Айкидо айкикай что это
Айкидо Айкикай
Что такое айкидо Айкикай?
Разминка перед тренировкой под руководством Основателя в Айкидо Айкикай Хомбу Додзё.
Если в поисковых системах Интернета начать искать информацию про айкидо, вскоре окажется, что к названию этого боевого искусства обязательно прикрепляется уточняющее слово, например: айкидо Айкикай, айкидо Ёсинкан, Син-син-тоицу айкидо и многие другие наименования. Глядя на такое разнообразие, невольно задаешься вопросом: «а какое же из этих видов айкидо является тем боевым искусством, которое создал и преподавал основатель айкидо Морихэй Уэсиба?».
Первое документальное употребление названия «айкидо» относится к февралю 1942 года. А в феврале 1948 года, после снятия запрета на преподавание боевых искусств в Японии, наложенного после Второй мировой войны объединенными оккупационными властями, Морихэй Уэсиба получил официальное правительственное разрешение учредить общественную организацию – фонд (федерацию) Айкикай (дословно «Общество Айки»). Эта организация существует и сегодня.
Чтобы выделить именно классическое направление айкидо Морихэя Уэсибы /. / его и стали называть «айкидо Айкикай»
С момента создания Фонда Айкикай его деятельность заключалась в развитии и распространении боевого искусства айкидо, созданного Морихэем Уэсибой; тогда же сформировалось и словосочетание «айкидо Айкикай». Тем не менее, в то время боевое искусство мастера Уэсибы по-прежнему называли просто «айкидо», поскольку никаких других направлений и стилей не существовало. Позднее некоторые из старших учениов Основателя начали создавать свои направления айкидо; так, Годзо Сиода создал айкидо Ёсинкан, Коити Тохэй – Син-син-тоицу айкидо, Кэндзи Томики – Томики айкидо. Всего сегодня насчитывается до 30 различных стилей айкидо. Чтобы выделить именно классическое направление айкидо Морихэя Уэсибы на фоне такого многообразия, его и стали называть «айкидо Айкикай».
Структура школ айкидо Айкикай
Руководство структурой Айкикай традиционно передается по наследству. От Основателя, который был главой организации до конца жизни (1969), пост главы школы перешел к его сыну, Киссёмару Уэсибе, возглавлявшему Фонд до 1999 года, а затем к внуку, Моритэру Уэсибе, который сегодня является руководителем всей организации Айкикай. Все руководители Айкикай носят статус «Досю» (в буквальном переводе – «хранитель пути»), поэтому Моритэру Уэсиба называют «Третьим Досю», а его преемник – Мицутеру Уэсиба, правнук основателя айкидо, – должен стать Четвертым Досю.
О профессионализме и надежности той или иной школы айкидо Айкикай можно судить по наличию у нее куратора из числа преподавателей (сиханов) Хомбу Додзё и сертификата официального признания Айкикай. Школа может получить такое признание либо посредством вступления в Международную Федерацию Айкидо, либо непосредственно от Досю, что, разумеется, более почетно.
Структура Айкикай включает следующие основные направления:
С распространением айкидо за пределы Японии (в первую очередь в США и Францию), в 1976 году внутри структуры Айкикай была создана Международная Федерация Айкидо (IAF – International Aikido Federation), президентом которой является Досю. Международная Федерация Айкидо осуществляет поддержку национальных федераций, проводит различные форумы и встречи для поддержки связи различных организаций айкидо с Хомбу Додзё, обеспечивает представление айкидо на Всемирных играх боевых искусств.
При подготовке статьи использовались материалы:
История возникновения и стили Айкидо
Айкидо является продолжением древнего боевого искусства будо, которое сочетает в себе техники самообороны и философию гармонии духа. Название пишется тремя иероглифами: ай – гармония, ки – энергия, до – путь, что в сочетании переводится как путь к гармонии духа.
Основателем японского боевого искусства является Морихэй Уэсиба, который родиося в 1883 году и прошел трудный жизненный путь. С детства Морихэй увлекался физическим развитием и борьбой, несмотря на то, чтобы довольно слабым. Именно Целеустремленность и сила духа сделали из слабого мальчика стойкого и сильного мужчину. Развивая Айкидо в течение всей своей жизни, Морихэй стал одним из величайших мастеров.
Современное Айкидо зародилось в 1920-x гг. и постоянно изменялось, дополняясь более совершенными техниками и приемами. В начале пути, далеко не каждый имел доступ к традиционному японскому боевому искусству, заниматься им могли лишь проверенные люди. После второй мировой войны Уэсиба систематизировал и усовершенствовал Айкидо и сделал его более доступным.
Стили и направления Айкидо
В самом начале развития, Айкидо не предполагало разделения на какие-либо стили, это было независимое совершенное искусство, но со временем это все же произошло. Ученики Морихея начинали открывать свои школы и каждый из них трансформировал Айкидо как он его видит. После смерти мастера школы начали открывать ученики учеников Морихея, поэтому айкидо сильно трансформировалось и преобразовалось во множество направлений.
Сегодня существует более 30 направлений Айкидо. Самые распространенные:
В России первая федерация Айкидо появилась благодаря Дмитрию Байдеру, который привез это боевое искусство из Японии в Москву в 1990 году. На данный момент федерация насчитывает более 30 залов в Москве, Московской области, Туле и Смоленске.
Айкидо — что это за спорт
Единым принципом всех техник айкидо является использование силы противника против него самого.
Чем больше энергии противник вкладывает в атаку, тем сильнее происходит контратака.
В данной статье мы рассмотрим ключевые отличия между стилями Айкикай и Есинкан Айкидо.
Центральная линия
Буквально с первых минут занятий Ёсинкан Айкидо новичков обучают важнейшему принципу боевых искусств — концентрации на Центральной линии (СичуРёку – японский).
В процессе тренировок в Есинкан уделяется большое внимание формированию этой Центральной линии, основным методом которого, является базовые передвижения Кихон Доса. Кихон-Доса состоит из 6-ти движений Ката выполняющихся по принципу Ичи (ЯН) и Ни (ИНЬ):
Выполнение Ката начинается с базовой стойки Камаэ. Выход в Камаэ уже включает в себя элемент фокусировки на Центральной линии ноги и руки при выходе в базовую стойку образуют устойчивый «Треугольник».
Камаэ бывает правосторонним (Миги камаэ) и левосторонним(Хидари камаэ). Камаэ. Таким образом на фундаменте состоящем из сильной базовой стойки Камаэ и передвижений Кихон-Доса Кихон строятся все дальнейшее обучения многочисленным приемам Ёсинкан Айки-До.
Наличие Ката Кихон-Доса, делает стиль Ёсинкан более интенсивным и требует большей физической выносливости и, соответственно, занятия носят более силовой характер.
В Айкидо Акикай принципу работы центральной линии не обучают, специального базового комплекса Ката нет, занятия проходят в спокойном режиме без интенсивных физических нагрузок. Обычно после разминки сразу начинается отработка приемов.
Самостраховка
В Хомбу-Додзё Айкидо Есинкан, группой педагогов-тренеров были разработаны специальные методы самостраховки при падении (Укеми).
Такие методы позволяют начинающим поэтапно шаг за шагом осваивать более сложные виды страховки (высокие) максимально предохраняя обучающихся от получения травм.
Принципы и методы обучения взрослых и детей правильной страховке в Есинкан едины.
В Айкикай специально разработанной адаптированной для начинающих самостраховки нет, что повышает вероятность получения травм. Вообще страховка в Айкикай является секретом доступным только с определенного момента.
Дисциплина в зале
В залах Ёсинкан дисциплина один из основополагающих принципов, порядок на парных и групповых техниках позволяет глубже погружаться в процесс обучения и достигать высокого уровня концентрации сознания.
Строгая дисциплина в Ёсинкан помогает поддерживать высокий уровень безопасности и минимизировать риск получения травм спортсменами.
В залах Айкикай занятия проходят в более мягком режиме. Например, в Ёсинкан ученикам строго запрещается разговаривать во время процесса отработки приемов и самого занятия.
В Айкикай таких жестких требований нет, ученикам разрешается разговаривать в процессе тренировки. Как следствие, из-за отсутствия дисциплины в изучении боевых искусств резко снижается уровень подготовки.
Куда отдать ребенка
Если Вы выбираете в какую секцию айкидо отдать своего ребенка, самый лучший совет: посетите тренировку в Есинкан, и в Акикай, посидите на лавочке и понаблюдайте за ходом тренировок от начала до конца.
Все вышеперечисленное станет очевидным и для вас. Айкидо — это боевое искусство, и чтобы им овладеть требуется не просто уметь использовать какие-либо приемы, а необходимо еще понять философию, принцип использования техники, и запомнить на телесном уровне как она работает.
Прежде чем отдать ребенка в секцию, важно понимать последствия этого шага, и занимать в выборе стиля и тренера активную позицию.
Тогда время и силы затраченные на занятиях принесут ему пользу, а вам уверенность в том, что ребенок будет заниматься без травм, и вырастет сильным и уверенным в себе человеком.
В Айкикай внимание центру уделяется не меньше чем в Есинкан. Основное отличие это в подходе:
Те кто приходят заниматься Айкикай, с первого дня работают над плавным, непрерывном течением техники, учатся встраиваться в партнера и использовать его энергию для выполнения техники. Естественно, что глядя на тех, кто только только пришел в додзё, может сложить мнение что происходит какой-то «разброд и шатание» )))) Люди путаются в какую сторону какой ногой шагнуть, как поднять руки и т.д. Со временем, если они продолжают занятия, их техника становится всё более и более чёткой.
В Ёсинкане несколько иначе. Как верно отметил Алекс, Есинкан был разработан для массового обучения (например инструктор ведет занятие для группы из 100 человек). Каждое движение выполняется под счет. От сюда некая рубленность и не естественность движений. Специально посмотрел видео экзамена на 1 дан в Ёсинкан. Всё очень чётко, жестко но! У меня складывается ощущение, что к 1 дану ученики еще не умеют входить уке. Т.е. если вдруг партнер не так повернется, техника не получится.
Потом, после 1-ого дана, продолжающие заниматься начинают работать над плавностью и слитностью движений.
Если посмотреть дзю-ваза например у 3 дана Айкикай и 3 дана Есинкан, особой разницы не будет.
Таким образом, Есинкан и Айкикай — это просто две дороги ведущие к одному и тому же. И при выборе стиля нужно руководствоваться тем что ближе: муштра или творчество.
Немного о дисциплине:
В Айкикай к ней может и не такое строгое отношение, но разговоры на тренировке тоже не приветствуются. А вообще, всё зависит от инструктора.
Айкидо айкикай что это
Приверженцы этого мифа называют айкидо «гимнастикой» или «танцам», говоря, что в айкидо нет ударов, нельзя делать больно, все должно быть мягко, поэтому айкидо неэффективно в реальной ситуации.
Появлению этого мифа также способствовали следующие явления:
1. Существует несколько стилей айкидо, из которых наиболее популярны айкидо Айкикай, Есинкан, Ки-айкидо, Реальное айкидо. Все стили имеют свои особенности, различаются методикой обучения и исполнением техник. Например, в Реальном айкидо и айкидо Есинкан приемы выполняются более жестко, поэтому со стороны кажется, что они эффективны. В Ки-айкидо большее внимание уделяется использованию энергии «ки», техники исполнятся более мягко, поэтому создается ощущение, что они похожи на гимнастику и неэффективны.
3. Существуют некоторые «мастера», которые преподают айкидо как гимнастику, но это лишь их индивидуальное понимание. В данном случае комментарии излишни.
На самом деле эффективность техник зависит не от стиля айкидо, а от правильности их исполнения занимающимся. Айкидо Айкикай также не имеет ничего общего с гимнастикой.
Для доказательства обратимся к первоисточнику – основателю айкидо Морихею Уэсиба (О-сенсею).
Айкидо Айкикай считается стилем, наиболее приближенным к тому айкидо, которое показывал Морихэй Уэсиба в последние годы его преподавания. О-Сенсей непосредственно сам организовал Фонд Айкикай, официально признанный правительством Японии и по сей день занимающийся сохранением боевого искусства Морихэя Уэсибы и его популяризацией во всем мире.
Как можно заметить на видео, О-сенсей демонстрирует достаточно четкую, целенаправленную и эффективную технику айкидо. Морихэй Уэсиба предлагал контролировать агрессию человека и предотвращать ее дальнейшее развитие, объединяясь с нападающим и избегая травм для себя и для него.
Айкидо Айкикай действительно не предполагает проведения спортивных чемпионатов, поскольку айкидо — не спорт, а боевое искусство. Подробно эта тема раскрыта в статье «Боевое искусство айкидо: мифы и реальность».
Айкидо включает в себя самый большой из всех боевых искусств арсенал атак. В поединке разрешены любые удары, захваты и приемы, поэтому айкидо наиболее приближено к реальным условиям «улицы». Из-за того, что в айкидо отсутствуют ограничения на зоны для атаки или контратаки, при обучении партнеры полностью отдают себя в распоряжение друг друга, поэтому при отработке техник айкидо надо следить за тем, чтобы не нанести партнеру травму. Например, выполняя болевое удержание, Вы прекращаете воздействие, как только партнёр дает знак о том, что сдается (хлопает по татами). В айкидо нет такого правила «не делать больно другому» или «обязательно все надо делать мягко», но есть правило контроля интенсивности своего воздействия для того, чтобы не причинить вред партнеру, особенно если он новичок, и пока плохо умеет страховаться.
Когда человек научится хорошо выполнять страховки, быстро уходить в кувырок, безопасно падать, можно постепенно увеличивать интенсивность и скорость. На самом деле, правильно сделанная техника айкидо доставляет партнеру массу неприятных ощущений 🙂
Айкикай, история и современное состояние
Айкикай переводится как общество Айки, или общество гармонии. История АЙКИКАЙ Хомбу Додзё, известного также как Всемирный Центр Айкидо, началась в апреле 1931 года, когда Морихэй Уэсиба открыл при поддержке влиятельных друзей собственную школу в токийском районе Усигомэ (ныне Синдзюку).
В то время Морихэй практиковал Айки-будо, а на церемонии освящения новый зал на 80 татами нарекли Кобукан. Однако чаще о нём упоминали как об «Адском додзё в Усигомэ», и столь колоритная характеристика как нельзя лучше отражала исключительно высокую степень интенсивности тренировок той поры. Утидэси, «живущие при школе ученики», спали в додзё, заботились о поддержании чистоты, выполняли другие домашние работы и прислуживали Морихэю. Систематических денежных взносов в то время не было, и каждый ученик сам предлагал форму оплаты в виде денег, продуктов или личного трудового вклада.
Морихей Уэсиба. Раннее Айкидо.
Период Айки-будо, который завершился в годы Второй Мировой войны, часто называют «Золотым веком» в истории айкидо. Искусство Морихэя приобретает популярность в столице, его показательные выступления вызывают искреннее восхищение императора Хирохито и сановных особ. Основатель преподаёт в академии Тояма, Военно-морской и Военно-полицейской академиях, Военно-штабном колледже. В Кобукане обучались аристократы и придворные, высокопоставленные чиновники и военные, представители творческой интеллигенции и бизнесмены, а среди молодежи преобладали специалисты по дзюдо или кендо. Принимались далеко не все желающие: требовались рекомендации двух заслуживающих доверия поручителей, и, кроме того, Морихэй лично беседовал с каждым претендентом, обращая внимание прежде всего на его духовные качества, а не на социальный статус. Имена довоенных учеников Кобукана, таких как Риндзиро Сирата, Кэндзи Томики (Томики Айкидо), Годзо Сиода (Ёсинкан Айкидо), Минору Мотидзуки, Нориаки Иноуэ, Коити Тохэй (Синсин Тоицу Айкидо), Кисабуро Осава, — стали легендарными.
В 1942 году, в разгар Второй Мировой войны, Морихэй Уэсиба оставляет все занимаемые им официальные посты и удаляется в местечко Ивама (префектура Ибараки). Здесь, вдали от назойливого внимания официальных властей, подчинивших сферу будо милитаристским целям, он занимается земледелием, много часов проводит в молитвах, продолжает вести поиски силы, которую несет истина, достигает высшего уровня духовного сознания и, по собственному признанию Основателя, доводит до совершенства свое искусство.
В том же году представитель Кобукана достигает договоренности с Дай Нихон Бутокукай о переименовании искусства Уэсибы в айкидо и официально регистрирует это название в Министерстве Просвещения, что ставит айкидо в один ряд с дзюдо, кэндо, кюдо и другими подобными дисциплинами. Кобукан продолжал функционировать под руководством Киссёмару Уэсибы, сына Основателя, и в первые послевоенные годы в школу вступили многие представители следующего поколения мастеров, в том числе Сэйго Ямагути, Садатэру Арикава и Хироси Тада. Однако регулярные занятия не проводились: многие ученики были призваны на военную службу, а само помещение стало прибежищем для нескольких местных семей, потерявших кров в результате бомбардировок Токио. Регулярная практика в токийском додзё возобновилась в 1949 году, после отмены введённых оккупационными властями ограничений на занятия воинскими искусствами. По мере улучшения экономической и социально-политической обстановки в течение последовавших десяти лет движение айкидо также приобретало иной характер. Киссёмару убедил своего отца в необходимости представить искусство айкидо миру. Прежде всего, занятия стали общедоступными и потенциальному ученику уже не требовалось рекомендации, чтобы переступить порог школы. Более того, вплоть до 1956 года, практиканты Хомбу Додзё часто устраивали в различных местах, в том числе в иностранных посольствах, показательные выступления по айкидо, стараясь привлечь новых учеников. К этому времени в Хомбу уже используется принятая в дзюдо система степеней Кю-Дан. Наряду с этим, последователи Морихэя, а также его сын Киссёмару, начали выезжать за границу, а некоторые из них остались там жить и создали организации айкидо, как например, приехавшие в разное время в Европу Минору Мотидзуки, Нобуёси Тамура, Кадзуо Тиба, Кацуаки Асаи и Тадаси Абэ. Другим важным фактором стало предоставление айкидо легального статуса, поскольку Кобукан постепенно стал фактически штаб-квартирой для сети дочерних школ, соединенных с центром только личными связями между Уэсибой и его учениками. В 1948 году в префектуре Ибараки, по месту нахождения Ивама Додзё, был учрежден и официально зарегистрирован Дзай-дан Ходзин АЙКИКАЙ (Фонд АЙКИКАЙ), который в качестве юридического лица имел устав, совет директоров, институт советников и право регистрации степеней Дан. Это означало, что с этого момента Хомбу Додзё следует рассматривать не только как главную школу и штаб-квартиру сети организаций айкидо, учреждённых как в Японии, так и за ее пределами последователями Основателя, но и в качестве административного центра официальной организации, известной как Фонд АЙКИКАЙ.
Первое после войны значительное представление айкидо публике состоялось в 1954 году и собрало около 15.000 зрителей. Два года спустя АЙКИКАЙ провёл серию показательных выступлений с участием Морихэя Уэсибы, которые продолжались в течение пяти дней. В конце 50-х годов Основатель делил своё время между Ивама и Токио, стал чаще выезжать в различные районы Японии, где читал лекции о принципах айкидо и обучал его техникам, продолжая в то же время постоянно совершенствоваться духовно и оттачивать свою технику айкидо. В середине 50-х годов АЙКИКАЙ приступил к созданию сети филиалов (сибу) и университетских клубов, впоследствии объединённых в федерации. В Хомбу Додзё постепенно сформировался коллектив высококвалифицированных преподавателей, в котором энтузиазм молодых инструкторов-профессионалов, подготовленных на основе программы обучения утидэси, подкреплялся авторитетом старших мастеров. В 1960 году впервые состоялся Всеяпонский Фестиваль Айкидо, который с тех пор проводится ежегодно. Эти достижения во многом были заслугой Киссёмару Уэсибы и его ближайших соратников, сумевших за счёт хорошей организации и планомерной подготовки инструкторов обеспечить АЙКИКАЙ лидирующее положение в сфере айкидо. Кончина Основателя в апреле 1969 года ознаменовала завершение целой эпохи в истории айкидо. Киссёмару сменил своего отца и в качестве Второго Досю продолжал руководить организацией АЙКИКАЙ. В стенах Хомбу Додзё появились представители нового поколения преподавателей из числа утидэси первой половины 60-х годов: Мицуги Саотомэ, Норихико Итихаси, Масандо Сасаки, Сидзуо Имаидзуми, Сэйсиро Эндо и другие. К началу 70-х годов все более явными становятся различия в методах преподавания Коити Тохэя, который акцентировал внимание на действии ки, и Киссёмару Уэсибы, которого подерживало большинство сиханов. Бывшие соратники не смогли пойти навстречу друг другу. В сентябре 1971 года Тохэй создаёт независимую организацию Ки но Кэнкюкай, а весной 1974 года заявляет о выходе из АЙКИКАЙ и об учреждении Синсин Тоицу Айкидо («Айкидо с координацией разума и тела»). Последствия этого разрыва были ужасающими как в Японии, так и за рубежом, особенно в США. Тохэй поставил руководителей других додзё перед выбором, и вчерашние друзья стали врагами. Моральные потери с обеих сторон были столь ощутимыми, что мир айкидо оказался в состоянии глубокого психологического шока, оправиться от которого смог только спустя годы. Постепенно ситуация в Хомбу стабилизируется, и всё более заметной становится фигура Вака-сэнсэя-Моритэру, сына Киссёмару Уэсибы, — которого заботливо готовят унаследовать семейную традицию. Преподавательский состав пополнился молодыми мастерами: Масатоси Ясуно, Йтиро Сибата (в настоящее время преподает в США), Сёдзи Сэки, Цурудзо Миямото, Ёсиаки Ёкота, Хаято Осава. Они приняли на себя часть преподавательских обязанностей в Хомбу Додзё и часто выезжают проводить семинары за рубежом. В эти же годы Ясуо Кобаяси начал создавать в рамках организации АЙКИКАЙ сеть залов, известную сейчас как Кобаяси Додзё и объединяющую около восьмидесяти школ айкидо. В середине 70-х годов, под влиянием событий в европейском и американском айкидо, АЙКИКАЙ приходит к решению создать официальную международную структуру, которая позволяла бы более эффективно наблюдать за развитием айкидо как в Японии, так и за ее пределами. В 1976 году в Токио состоялся первый Конгресс Международной Федерации Айкидо, и большинство заграничных организаций айкидо вступило в это объединение по принципу «одна организация от страны». Членом Федерации от Японии стала учреждённая тогда же Все-японская Федерация Айкидо. Таким образом, в дополнение к уже обозначенным выше аспектам, здание в Вакамацу-тё является также штаб-квартирой МФА, которая, формально оставаясь демократической организацией, фактически контролируется высшим руководством АЙКИКАЙ Хомбу Додзё. В 1999 году скончался Киссёмару Уэсиба, и Третьим Досю, главой школы и организации, стал его сын Моритэру. Среди мастеров в Хомбу Додзё появились новые лица — преподаватели из числа утидэси 80-х годов. В восьмое десятилетие своей истории АЙКИКАЙ Хомбу Додзё вступил во главе наиболее многочисленного и тесно сплочённого направления айкидо. Основанная Морихэем Уэсибой школа имеет около 1000 дочерних додзё, штат преподавателей айкидо высочайшего класса и оказывает непосредственное влияние на повседневную практику около полутора миллионов последователей этого искусства в более чем пятидесяти странах мира.
Занятия в Хомбу додзе Айкикай под руководством Киссёмару Уэсиба:
Моритеру Уэсиба.Показательные выступления.2011 г.: