чем отличается иата код икао

Структура и органы ИКАО И ИАТА

Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization) — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности. ИКАО учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации». Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не является ИКАО.

чем отличается иата код икао. Смотреть фото чем отличается иата код икао. Смотреть картинку чем отличается иата код икао. Картинка про чем отличается иата код икао. Фото чем отличается иата код икао

чем отличается иата код икао. Смотреть фото чем отличается иата код икао. Смотреть картинку чем отличается иата код икао. Картинка про чем отличается иата код икао. Фото чем отличается иата код икао

ИАТА (International Air Transport Association – IATA) – это Ассоциация авиакомпаний, выполняющих регулярные международные коммерческие авиаперевозки. В отличие от рассмотренной выше ИКАО, которая является организацией суверенных государств-членов ИКАО и функционирует под эгидой Организации объединенных наций (ООН), ИАТАявляется Ассоциацией авиатранспортных компаний и действует под эгидой ИКАО. Она является наиболее известной из числа международных неправительственных организаций в системе мирового воздушного транспорта. Членами ИАТА являются свыше 250 авиакомпаний, выполняющих регулярные международные перевозки. Ассоциированными членами ИАТА могут являться авиакомпании, выполняющие внутренние перевозки.

ИАТА имеет два центральных офиса – в Монреале и в Женеве, а также

несколько региональных бюро и технических офисов. Согласно ее уставу

(статьям ассоциации) рабочими языками ИАТА являются те же языки, что

приняты ИКАО (английский, французский, испанский, русский, арабский и

китайский), однако на практике в ее работе используется лишь один язык –

чем отличается иата код икао. Смотреть фото чем отличается иата код икао. Смотреть картинку чем отличается иата код икао. Картинка про чем отличается иата код икао. Фото чем отличается иата код икао

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

чем отличается иата код икао. Смотреть фото чем отличается иата код икао. Смотреть картинку чем отличается иата код икао. Картинка про чем отличается иата код икао. Фото чем отличается иата код икао

чем отличается иата код икао. Смотреть фото чем отличается иата код икао. Смотреть картинку чем отличается иата код икао. Картинка про чем отличается иата код икао. Фото чем отличается иата код икао

Источник

Основные организации гражданской авиации — IATA и ICAO

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА)

Является прежде всего торговой ассоциацией и главным механизмом сотрудничества авиакомпаний в сфере безопасности, надежности и экономичности воздушных перевозок. Организацию основали на Кубе весной 1945 года. Административный центр сегодня находится в канадском Монреале. Первостепенным направлением IATA считается обеспечение взаиморасчетов между субъектами воздушного транспорта, с помощью разных систем продаж. Также в зону ответственности входят тарифная политика и техническое обслуживание. В 2020 году насчитывается 298 авиакомпаний — членов ИАТА в 120 странах. Прежде всего это регулярные перевозчики — крупные мировые лоукостеры, такие как Air Asia, EasyJet, Ryanair и другие, в этот список не входят. Главным стандартом ИАТА в области безопасности полетов является IOSA (аудит эксплуатационной безопасности). Многими странами он введен как обязательное государственное требование к авиаперевозчикам.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

Она является специализированным учреждением ООН, задача которого — устанавливать международные нормы гражданской авиации и координировать ее развитие в области повышения безопасности и эффективности полетов. Создание организации состоялось в 1944 году, согласно одному из положений принятой Чикагской конвенции (о международной гражданской авиации). Впоследствии дата подписания этого документа, 7 декабря, официально стала Международным днем гражданской авиации. Штаб-квартира также расположена в Монреале. В отличии от ИАТА, члены ИКАО — не авиакомпании, а государства ( 192 страны, входящие в ООН). Кроме общих положений и вопросов безопасности, именно ICAO устанавливает границы воздушного пространства, присваивает позывные авиакомпаниям, а аэродромам — уникальные четырехбуквенные коды. Именно эти идентификаторы используются для передачи аэронавигационной и метеорологической информации.

Источник

Коды аэропортов по ICAO и IATA: расшифровка названий

Все операции, связанные с перевозками авиапассажиров, управляются при помощи специальных систем кодирования. Уникальные буквенные коды аэропортов необходимы для каждого этапа — от бронирования билета на рейс в режиме онлайн до распечатки талона на посадку. Их присваивают не только аэропортам, но и авиакомпаниям.

Какие страны дают аэропортам коды

Большинство государств используют две международные системы присвоения кодов аэропортам. Это IATA (ИАТА) и ICAO (ИКАО).

Система ICAO применяется авиационными диспетчерами и пилотами. Код представляет собой 4 буквы латинского алфавита. На первый взгляд комбинация может показаться случайной. На самом деле она имеет определенный алгоритм формирования и структуру, которая связывает код с конкретным местоположением аэропорта.

Коды по системе IATA используют при международном бронировании и в работе наземных служб аэровокзальных комплексов. Он состоит из трех букв латинского алфавита, выбранных по нативной методике.

Кроме основных систем кодирования существуют и кодовые комбинации регионального характера. Их использует конкретная страна только на своей территории. Например, в Российской Федерации применяют почти три тысячи региональных кодов. Он состоит из трех букв латинского алфавита или кириллицы.

Важно! Пример: Казанский аэропорт имеет региональный код КЗН, код IATA KZN и код ICAO UWKD. Все присвоенные коды уникальны и не используются больше ни одним аэровокзальным комплексом мира.

Для чего это было придумано

Когда авиаполеты стали широко распространены по всему миру, встал вопрос обмена данными универсальными методами. Например, чтобы не спутать аэропорты в Лондоне — столице Великобритании и Лондоне в Канаде. Для избежания ошибок и неточностей передачу информации упростили и сделали понятной для летчиков и авиадиспетчеров всего мира. Это получилось благодаря использованию единых систем кодов аэропортов.

Плюс использования единой системы

Еще одним плюсом применения современных систем кодирования является то, что несколько аэропортов могут быть зашифрованы под одним кодом. Все авиарейсы международных пассажирских направлений в настоящее время используют систему ИАТА.

Система кодов в странах СНГ

Авиарейсы, выполняющиеся между аэровокзалами государств СНГ, маркируются особым способом. Основной принцип не сильно различается с системой ИАТА. Отличие состоит в том, что для формирования кода используются буквы русского алфавита.

Код аэропорту присваивается так, чтобы он был связан с его названием. Например, ЕКТ — Екатеринбург, СПТ — Санкт-Петербург. Некоторые названия человеку, не связанному профессиональной деятельностью с аэропортами, будет трудно расшифровать. Но авиадиспетчер или летчик с опытом легко назовет аэропорт отправки или прибытия по коду.

Коды ИАТА

ИАТА — это коммерческое обозначение аэропортов, применяемое с целью организации авиационных перевозок пассажиров и грузов. Ее используют в сервисах бронирования и продажи билетов на рейсы, для формирования расписания полетов, авиасвязи SITA.

Код состоит из трех латинских букв. Он не подразумевает наличие внутренней структуры. Сочетание каких-либо букв является одним целым. Например, Домодедовский аэропорт имеет код DME.

Важно! Коды, которые по каким-либо обстоятельствам не употребляются, через определенный промежуток времени могут быть присвоены другим аэропортам.

Персональный код по системе ИАТА дают и городам, на территории которых более двух аэропортов. Например, код MOW присвоен Москве. В некоторых случаях код города и одного из аэропортов — общий. Например, код LED имеет Пулковский аэропорт и Санкт-Петербург, в котором он находится.

Коды ИКАО

ИКАО — это система диспетчерских кодов аэропорта. Ее применяют в системах для управления и организации воздушного сообщения, планирования рейсов, авиасвязи.

Код аэропорта по данной системе представляет собой уникальную комбинацию из 4 букв, которая присваивается Международной организацией гражданской авиации. Другое название — IКAO. Эти коды применяются компаниями-авиаперевозчиками, метеослужбами для передачи информации о метеоусловиях в аэропорты, обозначения аэродромов на картах радионавигации. Используются их и в качестве адресов в сети международной телеграфной авиасвязи.

Код имеет структуру регионального характера. Первая буква означает континент или его часть. Например, Е — Северная Европа, С — Канада. Вторая буква является идентификатором государства на континенте. Две оставшиеся буквы обозначают конкретный аэропорт, расположенный на территории этой страны.

Важно! В качестве первой буквы для кода ИКАО не используют буквы I, J, Q и X. Для составления плана полета в аэропорт, которому не присвоен код по данной системе, зарезервирован спецкод ZZZZ.

Внутренняя система кодирования бывшего СССР

Внутренняя система шифрования аэропортов в странах бывшего СССР сформирована аналогично с ИАТА. Код состоит из трех русских букв. Сокращения аэропортов не имеют структуры и являются неделимым целым.

При смене названий бывших советских городов в 90-е годы были изменены и их коды. Ленинград стал Санкт-Петербургом, код соответственно стал не ЛЕД, а СПТ. Многие маленькие города имеют только внутренний код, и у них нет кода ИАТА.

Аэропорты Москвы

В аэропортах Москвы используется преимущественно расшифровка аэропортов по ИКАО.

Шереметьево

Международный Шереметьевский аэропорт зашифрован под кодами ИКАО UUEE и SVO IATA. Обслуживает авиарейсы Аэрофлота, альянса Skyteam и других перевозчиков со всего мира. Это единственный российский аэровокзальный комплекс, который сотрудничает с компаниями, выполняющими трансатлантические перелеты.

В аэропорт Шереметьево входят 6 пассажирских терминалов:

В комплекс входят и грузовые терминалы «Шереметьево-Карго» и «Москва-Карго».

Домодедово

Домодедовский аэропорт в Москве (DME) является одним из самых крупных в России. В список маршрутов входят более семидесяти направлений. Домодедово обслуживает рейсы ведущих международных авиаальянсов Oneworld и Star Alliance. Это единственный российский аэропорт, который регулярно обслуживает Airbus А350-900 и Airbus А380.

Внуково

Внуковскому международному аэропорту присвоены коды UUWW по ИКАО и VKO по ИАТА. Он обслуживает преимущественно внутренние рейсы, недорогие направления авиаперевозчиков, входящих в группу Аэрофлота, чартеры и небольшое число авиарейсов в СНГ и Европу.

В аэропорт входят три пассажирских терминала и грузовой терминал Внуково-Карго. Терминалы «A», «B» и «D» включены в комплекс Внуково-1. Спецрейсы высшего российского руководства обслуживаются во Внуково-2. Спецрейсы московского правительства, бизнес-авиации и Роскосмоса вылетают и приземляются во Внуково-3.

Жуковский

Международный Жуковский аэропорт имеет код ZIA по системе ИАТА и UUBW по ИКАО. Он находится на территории испытательного экспериментального аэродрома в Раменском. Включен в авиационный узел города Москвы.

Уникальные коды, присваиваемые аэропортам, необходимы для организации и планирования перелетов. В настоящее время используются основные системы кодов аэропортов ICAO и IATA.

Источник

Коды аэропортов ИКАО

Какие бывают коды

Две интернациональные системы кодирования аэропортов, ICAO (ИКАО) и IATA (ИАТА), считаются основными.

Систему ICAO используют летчики и авиадиспетчеры. Ее коды — это 4 латинские буквы, которые кажутся случайными, но реально имеют строгую структуру, привязывающую код к конкретному региону.

Коды IATA используются в интернациональных системах бронирования и наземных службах аэропортов. Это 3 буквы латинского алфавита, выстроенные по нативному принципу.

Кроме ICAO и IATA у аэропортов есть региональные кодовые комбинации, но ими пользуются только внутри какой-либо страны (в России, к примеру, в такой системе около 3 000 кодов). Как и IATA, региональный код из 3 букв (иногда кириллических) создан как единое целое, без непонятной обывателю внутренней структуры. Все используемые коды являются уникальными.

Аэропорт Казань. Код ИАТА: KZN; код ИКАО: UWKD; внутренний код: КЗН.

Для чего существует данная организация

Основная задача организации – контролировать и устанавливать правила безопасного полета любого вида воздушного транспорта и вести надзор за работой всех авиаперевозчиков мира. Кроме этого, всемирная организация, в состав которой входит 191 страна, должна защищать окружающую среду от вредного воздействия, который потенциально могут нанести самолеты.

Какой шифр присвоен России?

В настоящее время на территории Российской Федерации используются те же коды аэропортов ИКАО, которые были присвоены в СССР. Так как территория СССР была очень большой, первый символ представлялся отдельной заглавной буквой – U.

В некоторых случаях для удобства работы, четырехзначные символы не прописывались латинскими буквами, для этого использовался кириллический алфавит. Одновременно с таким шифром применяется и четырехзначный шифр воздушной гавани, который не прошел регистрацию в организации, однако, сохранил неизменным код региональной структуры.

После того как произошел распад СССР, странам Прибалтики была присвоена буква Е, Молдавии был присвоен префикс LU. Для остальных стран, которые стали отдельными государствами, первые символы были сохранены без изменений, их значение соответствовало названию региона.

Коды аэропортов мира по ИКАО должны отображаться в качестве региональной структуры. Однако это правило не касается самых больших мировых государств:

Для вышеперечисленных стран выделяется отдельный шифр, предусматривающий наличие однобуквенного префикса, а три оставшиеся символа указывают на аэропорт, которому принадлежит авиалайнер.

Первый символ кода ИКАО соответствует стране или континенту, где расположен аэропорт

Структура кода ИКАО

Карта стран и территорий с указанием используемого на них префикса кода аэропорта ICAO.

Коды ИКАО имеют региональную структуру. Первые две буквы образуют региональный префикс. Первая буква кода идентифицирует регион в мире — континент, часть континента (например, «E» — Северная Европа, «L» — центральная и южная Европа) или страну с большой территорией («K» — континентальная часть США, «С» — Канада, «Y» — Австралия). Вторая буква идентифицирует страну в регионе, соответствующем первой букве. Остальные две (три для крупных стран) буквы кода определяют аэропорт в этой стране.

В настоящее время все возможные префиксы на букву «L» уже используются.

Буквы I, J,Q и X не используются в качестве первой буквы кода аэропорта ICAO.

Специальный код ZZZZ зарезервирован для случаев, когда составляется план полета в аэропорт, не имеющий кода ИКАО.

Коды ИКАО в бывшем СССР

Для СССР, как для страны с большой территорией, была выделена отдельная первая буква кода — буква «U». Коды аэропортам на территории бывшего СССР присваивались с таким расчетом, чтобы вторая буква кода указывала на территориальное управление гражданской авиации, в ведении которого находился в то время аэропорт.

В СССР для удобства нередко употреблялись (а в России до сих пор находятся в употреблении) коды аэропортов, состоящие из 4 букв русского алфавита. В ряде случаев эти коды представляют собой коды ИКАО, в которых латинские буквы были заменены на русские по взаимно-однозначному принципу. Однако наряду с такими кодами используются внутренние четырёхбуквенные коды аэропортов, не зарегистрированные в ИКАО, но сохраняющие региональную структуру кодовой комбинации (во многих случаях эти коды являются одновременно и адресами аэропортов в телеграфной сети связи AFTN).[3]

После распада СССР прибалтийские государства получили для себя префиксы в зоне «E» (Эстония — EE, Латвия — EV, Литва — EY). Молдавия получила префикс LU. Остальные страны, образовавшиеся в результате распада СССР, сохранили префиксы, соответствовавшие их территориям:

Остальные префиксы, начинающиеся на букву U, сохранены за Россией:

Исключением из этого правила является аэропорт Храброво (), имеющий код UMKK (поскольку в советский период он относился к Белорусскому управлению Министерства гражданской авиации СССР).

ИАТА и ИКАО

Мировым воздушным гаваням присваиваются не только коды ИКАО, но и ИАТА. Данный шифр предусматривает три символа, он присваивается тем аэропортам, работу которых контролирует Международная ассоциация воздушного транспорта.

Аэропорты местного значения, имеющие небольшие размеры, могут не иметь ни одного из вышеперечисленных шифров. В некоторых странах они присваиваются воздушным пристаням военного назначения.

В настоящее время коды аэропортов мира ИКАО соответствуют названиям тех городов, к которым относятся авиалайнеры. Например:

Стоит отметить, что эти коды были присвоены в середине прошлого столетия и до сих пор остаются неизменными.

На территории России лидером среди воздушных перевозчиков является российская авиалиния «Аэрофлот». Воздушные транспортные средства этой фирмы предусматривают большой авиапарк, который стабильно расширяется. Компании «Аэрофлот» соответствует код ИАТА – SU, шифр – AFL, в код внутреннего значения – СУ.

Какие российские города имеют воздушные причалы

Многие спрашивают, в каких городах России есть аэропорты? Ответить на этот вопрос поможет список. Конечно, он будет далеко неполным, но он укажет на самые известные и крупные российские городские центры. Аэродромы имеются в:

В Нижнем Новгороде расположен старейший российский аэропорт. Он был основан в 1922 году, а в наши дни на территории аэродрома ведутся капитальные обновления. По плану закончить их должны к концу 2020 года.

чем отличается иата код икао. Смотреть фото чем отличается иата код икао. Смотреть картинку чем отличается иата код икао. Картинка про чем отличается иата код икао. Фото чем отличается иата код икаоМосковский аэропорт «Домодедово»

Вы здесь

lass=”breadcrumb” xmlns:v=”http://rdf.data-vocabulary.org/#”>
Главная — Список аэропортов по коду ICAO

Список аэропортов по коду ICAO

Для быстрого поиска аэропорта по четырёхзначному коду ICAO, выберите первую букву известного вам 4-х значного ICAO кода аэропорта.

*ICAO (англ. International Civil Aviation Organization) – Международная организация гражданской авиации.

Источник

ICAO и IATA—история и реальность

К концу второй мировой войны стало ясно, что после ее завершения начнется бурное развитие гражданской авиации. Уже тогда весь мир был готов пересесть на самый быстрый транспорт, способный с невиданной скоростью перемещать сотни тысяч людей. Однако такое воздушное передвижение нуждалось не только в организационном, но и в правовом оформлении, поскольку массовые перелеты из одной страны в другую и соответственно пересечение воздушными судами множества границ существенно затрагивали национальный суверенитет государств и могли повлечь нежелательные инциденты и даже конфликты. В связи с этим осенью 1944 года была создана Международная организация гражданской авиации- IСАО. Тогда в одном из отелей Чикаго на первую учредительную конференцию нового глобального объединения авиаперевозчиков собрались 700 делегатов из 52 стран. Эта организация со штаб-квартирой в Монреале до сих пор остается главным форумом авиаторов всего мира. Сейчас она объединяет 188 стран, официально именуемых Договаривающимися Государствами. С ноября 1970 года в IСАО вступил СССР, представители которого сразу вошли в состав руководящего органа — Совета. Это место потом перешло к Российской Федерации, а русский язык был признан одним из официальных языков организации.

Деятельность IСАО определяет Чикагская конвенция о гражданской авиации — юридический акт и основополагающий источник воздушного международного права. Тогдашним разработчикам Конвенции стоит отдать должное за создание столь всеобъемлющего и нестареющего документа, регламентирующего принципиальные вопросы и повседневную практику функционирования всемирного авиационного сообщества. Предвидя глобальное развитие воздушных перевозок, основателям IСАО удалось, в частности, избежать разнобоя, осложнившего в свое время установление единообразия в железнодорожном сообщении (право-левостороннее движение, широкая-узкая колея и тому подобное). Вся регламентация IСАО направлена на обеспечение безопасности полетов, авиационной безопасности (защита от терроризма) и максимальное упрощение процесса воздушных перевозок между государствами. Из многих специализированных учреждений, действующих под эгидой ООН, IСАО — не только самая многочисленная, но и наиболее эффективно действующая организация, обеспечивающая единообразие и порядок при перевозке по воздуху более 1,6 миллиарда пассажиров и 30 миллионов тонн грузов ежегодно( см. Приложение рис.2).

Откликаясь на всемирный кризис воздушных сообщений последнего времени (когда только денежные потери авиаперевозчиков превысили 25 миллиардов долларов), по инициативе IСАО весной 2003 года была созвана Всемирная аэротранспортная конференция, обсудившая проблемы мировой гражданской авиации в целом, и в том числе — возможности либерализации воздушного транспорта. Последнее вовсе не означает отступления от главного принципа Чикагской конвенции — поддержания необходимого уровня безопасности полетов. Речь идет об упрощении определенных межгосударственных процедур. Что же касается возросшей угрозы воздушного терроризма, для которого крылатые лайнеры оказались чрезвычайно уязвимы, по инициативе IСАО в феврале 2002 года был принят Глобальный план действий по повышению авиационной безопасности. В нем, в частности, говорится, что на меры защиты от незаконного вмешательства в деятельность аэропортов, воздушных судов и систем управления воздушным движением до конца 2004 года будет потрачено 17 миллионов долларов. Это предполагает использование специального контрольного оборудования в аэровокзалах, установку и обязательное запирание в полете бронированных дверей кабины экипажа, а также систематические проверки международными экспертами соблюдения всех необходимых правил безопасности.

В отличие от IСАО другое международное авиатранспортное объединение — IАТА (Международная авиатранспортная организация), основанная еще в 1919 году, занимается финансовым управлением авиаперевозками. Система клиринговых расчетов, например, позволяет авиакомпаниям управлять финансовыми потоками централизованно. За год через финансовую палату IАТА проходит 34 млрд. долларов США, перечисляемых более чем 300 авиакомпаниями. Система взаиморасчетов по продаже пассажирских перевозок упрощает процесс выдачи билетов, позволяет снизить расходы, связанные с их реализацией. Кроме того, IАТА является законодательным и консультативным органом по всем вопросам, связанным с тарифами на международные авиаперевозки, а также составляет прогнозы по объемам пассажирских перевозок, развитию сети маршрутов, планам реконструкции и развития аэропортов, а еще устанавливает стандарты по обслуживанию пассажиров и их багажа в аэропортах.

СОВРЕМЕННОСТЬ

О состоянии воздушного транспорта, как и любого другого, прежде всего свидетельствует его работа, выражаемая объемом выполненных перевозок. Изменение этого объема в течение последних 20 лет в мире показано на рис. 1, составленном по данным ICАО, относящимся к коммерческим перевозкам на регулярных внутренних и международных авиалиниях. Как видно на рис.1, в течение рассмотренного периода среднее количество перевозимых ежегодно по воздуху пассажиров возросло примерно в два раза и в 2003 г. достигло 1,6 млрд. человек. Иными словами, почти каждый пятый житель планеты хотя бы раз в течение года совершил воздушное путешествие. Темп роста перевозок грузов почти в 2,5 раза выше. Разумеется, воздушные перевозки между различными регионами мира и отдельными странами в зависимости от их экономического развития распределяются крайне неравномерно.

Наиболее бурное развитие акватехника и, следовательно, воздушный транспорт в целом получили после окончания второй мировой войны, когда в авиатехнике произошёл качественный скачок: появились и затем были широко внедрены принципиально новые, газотурбинные двигатели, вытеснившие устаревшие поршневые моторы с воздушными винтами. Произошло перераспределение пассажиропотоков на наиболее оживленном межконтинентальном пути сообщения из Западной Европы в Северную Америку через Северную Атлантику. Раньше большая часть пассажиров пользовалась океанскими судами. Примерно с конца 50-х гг. первенство в перевозках пассажиров через Северную Атлантику безвозвратно перешло к воздушному транспорту. Это не удивительно, так как даже быстроходный гигантский лайнер (например, «Нормандия», «Куин Мэри», «Франс», и др.) преодолевает этот путь почти за неделю, а самолеты — всего за четверть суток.

От взлета до посадки

С чего начинается и как проходит современный авиарейс? Метеобюллетень, или «погода по маршруту», — это первый документ, с которым знакомится экипаж во время предполетной подготовки. Затем просматриваются сведения о загрузке машины — количестве пассажиров, багажа и груза. От этого зависит, сколько горючего взять на борт, чтобы с запасом хватило на рейс и на возможные отклонения от курса. Как только командир лайнера, ознакомившись со всей аэронавигационной информацией по будущему маршруту, принимает решение на вылет, по каналам авиационной спецсвязи вдоль трассы отправляется сообщение о выполнении рейса ХХХ, на самолете определенного типа с бортовым номером ХХХ, а также другие необходимые данные. Руководствуясь ими, воздушные диспетчеры на экранах своих обзорных локаторов четко контролируют каждую минуту полета, и особенно возможные маневры воздушного корабля — развороты на новый курс, смену высоты (эшелона) полета, уклонение от встречи с другим «бортом». Сама трасса проложена в строго заданном направлении и довольно узком по высоте и ширине «коридоре». Выход из «коридора» — это летное происшествие, чреватое неприятными последствиями для пилотов. Чтобы этого не происходило, пилоты пользуются объединенной российско-американской спутниковой системой определения координат ГЛОНАСС—JРS, позволяющей с точность метра получать местоположение пилотируемого судна. Появление спутниковой навигации, не зависящей от радиомаяков на земной поверхности, позволило проложить регулярные кроссполярные и трансполярные маршруты из Западной Европы и Северной Америки через Сибирь в бурно развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. В скором времени узловым аэропортом на этих маршрутах, по всей видимости, станет Красноярск.

В целом по России организацию движения воздушных судов координирует и упорядочивает Федеральное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ». Ежегодно почти 7 тысяч диспетчеров воздушного движения и руководителей полетов ОВД обслуживают более 600 тысяч полетов по воздушным трассам и в 210 аэропортах России. Полеты обеспечивают около 30 тысяч средств радиотехнического обеспечения и авиационной электросвязи, которые в свою очередь обслуживают 9 тысяч инженерно-технических работников.

Популярность воздушного транспорта сегодня стала на столько велика, что не хватает «слотов» — промежутков времени, за которые экипаж должен покинуть стоянку у аэровокзала, вырулить на старт и взлететь. В недавнее время дефицит удобных «слотов» стал причиной перевода рейсов ВritishАirways из «Шереметьево» в «Домодедово». Величина пассажирооборота крупнейших международных аэропортов наглядно видна на рис. 3 Приложения.

Один из мировых авиастроительных гигантов, западноевропейский «Эрбас», предполагает разрешить проблему перегрузки аэропортов выпуском в 2006 году суперлайнера сверхбольшой вместимости А380 с количеством мест от 550 до 800. Американская компания «Боинг» сделала ставку на другой тип лайнера — проектируемый сейчас широкофюзеляжный Б-7Е7, самолет повышенной экономичности и эффективности, рассчитанный не более чем на 500 пассажиров. Время появления нового «Боинга» на трассах — 2008 год.

2.2 «Бум регионалов»

Местные воздушные линии (МВЛ) в любом государстве справедливо считаются важнейшей системой современного воздушного транспорта. Именно они собирают с больших площадей, в том числе и в труднодоступных районах, значительные массы пассажиров и доставляют затем в узловые аэропорты. Перспективы развития таких авиагаваней тесно связаны с процессом интеграции местных, региональных, авиакомпаний с крупными магистральными перевозчиками — и эта тенденция наблюдается сегодня уже во всем мире. Полтора десятилетия назад, после снятия во многих странах ограничений на использование самолетов небольшой вместимости для МВЛ, в мире сформировался ажиотажный спрос на этот тип воздушных судов, который, получив определение «бум регионалов», продолжается и по сей день. Лидерами производства таких судов стали компании Еmbraer (Бразилия) и Вombardier (Канада)— страны с большой территорией и, соответственно, емким внутренним рынком перевозок.

В России, к сожалению, за последнее десятилетие сеть МВЛ пришла в упадок. В 2002 году по местным воздушным линиям было перевезено всего 1,6 млн., пассажиров. В целом же за истекшие 10 лет на местных линиях объемы перевозок сократились почти вчетверо. А потому возрождение МВЛ — одна из важнейших задач отечественной гражданской авиации. В текущем году 84,6 млн. рублей из федерального бюджета направляются, в частности, на финансирование аэропортов таких городов, как Магадан, Хатанга, Тикси, Воркута, Амдерма, а также нескольких других, расположенных по возрождаемой трассе Северного морского пути. Эти меры позволят сохранить воздушное сообщение между прибрежными населенными пунктами и внутренними районами страны. Не забыто и авиастроение для этих нужд. В России и странах СНГ для региональных трасс традиционно использовались воздушные суда фирмы «Антонов» (ныне Украина) — Ан-24, Ан-28, Ан-38, а также Як- 40 и Як-42 (ОАО «Яковлев», Россия), большая часть которых была произведена еще в советский период. Сейчас в реальной эксплуатации находятся 1 805 воздушных судов местной авиации, имеющих средний возраст 20—25 лет и более. Из их числа до 2010 года будет списано около 1 тысячи машин, в то время как отечественным авиапромом за тот же период предусмотрено поставить для региональных перевозок всего 306 новых воздушных судов. Так что во избежание дефицита перевозочной техники разрабатываемые самолеты должны оказаться существенно производительнее своих предшественников.

Экономия умножения

В настоящий момент в мировом авиационном сообществе набирает силу новая тенденция в организации воздушных перевозок—так называемые малобюджетные авиакомпании, или дискаунтеры. Это перевозчики, стремящиеся вовлечь пассажиров значительно более низкими ценами на билеты. Дискаунтеры, «захватившие» уже 20% авиаперевозок, делают ставку на привычку современного человека пользоваться авиатранспортом в любом случае даже невзирая на некоторые ограничения в комфорте на борту и в аэропортах. Так, например, немецкая компания «Germania Ехрress», появившаяся в августе в аэропорту «Домодедово», предлагает 5 рейсов в неделю из Москвы в Берлин или Мюнхен и обратно по цене 220 евро в оба конца. Преимущество полетов помимо низкой цены состоит в удобной стыковке с рейсами в Австрию и Швейцарию, а также в Сибирь и Казахстан.

Общая политика компаний-дискаунтеров направлена на удержание низкой цены за авиабилеты при максимальном сокращении издержек. Если сегодня, например, набор блюд, закусок и напитков, предлагаемых компанией бортового питания «Аэромар» в «Шереметьево», насчитывает 2 000 наименований, то западным дискаунтерам подобное изобилие ни к чему. Они своим пассажирам в полете предлагают только минеральную воду и леденцы.

Другим способом уменьшения расходов является использование в парке малобюджетных авиакомпаний воздушных судов одного типа. А это экономия на обучении летного персонала, на затратах по техобслуживанию и на закупке запасных частей и готовность пользоваться малоудобными «слотами» — ночными или ранними утренними, — что так же существенно снижает аэропортовые сборы. В целом дела у воздушных дискаунтеров, судя по их увеличивающемуся количеству, идут хорошо, особенно если такая компания образуется как дочерняя при авиаперевозчике-гиганте. Примером тому может служить американский дискаунтер «Соmаir», принадлежащий одной из крупнейших в мире компаний Delta.

Для успеха дискаунтеров на Западе существует ряд объективных предпосылок, в числе которых сравнительно небольшие расстояния между городами, густая сеть аэропортов с хорошими покрытиями взлетно-посадочных полос и надежная метеоинформация по любым маршрутам. Все это вкупе обеспечивает четкое соблюдение расписания в любое время года и суток, отсутствие долгих задержек в аэропортах.

Что же касается нашей страны, то здесь появление дискаунтерских авиакомпаний- дело, по всей видимости, не сегодняшнего дня. Существенным препятствием для их появления являются следующие факторы. Главный из них — это достаточно устаревший флот, убежденность авиационной администрации в том, что развитие крупных компаний-перевозчиков гораздо более эффективно и рентабельно, нежелание игнорировать правила «большой» авиации в пользу нетрадиционных методов пассажирских авиаперевозок, предусматривающих так называемый «аскетичный» сервис во время полета. Но главный же камень преткновения заключается в том, что появление дискаунтеров возможно только на основе региональных компаний, а с деятельностью последних у нас в стране дело обстоит далеко не благополучно.

Фиаско сверхзвука

Проходивший во время последнего московского Международного авиационно-космического салона «МАКС— 2003» мировой Аэрокосмический конгресс IАС’ОЗ уделил немало внимания перспективам дальнейшего развития гражданской авиации. На нем отмечалось, что с прекращением полетов отечественного Ту-144 и западноевропейского «Конкорда» эра сверхзвуковых пассажирских полетов прервалась на ближайшие 25—30 лет. Что касается отечественного сверхзвуковика, то он от рождения страдал «врожденными пороками» устранить которые было невозможно — на это его творцам просто не хватило времени. Один из участников процесса создания самолета, академик РАН И. Фридляндер, ведущий ученый-металловед, вспоминает: «Ту-144 делали так: из огромных плит путем механической обработки получали крупные фрагменты крыла, фюзеляжа или наружной обшивки. При этом почему-то не учитывалось, что в таких громадных слитках сохраняются местные неоднородности и дефекты, ослабляющие металл. В реальной конструкции этой машины из плит большой толщины после механической обработки в отдельных местах оставались перемычки толщиной лишь 2 миллиметра. Как только у нас в стране была принята технологическая концепция изготовления больших монолитных фрагментов конструкции, все самолеты Ту-144 были обречены». Крах же произошел в небе над летным полем авиасалона Ле Бурже в июне 1973 года. Выполнив резкий для такой грузной машины маневр, Ту-144 разрушился в воздухе на глазах сотен тысяч зрителей. Спустя 27 лет почти рядом с местом гибели нашего сверхзвуковика рухнул на землю объятый пламенем рейсовый «Конкорд» компании Аir France. Трехкилограммовый обрывок его лопнувшей шины пробил на взлете тонкую обшивку топливного бака, вызвав пожар хлынувшего топлива. После этой катастрофы англо-французское авиадетище пробовало продолжать свои баснословно дорогие рейсы из Парижа и Лондона в Нью-Йорк (себестоимость перевозок превышала обычную в 7—8 раз), но тем не менее их все же пришлось прекратить. Впрочем, специалисты утверждают, что сойти с небесной арены «Конкорды» заставила не только опасность новых аварий. Как и отечественный Ту-144, этот самолет оказался малокомфортным. Неудобный, пеналообразный интерьер салона, тесные кресла, узкий проход между ними и, главное, значительные перегрузки при неизбежных маневрах на взлете-посадке. Все это было принесено в жертву достижения максимальной скорости полета — у отечественной машины 2200 км/ч, у зарубежной — 2 150 км/ч. В результате сомнительные «удовольствия» воздушного путешествия разонравились состоятельным пассажирам, и они просто «ушли» с рейсов «суперсоников». Сначала Аir Frаnсе, а с октября нынешнего года и Вritish Airways поставили чудо техники ХХ века в ангар.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *