Что показывает коэффициент использования пробега такси
Методические рекомендации. Коэффициент технической готовности и выпускадля автомобилей-такси определяется
Коэффициент технической готовности и выпускадля автомобилей-такси определяется аналогично этим же показателям для автобусов.
Общий и платный пробеги использования автомобиля-такси.
Общий пробег автомобиля-такси определяется по формуле:
где Lпл – платный пробег – пробег автомобиля-такси с пассажирами или с включенным счетчиком, км.
Платный пробег определяется по формуле:
, км
где — пробег автомобиля-такси с пассажирами, км;
— пробег автомобиля-такси без пассажиров, км.
Коэффициент использования пробега, мероприятия по повышению коэффициента использования пробега.
Коэффициент использования пробега или коэффициент платного пробега характеризует степень использования пробега и определяется по формуле:
Время в наряде
Время в наряде в часах определяется по формуле:
Время простоя автомобиля-такси на линии включает: время простоя с включенным таксометром, оплаченное пассажирами; время простоя на стоянках в ожидании пассажиров; время простоя при наличии технических неисправностей на линии и время простоя по причинам уличного движения (при неоплаченном пробеге).
Время простоя по причинам уличного движения при поездке с пассажирами учитывается таксометром и включается в оплату проезда.
Время оплаченного пассажиром пробега tпл и время оплаченного простоя tпро составляет время полезного использования автомобиля-такси на линии:
Коэффициент использования полезного времени определяется по формуле:
Отношение полезного времени к количеству поездок за определенный промежуток времени (смену) характеризует среднюю продолжительность одной поездки:
,ч
где П – количество посадок за смену.
Коэффициент использования вместимости
где qср – среднее наполнение автомобиля-такси, пасс;
qн – номинальная пассажировместимость автомобиля-такси (количество пассажирских мест, установленное технической характеристикой автомобиля). Среднее наполнение автомобиля-такси qср определяется по формуле:
, пасс
где Q – объем перевозок, пасс;
П – количество посадок за смену.
Средняя дальность поездки пассажира
Средняя дальность поездки пассажира в автомобилях-такси определяется
,км
Скорости движения автомобиля-такси
Средняя техническая скорость
, км/ч
Средняя эксплуатационная скорость
, км/ч
Суточная выручка автомобиля-такси. Тарифы
Суточная выручка автомобилей-такси в рублях определяется по формуле:
где Д пл – выручка за платный пробег, руб;
Дп – выручка за посадку, руб;
где rп – тариф за посадку, руб.
где rкм – тариф за 1 км платного пробега, руб.
где rпр о – тариф за 1 час оплаченного простоя, руб;
Тпр о – время оплаченного простоя, ч.
Доходная ставка – выручка на 1 км платного пробега определяется по формуле:
, руб/км
Определение и анализ показателей использования автомобилей-такси
Транспортный процесс таксомоторных перевозок складывается из неповторяющихся циклов (рис. 12.4), включающих подачу автомобиля-такси на стоянку (пробег без пассажиров), ожидание посадки, движение с пассажирами и оплаченный простой. Момент высадки пассажиров с выключением таксометра определяет конец предыдущего и начало последующего цикла перевозок. Посадка пассажиров не прерывает цикла перевозок. Кроме операций, входящих в цикл перевозок, следует выделить операции, относящиеся к сменному (суточному) циклу эксплуатации автомобиля-такси. К ним относятся подача автомобиля-такси из автотранспортного предприятия для работы на линии и возврат в него согласно графику. Автомобили-такси заправляют топливом при подаче его из автотранспортного предприятия или при возврате в него, а также при подаче автомобиля-такси для посадки пассажира по заказу.
Эффективность использования автомобилей-такси может быть оценена системой эксплуатационных показателей. Провозные возможности таксомоторного парка и эффективность его использования характеризуют следующие факторы: численный состав парка; коэффициент использования парка автомобилей-такси; продолжительность работы автомобилей-такси на линии; оплаченный пробег автомобиля-такси за цикл перевозок; использование пробега автомобиля-такси; скорости движения автомобилей-такси; время оплаченного простоя за цикл перевозок; простои автомобилей-такси в ожидании пассажиров.
Основные эксплуатационные показатели можно свести в две группы:
показатели численности подвижного состава и продолжительности его работы на линии;
Рис. 12.4. граф возможных состояний автомобиля-такси в процессе эксплуатации:
I элементы, включаемые в цикл перевозок;
II — операции, относящиеся к суточному (сменному) циклу эксплуатации автомобиля
показатели производительности автомобилей-такси, определяющие доходы за 1 ч работы.
Учет эксплуатационных показателей производительности автомобилей-такси базируется на определении характеристик отдельных циклов перевозок с использованием специальных карточек, т. е. учетным способом.
Каждый цикл перевозок характеризуется определенными значениями показателей производительности. Для анализа работы парка автомобилей-такси пользуются средними значениями показателей.
Средний оплаченный пробег автомобиля-такси за цикл перевозок
,
где —оплаченный пробег при выполнении i-го цикла перевозок; n — число наблюдений.
Среднее значение коэффициента платного пробега за цикл перевозок
,
где lобщ i — общий пробег за i-й цикл перевозок. Техническая скорость автомобиля-такси
,
где tДB i — время движения для i-гo цикла перевозок.
Средние затраты времени на ожидание посадки очередного пассажира
,
где tож ; — затраты времени на ожидание пассажира для i-гo цикла перевозок.
Среднее время оплаченного простоя за цикл перевозок:
,
где ОО.Вi— время оплаченного простоя при выполнении i-гo цикла перевозок.
По средним значениям эксплуатационных показателей можно определить среднюю продолжительность цикла перевозок, эксплуатационную скорость, доходы, расходы, прибыль и др.
Продолжительность цикла перевозок складывается из
времени движения tдв—lо.п/βvт. ожидания tOЖ и времени оплаченного простоя tО.В:
Эксплуатационная скорость автомобиля-такси
,
Значения эксплуатационных показателей производительности автомобилей-такси в различные часы суток неодинаковы.
Доходы (в рублях) в среднем за цикл перевозок по действующим тарифам Дц = 0,2 + 0,2lО.П + 2 tО.В.
Расходы в среднем за цикл перевозок
,
По усредненным ориентировочным данным можно при сдельно-премиальной системе оплаты труда водителей принять величины значений для kзар — 1,3; rпос = 0,06 р./ пос; rкм = 0,04 р./пос; rо.в = 0,56 р./ч; Спер = 0,05 р./ км; Сн = 0,59 р./ч.
Прибыль в среднем за цикл перевозок с учетом 2 % отчислений на строительство автомобильных дорог ПРЦ= = 0,98ДЦ — SЦ, а за 1 ч работы ПРЧ= (0,98ДЦ SЦ)/tЦ.
На рис. 12.5 показано распределение доходов и прибыли на 1 ч работы с учетом соответствующего изменения эксплуатационных показателей по часам суток.
Рис. 12.5. Доходы (а) и прибыль (б) на 1 ч работы при принятом распределении численности работающих автомобилей-такси по часам суток (в)
Уменьшение прибыли и доходов от перевозок, например, начиная с 3.00—5.00 ч объясняется снижением коэффициента платного пробега до 0,596 (рис. 12.6) и ростом потерь времени на ожидание пассажиров до 0,54 ч (рис. 12.7), что ниже среднего уровня соответственно на 26,7 и 66 % В этот период эксплуатационная и техническая скорости и средний оплаченный пробег за цикл перевозок снижаются.
Ночью, когда практически не работает весь городской транспорт, кроме таксомоторного, необходимо увеличивать число радиофицированных автомобилей-такси и совершенствовать диспетчерское управление ими. Это улучшит технико-экономические показатели использования автомобилей-такси. Во всех случаях число работающих автомобилей-такси должно обеспечивать заданный уровень удовлетворения спроса на поездки.
На основе проведенных исследований Госавтотранснии-проект рекомендует устанавливать дифференцированные нормативы коэффициентов платного пробега автомобилей-такси и времени нахождения их в наряде в зависимости от насыщенности города автомобилями-такси (табл. 12.1). К первой группе отнесены города численностью свыше 1 млн. жителей, II — 0,5—1 млн., III — 0,25—0,5 млн. и IV — 0,1—0,25 млн.
Рис. 12.6. Распределение значений Рис. 12.7 Распределение потерь
коэффициента платного времени в ожидании пассажиров по
пробега по часам суток часам суток
При разработке нормативов среднее расстояние подачи автомобилей-такси, определяющее значение коэффициента платного пробега, определялось с учетом удельного веса автомобилей-такси на стоянках, по срочным и предварительным заказам, а также в пути следования.
Насыщенность города автомобилями-такси, спрос на таксомоторные перевозки и уровень их организации определяют продолжительность простоя автомобилей-такси в ожидании посадки пассажиров. Для приближенных расчетов времени простоя автомобилей-такси в ожидании пассажиров Тп в течение всего времени нахождения в наряде может быть использована следующая зависимость:
где Пт — транспортная подвижность населения (по таксомоторным поездкам); q — номинальная пассажировместимость автомобиля-такси, пасс; y — коэффициент наполнения автомобиля-такси; N — число автомобилей-такси; α — коэффициент использования парка.
Время простоя Тп и техническую скорость автомобилей-такси определяют из следующей зависимости vЭ = vT (1 —ТП/ТН). При укрупненных расчетах можно принимать v т = 37÷40 км/ч.
Группа городов | Насыщенность города автомобилями-такси, авт./1000 чел | ||||||
0,4 0.6 0.8 1.0 1.2. 1. 4 1.5 | |||||||
I II III IV | 0.82 0,79 0,76 0,72 | 0,80 0,77 0,74 0,70 | 0,79 0,76 0,72 0,69 | 0,77 0,74 0,71 0,67 | 0,73 0,73 0,70 0,66 | 0,75 0,72 0,68 0,65 | 0,74 0,71 0,67 0,64 |
Плотность сети стоянок (на 1 км 2 площади города) | Группа городов | |||
I | II | III | IV | |
До 0,2 (включительно) | 0,50 | 0,48 | 0,40 | 0,31 |
0,2—0,3 | 0,56 | 0,54 | 0,46 | 0,38 |
0,3—0,4 | 0,62 | 0,60 | 0,52 | 0,45 |
0,4—0,5 | 0,68 | 0,66 | 0,60 | 0,54 |
0,5—0,6 | 0,73 | 0,72 | 0,65 | 0,60 |
Свыше 0,6 | 0,80 | 0,79 | 0,72 | 0,66 |
Одним из показателей уровня качества обслуживания населения таксомоторными перевозками являются затраты времени пассажира на найм автомобиля-такси. При этом не имеют значения затраты времени на движение, так как они больше характеризуют не уровень организации таксомоторных перевозок, а архитектурно-планировочную структуру города, дорожную сеть, организацию дорожного движения и др.
Средние затраты времени пассажира на найм автомобиля-такси
где αCT, αП.З, αС.З, αП.С— соответственно удельный вес найма автомобилей-такси на стоянках по предварительным и срочным заказам и в пути следования
tCT, tП.З, tС.З, tП.С— соответственно затраты времени на найм автомобилей-такси на стоянках, по предварительным и срочным заказам и в пути следования.
Удельный вес найма автомобилей-такси пассажирами на стоянках в зависимости от плотности сети стоянок, определяемый отношением их общего числа к застроенной площади города, представлен в табл. 12.2.
Дата добавления: 2016-02-04 ; просмотров: 3935 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Тема 2.2: Технико-эксплуатационные показатели работы таксомоторов
Эффективность использования автомобилей-такси может быть оценена системой эксплуатационных показателей, которые можно свести в две группы:
а) показатели численности подвижного состава и продолжительности его работы на линии
б) показатели производительности автомобилей-такси, определяющие доходы за 1 час работы
Ø Общий пробег таксомотора за день
L общ = L пл + L хол + L нул, (км)
Где: L пл – платный пробег (оплаченный пассажиром)
L хол – холостой пробег (неоплаченный, без пассажира)
L нул – нулевой пробег (из АТП до первой посадки пассажира и обратно)
L пл = L пл. пасс. + L пл. хол., (км)
Где: L пл. пасс. – пробег с пассажирами
L пл. хол. – оплаченный пробег без пассажиров, к месту подачи по вызову
Ø Коэффициент использования пробега
= L пл. пасс. : L общ
Ø Коэффициент платного пробега
пл = L пл.: L общ
Важнейший показатель работы такси на линии, чем он выше, тем эффективнее работа таксомотора, ниже себестоимость перевозок пассажиров.
пл
Ø Время пребывания таксомотора на линии
Тн = t дв + t пр, (час)
Где: t дв – время движения
t пр – время простоя на линии
Тн = t заезд. – t выезд. – t пер., (час)
Ø Время полезного использования таксомотора
Т п = t пл + t пр , (час)
Где: t пл – время оплаченного пробега пассажирами
t пр — время оплаченного простоя пассажирами
Ø Коэффициент использования линейного времени таксомотора
вр = Т п : Т н
Чем он выше, тем выше производительность таксомотора.
Ø Средняя продолжительность одной поездки пассажира
где: П – число посадок (включений таксометра)
Ø Коэффициент часовой эффективности использования таксомотора
вм = q ср : q н
q н – номинальная вместимость
Ø средняя дальность поездки с пассажирами таксомотора определяют по материалам изучения спроса на таксомоторные перевозки
Ø скорости движения таксомотора
а) техническая скорость
Vт = L общ: t дв, (км/час) б) эксплуатационная скорость
При среднестатистических значениях V э = 22 – 24 км/час, q ср = 1,5 – 2,0, Т н = 10 – 12 час, = 0,7 – 0,75,
в = 0,85 – 0,88, l ср = 6 – 8 км; один А т перевозит за год Q год = 12 – 15 тыс. пасс.
Результативные показатели:
Ø Производительность таксомотора за рабочий день:
W рд = L пл. пасс * q ср, (пасс-км)
Ø Производительность таксомотора за год:
Q год = (Д к * в * q ср * L общ *
пл): l ср, (пасс.)
Где: Д к – календарные дни
Ø Потребное количество таксомоторов
А э= Q сут : U рд, (ед.)
Где: Q сут – объем перевезенных пассажиров за день.
Ø Суточный доход от работы таксомотора
Где Дпл – доход от оплаченного пробега, руб.
Дпос – доход от выполненных посадок
Дпр – доход от оплаченного простоя пассажиром
Где: Sпл – тариф за 1 пл.км пробега (2 руб.)
Где: Sпос – тариф за посадки (2 руб.)
Где: Sпр – тариф за 1 час простоя (20 руб)
Дсут= Lпл*Sпл+ П*Sпос+ tпр 0 *Sпр, руб.
Для решения задач на определение ТЭП маршрутных таксомоторов используются формулы для автобусов.
Повышение культуры обслуживания населения и популяризация
таксомоторных перевозок
Пути повышения культуры обслуживания за счет:
Ø Сокращения затрат времени на найм такси, особенно в часы «пик», путем введения системы обязательных остановок по первому требованию пассажиров, свободных таксомоторов
Ø Сокращение времени на подход к ближайшей стоянке за счет развития сети стоянок в городе
Ø Сокращение затрат времени в ожидании прибытия свободных таксомоторов на стоянку за счет увеличения выпуска такси в часы «пик», а также оперативное переключение их на стоянки повышенного спроса
Ø Сокращение времени на срочный заказ путем введения диспетчерской системы централизованного приема и исполнения заказов (ЦДС)
Ø Введение системы «Гарантирую отличное обслуживание»
В условиях образования транспортных кооперативов, на основе индивидуальных легковых автомобилей, и появившейся в связи с этим, конкуренции на выполнение транспортных услуг (перевозки пассажиров), все большее значение имеет менеджмент и маркетинг, предоставляемых транспортом общего пользования услуг.
Популяризация таксомоторных перевозок включает в себя:
Ø Распространение правил и тарифов пользования таксомоторами
Ø Расширение информационной (рекламной) деятельности при таксомоторных перевозках (щиты, плакаты, объявления по радио, телевидение, в СМИ)
Ø Информация о порядке вызова автомобиля-таксомотора (введение единого номера «05» по всей территории страны)
Ø Реклама с гарантиями ЦДС по вызову такси в любое время года, день месяца, час дня, в течение 5 минут.
Расчет эксплуатационных показателей
Работы таксомоторов
Цель:изучить методику определения технико-эксплуатационных показателей работы автомобилей – такси и расчета необходимого их количества.
Краткие теоретические сведения
Объём таксомоторных перевозок в городах, производительность автомобиля-такси по количеству перевезенных пассажиров предопределяют необходимое списочное количество легковых автомобилей-такси.
Среднее наполнение автомобиля-такси, количество поездок за смену, средняя дальность поездки с пассажирами существенно влияет на производительность легкового автомобиля-такси и на величину доходов и на доходную ставку.
Объём таксомоторных перевозок в городах, производительность автомобиля-такси по количеству перевезенных пассажиров предопределяют необходимое списочное количество легковых автомобилей-такси.
Суточный пробег такси определяется как произведение эксплуатационной скорости на время в наряде
:
(11.1)
Платный пробег, учитываемый по показаниям таксометра, является основным показателем производительности подвижного состава. Определяется как произведение суточного пробега на коэффициент платного пробега (показывает, какая часть общего пробега сопровождалась взиманием с пассажира проездной платы):
(11.2)
Количество поездок с пассажирами:
(11.3)
где — средняя дальность проездки с пассажирами, км; может быть принята равной средней дальности поездки одного пассажира на автобусных пригородных маршрутах.
Для расчёта количества легковых автомобилей-такси в городе необходимо рассчитать объём перевозок, подлежащий освоению легковыми автомобилями-такси:
(11.4)
N – население города, чел;
М— удельный вес объёма перевозок легковых автомобилей-такси от общего объёма перевозок в городе, %.
Таблица 11.1 – Значения М
Население города N, тыс. чел. | Удельный вес объема перевозок легковых автомобилей-такси М, % |
до 250 | |
251-500 | |
501-1000 | |
больше 1000 |
Объём таксомоторных перевозок можно определить, зная число жителей и среднее по стране количество поездок в легковом автомобиле-такси, приходящееся на одного жителя в год:
(11.5)
Среднесуточный объём перевозок легковых автомобилей – такси:
(11.6)
где — календарное число дней.
Эксплуатационное количество легковых автомобилей-такси рассчитываем, зная суточный объём перевозок и суточную производительность такси по количеству перевезенных пассажиров:
(11.7)
где — суточная производительность такси, зависит от времени в наряде, эксплуатационной скорости, коэффициента наполнения, средней дальности поездки пассажиров, коэффициента платного пробега:
(11.8)
(11.9)
где — вместимость такси, мест.
Инвентарное количество такси:
(11.10)
где — коэффициент использования парка.
Если использовать отчётные данные АТП легковых автомобилей-такси, списочное количество автомобилей-такси для города можно рассчитать исходя из того, что существующий спрос на такси удовлетворяется пока не полностью и состоит из удовлетворённого спроса
и неудовлетворённого
.
Рисунок 11.1 – Существующий спрос на таксомоторы
Существующий спрос на таксомоторы можно определить по формулам:
(11.11)
(11.12)
где — коэффициент, учитывающий неудовлетворённый спрос,
(11.13)
Группы городов с числом жителей, тыс. чел. | Значение коэффициента |
Более 1000 | 0,30 |
501-1000 | 0,35 |
251-500 | 0,40 |
101-250 | 0,45 |
50-100 | 0,50 |
Менее 50 | 0,55 |
Тогда списочное количество такси, необходимое для удовлетворения спроса населения в этом виде перевозок составит:
(11.14)
Госавтотранс НИИпроект предложил города Украины по числу жителей разделить на 4 группы.
В зависимости от группы города (таблица 11.3) предлагаются нормативы транспортной подвижности населения на такси , с учётом группы города установлены нормативы насыщенности города легковыми автомобилями-такси
(таблица 11.4) на перспективу.
С учётом группы города и существующей насыщенности легковыми автомобилями-такси установлены нормативы суточной продолжительности эксплуатации автомобилями-такси (таблица11.5), а также нормативы коэффициента платного пробега автомобилей-такси (таблица 11.6) и плотности сети стоянок (таблица 11.7).
Группа городов | Численность жителей, тыс. чел. | Нормативная подвижность поездок в такси на одного жителя в год |
1985 год | 1990 год | |
14,7 | 15,3 | |
1000-500 | 13,3 | 13,9 |
250-500 | 12,3 | 12,8 |
100-250 | 11,4 | 12,0 |
Группа Городов | Количество такси на 1000 жителей | В том числе радиофицированных | |
1985 год | 1990 год | 1985 год | 1990 год |
1,28 | 1,30 | 0,157 | 0,251 |
1,61 | 1,64 | 0,189 | 0,300 |
1,08 | 1,10 | ||
0,94 | 0,96 | 0,083 | 0,133 |
Группа городов | Насыщенность города такси, авт. На 1000чел. | |||||
0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,6 |
12,1 | 11,9 | 11,7 | 11,5 | 11,3 | 11,1 | 10,9 |
11,0 | 11,7 | 11,5 | 11,3 | 11,1 | 10,9 | 10,7 |
11,6 | 11,4 | 11,2 | 11,0 | 10,8 | 10,6 | 10,4 |
10,8 | 10,6 | 10,4 | 10,2 | 10,0 | 9,8 | 9,6 |
Группа городов | Насыщенность города такси, авто/на 1000чел. | |||||
0,4 | 0,6 | 0,8 | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,6 |
0,820 | 0,802 | 0,788 | 0,775 | 0,763 | 0,752 | 0,741 |
0,790 | 0,773 | 0,758 | 0,745 | 0,733 | 0,721 | 0,710 |
0,756 | 0,738 | 0,723 | 0,709 | 0,697 | 0,685 | 0,675 |
0,718 | 0,701 | 0,687 | 0,674 | 0,662 | 0,661 | 0,641 |
Группа городов | Плотность сети таксомоторных стоянок |
1985 год | 1990 год |
0,74 | 0,76 |
0,78-0,72 | 0,81-0,74 |
0,69 | 0,71 |
0,65 | 0,67 |
Количество стоянок определяется по формуле:
(11.15)
где — нормативная плотность сети таксомоторных стоянок.
Доходы за перевозки пассажиров легковыми автомобилями-такси определяем, зная тариф за одну посадку , за один платный км
, за один час платного простоя
и количество, соответственно, посадок, платных км и платных часов простоя:
(11.16)
где — число платных часов простоя:
(11.17)
(11.18)
Задание
Рассчитать эксплуатационное и инвентарное количество легковых автомобилей-такси, количество стоянок такси, годовую сумму доходов по данным, представленным в таблице В1 приложения В.
Примечание: принять следующие значения показателей: среднюю дальность поездки с пассажирами 5-10км, коэффициент использования парка 0,75-0,85, вместимость автомобиля – такси 4пасс, коэффициент использования вместимости 0,5-0,75, значения тарифов принять самостоятельно.