Авторитарный стиль управления что это

Что такое авторитарный тип руководства?

Стиль управления — тип управленческой работы, который каждый руководитель выбирает самостоятельно. Каждый из стилей отличается наличием особых методов, а также инструментов. В отличие от других стилей, авторитарный характеризуется высоким уровнем дисциплины и соблюдением четких правил.

Авторитарный стиль управления что это. Смотреть фото Авторитарный стиль управления что это. Смотреть картинку Авторитарный стиль управления что это. Картинка про Авторитарный стиль управления что это. Фото Авторитарный стиль управления что это
Что такое авторитарный стиль руководства?

Главным принципом такого стиля является главенство руководства. В данном случае руководитель должен уметь быстро принимать решения, избегая каких-либо возражений или инициативы со стороны сотрудников. Подобный тип руководства является эффективным, когда существуют проблемы в трудовой дисциплине. Однако к недостаткам такого стиля управления можно отнести излишнюю текучесть кадров. Известно достаточно много случаев, когда при использовании авторитарного стиля руководитель приводил организацию в упадок.

Педагогический авторитарный стиль руководства может помочь добиться высокого уровня в области дисциплины и успеваемости учеников. Но если педагог немного переусердствует, это может привести к неблагополучной атмосфере в классе и подавлению воли ученика.

Достоинства и недостатки авторитарного управления

К плюсам данного управления можно отнести эффективность такого руководителя, который не перекладывает ответственность на других. Даже при возникновении кризисных ситуаций он всегда быстро ориентируется, принимая правильные решения. Часто таких руководителей нанимают на работу, когда компания пребывает в упадке, и ее необходимо реанимировать.

Существуют и минусы такого стиля управления, ведь современные люди в эпоху свободы слова и действий не всегда готовы подчиняться кому-либо. Авторитарный подход руководителя может многим прийтись не по душе, поэтому происходит частая смена кадров. Новички же не успевают быстро освоиться, что не лучшим образом сказывается на работе.

Основные ошибки

Применение авторитарного стиля имеет место быть в качестве временного решения проблемы. В противном случае авторитетный руководитель может просто начать злоупотреблять своей должностью, унижая и оскорбляя подчиненных. Сущность данной системы — добиться поставленной цели любыми путями. При этом поощрение в сторону персонала руководитель не использует, а наказания могут принимать неадекватный характер.

Поведение руководителя при авторитарном подходе может резко измениться, и человек просто потеряет самообладание, что приведет к потере кадров. Одно дело, когда руководитель наказывает сотрудника за невыполнение определенных задач, а совсем другое, когда другие сотрудники начинают увольняться из-за страха перед руководством.

Когда авторитарный подход является эффективным?

Авторитарный стиль предполагает явное лидерство, налаживание эффективности работы, помощи в улучшении дисциплины, а также увеличении доходов организации. Авторитарный директор оказывает большую помощь в налаживании рабочего процесса, хоть и применяет для этого достаточно жесткие методы. В крайнем случае на места ушедших работников всегда можно найти других людей, и организация со временем начнет вновь становиться на ноги, стремясь к прогрессу.

Примеры авторитарного стиля руководства

Отличным примером авторитарного руководителя является Генри Форд, который очень тщательно подходил к отбору сотрудников, учитывая все их характеристики. Он был основателем одной из известных компаний, так как мог сконцентрироваться на мелочах, на которые многие просто не обратят внимание. Концентрация на мелочах и стала основным преимуществом в достижении подобных результатов.

Одной из известных компаний является «Крайслер», которая была на грани распада, пока руководящую должность не занял человек, сумевший объединить авторитарный стиль с демократическим. Лишь благодаря усилиям авторитарного руководителя компания смогла соответствовать всем необходимым требованиям, став популярной.

Данный стиль руководства имеет отличное мотивирование, но при этом является противоречивым. Многие считают авторитарный стиль достаточно жестким, так как он подразумевает строгое управление. Тем не менее существует множество примеров, когда этот стиль привел компанию к успеху и отличным результатам.

Авторитарный стиль руководства не рекомендуют применять на постоянной основе, но в качестве временного «спасательного круга» этот стиль является наилучшим выбором. Если компания вот-вот развалиться из-за неправильного подхода руководителя, возможно, лучшим решением станет найм авторитарного начальника. Строить прочные коммуникации в коллективе научит курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив».

Источник

Авторитарный стиль управления: возможности и особенности

Стиль управления – это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным. С ее помощью он влияет на них, направляет и получает тот результат, который необходим для компании. Руководители высокого уровня используют авторитарный стиль периодически или постоянно. Этот вариант влияния на сотрудников один из самых простых и эффективных: не надо проводить долгие беседы, вдаваться в подробные объяснения задач. Путь к результату краток и понятен. Разберем особенности, методы и преимущества авторитарного стиля управления компанией. Поведенческие нюансы, которые нужно соблюдать руководителям и подчиненным, чтобы выйти на эффективную систему оставшись в доверительных и благоприятных отношениях.

Суть авторитарного стиля управления компанией

Авторитаризм характерен для руководителей, которые в принятии решений руководствуются только своими знаниями и компетенциями. Они не интересуются мнением сотрудников, даже если оно конструктивное и взвешенное. Манера передачи информации схожа с армейскими порядками, где есть приказ и неподчинение приведет к последствиям (чаще финансовым, реже к увольнению). Административные рычаги воздействия на подчиненных здесь имеют особое значение и используются постоянно. Такие люди у руля компании привыкли решать все самостоятельно, не опираясь на знания и опыт людей рядом.

Еще один вариант, чуть мягче, когда управленец играет роль наставника, мудрого «отца» коллектива. Он выслушивает идеи, предложения, но пользуется ими чрезвычайно редко. Полноценно истинное положение дел раскрывается в критичной ситуации, когда надо действовать быстро. Начальник переходит на приказной порядок действий, не принимая возражений и предостережений.

В результате, если руководитель действительно компетентен и грамотен, компания держится на плаву и может успешно существовать. Но часто один человек не может разбираться во всей специфике досконально, появляются мелкие проблемы, накапливающиеся как снежный ком. Ответственность за все авторитарный управленец берет на себя, любые неудачи будут восприниматься критично, а иногда с тихой радостью подчиненных. Психологический климат в команде оставляет желать лучшего, работа под постоянным давлением не приносит удовольствия, отсутствует прогресс и желание мыслить со стороны сотрудников. Самое печальное, что оставшись без управляющего даже на короткий срок, коллектив не в состоянии решать текущие вопросы. Нередко для этого отсутствуют полномочия, есть боязнь получить взыскание за неверно принятое решение.

Авторитарный управленец самостоятельно планирует, расставляет задачи, следит за их исполнением, вносит корректировки, оценивает результат. Ему самому приходится исправлять собственные ошибки, тратить огромное количество времени на решение текущих задач.

Преимущества авторитарного стиля в управлении

При авторитарном стиле руководства каждый сотрудник знает, за что отвечает, у него нет задачи придумывать новое, внедрять или следить за общим результатом. Создается четкая, грамотная система.

Чем рискует руководитель

Если строгий стиль управления выводится как постоянная схема, управленец рискует получить негативные последствия.

Руководитель находится в состоянии стресса, сотрудники не доверяют ему и коллегам, нет возможности творчества и развития.

Какой тактики рекомендуется придерживаться

Если авторитарный стиль управления выбран как постоянный, руководителю рекомендуется действовать последовательно:

Обратная связь для сотрудников всегда имеет значение, особенно если она благожелательная. Даже в сочетании с авторитарным стилем управления, позитивная коммуникация создаст здоровую рабочую атмосферу и снизит психологическое напряжение.

Когда необходим авторитарный стиль

Строгость и приказной порядок уместен как временная мера, направленная на установление порядка в коллективе при открытии новой организации или для решения важной задачи в короткие сроки. В последнем случае от руководителя требуется уверенность в собственных действиях и объемная подготовка. Жесткие меры помогают восстановить дисциплину, выровнять финансовые показатели, формируют личность самого управленца.

Как постоянное поведение руководителя, такая тактика доставляет массу сложностей. Принятие авторитарного стиля как основного допустима для профессионала, готового жертвовать всем и постоянно повышать свою компетенцию. Интересно, что грамотные, но авторитарные управленцы, по статистике, больше ценятся подчиненными, чем их либеральные коллеги.

Примеры

Удачный пример слияния либерального и авторитарного стиля в управлении: Марк Цукерберг и Facebook. Как руководитель он очень тщательно относится к подбору персонала, компания имеет небольшой штат и строгую иерархию задач внутри. При найме он руководствуется принципом: «Я должен захотеть сам работать у этого человека». Все решения Марк выносит единолично, но активно принимает креативные идеи, отличается строгими правилами. Например, вынес запрет руководящему составу на использование в рабочих процессах iPhone.

Подобным стилем отличался и Стив Джобс, который считал себя единоличным лидером. Генеральный директор Apple контролировал все процессы от создания идеи до фактического выпуска продукта на рынок.

Генри Форд считается классическим примером чистого авторитаризма в управлении. Для него сотрудники были лишь винтиками в системе. При найме он досконально изучал биографию кандидата. Ни о каком принятии сторонних идей и мнений речи не стояло, только конкретное выполнение задачи, без отклонений от поставленного плана.

Менеджер компании Крайслер, нанятый в период падения производства, смог вывести организацию на прежний уровень в кратчайшие сроки. В результате его смешанного стиля либерализма и авторитаризма, автомобильная промышленность обрела нового лидера сферы, отличающегося качеством и дизайном.

Авторитарный стиль управления приемлем, если руководитель уверен в себе, обладает знаниями, готов посвящать работе много времени. Рекомендуется, как минимум, давать обратную связь сотрудникам (положительную), чтобы сохранить ценные кадры. Система может существовать в команде, где все звенья ценят иерархию и готовы четко следовать своей задаче, опираясь на мнение начальства.

Источник

Плюсы и минусы авторитарного стиля руководства: когда включать тирана

Из этого материала вы узнаете:

Выбирая способы управления коллективом, необходимо понимать плюсы и минусы авторитарного стиля руководства. Несмотря на век открытости и демократичности, этот метод не утратил своей актуальности и до сих пор используется в некоторых крупных компаниях.

При этом нужно понимать, что использование одного стиля руководства на долгий период способно повлечь падение производительности, поэтому авторитарный подход может применяться как временная мера для встряски. В нашей статье мы расскажем, какие преимущества и недостатки есть у такого стиля управления, каким правилам он должен отвечать и приведем в пример всемирно известные компании, которые используют жесткие методы руководства подчиненными.

Виды и характеристики авторитарного стиля руководства

Прежде чем применять такие методы, нужно иметь безоговорочный авторитет у подчиненных. При данном стиле управления компания работает по следующим принципам:

Авторитарный стиль управления что это. Смотреть фото Авторитарный стиль управления что это. Смотреть картинку Авторитарный стиль управления что это. Картинка про Авторитарный стиль управления что это. Фото Авторитарный стиль управления что это

Управленцы, склонные к авторитарности, достаточно строги к своим сотрудникам. Время от времени их напор ослабевает, и они играют роль наставника. Начальник может обсудить новаторские предложения подчиненных и ценные идеи по решению задач, но не воспользоваться ими.

Сегодня жесткость и категоричность в управлении – явление нечастое, поскольку в основном в организациях преобладает паритетность и поддержка. Такой подход поможет проявить способности сотрудников и мотивировать их на трудовые достижения.

Авторитарный стиль управления что это. Смотреть фото Авторитарный стиль управления что это. Смотреть картинку Авторитарный стиль управления что это. Картинка про Авторитарный стиль управления что это. Фото Авторитарный стиль управления что это

В этой статье мы назовем плюсы и минусы авторитарного стиля руководства, но для начала перечислим его виды:

6 правил авторитарного руководителя

Если вы добились уважения в коллективе, придерживайтесь ваших правил. Составьте перечень вещей, недопустимых при общении с подчиненными. Например, вы против опозданий персонала на работу. Скажите это людям. Иной вопрос – какие меры пресечения избрать.

Здесь важно никогда не отступать от личных убеждений. Стоит лишь единожды простить сотруднику грешок и не наказать его материально, ваш принцип сразу прекратит влиять на коллектив. Но не переусердствуйте с такими правилами. Если их будет более пяти, вы превратитесь в деспотичного начальника для подчиненных. Но это вам не нужно.

Установите для собраний длительность, к примеру полчаса. Если какие-то вопросы нужно обсуждать намного дольше, считайте это исключением из правил. Зная о том, что совещание продлится 30 минут, сотрудники будут укладываться в этот промежуток. Выделите им на размышления час – они используют все предоставленное время. Дайте людям бессрочное задание – его не выполнят и через день.

Иногда конфликты в коллективе приносят пользу, и не нужно их бояться. Порою даже ссора подчиненных может стать причиной для здоровой конкуренции. И если грамотно поддерживать противоборство, оно улучшит производительность труда.

Если кем-то из работников предложено отличное решение проблемы, не присваивайте его успех себе и не приписывайте к достижениям всей команды. Так вы отобьете у людей желание инициировать идеи, хуже того – стремление к ударному труду.

Старайтесь относиться одинаково ко всем своим работникам и сторонитесь панибратства. Каждый должен уважать вас как руководителя. При общении держите подчиненных на одной дистанции без всяких исключений. Даже если с кем-то вы поддерживаете отношения вне работы, договоритесь соблюдать в компании субординацию. Дружить вы можете и на досуге.

Авторитарный стиль управления что это. Смотреть фото Авторитарный стиль управления что это. Смотреть картинку Авторитарный стиль управления что это. Картинка про Авторитарный стиль управления что это. Фото Авторитарный стиль управления что это

Усвойте для себя, что каждый подчиненный должен получать справедливую оценку своих действий. Если он ошибся, не жалейте его как ребенка. Человек должен отвечать за то, что сделал, и сознавать ответственность за результат.

Аналогично действуйте и в случае успеха: старательность и достижения работников должны вознаграждаться. Как это сделать (финансово или морально), выбирайте сами. Если человек достиг высоких результатов, не притворяйтесь, что у вас так принято работать. Эмоциональная поддержка необходима в каждом коллективе, она активизирует людей на эффективный труд.

Плюсы и минусы авторитарного стиля руководства

Назовем главные плюсы и минусы авторитарного стиля руководства. Подобный метод управления способен обеспечить:

Когда руководитель имеет опыт и достаточный уровень знаний, уравновешен, действует обдуманно, может создать для персонала стабильные условия труда без риска потерять работу, то уважение к нему будет расти до безграничности.

Стиль этих управленцев, успешно завершающих проекты и отвечающих за все дела в своей компании, заслуживает одобрения многих экспертов. В то время как слабые звенья приносят людям дискомфорт.

Авторитарный стиль управления что это. Смотреть фото Авторитарный стиль управления что это. Смотреть картинку Авторитарный стиль управления что это. Картинка про Авторитарный стиль управления что это. Фото Авторитарный стиль управления что это

На протяжении последних лет статистика находится на стороне авторитарного режима руководства. Большинство трудящихся хотят работать под началом грамотного, строгого, но объективного начальника вместо беспринципного либерала.

Одновременно с эффективностью организации труда авторитарный стиль имеет много минусов. Перечислим типичные из них:

В таком режиме люди не хотят расти и обучаться в профессиональном плане. У них теряется способность к принятию серьезных решений. Не имея ясно обозначенных задач, сотрудники, как правило, не понимают, что и как им нужно делать.

Рассмотрев плюсы и минусы авторитарного стиля руководства, приходим к мнению о том, что перспективы данного подхода краткосрочны. Если долго пользоваться этим методом, то обязательно возникнут сложности с созданием сплоченной, дружной, слаженной команды. Как результат – текучесть кадров, что свидетельствует о проблемах в управлении производством.

Зачастую большинство талантливых специалистов не выдерживает сложной обстановки в компаниях с авторитарным стилем менеджмента. А предприятие рискует разогнать столь ценных кадров, чтобы остаться с неактивными приспособленцами, которые не в силах обойтись без четких указаний. Слабое место этой ситуации – отсутствие сотрудников, способных принимать разумные оперативные решения вместо начальника, когда он недоступен.

Авторитарные руководители, предпочитающие только властный стиль, рискуют истощить свои ресурсы. Они все время чувствуют усталость от бесконечных стрессов и большого груза обязательств, собственноручно взятых на себя. У них случаются проблемы со здоровьем, нелады в семье и прочие критические ситуации.

Авторитарный стиль управления что это. Смотреть фото Авторитарный стиль управления что это. Смотреть картинку Авторитарный стиль управления что это. Картинка про Авторитарный стиль управления что это. Фото Авторитарный стиль управления что это

Ситуации, когда авторитарный стиль управления оправдан

Бывают случаи, когда авторитарный метод руководства все же приносит позитивный результат.

Михаил Дашкиев о Сергее Азимове

В подобных случаях отлично работают личные распоряжения и взыскания, налагаемые за невыполнение задач. Это помогает проходить период становления.

Сегодня существует множество примеров авторитарных стилей управления людьми. Таков известный всем Марк Цукерберг, который основал Facebook. По отзывам его соратников, он властный управленец, который самолично подбирает персонал для своей фирмы. При этом он ссылается на то, что должен сам хотеть работать с данным человеком. Несмотря на личное принятие решений и строгие регламенты, Цукерберг лоялен к креативным предложениям.

Аналогичным стилем пользовался и Стив Джобс, который создал фирму Apple. Он персонально контролировал все то, что выпускается компанией: от разработки до фактического производства и поступления на рынок. Какие методы там практикуются сейчас, никто не знает. Наверное, его преемник предпочел уже испытанный подход к процессу управления, поскольку Apple и сейчас лидирует на мировом рынке.

Несмотря на все плюсы и минусы авторитарного стиля руководства, помните, что он приемлем для уверенных в себе и опытных администраторов, готовых основное время отдавать работе. Для самодуров это путь в никуда.

Получите персональный аудит отдела продаж от Сергея Азимова для 3-кратного роста продаж в 2021 году совершенно бесплатно

Источник

Стили управления персоналом в компании: какой лучше выбрать

Авторитарный стиль управления что это. Смотреть фото Авторитарный стиль управления что это. Смотреть картинку Авторитарный стиль управления что это. Картинка про Авторитарный стиль управления что это. Фото Авторитарный стиль управления что это

Содержание статьи

Дуглас Макгрегор — американский социальный психолог — выпустил в 1960 году книгу The Human Side of Enterprise, в которой рассказал о двух видах менеджмента персонала. Они основаны на теориях X и Y:

На основе этих теорий были предложены два стиля управления персоналом — авторитарный и демократический.

Другие специалисты позже развивали теории Макгрегора и предлагали другие стили. Сегодня чаще всего используют классификацию на авторитарный, демократический, товарищеский, индивидуальный и универсальный стили. Разбираемся, в чем их отличия и какой из них лучше использовать.

1. Авторитарный стиль управления персоналом

Его часто ассоциируют с высказыванием «Я — начальник, ты — дурак». Менеджмент в компании строится по принципам жесткой дисциплины, беспрекословного подчинения руководству и централизации власти.

В авторитарном стиле управления руководители единолично принимают все решения на основании данных управленческого учета, не прислушиваясь к мнению подчиненных и не спрашивая его. Чаще всего они привыкли регламентировать все процессы и требуют жесткой дисциплины от подчиненных. Обязанности строго распределены, а в компании есть четкая и понятная иерархия.

Если руководитель использует только авторитарный стиль управления, он может быть резким в суждениях и не воспринимающим критику. В компании всего два правила: первое — начальник всегда прав, второе — смотри пункт первый. Это своего рода диктатура, которая оправдана в некоторых ситуациях.

Мотивация персонала при авторитарном стиле управления строится на наказаниях и штрафах. Их получают за малейшие отклонения от алгоритмов или невыполнение установленных KPI (ключевых показателях эффективности).

Коммуникации в компании только вертикальные: руководитель ставит задачи и принимает их выполнение, не обсуждая нюансы с подчиненными. Из-за этого сотрудникам сложно донести что-то руководству, даже если это важно для дальнейшего развития компании. Менеджеры, практикующие авторитарный стиль, не общаются с персоналом не только в работе — они не интересуются их личностными качествами, проблемами, успехами.

Плюсы авторитарного стиля управления

Минусы авторитарного стиля управления

2. Демократический стиль управления персоналом

Демократический (демократичный) стиль — полная противоположность авторитарному. Персонал тоже подчиняется руководителю и власть централизована, но в коллективе есть свободное общение.

Руководители контролируют не столько сами процессы, сколько результат. Они обеспечивают персонал всем необходимым для работы, при этом у сотрудников есть относительная свобода действий. Менеджеры выступают скорее в роли координаторов и могут распределять задачи, учитывая желание и компетенции работников, и помогать в случае необходимости, но не делать работу за специалистов.

Менеджеры, использующие демократичный стиль управления, готовы выслушивать идеи и предложения от сотрудников. Они устраивают планерки или общаются с работниками лично, учитывают обратную связь и стремятся сделать так, чтобы всем было комфортно.

Демократичные руководители обычно общительны и дружелюбны, но в стрессовых ситуациях способны требовать жесткой дисциплины и беспрекословного подчинения.

Способы мотивации персонала при демократическом стиле управления связаны с поощрениями. Обычно в компаниях вводят KPI и премируют за их выполнение, дополнительно работая над корпоративным обучением, карьерным ростом, развитием сотрудников и другими методами нематериальной мотивации.

Коммуникации в компании горизонтальные — сотрудники разных отделов легко обмениваются информацией и могут обращаться за ней к руководству. Общение деловое, но свободное. Также руководители при демократичном стиле обычно приветствуют неформальное общение между коллегами и проводят мероприятия для сплочения коллектива: устраивают корпоративы, отмечают праздники, покупают настольные игры в офис. Примеры коммуникаций для ПланФакта привела Елена Миронова, генеральный директор компании Eaton в России и Казахстане:

«Наш стиль управления я бы назвала демократичным с элементами креатива. Совершенно точно нельзя сказать, что мы практикуем авторитарный стиль. Это не соответствует нашей бизнес-модели, да и в целом в современной компании, занятой в высокотехнологичной сфере, директивное руководство может скорее навредить, чем помочь. При демократичном стиле руководство делает опору на горизонтальные связи в компании и командную работу.

Приведу пример: наша команда работает с тремя группами партнеров. На всех направлениях стоят разные люди, которые доносят ключевые факторы успеха до руководства. Вышестоящее руководство не может знать, как работать с каждым типом клиента, поэтому оно не может быть авторитарным. Соответственно, в руководстве мы поощряем вовлеченность специалистов.

Особую роль в формировании стиля управления играет корпоративная культура Eaton. Для нас особенно важны горизонтальные связи. Мы часть восточноевропейского отделения Eaton, в котором есть такие же три направления работы с партнёрами, как у нас в России. Соответственно, у менеджеров всех трёх направлений есть, условного говоря, «собрат» (peer), который занимается такой же работой, но на международном уровне. Мы налаживаем коммуникацию между подразделением в России и головным офисом, постоянно обмениваясь опытом, идеями и знаниям. Это позволяет нам оперативно улучшать бизнес-процессы, а сотрудникам развиваться, используя практики из разных стран мира.

Еще один пример горизонтальных коммуникаций — корпоративная программа E-Star. Это наша платформа, которая позволяет любому сотруднику выразить свою благодарность другому за хорошую идею, удачное выполнение задачи, достижение цели и т. п. Когда сотрудник даёт кому-то E-Star, это видят руководители обоих. Такие оценки поощряются, иногда материально. С одной стороны, это помогает нам «вылавливать» хорошие идеи и практики, с другой стороны, это повышает лояльность работников компании, удовлетворенность от их деятельности, стимулирует позитивную оценку сотрудниками друг друга. В целом по всей корпорации Eaton 82% сотрудников вовлечены в программу E-Star, и за время эксперимента она дала свои плоды. По нашим подсчетам, вероятность ухода из компании участников программы в два раза меньше, чем у тех, кто в неё не включён»

Плюсы демократического стиля управления

Минусы демократического стиля управления

3. Товарищеский стиль управления персоналом

Лояльная форма демократического стиля. В компаниях, использующих ее, сложно выявить четкую иерархию. Часто возникают проблемы с дисциплиной.

Приверженцы товарищеского стиля управления свободно обсуждают с подчиненными внутренние дела компании, иногда даже если это не нужно. Они приветствуют неформальное общение не только внутри коллектива, но и с собой. Могут ставить задачи и помогать подчиненным выполнять их, при этом у работников максимальная свобода действий.

Менеджер, использующий товарищеский стиль управления — «свой человек». Сотрудники компании могут легко передать ему часть своей работы, отпроситься на пару дней с сохранением оклада или выпить пива после работы.

Классическая система мотивации при товарищеском стиле управления не приживается. Руководитель может попытаться ввести систему штрафов или поощрять за выполнение (перевыполнение) KPI, но практической пользы в этом мало. Работники не воспринимают его как начальника, поэтому выполняют задачи в удобном для них темпе.

Общение внутри коллектива и с руководителем строится на равных. Менеджер фактически не показывает свою власть и общается с подчиненными, как с друзьями. Из-за этого сотрудники расслабляются и могут срывать сроки или выполнять работу некачественно.

Плюсы товарищеского стиля управления

Минусы товарищеского стиля управления

4. Индивидуальный стиль управления персоналом

Это стиль, в котором руководитель ищет персональный подход к каждому сотруднику. Он много общается с людьми и стремится сделать так, чтобы каждому было комфортно.

При индивидуальном стиле управления менеджеры ставят задачи и требуют их выполнения точно в срок. Но также они могут выслушать и принять идеи сотрудника, если посчитают их достойными, или пойти навстречу и немного изменить условия проекта.

Мотивация в индивидуальном стиле управления персоналом может быть разной — руководитель использует нематериальные и материальные методы, поощрения и наказания. Он подбирает их персонально для отделов или конкретных сотрудников, чтобы максимально повысить эффективность труда.

Стили общения с подчиненными могут быть разными. Обычно руководители выстраивают доверительные отношения, стремясь сохранить при этом субординацию. Они могут устраивать вечера для общения, корпоративы и другие мероприятия, сплачивающие коллектив. О своем опыте нам рассказал Евгений Свешников, СЕО группы компаний Smart:

«Я использую индивидуальный подход к людям, потому что для каждого сотрудника, в зависимости от устройства его нервной системы и темперамента, необходим разный стиль управления.

С помощью смешанной системы можно найти подход ко всем людям в компании, что позволяет держать команду в тонусе. Например, в ситуациях, когда нельзя медлить, я быстро ориентируюсь и прибегаю к авторитарному стилю. Но я всегда открыт для новых идей и предложений от сотрудников, если это пойдет на благо общему делу.
Для меня важно, чтобы руководители отделов видели ситуацию в целом и предлагали решение того, что нужно сделать для достижения наших целей. У нас есть общее направление, и каждый руководитель реализует его так, как он это видит.

Конечно, в нише Soft, в отличие от производства, не приветствуется использование авторитарного стиля. Мало кто из умных и талантливых людей будет воспринимать жесткие рамки, поэтому в будущем я бы хотел прийти к тому, чтобы каждый руководитель отдела в нашей компании придерживался больше демократического стиля, чем авторитарного»

Плюсы индивидуального стиля управления

Минусы индивидуального стиля управления

5. Универсальный стиль управления персоналом

Главный принцип такого менеджмента заключается в том, что у руководителя нет четкого стиля управления персоналом. Он может использовать разные подходы в зависимости от:

Универсальный стиль управления подразумевает сменяемость техник и подходов. Руководитель может утром жестко выступить на планерке, чтобы поставить конкретную задачу и замотивировать на выполнение плана, днем найти индивидуальный подход, чтобы понять причины падения KPI у сотрудника, а после обеда устроить мозговой штурм для решения очередной задачи.

Благодаря отсутствию конкретного стиля, менеджмент удачно сочетает в себе преимущества всех вышеупомянутых. Именно поэтому большинство руководителей используют его. Сергей Наседкин, руководитель офиса компании ЦКТ в Москве, рассказал блогу ПланФакта о своем опыте:

«У нас нет ярко выраженного определенного стиля, мы используем все по чуть-чуть. К примеру, в бухгалтерии чаще используем авторитарный и авторитетный стиль: того требует направление, приходится часто говорить, как нужно делать, без оглядки на мнение сотрудников этого направления. Также используем его в отделе логистики и доставки. А вот в направлении продаж и маркетинга гораздо чаще используется демократичный или даже товарищеский стиль, в этих направлениях зачастую собираются основные движущие силы компании, идет диалог и поиск оптимального решения и построения рабочего процесса. Наш стиль можно назвать универсальным.

В универсальном способе основной плюс один, это гибкость — в нынешних условиях рынка это важная положительная черта. Минус такого стиля — это сложность переключения между подходами, это нужно в себе нарабатывать и учиться этому»

Есть и другие стили управления. Например, так называемый «американский стиль» подразумевает под собой создание здоровой конкуренции в коллективе и нацеленность на конкретный результат. Японский отличается созданием условий труда, при которых сотрудники смогут работать в компании всю жизнь. О бирюзовом стиле рассказала Ольга Шеина, исполнительный директор ГК «Профиланс»:

«У нас бирюзовый стиль управления — это когда сотрудник сам себе планировщик и контролер, задачи придумывает сам и сам их выполняет. Когда-то наша команда состояла из нескольких человек. Тогда работа строилась на доверии, на том, что каждый человек индивидуален, заряжен на результат, ответственен и соблюдает договоренности и обещания. И поэтому мы стремительно росли. И даже когда нас стало 70+, принцип управления остался тем же.

Плюс в таком подходе — команда отвечает взаимностью, она открыта к работе, ее не ограничивают рамки, нет нервов. Руководитель от этого только выигрывает, так как весь ресурс человека направлен на работу, а не бюрократию и отстаивание интересов.

Минусов как таковых нет, потому что в таком стиле управления можно вовремя устранить возникающие сложности. Сотрудники понимают, что они отвечают за свои задачи и рабочее время, отчитываются ежемесячно о прогрессе. Это помогает руководителю быть в курсе событий, а работникам брать на себя ответственность»

Как выбрать оптимальный стиль управления персоналом

Выбор стиля во многом зависит от личности и характера руководителя. Жесткий по природе менеджер вряд ли сможет эффективно применить демократический стиль, а мягкий человек — авторитарный. Также выбор обусловлен другими факторами:

В рамках одной компании ниши, команды и задачи могут отличаться, поэтому можно подбирать стиль под каждую ситуацию. Об этом рассказал Борис Сысоев, основатель HR стартапа myresume.ru, специалист по отбору и развитию персонала:

«Руководитель должен обладать развитым социальным интеллектом. В управлении персоналом приходится постоянно применять политику лавирования, понимать, где и какой стиль стоит применять. Например, в период неопределенности, чтобы спасти бизнес, нужно показывать свой авторитет: жестко принимать решения, ставить цели, контролировать сроки их исполнения. Когда в коллективе идет творческий процесс или стоит задача вывести компанию на новый уровень, лучше действовать более демократично.

Выбор стратегии управления зависит и от того, кто находится в подчинении. В моей команде работают разные по характеру люди. У одних есть проблемы с трудовой дисциплиной, но мне нравится то, какой результат эти специалисты могут показать «на выходе». Им нужна «твердая рука» начальника, иначе они просто не способны работать эффективно. Другие сотрудники могут сами организовать свою деятельность, поэтому к ним уместен демократический подход. Но в таком управлении следует соблюдать тонкую грань между профессиональными и личными взаимоотношениями. Однозначно необходимо исключать панибратство. Я считаю, что дружба между руководителем и сотрудником либо двумя менеджерами возможна, но только если она не переходит определенные рамки»

Каждый руководитель подбирает стиль, который ему соответствует. Чаще всего это универсальный стиль, потому что именно он позволяет получать наибольшую эффективность. Так считает Татьяна Мельничук, владелица международной IT-рекрутинговой компании Lucky Hunter:

«Я не работаю по какой-то конкретной методике. Главное, чтобы условия сотрудничества с командой носили взаимовыгодный характер, а любое взаимодействие строилось на комфортном общении. Каждый сотрудник может высказываться по любому вопросу, предлагать идеи по улучшению совместной работы. Со своей стороны я стараюсь прислушиваться к мнению команды, и, если это возможно, вношу корректировки в работу, основываясь на пожеланиях коллектива.

Все же, поскольку полная ответственность за принятые решения и действия лежит на компании, я стараюсь найти наиболее выгодное решение, которое удовлетворит как сотрудника, так и компанию. Важно говорить обо всем открыто и вовремя, не дожидаясь момента, когда эмоции возьмут верх над ситуацией. Несмотря на то что у нас чисто женский коллектив, у нас практически не бывает конфликтов: каждый сотрудник приносит пользу (как материальную, так и эмоциональную) компании, при этом работая в комфортной, легкой обстановке»

В универсальном стиле управления персоналом, выбранном руководителем, могут преобладать конкретные методики и подходе. Таким опытом с ПланФактом поделилась Ирина Яшунина, операционный директор ДЛЛ «Лизинг»:

«Для меня основным стилем руководства является демократический. Но конечно, бывают ситуации, когда компании нужно сделать шаги, которые не слишком нравятся сотрудникам (обязательная вакцинация, например, как наиболее свежий и больной вопрос) — тогда приходится «включать» авторитарный стиль. Но я стараюсь все-таки первым делом убедить людей, объяснить им плюсы и необходимость того или иного решения. И только если это не помогает, включаю авторитаризм. Но здесь нужно понимать, что для команды, где долгое время был демократический стиль общения с руководством, может быть очень болезненным переход на авторитарный. Не все смогут это принять. Здесь руководителю нужно быть аккуратным, не пережимать, иначе можно лишиться ценных сотрудников.

Стиль стоит менять, если требуют обстоятельства, например, новая для вас команда расслаблена и вообще не эффективна. Тогда чтобы наладить работу, стиль руководителя должен стать более жестким, а далее при нормализации ситуации можно вернуться в более комфортное русло»

Даже при демократическом стиле управления персоналом в коллективе могут быть недовольные люди, а при авторитарном стиле компания может показывать только убытки. Главное, чтобы сотрудники вовремя выполняли поставленные задачи, прибыль росла, а форс-мажоров было как можно меньше. Поэтому важен не стиль, а качества самого руководителя — так считает Андрей Тысленко, генеральный директор исследовательской компании «Фаисом-лаборатория»:

«Удачно или неудачно выбранная манера поведения в зависимости от обстановки не имеет никакого значения, если у человека нет таких качеств: высокого уровня культуры, образования, компетентности и объективности.
Под компетентностью я понимаю в первую очередь профессионализм, причем профессионализм как специалиста, так и как руководителя. Какая бы манера ни была у человека, ему ничего не поможет, если нет уровня культуры и профессионализма.

Вторая составляющая — объективность. Если человек не реализует ожидания людей с точки зрения справедливости, то все его поведенческие сценарии не имеют значения.

Актёрство бессмысленно без профессиональной режиссуры и режиссёра. Вот режиссура и режиссер здесь — это в первую очередь профессионализм, компетентность и объективность»

Управлять персоналом нужно так, как комфортно вам и команде в данный момент. Тестируйте разные подходы, и со временем выработаете свой универсальный стиль, который принесет хорошие плоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *