Что показывает эффект мультипликатора

Что показывает эффект мультипликатора

Дословно мультипликатор означает «множитель». Сущность эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов.

Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде, так и автономные расходы, «брошенные» в экономику, вызывает цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.

Другая часть дохода рабочими сберегается. Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей телевизоров) увеличится их денежный доход. Часть его производители телевизоров также потратят на покупку потребительских товаров, например, автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.

Возникает цепная реакция : первоначальные 1000 долл. в виде автономных инвестиций вызовут рост совокупного спроса и дохода более, чем на 1000 долл., т. е. 1000 долл. нужно умножить на некий коэффициент. Этот коэффициент и есть мультипликатор.

Предел суммы геометрической прогрессии, с которой мы в данном случае имеем дело, составит 5000 долл.

Таким образом, инвестиции в 1000 долл. вызвали 5-кратный рост национального дохода, используемого на потребление. Мультипликатор будет равен 5.

Чем выше склонность к потреблению и, соответственно, ниже склонность к сбережению, тем больше коэффициент мультипликатора и тем большее увеличение национального дохода будет сопровождать первоначальный прирост инвестиций. Таким образом, мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода к изменению любого из компонентов автономных расходов.

В условиях перепроизводства товаров, сопровождавшего Великую депрессию, важно было создать дополнительный платежеспособный спрос и сократить безработицу, а не выбрасывать на рынок новые партии товаров. Так, строительство моста или плотины обеспечит прирост денежных доходов занятых, но не добавит лишнюю массу товаров в общую «кучу» нераспроданных товарных запасов.

Эффект мультипликатора действует не только в сторону повышения уровня дохода. Сокращение любого из компонентов автономных расходов будет вести к кратному сокращению дохода и занятости.

Источник

Мультипликатор

Мультипликатор (Multiplier) — это коэффициент, показывающий, насколько увеличивается доход при данном увеличении инвестиции:

Данное понятие было сформулировано Р.Ф. Каном в 1931 году. Широкое его применение связано с именем Дж.М. Кейнса, использовавшего это понятие в моделях динамического равновесия.

В чем причина этого явления? Исходный рост инвестиций («первотолчок») приводит к росту дохода фирм, которые производят инвестиционные товары (оборудование, станки, стройматериалы и др.) Эти фирмы, в свою очередь, увеличивают свое собственное потребление, производство и занятость, а также предъявляют спрос на сырье, материалы и др. Увеличение уровня занятости и доходов работников оказывают воздействие на расширение производства в отраслях, которые производят потребительские блага. Таким образом, вся эта цепная реакция образования доходов и расширения производства охватывает все большее количество отраслей. Возникает своего рода процесс «эффекта кругов на воде». Причем, чем шире и больше становится данный процесс, тем менее интенсивным становится «эффект возмущения». Затухание происходит из-за того, что не весь образованный на каждом этапе доход идет на новое потребление, т.е. вновь становится чьим-то доходом. При этом, на каждом этапе эффекта часть полученного дохода идет на сбережение и поэтому исключается из дальнейшего образования дохода. Таким образом, сила эффекта мультипликатора полностью зависит от показателей предельной склонности к сбережению и потреблению.

Мультипликационный эффект в кейнсианской модели вызывается автономными инвестициями.

Динамика инвестиций определяется такими факторами, как ожидаемая норма чистой прибыли, реальная ставка процента, наличный основной капитал, динамика совокупного дохода, экономические ожидания, изменения в технологии и др.

С увеличением совокупного дохода автономные инвестиции дополняются стимулированными (индуцированными), зависящими от роста ВВП. Зависимость инвестиций можно показать в виде следующей функции:

где I — инвестиции;
I’ — автономные инвестиции;
d — коэффициент чувствительности инвестиций к ставке процента;
r — реальная ставка процента;
\gamma — предельная склонность к инвестированию;
(\gamma\;=\;\Delta I/\Delta V) — доля расходов на инвестиции в приросте дохода;
V — доход, выпуск.

Анализ эффекта мультипликатора дает понять о наличии необычного явления, которое получило название «парадокса бережливости».

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.

Источник

Основы экономической теории

Мультипликатор и акселератор инвестиций. Парадокс бережливости.

Инвестиции – важный фактор экономического развития. При этом они подвержены действию особого мультипликационного механизма, умножающего их воздействие на рост ВНП. Зависимость дохода и инвестиций выражается в мультипликаторе. Предельная склонность к инвестированию (marginal propensity investment) определяется отношением прироста инвестиций (investment) к приросту дохода:

Эффективность инвестиций определяется мультипликатором.

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост или сокращение совокупного дохода превосходит первоначальный прирост или сокращение автономных расходов. Эффект мультипликатора – это макроэкономическое явление, которое вытекает из того, что увеличение расходов на потребление благ означает увеличение доходов у тех, у которых эти блага приобретаются. Увеличение дохода порождает расширение потребления, рост потребления означает возрастание эффективного, то есть платежеспособного спроса, а следовательно и доходов. И вслед за первичным приростом дохода следует вторичный, третичный и т д. То есть однократное изменение прироста дохода за счет расширения потребления порождает многократное изменение ВНП и дохода за счет расширения потребления. Эта цепная реакция (эхо) будет продолжаться до тех пор, пока постепенно исходный уровень потребления не будет полностью замещен сбережениями. Идея мультипликатора заключается в том, что первоначальные инвестиции вызывают доход, который в свою очередь также частично инвестируется и в конечном счете складывается общий нарастающий мультипликационный эффект. Эффект мультипликатора действует не только в сторону положительного эффекта, но и в обратную сторону. Мультипликатор инвестиций находится в обратной зависимости от предельной склонности к сбережению. Эффект мультипликатора имеет место и в налоговой, и в банковской системе. Эффект мультипликатора связан с действием акселератора (ускорителя), суть которого проявляется в вовлечении индуцированных инвестиций в процесс производства.

Рост национального дохода, вызванный эффектом мультипликатора, вызывает рост потребительского спроса. Это в свою очередь ведет к росту спроса на товары производственного назначения. Для расширения производства предприятия осуществляют крупные капиталовложения (инвестирует в основной капитал) для создания производственных мощностей и происходит последующее повышение потребительского спроса. Рост национального дохода вызывает дальнейшее увеличение инвестиций. И поэтому принцип акселератора (accelerator) – это принцип производного спроса.

Однако следует учитывать, что акселератор усиливает колебание дохода, вызванный действием мультипликатора. И необходимо учитывать обратные последствия, которые называют парадоксом бережливости. В экономике увеличение сбережений домашними хозяйствами означает снижение потребления, а следовательно и совокупного спроса. Поскольку совокупный спрос определяет уровень выпуска и занятости, то уровень выпуска продукции в экономике снижается, причем это снижение будет усилено мультипликатором. И так как сбережения и инвестиции неуравновешенны процентной ставкой, вследствие эффекта акселерации произойдет снижение инвестиций, а дальше по цепочке снижение дохода потребления и сбережения. Таким образом, парадокс бережливости заключается в том, что попытки общества увеличить сбережения приводят к сокращению потребления и дохода общества, а следовательно, к уменьшению первоначального объема сбережений. Или иначе. В нормальных условиях развития умение беречь деньги, ресурсы, разумно и экономно их расходовать ведет к росту благосостояния людей и поэтому приветствуется обществом и закрепляется в его моральных устоях. Однако бывают такие периоды (массовая безработица, глубокая стагнация производства, трудно удерживаемая инфляция), когда эти критерии не срабатывают, а приводят к противоположным результатам, т.е. чем больше они сберегают, тем беднее становится общество.

Источник

Мультипликативный эффект. Мультипликатор

Что произойдет в экономике, если предприниматели изменят свои инвестиционные планы? Рассмотрим рисунок. Он наглядно показывает, что при увеличении инвестиций, которое ведет к увеличению совокупных расходов (сдвиг кривой плановых расходов из положения Е0 в положение Е2), равновесный объем национального производства увеличивается. В противном случае (сдвиг кривой плановых расходов из положения Е0 в положение Е1 при уменьшении инвестиций) равновесный объем выпуска сокращается.

В обоих случаях изменение равновесного объема производства превышает обусловившее его изменение агрегированных расходов (ΔY1 > ΔE1 и ΔY2 > ΔE2).

Что показывает эффект мультипликатора. Смотреть фото Что показывает эффект мультипликатора. Смотреть картинку Что показывает эффект мультипликатора. Картинка про Что показывает эффект мультипликатора. Фото Что показывает эффект мультипликатора

Такая ситуация не случайна. Она порождается наличием мультипликативного эффекта в экономике.

Суть мультипликативного эффекта в рыночной экономике состоит в том, что прирост инвестиций приводит к многократному увеличению национального дохода.

Мультипликативный эффект основывается на двух экономических явлениях. Во-первых, для экономики характерны повторяющиеся непрерывные потоки доходов и расходов. Во-вторых, любое изменение дохода влечет за собой изменения в потреблении и в сбережениях в том же направлении, что и изменение дохода.

Коэффициент, характеризующий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций, называется мультипликатором μ. Его величина характеризует соотношение между отклонением от равновесного объема реального национального дохода и исходным изменением инвестиционных расходов:

μ = Изменения в реальном НД / Изменения в инвестициях = ΔY/ΔI.

В общем виде формула мультипликатора может быть записана следующим образом:

Данная формула показывает, что мультипликатор есть величина, обратная предельной склонности к сбережению.

Источник

Эффект мультипликатора. Парадокс бережливости

Что показывает эффект мультипликатора. Смотреть фото Что показывает эффект мультипликатора. Смотреть картинку Что показывает эффект мультипликатора. Картинка про Что показывает эффект мультипликатора. Фото Что показывает эффект мультипликатора Что показывает эффект мультипликатора. Смотреть фото Что показывает эффект мультипликатора. Смотреть картинку Что показывает эффект мультипликатора. Картинка про Что показывает эффект мультипликатора. Фото Что показывает эффект мультипликатора Что показывает эффект мультипликатора. Смотреть фото Что показывает эффект мультипликатора. Смотреть картинку Что показывает эффект мультипликатора. Картинка про Что показывает эффект мультипликатора. Фото Что показывает эффект мультипликатора Что показывает эффект мультипликатора. Смотреть фото Что показывает эффект мультипликатора. Смотреть картинку Что показывает эффект мультипликатора. Картинка про Что показывает эффект мультипликатора. Фото Что показывает эффект мультипликатора

Что показывает эффект мультипликатора. Смотреть фото Что показывает эффект мультипликатора. Смотреть картинку Что показывает эффект мультипликатора. Картинка про Что показывает эффект мультипликатора. Фото Что показывает эффект мультипликатора

Наращивание инвестиций ведет к росту ВВП и способствует достижению полной занятости еще и в силу определенного эффекта, названного Дж. М. Кейнсом эффектом мультипликатора.

Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом, обязательно превращаются в доход другого экономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов.

Рассмотрим влияние автономных инвестиций на рост национального дохода. Пусть в результате автономных инвестиций, направленных на общественные работы (на строительство дороги), все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы для строительства, получат дополнительный доход в размере 1 млн. руб., часть которого пойдет на приобретение необходимых товаров и услуг (продуктов питания, одежды, обуви, бытовой техники), а другая часть ими сберегается.

Производители потребительских товаров и услуг, в свою очередь, часть полученного дохода так же потратят, например, на приобретение нового автомобиля. Таким образом, процесс начинает охватывать все новые и новые слои населения, которые часть своих доходов предъявят на рынке в виде спроса на потребительские товары. Возникает цепная реакция: первоначальный 1 млн. руб. в виде автономных инвестиций вызовет рост совокупного спроса и дохода более чем на 1 млн. руб.

Определим рост национального дохода в результате роста инвестиций. Пусть МРС = 0,8, то 800 тыс. руб. строители тратится на приобретение необходимых товаров и услуг, 200 тыс. руб. сберегают. Производители потребительских товаров из полученных 800 тыс. руб. 80% направят на потребление (800?0,8 = 640 тыс. руб.), а 20% будут сберегать. Производители автомобилей из полученных 640 тыс. руб. 80% (640?0,8 = 512 тыс. руб.) направят на потребление, а 20% будут сберегать. Таким образом, процесс будет распространяться на все новых и новых экономических агентов:

1000000 + 0,8 · 1000000 + 0,8 · 0,8 · 1000000 + 0,8 · 0,8 2 · 1000000 + 0,8 · 0,8 3 · 1000000 + … = 1000000· (1 + 0,8 + 0,8 2 + 0,8 3 + +….) =

Таким образом, инвестиции в 1 млн. руб. вызвали 5-кратный рост национального дохода. В нашем примере мультипликатор (k) равен 5.

Из формулы видно, что чем выше склонность к потреблению и ниже склонность к сбережению, тем больше мультипликатор и тем большее увеличение национального дохода будет сопровождать первоначальный прирост инвестиций. Таким образом, мультипликатор – величина, обратная предельной склонности к сбережению.

Мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода к изменению любого из компонентов автономных расходов, в нашем примере это инвестиции:

Из графика (рис. 3.6) видно, что инвестиции приводят к росту национального дохода от Y до Y1. При этом отрезок длина отрезка YY1 превышает длину отрезка 0?, [YoY1] > [0?], т.е. рост инвестиций приводит к большему увеличению дохода. Чем больше величина MPS, тем круче линия S и тем меньше мультипликатор.

Графически мультипликатор можно определить следующим образом:

Эффект мультипликатора отражает взаимосвязь между увеличением инвестирования и ростом уровня экономической активности в данный момент времени. Эффект мультипликатора – это эффект краткосрочного экономического равновесия.

Он проявляет себя только в условиях неполной занятости. Первоначальные инвестиции, увеличивая доходы и создавая занятость в каком-либо секторе экономики, способствуют вторичной занятости в отраслях и сферах производства, которые создают товары потребительского назначения. В нашем примере первичная занятость сложилась в дорожном строительстве, а вторичная в пищевой, легкой и других отраслях. Таким образом, первичные инвестиции дают толчок расширенному воспроизводству, порождая новые инвестиции, новые рабочие места и увеличивая в целом национальный доход.

Что показывает эффект мультипликатора. Смотреть фото Что показывает эффект мультипликатора. Смотреть картинку Что показывает эффект мультипликатора. Картинка про Что показывает эффект мультипликатора. Фото Что показывает эффект мультипликатора

Кроме инвестиций мультипликационный эффект может быть вызван государственными расходами, налогами, внешней торговлей, поэтому говорят о мультипликаторе государственных расходов, налоговом мультипликаторе и мультипликаторе внешней торговли.

Величина мультипликатора будет зависеть и от так называемых «утечек» в кругообороте доходов и расходов. Сбережения, налоги (N), расходы на закупку импортных товаров (M) – это своего рода «утечки», поскольку они на прямую не связаны с производством и реализацией отечественных товаров. Чем больше «утечки», тем меньше значение мультипликатора.

Но «утечки» компенсируются «инъекциями». Это инвестиции, государственные расходы, расходы заграницы на закупку отечественных товаров (X). «Инъекции» – это дополнительные расходы. В равновесном состоянии «утечки» равны «инъекциям»:

Эффект мультипликатора действует не только в сторону повышения уровня дохода. Сокращение одного из компонентов автономных расходов приводит к кратному сокращению доходов и занятости. Отсутствие равновесия между планируемыми инвестициями и сбережением может привести к двум отрицательным эффектам: инфляционному разрыву и дефляционному (рецессионному) разрыву. Рассмотрим это на примере двух моделей.

Вернемся к ранее рассмотренной на рис. 3.6 модели, демонстрирующей равновесие между инвестициями и сбережениями. Инфляционный разрыв наступает тогда, когда I>S, т.е. планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости, т.е. предложение сбережений отстает от инвестиционных потребностей, поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций при достигнутом уровне полной занятости нет, т.к. размеры совокупного предложения вырасти не могут. Население большую часть своего дохода направляет на потребление, спрос на товары и услуги растет, и в силу мультипликативного эффекта давит на цены в сторону инфляционного повышения.

Дефляционный разрыв наступает тогда, когда S>I (рис. 3.6), т.е. сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этих условиях расходы на товары и услуги низкие, поскольку большая часть дохода сберегается. Это сопровождается спадом производства и понижением уровня занятости. В силу мультипликативного эффекта снижение занятости в одном из секторов экономики ведет за собой вторичное сокращение занятости и доходов в стране.

Рассмотрим инфляционный и дефляционный разрывы на примере еще одной модели (рис. 3.7). Но прежде дадим еще одну интерпретацию совокупному спросу и совокупному предложению.

Совокупное предложение – это линия в 45° (С’) в модели «доходы-расходы», поскольку демонстрирует совпадение фактических расходов (выпуска) с планируемыми. Это утверждение исходит из следующего: национальный доход равен величине национального продукта (ВВП), а последний это и есть совокупное предложение. Совокупный спрос – это известная линия совокупных планируемых расходов (С).

Если экономика находится в точке Е (рис. 3.7), то планы потребителей и производителей совпадают. Однако уровень полной занятости и уровень равновесия не всегда совпадают. Поэтому задача макроэкономического анализа не только в том, чтобы определить равновесный объем производства, но и дать ему оценку, т.е. сравнить, как соотносится равновесный объем производства с потенциальным объемом.

Если фактический равновесный объем выпуска Y ниже потенциального Y*2, то совокупное предложение превышает совокупный спрос, на рынке благ возникнет избыток.

ADAS дефляционныйразрыв AD E инфляционный разрыв I>S S>I Y Y*1Y Y*2
Рис. 3.7. Инфляционный и дефляционный разрывы

В данной ситуации, как было сказано выше, запасы готовой продукции на складах растут. И столкнувшись с трудностями сбыта уже созданной продукции, предприниматели будут уменьшать объем производства и начнут увольнять рабочих (занятость сократится). В результате начнут падать доходы домохозяйства и, следовательно, они начнут сокращать свои расходы. Это все будет происходить до тех пор, пока реальный объем выпуска не достигнет своего равновесного значения.

Таким образом, если Y Y*1, то совокупные расходы избыточны. Это приводит к инфляционному разрыву.

Инфляционный разрыв – это величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный объем национального продукта до уровня полной занятости.

Чтобы ликвидировать инфляционный разрыв, планируемые расходы должны быть уменьшены.

При анализе эффекта мультипликатора важно знать, на каком отрезке кривой AS функционирует экономика – классическом или вертикальном. Если экономика достигла потенциального выпуска, то эффект работать не может на дальнейшее увеличение дохода, он выльется только в общее повышение цен.

По мнению представителей классической школы, высокая склонность к сбережениям должна способствовать росту инвестиций и национального дохода.

Однако взгляды кейнсианцев на эту проблему отличаются от взглядов классиков. По их мнению, рост сбережений приводит к обнищанию нации.

Кейнс пришел к выводу, что в странах, достигших высокой степени экономического развития, стремление сберегать опережает стремление инвестировать.

Это происходит по следующим причинам:

— во-первых, с ростом капитала снижается предельная эффективность его функционирования, так как сужается круг альтернативных возможностей высоко прибыльных капиталовложений;

— во-вторых, с ростом доходов увеличиваются сбережения, поскольку сбережения – это функция дохода S(Y);

— в-третьих, возможна и ситуация, когда население в ожидании очередного спада начинают больше сберегать.

Рост сбережений сокращает потребление, в результате это приводит к сокращению совокупного спроса и снижению объема ВВП. В дальнейшем, в силу эффекта мультипликатора произойдет сокращение дохода на величину большую, чем первоначальное увеличение сбережений (рис. 3.8). Имеет место ситуация, названная в экономической литературе парадоксом бережливости.

Первоначально рост автономных инвестиций привел к росту национального дохода, равновесие установилось в точке Е1, которой соответствовал уровень национального дохода Y1. С ростом сбережений кривая сбережений S смещается в положение S1, равновесие устанавливается в точке Е2, это приводит к сокращению национального дохода до уровня Y2.

Парадокс бережливостиозначает, что увеличение сбережений приводит к уменьшению национального дохода.

Суть парадокса бережливости в следующем: постоянное желание сберечь больше, чем инвесторы хотят вложить, вызовет хроническое уменьшение совокупного спроса, что, в конце концов, приведет ко всеобщему уменьшению желания инвестировать.

Снижение национального дохода приведет, в свою очередь, к снижению инвестиций, что опять приведет к снижению дохода. Рост сбережений также вызовет снижение совокупных расходов, это приведет к тому, что предприниматели сократят производство и занятость.

Если же экономика находится в состоянии неполной занятости, то увеличение склонности к сбережению приведет к сокращению склонности к потреблению. Снижение потребительского спроса означает то, что производители не смогут продать свою продукцию, затоваренные склады сделают невозможными новые капиталовложения. Производство начнет сокращаться, последуют массовые увольнения. Это все в итоге приведет к падению национального дохода в целом и доходов различных социальных групп.

Рассмотрим «парадокс бережливости» с учетом производных инвестиций (рис. 3.9). Если раньше рост инвестиций приводил к росту национального дохода до уровня Y1, то в результате роста сбережений кривая сбережений S смещается в положение S1, равновесие устанавливается в точке Е2. Это соответствует уровню национального доходаY2. Как и в случае с автономными инвестициями (рис. 3.8), произошло сокращение национального дохода.

Однако, в случае с производными инвестициями (рис. 3.9), это сокращение намного больше. Если в первом случае сокращение дохода произошло до первоначального уровня Y, то во втором случае это сокращение намного больше. Сокращение сбережений на величину Е1Е2привело к большему сокращению дохода на величину Y1Y2. Сокращение сбережений и дохода привело также и к сокращению инвестиций. Они уже составляли не величину E1Y1, а величину E2Y2.

Таким образом, в случае производных инвестиций «парадокс бережливости» заключается в том, что рост сбережений приводит не только к сокращению дохода, но и сокращению инвестиций.

Парадокс бережливости характерен только для условий неполного использования ресурсов в стагнирующей экономике. В условиях полной занятости, когда экономика испытывает инфляционный «перегрев», увеличение склонности к сбережению может способствовать снижению уровня цен.

Итак, парадокс бережливости характерен только для экономики с неполной занятостью. Если в экономике поддерживается полная занятость, то возросшее стремление к сбережениям приведет к их фактическому росту, поскольку оно будет способствовать снижению процентной ставки и стимулировать расширение такого компонента совокупных расходов, как инвестиции.

Урок, который преподносит парадокс бережливости, ценен в той мере, в какой мы осознаем его применимость к ситуации недостаточного совокупного спроса и неполной занятости. На основании этого парадокса Дж. М. Кейнс заключил, что в периоды низкой деловой активности, когда у домохозяйств появляются значительные стимулы больше сберегать и меньше потреблять, правительство должно стимулировать рост потребления, а не сбережений. По мнению Кейнса, политика стимулирования сбережений не только бесполезна, но и вредна, а выход из данного положения видится в поддержании спроса, который побудил бы инвесторов покупать новое производственное оборудование.

Подведем краткие итоги.

Экономисты классической школы сформулировали теорию общего равновесия рынков и цен. Согласно их концепции общего равновесия, в экономике может существовать лишь равновесие при полной занятости. Такой вывод опирается на закон рынков Ж.-Б Сэя, согласно которому в экономике, основанной на разделении труда, производство каждого субъекта одновременно представляет собой спрос на результаты других субъектов. В конечном счете, совокупный спрос будет равен совокупному предложению. Возникающие случаи неравновесия носят временный характер, и рыночные механизмы их быстро корректируют

В противоположность закону рынков Ж.-Б Сэя и классическому варианту макроэкономического равновесия Дж. Кейнсом был выдвинут принцип эффективного спроса, отражающий тот факт, что уровень национального производства, занятости и доходов в данный момент зависит от уровня потребительских и инвестиционных расходов в экономике.

Кейнсианская модель макроэкономического равновесия не признает автоматической связи между сбережениями и инвестициями. Сбережения – это остаток дохода, который не был использован на потребление. В силу основного психологического закона Дж. Кейнса сбережения растут, когда увеличивается доход. Инвестиции же являются функцией побуждения к инвестированию и определяются отношением между ожидаемой предельной эффективностью капитала и процентной ставкой.

Прирост инвестиций приводит к росту дохода, который дает импульс сбережениям в объеме, соответствующем этому росту.

Для графической иллюстрации равновесия на товарных рынках кейнсианцы используют модель IS (инвестиции – сбережения), известную в науке как модель Дж. Хикса. Данная модель показывает уровень дохода, для которого существует равенство между сбережениями и инвестициями при любой процентной ставке. Кривая IS имеет отрицательный наклон, поскольку снижение процентной ставки увеличивает объем инвестирования, а увеличение инвестиционных расходов влечет за собой рост национального дохода. Угол наклона кривой IS показывает соотношение предельной склонности к сбережению и изменению процентной ставки.

Обобщающим результатом кейнсианской теории эффективного спроса является концепция мультипликатора. Мультипликатор – это коэффициент, показывающий увеличение национального дохода, являющегося результатом роста автономных расходов. Величина этого коэффициента зависит от предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению.

Экономический рост на основе принципа мультипликатора способствует росту доходов и соответственно повышению предельной склонности к сбережению. Рост сбережений в условиях высокой деловой активности служит основой новых инвестиций, а значит, ускорения экономического роста (эффект акселератора).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *