Что положить на могилу
Полное собрание примет и обычаев, связанных с похоронами
Подготовка к погребению и сами похороны у нас проводятся по определённым правилам, далеко не всегда рационально обоснованным, однако имеющим очень давние, отчасти дохристианские истоки. Тем не менее, они мирно уживаются с православной похоронной обрядностью и в некоторой степени дополняют её. Так образуется общий культурный комплекс, внятный всем христианам восточной ветви.
Обычаи «народного» православия требуют следующих обязательных действий:
Неоднозначные приметы
Некоторые обстоятельства и действия, связанные с похоронами, могут быть истолкованы двояко. Так происходит, например, когда знатоки обычаев разъясняют символику погоды в день похорон. Одни считают, что солнечная погода сопровождает погребение человека с чистой и светлой душой, а сильный долгий дождь сопутствует душам грешников. Другие же говорят, что дождь во время похорон – это плач небес об ушедшем из жизни.
Разные мнения есть и о том, что делать с иконой, извлечённой из гроба после отпевания. Обычно её советуют взять домой для молитв об усопшем. Однако некоторые предпочитают отдать эту икону в церковь.
Погребальные приметы, которым уже не следуют
Со временем часть не оправдывающих себя поверий уходит в прошлое и свод примет меняется. Так, сейчас совершенно отказались от бытовавшего прежде запрета приносить на похороны живые цветы.
Точно так же не соблюдается правило «впереди гроба не идут». Современная похоронная процессия как раз строится в таком порядке, что перед гробом идут те, кто несёт портрет, награды, венки.
Практически не выполняется и ничем не обоснованный запрет стирать вещи мужа (жены) в течение года после смерти.
Магические действия на похоронах
Часть стародавних традиций погребения действительно забывается. Однако последователи всяческих оккультных наук всё ещё норовят появиться на похоронах. Специалистов по практической чёрной магии можно распознать по необычным действиям и странным просьбам, а именно:
Кроме того, если при уходе за могилой были найдены какие-то закопанные предметы, их надо извлечь, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить в огне.
Вопрос и ответ
В самом деле, это может казаться каким-то дремучим средневековьем. Однако описанные магические действия встречаются чаще, чем хотелось бы. По крайней мере для того, чтобы их не поощрять, от подозрительных манипуляторов на похоронах всё-таки лучше избавиться.
Обоснования примет и обычаев редко бывают рациональными. И в этом случае они тоже более или менее мистические. С одной стороны, считается, что душа умершего ещё некоторое время витает в своём доме, всё видит, слышит, и может обидеться на то, что тело забыто родными хотя бы на краткое время. С другой стороны, постоянное присутствие кого-либо из родственников наверняка помешает пронырливым чёрным магам поживиться чем-нибудь полезным для своих сомнительных практик.
Новое в блогах
Какие цветы и их количество нужно класть на могилу: что говорят священники
Какое количество цветов нужно класть на могилу: что говорят священники
На этот счет существуют две диаметрально противоположных позиции — истово верующих православных (достаточно образованных, тех, кто «в теме») и атеистов, склонных к привычной ритуализации определенных жизненных процессов.
К последней категории можно отнести также и крещеных русских, имеющих поверхностное представление о канонических принципах того или иного действа в православии.
Живые или искусственные
Если исходить из православных традиций, основанных на трактовке Священного Писания, цветы на могилах усопших не нужны вовсе. Никакие — ни живые, ни искусственные. Примечательно, что по этому поводу единое мнение практически у всех церковных иерархов РПЦ разных рангов. И объяснение подобной позиции у них схожее.
В частности, она касается искусственных цветов, приносимых на могилы. Это большая проблема — не только для России, но и для остальных стран постсоветского пространства: пластиковые, тканевые цветы дешевы и наиболее доступны. Однако они загрязняют окружающую среду — это мусор, который не везде возможно правильно и с пользой утилизировать. От них «воздух загрязняется в ужасных масштабах [после сжигания в мусорных баках]», говорит протоиерей Константин Головатский.
Головатский считает, что уж если у православных появляется желание нести на кладбище цветы, то пусть это будут «живые создания Господа». Протоиерей приводит пример мусульманской традиции: у магометан нет привычки носить на усыпальницы цветы, поскольку пророк Мухаммед сказал: не тратьтесь излишне на тех, кто почил — деньги нужнее живым.
По мнению иерея Александра Белослюдова, ничто вещное упокоившимся уже не нужно, в чем бы оно ни выражалось — в цветах или в памятниках или надгробиях — только жертвенность и молитва будет истинным благом для души покойника.
Венки: нужны или нет
Настоятель храма Всех святых в Климовске, игумен Феодор (Яблоков), обстоятельно, с экскурсом в историю, растолковывает данный вопрос с точки зрения православия. Феодор напоминает, что возложение венков на могилы — это изначально языческая традиция, официально запрещенная в России в 1889 году Священным Синодом.
Советы после Октябрьского переворота ее возродили, и классическим воплощением языческого поклонения мертвому стали похороны Ленина в 1924 году — труп Ильича тогда обложили огромным количеством разнообразных венков.
Игумен говорит, что в раннем христианстве существовал ритуал поднесения к гробам покойных живых цветов и венков из них. Но эта процедура изначально символизировала надежду на воскресение и вечную жизнь. Венки из живых цветов возлагаются на могилы павших воинов и сегодня, в том числе и Святейшим Патриархом, а также другими иерархами РПЦ. Игумен Феодор подчеркивает: это делается с молитвой, да и сам по себе венок (обязательно в форме креста) — зримое воплощение памяти и молитвы за усопших.
Игумен Феодор также подтвердил, что искусственные цветы (в любом виде) «в доме Божием не допускаются». Но заметил: их зачастую покупают люди малоимущие, и подчас старушка, положившая на могилку такой цветок и беспрестанно молившаяся о душе покойного, делает ей (душе) блага неизмеримо больше, нежели человек, потратившийся на большой красивый букет живых роз и ни разу не помянувший усопшего должным образом.
Сколько класть цветов: четное или нечетное количество
Четность количества цветов при подношении (не только на могилу) — это опять-таки наследие язычества, говорят иерархи РПЦ. Протоиерей Андрей Ефанов, комментируя эту тему, считает, что для православных она «не актуальна»: главное — помолиться за покойного дома и (или) в церкви.
Разъясняя этот вопрос, часто цитируют мнение митрополита Рязанского и Михайловского Павла, данное им телеканалу «Союз». Если вкратце, то подобную числовую дифференциацию митрополит называет суеверием. В Америке, к примеру, принято дарить четное количество цветов живым и нечетное число — класть на могилы (у нас наоборот). Владыка Павел говорит, что на все эти условности не надо обращать внимания, они не имеют никакого значения.
Вообще не стоит делить на «чет-нечет» что-либо, связанное с православной традицией упокоения (и не только с ней) — трапезу, вилки-ложки и т. п.: это язычество — искушение, бесовство. Лучше помолиться за умершего, для него это главнее всяческих мирских украшений, какими бы они ни были.
А все-таки: какие цветы на погосте считали лишними
Немногие знают, что одной из основательниц отечественной флориографии («языка цветов») была Екатерина II. «Шальная императрица» любила все красивое и составила «Реестр о цветах» — своего рода толкование значения отдельных цветов и их букетов. Сообразуясь с этим перечнем императрицы, можно определить список цветов, запретных для возложения на могилы усопших (он весьма условен и не основан ни на каких, тем более православных, канонах).
К примеру, бегония, по трактовке императрицы, больше подходила как «растительное предложение» флирта, букет желтых цветов (любых) символизировал измену, васильки — робость и смущение, георгины — радость от встречи, жасмин — немой вопрос о любви. Большинство сортов роз, по «Реестру о цветах», кроме темно-малиновой и чайной, означавших соответственно траур и память, для погоста не годились, поскольку на цветочном «языке» говорили о жизненно важных чувствах.
По малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона (издание начала прошлого века), если следовать «языку цветов», модному веянию, пришедшему в Россию в XVIII — XIX веках из Европы, на могилы нельзя класть гвоздики (символ страсти). Между тем, эти цветы особенно популярны в качестве возлагаемых к мемориалам в России именно в ХХ — XXI веках, в частности, в День Победы.
Впрочем, по утверждению известного шведского натуралиста Карла Линнея, настаивавшего на латинском названии гвоздики «Dianthus» (по-гречески «божественный цветок»), ее «милитаристское» значение имеет большую историю — не только в мифологии Древней Греции, но и военной и революционной истории Франции.
Следует ли посещать кладбище на второй день после похорон: правила и традиции
Потеря близкого – это невосполнимая утрата. Родственники стараются соблюдать этапы поминального обряда, чтоб достойно провести погибшего. По традиции после похорон на следующий день нужно идти на кладбище — «разбудить покойника», принести ему «первый завтрак».
Почему стоит посетить могилу на следующий день после похорон
Одним из обычаев проведения умершего в иной мир у православных есть завтрак после похорон. Родственники утром навещают упокоенного на «новом месте» — на кладбище. Христианские традиции пришли к нам еще со времен язычества. Люди верили что дух, покинувший тело, после смерти переходит в иной мир. Помогая мертвому, родня несет еду на могилу для «пробуждения покойного». Они заставляли дух покойника проснуться на кладбище и принять факт перехода в загробный мир спустя день после похорон.
Православные люди верят: после захоронения душа привязана к месту захоронения. Во время посещения могилы его дух приходит, чтобы побыть с родными. По прошествии похорон родня убирает место упокоения, поминая, молясь и чтя память об умершего. Приходя на кладбище после погребения гроба в землю, родственники будят душу. Принесенная пища с похоронной процедуры помогает помянуть умершего.
Что нужно взять с собой
Организовывая поминальную трапезу на кладбище, родные составляют особое меню. Родственники после похорон готовят постную еду, напитывающую душу усопшего. Родные приносят на могилу покойного поминальные блюда, но прикасаться членам семьи к ним не советуют. Еду желательно раздать нищим, нуждающимся с просьбами поминать покойного.
На кладбище после дня похорон несут:
Поминают людей и сладостями – конфетами и печеньем. Пекут пирожки и булочки, заказывают пряники и раздают знакомым для поминания после похорон. Родственники несут покойному воду, чтобы душа могла напиться. Алкогольные напитки запрещено распивать на кладбище после помещения тела под землю. Для поминок после похорон не используют алкоголь, а молятся за упокоение. Родня не обедает, не прикасается к «завтраку». Все члены семьи садятся у могилы, молясь и вспоминая приятные моменты и добрые поступки, которые совершил при жизни близкий. Они приглашают знакомых и прохожих угоститься приготовленной пищей и помянуть похороненного умершего.
Традиция завтрака на кладбище и ее значение
Смерть – печальное и неизбежное событие, отнимающее родных людей. Родня, занимаясь похоронами, теряется в правильности действий, связанных с прощанием и проводами умершего на кладбище. Сформировались определенные традиции, обряды, ритуалы, проводимые во время траурной процедуры и по ее завершении. У славян сложились обряды, касающиеся рождения ребенка, его крещения, свадьбы. Особое значение для предков имели похоронные ритуалы, включая трапезу на погосте. Они верили, что после смерти дух переходит к иному миру. Родственники помогают ему адаптироваться после смерти, отправиться на небеса.
Родные люди после смерти чтят память о погибшем, не забывая поминать во все памятные даты. Христиане имеют традицию ехать на кладбище на следующий день после похорон. Наши предки считали, что после погребения усопшего, его «будит» родня, принося ему пищу и помолившись возле креста. Растерянная душа покойника остается привязанной к месту захоронения и после первой «ночевки» родные помогают ей найти упокоение. Причиной для трапезы на кладбище считается желание накормить дух покойника. Поминовение спустя день от похорон дает умершему спокойствие и чувство заботы родных ему людей.
Что делать с едой после обряда
Оставшуюся еду после обряда похорон родные оставляют у могилки усопшего на кладбище. Нищие и малоимущие приходят, угощаются едой, поминая покойного. Живой человек употребляет пищу для поминовения. Во время послепохоронной трапезы душа крепнет, готовится к отправке на небеса к Господу. На могилке оставляют печенье, конфеты, булочки или пирожки, их раздают в церкви, по дороге домой, бедным, нуждающимся и всем прохожим.
Еду после похоронной и поминальной службы на кладбище священники советуют отдать домашним животным – котам, собакам, свиньям. Выбрасывать пищу не стоит. Это оскверняет душу умершего.
Мнение священников о традиции
Завтрак после похорон на кладбище являлся обязательной процедурой, завершающей процесс погребения в древних верованиях. Православные священники не поддерживают мнение о трапезе на могиле усопшего и поминанию души с распитием алкогольных напитков.
Можно ли не проводить традицию, и в каких случаях
Похоронные традиции формировались в народе веками. Обряды с завтраком на кладбище проводят не все люди. В церкви говорят, чтобы помянуть усопшего молятся за упокоение души, а не обедают или завтракают у могилы. Православные, желая помянуть умерших родных, организовывают поминки. За столом собираются члены семьи, друзья похороненного, обсуждая и вспоминая добрые поступки усопшего. Во время трапезы употребляют постную пищу.
Верующие люди в беде обращаются к священникам за советом и четко придерживаются всех их наставлений по проведению похорон и сопутствующих обрядов на кладбище. Некоторые несут «завтрак» после поминания на следующий день, почитая традиции наших предков, считая их важным элементом ритуала. Они верят, что с приходом к месту захоронения, помогают покойным, успокаивают их душу. Душа умершего, чувствуя заботу и тепло родных, после похорон спокойно уходит в иной мир.
Поминание на следующий день после отпевания на кладбище не является обязательной процедурой. Родственники чувствуют ответственность за спокойствие духа, ходят на могилу на следующий день по захоронению, в памятные даты. По церковным понятиям поминание организовывают на 3, 9 и 40 сутки после смерти. Соблюдение обычая нести еду на кладбище после похорон на следующий день — дело каждого. Православные люди, желая помочь умершему, молятся за упокой, заказывают панихиды, ставят свечи и чтят традиции проводов умершего в иной мир.
Что кладут в гроб?
Смерть близкого человека всегда неожиданная. Но задачей родственников являются достойные проводы покойного в последний путь.
СОДЕРЖАНИЕ
Что кладут в гроб женщине?
Что класть в гроб мужчине?
Можно ли класть вещи в гроб?
Можно ли класть деньги в гроб
Что нельзя класть в гроб умершему?
Правильная подготовка к похоронам, их проведение по всем традициям зависит от знаний и общепринятых правил. Их существует немалое количество, но самый важный вопрос, который часто возникает – что кладут покойнику.
Священнослужители постоянно твердят, что близкие умершего не обдумывая складывают личные вещи. Такие поспешные решения приводят к тому, что душа усопшего не сможет обрести вечный покой. Таким образом, и родственники не получают полного спокойствия. Поэтому очень важно знать, что можно положить. Часто родные жалуются на то, что умерший человек приходит во снах, постоянно прося что-нибудь. Тогда необходимо в церкви поставить свечу за упокой и прочитать молитву. Вещи, которые просил скончавшийся, должны быть отданы бедным людям, нуждающимся в них.
Многие люди интересуются, что нужно сделать для покойного до того, как он отправится на кладбище. Прежде всего, перед тем, как поместить его в гроб, все окропляется освяченной жидкостью. Затем обязательно кладется небольшая подушка, погребальное покрывало (со священным крестом, образами святых, молитвенными надписями на изображении), которым накрывают тело до пояса. Если такового нет, можно накрыть простыней белого цвета.
Левая рука умершего держит погребальный крест, а на груди размещена освященная святая икона. Традиция изображения иконы:
Главное и очень важное правило – перед погребением, на похоронах, иконки убираются. По православным законам хоронить иконы строго запрещено. Родные могут взять их к себе, оставив в доме, а другой вариант – понести их в церковь, поставив на каноны (подсвечник квадратной формы, расположенный перед распятием Христа), где ставятся заупокойные свечи. После того, как пройдет сорок дней после кончины, икону забирают из храма и относят в свой дом.
На лоб возлагается символ, который подтверждает наличие православной веры и то, что умерший совершил христианский жизненный подвиг. Это нужно для надежды почившего получить от господа нетленный венец. Венчик должен иметь изображение Спасителя, Божьей Матери, пророка Иоанна Предтечи. Его можно приобрести в специальной лавке при церковном дворе.
На гроб в могилу, после погребения, сверху каждый пришедший на похороны должен кинуть по горсти земли, сказав: «Земля тебе пухом». Бросать нужно только от себя, стоя лицом к могиле. В других случаях, вы сможете навредить себе. После окончания процессии захоронения, нужно со всеми пришедшими отправиться на поминки. Там за поминальным обедом вспоминают все хорошее, что было связано с умершим, молятся за упокой.
Что кладут в гроб женщине?
Для начала требуется сложить все веревки, которые связывали руки, ноги покойнику, а также все, чем снимали параметры для приобретения. Такие же действия касаются гребешков, расчесок, которыми расчесывали скончавшегося. Обусловлено это тем, что данный предмет – носитель плохой, мертвой энергии. Такую вещь плохой человек может использовать для колдовских целей, если она попадет ему в руки.
Часто бабушке или другой умершей родственнице кладут те вещи, которые нравились ей при жизни. Это могут быть:
Также не лишним атрибутом будут головные уборы (платки, шляпы, чепцы). Незамужняя девушка обязательно должна быть накрашена и одета в свадебный наряд, у изголовья кладется фата. Если умерла маленькая девочка, то ее одевают в красивое новое платье, а рядом помещают новые и любимые игрушки. Такие же вещи кладут при погребении беременных женщин, включая детские пеленки, подгузники, соски. Обязательно нужно положить крестик, с которым крестили усопшего. Если этот элемент остается дома, его в ни в коем случае нельзя носить.
Какие цветы выбрать на похороны? Юным и/или незамужним девушкам чаще всего несут цветы белого или розового цвета, которыми подчеркиваются красота, чистота, невинная душа. Женщинам старше 30 лет несут красные, желтые, оранжевые, сиреневые цветы. Что касается характера, то:
Очень важно при желании возложить цветы, использовать гербарий или искусственные цветочные изделия. Также не стоит забывать, что их сбор заранее, а также хранение в доме – строго запрещены. Живые букеты бросают на путь, по которому понесут тело (то есть перед началом похоронного процесса), а также возлагают на могиле.
Что класть в гроб мужчине?
Умершему мужчине кладут всю православную атрибутику, как и женщинам. К православным атрибутам относятся:
Помимо вышеперечисленного, если покойник при жизни был госслужащим и у него была форма (военная, пожарная, полицейская), она кладется ему в гроб вместе с фуражкой и медалями. Если, будучи живым, человек попросил похоронить его в этой форме, желание обязательно учитывается. Когда умирает ребенок, маленького мальчика одевают в красивый новый брючный костюм, а внутрь можно положить его любимые игрушки, машинки, конструктор и прочее.
Во время нахождения тела в доме и проведения похоронной процессии, у изголовья должна находиться икона. По православным правилам для людей мужского пола следует приобрести икону с изображением Спасителя.
Родственники усопшего часто задаются вопросом, какие цветы нужно нести на похороны. Для мужского букета характерно строгое, контрастное сочетание цветов:
Если мужчина был очень активный и решительный, цветы в букетах должны быть асимметрично расположены. Ни в коем случае не стоит приносить мужчине разнообразные букеты розового оттенка с тонким или нежным ароматом.
Можно ли класть вещи в гроб?
Церковь придерживается мнения, что так, как мы пришли в эту жизни с пустыми руками, то таким образом нужно и уйти. Загробный мир предполагает полное очищение душ людей, избавление от мирских привычек. Захоронение личных вещей, например, крестика – это языческий ритуал, который мешает очищаться. Но близкие усопшего считают, что если не заполнить свободные места, то семья столкнется с новым горем. Поэтому необходимо точно знать, какую вещь можно положить, а какую нет.
К покойнику нужно положить только его личные вещи, которые никак не связаны с живыми людьми. Например, обручальное кольцо должно принадлежать исключительно ему, которое должно лежать рядом с ним, ни в коем случае не стоит надевать его на палец. Это же касается и наручных часов.
Касаемо живых цветов, их нельзя складывать к телу. От веществ, выделяемых ими, тело начинает синеть, а также вызывает неприятный запах. Их помещают на могилу и желательно на ту сторону, где лежат ноги.
Иногда можно видеть наличие топора во время похорон. Так для чего нужен топор? В древние времена считалось, что железная вещь защищает от потусторонних враждебных сил.
Есть такие случаи, когда человек не успел попрощаться с родственником при жизни, поэтому он решается на то, чтобы написать письмо и захоронить его. Многие священники считают, что все теплые слова можно оставить на могильном камне, а не писать все на бумаге. Обуславливается тем, что почерк несет свою энергетику, и можно привязать себя к покойнику.
Фотография, как и письмо, несет свою энергию. На ней не должен присутствовать живой человек, так как это формирует связь потустороннего мира и реального.
Зачем класть расческу? Считается, что гребень, которым причесали скончавшегося, несет в себе энергию злой силы. Через него гадалкам будет легко навредить другим людям. Поэтому так важно схоронить гребешок. Также на покойного одевают тапочки, они могут быть необязательно белые, как это часто говорят. Лишь бы новые и хорошо подходили погребенному.
Если хоронят пожилого человека, который ходил с инвалидной тростью, можно и ее положить в гроб.
При похоронах маленькой девочки следует положить ее любимую куколку. Почему именно куклу? Потому что это символизирует чистую, невинную душу маленького ребенка. Да и покойной душе, и живым родственникам так будет спокойнее.
По желанию, можно положить спиртное. Зависит от того, любил ли человек при жизни выпить. В основном это вино или водка.
Можно ли класть деньги в гроб
Зачем кидают монеты? Многие люди думают, что после кончины, в параллельном мире, человек будет нуждаться в денежных средствах, чтобы обеспечить себя. Такая традиция постепенно уходит в прошлое, но находятся те, кто по-прежнему бросает туда мелочь.
Нужно ли это? Это необязательная процедура, она выполняется по желанию близких. Если у человека при жизни был кошелек с мелочью, то надо положить его к нему.
Можно ли класть икону в гроб?
По православному закону рука покойного держит крестик, а на грудь человеку кладут небольшую иконку. Но прежде чем хоронить, это все необходимо убрать. Такая икона хранится дома в закрытом ящике и достается только в особенный день (9 дней, 40 дней, 6 месяцев, каждый год в день смерти).
Какую икону нужно купить женщине? Женскому полу у изголовья стоит поместить изображение Божьей Матери, оно символизирует женственность. За некрещеного усопшего нужно молиться мученику Уару. Именно он отвечает за некрещеных людей.
Что нельзя класть в гроб умершему?
Запрещается помещать к покойнику фото живого. Это считается порталом в загробную жизнь.
Телефон также не несет никакой важности, чтобы быть рядом со своим владельцем. Это исключительно прихоть родных и близких.
Как кладут цветы в гроб?
Цветы должны быть исключительно искусственные или настоящие, но засушенные под гербарий. При кремации они остаются на груди человека, с которыми он и будет кремирован. Живые располагают на урне с прахом (чаще всего это гвоздики, лилии).
Люди, впервые столкнувшиеся с таким горем, задаются вопросом, сколько должно быть цветков. У православных верующих число должно быть четным.