Что показывает форма государственного устройства
Форма государственного устройства
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который характеризует внутреннюю структуру страны, способ ее политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Формы государственного устройства
Суверенитет составных частей государства является ключевым элементом в определении формы государственного устройства. В зависимости от его наличия у субъектов страны государственное устройство делится на две формы:
Итак, различают четыре основных формы государственного устройства:
Унитарное государство
Это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственной независимости.
Яркими представителями унитарных государств являются Албания, Дания, Болгария, Франция, Норвегия, Чехия, Афганистан, Швеция, Сербия, Япония, Тайланд.
Признаки унитарного государства:
Формальное деление государства на субъекты. Территория страны может быть разделена на области или районы, но они лишены самостоятельности и независимости.
Равный юридический статус административно-территориальных единиц по отношению к центральным органам государства. Однако, по степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство подразделяется на:
Единая правовая система, в основе которой лежит Конституция. Нормы Конституции должны соблюдаться на всей территории государства.
Общая система законодательства.
Единая судебная система.
Единые для всей страны органы представительной и исполнительной власти.
Одноканальная налоговая система. Налоги сначала поступают в центр, а затем перераспределяются между административно-территориальными единицами.
Единое гражданство для всех жителей.
Общая денежная единица на всей территории.
Федеративное государство
Это добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, которое состоит из государственных образований (субъектов федерации).
Примерами стран с федеративным государственным устройством являются Германия, США, Российская Федерация, Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Пакистан, Бразилия, Австралия.
Признаки федеративного государства:
Все федерации можно разделить на следующие виды:
По способу образования:
По признаку образования:
По правовому положению субъектов федерации:
Конфедерация
Это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.
Признаки конфедерации:
Региональное государство
В настоящее время выделяется еще одна форма государственного устройства, которая представляет собой промежуточную форму между унитарным государственным устройством и федеративным.
Региональное государство – государство, гарантирующее конституционное признание и политическую самостоятельность региональной автономии.
В отличие от федерации региональное государство создается путем осуществления политико-территориальной региональной реформы, в результате которой территория унитарного целостного государства подразделяется на крупные административно-территориальные единицы с предоставлением им самостоятельности в политической и законодательной сферах, а также права на самоорганизацию.
Яркими примерами данной формы государственного устройства являются Испания, Италия, ЮАР.
Признаки регионального государства:
Нужна помощь в написании работы?
Вывод
Форма государственного устройства – это соотношение частей и целого в государстве, или соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.
В классическом варианте выделяют три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Однако. современные реалии обусловили появление четвертой, промежуточной формы государственного устройства – региональное государство.
Понятие и виды форм государственного устройства
Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.
Основными видами форм государственного устройства являются:
Унитарное государство имеет целостную территорию, и его части не имеют собственной государственности.
Признаки унитарного государства следующие:
— единство и однородность территории;
— отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государства в государстве);
— деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку;
— административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;
— наличие только одной общегосударственной конституции;
— наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;
— парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;
— органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;
— единое гражданство для всей страны;
— единая денежная система;
— общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика.
Унитарными, как правило, являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением.
Примерами унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Латвия, Эстония, Франция, Польша, Чехия и т.д.
Помимо унитарных государств в «чистом виде» встречаются их особые разновидности:
— унитарные государства с автономиями;
Автономия – это особое образование в рамках унитарного государства, имеющее внутреннее самоуправление и статус, отличный от других административно-территориальных единиц.
Автономии могут быть:
— административными (построены сугубо на началах самоуправления);
— политическими (имеющими пусть небольшие, но признаки государства).
Примерами административных автономий являются автономии (районы, уезды, волости, то есть трёх уровней) в рамках унитарного Китая (КНР).
Примером политической автономии может служить палестинская автономия в рамках Израиля.
Децентрализованное унитарное государство отличается тем, что все его высшие административно-территориальные единицы являются автономиями. Так, в Италии все 20 областей автономны, хотя она не федерация, а унитарное государство. Унитарная Испания также разделена на 17 автономных сообществ и поэтому считается децентрализованным государством.
Федерация – такая форма государственного устройства, при которой части единого государства имеют признаки государственности.
Можно выделить следующие признаки федерации:
— территорию федерации составляют территории её субъектов;
— субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;
— в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром;
— наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству;
— парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов.
Федерации могут быть территориальными, национальными, национально-территориальными.
В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило в очень больших по территории государствах.
Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика.
В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. В качестве примеров национальных федераций можно привести: Союзную республику Югославию (Союз Сербии и Черногории), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году).
Как правило, национальные федерации являются непрочными образованиями.
Особый вид федераций – национально-территориальные, в основу формирования которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов – территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеративная Республика Германии (состоит из 16 территориальных субъектов – земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).
Реликтовой формой государственного устройства является конфедерация.
Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфедерация – это союз государств. Для конфедерации характерны:
— слабый уровень интеграции составляющих её частей;
— наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства – собственной армии, гражданства, законодательства;
— отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий;
— право свободного выхода из конфедерации.
Конфедерация – временное, нестойкое образование. Оно обычно создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства.
Примером конфедерации являются:
— США (создана 1781 году и преобразована в федерацию в 1787 году);
— Швейцария в 1815-1848 гг. (объединилась в федерацию);
— ОАР – Объединенная Арабская Республика – конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 году по инициативе Г.А.Насера (президента Египта) как первый шаг к общеарабскому объединению (распалась через 3 года, в 1961 году);
— Сенегамбия – конфедерация Сенегала и находящейся внутри её территории Гамбии; существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.
Структурно-функциональный анализ государственного устройства позволяет выделить в нем ряд элементов таких как: территориальная (национально-территориальная) организация государства, которая показывает, из каких частей состоит территория государства и как они подразделяются; форма взаимоотношений государства в целом с его составными частями, причем в мире не существует государств с абсолютно одинаковой формой взаимоотношений федерации и составных частей, но в целом эта форма указывает на форму государственного устройства; принципы, т.е. основные идеи, начала, положенные в основу государственного устройства той или иной страны.
Форма государственного устройства. Формы государственного устройства показывает:
Формы государственного устройства показывает:
— из каких частей состоит внутренняя структура государства;
— каково положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
— как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
— в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
Теория государства выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства. Таковые делятся на две основные группы: традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся унитарные и федеративные государства. К нетрадиционным относятся конфедерации, союзы, сообщества, содружества, унии, фузии, инкорпорации и т.д.
Унитарное государство— единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Признакиунитарного государства:
1) политическое и территориальное единство государства;
2) единое гражданство;
3) единые высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
4) централизация государственной власти; единая структура государственного аппарата на всей территории страны;
5) контроль за деятельностью административно-территориальных единиц;
6) вместе с тем компетенция может быть распределена (по некоторым вопросам) между центром и местами, как правило, на договорной или конституционной основе;
7) все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам;
8) административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.
По степени зависимости местных органов власти от центральных различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самый с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.
Примеры: Польша, Япония, Китай, Афганистан, Пакистан и др.
Федеративное государство– добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Согласно другой точке зрения, государственные образования, входящие в состав федерации, не суверенны, поскольку не обладают верховенством внутри федерации и внешней политической независимостью. Государства как субъекты федерации имеют некоторый эквивалент суверенитета, так как располагают определенной степенью суверенности и вправе участвовать в осуществлении федеральной власти через верхнюю палату парламента.
Признаки федерации:
1) два уровня государственного аппарата федеральные органы государственной власти и управления и органы власти и управления субъектов федерации;
2) две системы законодательства — федеральная и каждого субъекта федерации;
3) две судебные системы — общефедеральная и субъектов федерации;
4) двухканальная система налогов— федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации;
5) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;
6) «двойное гражданство», то есть гражданин субъекта федерации одновременно является гражданином федерации.
В зависимости от принципа формирования различают три вида федерации: территориальные федерации (США, Мексика), национальные (бывшая Югославия) и национально-территориальные (Россия).
Конфедерация – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер.
Признаки конфедерации:
— как правило, не имеет единых законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства;
— порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации может производиться на основе одностороннего волеизъявления;
— в большинстве случаев носит временный характер. Постепенно превращается в федерацию (Швейцарский союз, Германский союз, США), либо распадается (Австро-Венгрия, ОАР);
— субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения;
— только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.
Содружество – еще более аморфное, чем конфедерация, но тем не менее организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности.
Признаки содружества:
— это не государство, а своеобразное объединение независимых государств;
— цели, выдвигаемые при создании содружества, затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных;
— могут создаваться и надгосударственные органы,
— денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.
— правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств, другие уполномоченные на это органы (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т.п.);
— имеет переходный характер. Может развиваться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, послужить этапом окончательной дезинтеграции государств.
Примеры: СНГ, Британское содружество наций.
Сообщество –переходная форма к иной государственной организации общества, в большинстве случаев усиливающая интеграционные связи государств.
Признаки сообщества:
— имеет над государственные органы и бюджет;
— целью сообщества является отмена таможенных, визовых и других экономических барьеров.
Пример: бывшее Европейское сообщество.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Формы государства
Понятие и значение формы государства
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно „так“ – организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».
Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Следовательно, понятие формы государства охватывает:
а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как делого с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти.
Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.
На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения, – писал И.А. Ильин, – предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». События в Югославии, сложная ситуация в бывщих республиках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И.А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным».
Форма правления
Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.
Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.
При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).
При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.
Республика – это форма правления, в которой высшаягосударственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.
В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).
Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.
В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).
Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.
В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.
Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.
Форма государственного устройства
История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.
Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.
Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.
В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою “самостоятельность” и в чем они ее утратят.»
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).
Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.
В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства.
Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.
Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.
В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к федеративному всеевропейскому государству.
Политический режим
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.
1. Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.
2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.
При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.
Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.