Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста

В этой статье Вы найдете:

Дополнительный материал к статье — загадки о фруктах Вы найдете в статье «Загадки»

Детский сад 100 лет назад. «Беседы с маленькими детьми» Л.К. Шлегер.

Беседа о фруктах Л.К. Шлегер. 1913 год.

Подготовка к беседе.

Перед детьми разные фрукты. Они называют их, определяют форму, цвета. Определяют на ощупь и вкус с закрытыми глазами.

Под руками должны быть каталоги плодов; рисунки в красках (то есть цветные картинки); искусственные фрукты

Беседа.

На чем растут фрукты? Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки?

Кто может рассказать, как растет яблоко? Всегда ли оно такое большое и румяное? Какого цвета незрелое яблоко? А какое оно на вкус? Прежде чем появиться яблоку, яблоня цветет. Когда она цветет? Весной. Видал ли кто яблоню в цвету? Весной мы посмотрим ее, а пока посмотрим картинку.

Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Смотреть фото Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Смотреть картинку Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Картинка про Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Фото Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты

Посмотрим, что внутри яблока, разрежем – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые?

Какие семена у вишни? У сливы?

Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает?

Что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок в яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит (найти яблоко с ходом червяка). Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка.

Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, наливку.

Растет ли у нас виноград? Что из него делают? Какие фрукты вы еще знаете, которые растут в теплых странах? Апельсины, мандарины, лимоны. Такая ли тонкая кожица у апельсина и лимона, как у яблока?

Какие плоды у дуба, у елки? Кто их собирает и ест? Это фрукты?

Детские работы по теме «Фрукты».

Вопрос для педагогов для размышления:

Со времени издания этой беседы для маленьких детей талантливого педагога Луизы Карловны Шлегер прошло ровно 100 лет! Изменились ли мы и наши дети? Чем отличается беседа о фруктах Л.К. Шлегер от современных бесед о фруктах в детском саду? Какие требования к беседе с детьми учтены при составлении данной беседы? Что бы Вы изменили в ней?

Еще о беседах с детьми и о нашей истории методики развития речи детей Вы узнаете из статьи «Беседа в детском саду» по материалам книги Е.А. Флериной «Живое слово в дошкольном учреждении».

Практические материалы для занятий, бесед и игр с детьми по теме «Фрукты»

Речевые игры с детьми дошкольного возраста по теме «Фрукты»

Игра 1. Лесенка в саду. Подбери слово.

Вместе с ребенком придумайте как можно слов о том, какие бывают фрукты. Например, будем сегодня играть со словом «яблоко» — «Какое может быть яблоко?», а в следующий раз со словом «груша» — «Какая бывает груша?». Подбирать слова можно по дороге, на прогулке, в автобусе или в машине. Но лучше всего – играя!

Как вызвать интерес к игре в подбор слов?

Речевые упражнения сложны для детей, поэтому лучше всего проводить их в игровой форме и так, чтобы малышу был наглядно виден результат его усилий. Я придумала для этого свой прием – «наглядная игровая оценка результата речи». Вот как я это делаю.

Я обычно рисую на мольберте большое дерево фломастером (можно нарисовать дерево и на листе бумаги или на доске). На дереве я рисую плоды, но они должны быть нарисованы очень высоко от земли. Рядом с деревом стоит лестница. Лестница нарисована как две вертикальные параллельные линии. Но – это важно — на ней не нарисованы ступеньки!

Как мы играем: мы подбираем слова и поднимаемся вверх по лесенке за фруктами. Одно слово = одна ступенька.

Как только мы подобрали одно слово – я рисую одну ступеньку. Еще одно слово нашли – рисую еще одну ступеньку. Сколько слов подобрали – столько ступенек появилось на лесенке! С каждым словом ступенек прибавляется, а мы забираемся все выше и выше (можно переставлять по изображению лесенки фигурки детей). Задача – добраться до верхушки дерева, а для этого нужно подобрать очень много слов!

Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Смотреть фото Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Смотреть картинку Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Картинка про Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Фото Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты

На верхушке дерева детей обязательно должен ждать приятный сюрприз! Когда дети возьмут яблоко (или сливу) с кроны дерева, на обратной стороне картинки они должны что-то найти – план с обозначением места, где спрятан сюрприз, загадку, небольшой подарок, красивую бумажку, слова поздравления от Садовника, нарисованную медальку, волшебные слова и т.д.

Подсказка для взрослых

Слова для игры: ароматный, большой, вкусный, безвкусный, кислый, сладкий, румяный, нежный, душистый, сочный, наливной, красный, желтый, золотистый, полосатый, зрелый незрелый, спелый, круглый, овальный, удлиненный, мягкий, твердый, гнилой, червивый, сушеный, крупный, мелкий, вареный, летний, ранний, скороспелый, южный.

Полезный совет:

«Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое. Яблоко я пополам разделю, Яблоко с другом своим поделю». (Я. Аким).

Вот еще стихи о яблоках, в которой много красивых образных слов для речевой игры.

Душистые, румяные, Есть сладкие, есть пряные, Есть кислые, есть терпкие, Есть мягкие, есть крепкие. Есть свежие, сушеные, И даже есть моченые.

Самый главный сладкий плод В нашем садике растёт. Он янтарный и душистый, Кисло–сладкий, золотистый. Крупный, круглый и хрустящий, Королевич настоящий! Есть с румяненьким бочком, И с весёлым червячком. Наша яблоня на диво Много яблок подарила: Очень сладких, ароматных, И на вкус таких приятных.

Игра 2. Я знаю.

Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов: яблоко. Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов: яблоко и груша. Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива». Задача – продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку?

Игра развивает внимание и память.

Советы по проведению игры:

Для детей цепочка не должна быть слишком большой! Если играет много детей, то лучше составить не одну длинную цепочку слов, которую сложно запомнить, а несколько цепочек.

Составляя цепочку, можно нанизывать на шнур крупные деревянные детали. Так мы наглядно видим, сколько слов мы запомнили и подобрали.

Игра 3. Соберем фрукты в корзину.

Каждый игрок называет один фрукт. Если он назвал правильно, то он кладет в корзинку кубик. Одно слово – это один кубик. Задача – наполнить корзинку словами – кубиками, вспомнив и назвав как можно большее число фруктов. Играть можно на время – нужно успеть заполнить корзинку за 2 минуты. Это достаточно большой промежуток времени, достаточный для выполнения задания.

Что могут назвать дети: яблоко, груша, айва, алыча, ирга, абрикос, персик, слива, лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин, гранат, ананас, хурма, банан, манго, авокадо, киви и другие фрукты.

Можно «класть» в корзину не только названия фруктов, но и словосочетания. Например: «ароматное яблоко» – кладем кубик. Теперь надо придумать следующее словосочетание – «золотистая груша». Далее новое словосочетание – «синяя слива». И так мы заполняем корзинку.

Игра 4. Классификация. Фрукты и овощи.

Детям выдаются картинки с фруктами и овощами вперемешку. Нужно разложить в одну корзину фрукты, а в другую овощи.

Обязательно спросите у ребенка: «Почему ты думаешь, что это фрукт?».

Чтобы обобщить представления детей о фруктах и уточнить обобщенное понятие «фрукты» с детьми 4 лет и старше можно провести упражнение с картинками для развития логического мышления «Что такое фрукты?».

Шаг 1. Положите перед ребенком 3-4 картинки с изображением фруктов. Например, яблоко, ананас, банан, слива. Можно использовать и настоящие фрукты или муляжи. Спросите, чем отличаются эти предметы? Пусть ребенок их сравнит друг с другом расскажет о том, что они отличаются: а) цветом – «слива фиолетовая, а яблоко алое», б)размером «слива маленькая, а ананас большой», в) характером поверхности (гладкая, шероховатая), г) формой (круглый, овальный, длинный – короткий).

Шаг 2. После этого задайте главный вопрос: «Чем похожи эти картинки? Что общего между этими предметами?» Это сложный вопрос. При необходимости помогите малышу наводящими вопросами.

Шаг 3. После обсуждения сделайте с малышом вывод о том, что на всех этих картинках изображены растения — фрукты. И еще раз обговорите главные признаки фруктов. Фрукты это растения, они всегда съедобные, они растут в саду, их посадил и выращивает человек, люди за ними ухаживают. Люди варят из фруктов варенье, компоты, желе, мармелад и другие вкусные угощения.

Шаг 4. Попросите отобрать фрукты из картинок с изображением разных продуктов. Спросите, почему это фрукт? Может быть, это овощ? Подчеркните различие – фрукты растут на деревьях в саду. А овощи растут на земле в огороде.

Игра 5. Что делают из фруктов? Веселые поварята.

В начале игры вспоминаем все блюда, которые делают из фруктов. Вспомните самые любимые блюда Ваших детей и Вашей семьи.

Подсказка для взрослых: из фруктов делают сок, компот, кисель, морс, джем, желе, варенье, повидло, мармелад, цукаты, изюм, курагу и другие сушеные фрукты, рахат-лукум. Вспомнили еще что-то? Буду рада Вашим дополнениям в комментариях после статьи.

А дальше начинаем играть с детьми – «варить» любимое блюдо. Например, варим мармелад. Изображаем, как помешиваем в кастрюле массу, как ее раскладываем ложкой на противень, а потом разрезаем ножом на дольки, угощаем игрушки. И в это время говорим о мармеладе, учась образовывать прилагательные от существительных.

Давайте сделаем мармелад из разных фруктов, и у нас получится (начинаем фразу, а дети подсказывают ответ). Мармелад из яблок – как мы его назовем? Яблочный.

А дальше начинаем играть в кафе. Каждый раз не просто называем слово, а изображаем целую сценку – угощаем посетителей, пробуем на вкус, облизываемся, предлагаем, задаем вопросы. И в это время приговариваем: «Ах, какой ароматный получился у нас яблочный мармелад. А попробуйте грУшевый? Может быть, Вам слИвовый больше понравится?» Если ребенок допускает типичную ошибку, например, говорит «яблоковый» вместо «яблочный», то лучше всего угостить гостей – игрушки – именно яблочным мармеладом, много раз проговорив в игре это слово в разных фразах: «Не хотите ли угоститься яблочным мармеладом? Он очень вкусный!». Или: «Наш яблочный мармелад очень ароматный и не приторный, он Вам понравится!».

Один из вариантов такой игры – уговорить персонаж попробовать именно яблочный мармелад, всячески его расхваливая. И каждый раз повторяя его название и закрепляя правильный вариант слова в речи. Естественно, что сначала игрушка отказывается, а потом соглашается. И ей действительно, очень нравится яблочный мармелад. А Ваш малыш, играя, осваивает новое для него слово, и больше не будет допускать в нем ошибки! Причем сам не заметит, как научится говорить грамматически правильно!

В дальнейшем Вам нужно будет лишь напоминать ему о правильном варианте в бытовом общении: «Помнишь, мы играли с фруктами. Как правильно называется мармелад из яблок? Исправь свою ошибку. Вот умница! Да, яблочный!». Никогда не повторяйте за ребенком его ошибок. Малышу очень важно слышать грамматически правильную речь взрослых!

Игра 6. Назови ласково.

Игра 7. Волшебники.

Дайте ребенку в руки волшебную палочку и пусть он превратится в волшебника. В роли палочки может выступать обыкновенный карандаш, обернутый фольгой. Для красоты можно прикрепить к карандашу кисточку, колокольчик или другой атрибут волшебства.

Задача наших маленьких волшебников – вырастить много фруктов. Злой волшебник заколдовал сад, и в нем выросло только одно яблоко. Но наш маленький волшебник взмахивает волшебной палочкой, и получилось много чего? Яблок!

В этой грамматической игре малыш знакомится с родительным падежом множественного числа имен существительных. Вы сможете увидеть и исправить типичные грамматические ошибки. Например, дети могут сказать, что стало много «яблоков» вместо правильного варианта «яблок». Часто малыши говорят, что стало много «грушей» или «грушёв» вместо правильного варианта «груш». Если малыши ошибаются, то проведите с ними следующую игру для закрепления речевых умений.

Игра 8. Чего не стало.

Выложите перед ребенком 6 картинок. На каждой картинке изображены фрукты: бананы, яблоки, груши, сливы, ананасы (можно взять другой перечень картинок). Пусть малыш закроет глаза, а Вы в это время уберёте одну из картинок. Чего не стало? Груш.

В этой игре ребенок также учится правильно употреблять слова в родительном падеже.

Наглядный материал (картинки)+ для этой игры и других игр статьи уже выложен в разделе сайта «Библиотека игр, картинок и материалов для занятий с детьми» — «Фрукты: картинки для детей, задания, речевые игры».

Игра 9. Четвертый лишний.

Обязательно спрашивайте детей, почему они выбрали именно это слово как лишнее. У детей своя логика, и она тоже имеет право на жизнь! Кроме того, умение объяснять и доказывать свою точку зрения, выстраивать аргументы очень важно в жизни и начинает развиваться у ребенка именно в дошкольном возрасте! Используйте эти возможности развития малышей!

Игра 10. Угадай, у кого?

В этой занимательной и веселой игре очень легко научиться правильно употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Это происходит так естественно! Детям нравится играть, они играют в игру много раз, и каждый раз развивают и закрепляют речевые умения без всяких назиданий, скучных упражнений или длинных объяснений — естественно и играючи!

Для игры Вам понадобятся картинки, на каждой из которых изображено несколько фруктов. Вам нужны два одинаковых набора.

Один из детей — ведущий. Ему выдается один набор картинок. Все участники игры берут по картинке из другого набора.

Задача ведущего — отгадать, что у кого. Ведется такой диалог:

— У тебя лимоны? Нет, у меня нет лимонов! У тебя апельсины? Нет, у меня нет апельсинов! У тебя яблоки? Нет, у меня нет яблок! У тебя груши? Нет. У меня нет груш! У тебя мандарины? Да, у меня мандарины.

Заранее обговаривается, сколько вопросов может задать ведущий одному игроку. Обычно это 4-5 вопросов. Если он смог угадать, то дети меняются ролями в игре. Ведущий становится игроком, а ребенок, картинку которого отгадали идет отгадывать дальше.

Если ведущий не отгадал с 4 вопросов, то он продолжает отгадывать.

Можно играть в эту игру и в паре с малышом. Тогда взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает. Потом поменяйтесь ролями.

Пальчиковая гимнастика по теме «Фрукты».

1. Апельсин.

Загибаем пальчики поочередно.

Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, Эта долька – для ужат, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура!

2. Компот.

Изображаем действия в соответствии с текстом:

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив, положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

3. Фрукты.

Разгибаем пальчики поочередно.

Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас.

Веселые физкультминутки:

1. Уборка урожая.

Показать действия: несем лестницу, ставим лестницу, срываем груши, кладем в ящики, грузим в машину.

2. Как садовник яблоню выращивал.

3. Яблоко.

Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно! ( встать, руки в стороны, потянуться) Руки протяните, яблоко сорвите! (руки вверх, потянуться вверх) Стал ветер веточку качать, трудно яблоко сорвать! ( руки вверх, наклоны в стороны) Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву! (прыжки вверх, хлопок над головой)

Мультфильм «Апельсин» по сказке Степана Писахова.

Найдите вместе с детьми в этом мультфильме небылицы:). Что могло быть на самом деле, а что здесь как в сказке?

До новых встреч на «Родной тропинке»! Желаю Вам успехов и радостного общения с детьми!

Полезные материалы для занятий с детьми по развитию речи (картинки, задания, игры. презентации) Вы найдете в рубриках:

Если статья Вам помогла и была полезной я буду рада и благодарна Вашему комментарию. Также приглашаю поделиться в комментариях Вашими любимыми играми и стихами о фруктах :).

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Источник

←Глава 03 «Фрукты» Дополнительные материалы к теме. Школа не за горами. Книга #1.

Содержание

Тесты

Картины

Музыка

Рассказы и сказки

Дополнительный материал

Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Смотреть фото Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Смотреть картинку Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Картинка про Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Фото Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты

Тест по теме «Фрукты»

Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Смотреть фото Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Смотреть картинку Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Картинка про Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Фото Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты

Картины по теме «Фрукты»

Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Смотреть фото Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Смотреть картинку Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Картинка про Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Фото Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты
Илья Ефимович Репин «Яблоки и листья»

Все мы знаем Илью Ефимовича Репина как мастера портрета и мастера больших полотен на мифологические и исторические темы (например, картина «Бурлаки на Волге», которую мы с вами рассматривали в теме «Профессии»). Натюрморт же не был основным жанром художника, и можно сказать, что картина «Яблоки и листья» получилась случайно. Натюрморт, сочетавший в себе фрукты и листья, был создан и поставлен Репиным для своего ученика — юного В.А. Серова. Но композиция настолько понравилась учителю, что он решил и сам написать такой натюрморт.

Совершенно простой сюжет: шесть яблок из сада и ворох листьев, но это всё такое родное, русское, реалистичное. Желтовато-зелёные и красные яблоки изображены не идеальными «восковыми» фруктами, а так, как должны выглядеть настоящие, живые плоды. Чувствуется, что на них есть неровности, вмятины и небольшие пятнышки. Простота картины делает полотно шедевром, достойным лучших мировых залов и выставок.

Илья Ефимович Репин очень любил природу. Он прожил 86 лет и до самой старости спал на морозе, купался в море, ни дня не проводил без гимнастики и ел очень много овощей и фруктов. Если у Репина случался перерыв в рисовании, он находил себе другие занятия — ездил на лошади, плавал, работал в саду, сажал растения или расчищал снег зимой. И он не стеснялся предложить лопаты своим гостям, например, Чуковскому, Маяковскому или Шаляпину. Правильное питание, физическая активность, любимая работа и умение жить просто (без излишеств) — это главные секреты долголетия великого художника. Как и в картине «Яблоки и листья» — красота в простоте.

Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Смотреть фото Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Смотреть картинку Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Картинка про Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты. Фото Что почитать детям 3 4 лет на тему фрукты
Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой, кувшином и вазой для фруктов»

Музыка по теме «Фрукты»

Середину XX века можно без преувеличения назвать «золотым веком» отечественной мультипликации. Художники тщательно прорабатывали каждый штрих, мультфильмы озвучивались первоклассными актерами, большое внимание уделялось музыке. Музыка была яркая, запоминающаяся, образная, способная захватить воображение ребенка.

Например, вспомните замечательный мультфильм «Чипполино», созданный на студии «Союзмультфильм» режиссером Б.П. Дёжкиным в 1961 году. Я до сих помню яркие музыкальные композиции, которые звучали в мультфильме. Музыку к данному мультфильму написал великий советский композитор Карэн Хачатурян. Спустя 13 лет на основе этой музыки Карэн Хачатурян создал одноименный детский балет.

Судьба балета была блестящей с самого начала. Композитор прославился на весь мир, а сам балет стал одним из лучших в современном искусстве, ориентированном на детскую аудиторию. Главные партии в балете исполняли такие прославленные танцовщики, как Марис Лиепа, Николай Цискаридзе, Нина Сорокина, Марина Кондратьева и многие другие.

Немного информации про Карэна Хачатуряна. Он родился в Москве в семье театрального режиссера. В 1949 году Карэн окончил Московскую консерваторию. В числе его педагогов и наставников были Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский. Шостакович подчеркивал свойственные Карэну Хачатуряну «глубину мысли, виртуозную разработку материала, совершенство его воплощения, красиво льющиеся мелодии, удивительные звучания». Карэн Хачатурян сочинял музыку для симфонических и малых оркестров, для скрипки, виолончели и фортепиано. Написал пять симфоний. С 1950 года Карэн Хачатурян писал музыку для кино и мультфильмов. Самыми знаменитыми из них стали: музыка к «Чиполлино» и к фильму «Вий» с Натальей Варлей. В 1981 году удостоен звания Народного артиста РСФСР.

Предлагаем вам посмотреть с детьми замечательный мультфильм «Чипполино». И обсудить многие темы, затронутые в мультфильме: взаимовыручка, отвага, неравенство. Ну, и, конечно, найти героев, которые относятся к овощам. И музыку, конечно, более внимательно слушайте музыку, написанную Карэном Хачатуряном.

Рассказы и сказки по теме «Фрукты»

«Любопытный апельсин»
Ирис Ревю

В Апельсиновом царстве, в Оранжевом государстве жил-был Апельсин. Он был не большой и не маленький, а самый нормальный. Он был довольно круглый; его всегда можно было найти – от него шел приятный, вкусный аромат. Апельсин носил оранжевую курточку.

У него была апельсиновая мама и апельсиновый папа. И даже бабушка с дедушкой у него были апельсиновые. Неудивительно, что он всё видел в апельсиновом свете. На небе светило апельсиновое солнце, восход и закат ему тоже казались апельсиновыми.

Однажды Апельсин решил, что он еще не повидал свет. Одному путешествовать ему не хотелось, поэтому он вместе с собратьями апельсинами забрался в картонную коробку с дырочками (наверное, для того, чтобы можно было подглядывать на мир). Вскоре эта коробка очутилась на корабле, который взял курс на север.

Много ли, мало ли времени прошло, а оказался Апельсин в незнакомой стране. Он увидел странную картину. Вместо привычных сказочных пальм — деревья с голыми ветками; вместо золотого песка — ковёр из белого снега.

— Странно, в Апельсиновом царстве, в Оранжевом государстве я ничего подобного не видел! Там нет белоснежных ковров, а деревья стоят одетыми, — думал Апельсин.

Вскоре после приезда, Апельсин попал в незнакомый дом. Когда хозяйка дома увидела ладный, симпатичный Апельсин, то она очень обрадовалась.

— Какой хороший фрукт! — сказала она.

Из мякоти хозяйка сделала апельсиновый сок. Остатки фрукта измельчила, и добавила в торт. А из апельсиновых корок изготовила вкусные цукаты.

Апельсин был очень горд тем, что пригодился для многих вкусностей. Для него было очень важно ощущать свою нужность. Он расстраивался только из-за того, что от него ничего не останется.

Но это было не так!

Хозяйка собрала косточки ароматного фрукта и посадила их в землю, в горшочек. И вскоре у нее на кухне появились ростки Апельсина, такие зеленые, такие нежные.

— Пусть растет на славу! Как хотелось бы, чтобы у меня выросли маленькие, симпатичные апельсинчики!

«Яблоко»
Владимир Григорьевич Сутеев

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!

Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется.

— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.

— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ежик и говорит:

— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

— Что такое? Что за шум?

— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

— А кто яблоко сорвал?

— Как р-раз я! — каркнула Ворона.

— Хорошо. А кто его поймал?

— Я поймал! — пискнул Еж.

— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона.

— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

— Как же мы раньше не догадались!

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал Зайцу:

— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ежик себе в рот положил:

— Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:

— А это тебе, Михаил Иванович…

— Мне-то за что? — удивился Медведь.

— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

«Мешок яблок»
Владимир Григорьевич Сутеев

И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую яблоню. А яблок румяных на ней и под ней — видимо-невидимо! Недолго думая раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать.

Тут Ворона прилетела, на пенёк села и каркает:

— Карр! Карр! Безобразие! Каждый будет сюда приходить, ни одного яблока не останется!

— Напрасно каркаешь, — говорит Заяц, — здесь яблок на весь лес хватит. А у меня зайчата дома голодные сидят.

Набрал Заяц полный мешок яблок. Мешок тяжёлый — не поднять. С трудом потащил его Заяц волоком по лесной тропинке…

И вдруг голова его уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову Заяц и обомлел — перед ним Медведь стоит!

— Что у тебя там в мешке? — спросил Медведь. Заяц пришёл в себя, открыл мешок и говорит:

— Вот… Яблоки… Угощайтесь, дядя Миша!

Попробовал Медведь одно яблоко.

— Ничего яблочки! Освежают! — проревел он, набрал большую горсть яблок и пошёл своей дорогой.

А Заяц — к себе домой.

Идёт Заяц по лесу, а со всех сторон бегут к нему бельчата, пищат хором:

— Дяденька Заяц! Дайте яблочек!

Ничего не поделаешь, пришлось снова мешок открывать.

По дороге домой Заяц встретил своего старого приятеля Ежа.

— Куда идёшь, Колючая Голова? — спросил Заяц.

— Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой корзинкой.

— Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много! — сказал Заяц и насыпал Ежу полную корзинку яблок.

Вышел Заяц на лужок, а там Коза со своими козлятами гуляет. Их Заяц тоже яблоками оделил.

Ходил, ходил Заяц и устал.

Присел было на какой-то бугорок, как вдруг…

— Спасибо, дружище! — сказал Крот и исчез под землёй вместе с яблоками.

В заячьем домике давно ждут Папу Зайца. Чтобы скоротать время, Мама Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам.

И тут кто-то постучал в дверь…

Дверь распахнулась, и на пороге появились бельчата с большим лукошком, полным орехов.

— Вот! Это вам мама просила передать! — пропищали бельчата и убежали.

— Чудеса… — прошептала Зайчиха.

Пришёл Ежик с корзиной, полной грибов.

— Хозяин дома? — спросил он Зайчиху.

— Да нет. Как с утра пошёл, так и не возвращался.

Попрощался Ёж, ушёл, а корзину с грибами оставил Зайчихе.

Соседка Коза принесла капусты и крынку молока.

— Это для ваших детей, — сказала она Зайчихе.

Со стуком откинулась крышка подпола, и показалась голова Крота.

— Это дом Зайца? — спросил он.

— Да, мы тут живём, — сказала Зайчиха.

— Значит, я правильно подкоп вёл! — обрадовался Крот, и полетели из подпола всякие овощи: морковка, картошка, петрушка, свёкла. — Привет Зайцу! — крикнул Крот и исчез под землёй.

А Ворона всё каркает:

— Карр! Карр! Всем яблоки раздавал, а меня хоть бы одним яблочком угостил!

Смутился Заяц, вытряхнул из мешка последнее яблоко:

— Вот… Самое лучшее! Клюй на здоровье!

— Очень мне нужно твоё яблоко, я их терпеть не могу! Карр! Карр! Что делается! Родным голодным детишкам пустой мешок несёт!

— А я… А я сейчас обратно в лес пойду и снова мешок полный принесу!

— Куда же ты пойдёшь, глупый! Смотри, какая туча собирается!

И побежал Заяц обратно в лес.

А когда прибежал к своей заветной яблоне, то там… Волк сидит.

Увидел Волк Зайца, облизнулся и спрашивает:

— Тебе чего здесь нужно?

— Я… Яблочки хотел собрать… Зайчатам…

— Значит, ты яблочки любишь?

— А я зайцев очень люблю! — зарычал Волк и бросился на Зайца.

Вот тут-то и пригодился зайцу пустой мешок! Накинул его Заяц Волку на голову и наутёк пустился.

Уже поздно ночью приплёлся Заяц к своему дому.

А дома давно крепким сном спали сытые зайчата. Только одна Зайчиха не спала: тихо плакала в своём уголке.

Вдруг скрипнула дверь.

Зайчиха подбежала к двери: на пороге стоял Заяц, весь мокрый.

— Я ничего… совсем ничего вам не принёс, — прошептал он.

— Зайчик мой бедный! — воскликнула Зайчиха.

— Это он! Волк! Заприте дверь! Прячьтесь все! — закричал Заяц.

Зазвенели стёкла, распахнулось окошко, и появилась большая голова Медведя.

— Вот! Держи от меня подарок, — прорычал Медведь. — Мёд настоящий, липовый…

А злая Ворона удивляется:

— Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *