Что положило начало многопартийности в ссср

Что положило начало многопартийности в ссср

В ходе перестройки, по мере утраты политической инициативы КПСС, в стране усилился процесс формирования новых политических сил. Начала формироваться многопартийность.

В мае 1988 года была создана первая партия – «Демократический союз». Она объявила себя оппозиционной к КПСС.

В апреле 1988 года в прибалтийских республиках возникли народные фронты, которые стали независимыми массовыми организациями. Позже такие же фронты возникли в других республиках СССР.

В течение 1998-1990 появилось множество других партий, отражавших весь спектр политической жизни страны.
Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, республиканцами и т.д. Наиболее крупной из либеральных партий стала Демократическая партия России, созданная в 1990 году.

Социалистические и социал-демократические идеи отстаивали Социал-демократическая партия России, Социалистическая партия.

Стали появляться и националистические политические партии. В такие партии были преобразованы народные фронты прибалтийских и некоторых других республик СССР.

Основная политическая борьба развернулась между коммунистами и либералами (демократами).

Либералы выступали за приватизацию государственной собственности, свободу личности, переход к рыночной экономике. Коммунисты были категорически против частной собственности и рыночной экономики, которые они считали основой капитализма.

В марте 1990 года III Съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции СССР, которая законодательно утверждала руководящую роль КПСС. Были приняты другие поправки в Конституцию СССР, допускаюшие многопартийность.

В октябре 1990 года принят закон СССР «Об общественных объединениях». Стала возможной официальная регистрация политических партий. Первыми официально зарегистрированными партиями в марте 1991 года стали Демократическая партия России (ДПР), Социал-демократическая партия России (СДПР) и Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ).

Источник

Введение многопартийности в СССР

Попытки создания многопартийности в России

В России были две попытки создания многопартийной системы. Как и в других странах, многопартийность формировалась в качестве оппозиционной к действующему правительству силы. Первый вариант такой системы в России зародился в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков. После революции с приходом к власти партии большевиков (по своей сути партии рабочих), в стране еще некоторое время существовали еще несколько партий, в том числе эсеры, меньшевики.

С переходом на концепцию диктатуры пролетариата устанавливается запрет на деятельность любых партий, оппозиционных правительству. На 70 лет альтернативы коммунистической партии нет. Вся политическая и хозяйственная деятельность в стране осуществлялась под ее руководством. Этот постулат был закреплен Конституцией страны. В результате произошло сращивание партийного и хозяйственного аппарата, что не способствовало улучшению руководства экономикой.

Зарождение многопартийности в СССР

В 1989 году в результате начала реформ, получивших название перестройка, появилась возможность для объединения членов общества по защите своих интересов на сновании объединения в партии. Одной из первых объявила о создании социал-демократическая ассоциация, затем возникла социалдемократическая партия и Народная партия России. Очень быстро растет количество разнообразие партий. Появляются партии, основанные на религиозных, националистических платформах (что характерно для союзных республик). Возникает два направления в деятельности образовавшихся партий: либеральное и консервативное направление и направление, озвученное как борьба за увеличение свобод национальных меньшинств, с требованием полной автономии. Либеральное направление настаивает на суверенитете наций, консерваторы, представленные КПСС, отстаивали плановую экономику, возрождение социализма.

Новые либеральные силы в стремлении разрушить монополию КПСС на власть объединяют свои блоки в межпартийный союз «Демократическая Россия». Но в КПСС назревает кризис. Болезненное стремление к реформам Горбачева М.С., который, не закончив одну реформу, объявлял о другой, при отсутствии четкой программы, и не способности решить экономические проблемы, приводят к расколу внутри партии коммунистов. Возникают новые «Демократическая» и «Марксистско-Ленинская» программы. В связи с внутренними проблемами партии, под давлением либеральных сил, КПСС, испытывая разброд внутри организации, теряет позиции в руководстве страны. Отменена ст. Конституции, создается коммунистическая партия РСФСР, что становится разрушительным знаком для КПСС. На фоне этих событий к власти антикоммунистические силы в лице блока Демократическая Россия приводят Ельцина Б.Н. Попытка ГКЧП повернуть события в обратную сторону, сохранить власть, приводит к запрету КПСС и ее ликвидации.

Однако ликвидация КПСС не остановила дальнейшего процесса формирования многопартийности в пока еще СССР. Возникают новые партии, новые платформы. Преобразования, начатые либералами, не вызывают доверия у населения, как и партийные группировки. Немногочисленные сами по себе партии начинают дробиться, создаются новые партии, новые платформы. В такой обстановке появляется объединение «Выбор России», на основе которого Гайдар Е.Т. создает партию «Демократический выбор России», появляются новые группы: «Вперед Россия», «Общее дело», движение «Яблоко», Демократическая партия, Объединенная промышленная партия и другие мелкие партии. По регистрации Минюста в конце 90-х годов только в России числилось 90 партий и 94 партийно-политических объединения. Но эти партии не представляли собой серьезной политической силы. Большинство из них на выборах не смогло преодолеть 5% препятствие для получения мандата.

Многопартийность должна выявлять общественное мнение и оказывать влияние на властные структуры, чего не произошло в данной конкретной ситуации. Понимание ошибок в построении партийных взаимодействий приводит к объединению многих группировок.

Объединение мелких партий

К моменту распада СССР в 1991 году эта проблема партийного строительства сохранялась, дальнейшие действия по объединению партий выражены только в условиях России. Уже к 1999 году небольшие партии создают объединение «Союз правых сил», в него входят либералы «Правое дело», «Новая сила», «Россия молодая», «Общее дело», «Голос России», «Демократический выбор России», в последующем это объединение становится партией.

Тем не менее, формирование многопартийности не завершилось. Создаются новые партии, возникают и распадаются коалиции. Влияние маленьких партий в политической борьбе несущественно, поэтому происходит постоянная ротация игроков на политической арене, идет борьба за влияние на политику, за выбор пути развития с учетом планирования или нерегулируемый капитализм, проблемы правящей элиты также влияет на многопартийность общества.

Еще одним параметром, характеризующим существующее состояние многопартийности, является то, что все партии не имеют всецелой поддержки населения. Каждая платформа зиждется на собственных интересах, вопреки существующему мнению. Нет сильной идеологической идеи, способной объединить разрозненное общество. Политические партии – это структуры сложившегося общества, они создаются в целях выражения интересов социальных слоев государства, путем представления их во власти. Расстановка политических сил во власти – следствие предпочтений избирателей, но реформы избирательной системы, местного самоуправления, укрепление статуса политических партий должны привести к некоторому изменению многопартийности с учетом региональной направленности.

Источник

Перестройка политической системы СССР. Формирование многопартийности.

Период перестройки можно определить как попытку реформирования Советского государства, закончившуюся ликвидацией СССР.

Перестройка тесно связана с именем М.С. Горбачева, избранного Генеральным секретарем ЦК КПСС 11 марта 1985 г., который в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС объявил курс на реформирование экономики, политики, социально-культурной сферы, последовательное прохождение которого предполагало три этапа.

1. Этап ускорения социально-экономического развития должен был привести к полному изобилию материальных благ и достижению благосостояния и свободного развития всех членов общества. Средство достижения этого видели в переводе предприятий на систему полного хозяйственного расчета, предусматривавшую широкие полномочия по управлению хозяйственным процессом.

Была ликвидирована плановая система хозяйства, отменена государственная монополия внешней торговли, коммерциализировалась банковская система, создавалась широкая сеть кооперативов и совместных предприятий, шел процесс приватизации.

Следствием данного этапа реформы был быстрый и катастрофический спад производства, продовольственный и товарный дефицит, кризис финансово-кредитной системы, ухудшение жизни населения.

2. Этап гласности был направлен на демократизацию общественной и политической жизни. Характеризовался идеологической перестройкой сознания, направленной на дискредитацию советского строя, отрицание его основ, идей, символов и атрибутов.

В политическом плане это выразилось в создании массовых политических организаций с антисоветским и антисоюзным настроем, требовавших реформы политической системы.

3. Этап перестройки был направлен на преобразование главных институтов государства. 1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР внес изменения в Конституцию, в результате которых был создан Съезд народный депутатов СССР как высший выборный орган государственной власти;

Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР при Президенте, были резко ограничены его исполнительные и распорядительные функции.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических партий.

В мае 1988 г. первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Вновь образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. «Демократическая партия России» (лидер Н. Травкин). В ноябре 1990г. возникла «Республиканская партия Российской Федерации». На базе движения избирателей «Демократическая Россия» (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г.) оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены «Социал-демократической ассоциацией» и «Социал-демократической партией России», а также «Социалистической партией». Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций.

При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления — коммунистическое и либеральное.

Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде). Либералы («демократы») выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, были более предпочтительны для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло достаточно традиционалистскую позицию. Таким образом, к XXVIII съезду КПСС правящая партия пришла в состоянии раскола. В ней к этому времени отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но, не предложив конкретной программы перестройки КПСС, в особенности ее первичных организаций, способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым (с 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн. человек).

51. Межнациональные отношения в годы «Перестройки». Распад СССР и его последствия.

В условиях ослабления государственной машины вспыхнули тлевшие до этого времени межнациональ­ные конфликты. Первым из них стал вылившийся в вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном спор о принадлежности Нагорного Карабаха (1988). В 1989—1991 гг. произошли крово­пролитные стычки в Средней Азии (Фергана, Ошская область, Душанбе и др.). Интенсивные боевые дей­ствия с применением артиллерии и авиации велись в Южной Осетии, позднее в Абхазии. Помимо этого во многих частях Советского Союза стали образовы­ваться, часто при поддержке центра, различные объе­динения граждан, протестовавшие против стремле­ния союзных республик к отделению от СССР.

Накал политической борьбы в обществе сопровож­дался ухудшением социального положения граждан. Не имея программы коренных реформ, правительство СССР не смогло стабилизировать экономику. Всеоб­щий дефицит товаров, спад уровня жизни населения привели к началу широкого забастовочного движения по всей стране. Попытки летом 1990 г. провести в жизнь программу «500 дней», рассчитанную на по­этапный переход к рынку, провалились вследствие сопротивления консервативной части бюрократии.

Таким образом, налицо был серьезный социально-политический кризис союзного государства. Уже с марта 1990 г. национальные республики одна за дру­гой начали принимать декларации о государственном суверенитете. Стремление обрести независимость привело к бойкоту референдума о сохранении еди­ного Союза СССР (март 1991 г.) в Прибалтике, Мол­давии, Грузии. Решающий вклад в распад Советского Союза внесла попытка консервативной верхушки государственного аппарата захватить власть в стра­не, устранив законно избранного в 1990 г. Президен­та СССР М.С. Горбачева.

Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом Г.И. Янаевым 19 августа 1991 г. объя­вил о запрете оппозиционных партий и введении кон­троля над средствами массовой информации, ввел войска в ряд городов. Тем самым был сорван пере­говорный процесс между республиками и центром, упущен имевшийся шанс на подписание нового со­юзного договора.

Подавление путча ГКЧП усилиями руководства России во главе с Б.Н. Ельциным корен­ным образом изменило ситуацию в стране. Деятель­ность КПСС была прекращена, власть окончательно перешла к лидерам национальных элит. О своем вы­ходе из СССР вслед за республиками Прибалтики заявили Молдавия, Грузия, Украина. К декабрю 1991 г. в СССР формально остались только Россия и Казахстан.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 1197 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Что положило начало многопартийности в ссср

Код элемента ЕГЭ: 3.2.14. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.

Вторая половина 1980-х гг. отмечена появлением первых неформальных структур. КПСС вынуждена идти на компромиссы, внутри партии возникли фракции. Сложились платформы разной ориентации: правая «Демократическая платформа в КПСС» (январь 1990 г.), левоцентристское «Движение коммунистической инициативы» (январь 1990 г.), центристская «Марксистская платформа в КПСС» (апрель 1990 г.), крайне левая «Большевистская платформа в КПСС» (июль 1991 г.), что привело к процессу «формирование многопартийности» внутри КПСС и ускорило её раскол. Возникло и получило развитие неформальное общественное движение. Таким образом, во второй половине 1980-х гг. сложились условия для образования различных партий.

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Май 1988 г. «Демократический союз» (ДС) во главе с В. И. Новодворской провозгласил себя первой партией, оппозиционной КПСС.

Июль 1989 г. Организован «Объединённый фронт трудящихся». Своей основной целью учредители фронта видели борьбу «за улучшение жизни всех наций и народностей, всего народа СССР, последовательное утверждение социального равенства и необходимую для этого перестройку советского общества». Члены организации сотрудничали с руководством КПСС, выступали против нарастающего демократического движения в России.

Март 1990 г. Ill Съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР, была законодательно закреплена возможность образования других политических партий в стране.

1990 г. Созданы социал-демократическая (СДПР), либерально-демократическая (ЛДПР), христианско-демократическая, конституционно-демократическая, республиканская партии и др.

Октябрь 1990 г. Принят Закон СССР «Об общественных объединениях». Политические партии, альтернативные КПСС, получили право на существование, Министерство юстиции СССР приступило к юридической регистрации политических партий.

23 августа 1991 г. Деятельность Коммунистической партии РСФСР была приостановлена указом президента РСФСР.

6 ноября 1991 г. Вышел Указ «О деятельности КПСС и КП РСФСР», предписывающий прекращение деятельности и роспуск организационных структур КПСС и КП РСФСР. В соответствии с документом партийное имущество подлежало национализации.

РЕЗУЛЬТАТ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПАРТИЙНОСТИ

Не все новые политические партии имели прочную социальную базу, многие были созданы под конкретных лидеров. Они не пользовались авторитетом и были немногочисленными.

Конспект урока по истории «Формирование многопартийности». Выберите дальнейшее действие:

Источник

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Становление многопартийности в СССР

Становление новой государственности в СССР-РСФСР (1986-1991)

Рассмотрим основные этапы создания политико-правовых предпосылок становления новой государственности России последней четверти 20 века.

В Конституции СССР 1977 года отсутствовало положение о политическом плюрализме. В то же время в ст. 7 первой главы, помимо профессиональных союзов, ВЛКСМ, кооперативных организаций, содержалось упоминание и о других общественных организациях, призванных участвовать в управлении государственными и общественными делами, в решении политических вопросов. Однако все «другие общественные организации» накрепко привязывались к КПСС, а также к определенным органам государственного управления. В соответствии с принятым ВЦИК и СНК РСФСР еще в 1932 году «Положением о добровольных обществах и союзах» говорилось, что в случае нарушения добровольными обществами и их союзами общей политики советской власти орган, осуществляющий наблюдение и контроль за деятельностью данного общества, может принимать меры вплоть до ликвидации общества. Тем самым создание общественной организации ставилось в жесткие идеологические рамки. Всякая самодеятельность, политическая активность, попытки создания неподконтрольных политических структур подавлялись репрессиями властей. В результате была сформирована сеть общественных организаций, которые существовали исключительно за счет поддержки административно-командной системы.

Со второй половины 80-х годов отношение к политическому плюрализму стало меняться. В 1985 году А. Яковлев написал М. Горбачеву записку с обоснованием необходимости разделения КПСС на две партии, которые бы образовали демократическое поле соперничества, обе эти партии должны были действовать на основе обновленной марксистско-ленинской идеологии.

В 1986 году на встрече с работниками средств массовой информации М. Горбачев говорил: «. многие из наших консервативных проявлений, ошибок и просчетов, вызывающих застой мысли, и действия и в партии и в государстве связаны с отсутствием оппозиции, альтернативы мнений, оценок. И здесь, на нынешнем этапе развития общества, такой своеобразной оппозицией могла бы стать наша пресса». Из этого высказывания можно сделать предположение, что, во-первых, М. Горбачев понимал необходимость наличия оппозиции; а, во-вторых, допускал в дальнейшем, на следующем этапе развития общества, создание оппозиционных политических партий.

На законодательном уровне ситуация стала меняться во второй половине 1986 года. На фоне призывов реформаторов к раскрепощению творческой энергии людей, к активной жизненной позиции Положение 1932 года выглядело явным анахронизмом и даже стало подвергаться робкой критике в печати. С учетом этого Президиум Верховного Совета СССР принял «Положение о любительском объединении, клубе по интересам». По сравнению с Положением 1932 года в новом документе был значительно облегчен процесс образования самодеятельных объединений. Контроль и общее руководство за деятельностью подобных объединений возлагались на организации-учредители, в качестве которых могли выступать учреждения культуры, спорта, Дома и Дворцы молодежи, учебные заведения, жилищно-эксплуатационные организации и т.п., а на министерства и ведомства ложился лишь общий контроль, что значительно сужало вмешательство властных структур в деятельность любительских объединений. Именно с этого времени на базе объединения легализующихся кружков стали возникать первые общественно-политические объединения.

Бурному росту политической активности способствовало и то, что с конца 1986 году практически прекратились аресты по ст. 70 (антисоветская агитация и пропаганда) и ст. 190, п. 1 (распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный общественный строй) УК РСФСР. Начался процесс освобождения политических заключенных.

Ст. 70 и 190 были главным правовым инструментом для наказания инакомыслящих. В ходе реформирования политической системы соответствующие статьи УК РСФСР стали входить в явное противоречие с реалиями дня. В связи с этим Президиум ВС СССР 8 апреля 1989 года принял Указ «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления».

Вызывала вопросы ст. 11, которая предусматривала наказание за публичное оскорбление или дискредитацию высших органов государственной власти и управления СССР, иных государственных органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов или Верховным Советом СССР, либо должностных лиц, назначаемых, утверждаемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом СССР, а равно общественных организаций и их общественных органов, созданных в установленном законом порядке и действующих в соответствии с Конституцией СССР. Обе статьи могли толковаться довольно широко. Появился новый термин «дискредитация», а четкого определения его не существовало. Непонятно было и то, как отличать понятие «дискредитация» от правомерной критики.

Что положило начало многопартийности в ссср. Смотреть фото Что положило начало многопартийности в ссср. Смотреть картинку Что положило начало многопартийности в ссср. Картинка про Что положило начало многопартийности в ссср. Фото Что положило начало многопартийности в ссср

Важные изменения произошли в политике государственного контроля над распространением информации. В 1987 году была образована межведомственная комиссия по рассмотрению списка книг, подлежащих исключению из библиотек и книготорговой сети. На основе работы комиссии были открыты для свободного доступа и получили право на перепечатку 7930 ранее запрещенных изданий. Таким образом, книги, журналы, научные труды, составляющие целый пласт культуры и истории, вводились в широкий оборот.

В 1989 году произошла либерализация контроля за ввозом литературы из заграницы, от контроля полностью были освобождены «материалы, опубликованные в социалистических и развивающихся странах, издания коммунистических и рабочих партий всех стран, материалы ООН и других международных организаций, членами которых является СССР». Через систему «Союзпечати» началось распространение газет и журналов капиталистических стран.

Облегчение цензурных ограничений в сфере распространения информации способствовало политизации масс.

Важной правовой предпосылкой можно считать и процессы, связанные с реальным обеспечением политических свобод граждан. Речь идет прежде всего о реализации права на свободу митингов, собраний, демонстраций. Углубление демократизации вело к возрастанию общественно-политической активности граждан. Только за первую половину 1988 года было проведено около 600 митингов и собраний, уличных шествий, в которых принимали участие сотни тысяч граждан. Столь бурная активность требовала ее упорядочения, введения в правовые рамки.

Первые временные правила, регламентировавшие проведение массовых мероприятий, были утверждены в Москве 11 августа 1987 года исполкомом Московского городского Совета народных депутатов. Этими правилами предусматривался разрешительный порядок проведения данных мероприятий. После принятия ряда региональных положений, регламентирующих проведение вышеуказанных мероприятий, 28 июля 1988 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР».

Демократические новации в правовую систему и общественное сознание входили непросто. В качестве примера остановимся более подробно на вышеприведенном Указе.

Вместе с тем, несмотря на недостатки Указа, нельзя не отметить, что в тех исторических условиях принятие даже такого ограниченного положения являлось еще одним шагом вперед на пути к становлению демократического общества. Конституция СССР согласно ст. 50 давала право на собрания, митинги, демонстрации, но не существовало процедуры получения разрешения и правил проведения этих мероприятий. С принятием Указа от 28 июля 1988 года данная статья Конституции СССР заработала

Принципиальное значение имел отказ от законодательного закрепления монопольного положения КПСС в политической жизни.

Внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР (март 1990 года) внес в гл. 1 Конституции СССР, посвященную политической системе, ряд принципиальных изменений. Прежде всего ст. 6 в ее новой редакции закрепляла право КПСС, других политических партий, а также профсоюзов, молодежных и иных общественных организаций и массовых движений участвовать в управлении государственными и общественными делами преимущественно через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов. По существу, данная формулировка не только закладывала основы формирования многопартийности как системы, но и ориентировала политические партии на работу с избирателями и парламентскую деятельность.

С 1 января 1991 года вступил в действие Закон СССР «Об общественных объединениях». В его преамбуле говорилось о том, что право на объединение является неотъемлемым правом человека и гражданина. В статье 1 говорилось и о том, что общественными объединениями признаются и политические партии, а в ст. 16 впервые давалось определение партии. Не допускались создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью или методом действий насильственное изменение конституционного строя. Таким образом, допускалась деятельность организаций, призывающих к мирному, парламентскому способу изменения существующего строя, что свидетельствовало о воплощении в жизнь реального политического плюрализма.

15 января 1991 года в Российской Федерации было принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке регистрации уставов политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений в РСФСР». В нем отмечалось, что впредь, до принятия Закона РСФСР о политических партиях, регистрацию уставов партий следует производить применительно к правилам, установленным Законом СССР «Об общественных объединениях».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *