (материальные, моральные, духовные). Разные точки зрения на нее.

Какие качества личности потребуются для овладения этой профессией? Что вы для этого сделали (делаете)?

Почему вы выбрали эту профессию, причины, побудившие вас к такому решению (ее преимущества, родители, признание, случай, пример других, ваш характер и т.д.)?

Как вы представляете свое будущее после окончания техникума (учиться в вузе, работать)?

Нормы русского правописания

Цель: актуализация теоретических знаний по орфографии и пунктуации, систематизация и обобщение знаний в соответствии с принципами русской орфографии и пунктуации.

Студент должен знать правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.

Студент должен уметь пользоваться правилами правописания, вариативными знаками препинания.

Вставьте пропущенные буквы в слова с проверяемыми гласными.

А или О: сост…влять план, освещ…нный вопрос, посв…нный открытию, непозв…лительный выбор, достойное вознагр…ждение, произвести впеч…тление, ист…щенный бюджет, вообр…жаемая линия пов…дения, расспр…сить сотрудников, насл…ждаться цифрами, загор…дить здание, погл…щать знания, осв…ение метода.

Вставьте пропущенные буквы в слова с проверяемыми гласными.

Е, И или Я: просв…титель, дост…жение, неисс…каемый, изв…ниться, обл…ченный властью, ст…сненный в средствах, п…чтовое ув…домление, непост…жимый сотрудник, прибл…зительный баланс, прич…нение ущерба, проз…бать в н…щете, объед…нение в союз, см…риться, р..ды пор…дели, земл…тр…сение, сл…паться.

Составьте словосочетания со следующими словами:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *