Что поэтизируется в рассказе антоновские яблоки
Анализ «Антоновские яблоки» Бунин
Всего получено оценок: 553.
Всего получено оценок: 553.
«Антоновские яблоки» И. Бунина – панорамное изображение жизни помещиков, в котором нашлось место и для рассказа о крестьянском быте. Особенность произведения – насыщенные пейзажные зарисовки, от которых веет неповторимыми осенними запахами. Это яркий образец поэтической прозы в русской литературе. Рассказ есть в кодификаторе ЕГЭ, поэтому важно запомнить основные сведения о нём. Изучают «Антоновские яблоки в 11 классе. Предлагаем качественный анализ этого произведения И. Бунина.
Краткий анализ
Год написания – 1900.
История создания – В 1891 г. И. Бунин гостил в усадьбе брата Евгения. Как-то, выйдя на улицу, писатель уловил запах антоновских яблок, который и напомнил о временах помещиков. Рассказ был написан только спустя 9 лет.
Тема – В этой лирическом повествовании можно выделить две темы: осень в деревне и поэтизация быта помещиков, сожаление об уходящей дворянской культуре.
Композиция – Организация рассказа особенная, так как в нём очень слабо представлена событийная линия. Главную роль играют воспоминания, впечатления, философские размышления, которые ассоциируются с пейзажами, запахами, звуками.
Жанр – Рассказ, лирический монолог.
Направление – Сентиментализм.
История создания
История создания произведения связана с поездкой писателя к брату Евгению. В загородной усадьбе И. Бунин уловил запах антоновских яблок. Аромат напомнил Ивану Алексеевичу о жизни помещиков. Так возник замысел рассказа, который писатель реализовал лишь спустя девять лет, в 1900 г. «Антоновские яблоки» вошли в цикл бунинских произведений-эпитафий.
Впервые рассказ увидел мир в год написания в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге. Критика восприняла его положительно. Но публикация не ознаменовала конец работы. Бунин продолжал шлифовать своё творение на протяжении двадцати лет, поэтому существует несколько вариантов «Антоновских яблок».
Чтобы уловить суть рассказа «Антоновские яблоки», следует рассмотреть основные темы и проблемы произведения.
В нём преобладает осенняя тема. Автор раскрывает красоту природы в пору её увядания и тех изменений, которые осень приносит в человеческую жизнь. Затем И.А. Бунин переходит к описанию помещичьей жизни. Важную роль в раскрытии обеих тем играет образ антоновских яблок. Эти плоды стали символом детства, старины, упоения природой и безмятежности. В этом и кроется смысл названия рассказа.
Особенность произведения в том, что ведущую роль в нём играет лирическая составляющая. Не зря автор выбирает форму повествования от первого лица. Так читатель может максимально приблизится к рассказчику, увидеть мир его глазами, понаблюдать за его чувствами и эмоциями. Рассказчик произведения напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в стихотворениях Бунина.
Сначала рассказчик описывает раннюю осень, щедро «присыпая» пейзаж народными приметами. Такой приём помогает воссоздать деревенскую атмосферу. В начале рассказа уже появляется образ антоновских яблок. Их собирают крестьяне в садах мещан-садовников. Постепенно автор переходит к описанию мещанского шалаша и ярмарки возле него. Это позволяет ввести в произведение колоритные крестьянские образы. Заканчивается первая часть описанием осенней ночи.
Вторая часть снова начинается пейзажем и народными приметами. В ней Бунин рассказывает о стариках-долгожителях, намекая на то, что его поколение гораздо слабее прошлого. В этой же части читатель может узнать, как жили состоятельные крестьяне. Рассказчик описывает их жизнь с восторгом, не скрывая, что и сам хотел бы так пожить.
Воспоминания возвращают рассказчика ко временам, когда была жива его тётка-помещица. Он с упоением рассказывает, как приезжал в гости к Анне Герасимовне. Её усадьба была окружена яблоневым садом. Герой детально описывает интерьер дома, обращая особое внимание на запахи, главный из которых – аромат яблок.
Третья часть произведения И. Бунина «Антоновские яблоки» – рассказ об охоте – единственном, что « поддерживало угасающий дух помещиков». Рассказчик описывает сборы на охоту, сам процесс и вечернее застолье. В этой части появляется ещё один герой – помещик Арсений Семёнович, который приятно удивляет внешностью и весёлым нравом.
В заключительной части автор рассказывает о смерти помещицы Анны Герасимовны, помещика Арсения Семёныча и стариков. Вместе с ними, кажется, умер и дух старины. Остались только воспоминания о «мелкопоместной жизни». Тем не менее, И. Бунин делает вывод, что она тоже хороша, подтверждая это описанием мелкопоместного быта.
Проблематика произведения сконцентрирована вокруг угасания помещичьей культуры и гибели старины.
Идея рассказа – показать, что в старине была особая прелесть, поэтому потомки должны сберечь её хотя бы в памяти.
Основная мысль – человеку дороги воспоминания, которые остались в его сердце с детства и юности.
Композиция
Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Написано оно в форме воспоминаний лирического героя. Главную роль в рассказе играют не события, а внесюжетные элементы – пейзажи, портреты, интерьеры, философские раздумья. Они тесно переплетаются, взаимодополняются. Главным инструментом для их создания являются художественные средства, среди которых есть как авторские, так и фольклорные.
Выделить элементы сюжета – экспозицию, завязку, развитие событий и развязку – трудно, так как они размываются указанными внесюжетными составляющими.
Формально текст делится на четыре части, каждая из которых посвящена тем или иным воспоминаниям рассказчика. Все части связаны главной темой и образом рассказчика.
План разбора литературного произведения обязательно включает жанровую характеристику. «Антоновские яблоки» – лирический рассказ-монолог. В произведении невозможно выделить конкретные сюжетные линии, все герои связаны с рассказчиком, система образов неразветвлённая. Сам автор относил рассказ к эпитафиям, так как в нём идет речь об «умершем» помещичьем духе.
Поэзия прозы в рассказе «Антоновские яблоки»
Обоснование выбора темы реферата.
задач. Определение объекта исследования
и его актуальности. Краткий обзор источников. 1-3 стр.
Поэзия прозы в рассказе «Антоновские яблоки».
1). Литературоведческое определение понятий «проза»,
«пейзаж», «импрессионизм», «стихотворение в прозе». 3-4 стр.
2). Особенности художественного мира. 4-7 стр.
3). «Тончайшее восприятие природы». Бунин – пейзажист.
Пейзаж в рассказе «Антоновские яблоки». 7-10 стр.
4). К вопросу о сюжете и теме рассказа.
а) Основной акцент на раскрытии красоты и
гармонии жизни. 10-14 стр.
б) Что поэтизирует Бунин в рассказе. 14-16 стр.
в) Неудержимый бег времени и способы его выражения. 16-17 стр.
конкретика, реальность. 17 стр.
IV. Список использованной литературы. 20 стр.
Обоснование выбора темы реферата. Постановка цели, задач. Определение объекта исследования и его актуальности. Краткий обзор источников.
Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и Вечного. Вдали
Я вижу ночь. Пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.
Проникнут богом, жизнью, красотою.
Живя и умирая, мы живём
Единою Всемирною душою.
Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имён русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоёв общества, сила воображения, выразительность, живописность, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Бунин гордился своим происхождением: он был старинного дворянского рода,
« давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства».
Бунин оставил в сокровищнице русской литературы богатое наследие из стихотворений и рассказов.
Бунин пишет о незабвенном, что оставляет след в человеческой душе. Как проникновенно, на самой высокой эмоциональной волне он выражает самое необыкновенное и прекрасное чувство человека! Он не интригует сложным сюжетом, художник пробуждает чувства лирическим монологом, исповедью.
Сила изобразительности у величайшего русского прозаика и поэта, наследника лучших традиций русской классической литературы необычайна: его стиль совмещает в себе и острую чёткость гравюры, и плотную многоцветность живописи. Писатель тонко улавливает связь человека с историей, с далью времён, со всей вселенной, но им всегда владеет чувство неприкаянности и одиночества.
Недаром, удивительно тонкий писатель, обладавший безусловным вкусом и чувством языка, Константин Георгиевич Паустовский писал: «Иван Алексеевич Бунин считается одним из лучших художников слова – стилистов среди русских писателей рубежа веков, его язык ярок, точен и вместе с тем поэтичен».
Тема реферата «Поэзия прозы в рассказе «Антоновские яблоки» представляет определённый интерес, поскольку творчество художника, как видно из приведённого выше, представляет собой уникальное явление, тонкий, гармоничный синтез поэзии и прозы.
Приведённые выдержки из литературно-критических работ подтверждают, что произведения Ивана Алексеевича Бунина можно в равной степени отнести и к жанру повествования, и к жанру лирического стихотворения. Есть мнение, что «Антоновские яблоки» проникнуты тем же пафосом, который определяется в поэме «Листопад», вышедшей в том же, 1900 году (что и сам рассказ) и в которой явно ощущается тяготение к «многоплановой описательности, своеобразной «эпической лирике» и к символике» (1)
• рассмотреть особенности поэтики художественного пространства названного рассказа
• определить, что является предметом поэтизации и соответственно авторскую позицию по отношению к предмету изображения
• философское осмысление автором течения времени в постоянно и закономерно меняющемся мире.
Сам рассказ был задуман ещё в 1891 году, но написан и напечатан был лишь в 1900 в журнале «Жизнь». Рассказ построен на повествовании от первого лица, как воспоминание о поре детства и юности в родном уезде.
Анализу именно этого произведения Бунина посвящены лишь отдельные высказывания, в связи с определением художественного мира бунинской прозы. Поэтому акутальность работы состоит в том, чтобы, опираясь на имеющийся литературоведческий анализ отдельных высказываний, рассмотреть в более полном аспекте замысел автора и способы его воплощения именно в «Антоновских яблоках».
В ходе раскрытия темы и достижения поставленной цели и решения задач было привлечено 16 источников, прямо или опосредованно связанных с рассмотрением темы. Приведём краткую характеристику тех из них, цитаты из которых послужили материалом для анализа.
Вышедшая в 1988 году книга автора учебников по истории русской литературы для ВУЗов, «». Литературовед рассматривает вопрос о значимости, влиянии художественного взгляда Бунина на развитие русской прозы в первой половине XX века.
1. Роговер литература XX века. Санкт-Петербург. «Паритет». 2000, с. 9
Статья «Иван Бунин» в книге «Наедине с осенью: Портреты, воспоминания, очерки». В статье известнейший мастер отечественной прозы определяет творчество Бунина, язык его произведений, его мироощущение художника как «…ярчайший акт самосознания, достойный звания истинного непреходящего шедевра мирового значения».
Кроме того использовались различные справочники по теории литературы, словари литературоведческих терминов последних лет издания.
Принцип отбора источников имеет несколько критериев:
Æ новизна и востребованность работы
Æ оригинальность взгляда на рассматриваемый предмет, доказательность
Æ соотнесение мироощущения Бунина, его художнической позиции с замыслом его произведений
Æ детальность анализа, предметный критический подход к художественному тексту.
Поэзия прозы в рассказе «Антоновские яблоки».
1). Литературоведческое определение понятий «проза»,
«пейзаж», «импрессионизм», «стихотворение в прозе»
¢ Термин «проза» употребляется в двух значениях: во-первых, как обыденная речь, противостоящая всем видам художественного слова; во-вторых, как прозаическая художественная речь, противостоящая поэтической. В первом случае проза означает речь, упорядоченную лишь по нормам языка. Во втором – подразумевается речь художественно организованная, но по иным законам, чем стихи. В этом случае поэзия и проза выступают как две соотносительные сферы речи, организующие друг друга.
Художественная проза имитирует черты бытовой прозы, перенимая от неё индивидуальную неправильность и характерность повествования, разговорность, ориентацию на устные формы. В период сближения этих двух областей художественной речи художественная проза может воспринимать черты поэзии: звуковую организацию, повышенную ритмичность и т. д.
Соотношение поэзии и прозы отражает значительное разно
образие концепций отношения искусства и жизни.(1)
Здесь отметим, что теория литературы не противопоставляет понятия «поэзия» и «проза», а определяет как две «соотносительные сферы речи». Также немаловажно отметить для рассматриваемого вопроса поэтичность бунинского языка в рассказе «Антоновские яблоки», т. к возможен период сближения, т. е. «художественная проза может воспринимать черты поэзии: звуковую организацию, повышенную ритмичность и т. д.», что и наблюдается в оценке критиков по поводу названного произведения.
¢ Импрессионизм –( от франц. Impression — впечатление), направление в искусстве последней трети XIX – начале XX вв, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и измечивости, передать свои мимолётные впечатления. (1)
¢ Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метрических признаков стиха в нём нет. (2)
¢ Пейзаж – изображение природы в литературном произведении. Чаще всего пейзаж необходим для того, чтобы обозначить место и обстановку действия (лес, поле, дорога, горы, река, море, сад, прк, деревня, помещичья усадьба и т. д.) Природа является часть предметного мира, изображённого в произведении. Эта функция пейзажных зарисовок – наиболее древняя. Она возникла ещё в устном народном творчестве и широко используется в произведениях русской классической литературы XIX в. и в литературе XX в. (3)
2). Особенности художественного мира и мастерство Бунина-пейзажиста.
В качестве материала для своих произведений Бунин нередко использует впечатления о жизни русской глубинки (эту жизнь он знал и понимал исключительно глубоко) наряду с наблюдениями, вынесенными из своих обширных зарубежных путешествий. Однако, «… расширение тематики помогало обострению зоркости взгляда на жизнь России, способствовало росту исторической и философской масштабности этого взгляда».(4)
1. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 7. Жа-Ит. М.: книги». Научное изда
тельство «Большая Российская энциклопедия». 2003, стр. 175.
2. Там же, кн.17. Ск – Та, с.169.
ство «Слово». АСТ. М.: 2000, стр. 674
При взгляде на Россию Бунину всегда нужна была дистанция – хронологическая, а иногда и географическая. Интересно, например, что в Италии, на Капри, Б. создавал рассказы и повести о русской деревне…
Заметная особенность творчества Бунина – его универсализм. Писатель одинаково ярко проявил себя как прозаик, и как переводчик». (1)
Интересно и замечание о личностных качествах, повлиявших на творческую судьбу писателя:
« В жизни писатель чрезвычайно ценил личную независимость. Поэтому, даже сотрудничая с М. Горьким, он избегал участия в коллективных писательских акциях и сохранял независимость своих художественных принципов.
Свойственна была ему и жажда первенства: он мог согласиться в литературе только на роль солиста, зачастую резковато отзываясь о достоинствах своих коллег-писателей, а в эмигрантские годы ревниво относясь к возможным претендентам на место «первого» русского писателя.
К 1910 году Б. – сложившийся художник с устойчивой репутацией одного из лучших в России мастеров слова». (2)
¢ Целесообразно, переходя к оценке следующего высказывания, сделать краткие выводы:
1. Для того, чтобы почувствовать русскую действительность, ощутить в себе силы достойно отобразить её, Бунину необходимы впечатления, которые он черпает повсюду.
2. Его некоторая «холодность», была ничем иным, как желанием отойти в сторону, чтобы лучше увидеть жизнь России.
4. Личная независимость стала основой для независимости художнической: он не примыкал ни к каким литературным течениям.
5. Бунину свойственна жажда первенства, и это заставляет его ещё более строго судить себя как художника. В первое десятилетие XX века он – признанный мастер, «один из лучших мастеров слова».
Для того чтобы осмыслить особенности художественного мира такого действительно редкого по силе изобразительности талантливого писателя и поэта как Иван Алексеевич Бунин, необходимо вдуматься в оценку его творчества его современниками. Имя ( 1886 – 1939) широко известно отечественной читательской аудитории. Это русский поэт, с 1922 года в эмиграции, в стихах ( сборники «Путём зерна», 1920, «Тяжёлая лира», 1922, цикл «Европейская ночь» 1927), сочетающих традицию русской классической поэзии с мироощущением человека 20 в., трагический конфликт свободной человеческой души и враждебного ей мира, стремление преодолеть разорванность сознания в гармонии творчества. Эта краткая характеристика, очевидно, передаёт некоторую общность с мироощущением Бунина.
общество «Слово». АСТ. М.: 2000, стр. 421
Создал я грезой моей
Мир идеальной природы.
О, как ничтожны пред ней
Степи, и скалы, и воды!
¢ Данное мнение необходимо признать исключительно глубоким для постижения особенностей художественного мировосприятия Бунина. Сравнивая два высказывания, отметим, что в обоих критики говорят о холодности (лирики, пейзажа, авторского тона, самой личности художника). И это очевидно для того, кто хорошо знаком с его произведениями. Однако, эта «холодность» объясняется критиками просто.
Во-первых, мастер слова ощущал острую необходимость отстраниться от суеты, от всевозможных социальных реалий, потрясений; во-вторых, при постоянной опасности выпустить захлестывающие его чувства от безмерности окружающего его мира, от жгучей, яростной, проникновенной любви к родной природе, от огромного художнического дара, данного ему судьбой, Бунин «…в действительности … не холоден: он целомудрен… стыдливость чувства была тут причиной».
Рассмотрим ещё одно мнение о мастерстве Бунина, об особенностях его художественного мировосприятия. Приведённая ниже оценка принадлежит дипломату, публицисту, критику ( 1871 – 1923). Как литературный критик В. Воровский выступил преемником и продолжателем традиций критиков революционной демократии Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Ему импонировал гражданский, общественный пафос их критической деятельности. Многие его статьи направлены против декадентской эстетики, идеалистической философии, которые были популярны в начале XX века. Поэтому в статьях Воровского дан анализ конкретных явлений литературы и искусства с социологических позиций. Главная мысль всех его литературно- критических работ – это мысль о том, что литература является отражением жизни. В вопросах об отношении искусства к действительности он был сторонником материалистической
1. Ходасевич «О поэзии Бунина». М. Мультимедийная энциклопедия, 2000 г.
Но вот два или три года назад возник новый, неожиданный Бунин, нисколько не похожий на прежнего…
3). «Тончайшее восприятие природы». Бунин – пейзажист. Пейзаж в рассказе «Антоновские яблоки».
в статье «Ранний Бунин» отмечает:
Любование, радование зримым – главная услада его творчества. «Как всё прекрасно! – говорит у Бунина один из любимых его персонажей, глядя на горящую свечу. – Даже этот голубой стеарин!»
В своём любовании красками Бунин дошёл до того, что многие глаголы у него выражают не действия вещей, а их колеры. Ни у одного поэта нет такого изобилия глаголов, содержащих понятие цвета: чернеть, алеть, розоветь, сереть, зеленеть.
«В морозной мгле краснеют окна», «Розовеет пепел небосклона», «В тумане чернеется шлях», «Озимь мягко зеленеет», «И небо меж снастей синеет в вышине»,- это у него постоянно.
Можно думать, что всеми этими деревенскими красками и деревенскими образами – лужами, перелесками, овсами – Бунин лирически изображает свою душевную жизнь…
Едва ли, читая все эти пейзажные стихотворения, кто-нибудь мог догадаться, что в них клокочут те бурные страсти, какие открылись нам лишь в его позднейших стихах и новеллах». (1)
Следует отметить, что определяет бунинский пейзаж как безграничное разнообразие красок, оттенков, нюансов и подчёркивает, что через эти деревенские (следует понимать первозданные, чистые, исконно и истинно народные) краски и образы художник «…лирически изображает свою душевную жизнь…». А значит, этот вывод перекликается с мнением « Бунин смиреннее и целомудренней: он хочет быть созерцателем». Смиреннее и целомудренней символистов, т. е чего-то надуманного, искусственного, оторванного от народных корней.
¢ Приведённое высказывание одного из московских преподавателей истории литературы строится на утверждении того, что художественная деталь у Бунина в отображении пейзажа основана на зрительных, звуковых, и вкусовых ассоциациях» И говорит о «зачарованности детальностью» как характерной особенности для бунинского пейзажа. Данное мнение в целом дополняет высказывание К. Чуковского. Кроме того, эпичность в его прозаических произведениях, по мнению автора, снижена: «Бунин строит свои рассказы не на хронологической последовательности, а на технике ассоциаций», а это, в свою очередь, подтверждает мысль о том, что, учитывая цель данного реферата, «Антоновские яблоки» необходимо рассматривать как стихотворение в прозе.
Особую ценность представляет, на наш взгляд, высказывание о роли и месте пейзажа в рассказе «Антоновские яблоки» литературоведа Здесь можно отметить, что критик, также как предыдущие авторы, подчёркивает «тончайшее восприятие природы и умение передать его в четких и зримых образах». Что, безусловно, единит данное мнение с приведёнными ранее: со словами К. Чуковского, Вл. Ходасевича, М. Пескова.
« По воспоминаниям Горького, Савва Морозов, в суждениях которого о литературе «всегда было что-то верное», прочитав «Антоновские яблоки», «оценил крепкий талант автора, с восторгом говоря:
В «Антоновских яблоках» и сегодня поражает тончайшее восприятие природы и умение передать его в четких и зримых образах.
Чувство родины, рождающееся из ощущения ее неповторимой, своеобразной, чуть грустной осенней природы, неизменно возникает, когда читаешь «Антоновские яблоки». Любовь писателя к пейзажу Средней полосы России делает этот, казалось бы, неяркий, лишенный броских красок пейзаж изумительно красивым и праздничным. Читатель надолго запомнит и «весь золотой, подсохший и поредевший сад», и «запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести», и «сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада», и многое, многое другое.
Рассказ возникает на основе воспоминаний автора, он строится как серия сменяющих одна другую картин, весь пронизан единым авторским настроением, и это роднит его с живописью и литературой импрессионистов, но сами картины выписаны четко и пластически выразительно. Таковы картины сбора антоновских яблок, молотьбы и особенно мастерски написанные сцены охоты.
Эти картины органически сочетаются с пейзажем, застывшим и четким пейзажем осени, то ранней, с ясными, ‘прозрачными днями, то поздней, глубокой, с днями пасмурными и студеными. Традиционен этот пейзаж, таким он мог быть и сотню лет назад, но и в него проникает пугающая Бунина современность в виде телеграфных столбов, которые «только одни составляют контраст со всем, что окружало старосветское гнездо тетки».(1)
Обратим внимание на то, что в данном высказывании подтверждается точка зрения о том, что «Антоновские яблоки»- жанр стихотворения в прозе, пейзаж у писателя, его мироощущение глубоко лирично.
Рассказ «Антоновские яблоки» — одно из самых лирических и поэтических произведений Бунина. Его можно назвать стихотворением в прозе. Достаточно прочесть несколько строк, чтобы проникнуться очарованием ранней осени, ощутить всю прелесть краткой, но чудесной поры бабьего лета: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег».
Россия предстает у Бунина в прелести прохладных дней, покое полей, звенящих далей и широких просторов. «Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое.
1. Вступ. статья «Мир Бунина». В кн. Иван Бунин. Избранное. М.: Художественная литература. 1999 г., стр.7-8
Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зеленые озими. А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба».
Из необъятного множества слов писатель безошибочно выбирает наиболее точные, сильные и живописные. И вот перед нами картина, написанная удивительно яркими и сочными мазками: «На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь — велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе».
Бунин одинаково остро и тонко видит все: и раннюю погожую осень, и среднерусское лето, и пасмурную зиму. Русский пейзаж с его скромной застенчивой красотой нашел в нем своего певца.(1)
¢ дал эмоциональную, но вместе с тем, точную оценку той художнической манере и мироощущению, которое заполняет пространство рассказа «Антоновские яблоки». Отметил, что писатель «из необъятного множества слов … безошибочно выбирает наиболее точные, сильные и живописные. И вот перед нами картина, написанная удивительно яркими и сочными мазками».
¢ Важно утверждение критика о том, что «лирическое произведение» «Антоновские яблоки» могло быть создано Буниным только благодаря безграничной любви к родине, к России.
4). К вопросу о сюжете и теме рассказа.
Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных
переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом.
Так в рассказе «Антоновские яблоки» восхищение щедростью и совершенством
природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб.
«Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят
старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд,
нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти
и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых
сословий («Антоновские яблоки»). Во многих рассказах гг. появляются
образы «новых» людей, рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных
перемен. В начале 1900-х гг. лирический стиль ранней прозы Бунина меняется.
В рассказе «Деревня» (1911 г.) отражены драматические раздумья писателя о
России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает
пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ «Суходол»
поднимает тему обреченности дворянского усадебного мира, становясь летописью
медленного трагического умирания русского дворянства». (1)
¢ Через весь рассказ лейтмотивом проходит тема осеннего сада, изобилия природы, плодородия, празднества: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести».
Ностальгическая грусть Бунина о текучести жизни, о смене форм и содержа
ния её – прекрасное, благородное чувство признательности тем, кто жил,
трудился, воспитывал детей в любви к Отечеству, к родной земле, в уваже
а) Основной акцент на раскрытии красоты и
Остановимся на оценке критиков освещения темы и особенностей сюжетного исполнения, а также характеристике того, в чём Бунин видит красоту и гармонию жизни.
«Задуманный ещё в 1891 году, но написанный и напечатанный в 1900 году в журнале «Жизнь», рассказ построен на повествовании от первого лица, как воспоминание о поре детства и юности в родном уезде. Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращённости человека с природой, её естественности, спаянности быта дворян и крестьян. Таковы описания прочных изб, садов, домашнего уюта, сцен охоты, разгульных пирушек, крестьянского труда, трепетного приобщения к редкостным книгам, любование старинной мебелью, неистощимыми обедами, соседским гостеприимством, женщинами былых времён.
1. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э Л. Безносов,
, и др. – М. Дрофа, 1998, стр.80.
выселковских обитателей – естественно рождают тот элегический мотив, ту грусть прощания, которыми окрашено это произведение, напоминающее эпитафию ушедшей
жизни, родственную тургеневским страницам о запустении дворянских гнёзд, о печальных могилах людей и былого». (1)
Общеизвестно, что Бунин вслед за Тургеневым и Чеховым считается «воспевателем» угасающих дворянских усадеб. Возможно, поэтому творчество писателя воспринималось как упадническое, «ностальгизирующее» и было отвергнуто литературой первых послереволюционных десятилетий.
: « Рассказ разворачивается как череда воспоминаний, как ретроспектива. Повествование ведётся от первого лица: «Вспоминается мне ранняя погожая осень»; «Вспоминается мне урожайный год»; «помню»; «как сейчас вижу»; «Вот я вижу себя снова в деревне…». Глаголы употребляются чаще всего в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях. Иногда глаголы стоят во втором лице единственного числа – таким образом, читатель вовлекается в действие: «…распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь – велишь поскорее засёдлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд»;, «Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок…». (3)
Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью. В нем мы встречаемся со многими людьми, портреты которых написаны с резкой, порой ошеломляющей силой. Вот проходят перед нашим взором крестьяне — «бойкие девки-однодворки», «барские» в своих красивых и грубых, дикарских костюмах», «мальчишки в белых замашных рубашках», старики — «. высокие, большие и белые как лунь», разорившиеся помещики. «Мелкопоместным» и их жизни писатель уделяет особое внимание. Это Россия, уходящая в прошлое. Время этих людей проходит. Бунин с нежной ностальгией вспоминает тетушку Анну Герасимовну и ее усадьбу. Запах яблок и липового цвета воскрешает в его памяти старый дом и сад, «последних могикан дворового сословия» — бывших крепостных. Дом славился гостеприимством. «И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде, под бирюзовым осенним небом!»
1. С, Русская литература XX века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту. М.: «ПАРИТЕТ», 2000 г., стр. 13-16.
2. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э Л. Безносов, Е. Л
Ерохина, и др. – М. Дрофа, 1998, стр.80.
3. «История русской литературы XX века» в 2-х томах М.: Высшая школа. 2000. Т.
А какой прекрасной кажется охота в прозрачные и холодные дни начала октября! Очень выразителен и эффектен портрет Арсения Семеновича, в усадьбе которого часто бывал герой рассказа. Судьба этого человека сложилась трагически, как и у многих мелкопоместных, обедневших до нищенства.
Томительно текут серые, однообразные будни «бессвязной и бессмысленной жизни», которые суждено влачить обитателю разоряющегося «дворянского гнезда». Но, несмотря на то, что такое существование несет признаки упадка и вырождения, Бунин находит в нем своеобразную поэзию. «Хороша и мелкопоместная жизнь!» — говорит он. Исследуя русскую действительность, крестьянскую и помещичью жизнь, писатель видит то, что до него никто не замечал: сходство как образа жизни, так и характеров мужика и барина: «Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти, — очень недавно, — имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей деловитости и сельскому старосветскому благополучию».(1)
Здесь, перед тем, как построить вывод по сравнению приведённых отрывков, следует обратить особое внимание на заключительную часть цитаты из работы
Л. Кунина. В ней, на наш взгляд, содержится скрытое противоречие, состоящее в следующем. Упоминая об «однообразных буднях «бессвязной и бессмысленной жизни, которые суждено влачить обитателю разоряющегося «дворянского гнезда», утверждает, что «такое существование несет признаки упадка и вырождения». Каким образом можно решить эту проблему? Обратимся к выводу самого критика:
«Несмотря на элегичность и спокойствие повествования, в строках рассказа чувствуется боль за дух одичания и вырождения, за крестьянскую и помещичью Россию, которая переживала период падения, материального и нравственного.
«Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. прожил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина — Россия.»(2)
Подведём итог по той части исследования, в которой мы рассмотрели гипотезу о том, что основной акцент Бунин определяет на раскрытии красоты и гармонии жизни.
¢ Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращённости человека с природой, её естественности, спаянности быта дворян и крестьян.
¢ Эта патриархальная жизнь предстаёт в идиллическом свете, в очевидной эстетизации и поэтизации её. Поэтому автор делает основной акцент на раскрытии красоты, гармонии жизни, её мирного течения.
¢ Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью.
¢ «Несмотря на элегичность и спокойствие повествования, в строках рассказа чувствуется боль за дух одичания и вырождения, за крестьянскую и помещичью Россию, которая переживала период падения, материального и нравственного.
¢ «Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. прожил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина — Россия.
Итак, гармония, красота разлита для Бунина во всём: в осени, в запахе антоновских яблок, в работящих мещанах, в дыме от костра, но и в самом духе упадка ( как это не парадоксально), в картине обнищания. По мнению критиков, безусловно, Бунин скорбел об ушедшем времени, но скорбел светло, потому что любил Россию такой, какая она есть, и всё в ней ему безгранично дорого.
б) Что поэтизирует Бунин в рассказе.
Не только природа – предмет поэтизации в рассказе «Антоновские яблоки». Это люди, их портреты, характеры, судьбы, чувства. Это и общее чувство единения между людьми и, конечно, ощущение одиночества.
2. «Поэзия творчества. Чехов и Бунин». Статья в журнале «Вопросы литературы» 1989 г. № 4, стр.16.
Этим обстоятельством объясняется, отчего такое важное место в рассказе занимают мажорные по звучанию картины природы: лесной пейзаж в момент охоты, ландшафт открытого поля, панорама степи, зарисовка яблоневого сада, незабываемое описание брильянтового созвездия Стожар. Эти пейзажи даны в динамике, в тонко переданной смене красок и авторских настроений, и читатель не может не разделить восторженное бунинское восклицание: «…как хорошо жить на свете!». (1)
¢ пейзажи даны в динамике, в тонко переданной смене красок и авторских настроений, и читатель не может не разделить восторженное бунинское восклицание: «…как хорошо жить на свете!»
¢ являясь предметом поэтизации, художественное пространство рассказа «Антоновские яблоки» с его «натуральной, естественной, мудрой жизнью» одновременно выполняют ещё две функции:
1. наполнены жизнеутверждающим пафосом
2. имеют гуманистическую направленность
в) Неудержимый бег времени и способы его выражения.
Статья Роговер продолжается анализом философского осмысления Буниным окружающей его действительности и способами выражения этого через сюжет и тему произведения рассказа «Антоновские яблоки».
«…Писатель воспроизводит смену времён суток, череду сезонов, ритм времён года (круги расширяются!), обновление укладов быта, борение эпох (старый быт гибнет, как пишет автор, при «столкновении с новой жизнью»), и мы воспринимаем шаги самой истории, неудержимый бег времени, с которым сопряжены бунинские персонажи и авторские раздумья. Как это напоминает чеховский «Вишнёвый сад», к тому времени ещё не созданный!
Старая жизнь дробиться, и это сказывается в самой композиции рассказа, приглушённый сюжет которого составлен из ряда «раздробленных» картин действительности. Их перемена отражает постепенное исчезновение старого быта.. Каждый из этих «кадров» жизни имеет свою особую окраску, передан на основе субъективного впечатления, с подбором меняющегося освещения и красок ( «прохладный сад, наполненный лиловатым туманом»), и это роднит прозу Бунина с живописью импрессионистов. Но весь рассказ в целом представляет собою разработку двух музыкальных партий – ведущей (элегической) и сопровождающей (просветлённой и мажорной). Важную роль в нём играет ассоциативность мотивов, поэтому такое значение придано запахам, которые вызывают по сходству родственные обонятельные ощущения других сторон быта. Рассказ отличается особой лирической взволнованностью, что сказывается на лексике, яркости эпитетов, на ритме и синтаксисе бунинского текста, и в ряде моментов оказывается очень близким к поэме «Листопад». (1)
Небольшое замечание, взятое из книги о Бунине уже цитируемого автора, Л. Кунина, дополнит представление о близости бунинской прозы его поэтическому творчеству.
«Одновременно с «Антоновскими яблоками» Бунин пишет осеннюю поэму «Листопад». В этом первом поэтическом шедевре автора можно проследить все особенности зрелой поэзии Бунина: простоту, спокойную без ложного пафоса интонацию, намеренную традиционность стиха, намеренные прозаизмы, приближающие поэтическую речь к разговорной».
¢ Истинный певец русской природы, тонкий лирик, проникновенный художник, зрелый реалист, Бунин не мог не коснуться философской темы времени, его неудержимого, стремительного течения.
¢ В названном рассказе время, при общей размытости сюжета, дано «кадрами», но от этого картина действительности становится ещё более объёмной, выпуклой, яркой.
¢ Близость языка прозы Бунина в рассказе к лирическому воплощению неоспорима. Критики единодушны во мнении, что художественный текст Бунина создаёт полотна, равные по силе изобразительности картинам импрессионистов. Это происходит благодаря особому видению мира художником слова в его красках, запахах, ассоциациях.
Сад – это нечто живое, засыпающее на зиму и возрождающееся весной, плодоносящее, одаривающее всех без различия званий и положения в обществе чудом – душистыми, сочными плодами, гулко ссыпаемыми в кадушки, девичьим смехом, топотом пляски. Время сбора антоновских яблок, в бунинском понимании, особенное. Это миг единения с прошлым: с патриархальным слаженным бытом, крестьянскими ребятишками, деревенскими стариками – со всем русским миром, который запечатлён
в неповторимой по своей красоте и философской глубине рассказе «Антоновские яблоки». (1)
«Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. прожил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина — Россия.
В ходе работы были определены некоторые положения в виде промежуточных выводов, которые ранее были неизвестны; они будут представлены в тезисном представлении общих выводов по работе и особо отмечены.
þ Для того, чтобы почувствовать русскую действительность, ощутить в себе силы достойно отобразить её, Бунину необходимы впечатления, которые он черпает из многочисленных путешествий
þ Его некоторая «холодность», была ничем иным, как желанием отойти в сторону, чтобы лучше увидеть жизнь России.
þ Бунин- художник универсалист: он и переводчик, и писатель, и поэт.
þ Личная независимость стала основой для независимости художнической: он не примыкал ни к каким литературным течениям.
þ Бунину свойственна жажда первенства, и это заставляет его ещё более строго судить себя как художника. В первое десятилетие XX века он – признанный мастер, «один из лучших мастеров слова».
þ Следует отметить, что определяет бунинский пейзаж как безграничное разнообразие красок, оттенков, нюансов и подчёркивает, что через эти деревенские (следует понимать первозданные, чистые, исконно и истинно народные) краски и образы художник «…лирически изображает свою душевную жизнь…». А значит, этот вывод перекликается с мнением « Бунин смиреннее и целомудренней: он хочет быть созерцателем». Смиреннее и целомудренней символистов, т. е чего-то надуманного, искусственного, оторванного от народных корней.
þ художественная деталь у Бунина в отображении пейзажа основана на зрительных, звуковых, и вкусовых ассоциациях» И говорит о «зачарованности детальностью» как характерной особенности для бунинского пейзажа.
þ Бунин строит свои рассказы не на хронологической последовательности, а на технике ассоциаций», а это, в свою очередь, подтверждает мысль о том, что, учитывая цель данного реферата, «Антоновские яблоки» необходимо рассматривать как стихотворение в прозе.
þ Рассказ «Антоновские яблоки» — одно из самых лирических и поэтических произведений Бунина. Его можно назвать стихотворением в прозе. Достаточно прочесть несколько строк, чтобы проникнуться очарованием ранней осени, ощутить всю прелесть краткой, но чудесной поры бабьего лета (Л. Кунин)
þ Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращённости человека с природой, её естественности, спаянности быта дворян и крестьян.
þ Эта патриархальная жизнь предстаёт в идиллическом свете, в очевидной эстетизации и поэтизации её. Поэтому автор делает основной акцент на раскрытии красоты, гармонии жизни, её мирного течения.
þ Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью.
þ являясь предметом поэтизации, художественное пространство рассказа «Антоновские яблоки» с его «натуральной, естественной, мудрой жизнью» одновременно выполняют ещё две функции:
1.наполнены жизнеутверждающим пафосом
2.имеют гуманистическую направленность
þ пейзажи даны в динамике, в тонко переданной смене красок и авторских настроений, и читатель не может не разделить восторженное бунинское восклицание: «…как хорошо жить на свете!
þ Истинный певец русской природы, тонкий лирик, проникновенный художник, зрелый реалист, Бунин не мог не коснуться философской темы времени, его неудержимого, стремительного течения.
þ В названном рассказе время, при общей размытости сюжета, дано «кадрами», но от этого картина действительности становится ещё более объёмной, выпуклой, яркой.
þ Близость языка прозы Бунина в рассказе к лирическому воплощению неоспорима. Критики единодушны во мнении, что художественный текст Бунина создаёт полотна, равные по силе изобразительности картинам импрессионистов. Это происходит благодаря особому видению мира художником слова в его красках, запахах, ассоциациях.
þ «духовно воссоединяясь с прошлым, Бунин как бы расширяет, умножает свою личную жизнь, «данную судьбой», на жизни многих поколений, связанных конкретным, но и символическим садом.
«Ваши «Антоновские яблоки»- чистая поэзия: тонко, метко, лирично, грустно…так умеете писать только вы, недаром же родились дворянином. И язык ваш – чудо, и вы, дорогой Иван Алексеевич, чудо, наше русское чудо… Ваш вечный поклонник, Антон Павлович Чехов».