чаша грааля код да винчи
«Код да Винчи»: выдумка под видом правды
Тайная вечеря
Название романа Брауна связано с картиной «Тайная вечеря», написанной Леонардо да Винчи в 1495–1497 годах. На ней изображены Иисус и двенадцать апостолов в тот момент, когда Христос сказал: «Один из вас предаст Меня» (Матфея 26:21).
Ответ на эту софистику состоит из трех частей:
Ссылка:
Абсолютный вымысел
«Псевдоисторическая чепуха в кубе» 2
Нападки Брауна на христианство
Канонические книги Нового Завета
Ссылкии примечания:
Это противоречит мнению авторитетных исследователей Библии и историков. На самом деле:
Был ли Иисус женат?
Не существует даже самого отдаленного намека на исторические свидетельства о том, что Иисус якобы был женат на Марии Магдалине. Нигде в Библии ничего подобного не сказано. Апостол Павел провозглашая право «иметь спутницей жену» (1 Кор. 9:5), говорит, что у прочих апостолов, братьев Господа, и у Кифа [Петра] были жены, но об Иисусе он этого не говорит.
Подумаешь, ошибки!
Как мы можем отличить ложь от правды?
Ответ: Иисус послал нам Духа Истины (Ин. 14:17; 15:26). Он помогает верующим отличить ложь от правды ( Ин. 16:13 ). Он делает это через Слово Божье, Библию, которой Он является божественным автором ( 2 Пет. 1:21, cf. Евр. 3:7, 10:15 2 Тим. 3:16 ), которая также зовется «истиной» ( Ин. 17:17 ).
Поэтому для Христиан, верующих в Библию, если утверждение о Христианстве, грехе, нравственности, Евангелиях, божественной личности Иисуса, Воскресении, Творении, Потопе, будущем суде и т.д., соответствует Слову Божью, то оно истинно. Если же утверждение противоречит Слову Божьему, то оно ложно
Похоже, человек готов поверить в любую фальсификацию истории, если это поможет ему избежать обязательств, которые влечет за собой вера в истину об Иисусе Христе. В этом «Код да Винчи» очень схож с теорией эволюции от микроба к человеку. Если бы хоть что-то из этого было правдой, это означало бы, что Библия лжет, что людям не нужен Спаситель и Искупитель грехов, а идея Судного безосновательна.
Браун сознательно подменил подлинную историю очевидной мистификацией, что, безусловно, хорошо для его кошелька, зато очень опасно для бессмертных душ многих читателей.
Ссылки и примечания
Книга-бестселлер и фильм-блокбастер
Перевод Наталии Кокоз-мл. под ред. А. Мусиной
Чаша грааля код да винчи
Terribilis est locus istnote 1.
Любая книга — плод коллективной работы, не верьте тому, кто скажет иное. Команда, работавшая над этой книгой, была воистину блистательна, и мне хотелось бы выразить самые искренние слова благодарности целому ряду замечательных людей.
Как мне кажется, уместно начать с выражения горячей признательности моей собственной компании женских божеств. За кропотливую, дотошную исследовательскую работу я хотел бы прежде всего поблагодарить Жаклин Харви, которой клятвенно обещаю обед в ресторане. За предоставление уникальных дополнительных материалов я благодарю Робин Крукшенк Хилтон. Эс-Пи-Ди, вы также были выше всяческих похвал. Никакие слова не способны в полной мере выразить мою безграничную благодарность.
Не обошлась подготовка книги и без мужчин, которые оказали огромную помощь. Спасибо Марку Фостеру за художественное оформление и подготовку рисунков и фоторафий — почему на свете мало таких людей, как ты, Марк? Спасибо Марку Оксбрау — за рослинcких тамплиеров. Спасибо Джеффу Петчу за его звонки и моральную поддержку. Спасибо Энди Гоу за список и замечательный разговор. Спасибо Джиму Чалмерсу за его идею, которая легла в основу моей работы.
Моя искренняя благодарность распространяется также и на членов моей семьи и моих друзей — родителей, Марка и Клер. Гемму Смит я благодарю за то, что она подбадривала меня и пинками заставляла сесть за работу. В последнем также немало преуспел Сэм.
Линдсей Дэвис и Майкл О’Мара, благодарю вас за доверие и за кофе; могу ли я в следующий раз завершить работу немного позже? Спасибо Роберту Кирби из «Пи-эф-ди» — самому терпеливому в мире литературному агенту — с меня обед в ресторане.
Принимая во внимание суть такого понятия, как Святой Грааль, не стоит удивляться, что о нем вот уже долгие годы существуют разные, порой полярно противоположные мнения. Но все равно редкий роман вызывал так много споров, как «Код да Винчи». Детективный роман Дэна Брауна уже разошелся во всем мире тиражом шесть миллионов экземпляровnote 2, а с появлением его в мягкой обложке число продаж увеличится еще больше. Роман никого не оставляет равнодушным. Читателям он либо нравится, либо вызывает самую лютую ненависть, и это делает его выдающимся явлением последних лет.
Давайте сначала обратим внимание на противников книги Брауна. Их можно разделить на несколько категорий. Во-первых, это те, кто считает роман Дэна Брауна исторически неточным и построенным на зыбкой фактической базе. Во-вторых, к противникам можно также отнести тех, кто видит в «Коде да Винчи» вызов основным христианским догмам и традиционным ортодоксальным ценностям. В этом можно легко убедиться, если перелистать роман, в котором утверждается, что христианская церковь в течение двух тысячелетий скрывала от всего человечества кое-какие факты. Утверждение это действительно достаточно сильное, чтобы вызвать нападки как религиозных фундаменталистов и апологетов церкви, так и христианских либералов. В Интернете нетрудно найти свидетельства того, что Дэн Браун возбудил гнев многочисленных христианских теологов, которые на внушительном количестве интернетовских страничек «громят» «Код да Винчи» и его автора за нападки на христианскую веру. Некоторые из наиболее рьяных апологетов церкви уже успели выпустить собственные книги, объявляющие роман Брауна мерзкой ложью и гнусным преступлением против богобоязненных верующих во всем мире.
Больше всего их раздражает пересказываемая Брауном идея, которую он почерпнул из различных книг, написанных в жанре альтернативной истории, — идея о том, что Иисус Христос был женат на Марии Магдалине, у которой родился от него ребенок. Это позволило автору ввести в роман сюжетную линию о его потомках — семействе, дожившем до наших дней. Подобное утверждение ставит под серьезное сомнение идею божественной сути Христа, превращая его в обычного человека «из плоти и крови», а не в Сына Божия. В разделе, посвященном Марии Магдалине, я рассматриваю тезис о династии ее наследников, так что пока не буду подробно на нем останавливаться. Замечу, однако: то, что я намерен сказать, не более чем гипотеза, и апологеты вполне правы в своих контраргументах, основанных на Евангелиях и иных писаниях Нового Завета, заявляя, что в этих текстах нет прямых свидетельств брачного союза Иисуса Христа и Марии Магдалины. Тем не менее в своем прочтении Евангелий и Священного Писания они не обратились к одной из центральных тем данной гипотезы, которая как раз и состоит в том, что информация эта считалась для ранней церкви столь разрушительной, что первые редакторы и издатели Нового Завета просто умолчали о ней. Ее заменили приглаженной, облагороженной версией, которая больше устраивала отцов церкви на заре христианства.
Если вам хочется отыскать на этих страницах открытое осуждение романа Дэна Брауна, то вы взяли в руки не ту книгу — существуют другие издания, которые заинтересуют вас больше. Наша книга нацелена на первую категорию критиков и тех, кому роман понравился, но кого в то же время немного смущают историческая достоверность и фактические доказательства, приведенные автором. Обо всем этом я и поведу речь.
Дэн Браун, несомненно, использовал лишь небольшое количество книг в качестве подготовительного материала для разработки главных тем романа «Код да Винчи». Для главной темы — существующей и в наши дни династии потомков Иисуса Христа и брачного союза Христа и Марии Магдалины, а также теории существования тайного общества, именуемого Приоратом Сиона, хранящего эти сведения в глубокой тайне, — Браун воспользовался бестселлером, имеющим весьма противоречивый, неоднозначный характер, — книгой «Святая кровь, Священный Грааль» Майкла Бейджента, Генри Линкольна и Ричарда Ли. Идею о том, что Леонардо да Винчи зашифровал в своих живописных полотнах некие тайные послания, автор «Кода да Винчи» почерпнул из книги «Открытие тамплиеров», принадлежащей перу Линн Пикнетт и Клайва Принса. Источником вдохновения Брауна по теме «Мария Магдалина и священное женское начало» послужило произведение Маргарет Старберд «Женщина с алебастровым сосудом».
Тем, кто прочитал «Код да Винчи», наверняка запомнились три книги, стоявшие на полке у Ли Тибинга — вымышленного героя романа, ученого-исследователя, занимающегося темой Святого Грааля. Книги эти Дэном Брауном перечислены, а вот их авторы — нет.
В «Коде да Винчи» Дэн Браун лишь осторожно касается поверхности некоторых теорий, выдвигаемых в вышеназванных книгах. Чтобы полностью осознать глубину исследовательской работы, проведенной авторами, и важность выдвигаемых ими идей, настоятельно советую читателям прочитать хотя бы одно из названных выше произведений, а также из приводимой в конце данной книги библиографии.
Если на самом деле у Иисуса Христа было потомство, которое существует и в наши дни, то мы имеем дело с тем, что можно с изрядной долей вероятности назвать ересями: малой ересью и ересью более значимой, фундаментальной. Малая ересь относительно проста: церковь в течение двух тысячелетий лжет, скрывая от христиан истинное положение дел из самых разных соображений. Вторая ересь размерами значительно превосходит первую, малую. Потому что если эта теория окажется верна, то целые страницы истории придется переписывать заново, а вместе с ними изменять и наше понимание материи жизни, веры и окружающего мира. Так что на карту поставлено очень и очень многое!
Так почему же «Код да Винчи» пользуется такой популярностью? Прежде всего это хорошая, добротная история с крепким сюжетом. Книга хорошо читается, и по ней, несомненно, будет снят явно неплохой фильм, режиссурой которого займется Рон Ховард. Но мне думается, что причина успеха «Кода да Винчи» кроется гораздо глубже. Дэну Брауну удалось задеть большинство читателей за больное место. Очень многих людей не устраивает то, как их научили думать и верить. Вступив в XXI век, мы испытали желание вырваться из оков повседневности и глубже проникнуть в тайны жизни. Именно этого обнаженного нерва, жаждущего познания, и коснулся «Код да Винчи». Однако в том, что роман заставит тысячи христиан усомниться в своей вере и отвернуться от церкви, я очень сильно сомневаюсь.
ГЛАВА ШЕСТАЯ Святой Грааль в Европе
Святой Грааль в Европе
В ГЛАВЕ ТРЕТЬЕЙ МЫ РАССМОТРЕЛИ СВЯТОЙ ГРААЛЬ КАК СИМВОЛ НАСЛЕДНИКОВ ИИСУСА ХРИСТА, РОДИВШИХСЯ ОТ ЕГО БРАКА С МАРИЕЙ МАГДАЛИНОЙ. МЫ ОБЪЯСНИЛИ ЕЕ РОЛЬ РОДОНАЧАЛЬНИЦЫ НЕКОТОРЫХ КОРОЛЕВСКИХ ДИНАСТИЙ ЕВРОПЫ. В «КОДЕ ДА ВИНЧИ» ДЭН БРАУН ДОВОЛЬНО ПОДРОБНО ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ НА ЭТОЙ ТЕМЕ, ОДНАКО СУЩЕСТВУЕТ И ГИПОТЕЗА О ТОМ, ЧТО СВЯТОЙ ГРААЛЬ НА САМОМ ДЕЛЕ — НЕКИЙ СОСУД, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ РАССМОТРЕТЬ ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ДВЕ КОНЦЕПЦИИ СВЯТОГО ГРААЛЯ.
Чаша Святой Грааль, хранящаяся в Валенсийском соборе
Когда кельты пришли в Западную Европу, преодолев Альпы и просторы Центральной Европы, они не только принесли с собой умение пользоваться железом, но также и привели прирученных лошадей. У них была традиция бросать в считавшееся волшебным озеро меч (которому они приписывали и магические свойства) и драгоценности. Когда король Артур уже лежал при смерти, один из его приближенных бросил в соответствии с кельтским обычаем в озеро его меч, так называемый Экскалибур. Кельты верили в то, что озера являлись входом в подземный мир, Царство Мертвых, находившееся, по их убеждению, в центре земли. Король Артур предположительно умер на острове Аваллон. Не совсем ясно, где именно находился этот остров. Одни утверждают, что близ южного побережья Англии, в Майклз-Монт, другие — что в Монт Сен-Мишель рядом с побережьем Франции. Это могут быть также и окрестности Гластонбери, потому что, как гласит древняя легенда, Артур был похоронен именно здесь. Название «Аваллон» ассоциируется с яблоками, а Экскалибур якобы был выкован в Гластонбери.
Экскалибур надежно служил королю Артуру, им можно было насмерть поразить любого врага. Сам Артур стал королем только потому, что смог вытащить Экскалибур из камня, в который он был вонзен. Существует и другая легенда, аллегорически повествующая о том, что Артур умел извлечь железо из камня, потому что древние кельты обладали этим умением.
Помимо заколдованных мечей, существовало немало древних традиций, связанных с волшебными сосудами, такими как знаменитый Рог Изобилия — якобы являвшийся неиссякаемым источником пищи и благоденствия. Такое понятие, должно быть, особенно импонировало народу, жившему в суровые времена, когда частыми были голод и лишения. Волшебными свойствами наделялись многие сосуды — чаши, кувшины, бокалы и кубки. Следовательно, и Грааль был сосудом, символизирующим насыщение и спасение.
Согласно кельтским легендам, король Артур и его дружинники занимались поисками магического кубка. Лишь в Средние века этот сюжет переместился из языческих времен в более позднюю эпоху и обрел христианскую форму. Артур был любимым в народе королем, который единственный смог дать отпор скоттам, вторгшимся в кельтские земли после ухода в V веке римлян. С ним также связывалось наступившее впоследствии мирное благоденствие. В это время в Англии началось упрочение позиций христианства, все еще испытывавшего сильное влияние язычества. Легенды того времени несут на себе явный отпечаток и христианства, и язычества.
Кельты обожествляли природу и верили в то, что между ней и людьми существует некая духовная связь. Окружающий мир, по их мнению, населяли феи и эльфы, которые могли предсказывать людям судьбу. Добро вознаграждалось, зло наказывалось. Существовала вера в то, что воины воскреснут после того, как наступит Судный день, если, конечно, им не отрубили в бою голову; кстати, кельты обезглавливали пленных.
Один из наиболее известных христианских ритуалов — причастие, при котором верующему предлагается вино, символизирующее кровь Христову. В основе легенды в варианте артурианского цикла лежит история о римском воине Лонгине, который копьем пронзил бок распятого на кресте Иисуса, чтобы удостовериться в том, что тот мертв. Иосиф Аримафейский собрал кровь Иисуса в ту самую чашу, из которой Спаситель пил во время Тайной вечери. Именно эту чашу и считают Святым Граалем. Затем тело Христово было перенесено в семейный склеп Иосифа Аримафейского. По возвращении в 1274 году английских рыцарей из Палестины в Англию, после фактического провала крестового похода, организованного Эдуардом I, моральный дух сынов Альбиона нуждался в серьезной поддержке. Рыцари короля Артура описывались в легендах как простые воины, отправившиеся на поиски благого дела. Поиск Святого Грааля идеально соответствовал этому благому делу.
Поскольку Иосиф Аримафейский был последователем Христа, то вскоре после казни Иисуса на кресте римляне арестовали Иосифа и поместили в темницу. Предполагается, что он сохранил священную чашу и брал ее с собой в путешествие в Рим и Южную Францию, где какое-то время жил вместе с Марией Магдалиной и некоторыми другим учениками Иисуса на землях современной провинции Лангедок. Считается, что он (возможно, вместе с самим Христом) впоследствии перебрался в Англию, где прожил остаток своих дней в южноанглийском городе Гластонбери. Первая христианская церковь в Англии была построена именно там, где сегодня можно увидеть развалины старинного монастыря и где, по всей видимости, когда-то хранился Святой Грааль. Затем Грааль был потерян, и с этого момента король Артур и его рыцари отправились на его поиски.
В Средние века религия во многом определяла жизнь людей, именно тогда началась эпоха массового паломничества к святым местам. До сих пор сохранилась традиция паломничества в Сантьяго-де-Компостелла, когда на пути к конечной цели паломники посещают множество небольших церквей, сохранившихся с давних времен. Примерно в 1200-х годах католическая церковь приняла идею Пресуществления — превращения вина в кровь Христову. Примерно в это же время Кретьен де Труа написал свои сказания о Граале, создав из языческой истории христианский сюжет.
Далеко не всех устраивало то, какой путь далее избрала для себя католическая церковь. Катары, отстаивавшие идеалы скромной и праведной жизни, отвергали пышную роскошь, характерную для тогдашней церковной жизни. С типичной для Дэна Брауна любовью к кодам и анаграммам они предпочитали ассоциировать свою церковь со словом AMOR (Любовь), а не со словом ROMA (Рим). Папа объявил катарам настоящую войну, и его крестоносцы осадили оплот катарской веры — крепость Монсегюр на юге Франции, где, как предполагалось, катары вместе с другими своими сокровищами хранили Грааль, хотя оснований для его нахождения там не имелось. Катарам удалось перепрятать сокровища еще до осады крепости, завершившейся тем, что большинство ее защитников были живьем сожжены на костре.
Предполагается, что Святой Грааль более трехсот лет находился в Италии, пребывая какое-то время под защитой монаха — святого Лаврентия, дьякона одной из церквей Рима. По его приказу в конце III века Святой Грааль якобы был перевезен двумя испанскими легионерами в его родной город Уэска в испанских Пиренеях. Монаха же постиг драматический конец — он был заживо изжарен на решетке через несколько дней после того, как казнили его покровителя папу Сикста III. До 711 года Грааль хранился в церкви Сан-Педро эль Вьехо. В монастыре, построенном в романском стиле, есть несколько скульптурных изображений Грааля, в том числе скульптура ангела, подающего кубок Иисусу.
Вольфрам фон Эшенбах, скончавшийся в 1230 году, по праву причисляется к выдающимся средневековым немецким поэтам-миннезингерам. Одна из его главных работ — роман «Парцифаль», положенный в основу одноименной оперы Рихарда Вагнера. Источником для «Парцифаля» послужили произведения Кретьена де Труа, а также, по словам фон Эшенбаха, — творения Койта Прованского. Койт Прованский, в свою очередь, черпал материалы для своих сказаний в Испании, в Толедо, тогдашнем центре литературы и науки, где обитало много арабских и еврейских мистиков и философов. Согласно Вольфраму фон Эшенбаху, Святой Грааль был волшебным камнем, подобным мифическому рогу изобилия, неиссякаемому источнику пищи и вечной молодости.
Альфонсо I, король Арагона и Наварры, часто бывал в Сан-Педро эль Вьехо в Уэске. Он приезжал туда для молитв и размышлений. Имя Альфонсо сходно с латинским именем Анфортус и тесно связано с героем сказаний о Граале королем Анфортусом. Таким образом, вполне вероятно, что Альфонсо мог послужить прообразом короля Грааля. В конце жизни он удалился в тот же монастырь Сан-Педро эль Вьехо, где получил ранение, приведшее к фатальному исходу. Подобным образом, как и в легенде о Граале. Король Грааля Анфортус ожидал в замке Парцифаля, чтобы тот исцелил его раны, однако это было за много лет до того, как Парцифаль добрался до замка Анфортуса. Похоже, что прообразом Парцифаля был кузен Альфонсо I, испанский граф Перке де Валь (1100–1144 гг.).
Широко распространено мнение, что хранителями Грааля были тамплиеры. Замок Грааля, как гласит легенда, можно было увидеть только в состоянии славы и величия, во всех остальных случаях он оставался незрим для окружающих.
На земле Испании был только один замок, подходивший под подобное определение, — монастырь Сан-Хуан де ла Пенья. Согласно легендам, он был построен на священном месте, давшем начало испанской провинции Арагон. Якорь, изображенный на гербе Парцифаля, можно увидеть в погребальных нишах внушительных размеров монастырского двора. В Средние века Грааль то и дело приходилось перевозить с места на место по причине частых набегов мавров. Монастырь Сан-Хуан де ла Пенья был одним из нескольких мест, где обычно хранился Грааль, и именно из него эта реликвия была перевезена туда, где находится и по сей день. Во вступительной части Королевского реестра, хранящегося в библиотеке Барселоны, рассказывается об укрепленном монастыре и о даре, который был ему сделан. Назывался этот дар наполовину по-испански, наполовину по-латыни — calice lapideum (каменная чаша). Ранее он якобы хранился в часовне монастыря Сан-Хуан де ла Пенья. Хранился Грааль либо в склепе, высеченном в толще камня, либо на алтаре. Эта часовня — та самая комната, именовавшаяся часовней внутри храма, которую искал Парцифаль. Существует легенда о том, что, когда Парцифаль оказался в монастыре, он увидел торжественную процессию — Дева Грааля несла священную чашу Королю Грааля. Сопровождавший ее сзади оруженосец нес копье, которым Лонгин пронзил бок Христа. С кончика копья чудесным образом продолжали капать капли крови. За ними следовала женщина, которая несла блюдо с головой Иоанна Крестителя.
Последнее местонахождение Святого Грааля — мы можем видеть его там и сегодня — боковая часовня собора в Валенсии. Хотя церковь никогда официально не признавала Грааль священной реликвией, его считают чашей, которую Христос благословил во время Тайной вечери и которой пользовались понтифики до тех пор, пока святой Лаврентий не перевез ее в Испанию. Сейчас легендарная чаша хранится за пуленепробиваемым стеклом. Король Наварры привез чашу в Валенсийский собор 18 марта 1437 года, и она с тех пор редко покидала его стены. Фактически ее увозили лишь два раза на короткое время — во время войны Испании за независимость, когда испанцы сражались с войсками наполеоновской Франции, и в XX веке, в годы Гражданской войны.
Отлитая из чистого золота нижняя часть чаши украшена 28 жемчужинами, двумя красными драгоценными камнями и двумя изумрудами. Высота ее основания — 5,5 сантиметра, диаметр — 9,5 сантиметра. Ее размеры, включая дно, — 17 на 14,5 сантиметра. Известный археолог Антонио Бельтран утверждает, что Грааль в нынешнем его виде был изготовлен в стенах монастыря Сан-Хуан де ла Пенья неизвестным мастером из Византии. Верхняя часть чаши выдает ее ближневосточное происхождение — она была изготовлена либо в Александрии, либо в Антиохии. Бельтран убежден, что время изготовления чаши — конец последнего столетия до нашей эры — первая половина I века нашей эры. Именно этот период и является временем жизни Иисуса Христа.
По мнению Бельтрана, каменное дно чаши и есть легендарный Грааль. На ней нанесена надпись на арабском, которую до сих пор никто не смог точно перевести. Имеются самые разные версии, в том числе и такие: «Ему, дарующему величие», «Слава Марии», «Милосерднейшему» (именно так обращаются к Аллаху арабы) и «Процветающий». Согласно легендам, время от времени на чаше появляется надпись «LAPIS EXCILLIS».
Мы скорее всего никогда и не узнаем истинную суть Святого Грааля. Однако этот небольшой изящный предмет, судя по всему, действительно был той самой чашей, которой две тысячи лет назад пользовался Иисус Христос и которая стала основой многочисленных мифов и романтических сказаний, созданных западной цивилизацией. Святой Грааль продолжает оставаться для нас вечной загадкой. Он является частью мировой культуры, и само понятие «Святой Грааль» означает нечто такое, что человечество постоянно и безуспешно пытается постичь. Поиски Святого Грааля означают не намерение найти некий материальный предмет, а стремление к установлению вечно ускользающей истины, неустанного духовного обновления.
Папа Иоанн Павел II, целующий легендарную чашу. 8 ноября 1982 г.
Код да Винчи снимая маски
Споры вокруг книги Дэна Брауна «Код да Винчи» идут несколько лет. Экранизация книги, с которой зритель познакомился в мае, дала этим спорам новый толчок – критики предоставили новые аргументы, их оппоненты новые версии и доказательства.
Пожалуй, миф о Граале можно смело назвать фундаментом всего романа. Именно на этом мифе раскручиваются все остальные события. Нет Грааля – бессмысленны все остальные утверждения Дэна Брауна. Напомним, согласно его книге на вечере Иисус и ученики пили вино из особого сосуда, позже этот сосуд использовал Иосиф Аримафейский, для того, чтобы собрать кровь распятого Христа. Далее этот сосуд становится якобы святыней христианства и вожделенным предметом для королей, купцов и рыцарских орденов. Не будем подробно это рассматривать. Кому любопытно сходите в кино. Нам же интересна истина.
Нелепы и ошибочны утверждения о том, что якобы Иосиф Аримафейский собрал в эту чашу кровь Христа. Иосиф, будучи членом иудейского синедриона, имел иудейское мировоззрение, для которого собирать кровь распятого кощунственно и аморально. И самый простой вопрос – зачем? Вряд ли Иосиф верил в тот момент в Святую Кровь Агнца Божьего. В это тогда не верили даже ученики,для них Иисус был убит. Все было кончено. Тогда зачем собирать кровь? Куда он с ней потом пошел? Его тут же разорвали бы на части ортодоксальные иудеи. Не верите, спросите в любой синагоге, как иудаизм относится к таким экзотическим выходкам.
Согласно повествованию Евангелия кровь Христа вылилась от удара копьем. Римляне не подпустили бы никого с чашей собирать ее. Уж где, где, а в римской армии знали, что такое порядок. Тем более, что надо было предупредить собирателя о моменте нанесения удара и месте удара: «Иосиф, скорее, мы уже копье наточили». Согласитесь это абсурдно.
Появившись в Западной Европе оpиентиpовочно в XII веке, литеpатуpа о Святом Гpаале pазpасталась лавинообpазно; уже столетие спустя были созданы десятки связанных с Гpаалем поэм и pыцаpских pоманов; в конце XV века была опубликована знаменитейшая «Смеpть Аpтуpа» сэpа Томаса Мэлоpи. Влияние тpадиции Гpааля и Аpтуpа не огpаничилось Сpедневековьем: Новое Вpемя дало новые pоманы, поэмы, пpекpасную музыку Вагнеpа. В XIX веке началось и буpное pазвитие исследований о Святом Гpаале и коpоле Аpтуpе; литеpатуpа эта pазpасталась, пожалуй, еще быстpее, чем коpпус художественных пpоизведений.
Еще одна абсурдная идея – тамплиеры нашли сосуд в развалинах храма Соломона. Конечно, иудаизм времен Иисуса Христа испытывал некоторый упадок нравственного характера, но не настолько, чтобы осквернить Святое Святых храма, внеся туда сосуд, в котором некоторое время назад была человеческая кровь, еще не известно для каких целей собранная. Вера в то, что Иисус из Назарета – Мессия и Агнец Божий не может приписываться старейшинам храма по определению. Согласитесь, странно, что фарисеи распяв Христа из зависти, сосуд, который Он употреблял на вечере, стали почитать как святыню и хранить в храме.
Вообще чтобы утверждения книги Дэна Брауна представить реалистичными, нужно свести учеников Христа, иудеев и многих других, до уровня совершеннейшей моральной деградации. По сути их надо понимать как людей по морали своей способных на такие деяния, как ритуалы с человеческой кровью, иначе как можно проделать все то, что приписывает им Дэн Браун.
Так вот Иерусалимский храм был полностью рарушен в 70 г.н.э. Все драгоценности римляне вывезли. Но по Дэну Брауну выходит, что одна чашечка все же осталась, и как раз именно та самая. И как раз ее нашли тамплиеры через тысячу лет. Смешно.
Так вот построенную на таких «веских» фактах историю о Граале, Храме Соломона и тамплиерах Дэн Браун прочитывает в некотором ином свете – Грааль, который хранили тамплиеры и их последователи до наших дней, вовсе не чаша, а чаша лишь прикрытие. На самом же деле Грааль – ребенок Иисуса Христа и Марии Магдалины. Заметим, что вывод этот истекает именно их мифа о Граале – мифа ничего общего не имеющем с исторической реальностью. А в подтверждение этого приводятся не исторические факты или сведения из Евангелия, а, как это не странно – картины Леонардо да Винчи.
Бесспорно, что Мария была одной из верных последовательниц Христа, но вопреки заявлениям Брауна, о том, что Иисус по законам того времени должен был быть женатым, Иисус таковым не был. Достаточно взглянуть на диалог Иисуса и Магдалины в Евангелии от Иоанна, где он называет ее женщиной, а она Его учителем и господином. Всем спешащим дать скидку на восточные обычия, будто женщина на востоке была ниже мужчины и т.д. рекомендую почитать Песнь Песней Соломона – там ясно написано как величали евреи своих любимых. Право, странно – жена, которой вручили похоронку, вдруг видит мужа живым и выдает: «Учитель!».
А как же быть с картинами Леонардо да Винчи? Ведь похоже на Тайной вечере и вправду рядом с Христом изображена женщина? Стоп, стоп… А кто сказал, что картины написанные спустя полторы тысячи лет после событий должны восприниматься как источник достоверности? Это всего лишь вымысел автора. Может быть через полторы тысячи лет кто-то напишет картину «Взятие фашистами Москвы», что же от этого факт нашей победы в войне перестанет быть фактом? Не секрет, что Да Винчи был мягко говоря нестандартным христианином, а по сути еретиком, которого терпели только из-за таланта. Картины он писал исключительно из коммерческих соображений.
Что же касается персонажа рядом со Христом на Тайной вечере, то традиционно это Иоанн, самый молодой апостол. Средневековая традиция его изображале женственным, чтобы показать его молодость. Но даже если Леонардно под влиянием мифов с умыслом написал картину так, как пишет Дэн Браун, что это меняет? Это его Леонардо, личное прочтение, творческая так сказать составляющая. Не больше и не меньше.