Что почитать воспитателю для самообразования

Самообразование, саморазвитие

Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами.

На страницах этого раздела собраны готовые планы, отчёты и программы по самообразованию. Они содержат актуальный и перспективный опыт Ваших коллег по данному вопросу. Уверены, что он будет полезен и Вам.

Строим своё самообразование, используя положительный опыт коллег.

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

«Сохранение и развитие родного языка как средство формирования полноценной языковой личности». План самообразования Индивидуальный план профессионального развития Васильевой Лидии Фёдоровны на межаттестационный период 2021-2026 гг. Тема самообразования педагога : «Сохранение и развитие родного языка как средство формирования полноценной языковой личности» Актуальность Овладение родным языком.

Публикация «План самообразования на тему «Использование развивающей игры для ФЭМП. » План самообразования на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста». Актуальность выбранной темы Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит. М. В. Ломоносов.

Самообразование «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Индивидуальный план самообразования на 2021- 2022 учебный год Ф.И.О. : Капанова Татьяна Ивановна Должность: воспитатель Образование: Высшее ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» 2014 г, специальность по диплому № 050706 Педагогика и.

Самообразование педагога «Инновационные здоровьесберегающие технологии» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» План самообразования педагога «Инновационные здоровьесберегающие технологии» (тема) Мунгалова Анастасия Вячеславовна (Ф.И.О. педагога) 6 лет (стаж работы) без категории (категория) с. Мильково.

План работы по саморазвитию «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста» План работы по саморазвитию на 2021-2022гг. Тема профессионального саморазвития педагога: «Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста». Содержание 1.Пояснительная записка 2стр 2.Цели и задачи.

Статья «Занятие по самообразованию в старшей группе «Дикие животные Северной. » Занятие по самообразованию в старшей группе Тема: «Дикие животные Северной Осетии – Алании» Цель: Формировать представления детей о диких животных Северной Осетии. Задачи: Образовательные: Систематизировать знания детей о диких животных лесов родного края (чем питаются; кто, где.

Самообразование воспитателя подготовительной группы «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Самообразование воспитателя подготовительной группы на тему «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем.

Роль саморазвития и самообразования педагога в становлении его профессиональных качеств Профессиональная подготовка преподавателя не заканчивается в стенах образовательного учреждения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его.

План по самообразованию «Формирование дружеских отношений в детском коллективе» План по самообразованию Цензор Ольги Вячеславовны, воспитателя первой квалификационной категории подготовительной группы № 9 Тема: «Формирование дружеских отношений в детском коллективе» Актуальность: Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования.

Источник

Список литературы для работы по самообразованию «Формирование образного мышления дошкольников средствами сказкотерапии»

Что почитать воспитателю для самообразования. Смотреть фото Что почитать воспитателю для самообразования. Смотреть картинку Что почитать воспитателю для самообразования. Картинка про Что почитать воспитателю для самообразования. Фото Что почитать воспитателю для самообразования Елена Козлянская
Список литературы для работы по самообразованию «Формирование образного мышления дошкольников средствами сказкотерапии»

Список литературы используемой в работе по самообразованию «Формирование образного мышления дошкольников средствами сказкотерапии«

1. Акулина, Н. Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знания [Текст]: учебное пособие / Н. Н. Акулина. – СПБ. : Питер, 2013. – 234 с.

3. Гнездилов, А. В. Авторская сказкотерапия. Дом старинного камина. [Текст] / А. В. Гнездилов. – СПб. : Речь, 2011.

4. Гурина, И., Шкурина, М., Славицкий, И. Сонные сказки [Текст] / И. Гурина, М. Шкурина, И. Славицкий. – СПб. : Речь, 2015. – 63 с.

8. Исаева, Е. Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Е. Н. Исаева // Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. – С. 19 –24.

9. Карпов, А. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб., 2008.

10. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольникови младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психологической работы [Текст] / Л. Д.Короткова: «РОН», 2013 – 350 с.

11. Кулинцова, И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок [Текст] / И. Е. Кулинцова. – М., 2008.

12. Ломакина, Г. Р. Сказкотерапия: воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем [Текст] / Г. Р. Ломакина. – М., 2010. – 158 с.

13. Мазурова, Н. А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки [Текст] / Н. А. Мазурова. Томск, 2013.

14. Малкина, Л. Г. Сказкотерапия в ДОУ/ Л. Г. Малкина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – №6. – С. 95–101.

15. Огненко, Н. Волшебная сила сказки: осуществление мечты и полцарства в придачу [Текст] / Н. Огненко. – СПб. : Речь, 2008 – 207 с.

16. Орлова, Л. Оригами в сказкотерапии /Л. Орлова, С. Помазенкова // школьный психолог – Первое сентября. – 2013. – С. 7–11.

17. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. – СПб. : Речь, 2013. – 224 с.

18. Пронина, С. Н. В гостях у сказки / С. Н. Пронина //Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2011. – №5. – С. 78–82.

19. Развитие мышления и умственного внимания дошкольника / Под ред. Н. Н. Подъякова, А. Ф. Гавриловой. – М., 2012.

20. Рунова, М. А.Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей [Текст] / М. А. Рунова. – М. : Мозаика – Синтез, 2013

21. Саранская, О. Н. Психологический тренинг для дошкольников. «Давайте дружить!» [Текст] / О. Н. Саранская. : Книголюб, 2013.

22. Светланова, И. А. Психологические игры для детей [Текст] / И. А.Светланова: Феникс, 2015. – 190 с.

23. Селевеко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г. К. Селевеко. – М. : Народное образование, 2013. – 256 с.

24. Соколов, Д. Сказки и Сказкотерапия. – М. : Эксмо – Пресс, 2011.

25. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия [Текст] / К. Д. Ушинский. – М. : Просвещение, 2012. – 350 с.

26. Харитонова, Л. В. Работа над жанром мюзикла с помощью элементов музыкальной сказкотерапии / Л. В. Харитонова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – №3. – С. 133 –27. Хухлаева, О. В., Хухлаев, О. Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки [Текст] / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев. – М. : Академический проект. – 2016. – 175 с.

28. Червинская, О. Ю. Формирование представлений у детей шестого года жизни о школе средствами игр – занятий // Современный детский сад. – 2012.– №5. – С. 58 – 64.

29. Черняева, С. А. Психотерапевтические сказки и игры [Текст] / С. А. Черняева. – М. : Сфера, 2011; СПб. : Речь, 2011. – 166 с.

30. Чех, Е. В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку [Текст] / Е. В. Чех. – М. : Сфера, 2011; СПб. : Речь, 2012. – 144 с.

31. Эльконин, Д. Б. Игра в развитии ребенка [Текст] / Д. Б. Эльконин //Мир психологии. – 2012. –№1. – С. 42.

Формирование экологической культуры детей средствами музыкально-образного познания природы Формирование экологической культуры детей средствами музыкально-образного познания природы «Музыка ближе всего к природе». Клод Дебюсси.

Отчет по самообразованию «Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мышления у дошкольников» за 2015–2016 учебный год Речь – имеет в жизни огромное значение. За время работы в детском саду наблюдения показали, что у детей довольно часто встречается задержка.

Анализ работы по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров» Анализ работы по самообразованию за 2016–2017 учебный год Постоянно повышаю свой профессиональный педагогический уровень. Стараюсь участвовать.

Что почитать воспитателю для самообразования. Смотреть фото Что почитать воспитателю для самообразования. Смотреть картинку Что почитать воспитателю для самообразования. Картинка про Что почитать воспитателю для самообразования. Фото Что почитать воспитателю для самообразованияПять причин важности чтения книг детям и список художественной литературы для 3–4 летних детей (рекомендации для родителей) Каждый родитель мечтает о том, чтобы их ребёнок вырос культурно образованным человеком. Одним из способов достижения этой цели является.

План по самообразованию «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников» План самообразования воспитателя Агафоновой Розы Ильдусовны Тема: «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников» Квартал/Год.

План по самообразованию «Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мышления у дошкольников» за 2015–2016 учебный год Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование.

Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами арт-терапии Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами арт-терапии Современная ситуация развития диктует необходимость проявления.

Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников средствами художественной литературы Возможности нравственно-патриотического воспитания у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная.

Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы Экологическое воспитание младших дошкольников средствами детской литературы (фольклорная сказка «Теремок» и ее литературные обработки)[/h3].

Источник

Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС до

Что почитать воспитателю для самообразования. Смотреть фото Что почитать воспитателю для самообразования. Смотреть картинку Что почитать воспитателю для самообразования. Картинка про Что почитать воспитателю для самообразования. Фото Что почитать воспитателю для самообразования Светлана Шипунова
Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС до

Самообразование воспитателя в ДОУ по ФГОС: темы и план работы

Как выбрать тему по самообразованию воспитателя по ФГОС ДО?

Даже далёкому от образовательной деятельности человеку понятно, что педагогам нельзя стоять на месте, ведь от них зависит качество образования детей, поэтому они должны двигаться вперёд, развиваться и самосовершенствоваться.

Самообразование становится неотъемлемой составляющей профессионального роста и совершенствования педагогических работников всех уровней образования. Педагогам ДОУ для совершенствования навыков и компетенций следует знакомиться с новыми исследованиями в области педагогики и детской психологии, изучать опыт коллег и повышать общую эрудицию. Главное, чтобы человек сам захотел научиться чему-то новому и освоить новые компетенции.

В самообразовании ученик одновременно является и учителем, сам несёт ответственность за процесс обучения и сам устанавливает правила обучения. Чтобы самообразование принесло плоды, необходимо составить подробный план самообучения. Всё-таки в основе любого обучения, в том числе и самообучения, должна лежать система, чтобы все знания укладывались в целостную картину.

Начните с анализа условий вашего ДОУ для определения ресурсов, методик и технологий, которые вы будете использовать в процессе самообразования. Затем определите собственный уровень подготовки. Будьте критичны. Выявление сильных и слабых сторон поможет вам составить план самообразования.

После этого воспитатель должен определить цель самообразования, каких результатов он хочет добиться. Чётко представляя конечный результат, вам будет легче обозначить шаги для достижения цели.

Здесь отлично подойдёт технология SMART,по которой цели должны быть:

• S (specific) – конкретными. Чем яснее вы представите себе конечный результат, тем легче его достичь.

• M (measurable) – измеримыми. Подберите критерии достижения цели, показатели прогресса.

• A (achievable) – достижимыми. Учитывайте свои возможности и реалии современного мира. Не стремитесь прыгнуть выше головы.

• R (realistic) – актуальными, соответствующими реалиям современного мира.Задайте себе вопрос: зачем нужно выполнить эту задачу? Почему она важна?

• T (Time-related) – ограниченными по времени. Укажите конкретный временной промежуток. Не торопитесь и ставьте реальные сроки.

Затем стоит подобрать необходимый обучающий материал. Информация должна быть доступна для восприятия, соответствовать данным современной науки и запросам времени. После чего, исходя из цели, составляется план работы.

Построение плана самообразования воспитателя

Составить план и действовать по нему – значит, взять всю ответственность за обучение на себя. Грамотное планирование позволит оптимально распределить время и добиться запланированных результатов максимально быстро.

План по сообразованию воспитателя в ДОУ:

1. Постановка цели и определение задач.

3. Учебная деятельность – изучение методической литературы по выбранной теме.

4. Практическая деятельность – подготовка и проведение занятий с воспитанниками.

5. Подведение итогов – заполнение отчётной папки данными о прогрессе, организация выставки детских работ, презентация итогового доклада на педсовете, методическом семинаре или педагогической конференции.

Как выбрать тему для самообразования?

Выбор темы по самообразованию для воспитателей детского сада по ФГОС – профессиональная задача каждого педагога ДОУ. Мы живём в быстро меняющемся мире, у современных детей другие потребности, чем у прошлых поколений, поэтому у образования появляются новые задачи. Для решения этих задач воспитателям необходимо знакомиться с новыми исследованиями в области дошкольной педагогики и детской психологии, передовым опытом коллег и совершенствовать мастерство.

При выборе темы можно опираться на направления развития ребёнка по ФГОСдошкольного образования:

Примерные темы по самообразованию для воспитателей в ДОУ по ФГОС

В основе этого списка примерных тем лежит игра – это основной способ познания ребёнком окружающего мира. Исходя из этого, темы по самообразованию по ФГОСмогут быть следующими:

• Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

• Игра как средство общения дошкольников.

• Обогащение сюжета детской игры путём знакомства с окружающим миром.

• Дидактическая игра как форма обучения детей основам математики.

• Игра как средство образовательной деятельности.

• Театрализованная игра в развитии речи младших дошкольников.

• Использование дидактических игрна занятиях по развитию речи в среднем дошкольном возрасте.

• Дидактическая игра как средство художественно-эстетического воспитания.

Воспитание художественно-эстетическоговкуса детей через народные игры.

• Подвижная игра как средство развития моторики у детей дошкольного возраста.

• Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка.

Кроме тем по конкретному направлению,можно выбрать тему о работе дошкольной образовательной организации в целом:

Качество дошкольного образования: критерии оценки

• Моделирование развивающей среды в ДОУ;

• Организация сетевого взаимодействия ДОУ с другими организациями.

Выбрав тему, переходите к анализу отобранного по теме материала. Материалом для самообразования служит не только научная литература, но и видеозаписи вебинаров, лекций, статьи в журналах, посвящённых образованию и педагогике. Изучая материал, выделяйте ключевые тезисы, идеи и суждения автором. Например, выбрав тему «Моделирование развивающей среды в ДОУ», педагог обращает внимание на особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, требования ФГОС к организации и роль среды в учебно-воспитательном процессе. Затем отобранные идеи апробируются на практике на занятиях с дошкольниками.

Возможные проблемы в самообразовании и пути решения

1. Тяжело определить и сформулировать тему.

Выявите проблему, которая вас интересует. Используйте наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы и результаты педагогической диагностики. При формулировке темы обращайте внимание на ФГОС и образовательные программы.

2. Трудно подобрать необходимую методическую литературу.

Чётко определите для себя круг вопросов, на которые ищете ответ. Начинайте поиск с традиционных методик и классических педагогических трудов, затем переходите к рассмотрению современных технологий и опыта коллег. Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги.

3. Трудно осмыслить прочитанный материал.

Для лучшего усвоения информации используйте конспекты, ментальные карты и блок-схемы. Конспектирование предполагает выделение главных фактов, мысли и понятия – это поможет систематизировать информацию. Ментальные карты или интеллект-карты – это метод графического структурирования информации, при котором понятия, задачи, факты изображаются как древовидная схема. Блок-схемы представляют собой графическое изображение информации в виде взаимосвязанных блоков. Профессиональное самообразование не сводится к формальному заполнению отчётов и подготовке докладов. Цель работы по самообразованию педагога ДОУ заключается в раскрытии творческих способностей, повышении уровня мастерства и развитии личностных качеств.

Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте ФГОС В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка.

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Трудовое воспитание в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Подготовила воспитатель- Прасолова Елена.

Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов в ДОУ» Консультация для воспитателей «Самообразование педагогов ДОУ». Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование.

Консультация «Самообразование педагогов в ДОУ» Советы по организации самообразования Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих.

Реализация ФГОС в работе воспитателя (из опыта работы) С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Понимая актуальность введения.

Самообразование педагогов ДОУ Советы по организации самообразования Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Самообразование «Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» «Инклюзивное образование в системе дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС ДО». 1. Актуальность инклюзивного образования в ДОУ.

Самообразование воспитателя логопедической группы «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Самообразование воспитателя логопедической группы на 2018 – 2019 учебный год Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного.

Самообразование воспитателя по экологическому воспитанию в средней группе «Развитие экологических представлений у детей» Тема самообразования: «Развитие экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста». Цель: формирование экологической культуры.

Источник

Самообразование как основа успешности педагога в условиях реализации ФГОС до (консультация для педагогов ДОУ)

Что почитать воспитателю для самообразования. Смотреть фото Что почитать воспитателю для самообразования. Смотреть картинку Что почитать воспитателю для самообразования. Картинка про Что почитать воспитателю для самообразования. Фото Что почитать воспитателю для самообразования Казакова Наталья
Самообразование как основа успешности педагога в условиях реализации ФГОС до (консультация для педагогов ДОУ)

Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенствование.

Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров «Педагогический словарь»

Нормативная база о компетенциях педагога.

1. Педагогические работники обязаны:

— осуществлять деятельность на высоком педагогическом уровне… (Закон об образовании в РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ)

2. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках — саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

ФГОС. Раздел IV. п. 22 Требования к кадровым условиям реализации ООП ООО включают: … Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу.

В условиях реализации ФГОС, использования современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога.

Совершенствование качества обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Педагог должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

3. Одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является „Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития“ (Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. октября 2013 г. № 544н).

Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам — ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога — постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.

Современный педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Особенно актуальной проблема самообразования современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой воспитанников, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов).

• программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Самообразование воспитателя: цели и задачи

Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:

знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;

улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;

создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.

Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:

Определяет рациональность использования тех или иных педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями детей. Например, в рамках развития изобразительных способностей ребят второй младшей группы использование индивидуальной формы работы будет неуместным, так как дети ещё слишком малы. А вот групповая работа малышей с родителями для создания поделок, рисунков уже вполне. Формулирует проблемы, с которыми сталкивается в работе с воспитанниками конкретной возрастной категории. Например, в средней группе это может быть неодинаковый уровень речевого развития. В том смысле, что некоторые дети уже чётко говорят полными предложениями с допустимыми для этого возраста отклонениями в звуковом ряду, в то время как другие малыши не только плохо формулируют свои мысли, но и имеют нарушения в работе артикуляционного аппарата, то есть дефектов у них много.

Знакомится с методическими наработками коллег, посещая занятия других педагогов, изучая процесс и результаты работы через интернет, методические печатные издания.

Способствует расширению границ познавательной, трудовой и игровой активности у подопечных (особенно через организованную совместно со взрослыми деятельность).

Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:

Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.

Взаимосвязь. Принцип, непосредственно связанный с первым. Например, рассматривая вопросы речевого развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».

Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду. Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы, связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка-инвалида в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.

Доступность. Этот принцип касается, во-первых, практической реализации проекта по самообразованию. Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями. А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам. Это представление собственных наработок, которое должно быть понятно другим не только с методической, но и с общекультурной точки зрения. Не стоит пугать аудиторию сложными терминами, проектами космического масштаба и пр.

Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества.

Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.

Работа над темой самообразования

Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и правильно будет выстроена работа.

На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.

Прежде, чем приступить к подготовке этапов, нам необходимо сформулировать тему.

Формулировка темы происходит по схемам:

• ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО

Например: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

• ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО

Например: «Наблюдение как средство развития познавательного интереса у дошкольников»

• Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.) ЧЕГО –ТО

Например: «Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Выделяют 3 этапа работы по самообразованию:

1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

— Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

— Изучение периодической печати.

— Знакомство с работами других педагогов.

— Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

2. Практический этап. Этап, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

На данном этапе педагог должен:

— Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

— Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

— Разработать конспекты занятий.

— Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

— Подготовить консультации по теме самообразования для родителей, педагогов и тд.

— Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление календарно – тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся.

— Разработать опросники для диагностирования обучающихся.

— Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.

— Создать собственные методические пособия, атрибуты.

— Участвовать в работе конференций, семинаров.

3. Итоговый этап (отчет) включает анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на педагогических советах, семинарах, городских МО, посещение и обсуждение открытых занятий и другие коллективные формы работы. Этап, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретически обоснование результатов, формирование общих выводов и определение перспектив в работе.

— Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.

— Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий.

— Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).

— Неделя педагогического мастерства.

— Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

— Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.

Самообразование воспитателя соотносится с государственными нормами и предполагает

ведение определённой документации.

Педагог заводит методическую папку, куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты проведения непосредственно образовательной деятельности, образцы художественной литературы (если с ней связана тема, загадки, фотографии с мероприятий и так далее.

Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год: это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему. В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им папки по своему самообразованию. Там делаются заметки о

•с воспитанниками (например, непосредственно-образовательная деятельность);

•с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации);

•с педагогами (доклад на педсовете и т. п.);

•о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую

книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).

Папка должна содержать следующую информацию:

1. Титульный лист (наименование МДОУ, тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования).

2. Актуальность выбранной темы (ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, которая будет достигнута в результате выполнения работы. Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности).

3. Цель (Цель— это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы).

4. Задачи (Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение? Пример формулировок: изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т. п.

5. Алгоритм работы (этапы с практическими материалами, картотеками).

6. Отчета педагога по теме самообразования.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Что почитать воспитателю для самообразования. Смотреть фото Что почитать воспитателю для самообразования. Смотреть картинку Что почитать воспитателю для самообразования. Картинка про Что почитать воспитателю для самообразования. Фото Что почитать воспитателю для самообразованияТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС «Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС». С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Что почитать воспитателю для самообразования. Смотреть фото Что почитать воспитателю для самообразования. Смотреть картинку Что почитать воспитателю для самообразования. Картинка про Что почитать воспитателю для самообразования. Фото Что почитать воспитателю для самообразованияДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО «Института развития образования»Свердловской области и проводит муниципальные.

Что почитать воспитателю для самообразования. Смотреть фото Что почитать воспитателю для самообразования. Смотреть картинку Что почитать воспитателю для самообразования. Картинка про Что почитать воспитателю для самообразования. Фото Что почитать воспитателю для самообразованияЛэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *