Что показывает коэффициент запаса прочности каната

С каким коэффициентом запаса прочности изготавливают стропы?

Коэффициент запаса прочности — это отношение разрывной нагруз­ки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показыва­ет, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен.

Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициен­том запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).

Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4.

Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть картинку Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Картинка про Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната

Стропы из растительных и синтетических волокон должны изготав­ливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 8.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.

От чего зависит натяжение ветвей стропа? На какой угол между ветвя­ми рассчитаны стропы?

Натяжение S ветви одноветвевого стропа равно массе груза Q (рис. 3.13). атяжение S в каждой ветви многоветвевого стропа рассчитывают по формуле

где п — число ветвей стропа; cos б— косинус угла наклона ветви стро­па к вертикали.

Конечно, стропальщик не должен определять нагрузки в ветвях стро­па, но он должен понимать, что при увеличении угла между ветвями возрастает натяжение ветвей стропа. На рис. 3.14 показана зависи­мость натяжения ветвей двухветвевого стропа от угла между ними. Вспомните, когда вы переносите ведра с водой, нагрузка возрастает при разведении рук. Растягивающее усилие в каждой ветви двухвет­вевого стропа превысит массу груза, если угол между ветвями превы­сит 120°.

Очевидно, что при увеличении угла между ветвями возрастает не толь­ко натяжение ветвей и вероятность их разрыва, но и сжимающая составляющая натяжения 5СЖ (см. рис. 3.13), что может привести к раз­рушению груза.

ВНИМАНИЕ! Ветвевые канатные и цепные стропы рассчитаны так, что углы между ветвями не превышают 90°. Расчетный угол для текстиль­ных стропов 120°.

Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть картинку Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Картинка про Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната

Для чего предназначены траверсы? Какие конструкции траверс приме­няют для строповки грузов?

Траверсы — это съемные грузозахватные приспособления, предназна­ченные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.

По конструкции траверсы разделяют на плоскостные и простран­ственные.

Плоскостные траверсы (рис. 3.15, а) применяют для строповки длин­номерных грузов. Основной частью траверсы является балка 2, или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подве­шиваются канатные или цепные ветви 1.

Траверсы с возможностью перемещения обойм 4 вдоль балки назы­вают универсальными (рис. 3.15, б). В обоймах установлены уравни­тельные блоки 5, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузок между ветвями траверсы S1 = S2. По этой причине такую тра­версу называют балансирной. Уравнительные блоки также могут при­меняться в конструкциях канатных стропов с числом ветвей более трех.

Пространственные траверсы (рис. 3.15, в) применяют для строповки объемных конструкций, машин, оборудования.

Разноплечую балансирную траверсу (рис. 3.15, г) применяют для подъе­ма груза двумя кранами, она позволяет распределить нагрузки между кранами пропорционально их грузоподъемностям.

Признаки браковки траверс:

Ø отсутствие клейма 3 или бирки;

Ø трещины (обычно возникают в сварочных швах);

Ø деформации балок, распорок, рам со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины;

Ø повреждения крепежных и соединительных звеньев.

Какие бывают захваты?

Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозах­ватными приспособлениями, основное преимущество которых — со­кращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим раз­нообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов. Большинство из них можно отнести к одному из указанных далее типов.

Клещевые захваты (рис. 3.16, а) удерживают груз рычагами 1 за его выступающие части.

Фрикционные захваты удерживают груз за счет сил трения. Рычажные фрикционные захваты (рис. 3.16, 6) зажимают груз с помощью рыча­гов 1. Рычажно-канатные фрикционные захваты (рис. 3.16, в) имеют канаты 3 с блоками, их применяют для строповки тюков, кип.

В эксцентриковых захватах (рис. 3.16, г) основной деталью является эксцентрик 4, который при повороте надежно зажимает листовые материалы.

Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть картинку Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Картинка про Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната

Клиновые (цанговые) захваты предназначены для строповки грузов, имеющих круглые отверстия.

Подхваты заводятся под груз или в специальные отверстия на грузе. К ним относятся вилочные захваты (рис. 3.16, д), предназначенные для строповки поддонов.

Признаки браковки захватов:

Ø отсутствие клейма 2 или бирки;

Ø затупление или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверх­ностях, соприкасающихся с грузом;

Ø изгибы и изломы рычагов;

Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть картинку Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Картинка про Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната

Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть картинку Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Картинка про Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната

Существуют также грузозахватные приспособления, обеспечивающие автоматическую (без участия стропальщика) расстроповку груза.

Источник

85. Коэффициент запаса прочности; его значение для це пн ых стропов

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

85. Коэффициент запаса прочности; его значение для це пн ых стропов

Коэффициент запаса прочности — это отношение разрывной нагрузки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показывает, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен. Цепные стропы изготавливаются методом механической сборки при помощи специальных соединительных звеньев. Поскольку для изготовления этих строп применяются элементы повышенной прочности, то следствием этого является относительно небольшой вес самих стропов. Благодаря методу сборки цепных строп из готовых комплектующих, сроки изготовления и поставки готовых изделий минимальны. Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4. Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.

86. Коэффициент запаса прочности; его значение для стропов из стальных проволочных канатов

Коэффициент запаса прочности — это отношение разрывной нагрузки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показывает, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен. Стальные канаты являются сложным и ответственным видом проволочных изделий. Они имеют большое число типов и конструкций и различаются по форме поперечного сечения как самого каната, так и его элементов, а также по физико-механическим характеристикам проволок и сердечников. Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).

87. Коэффициент запаса прочности; его значение для стропов из текстильных материалов

Коэффициент запаса прочности — это отношение разрывной нагрузки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показывает, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен. Текстильные ленточные стропы являются современным видом грузозахватных приспособлений и предназначены для подъема и перемещения ответственных, хрупких грузов, а также для грузов с мягкими кромками или тщательно подготовленными поверхностями. Одним из преимуществ текстильных строп, является то, что они значительно легче металлических. Это упрощает работу со стропами большой грузоподъемности. Стропы кодируются цветом согласно нормам СЕ. Коэффициент запаса прочности 1:6.

Заделка концов канатов втулкой для строп представляет собой опрессованную конструкцию алюминиевой втулки с прядями соединяемых канатов, которые прочно сцеплены между собой металлом втулки, образуя однородное тело в сечении.

Опрессовка стропов втулочным соединением исключает возможность расплетения прядей в процессе эксплуатации; строп, изготовленный методом опрессовки втулкой выдерживает более высокую разрушающую нагрузку; коуш надёжно закреплён в петле каната, что обеспечивает долговечность в работе, строп получается соответствующим требованиям эргономики.

Овальную алюминиевую втулку надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг коуша, таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки на 1/2 диаметра каната, а после опрессовки не менее чем на 2 мм. Собранную заготовку соединения помещают между матрицами пресса и сдавливают до получения круглого поперечного сечения втулки. Перед опрессовкой канат необходимо очистить от смазки, пропарить в горячей воде, 90ºС, до прекращения выделения смазки, затем просушить. На поверхности втулок не должно быть забоин, вмятин и других механических повреждений. На опрессованной втулке не должно быть облоя, имеющийся должен легко откалываться вручную и быть зачищен. Размеры петли стропа должны соответствовать РД.

Стропы текстильные обладают целым рядом преимуществ по сравнению с грузозахватными изделиями, выполненными из других материалов:

– значительно меньший вес при сравнимой грузоподъемности;

– удобство использования: стропы текстильные не причиняют ущерба поверхности грузов, не наносят травм стропальщику, позволяя последнему работать без рукавиц;

– техническая эстетичность строп, обеспечение чистоты при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;

– относительно невысокая стоимость.

К сожалению, при достаточно обширном наборе преимуществ, не лишены стропы текстильные и недостатков. В первую очередь следует отметить губительное воздействие на стропы открытого огня, капель расплавленного металла, а также агрессивных химических сред, таких, как концентрированные щелочи и кислоты. Воздействие на стропы перечисленных факторов способно привести к их повреждению.

Кроме того, искусственные волокна строп текстильных склонны терять свои эксплуатационные качества при длительном воздействии ультрафиолетового излучения (прямых лучей солнца); именно поэтому стропы рекомендуется хранить в затемненных помещениях, исключающих воздействие солнечного света или другого источника УФ-излучения.

Тара предназначена для перемещения мелкоштучных, сыпучих, пластичных грузов. При этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Тара должна изготавливаться в соответствии с технологическими картами или индивидуальными чертежами. После изготовления тара должна подвергаться техническому освидетельствованию (осмотру), испытанию контрольным грузом тара не подлежит.

Виды тары: поддон для кирпича; специализированный контейнер; плоский поддон; ящик для бетона; бункер для бетона.

Бункеры, бадьи, ящики применяют для сыпучих и полужидких грузов. В строительстве широко применяют бункеры специальной конструкции для подачи бетонной смеси. Для транспортировки бетонной смеси в небольших количествах применяют бадьи и ящики.

Тара должна заполняться только тем материалом, для которого предназначена. Заполнение тары материалом с большей удельной массой может стать причиной перегрузки крана или разрушения тары. Сыпучие и мелкоштучные грузы должны располагаться не выше 100 мм от уровня бортов. Для предотвращения перегрузки тары на ее борту должна быть нанесена черта заполнения.

Натяжение S ветви одноветвевого стропа равно массе груза Q. Натяжение S в каждой ветви многоветвевого стропа рассчитывают по формуле

где п — число ветвей стропа; cos a — косинус угла наклона ветви стропа к вертикали.

Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть картинку Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Картинка про Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната

Универсальные стропы; их обозначение

Облегченный двухпетлевой универсальный строп представляет собой отрезок каната, заплетенный с обоих концов в петли с коушами, либо с одной петлей и со свободным концом с наложенной маркой. При зацепке груза он легко проходит в отверстия деталей, петли, рымы, кольца, проушины и т. п., образуя несколько ветвей, что увеличивает его грузоподъемность.

Двухпетлевой строп может служить составным элементом многих сложных и специальных грузозахватных приспособлений. В этом случае в петли стропа вплетают коуши, предохраняющие его от быстрого износа и резких перегибов.

Все инвентарные стропы и грузозахватные приспособления снабжают бирками с четким обозначением регистрационного номера, грузоподъемности и даты очередного испытания.

При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более, по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

Браковка канатного стропа производится при уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа на 40% и более, если их количество равно либо превышает браковочные показатели по обрывам.

В крюках кранов при возникновении следующих неисправностей, работа крана должна быть прекращена:

износ опорного подшипника; трещины и подрезы в крюке или траверсе; повреждение резьбы на хвостовике; выработка тела крюка в зеве; изогнутость крюка; погнутость щек обоймы; износ и задиры цапф траверсы; износ ручьев блоков; трещины и отколы в блоках; разработка отверстий в ступицах блоков или втулок.

94. Расчет минимально допустимой длины ветви стропа

Минимально допустимая длина ветви канатной типа ВК и стропов типа СКП рассчитывается по формуле:

lз – длина, равная длине петли плюс длина цанги, втулки или участка заплетки.

Длина ветви стропов кольцевых типа СКК ограничивается размером:

95. Браковка стропов из текстильных материалов

Браковка осуществляется если:

– стропы имеют продольные порезы или разрывы, общая длина которых более 10% общей длины несущей ленты;

– имеются локальные повреждения протяженностью более 50 мм;

– любые местные расслоения ленты на более двух крайних или одном внутреннем швах длиннее 0,2 метра;

– разрывы более трех строчек шва;

– отслоения краев ленты или сшивок ленты у петлей, превышающих по длине 10% сшивок концов ленты.

Повреждения ленты, полученные вследствие внешних воздействий (поверхностные обрывы и выпучивания нитей вследствие трения стропа, отверстия, повреждения от агрессивных сред и теплового воздействия) не должны превышать более 10% поверхности стропа по его длине и ширине ленты. На стропе не должно быть никаких сквозных отверстий диаметром превышающих ширину ленты и находящихся друг от друга на расстоянии, составляющим более 10% от ширины ленты, загрязнений (более 50%) и расслоений нитей, при которых эксплуатация стропа становится невозможна и опасна.

Дефективными признаются металлические части стропов (петли, кольца, скобы, обоймы, звенья и прочее), имеющие любые трещины и сколы, вмятины, признаки износа и повреждения соединений. Уменьшение площади поперечного сечения этих элементов вследствие описанных дефектов не должно превышать 10%, деформации не должны превышать более 3% от первоначального размера. В противном случае данные повреждения могут привести к обрывам креплений и срыву стропа.

96. Браковка гибкого элемента канатного ст р опа из-за наличия деформаций

Браковка гибкого элемента канатного стропа из-за наличия деформаций при:

– наличии погнутости звеньев цепи;

– уменьшении диаметра звена вследствие износа и других механических повреждений более 10 %;

– удлинени (вытяжка) звена цепи более 3 % от первоначального размера.

97. Браковка цепного стропа

Выбраковке подлежат цепные стропы, имеющие следующие признаки:

– если произошло удлинение звена цепи более 3% от первоначального размера;

– если уменьшился диаметр сечения звена цепи вследствие износа более 10%;

– с крюками, не имеющими предохранительных замков.

Строповкой называется совокупность приемов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения грузоподъемными механизмами. Строповку выполняют с помощью грузозахватных устройств, навешиваемых на крюк грузоподъемной машины. В зависимости от рода и массы грузов, методов их погрузки и разгрузки применяют различные схемы строповки железобетонных конструкций с помощью грузоподъемного оборудования. Наиболее распространена строповка грузов за петли, в обхват и отверстия. Места строповки должны быть расположены вне центра тяжести грузов. Выбор типа захватного приспособления и места строповки им деталей определяется с учетом сжимающих усилий и допустимых углов наклона каната захватного приспособления по отношению к горизонтальной плоскости пола. Чем меньше такой угол в многоветвевых канатных стропах, тем большее усилие возникает в стропе при одновременном снижении усилий, сжимающих деталь. С увеличением угла понижаются усилия в стропах, но сжимающие усилия и высота строповки груза увеличиваются, в связи, с чем возникает опасность разрушения детали и потери высоты подъема крюка грузоподъемного средства.

99. Способы строповки технологического оборудования

К строповке технологического оборудования предъявляют следующие требования: возможно меньшая трудоемкость и продолжительность строповки и расстроповки, инвентарность строповых устройств и их надежность. Наиболее трудоемка строповка аппаратов колонного типа.

При подъеме и установке оборудования большой массы монтажными полиспастами применяют стропы невитой и витой конструкции.

Строп невитой конструкции выполняют непосредственно на месте монтажа путем однослойной укладки каната с возможно равномерным размещением витков строп на поверхности грузозахватного устройства, обеспечивая максимальную равномерность их наложения.

При креплении стропов витой конструкции на цилиндрических захватных устройствах такелажных средств и монтажных штуцерах используют специальные коуши, обеспечивающие равномерную передачу рабочей нагрузки на поверхность захватного устройства и нормальные условия работы стропа.

Технологическое оборудование (компрессоры, насосы, редукторы, крышки аппаратов и машин) заводы-изготовители снабжают грузовыми винтами (рым-болтами) различной грузоподъемности, за которое стропят оборудование при его монтаже и ремонте. Насосы и редукторы, находящиеся на одной фундаментной плите или раме, можно обвязывать канатами в четыре нитки «накрест» или инвентарными стропами.

100. Строповка и перемещение краном поддонов с кирпичом

Можно поднимать кирпич в поддонах при наличии специальных ограждающих футляров, исключающих возможность выпадения кирпича. Поднимать кирпич в поддонах без ограждающих футляров категорически запрещается. Футляры или контейнеры должны быть оборудованы так, чтобы через них не мог выпадать кирпич.

Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин. При подъеме кирпича на здание поддон должен быть снабжен ограждением или из зоны перемещения груза должны быть удалены люди. Способы безопасности подъема кирпича в таком случае следует отразить в ППР (проекте производства работ).

101. Строповка и перемещение длинномерных грузов

Типовая схема строповки длинномерных грузов с помощью стропов предусматривает обвязку груза двумя универсальными стропами способом «на удав», чтобы во время перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение.

Расстояние от края груза до места наложения стропа должно составлять 1/4 длины L груза. Угол между стропами должен быть не более 90°.

Для строповки длинномерных грузов рекомендуется применять траверсы.

1 02. Способы стр о повки грузов, не имеющих петель и других элементов для их зацепки

Если нет специальных захватных устройств на грузе (рымов, петель, проушин, цапф), должны быть разработаны соответствующие схемы строповки (обвязки) грузов с указанием конкретных типов применяемых грузозахватных устройств, обеспечивающих надежное и безопасное перемещение грузов. При отсутствии петель и других элементов для их зацепки строповка осуществляется непосредственно за груз. Обвязывая груз, строповщик должен следить за тем, чтобы канаты или цепи обхватывали груз без петель, перехлестов или узлов.

При обвязке груза канаты и цепи должны накладываться на основной массив (раму, корпус, станину и др.) без узлов, перекруток; под ребра грузов необходимо подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждения;

обвязывать груз следует так, чтобы во время его перемещения исключалась возможность падения отдельных частей, и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этой цели строповка длинномерных грузов производится не менее чем в двух местах;

при подвешивании груза на двурогие крюки стропы должны накладываться таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно.

Схемы строповки грузов должны обеспечивать их надежное крепление, простоту, технологичность и безопасность выполнения строповки и исключать самопроизвольное смещение груза (выпадение) или расстроповку в процессе перемещения краном. Для грузов неправильной формы необходимо указывать положение центра тяжести.

Источник

Коэффициент прочности стропов

Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть картинку Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Картинка про Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната

Для получения рассчитываемого коэффициента запаса прочности стальных строп необходимо соотнести показатели разрывной нагрузки определенного стропа и нагрузку, которая будет оказываться на отдельную ветвь стропа. Разрывная нагрузка, и разрывное усилие в ветви стропа обозначает, сколько усилий нужно приложить, чтобы разорвать канат. Все расчеты и параметры можно найти в сертификате, который был выдан при покупке каната – расчетами занимаются непосредственно изготовители. Коэффициент запаса прочности цепей стропов необходим для определения уровня натяжения каната, чтобы он не превышал разрывную нагрузку.

Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть картинку Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Картинка про Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната

Значение коэффициента запаса прочности для стальных и текстильных стропов

Благодаря более высокому показателю прочности проволоки, можно использовать канат меньшего диаметра для подъема более тяжелого веса, расчет натяжения строп в таких случаях будет намного проще. Из этого следует, что коэффициент запаса прочности Z рассчитывается по следующей формуле:

где F – уровень разрывного усилия стропа, а S – максимально допустимый уровень натяжение ветви каната. В зависимости от материала и типа стропов, расчет усилий в ветвях может быть разным, особенно если их количество больше 3. Большинство изготовителей цепных строп изготавливает свою продукцию с расчетом коэффициента запаса прочности цепных стропов не менее 4.

Коэффициент прочности и материал строп

Стальные стропы обладают более сложной конструкцией, при этом форма и физико-математические показатели также варьируются в широком диапазоне. Коэффициент прочности стропов в этом случае должен быть установлен с шестикратным запасом для оптимального расчета по формуле.

Современные текстильные стропы являются более универсальными, т.к. чаще используются для перевозки хрупких продуктов. Благодаря довольно легкому весу, работать с таким оборудованием намного легче, однако снова же, показатель коэффициента запаса прочности должен соблюдаться в пропорции 1:6.

Дабы увеличить показатель разрывного усилия в ветвях стропа, используется более прочные материалы, что также положительно влияет на общий вес оборудования. При необходимости можно настраивать угол наклона между вертикалью и каждой веткой для снижения уровня нагрузки. Несмотря на то, что каждый строп имеет определенный запас прочности, специалистами не рекомендуется превышать показателя грузоподъемности ленты, которая будет указана в паспорте или на клейме самого троса.

Источник

Книга: Обеспечение безопасной эксплуатации механизмов подъема грузоподъемных машин

Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:

3.3. Канаты

Основным тяговым гибким элементом в механизмах подъема ГПМ являются стальные канаты, которые должны соответствовать требованиям государственных стандартов и иметь сертификат (свидетельство) предприятия изготовителя об их испытании [8].

Стальные канаты являются сложным и ответственным видом проволочных изделий. Они имеют большое число типов и конструкций и различаются по форме поперечного сечения как самого каната, так и его элементов, а также по физико-механическим характеристикам проволок и сердечников. Конструктивные элементы каната представлены на рис 3.2.

Стальные канаты классифицируются по следующим характеристикам:

Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть картинку Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Картинка про Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната

Р и с. 3.2. Конструктивные элементы стального каната

· по виду покрытия поверхности проволоки: без покрытия: с цинковым покрытием – для особо жестких агрессивных условий работы ОЖ, для жестких агрессивных условии работы Ж, для средних агрессивных условий работы С(СС), для легких Л(ЛС);

· по назначению каната: грузолюдские ГЛ – для подъема и транспортировки людей и грузов; грузовые Г – для транспортировки грузов;

· по материалу сердечника: с органическим сердечником (о.с.) из натуральных или синтетических материалов; с металлическим сердечником (м.с.);

· по направлению свивки элементов каната: правой свивки, левой свивки (Л);

· по степени крутимости:

а) крутящиеся – с одинаковым направлением свивки всех прядей по слоям каната (шести- и восьмипрядные канаты с органическим и металлическим сердечниками);

Линейное касание проволок значительно повышает гибкость каната и уменьшает истирание проволок при эксплуатации. Основное преимущество канатов ЛК перед канатами ТК заключается в сочетании гибкости с высокой износоустойчивостью и большей прочностью при одинаковых прочих условиях. С учетом этого канаты ЛК следует в первую очередь применять на кранах и подъемных механизмах.

Пример условного обозначения каната, выполненного по ГОСТ 2688 представлен на рис. 3.3.

Коды различных вариантов смазки канатов приведены в табл. 3.3.

Коды различных вариантов смазки канатов

Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть картинку Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Картинка про Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната

Р и с. 3.3. Условное обозначение каната по ГОСТ 2688

Пример записи конструктивного исполнения канат по ГОСТ 2688

6 х 19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о.с.

Область использования соответствующих канатов в различных ГПМ представлена в табл. 3.4.

Область использования канатов

Типы грузоподъемных машин

Подъемные канаты мостовых кранов

Подъемные канаты портальных кранов

Диаметры канатов в соответствующих стандартах имеют различные значения, для наиболее распространенных канатов, выпускаемых по ГОСТу 2688 и ГОСТу 7668 соответственно представлены в табл. 3.5.

3,6; 3,8; 4,1; 4,5; 4,8; 5,1; 5,6; 6,2; 6,9; 7,6; 8,3; 9,1; 11; 12; 13; 14; 15; 16,5; 18; 19,5; 21; 22,5; 24; 25,5; 27; 28; 30,5; 32; 33,5; 37; 39,5; 42; 44,5; 47,5; 51;56

6,3; 6,7; 7,4; 8,1; 9; 9,7; 11,5; 13,5; 15; 16,5; 18;20; 22; 23,5; 25,5; 27; 29; 31; 33; 34,5; 36,5; 38; 39,5; 42;43; 44,5; 46,5; 48,5; 50,5; 53,5; 56; 58,5; 60,5; 63,5; 65; 68; 72

Перед началом работы, во время работы и после окончания работы необходимо периодически визуально осматривать канаты. Браковка канатов ГПМ, находящихся в эксплуатации, должна производится в соответствии с руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела, браковка осуществляется согласно рекомендаций [8] (рис. 3.4):

Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Смотреть картинку Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Картинка про Что показывает коэффициент запаса прочности каната. Фото Что показывает коэффициент запаса прочности каната

Р и с.3.4. Характерные повреждения стальных канатов ГПМ

а – местное уменьшение диаметра в месте разрушения органического сердечника; б – уменьшение ПС прополок; в – волнистость каната; г – корзинообразная деформация; д – выдавливание сердечника; е – выдавливание проволок в одной I и нескольких II прядях; ж – местное увеличение диаметра; з – раздавливание; и – перекручивание; к – залом; л – перегиб.

· потеря металлической части поперечного сечения каната (потеря внутреннего сечения), вызванная обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 3.4, б). Для оценки состояния внутренних проволок канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется;

· несовпадение направлений спирали волнистости свивки каната и неравенство шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадение одного из параметров. Канат подлежит браковке при dв ≥ 4/3 dк. Длина рассматриваемого отрезка каната недолжна превышать 25dк;

· корзинообразная деформация (рис. 3.4, г);

· выдавливание сердечника (рис. 3.4, д);

· выдавливание или расслоение прядей (рис. 3.4, е);

· местное увеличение диаметра каната (рис. 3.4, ж);

· раздавливание участков каната (рис. 3.4, з);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *