Айти безопасность что это
Информационная безопасность — что нужно знать и уметь, чтобы считаться хорошим специалистом по ИБ?
Действительно, эксперты в сфере кибербезопасности защищают деньги, данные, репутацию компаний, их сотрудников и пользователей. Гордиться есть чем. Тем не менее, о тех, кто защищает нашу с вами безопасность в интернет-пространстве, известно далеко не так много, как о разработчиках, о которых говорят и пишут. Кто-то написал приложение или игру, которые принесли создателю популярность и деньги, еще кто-то разработал криптовалютную платформу, на которую обратили внимание криптобиржи. Работа «инфобезопасников» остается скрытой от любопытных глаз.
Тем не менее, она важна не менее, чем дело рук программистов, ведь их продукты в какой-то мере становятся популярными и благодаря слаженной работе экспертов по кибербезопасности. О том, что представляет собой сама профессия и на что можно рассчитывать, когда начинаешь свой путь в качестве ИБ, и рассказывает эта статья. Разобраться в этой сложной теме помог Виктор Чаплыгин преподаватель факультета GeekBrains по информационной безопасности (ИБ).
Кто может назвать себя специалистом по ИБ?
Как и во многих других технических специальностях, в инфобезе специалист — тот, кто обладает значительным техническим бэкграундом. У такого человека должен быть солидный опыт практической работы с разными технологиями (какими именно — поговорим ниже), но должна быть на высоте и теоретическая подготовка. Плюс ко всему, и это то, чего нет в большинстве других специальностей — он должен неплохо разбираться и в комплаенсе, т.е. знать законодательные нормы и требования области защиты информации и информационной безопасности в целом.
Хороший эксперт по кибербезопасности — практик, который знает, как примерно мыслит злоумышленник и какие инструменты киберпреступник может применить. Из всех методик и векторов атак около 80% известны специалистам, что позволяет применяя существующие средства защиты успешно бороться с ними. 20% — это уязвимости нулевого дня, новоизобретенные методы взлома и т.п. Профессионал должен быть всегда начеку для того, чтобы вовремя среагировать.
Наиболее важные специальности в ИБ
Здесь много возможных вариантов ответа, поскольку специальности можно делить на разные типы и разновидности. Кроме того, можно долго спорить, какие направления в ИБ всех главнее. Поэтому сделаем субъективное выделение трех важных направлений работы:
Пентестер. Мы живем в мире приложений, они везде — в смартфоне, ноутбуке, на стационаре и даже в холодильнике. К сожалению, далеко не все разработчики ПО имеют более-менее продвинутые навыки в информационной безопасности. А если и так, то уязвимость может возникнуть при взаимодействии, например, фронтенда приложения с бэкендом. Ошибки могут быть и в написанном коде. Эксперт, который может подсказать, как защитить приложение или сервис от взлома — весьма ценный специалист.
Пентестер (penetration tester) — по сути, белый хакер. Его задача — исследование безопасности веб-сайтов, мобильных приложений, программных платформ и т.п. В отличие от злоумышленников, которых за их деятельность ждет наказание, пентестеры за обнаружение уязвимости получают бонусы. Среди пентестеров есть и фрилансеры — это, зачастую, охотники за Bug Bounty, вознаграждением, предлагаемым какой-либо компанией за обнаружение уязвимости в ее сервисе или приложении. Кстати, факультет информационной безопасности GeekBrains готовит, в том числе, пентестеров. Об успехах некоторых студентов мы планируем опубликовать отдельную статью.
Специалист по безопасной разработке приложений. Такой эксперт уже не просто ищет потенциальные уязвимости используя готовые инструменты или тулзы собственной разработки. Он способен разобраться в коде проектов, написанных на разных языках программирования, определить типовые ошибки кода и указать разработчикам на их наличие. В своей работе специалист использует различные инструменты, использует статический и динамический анализ кода, знает разные инструменты и способен выступать в качестве эксперта для команды разработки. Он может указать разработчикам на потенциально уязвимые части кода, которые необходимо переписать.
Специалист по ИБ широкого профиля. Здесь речь о профессионалах, которые могут быть экспертами в 2-3 направлениях информационной безопасности и хорошо разбираться еще в 4-5 смежных направлений. Такие профессионалы могут погружаться в экспертизу и выступать в качестве консультантов или архитекторов сложных высоконагруженных проектов.
Ну а сколько времени нужно на то, чтобы стать хорошим специалистом?
Здесь есть два варианта развития событий. Если в информационную безопасность пришел, например, журналист, который ранее писал о путешествиях, то ему нужно потратить около полутора лет на то, чтобы выйти на уровень джуниора. Это при условии, если в неделю заниматься по 5-7 часов, целенаправленно изучать определенные темы.
Но если инфобезом решил заняться, например, системный администратор, то ему понадобится гораздо меньше времени. Он уже знает, что и как работает, остается на солидную основу (ее солидность зависит от опыта и времени работы) нанести новые знания и практику. При аналогичных названным выше условиям обучения — 5-7 часов в неделю техническому спецу хватит около полугода на выход на уровень джуниора по ИБ или даже более высокую ступень.
В любом случае рекомендуется изучать международные практики, например, с ISO/IEC 27000 — серией международных стандартов, которые включают стандарты по информационной безопасности, опубликованные совместно Международной Организацией по Стандартизации (ISO) и Международной Электротехнической Комиссии (IEC). Кроме того, передовые практики по ИБ можно найти в стандартах различных институтов. Так, некоммерческая организация MITRE ATT&CK позволяет получить детальную информацию о методах работы киберпреступников — например, как они начинают разведку, затем взламывают один из элементов защиты, проникают и закрепляются в системе. В фреймворке MITRE ATT&CK подробно описывается, как злоумышленники могут выполнить свою задачу, описаны меры противодействия или указываются эффективные способы минимизации ущерба, если взлом все же произошел.
Как всегда, есть «но». В том случае, если обучение выполняется формально, например, ради оценок, ничего хорошего из этого не получится. Да и знания без практики не сделают из новичка специалиста.
Конечно, в ходе самостоятельного обучения все инструменты студенты опробовать не могут, но те, без которых не обойтись в дальнейшей работе — осваиваются. Этой основы вполне достаточно джуниору.
А какие инструменты используют «безопасники»?
Сотрудникам коммерческих организаций проще — здесь можно работать с инструментами от Cisco, Palo Alto, других международных или отечественных компаний.
Новичку в информационной безопасности стоит начать с самостоятельного изучения опенсорс-инструментария, прежде, чем переходить к платным инструментам. Широкий спектр программных продуктов, которые нужны в ежедневной работе, есть в Kali Linux, Parrot OS. Нужно освоить Wireshark, SqlMap, Nmap, John the Ripper и многие другие вещи.
Что касается компетенций, наиболее необходимыми для начинающего специалиста можно назвать:
Вот несколько примеров — реальные вакансии на сервисе «Мой круг».
Сколько получает эксперт по ИБ?
Разброс зарплат довольно большой, как обычно, все зависит от региона и специальности. Но оплата труда специалиста по информационной безопасности сейчас достойная, а ее размер понемногу увеличивается. Во многом рост обусловлен кадровым «голодом» в сфере ИБ.
Для понимания уровня зарплат специалистов стоит ознакомиться с данными зарплатного калькулятора «Моего круга».
Стажеру-джуниору можно надеяться на диапазон от 35 тыс. руб. до 60-70 тысяч.
Средний уровень для миддла — от 60-70 тысяч до 80 тыс. руб. Кстати, пентестер может рассчитывать на зарплату от 100 тысяч, если есть хотя бы небольшой опыт реальной работы и хорошая подготовка.
Дальше уже идут «универсальные солдаты», которые знают языки программирование, могут писать скрипты, обладают знаниями в смежных сферах. Их зарплата начинается от 100 тысяч и может доходить до 300-500 тыс. руб. Но таких предложений на рынке не очень много, плюс чтобы достичь подобного уровня заработной платы, нужно быть очень, очень хорошим специалистом. За экспертизу готовы платить многие компании.
В целом же в таких городах, как Москва, Питер и Новосибирск можно рассчитывать на 60-120 тысяч рублей.
Завершая статью, стоит сказать, что защита информации — приоритетное направление ИТ-рынка. Несмотря на явный прогресс инструментов автоматизации, технологий искусственного интеллекта, на переднем краю информационной защиты все же находится человек. На хороших специалистов спрос есть всегда, а по мере роста кадрового голода в ИБ-сфере предложения становятся все более интересными.
Руслан Рахметов, Security Vision
Друзья, мы начинаем новый цикл публикаций, которые будут посвящены основам информационной безопасности, базовым понятиям и терминам из области современной защиты информации, в частности, управлению инцидентами информационной безопасности при помощи платформ SIEM (Security Information and Event Management) и IRP (Incident Response Platform), созданию Ситуационных центров информационной безопасности (SOC, Security Operations Center) и выполнению требований по информационной безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ).
Данная серия публикаций будет написана простым и понятным языком для того, чтобы быть максимально доступной для всех посетителей нашего сайта, интересующихся тематикой защиты данных, вне зависимости от их опыта работы в сфере информационной безопасности. Мы также надеемся, что эти статьи привлекут в отрасль защиты информации молодых энтузиастов, которые еще только выбирают свой карьерный путь. Итак, начнем.
В последнее время мы всё чаще слышим слова «хакеры», «утечка данных», «кибермошенничество». Почему вокруг информационной безопасности столько разговоров, «хайпа»? Ответов несколько.
Теперь, когда мы разобрались с терминологией, давайте поговорим о том, что же делает информационная безопасность, какие задачи она решает?
Сначала познакомимся с тремя фундаментальными свойствами информации:
Основы обеспечения информационной безопасности
Информационная безопасность (ИБ) – это сохранение и защита информации, а также ее важнейших элементов. ИБ предполагает обеспечение информационной безопасности информации и данных от похищения или изменений случайного/умышленного характера.
Меры по обеспечению ИБ
Обеспечение информационной безопасности – непрерывный процесс, который заключается в развитии системы защиты, постоянном контроле, выявлении ее слабых мест, а также возможных каналов утечки информации. Воздействия любого характера могут привести к потере важных данных, их изменению или даже к овладению ими третьими лицами. Защита информационной безопасности предполагает комплексный подход. Применяемые меры по обеспечению ИБ направленны на защиту информации и ее основных элементов. Они бывают технические и правовые. Первые – это аппаратные, а также программные средства защиты от внешних сетевых атак, вредоносного ПО и пр. Вторые – законодательные акты, приказы и другие нормативные документы, с помощью которых регламентируются правила обращения с защищаемой информацией.
Защита информации: обеспечение информационной безопасности предприятия
Для обеспечения полноценной ИБ предприятия необходимо применять системный подход. Важное условие – контроль должен осуществляться 24/7 на всех этапах жизненного цикла данных: с момента их поступления в инфраструктуру организации до потери актуальности либо безвозвратного удаления.
Типы угроз ИБ
Информационная инфраструктура организаций часто подвержена воздействию угроз. Они бывают нескольких видов:
Также угрозы ИБ бывают: пассивные и активные. Первые направлены на несанкционированное использование информационных ресурсов, которые не влияют на работу системы. Вторые — способны нарушить процесс ее функционирования.
Какие угрозы наиболее опасные?
Самыми опасными считаются искусственные преднамеренные угрозы, которые постоянно развиваются. Чтобы получить секретную информацию и нанести значительный ущерб компании, злоумышленники постоянно применяют современные технологии, а также программные решения. Последствиями таких действий могут быть многочисленные финансовые потери.
Организационное обеспечение информационной безопасности
Организационными средствами защиты информации должны заниматься специалисты службы безопасности. В их обязанности входит:
В случае, если в организации нет службы безопасности, можно пригласить специалиста. Такой сотрудник сможет провести аудит безопасности информационных систем компании, а затем дать подробные рекомендации по ее защите от различных угроз.
Техническое обеспечение информационной безопасности
Главными техническими средствами обеспечения ИБ можно считать:
Также к техническим мерам относится установка в помещениях камер и сигнализации.
Обеспечение безопасности беспроводных сетей
Чтобы защитить данные в сетях, используют много специализированного ПО. Это могут быть:
Только профессионалы могут подобрать подходящее решение, включающее надежное антивирусное ПО, облачные средства защиты, решения DLP, системы криптографии, а также организовать виртуальные частные сети.
Почему важна информационная безопасность организации и методы ее обеспечения
Информационная безопасность компании, общественной организации или производственного предприятия – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к внутренней IT-инфраструктуре, незаконного завладения конфиденциальной информацией и внесения изменений в базы данных. Википедия включает в это понятие любые формы данных, независимо от их материального представления. То есть, в информационную безопасность входит защита от злоумышленников данных в электронной форме и на физических носителях.
Учитывая важность информации в современном мире, защите от утечек конфиденциальной информации в адрес конкурентов необходимо уделять повышенное внимание. Возможный ущерб может быть намного большим, чем стоимость всех материальных активов предприятия.
Что такое информационная безопасность организации
Безопасность информационной инфраструктуры компании подразумевает защиту от случайных или умышленных действий, которые могут нанести вред владельцам данных или их пользователям. Действия лиц, несущих ответственность за эту сферу, должны быть направлены на создание защиты, препятствующей утечкам данных, а не борьбу с их последствиями. Но при этом важно сохранять простой доступ к информации тем людям, которые на законных основаниях пользуются базами данных.
Ущерб, причиняемый утечкой информации, невозможно спрогнозировать заранее. Он может выражаться в незначительной сумме, но в некоторых случаях приводит к полной неспособности компании заниматься хозяйственной деятельностью.
Проблема сохранности конфиденциальной информации и коммерческой тайны существовала и ранее. Но по мере развития электронных средств обработки и хранения данных повышается вероятность их утечки и незаконного копирования. Если ранее для кражи чертежей нового продукта нужно было физически вынести их с завода, сейчас достаточно получить доступ к серверу через электронные каналы связи или записать их на миниатюрную карту памяти.
В большинстве случаев краже подлежат следующие данные:
- Информация о реальном финансовом состоянии компании; Инновационные разработки научно-технических отделов; Регистрационные данные для доступа к защищенным серверам; Персональные данные работников.
Дополнительной сложностью является то, что кража информации может негативно отразиться на компании не сразу после ее совершения, а по прошествии определенного времени. Неважные на первый взгляд данные при их обнародовании могут нанести репутационный вред компании и уменьшить ее рыночную стоимость.
Поэтому при разработке мер по обеспечению информационной безопасности нельзя делить данные на виды. Все, что размещено в IT-инфраструктуре компании и храниться в архивах, не должно выходить за ее пределы.
Сотрудники компании – угроза информационной безопасности
Источником утечки данных с компьютеров компании могут быть легальные пользователи. Они имеют доступ к информации и используют ее не так, как это предусмотрено протоколами безопасности.
Всех легальных пользователей можно разделить на несколько групп:
- Мелкие нарушители. В этой категории находятся работники среднего звена и руководители подразделений, которые позволяют себе отступления от требований информационной безопасности. Они могут запускать сторонние приложения на компьютерах, посещать не связанные с работой сайты, обмениваться личной информацией по каналам связи. Часто такие действия приводят к проникновению вирусов и вредоносных программ, хотя прямого умысла у пользователей на эти действия нет. Рецидивисты. В эту категорию входят руководители среднего и высшего звена, которые имеют доступ к важной коммерческой информации. Они злоупотребляют своими правами доступа и могут умышленно отсылать засекреченные данные другим адресатам за вознаграждение или по другим причинам. Шпионы. Это сотрудники, которые специально нанимаются на работу в компанию с целью кражи информации за плату со стороны конкурента. Чаще всего в роли шпионов выступают опытные компьютерные специалисты, способные преодолеть некоторые ступени защиты данных. Кроме того, они могут ликвидировать следы несанкционированного доступа, что затрудняет раскрытие подобных утечек. Обиженные. В эту категорию относят работников, которые были уволены по инициативе работодателя и при уходе с работы успели унести важную и/или конфиденциальную информацию. Позже они распространяют ее за плату или безвозмездно в отместку за нанесенную обиду.
Удаленный контроль действий сотрудников
Предотвратить утечку информации по причине неосторожных или умышленных действий сотрудников можно с помощью специальной утилиты – Bitcop
Автоматизированная система контроля компьютеров и учета сотрудников отслеживает действия пользователей в корпоративной сети и предоставляет отчеты руководителю подразделения. Она повышает эффективность работы персонала и обеспечивает информационную безопасность.
Виды угроз информационной безопасности предприятия
Существует несколько причин, по которым становится возможным незаконный доступ до конфиденциальной информации злоумышленниками. Среди них особенно опасными являются следующие:
Халатное отношение сотрудников компании к защите цифровых данных.
Виновными могут оказаться не преступники, которые хотят украсть информацию, а рядовые сотрудники. Они совершают эти действия из-за недостатка зданий или невнимательности.
Основные причины нарушения безопасности со стороны сотрудников:
- Переход по фишинговой ссылке с рабочего компьютера и заражение вредоносной программой корпоративной сети; Хранение конфиденциальных данных на сменных носителях информации; Пересылка информации с секретными данными по обычной электронной почте или через незащищенный мессенджер.
Использование нелицензионных программ
Коммерческие компании часто экономят средства на приобретении ПО и позволяют сотрудникам пользоваться пиратскими версиями офисных приложений и профессиональных программ. Однако при этом возникает опасность внедрения в сеть вирусов и других вредоносных программ.
Кроме того, использование пиратского ПО влечет за собой дополнительные минусы:
- Отсутствие периодических обновлений, которые «латают дыры» в системе защиты; Отсутствие технической поддержки со стороны разработчиков; Невозможность проверки подлинности кода приложения.
Умышленные DDoS атаки на сервера компаний
Distributed-Denial-of-Service подразумевает отправку очень большого количества сетевых запросов от пользователей в сети, зараженных специальной программой. Из-за этого ресурс, на который направлена атака, блокируется по причине перегрузки канала связи. Длительная неработоспособность сервера негативно отражается на лояльности пользователей.
Часто к такому приему прибегают конкуренты потерпевшего, DDoS-атака применяется как средство шантажа и отвлечения специалистов по сетевой безопасности от реальных проблем. Например, отвлечение внимания на такую атаку может служить прикрытием для кражи денежных средств или платежной информации с сервера.
Работа вредоносных программ
Компьютерные вирусы – распространенная угроза безопасности IT-инфраструктуры компании. Ущерб, нанесенный вредоносными программами, исчисляется миллионами долларов. В последние 3-5 лет наблюдается увеличения числа вредоносных программ и атак с их стороны, а также сумм понесенных компаниями потерь.
Дополнительная опасность в том, что помимо компьютеров пользователей и серверов, сейчас заражению подвергаются и другие элементы сетевой инфраструктуры:
Несмотря на меры по защите внутренних сетей от воздействия вирусов, их разработчики придумывают новые пути загрузки кода на компьютеры пользователей. Например, вложения в электронную почту, внедрение в текстовые файлы, пересылка через интернет-мессенджеры.
- Коммутаторы и маршрутизаторы; Мобильные устройства для доступа в сеть – компьютеры, планшеты; Элементы «умного дома».
Наибольший ущерб причиняют вирусы, которые шифруют данные на компьютере пользователя и требуют от него денежного перевода за расшифровку. Примерами таких вредоносных утилит являются WannaCry, Petya.
Действия правоохранительных органов
В ходе расследования уголовных дел и при проведении некоторых видов проверок представители контролирующих и правоохранительных органов могут изымать компьютерную технику и документы, в том числе с конфиденциальной информацией.
Это приводит сразу к двум негативным последствиям:
- Из-за изъятия компьютеров и серверного оборудования деятельность компании может полностью прекратиться; Информация с изъятых носителей и документов может распространиться далее, несмотря на ответственность работников следствия.
Законодательством нашей страны не предусмотрен механизм компенсации нанесенного ущерба и упущенной выгоды компаниям, даже если проведенная проверка или расследование уголовного дела не привели к применению санкций или вынесению обвинительного приговора.
Дополнительный минус этого в том, что решение об изъятии могут принимать должностные лица государственного органа, что делает практически невозможным своевременную защиту интересов компании в сфере информационной безопасности.
Принципы формирования системы информационной безопасности
Для максимально эффективной защиты важных для бизнеса данных информационная безопасность компании должна строиться на 5 важных принципах:
- Комплексность. При разработке мероприятий по защите необходимо предусматривать все возможные пути проникновения и нанесения ущерба, в том числе удаленные и внутренние каналы. Выбор средств защиты должен соответствовать потенциальным угрозам, все они должны работать комплексно, частично перекрывая задачи друг друга. В этом случае злоумышленнику будет сложнее совершить кражу. Многоступенчатость. Информационная безопасность должна представлять собой несколько ступеней защиты, каждый из которых срабатывает последовательно. При этом наиболее надежной ступенью является то, что расположена глубже всего и защищает самую важную информацию. Надежность. Все ступени защиты информации должны быть одинаково надежными и соотносится с возможной угрозой со стороны третьих лиц. Разумность. При внедрении в работу компании стандартов защиты информации необходимо, чтобы они предотвращали возможные угрозы, но не мешали деятельности компании и доступу к данным легальным пользователям. Кроме того, стоимость мероприятий по защите должна быть такой, чтобы работа компании оставалась рентабельной. Постоянство. Средства защиты данных от неправомерного доступа должны работать постоянно независимо от режима работы компании и других факторов.
Средства и методы защиты конфиденциальных данных от кражи и изменения
Разработчики программных и аппаратных средств защиты от несанкционированного доступа к данным оперативно реагируют на вновь возникающие угрозы и предлагают пользователям эффективные решения, которые уже сейчас могут использоваться в практической работе.
Основными группами инструментов для информационной безопасности являются:
- Физическая защита данных. Для этого на предприятии устанавливаются ограничения на доступ определенных лиц к местам хранения данных или на территорию. Используются дистанционно управляемые СКУД, права доступа определяются радиометками или с помощью других средств идентификации. Например, зайти в помещение с серверами могут только те лица, у которых это право прописано в карточке. Общие средства защиты информации. К ним относятся приложения и утилиты, которые должен использовать каждый пользователь при работе в сети. Например, антивирусные программы, фильтры сообщений электронной почты. К базовым средствам относятся также системы логинов и паролей для доступа во внутреннюю сеть, которые должны периодически меняться во избежание утечки. Противодействие DDoS-атакам. Самостоятельно компания – владелец сервера не может обезопасить свои ресурсы от атак этого типа. Поэтому необходимо использовать внешние утилиты. Они срабатывают, когда система обнаруживает подозрительный трафик или резкое увеличение запросов на доступ. В этом случае активируется специальная программа, которая блокирует посторонний трафик и сохраняет доступ для легальных пользователей. Работа ресурса таким образом не нарушается. Резервирование информации. Это средство защиты направлено не на противодействие незаконному завладению данными, а на ликвидацию последствий постороннего вмешательства. Резервирование предусматривает копирование информации на удаленные хранилища или в «облако». Учитывая низкую стоимость носителей и услуг «облачных» провайдеров, позволить себе многократное резервирование данных может любая компания, для которой важна IT-инфраструктура. План восстановления работы после вмешательства. Это один из последних эшелонов защиты информационной инфраструктуры компании. Каждый владелец корпоративной сети и серверов должен иметь заранее продуманный план действий, направленный на быструю ликвидацию последствий вмешательства и восстановление работы компьютеров с серверами. План вводится в действие в случае, если сеть не может функционировать в стандартном режиме или обнаружено постороннее вмешательство. Передача зашифрованных данных. Обмен конфиденциальной информацией между удаленными пользователями по электронным каналам связи должен проводиться только с использованием утилит, которые поддерживают конечное шифрование у пользователя. Это дает возможность удостовериться в подлинности передаваемых данных и исключить расшифровку третьими лицами, перехватившими сообщение.
Заключение
Меры по обеспечению информационной безопасности на предприятии должны разрабатываться и реализовываться постоянно, независимо от роли IT-инфраструктуры в производственных процессах.
К решению этого вопроса необходимо подходить комплексно и с привлечением сторонних специалистов. Только такой подход позволит предотвратить утечку данных, а не бороться с ее последствиями.