Что положительного и отрицательного в обломовщине
Жизнь в Обломовке в романе «Обломов» Гончарова: образ жизни обломовцев
Илюша Обломов и няня. Художник П. Н. Пинкесевич |
Деревня Обломовка играет важнейшую роль в жизни Ильи Обломова, главного героя знаменитого романа И. А. Гончарова «Обломов».
В этой статье представлено описание жизни в Обломовке в романе «Обломов»: образ жизни обломовцев и т.д.
Жизнь в Обломовке в романе «Обломов»: образ жизни обломовцев
«. Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну. «
«. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати. «
«. Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их. «
«. Как все тихо, все сонно в трех‑четырех деревеньках, составляющих этот уголок. «
«. все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью. «
«. В Обломовке мужики смирные, домоседы; что им шататься. «
«. Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели. «
«. родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и настройками и с запущенным садом. «
«. Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась. «
«. главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. «
«. И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна. «
«. И садовник растянулся под кустом в саду, подле своей пешни, и кучер спал на конюшне. «
«. Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях. «
«. Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным. «
«. Их загрызет тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра. Зачем им разнообразие, перемены, случайности, на которые напрашиваются другие? Пусть же другие и расхлебывают эту чашу, а им, обломовцам, ни до чего и дела нет. «
«. Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго. «
Это было описание жизни в Обломовке в романе «Обломов» Гончарова: образ жизни обломовцев, распорядок дня жителей.
2778. Что такое обломовщина — сочинение Русский язык
Сочинение — Что такое обломовщина. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
Гончаров создал в своём произведении такого уникального персонажа, чья фамилия даже стала нарицательной. Им является Илья Ильич Обломов. Этот человек полон противоречий, и своё какое-либо однозначное мнение высказать о нём практически невозможно. Аналогично от его фамилии образовалось слово «Обломовщина». Давайте попытаемся разобраться в смысле этого понятия и выделить его положительные и отрицательные черты.
Стоит начать с положительных черт данного нарицательного слова и персонажа как такового. В первую очередь, этой важной чертой является духовность. Такие люди, как Обломов, не лишены моральных принципов, а даже, напротив, их душа очень богата и добра. Они чаще думают и фантазируют, любят проецировать различные события и явления, которых не будет никогда, у себя в разуме, но при этом они никогда не созидают сами.
Отрицательными качествами явления «Обломовщины» являются нерешительность в сложных жизненных ситуациях, вечная апатия и непрекращающаяся лень. Это понятие, конечно, подразумевает то, что нужно как-то менять свою жизнь, но для этого не предпринимается никаких шагов и действий. Ничто не может сдвинуться с мёртвой точки. Нет никакого продвижения в каких-либо важных делах.
Однако самого Обломова смогла сдвинуть с места только любовь к одной девушке, имя которой Ольга Ильинская. Именно она, как никто другой, пыталась всячески вытащить Илью из зоны комфорта, зажечь в нём любовь к жизни. Первое время у неё это получалось, но они всё оттягивали со свадьбой. Тут сыграли свою роль и отрицательные качества Ильи Ильича. После их расставания он совсем перестал проявлять всякую активность. Вскоре Илья полюбил Агафью Пшеницыну и жил с ней счастливо, поскольку эти отношения напоминали ему об Обломовке. Выборгская сторона окончательно затушила тот самый огонёк в его душе. Отныне в его жизни наступила «Зима», всё вернулось на круги своя.
В заключение хочется отметить то, что понятие «Обломовщина» имеет очень важные первостепенные качества, которые ценит почти каждый человек-это доброта и мечтательность. Но принять лень и нерешительность невозможно, поскольку всё это, как известно, тормозит поток жизненной энергии и силы.
Как бы то ни было «Обломовщина» могла своим краем коснуться и вашей жизни. Главное, вовремя распознать и остановить её, и как можно скорее начать действовать.
Вариант 2
Образ Ильи Ильича Обломова, созданный И.А. Гончаровым стал хрестоматийным. Обломовыми до сих пор называют людей ленивых, пользующихся трудом других.
Однако автор «Обломова», создавая своего персонажа, делает его символом целой эпохи. Илья Ильич — это типичный русский барин 19 века. В то время дворянские дети уже не проходили обязательной службы в армии, они просто наследовали родительское поместье с целым штатом слуг и крепостных. Делать сами они ничего не умели и не хотели, да это было и не нужно. И.А. Гончаров не говорит о том, что Илья Обломов живет так, потому что он плохой человек. В «обломовщине» все живут так. Зачем что-то менять, если есть дом, есть диван, есть Захар, который исполняет любые требования, есть спокойная и размеренная жизнь. Таким был дед Обломова, его отец, таким вырос и сам Илья.
Для того, чтобы «обломовщина» была представлена более наглядно, в роман введен образ Андрея Штольца. Это новый тип человека — первая ласточка эпохи предпринимательства. Он постоянно в движении, чему-то учится, что-то придумывает, интересуется всем новым в России и в мире.
Кто виноват в «обломовщине»? Отчасти виновата вся система. В обществе времен И.А. Гончарова не порицались такие люди. Это сейчас мы бы сказали, что Обломов малопродуктивен, апатичен, безынициативен. А в крепостной России это было повсеместное явление. К «обломовщине» писатель приравнивает весь крепостной строй, который самим своим существованием сделал такое возможным. Это тупиковый строй, его необходимо было менять. Ведь в условиях «обломовщины» просто не может появиться что-то новое, сам человек стоит на месте, а вместе с ним стоит культура, экономика, политика. Именно дворянская прослойка общества, являясь самой образованной, может быть основой инноваций. Но Обломову, например это не нужно. Ему удобно так жить, он не видит необходимости что-то менять. Штольц пытается изменить своего друга, он берет его с собой в свет, знакомит с женщиной, надеясь, что любовь сможет встряхнуть Обломова. Но ничего не получается. И.А. Гончаров считает, что должна измениться эпоха. Для того, чтобы «Обломовы» зашевелились, нужно чтобы не стало отцовского наследства, не стало крепостного Захара. Тогда появится необходимость брать на себя ответственность за свою жизнь.
В слове «обломовщина» так много всего. В нем и крепостное право, когда безусловная власть одного человека над другим делает господина слабым. И человеческая лень, флегматичность, меланхолия. Русский народ заметил: «Под лежачий камень вода не течет». Вот и «обломовщина» — камень на пути изменений, постоянная необходимость которых и приводит, в конечном итоге, к развитию.
Обломов и обломовщина
В статье «Что такое обломовщина?» Н.А. Добролюбов назвал роман И.А.Гончарова «знамением времени», считая, что автор отразил исторически верно часть современной ему действительности. Данное произведение представляет собой исследование сути и истоков тех противоречий, которые характерны были для русского общества середины XIX века.
Итак, истоки «обломовщины» (то есть детство и воспитание героя) – это жизнь в родной Обломовке, которую Гончаров называет «благословенным уголком». Здесь можно спрятаться от волнений и тревог, от опасных жизненных ситуаций. Этот «забытый всеми уголок» «сулит покойную и долговременную жизнь»: «ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в этом краю». И заботы не омрачают существование человека, потому что связаны они со сменой времён года и работами по обеспечению продуктами питания. Всё тихо и сонно в этом краю, где люди не хотят обременять себя лишними хлопотами и суетой. Для них покой превыше всего, а труд воспринимался как наказание, и трудились люди только ради поддержания жизни. Даже жильё, в том числе и барский дом, никто не спешил ремонтировать, обустраивать. Постепенно приходили в негодность избы крестьян и помещичья усадьба. Разрушающийся дом господ Обломовых – это символ дряхления и вымирания целого сословия, не желавшего приложить усилия, чтобы изменить жизнь к лучшему, чтобы увереннее чувствовать себя в новом времени.
В романе «Обломов» автор нарисовал картину быта и нравов поместного дворянства во времена крепостного права, показав отрицательные стороны барства, которые проявлялись даже у таких добропорядочных господ, как Обломовы. Например, барину ничего не стоило толкнуть ногой в лицо слугу, натягивающего ему чулки, или надавать прислуге пощёчин за какую-либо провинность. Барских детей приучали жить чужим трудом, воспитывая в них лень, надменность и желание повелевать: Захарки и Ваньки обязаны обслуживать господ, не давая даже оброненную вещь поднять.
Одной из особенностей быта Обломовки был всеобщий послеобеденный сон. Не только у помещиков, но и у крестьян как будто нарушилась возможность управлять своим организмом, они не способны были регулировать время сна и бодрствования. Бороться со сном иногда получалось у детей, но постепенно сонливость появлялась и у них. Длительный послеобеденный сон поглощал жизненные силы, он не приносил бодрости: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти». Писатель называет также это состояние заразной, «повальной болезнью», очнутся от которой едва удавалось ближе к вечеру, и после пробуждения слышалось кругом «оханье, стенанье». Люди чувствовали себя разбитыми и старались как-либо облегчить своё состояние, но неразвитость чувств и духовных потребностей приводила к тому, что все стремления сводились опять к еде.
Забота о пище была наиважнейшей в Обломовке: еда готовилась в изобилии, она была сытной и вкусной. Барыня строго следила за работой слуг, готовящих пищу, это было почти единственной её обязанностью. Но на первом месте стояла, конечно, забота о ребёнке: хорошо ли он накормлен, не потерял ли аппетита, ведь дети, по убеждению помещиков, должны быть «толстенькие, беленькие и здоровенькие».
Казалось бы, такая забота о здоровье должна была давать превосходные результаты: в здоровом теле – здоровый дух. Однако в Обломовке и окрестные пейзажи как будто препятствуют развитию души. Природа здесь самая обычная, «скромная и незатейливая», но соловьи почему-то не живут в этих краях, а только перепела, песни которых звучат как напоминание: «спать пора, спать пора». И никаких бурлящих рек или потоков, символизирующих жизненные порывы, и никаких гор, напоминающих о препятствиях, которые надо преодолевать. Все мысли и движения души сосредоточиваются на внутреннем, замкнутом мире обломовцев: хозяйство, еда, воспитание (вернее, вскармливание) детей, праздники и соблюдение обрядов.
В обломовской идиллии не мог вырасти деятельный, трудоспособный человек, ведь ребёнок с детства впитывал нравы и обычаи, приобретал черты характера, свойственные его родителям и ближайшему окружению. В атмосфере всеобщей праздности и лени, где и учёбу считали обременительной обязанностью, «детский ум давно решил, что так, а не иначе, следует жить, как живут около него взрослые». Он просто привык к такому образу жизни, который ему нравился, отрицательных эмоций не вызывал. Позже сорокалетнему Илье Ильичу Обломову его друг Андрей Штольц напомнит: «Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».
Маленький Илюша научился избегать трудностей, не желая их преодолевать: он хитрил, использовал всякую возможность, чтобы пропускать занятия в пансионе Штольца, чему с радостью потворствовали родители. К труду в доме, даже по самообслуживанию, привычки не приобрёл, благодаря крепостному праву: за барина всё делали слуги. Усердия в учёбе также не проявлял, домашние задания и переводы вместо него выполнял друг. Обломов настолько привык к опеке Андрея, что и в тридцать, и в сорок лет продолжает ждать от него помощи. Штольц приводит в порядок его хозяйственные дела в имении, строит дом, а потом и сына Ильи Ильича будет воспитывать.
Привычка к покою привела к духовному застою и нежеланию идти вперёд, узнавать новое, хотя образование Обломов всё-таки получил и мог бы принести пользу обществу. Однако позже, живя в Петербурге, он начинает тяготиться службой, его угнетает необходимость ежедневно вставать с дивана, идти на работу. Труд становится невыносимым препятствием: «Разве это жизнь? Когда же жить?» Эти вопросы были отчаянным возражением Щтольцу, который напоминал, что «труд есть главная цель и смысл жизни». Обломов вынужден признать свой образ жизни не движением вперёд, а угасанием, которое у него, по сути дела, началось с детства. Однако бороться с собственными убеждениями и привычками он не хочет и не может, оправдываясь тем, что не один он такой: «Наше имя – легион». Но даже слуга Захар, рассуждая сам с собой о барине, произнес однажды: «Зачем родился, если и жить лень?»
Нельзя сказать, что никаких попыток изменения жизни Обломов не предпринимал вообще, его к этому подталкивал друг. Штольц одним словом «обломовщина» определил духовное, физическое и общественное положение Ильи Ильича, призывая его не угасать и «не погребать себя заживо». Он предлагает другу перестроить свою жизнь и просит нарисовать будущее, каким оно представляется Обломову. Но и в мечтах этот человек рисует только праздную жизнь с отдыхом на природе, прогулками, беседами за чаем. Причём всё сопровождается обильной едой, а обслуживает его и гостей множество слуг, то есть идиллия эта есть обновлённое, слегка изменённое повторение родной Обломовки. Илья Ильич так и не смог сделать необходимых выводов, проанализировать современную ситуацию, составить для себя целостное представление об окружающей действительности и найти своё место в реальном мире, а не в мечтах.
Обломов не способен отстаивать свои интересы и нужды, поэтому он не смог бы заботиться о семье, обустраивать жизнь с любимой женщиной. Это невозможно, в любви он так же несостоятелен, как и во всём другом. Да и не была та жизнь, к которой призывала его Ольга Ильинская, идеалом для Ильи Ильича. Он только вздыхал от беспокойных мыслей и тех помех собственному покою, какие появлялись в связи с любовью: они были для него ненужными подвигами. Поэтому он расстаётся с Ольгой и связывает свою судьбу с Агафьей Пшеницыной, которая все заботы взяла на себя. Началось тихое, спокойное, размеренное существование, очень напоминающее детство в Обломовке, и это принесло, наконец, успокоение. Жизнь больше «не трогала» нашего героя: победил сон души, победила «обломовщина».
Наверное, есть у Обломова и «обломовщины» свои сторонники и защитники. Ведь Илья Ильич имел «прекрасную, чистую как хрусталь душу»; он оставался верен патриархальному укладу жизни дворянского сословия, любил своих родителей, честных, простых, сердечных людей, и хранил память о них; он никому не причинял зла и не растратил свою душу «на мелочи»; он сохранял национальные традиции и культуру. По сути, Обломов стремился избежать суеты и чрезмерной, иногда неестественной жажды деятельности. Но это стремление вызвало сон души и привело к отказу от реальной жизни.
Заслуга И.А.Гончарова перед русским обществом не только в том, что он создал правдивую картину действительности, но и в том, что изображённое писателем явление заставляет задумываться о влиянии «обломовщины» на каждого человека, не зависимо от эпохи и принадлежности к какому-либо сословию. Об этом говорил и Н.А.Добролюбов в своей статье по роману «Обломов»: «Обломовщина никогда не оставляла нас. ». Образ главного героя, Ильи Ильича Обломова, совершенно закономерно продолжил галерею «лишних людей». Подобно Онегину, Печорину, Бельтову, герой Гончарова «заражён» неумением найти себе дело в современном ему мире; свои мечты и планы он не способен воплощать в жизнь.
Путь Обломова тупиковый: служить он не может, так как не желает недостойными средствами добиваться продвижения по службе; бывать «в свете» или действовать ради общественных интересов не хочет, так как ему лень и по натуре он не борец. Низкопоклонство, угодничество, неискренность или нечестность, корыстолюбие отдельных личностей мешают общению Обломова с другими людьми, не способствуют дружбе с ними. Это наводит тоску, удручает и тяготит его чувствительную натуру, что вызывает желание самоустраниться, жить замкнуто, уединённо, всё больше ощущая свою ненужность, бесполезность и одиночество. Типичный комплекс «лишнего человека» в Обломове приобретает парадоксальность, так как приводит не только к отрицанию существующей действительности, но и к гибели личности. Герой стремился «отгородиться» от реальности, спастись хотя бы грёзами, уходя в мир мечты или в сон, а ушёл из жизни вообще.
Конец романа нельзя назвать пессимистическим, потому что автор показал возрождение и продолжение жизни через перспективы, открывающиеся перед сыном Обломова, воспитанием которого занимаются Андрей Штольц и Ольга Ильинская. Хочется верить, что роман И.А. Гончарова «Обломов» сослужил человечеству хорошую службу и будет полезен ещё многим поколениям.
Обломов и обломовщина
«Обломовщина – понятие. в котором изображена общественная пассивность, непрактичность, крепостническая психология дворянского героя».
МСЭ, т.6, с.747
Заглавный персонаж романа И.А. Гончарова русский помещик-дворянин Илья Ильич Обломов олицетворяет собой особый социально-психологический тип человеческой личности. Для него характерна физическая и нравственная леность, безразличие ко всему окружающему, страх самых незначительных перемен в жизни. Двенадцать лет прожил Обломов в Петербурге, когда мы впервые встречаемся с ним. Обломову уже тридцать два или тридцать три года, что по представлениям того времени не так уж и мало. В столицу Обломов приехал служить, но едва продержался на службе два года. Его представление о службе не имело ничего общего с реальностью: Илья Ильич убеждён в том, что служба мало отличается от беззаботной жизни в Обломовке.
Столкновение с реальностью приводит к тому, что жизнь в его представлении разделилась на две половины: одна из них состояла из труда и скуки – это у него были слова-синонимы; другая же половина – из покоя и мирного веселья. С детских лет Илья Ильич не приучен к упорному труду, к преодолению трудностей. Обломову снится детство, и, благодаря этому, мы видим истоки того явления, имя которому обломовщина. Илюше около семи лет, и он просыпается в своей постельке. Пробуждение юного барина – значительное событие для Обломовки, вся жизнь которой вращается вокруг Илюши, как планеты вращаются вокруг Солнца. Мальчика все любят, все балуют, осыпают ласками и похвалами, подкармливают его булочками, сухариками, и сливочками, оберегают его от малейших неприятностей. Размеренна и нетороплива жизнь в Обломовке: после обеда все спят. Кажется, что спит не только маленькая Обломовка, но спит вся большая Россия.
Родовое поместье героя Обломовка – своеобразный питомник обломовщины. Было время, когда давались дворянству на условии обязательной государственной службы, военной или гражданской. Но это в прошлом, а теперь Обломов и ему подобные [дворяне] могут спокойно и беззаботно жить в своих поместьях, не опасаясь обязательной государственной службы. Хотя Илюша учился до пятнадцати лет в пансионе, учёба давалась ему с большим трудом, утомляла его. Да и родители не настраивали его на серьёзное отношение к учёбе, хотя мечтали о будущей карьере своего сына, «мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в па-лате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями, обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенно, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошёл все науки и искусства».
Герой романа Илья Ильич Обломов не только продукт наблюдений автора за реальной жизнью своего времени, но и закономерный результат развития русского общества. Русская дворянская литература дала нам целую галерею литературных героев своего времени, начиная, пожалуй, героями комедии А.С. Грибоедова «Горек от ума», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Не представляет особого труда найти в Обломове отдельные черты характера, свойственные Чацкому, Онегину или Печорину. Но вряд ли справедливо утверждение, что Обломов это состарившийся Онегин. Трудно представить себе Чацкого или Печорина, лежащими целыми днями на диване. Даже отвращение к службе у Чацкого и Обломова проявляется по-разному: если Чацкому вроде бы и хочется служить, но прислуживаться тошно, то для Обломова служба – непосильная, обременительная обязанность. Особенно огорчает Обломова необходимость «к хождению в должность», даже несмотря на слякоть, жару и просто плохое настроение: «»Всё это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить? – твердит он». Не удивительно, что после двух лет государственной службы последовала неизбежная и бесславная отставка.
Если герои А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова легки на подъём, любят путешествовать, не любят подолгу оставаться на одном месте, то герой И.А. Гончарова Обломов предпочитает путешествовать разве что в своём воображении. Напрасно Андрюша Штольц зовёт его в Европу, и даже грозное предостережение врача не может заставить Обломова сдвинуться с места, изменить образ жизни. Даже решительная и энергичная Ольга Ильинская ничего не может сделать, чтобы вылечить его от обломовщины, вернуть к жизни, разбудить ум, возбудить его чувства. Несмотря на все свои усилия, Ольга не может что-либо изменить в жизни Обломова, хотя на первый взгляд, Илья Ильич – человек духовно слабый, легко поддающийся влиянию извне. Обломов оказывается твёрдым орешком, его скорлупка – не по зубам Ольге. Сама Ольга, в конце концов, признаётся в своей беспомощности: «Камень бы ожил от того, что я сделала. Всё бесполезно – ты умер. Я узнала недавно только, что любила в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Кто проклял тебя, Илья? Ты добр, умён, нежен, благороден. и гибнешь. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу». На это Обломов ей отвечает: «. есть. Обломовщина». После этого они расстаются и уже окончательно.
То, что не смогла сделать утончённая Ольга, сумела сделать гораздо более простая Агафья Матвеевна, сумевшая привязать к себе Обломова. Агафья Матвеевна даже и не пытается переделать Илью Ильича, она его любит таким, каков он есть. «Погиб, пропал ни за что. А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен – и пропал! Причина. какая причина? Обломовщина!» – сказал Штольц литератору о своём друге Обломове. Высказывание Штольца об Обломове свидетельствует о том, что мы имеем дело со сложным человеческим характером. При желании можно в характере Обломова найти не только отрицательные черты. Но наша задача заключается не в этом, нас интересует Обломов как социально-психологический тип, обломовщина как общественное явление. Хороший и добрый человек Илья Ильич Обломов, человек мыслящий, мечтающий, но пассивный созерцатель, наблюдающий жизнь со стороны, привыкший получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других. Апатию и безразличие ко всему в Жизни Обломов даже не пытается скрыть. Обломов тем и отличается от деятельных бездельников, что даже не считает нужным маскировать своё безделье, свою нелюбовь к труду, выполнением ритуалов светской жизни. Не только труд, но и сама жизнь тяготит Обломова, если иметь в виду реальную жизнь, а не сны и сказки, «где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть за счёт доброй волшебницы».
Обломов и обломовщина олицетворяют собой загнивающую и отмирающую часть русского общества, органически связанную с крепостничеством, порождающим барство одних и рабство других. Илья Ильич – хороший человек, но что толку от этого, какая польза от этого ему самому и другим людям? Вместе с тем Илья Ильич – человек несчастный, вызывающий глубокое сочувствие читателя. Литератор не может не любить героя своего произведения, не может не сочувствовать ему, иначе никакого литературного произведения не получится. По воле И.А. Гончарова Обломов прожил не долгую жизнь. Этим писатель пытается ещё больше разжалобить читателя и вызвать ещё большее сочувствие к своему герою. Вместе с Обломовым символически предаётся земле обломовщина. «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век», – говорит Штольц, но говорит неправду. Обломовщина была жива при жизни Обломова, но и после его смерти обломовщина не умерла. И в наше время существует обломовщина, принимающая самые причудливые формы; обломовщина живёт в каждом из нас, и каждый человек должен прилагать поистине героические усилия, чтобы не позволить обломовщине погубить его душу.
© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021