чаевые рф код получателя
5 сервисов, которые позволяют оставлять чаевые онлайн
Мини-исследование читательницы Тинькофф-журнала
Этот текст написал читатель в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Сервисы для оплаты чаевых онлайн развиваются и активно входят в нашу жизнь. Достаточно часто в заведениях можно встретить визитки с QR-кодом в счетницах.
Мы решили подобрать удобный сервис для своего небольшого заведения, но оказалось, что все не так просто и найти хорошего кандидата трудно. За время поисков мы испробовали и протестировали пять наиболее популярных сервисов онлайн-переводов чаевых и на практике оценили их преимущества и недостатки.
2tip.ru
Этот сервис разработала компания «Сиб Софт Артель», он появился на российском рынке в середине 2019 года. За это время он успел обзавестись достаточно широкой клиентской базой и постепенно охватывает новые сферы.
Приложение для смартфона выделяется простым интерфейсом и привлекательным дизайном. Сервис предназначен для мгновенного безналичного перевода чаевых по QR-коду. Мобильные приложения разработаны для операционных систем Ай-ос и Андроид.
Недостаток один — на вывод средств нет ограничений, но если получатель собирается списать сумму менее 100 рублей, то возможно начисление дополнительной комиссии.
CloudTips
CloudTips — это проект от CloudPayments и Тинькофф, который работает по принципу перевода чаевых по QR-коду. Сервис выделяется приятным неброским оформлением и понятным управлением.
«Чаевые просто»
«Чаевые просто» — еще один сервис для перевода чаевых по QR-коду. Есть собственное приложение с удобной регистрацией и лаконичным дизайном. Устанавливается на Ай-ос и Андроид, может интегрироваться с популярными кассовыми ПО.
«Нетмонет»
Этот сервис также ориентирован на получение чаевых через QR-код. Выделяется привлекательным дизайном приложения — его можно немного подправить под стиль заведения. Есть возможность отслеживать чаевые за определенные периоды и получать детальные отчеты.
«Чачачай»
Сервис «Чачачай» тоже используют для безналичного перевода чаевых по QR-коду. Он отличается от остальных дополнительными возможностями, которые предоставляют за заработанные бонусы. Чтобы принимать чаевые, достаточно распечатать QR-код на каком-либо носителе и предъявить его посетителю.
Выводы
Все сервисы обладают положительными и отрицательными сторонами. Они работают по схожей схеме, взимают практически одинаковую комиссию и предлагают относительно безопасные переводы. У кого-то есть приложение для смартфона, что в последнее время актуально, у кого-то его нет. Все сервисы допускают печать QR-кодов на любых носителях, удобных получателю. Но мы пока не нашли для своего бизнеса оптимального и подходящего решения и продолжаем обдумывать ситуацию.
Мы не можем выделить однозначного лидера, чье предложение нас бы полностью устроило, но пока склоняемся в сторону 2tip либо CloudTips.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
«Тинькофф» запускает новый сервис безналичного перевода чаевых
«Тинькофф» совместно с дочерней компанией CloudPayments запускает сервис безналичного перевода чаевых CloudTips, рассказал «Ведомостям» представитель группы. CloudTips позволит перечислять чаевые работникам любых сфер услуг — официантам, барменам, парикмахерам, таксистам, курьерам, а также делать пожертвования, например, уличным музыкантам и артистам, перечисляет представитель «Тинькофф».
Как это работает
Пройдя регистрацию в сервисе CloudTips и получив личный QR-код, пользователи смогут привязать к нему банковскую карту, и принимать на нее чаевые. Привязать можно карту любого банка, указывает представитель «Тинькофф». QR-код можно распечатать отдельно или разместить на визитке, встроить в чек и т. д.
CloudTips работает на основе QR-кода, поэтому отправителю для перевода денег не нужно регистрироваться или устанавливать отдельное приложение. Наведя камеру смартфона на QR-код, отправитель попадет на страницу в браузере, где сможет ввести нужную сумму и при необходимости оставить отзыв. Отправить перевод можно через Apple Pay, Google Pay (в этом случае усилия пользователя минимальны) или введя номер банковской карты. Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay довольно популярны в России: по данным Visa, на них приходится более 20% операций оплаты товаров и услуг.
Получатели чаевых будут платить комиссию банку – 5% для держателей карт «Тинькофф», 10% для остальных. В системе будут лимиты на переводы, говорит представитель «Тинькофф», сумма будет зависеть от профиля получателя (официант ресторана высокой кухни или маленькой кофейни) и его истории использования сервиса. Представитель «Тинькофф» рассчитывает, что через год сервисом будут пользоваться несколько десятков тысяч получателей, ежемесячно будет осуществляться более миллиона транзакций.
Безналичные чаевые — больше
Для официанта чаевые – существенная часть дохода (до 30%), поэтому сервисы, позволяющие решить проблему отсутствия наличных у посетителей, сейчас очень востребованы, говорит представитель Foodplex (входит в экосистему Сбербанка). По его словам, в этом году доля безналичных платежей в ресторанах приблизилась к 80%.
В качестве теста 23 октября, к системе «Тинькофф» подключили всех сотрудников ресторана Ruski, рассказывает исполнительный директор ГК «354» (рестораны «На свежем воздухе», Ruski, Insight) Глеб Марач. Если тест пройдет удачно, говорит Марач, то будет подключена вся группа. Доля оплат счетов банковской картой в Ruski около 70-75%, говорит он, зачастую гости вообще не носят наличные.
Биржевая расписка Тинькова
TCS Group (входят «Тинькофф банк», «Тинькофф страхование» и др.) объявила о листинге своих глобальных депозитарных расписок на Московской бирже. То же говорится и на сайте биржи, расписки TCS включены в котировальный список первого уровня, торги начнутся 28 октября. Этот листинг станет вторичным – бумаги TCS Group с 2013 г. торгуются на Лондонской фондовой бирже. С 2016 г. GDR холдинга Олега Тинькова можно покупать и продавать через Санкт-Петербургскую биржу.
«Росинтер» (бренды «Планета Суши», Il Патио, TGI Fridays, Costa Coffee и др.) тестирует разные системы электронных чаевых: через банковский терминал и QR-код (включая и систему «Тинькофф»), говорит HR-директор «Росинтер Ресторантс» Андрей Туманов. Кроме «Тинькофф» тестируются сервисы TIPS+ (бесконтактные мини POS-терминалы) и «Нетмонет» (зачисление наличных по QR-коду), рассказывает он. Суммы чаевых, получаемых через электронные системы выше в сравнении с наличными, делится Туманов результатами тестов: «В среднем, суммы электронных чаевых увеличились в ресторанах на 20%, в кофейнях на 60%».
Кто еще применяет QR-код
Перечислять чаевые с помощью QR-кода по схожей с «Тинькофф» схеме предлагают и другие сервисы – в частности, «Нетмонет» и «Чаевые картой просто». «Нетмонет» заработал 3,5 месяца назад, сейчас к нему подключены около 200 заведений в Москве и регионах, в том числе часть ресторанов, входящих в Novikov Group и «Росинтер», а также Maison Dellos, Friends Forever, Correas, говорит основатель сервиса Егор Высоцкий. Сейчас им пользуются более 2000 официантов и мастеров. «Мы считаем QR-коды наиболее перспективными, потому что их поддерживают большинство устройств, и оставить чаевые можно за 5-10 секунд», – объясняет он. Официанты очень чувствительны к комиссии за вывод средств, говорит Высоцкий, поэтому сервис предлагает бесплатный промопериод, а потом комиссия составляет 5% от суммы.
Основатель сервиса «Чаевые картой просто» Евгений Загоруйко говорит, что сейчас в его системе зарегистрировано более 100 ресторанов и 2300 получателей, комиссия с получателя – три месяца бесплатно, а далее 5%.
Как еще можно оставить чаевые
Проблема, как оставить безналичные чаевые, существовала, признает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. Сейчас систем, предлагающих перевести чаевые, достаточно, говорит он, однако проблемы возникают со скоростью переводов. Ранее чаевые можно было, по желанию гостя, включить в счет, говорит Марач, но расчеты занимали время, к тому же в итоге официант, учитывая налоговые издержки, получал меньшую сумму.
Сейчас на рынке есть несколько решений, которые позволяют оплачивать на терминале и чаевые, и сумму заказа одной транзакцией по карте, при этом чаевые отправляются на личный электронный кошелек работника (и с них он не платит налоги), а сумма заказа – на счет заведения. Чаевые не облагаются налогом, поскольку считаются дарением. Такое решение есть у РФИ-банка, а также Visa (его сейчас внедрил банк «Русский стандарт»).
Расписки TCS Group будут торговаться на Московской бирже
Чтобы исключить мошенничество с использованием этой услуги, чаевые можно оставить лишь в виде определенного процента от суммы заказа: клиент выбирает на терминале из нескольких опций, максимум 20%, рассказывала директор департамента эквайринга «Русского стандарта» Инна Емельянова. Тариф за вывод средств для получателей чаевых составляет 5%, указывала она. Представитель банка говорит, что к сервису безналичной оплаты чаевых присоединились 87 заведений в Москве и регионах, среди которых рестораны, кофейни и бары. По словам Емельяновой, что востребованность сервиса превзошла ожидания. «Хлеб насущный», который сейчас тестирует этот сервис в двух кафе, планируют запустить его во всех ресторанах, говорит директор по цифровому маркетингу Алексей Панов.
Есть и другие способы. В 2016 г. сервис «Безналичные чаевые» появился в мобильном приложении Plazius (входит в экосистему Сбербанка) для безналичного расчета в кафе и ресторанах. Его использует в том числе и «Хлеб насущный». В ближайшее время планирует представить собственные наработки по приему чаевых для ресторанного сегмента и ВТБ, рассказал вице-президент ВТБ Алексей Киричек. Рассматривает различные сценарии реализации данного сервиса и Mastercard.
Многие сервисные провайдеры пытаются решить проблему безналичного перевода чаевых в своих приложениях, например Яндекс.Такси, но в ресторанах пока еще в основном чаевые принимают только в виде наличных, говорит начальник управления транзакционного бизнеса банка «Открытие» Дмитрий Бочеров. По мнению гендиректора «Эвотор» Андрея Романенко, самый удобный сервис позволяет вводить сумму чаевых прямо на POS-терминале, такая модель распространена в США, но пока не в России. Самым успешным станет сервис, которым смогут воспользоваться все, а не часть населения, заключил он.
Вознаграждение приветствуется: как сервис безналичной оплаты чаевых вырос в пандемию и был куплен «Яндексом»
Провал и прорыв
Идея «Чаевые просто» пришла Евгению Загоруйко в 2017 году. После ужина с супругой он не смог оставить в ресторане чаевые: с собой не оказалось наличных купюр. «Я подумал, что многие сталкиваются с этой проблемой, стал изучать рынок, — вспоминает Загоруйко. — Обошел несколько десятков ресторанов в Москве, поговорил с владельцами и официантами. Оказалось, что около 60% гостей оплачивают счет картой, а официанты часто остаются без чаевых».
Загоруйко, который последние 12 лет работал финансовым директором в телеком-провайдере TECH.RU, с энтузиазмом взялся за проект в новой нише. Домен для «Чаевые просто» зарегистрировал 15 августа 2017-го, заявку на товарный знак — осенью. По словам Загоруйко, сначала все было оформлено на ИП супруги, позже создали ООО.
«Сначала мы написали приложение, вложили около 1 млн рублей, но оно не взлетело. Никто из рестораторов не хотел предлагать его гостям. Это был провал», — вспоминает основатель «Чаевые просто». В это время набирала популярность технология Apple Pay Web, и Загоруйко решил отказаться от отдельного мобильного приложения. Вместо этого он предложил гостю сканировать с помощью камеры смартфона QR-код на визитке официанта. «Мы объединили Apple Pay, банковский экварийнг и QR-коды, — объясняет рабочую схему сервиса Загоруйко. — После сканирования кода открывалась страница для оплаты чаевых любым из способов: банковской картой, Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay. Это был прорыв!»
Первоначально с каждого получателя чаевых сервис «Чаевые просто» взимал 10% комиссии, затем снизил до 5%. От печати QR-кодов на визитках впоследствии Загоруйко также отказался. Это оказалось долго и дорого: согласование макета и печать занимали почти неделю, стоимость 100 визиток, которых хватало официанту на 3-4 месяца, составляла около 500 рублей, а напечатать визитки на один ресторан — примерно 7000-8000 рублей.
Пока Евгений искал совершенную форму для своей задумки, его жена Ольга Терехина налаживала отношения с клиентами. Она привлекла первых крупных — сети итальянских ресторанов Osteria Mario (15 заведений в Москве) и Bar BQ Café.
В октябре 2019-го Загоруйко отказался от визиток, решил интегрировать QR-коды в предчеки (предварительный чек, или привычный счет в общепите со списком заказанных позиций и общей суммой заказа. — Forbes). Позже функция появилась и у сервисов-конкурентов. Загоруйко утверждает, что именно с этого момента его сервис «Чаевые просто» начал расти, подключая по 10 ресторанов ежедневно.
К концу 2019 года к сервису «Чаевые просто» было подключено уже более 1500 ресторанов по всей России. Загоруйко зарегистрировал компанию «Простые сервисы», выручка по итогам 2019-го составила 5,5 млн рублей. «Стало ясно, что такое количество выплат официантам одновременно проводить вручную невозможно, нужно взять много бухгалтеров», — объясняет основатель сервиса. Выход нашли за время карантина-2020: сервис полностью перешел на выпуск виртуальных карт Visa, на которые моментально зачислялись чаевые, и бухгалтеры не понадобились. Пандемия подтолкнула сервис и к созданию системы защиты платежей от мошенничества и запуску приложения для получателей чаевых.
С июля 2020 года, когда большинство общепитов восстановили работу после карантина, сервис «Чаевые просто» начал кратно расти, удваивая выручку каждый месяц, рассказывает Загоруйко. Сейчас к сервису подключено 5000 заведений (из них 500 в Москве, остальные — в регионах) и 32 000 получателей чаевых (преимущественно официанты, но также курьеры, сотрудники салонов красоты, отелей и другие). На сервис не могли не обратить внимания крупные игроки.
Чаевые от сделки
По оценке Георгия Высоцкого, российский рынок электронных чаевых, начисляемых через QR-код, делят четыре крупных игрока: «Нетмонет», «Чаевые просто», CloudTips от «Тинькофф» и «СберЧаевые» от Сбербанка. «Объем чаевых, в отличие от количества ресторанов-партнеров, — наиболее подходящий показатель для оценки доли рынка», — говорит он.
Игрок номер два на рынке чаевых тоже стал объектом поглощения. «В канун нового года со мной связались из «Яндекс.Еды» и предложили обсудить возможные синергии, — говорит Загоруйко. — Обсудили технологию, разные процессы. После они попросили прислать финансовые данные сервиса, с этого все началось». По словам предпринимателя, «в Яндексе все серьезно»: ООО «Простые сервисы» прошло полный цикл проверок, все этапы due diligence (от англ. due diligence, «должная добросовестность», процедура объективной оценки объекта инвестирования. — Forbes). «Я очень волновался, но команда «Яндекса» очень помогала», — добавляет Загоруйко. Вместе с 10 сотрудниками сервиса он остается работать над проектом с командой фудтех-направления «Яндекс Go».
Евгений Загоруйко признает лидерство конкурента из «Нетмонет» по обороту, но данные своего сервиса не раскрывает, ссылаясь на соглашение о неразглашении между «Чаевые просто» и «Яндекс.Едой». Сумму сделки стороны также не комментируют.
В последние годы сервисы электронных чаевых стали более популярны из-за роста безналичного оборота в кафе и ресторанах, считает Денис Ефремов. «Люди относительно меньше передают наличные и не хотят оставлять чаевые наличным способом, — комментирует эксперт. — Похожие решения давно есть в Китае, а на западных рынках заметных игроков нет. С чаевыми там работают больше в смысле учета наличных для более полной картины компенсации сотрудников ресторанов. Например, [этой цели служит] известный американский стартап Toast».
На что пойдут вырученные от сделки с «Яндекс.Едой» деньги? Евгений Загоруйко отвечает без раздумий: «Деньги от продажи пойдут на финансовое восстановление семьи. Развивая сервис, я потратил все семейные накопления». Отныне инвестировать в развитие его детища будет новый владелец. «Сам сервис получит доступ к пулу партнеров «Яндекс.Еды» и сможет развиваться еще быстрее», — обещает Виталий Туманов, директор по новым бизнесам и продуктам «Яндекс.Еды».
Прошедший пир: какие столичные рестораны вошли в рейтинг Forbes самых успешных
Прошедший пир: какие столичные рестораны вошли в рейтинг Forbes самых успешных
Безналичная благодарность: Как сейчас платить чаевые по карте Приложения для перевода денег работникам кафе и ресторанов, курьерам и уличным музыкантам
Заплатить картой сейчас можно почти везде, и это очень удобно. Кроме тех случаев, когда хочется дать чаевые официанту или курьеру. Раньше в российских ресторанах и кафе было принято оставлять примерно 10% от счета. Но сейчас купюры, особенно мелкие, в кармане есть не у всех. Можно перевести сумму на банковскую карту, но в этом случае придется спросить номер телефона сотрудника, а это не всегда удобно. В сервисе «Яндекс.Еда» сейчас можно оставить чаевые прямо из приложения, но пока функция только тестируется в Петербурге.
В Москве есть несколько сервисов, которые позволяют дать на чай без неловкости и обмена персональными данными. Перечисление чаевых в безналичной форме Минфин признал дарением, и потому оно налогом не облагается, но за вывод денег на свою карту официанту придется заплатить комиссию. The Village узнал, как работают сервисы для перевода чаевых и чем они отличаются друг от друга.
CloudTips: для официантов и музыкантов
Что это
В Тинькофф-банке принципиально решили запустить не мобильное приложение, а сервис для перевода чаевых с помощью сайта. В компании объясняют, что приложение только создает дополнительные барьеры: клиент хочет быстро оставить на чай, а ему приходится тратить время на скачивание и привязывание карты.
Как это работает
Работает CloudTips на основе QR-кода: человек, который собирается получать деньги, должен зарегистрироваться на сайте и сформировать свой личный код. Пользователем может стать не только официант или курьер, но и, например, стример или уличный музыкант, тоже принимающий добровольные пожертвования. Этот код нужно показать человеку, решившему перевести деньги. Его можно вывести на экран устройства или распечатать — главное, чтобы получилось отсканировать камерой телефона. Так плательщик попадает на страницу в браузере, где вводит нужную сумму и отправляет перевод через Apple Pay, Google Pay или вбив номер банковской карты.
Оплата осуществляется через CloudPayments и проходит с помощью механизма безопасной сделки (такой же используется на «Авито»). В CloudTips установлен единый лимит — до 10 тысяч рублей за одну транзакцию. При этом все переводы проходят проверку на предмет мошенничества, поэтому лимиты могут снизить в индивидуальном порядке. Вывести средства на банковскую карту можно с комиссией в 5 % для карт «Тинькофф» и 10 % для всех остальных банков.
Где можно использовать
Сервисом регулярно пользуются уже несколько тысяч человек, а среди партнеров — корнеры в «Депо. Москва», сеть салонов красоты Noir Moscow, сервис доставки еды iGooods, петербургские рестораны, входящие в Ginza Project, и стримеры с платформы Arenum. В среднем клиенты переводят получателям 350 рублей. В будущем CloudTips собираются интегрировать в мобильное приложение «Тинькофф» и его лайфстайл-сервисы.
SberFood: не только чаевые
Что это
Как это работает
В приложении SberFood чаевые пока можно оставить по номеру стола. Деньги поступают напрямую официанту на «Яндекс.Кошелек» без комиссии, а скоро появится возможность выводить их на личную банковскую карту. Настройки системы позволяют сделать так, чтобы чаевые попадали на общий счет в ресторане и потом делились между всеми работниками смены.
Также в SberFood можно делить счет на нескольких гостей, получать бонусы и потом расплачиваться ими, бронировать столик, оставлять отзывы или заранее заказывать блюда и напитки. В FoodPlex рассказывают, что эта функция востребована в дневные часы, когда у людей ограничено время на обед и нет возможности долго ждать свой бизнес-ланч. В приложении нужно найти заведение, оформить предзаказ на определенное время, оплатить — и обед будет ждать на столе или в пункте выдачи.
Где можно использовать
Сейчас SberFood — самый массовый сервис. Он работает в 72 российских городах, обслуживая более 50 тысяч заведений. Оплатить счет и чаевые без наличных можно в 400 из них, а заказать еду заранее — в 200 кафе и ресторанах. В Москве это сети «Хлеб насущный», Cofix, Subway, «Кофе хауз», Boston, Coffee Bean, «Андерсон», Menza.
2tip: стандартный набор
Что это
Еще один сервис для отправки денег официантам и отслеживания фидбэка от гостей. Запущен 2tip новосибирской компанией « Сиб Софт Артель», которая занимается разработкой программного обеспечения.
Как это работает
Перевод денег в сервисе 2tip тоже осуществляется с помощью QR-кода: получатель регистрируется на сайте, создает код и показывает его плательщику. Для официантов есть мобильное приложение на iOS и Android, в котором можно настроить оповещения о поступлении средств. Клиенту ничего устанавливать не придется: отправить деньги можно через сайт с помощью банковской карты, Apple Pay или Google Pay.
Также сервис может быть интегрирован в кассовые системы и позволяет печатать QR-код на чеке. Платежи проходят через Сбербанк, получатель денег потом может вывести их на свою карту с комиссией в 5 %. У 2tip есть предложения и для владельцев бизнеса: они могут зарегистрироваться в качестве администратора и видеть, кому сколько чаевых переводят.
Где можно использовать
В « Сиб Софт Артели» рассказывают, что 2tip пользуются 1 500 человек — официантов и барменов разных заведений. Среди них бар «Гадкий койот » в Петербурге и «Высота-2320» в Сочи.
4 способа оставить «на чай», если вы платите картой
«Хороший ресторан, и официантка старалась, оставлю ей рублей 200…», — думаете вы, лезете в кошелёк и понимаете, что налички у вас нет от слова совсем. Или, например, в приложении такси вы привязали карту, но хотели бы похвалить водителя за комфорт. Не беда, от благородного порыва отказываться не стоит. Прогресс не стоит на месте и чаевые вы можете «скинуть» даже через мобильное приложение.
Включите в общий счёт
Многие заведения к этому относятся положительно. Например, пишут об этом на чеках: «Нам будет очень приятно, если Вы оцените качество обслуживания, оставив чаевые», и указывают процент или сумму. Если на вашем чеке такого не было, не стесняйтесь попросить официанта добавить в счёт чаевые — 5%, 10% или 15% на ваше усмотрение. Вряд ли человек откажется.
У этого способа есть минус: ресторану придётся платить с чаевых налог на прибыль и НДФЛ. К тому же, не все работники кафе бывают официально устроены. В итоге человек получит чаевые вместе с зарплатой, и то за вычетом налогов.
Предложите перевести на личную карту
В этом нет ничего зазорного: около 70% официантов относятся к чаевым положительно. Практически у всех есть «Сбербанк Онлайн», где вы можете перевести деньги другому клиенту банка просто по номеру телефона. Также по номеру телефона перевести деньги поможет Система быстрых платежей Банка России.
Если вы предложили официанту такой вариант и он отказался, то не стоит настаивать, так вы можете его смутить ещё сильнее. Человеку станет приятно и от вашего предложения.
Приложения для чаевых
По нашим наблюдениям, в Google Play и App Store приложения не всегда совпадают. В одном магазине есть те программы, которых нет в другом. Однако и там, и там есть Plazius, «Чаевые картой просто» и uTips.
Такси предлагают сами
Сервисы заказов такси, например, «Яндекс.Такси», Uber и Gett предлагают вам оставить водителю какой-либо процент чаевых в конце поездки. Эта опция работает, когда вы оплачиваете заказ картой, вместе с чаевыми вы можете поставить оценку водителю. Размер чаевых зависит от итоговой суммы поездки: 5%, 10%, 15% или 20%.
В других сервисах, например, Maxim, как таковых чаевых нет, но вы можете увеличить стоимость поездки на 20 — 70 рублей. Это для водителя также будет приятным бонусом. Но со всей суммы, которую зарабатывает таксисит в конце смены, списывает комиссию посредник. В том числе и с чаевых.
Оплата картой постепенно вытесняет платежи наличными, для клиентов это гораздо удобнее. Но правила хорошего тона никто не отменял, к тому же чаевые многие люди оставляют по собственному желанию. Поэтому не исключено, что культура чаевых со временем будет меняться и также перейдёт в безналичную сферу.