Что полезного можно узнать на уроках русского языка

Чему и зачем мы учим на уроках русского языка

Юлия Фишман

27 ноября 2017 • 18:36

В таблице мне хочется обобщить опыт тех, кто искал лучшие методики преподавания русского языка, и попытаться разобраться, как же всё-таки вести этот предмет.

Все наиболее интересные методики, технологии, методы, с которыми мне пришлось столкнуться, можно условно разделить на три основных подхода.

Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Смотреть фото Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Смотреть картинку Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Картинка про Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Фото Что полезного можно узнать на уроках русского языка

Развивающие методики

Запоминание созданного другими.

Ученики запоминают, как надо писать, всеми возможными способами, которые предлагает преподаватель. Предполагается, что моторные навыки должны формироваться с опорой на правильные образцы письма.
Осмыслению правил также уделяется много внимания, но выбор буквы ученик осуществляет после того, как проработал образцы без пропусков.

Осмысление созданного другими.

Ученик должен понять правило и научиться обосновывать выбор буквы или знака, пользуясь этим правилом. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока.
Предполагается, что выбор по аналогии лучше «бездумного зазубривания» и поможет детям качественнее освоить правила.

Знание правил

Внутренняя

Вы видите, что я работаю с крайностями. Конечно, в чистом виде таких методик не существует. Каждый педагог, каждый автор учебника старается в той или иной мере, в тех или иных пропорциях совместить эти три подхода. На мой взгляд, лучше всего это удалось авторам комплекта учебников программы «Школа 2100» Бунеевым. Я вывожу чистые типы методик для того, чтобы, опираясь на эту таблицу, преподаватели могли разобраться, что и зачем они делают в каждый момент на уроке, не упускают ли какой-то важной части.

Вы спросите, какой подход ближе лично мне. Смотрите на цели. На мой взгляд, русский язык надо изучать для того, чтобы ученик, в первую очередь, начал грамотно писать. А для достижения этой цели тренинговые методики работают эффективнее. Однако нельзя забывать и о развитии мышления и вообще о подаче материала левополушарным детям.

В любом случае выходит, что традиционные методики проигрывают по многим параметрам и развивающему обучению, и тренингу. Это не компромисс между крайностями. Традиционная программа не совмещает разные подходы, а уходит и от того, и от другого. Выпускники школ, которые учатся по обычным программам, на выходе не могут похвастаться ни грамотным письмом, ни развитой речью, ни гибким мышлением. А если и могут похвастаться, значит, преподаватель в значительной степени всё же использовал элементы развивающего обучения или тренинговые упражнения. Или то и другое в каком-то соотношении.

Надеюсь, мой материал кому-нибудь поможет в методологической работе над выработкой единой методики, совмещающей противоположные по принципам подходы. Если это, конечно, вообще возможно.

Важно понимать, что в таблице описаны только методы освоения орфографии и пунктуации. Сейчас я не веду речи о развитии лингвокреативности и подготовке к сочинению.

Источник

Чему нужно учить на уроках русского языка?

Чему нужно учить на уроках русского языка? Вы скажете: ну, конечно же, правильно писать и ставить знаки препинания. Но это будет очень поверхностный взгляд.

Понятие «русский язык» вмещает в себя намного больше, чем просто писать без ошибок. Знаете, я вот думаю, а многие ли ответят мне, что на уроках русского языка надо правильно учить говорить и прививать любовь к языку как носителю национальной культуры? Или, научившись выражать свои несложные мысли, мы с уверенностью можем сказать, что говорить правильно умеем с раннего детства, мы ведь носители этого языка. Тогда почему так непросто бывает подбирать нужные слова в нужной ситуации? Вот и получается, что на уроках русского языка мы должны научиться, прежде всего, владеть грамотной речью, устной и письменной, относительно цели и ситуации,. А это очень непросто! Для этого нужно ориентироваться в стилях речи, иметь богатый словарный запас, уметь строить предложение так, чтобы при минимальном количестве слов оно вмещало максимум смысла, как у А.П. Чехова. Чтобы уже со школьной скамьи дети понимали, что смысл предложения зависит не только от того, какие слова использованы в предложении, но и от того, где в предложении они стоят. Сравните: Я этого не говорил и Я не это говорил – большая разница!

Научившись улавливать мельчайшие оттенки смысла, мы научимся на уроках русского языка любить свой язык, ценить, перестанем засорять его излишними заимствованиями и жаргонными словечками. Мы сохраним свою культуру – великую культуру, созданную великим языком!

Источник

Правильно писать и говорить: 7 бесплатных ресурсов для развития грамотности

Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Смотреть фото Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Смотреть картинку Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Картинка про Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Фото Что полезного можно узнать на уроках русского языка

В детстве складывание слов в предложения казалось мне магией: они сами соединялись по неведомым законам.

В школе я поняла, что русский язык хотя и мистичен, но строг и все его волшебство подчиняется суровым правилам с бесконечными исключениями из них. Ошибки в тексте — это нормально, потому что можно научиться их находить и исправлять.

Вот семь сайтов, которые помогут прокачать русский язык. Выбирайте, что бы вы хотели улучшить:

Кратко: получить ответ на вопрос «А почему так?»
Подробнее: на сайте

«Грамота-ру» — самый простой портал для проверки слов. Но это не только онлайн-словарь: тут можно узнать и происхождение слова, и примеры употребления. Еще здесь можно задать вопрос по всем аспектам языка и получить подробный комментарий от научных консультантов или попробовать найти решение среди ответов на вопросы других людей.

Для детей на сайте есть раздел «Игра», в котором правила представлены в форме загадок и головоломок. Возможно, это один из лучших способов научиться видеть ошибки даже взрослым.

Кратко: первый раз в первый класс
Подробнее: на сайте

Городской методический центр Москвы предлагает вспомнить школьные годы и написать диктант. Можно прослушать текст и воспроизвести его целиком или вставить пропущенные символы на сайте диктанта. В этом случае система подсчитает количество ошибок и покажет, как нужно было написать.

Но сайт не дает пояснений к ошибкам: тренажер рассчитан только на сиюминутную проверку уровня грамотности.

Часто мы совершаем ошибки, потому что не понимаем логику языка. Любое незнакомое слово кажется исключением из правил, а сложные синтаксические конструкции мы максимально упрощаем, чтобы не пришлось выбирать между запятой, тире и двоеточием.

Дизайнер Илья Бирман создал сайт-справочник по русскому языку, где собрал основные правила орфографии и пунктуации. Главный плюс — простота поиска: вы выбираете нужный раздел, например «Знаки при прямой речи», и изучаете правила с примерами из классической литературы.

Кратко: увидеть пунктуацию в тексте Евгения Водолазкина и не умереть
Подробнее: на сайте

Тотальный диктант был задуман как проект, популяризирующий грамотность. Любой желающий может записаться на ежегодный диктант и проверить себя на примере текста русскоязычного автора. В 2020 году событие перенесли с весны на осень и провели в двух форматах: онлайн и офлайн. В 2021 году диктант состоится 10 апреля — еще есть возможность принять в нем участие.

Тотальный диктант — это еще и бесплатная онлайн-школа по совершенствованию своих знаний в области русского языка. На сайте можно написать диктанты прошлых лет и просмотреть полный разбор текстов, пройти бесплатный курс по пунктуации, изучить историю орфографии и даже самостоятельно провести диктант в своем городе.

Источник

5 программ, которые сделают уроки русского интереснее для всех

Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Смотреть фото Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Смотреть картинку Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Картинка про Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Фото Что полезного можно узнать на уроках русского языка

Как показать детям, что уроки русского языка — важный и, главное, актуальный предмет? Наш блогер Артем Григорян предлагает 5 приложений, которые помогут учителям и точно понравятся школьникам.

Что вы знаете о компьютерной лингвистике? Вот примерный список самого известного: статьи на «Арзамасе», лекции «Синхронизации» и «Прямой речи», страница «Системный Блокъ» на фейсбуке и статьи «Горького». Может, ещё Python и его возможности, ведь язык программирования — в первую очередь язык со своими правилами.

Но компьютерная лингвистика вокруг нас. Когда вы набираете поисковый запрос в «Яндексе», просите «Алису» поставить песню, под которую приятно ехать с работы, набираете текст на планшете голосовым вводом или обращаетесь за помощью к программе-переводчику в интернете, проверяете текст на заимствования при помощи антиплагиатной программы — вот это всё компьютерная лингвистика.

Так почему бы не научить детей на уроке русского лингвистическим компьютерным программам? О том, как это сделать и чем они помогут не только детям, в этой статье.

1. «Главред»

Эта программа редактирует не только буквы и знаки, но и подчеркивает слова, которые лучше заменить, неуместные обороты речи, так называемые «пустые» слова, которые слишком абстрактны и не имеют конкретного содержания.

Разумеется, она избавляет текст от речевых штампов и навязших в зубах глаголов вроде «услышал» в значении «понял» или слов, которые означают почти все, например, «история» (лингвисты называют такое употребление местоименным, вспомните о популярном в начале нулевых слове «тема» или дальнейшем «проект»). Ну и дикие журналистские словоизобретения вроде «сейфодел» «Главред» тоже попросит исправить.

Все исправления «Главред» дает с объяснением и рекомендациями, а также часто не настаивает на правке, лишь предлагая исправления. В программу встроен справочник со ссылками на школу редакторов Bureau и их советы по улучшению текста. Интерфейс простой и интуитивно понятный, но есть и обучающее видео.

2. Grammarly

На уроках русского мы изучаем не только русский язык. Через русский дети узнают о науке, языках, лингвистике. И если все проходит хорошо, осознают разницу и общие черты языков, которые изучают. Поэтому нет противоречия в том, чтобы показать программу, которая улучшает текст на английском языке. Да и педагог английской словесности будет вам благодарен.

Grammarly сделана как плагин к браузеру и редактирует текст в виде появляющихся окон с рекомендациями. Проверка текста разнообразная — от апострофов (правильное ударение «апострОф») и правописания или пропущенных артиклей до стилистики и более подходящих по смыслу синонимов, а также английской пунктуации, которая очень отличается от русской и часто вызывает трудности.

Хороший формат урока при помощи Grammarly — взять учебный текст или текст кого-то из ребят и проверить при помощи программы. И последовательно объяснять ошибки с комментариями к правкам программы. Наверняка с вами или вашими учениками происходила ситуация, когда вы неверно произносили те или иные слова или фразы на английском — и находился человек, который поправлял вас. Разумеется, вы чувствовали себя неловко.

В Grammarly есть опция «Here is how your text sounds», которая произносит ваш текст правильно, так что после проверки никто не упрекнет вас или ваших детей в «деревенском» английском.

3. Readability

Программа оценивает читаемость текста и определяет его аудиторию. Почему это важно? Любой учебный текст должен соответствовать возрасту детей. Когда дети сталкиваются с трудностями в чтении и понимании, их интерес и мотивация теряются. Особенно когда учитель говорит, что все просто и стыдно в пятом классе не знать слова «тулуп». Это применение программы педагогом.

Детям она пригодится, чтобы оценивать тексты, которые они создают, от сочинений и фрирайтингов до отзывов о кроссовках и постов в инстаграме с точки зрения удобства чтения. Наверняка, вы сталкивались с текстом, о который вы «спотыкались» — пунктуация, вводные слова и конструкции, громоздкие предложения. И дети тоже, ведь их читательский опыт меньше вашего. И когда вы покажете, что удобные и хорошо читаемые тексты собирают больше лайков, ребята поймут, что это нужно и программа помогает.

Также Readability показывает, сколько в тексте сложных для произношения слов и слов с четырьмя и более слогами. Ждем, когда программа научится их подчеркивать в тексте и расставлять верные ударения.

4. «Текстометр»

Программа предназначена для преподавателей РКИ (русского как иностранного). Сейчас, когда в классах появляется все больше детей-билингвов и детей с неисконной русской речью, она актуальна. Использовать ее могут и педагоги вузов или языковых школ. В Текстометре огромное количество функций: уровень владения, для которого предназначен текст; ключевые слова и самые полезные в общении на русском слова, примерное время на изучающее чтение и просмотровое чтение, а также редкие слова и разбивка слов текста по уровням от А1 до С1. Есть и бета-версия для детей с русским как родным. Единственное пожелание — показывать класс, для которого ориентировочно предназначен текст.

5. TheMostDangerousWritingApp

Когда дети пишут о том, что им интересно, они пишут с удовольствием. И когда вы говорите им, что можно писать в телефоне или компьютере, они…нет, не заходят в инстаграм, тикток и игры. Они с удовольствием выражают себя в текстах, мы проверили это и получили прекрасные результаты.

TheMostDangerousWritingApp — приложение для фрирайтинга, или свободного письма. О том, как провести фрирайтинг-сессию, можно узнать здесь. Программа-игра позволяет детям писать, о чем хочется и как хочется, но если вы не пишете 5 секунд — она стирает написанное.

Можно играть, кто дольше продержался или у кого больше всего слов, можно писать с заданным началом текста (программа создает их на английском, но легко самостоятельно придумать на русском). В результате вы показываете детям, что писать легко и весело, получаете честные и по-настоящему показательные тексты. Ну а дальше вы загружаете эти тексты и работаете с ними уже в аспекте русского языка и словесности или устраиваете конкурс чтения фрирайтингов, вариантов много.

В «Матрице», философском фильме с драками и спецэффектами, Пифия сказала, что мир изменился. Он меняется все быстрее. И все больше в сторону инструментов и навыков, а не знаний и зубрежки. Так почему, если компьютерная лингвистика каждый день вокруг нас, не приоткрыть ей дверь в класс русского языка?

Иллюстрация на обложке: shutterstock / klerik78

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Круглый стол
«Чем нужно заниматься на уроках русского языка?»

Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Смотреть фото Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Смотреть картинку Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Картинка про Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Фото Что полезного можно узнать на уроках русского языка

Л.А. ГОНЧАР, главный редактор газеты «Русский язык».

Наша газета не раз уже писала о летних и зимних лингвистических школах, о Ломоносовском турнире, о 1-й Международной олимпиаде по лингвистике – обо всех тех научных мероприятиях, которые растят будущих лингвистов, создают социокультурную среду для одаренных детей в области гуманитарных наук.
«Русский язык» – газета, конечно же, для учителей. Но, поскольку в нашем круглом столе принимают участие и школьники, скажу, что многие номера могут оказаться интересными и для них. Мы печатаем школьные рефераты, курсовые работы и проекты, посвященные языковым проблемам. У нас существует рубрика «Язык в задачах», которую ведет Елена Владимировна Муравенко – наш постоянный автор и главный организатор олимпиад по лингвистике.
А теперь о самом круглом столе. Думаю, что его тема заинтересует и учителей, и старшеклассников, и ученых. «Чем нужно заниматься на уроках русского языка?» – вопрос для школы не случайный, хотя и таит в себе определенную полемичность. С одной стороны, все знают, чем мы занимаемся на уроках русского языка, а с другой стороны – если посмотреть на школьные уроки языка отстраненным взглядом, многое увидится по-другому.
Учителя обычно жалуются, что в программе мало часов на русский язык, особенно в старших классах. Хочу обратиться к детям. Хватает ли вам тех часов, которые выделяются на русский язык? Сколько уроков русского у вас в неделю?
Перед нами сидят победители олимпиад, участники факультативов и кружков, которые, как правило, учатся не в обычных классах и школах. Тем интереснее задать им этот вопрос.

ЖЕНЯ ЗОТИНА, 11-й класс, школа № 147.

Я учусь в обычной московской школе. У нас русский язык бывает один раз в неделю. Но мы там толком ничем не занимаемся, потому что наша учительница считает, что мы уже все прошли и больше с нами заниматься нечем.

НАДЯ МАКЕЕВА, 11-й класс, школа № 1525 – лицей «Воробьевы горы».

А у нас все по-другому. На уроках мы разбираем тексты. При этом никакими учебниками мы не пользуемся. Часты споры, дискуссии, нормой является диалог. Я бы сказала, что уроки русского языка – это такие «разгрузочные» уроки среди других, скучных уроков, на которых все обычно спят.

ВАЛЯ ЕФАНОВА, 11-й класс, школа № 1060.

Мы повторяем правила, которые нам уже известны. Это скучно. Если же мы хотим узнать что-то интересное, то идем в кружок или на факультатив. Почему в кружке интереснее? Там мы занимаемся тем, чем хотим, там ничто не связывает учителя. Я имею в виду программу. На факультативе примерно то же, что и здесь, в Школе (Школой и взрослые, и дети сокращенно называют ЗЛШ. – Ред.). Только в Школе намного лучше. Здесь мы слушаем лекции известных лингвистов страны, участвуем в семинарах. Здесь говорят о живом языке.

ОЛЯ ОЛОХТОНОВА, 11-й класс, школа № 1508.

А то, что мы проходим в школе, к нам, ученикам, имеет самое отдаленное отношение. Мы учим правила, занимаемся орфографической тренировкой. Но если спросить человека, окончившего школу, что он помнит из школьной программы, то окажется, что он почти ничего не знает, он – полный невежда в лингвистике.

Е.С. АБЕЛЮК, заслуженный учитель РФ, Научно-исследовательский институт развития образования, зав. лабораторией словесности.

Мы услышали точку зрения старшеклассников. По их мнению, то, чем они занимаются на уроках, к ним самим не имеет отношения. Они хотят заниматься живым языком, а мы им предлагаем некий суррогат, ненужные, формальные знания о языке, без которых вроде бы вполне можно обойтись. Вопрос к детям: неужели школьная программа абсолютно исключает занятия живым языком?

ЖЕНЯ ЗОТИНА. Да, исключает. Уроки русского в школе – это чаще всего рутина. Мне лично гораздо интереснее заниматься математикой. Хорошо, что на нашей Зимней школе не противопоставляют язык и математику. Вот почему мне здесь интересно.

УЧИТЕЛЯ (общее мнение). То, что говорят дети, ни для кого не секрет. Мы задавлены учебными программами, контролем. На лингвистику времени не остается, на живой язык – сразу вспоминается название замечательной книжки Корнея Чуковского «Живой как жизнь» – времени нет.

Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Смотреть фото Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Смотреть картинку Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Картинка про Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Фото Что полезного можно узнать на уроках русского языка

Татьяна Урядникова, гимназия № 1522, г. Москва

И.И. МИШКЕТКУЛЬ, Ногинская гимназия, учитель.

Проблема на самом деле не в программах и учебниках, а в нас, учителях. Все программы в общем-то одинаковые. Во всех учебниках говорится об одном и том же: о падежах, склонениях, частях речи… Другое дело – как об этом говорить. А вот это уже задача учителя.
Расскажу о своем опыте. В 5-м классе я начинаю со слова. Лексику я ставлю на первое место. Значение слова, происхождение, употребление – все это безумно интересует детей. Пишем мы очень мало, больше говорим. Через два месяца я говорю детям: «А теперь посмотрим на слово с другой точки зрения – фонетической. Будем исследовать, как слово звучит, из каких звуков оно состоит». Транскрипцию мои ребята любят больше всего на свете. Их хлебом не корми – дай разобрать слово. Затем мы начинаем изучать словообразование, чуть позже – грамматику. И так до 11-го класса. А в одиннадцатом мы занимаемся анализом текста, редактированием. В общем, движемся все выше и выше. Дети с удовольствием идут на уроки.
Думаю, что все зависит от учителя, от его умения интерпретировать программу. Нет плохих учеников, любого ребенка можно вовлечь в интересную работу. Это мое кредо.

Т.В. ЗОТИНА, учитель школы № 396, Москва.

Позволю себе одну реплику, касающуюся выступления Ирины Ивановны. У каждого из нас свои предпочтения, свои любимые разделы и темы. Мне кажется, что заниматься анализом текста и редактированием в 11-м классе уже поздно. Эту работу нужно начинать гораздо раньше. Если не научить детей с пятого класса работать над ошибками, в том числе речевыми, то к 11-му классу они не смогут редактировать свои сочинения.

М.А. ПИНСКАЯ, учитель школы № 1060 – Московской вальдорфской школы.

Мы много говорили о программах. На самом деле программа ничего не запрещает. В 6-м классе изучается раздел «Лексика» и, в частности, тема «Заимствованные и устаревшие слова». Эта тема естественным образом связана с вопросами происхождения языков, классификацией индоевропейских языков. Именно в шестом классе я рассказываю о близких и дальних родственниках русского языка, ввожу понятие языкового древа. Почему в шестом? Да потому, что в этом возрасте дети еще не утратили интерес к языку, они открыты любому новому знанию. Я предлагаю новое не как жесткую схему, а как некий образ, тайну, «образное переживание» непростой языковой проблемы. Кроме того, эти сведения ложатся на определенный культурный пласт, который дети осваивают начиная с 3-его класса. В начальной школе наши ученики узнают об Адаме, раздающем имена, о Вавилонской башне. У них формируется свое понимание языка, понимание через вживание в язык, переживание его, его истории и современного состояния.
Есть некая закономерность во всем том, что мы делаем на уроках, знания нужно выстраивать в систему. А программа? Программа не запрещает нам заниматься тем, чем мы считаем нужным.

И.Б. ИТКИН, кандидат филологических наук, Институт востоковедения РАН, научный сотрудник.

Лингвистикой нужно начинать заниматься как можно раньше. В науке о языке существуют так называемые общие места, которые стали общими лет так шестьдесят назад. Возьмем, например, учение о предложении. Наука давно ушла вперед, а в школе преподается синтаксис «времен Очакова и покоренья Крыма». Но ни эти «общие места», ни сама лингвистика, к большому сожалению, не доходят до школы.

Л.А. ГОНЧАР. А нужно ли все общие, как выразился Илья, места лингвистики вводить в программу?

Е.С. АБЕЛЮК. Очевидно, не все научные открытия нужно нести детям. Но Илья прав, разрыв между академической и школьной лингвистикой сейчас, пожалуй, слишком велик.
Давайте повернем разговор в несколько иную плоскость. Хочу предложить такой вопрос для обсуждения. Может быть, все беды в том, что задача формирования грамотности – а это, безусловно, задача важная – затмевает другие? Все-таки нельзя сводить изучение языка в школе только к формированию грамотности.

И.И. МИШКЕТКУЛЬ. А без этого нельзя. Мы обязаны научить детей грамотно писать.

Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Смотреть фото Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Смотреть картинку Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Картинка про Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Фото Что полезного можно узнать на уроках русского языка

Светлана Абрамова, лицей № 1511 при МИФИ

В.М. АЛПАТОВ, доктор филологических наук, Институт востоковедения РАН, зам. директора.

Позвольте мне вступить в разговор, так сказать, с позиций постороннего. Я никогда не преподавал в школе. И тем не менее меня, как и каждого человека, волнуют вопросы обучения языку.
Зачем вообще нужен русский язык в школе? Правильно сказали, что если нет связи с жизнью, то ничего достичь нельзя. Приведу два примера.
Японцев однажды спросили, зачем им нужен английский язык. 80 процентов ответили, что английский язык не пригодился им ни разу в жизни, а 20 – что пригодился один раз, когда они сдавали экзамены в вуз.
Другой пример. Во времена моей бабушки-казачки в станице обсуждали вопрос о том, нужно ли девочек посылать в школу, нужно ли обучать их грамоте. После долгих споров решили, что посылать все-таки стоит, хотя бы для того, чтобы они могли при случае прочитать письмо от мужа с фронта и написать на него ответ. Вот вам связь с жизнью, вот вам мотивация.
И раньше, и сейчас главной остается задача обучения орфографии. Все в общем-то сводилось и сводится к этому. Но ведь орфография – наука догматическая. Освоение русской орфографии может хорошо идти у человека с одним складом ума и плохо – у человека с другим складом ума. Мне представляется, что учитель, который любит излагать орфографические правила, обычно плохо, догматически преподает литературу. И с этим надо считаться, это вытекает из самой природы орфографии.
Итак, первая задача обучения в школе – это обучение орфографии и пунктуации.
Вторая задача – научить правильно и красиво говорить по-русски. Это задача обучения риторике в широком смысле этого слова. Не построение речи вообще (чему учили старые риторики), а обучение конкретным вещам – правилам построения деловых текстов, умению общаться публично, вести диалог.
Третья задача – задача обучения лингвистике. Человек должен выходить из школы с каким-то минимумом знаний о науке, которую он изучал в школе. Ведь выходит же выпускник с каким-то багажом знаний по истории, химии, биологии… Почему же он не имеет никакого представления об индоевропейских языках, о родстве славянских языков, о самых разных живых и мертвых языках?
Итак, перед нами вырисовываются три задачи: обучение грамотному письму, обучение хорошей устной речи и освоение лингвистического минимума.

Е.С. АБЕЛЮК. Думаю, что о целях языкового образования можно говорить еще очень долго, а сами эти цели расширить. К примеру, работая с текстом, изучая законы его построения, мы, в конечном счете, учим учеников думать. Эта задача – обучение культуре логического мышления – не менее важна для школы, чем обучение просто грамотности.

Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Смотреть фото Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Смотреть картинку Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Картинка про Что полезного можно узнать на уроках русского языка. Фото Что полезного можно узнать на уроках русского языка

В.М. АЛПАТОВ. Думать мы учим на всех уроках. Надо только различать два вида «думания»: «думание вообще» – это как раз то, чем занимаются все предметники без исключения, и обучение формальным приемам мышления – это прерогатива уроков математики и уроков русского языка. Именно здесь мы находим точки соприкосновения предметов, обычно противопоставленных в сознании школьников.

И.А. ШАРОНОВ, кандидат филологических наук, Институт лингвистики РГГУ, декан факультета теоретической и прикладной лингвистики.

Вопрос о том, чем нужно заниматься на уроках русского языка в школе, закономерно привел нас к обсуждению целей и задач обучения языку. Цели эти обозначены в программе. Здесь много говорилось о том, что программы и стандарт сковывают работу учителя, загоняют ее в прокрустово ложе. Два слова в защиту программы. Программы ничего не уничтожают и не запрещают. И если мы уберем программы вообще, то ничего хорошего не получим. Владимир Михайлович Алпатов рассказал нам о мотивации столетней давности: почему посылали в школу девочек-казачек. У современных выпускников и их родителей мотивация другая, но тоже сугубо прагматическая: все мы хотим, чтобы наши дети поступили в вузы, продолжили обучение. А для этого они должны иметь некий стартовый уровень по русскому языку, который и обеспечит им поступление.

Е.В. МУРАВЕНКО, кандидат филологических наук, Институт лингвистики РГГУ, доцент.

Я работаю со студентами, а не со школьниками, и хорошо вижу, чему школа не научила, какие свои задачи она не выполнила. Первокурсники не умеют грамотно писать, не умеют связно говорить, не умеют доказывать свою точку зрения… – можно еще долго продолжать, чего они не умеют и не знают. Задаю конкретный вопрос на семинаре, а в ответ слышу все что угодно, но только не ответ на сам этот вопрос. То же самое на олимпиадах. Дается задание: «Прочтите слово тир. Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе: Жили-были старик да старуха».
В половине работ школьники пишут фонетический разбор всех слов без исключения, хотя никто этого от них не требовал. Нужно учить детей точно и доказательно отвечать на поставленный вопрос, учить культуре мышления.

Н.Г. БРАГИНА, кандидат филологических наук, Институт русского языка им. А.С.Пушкина, старший научный сотрудник.

Это касается не только школьников и студентов. Мышление наших молодых ученых грешит тем же недостатком. Многие работы российских физиков не публикуют за границей только потому, что половина из них начинается с цитат, имеющих к содержанию самих статей косвенное отношение. Западный стиль написания научных работ иной. Там требуют, чтобы все сильные позиции были заявлены в первом абзаце. Разве не этому мы должны учить и детей?

М.А. ПИНСКАЯ. Уже говорилось о том, что задачи обучения мышлению и речи – это задачи не только уроков русского языка. Да, конечно, мы учим ребят логично, последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме, учим аргументировать свою позицию. Все это очень важные коммуникативные умения. Но в чем тогда особенность именно наших уроков, разумеется, в тесной связи с уроками литературы?
Работая в собственно языковом пространстве, мы должны все делать для того, чтобы дети испытывали чувство радости и наслаждения от языка, от занятий языком. Разумеется, живым языком.

Л.А. ГОНЧАР. Думаю, что с Мариной Александровной Пинской согласятся не только все участники нашего круглого стола, но и все те, кому небезразлична судьба предмета «Русский язык» в школе. И, если каждый из нас будет стремиться к выполнению тех задач, о которых мы говорили, в конечном счете, выиграют все: и дети, и учителя, и лингвисты.

Беседу за круглым столом записала Н.БОРИСЕНКО

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тренинг грамотностиТрадиционные методики Создание теоретического материала и собственных текстов.
Ученики анализируют языковой материал, ищут закономерности и сами формулируют правила. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока. После того, как ученики вывели и какое-то понятие или правило, преподаватель сообщает, как это называется в официальной науке. Предполагается, что теория, выведенная самостоятельно, лучше запомнится. Ученики получают много творческих заданий. Предполагается, что формирование навыков письма должно базироваться на развитии речи. ;
Основные упражненияЗрительные диктанты

Списывание текстов без пропусков букв

Запонимание таблиц с опорными сигналами

Постоянные маленькие диктанты

Быстрое прорабатывание большого количества тестов (с объяснением)

Частые контрольные диктанты

Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания

Списывание слов по столбикам

Медленное самостоятельное выполнение тестов

Редкие контрольные диктанты

Работа с текстами и карточками по заданию в малых группах

Творческие работы, требующие создания собственного текста (устного или письменного)

Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания

Редкие контрольные диктанты

Что получает ученик и какие задачи перед ним ставятсяГотовые правила в компактном изложении

Наборы слов на правила и словарных слов для запоминания

Готовые правила по отдельным пунктам для медленного прорабатывания каждого пункта.

Слова и тексты с пропущенными буквами для отработки применения правила.

Готовые наборы слов на правила для анализа и вывода правила.

Задания на создание собственного текста.

Изучаются части речи и все правила, связанные с каждой частью речи, словарная работа ведётся без особой системы по небольшим спискам, предложенным учебниками.

Сначала выводятся основные понятия теории языка. Потом при оперировании этими понятиями выводятся правила. Порядок работы с правилами не имеет особого значения.
Цель, которая будет достигнута в первую очередьПовышение грамотностиРазвитие мышления
Раскрытие творческого потенциала
Для каких детей лучше подходитДля правополушарныхДля левополушарныхДля левополушарных и правополушарных
Мотивация