Что поместить в контролирующий блок учебного модуля
Что такое модульное обучение?
Всё популярнее с каждым годом становится модульная форма обучения. Благодаря своей динамичности и высоким результатам эта система с успехом завоёвывает себе место в образовательных учреждениях.
Так ли хорошо «учиться по модулям»? Разбираем все плюсы и минусы модульной формы обучения.
Что такое модуль?
Термин «модуль» является ещё совсем молодым понятием в современном образовании России. Естественно, наши с вами родители впервые слышат о такой системе, однако сведущие люди и педагоги знают, что скрывается за этим словом.
Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса.
Главным отличием модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа учащегося. Школьник изучает предмет, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя ученика. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель. Форма общения между преподавателем и учеником тоже отличается от традиционной формы обучения: школьник имеет индивидуальную траекторию обучения.
Модуль в современном российском образовании является:
частью образовательной программы;
фундаментом для формирования новых учебных программ;
основой для модернизации курсов повышения квалификации.
Структура модульного обучения
Образовательный процесс с модульной формой обучения основывается на учебных планах, утверждённых Министерством образования и наук Российской Федерации.
Структура образовательной программы содержит несколько модулей. Исполнение модулей выражается в кредитах. Один кредит содержит тридцать шесть академических часов. За учебный год учащиеся должны освоить шестьдесят кредитов. Работы по кредиту делятся на:
практические и лабораторные работы;
консультации, экзамены и квалификационная работа.
Каждый модуль состоит из учебных элементов (обычно пять-восемь элементов в одном модуле), состоящих, в свою очередь, из цели, списка материалов, пособий и проверки полученных знаний.
Среди учебных элементов различают:
базовые проблемы элемента (кейсы),
Цель модульного обучения — организация и осуществление учебного процесса, построенного по принципу самостоятельной работы учащегося, повышение эффективности и качества обучения школьников, формирование универсально-профессиональных компетенций. Учебные модули построены так, чтобы помочь ребёнку разобраться со всеми стоящими перед ним задачами, овладеть нужной информацией, успешно усвоить материал.
Оценка усвоенных знаний происходит посредством рейтинговой системы оценок.
Модульная система обучения
Модульная система обучения работает в формате Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системы, ECTS), основанной на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.
Модульная форма обучения основывается на модульном (с помощью блоков) построении учебного материала, оценивающегося суммой рейтинговых баллов за различные виды работ. Педагог самостоятельно решает, какое количество баллов определить для каждого модуля и вида учебной деятельности.
Формы контроля модульного обучения
В отличие от традиционной, модульная форма обучения имеет следующие виды контроля:
Оцениваются усвоенные знания в набранных баллах по шкале ЕСТS. Так, если соотносить привычные нам отметки с рейтинговыми баллами, получим следующее:
«отлично» — 90-100 баллов (отметка А по шкале ЕСТS);
«хорошо» — 75-89 баллов (В, С);
«удовлетворительно» — 60-74 балла (D,E);
«неудовлетворительно» + возможность пересдачи — 35-59 баллов (F, X);
«неудовлетворительно» + обязательный повтор курса — 1-34 балла (F).
Плюсы и минусы модульной формы обучения
А теперь поговорим о положительных и отрицательных сторонах модульного обучения.
Преимущества модульной формы обучения:
формирование хода обучения исходя из личных потребностей ученика;
адаптация учебного материала согласно индивидуальным возможностям и педагогическим целям;
равномерное распределение учебной нагрузки;
оценка знаний по итогам проделанной работы (конкретное количество баллов, которое исключает субъективное отношение преподавателя);
сокращённые сроки обучения;
возможность удалённого обучения.
Отрицательные стороны модульного обучения:
высокий уровень самоорганизации и индивидуальной работы;
возможны случаи неудачного подбора материала в рамках одного блока/модулей;
временное ограничение для выполнения заданий;
временные затраты на подготовку модульных программ и материалов;
адаптация к новой форме обучения;
отличное от традиционных школ расписание каникул (что не всегда удобно для родителей).
Рассмотрев положительные и отрицательные стороны модульного обучения, отметим, что плюсов (по крайней мере, для ученика) значительно больше, чем недостатков. Эффективность обучения, его качество, приучение к самостоятельной работе — это неоспоримые благоприятные черты обучения, к которым следует стремиться. Именно поэтому модульное обучение является столь инновационной и динамичной педагогической технологией, которую перенимает всё большее количество образовательных учреждений.
Блочно-модульное обучение
В основе блочно-модульной технологии обучения лежит идея о том, что ученик должен проводить работу, направленную на освоение новых знаний и навыков самостоятельно, а роль педагога ограничивается управлением процесса обучения. Учитель должен организовать учебный процесс, создать у учащихся мотивацию, направлять внимание учащихся, проверять и давать обратную связь.
Эта технология обучения вобрала в себя все то лучшее, что было наработано педагогикой за все время ее существования как науки. Она позволяет выработать у учащихся самостоятельность, навыки работы с информацией с применением наиболее подходящих методов проработки учебного материала.
Модуль – это базовая единица блочно-модульного обучения, целостный блок информации, который состоит из целевой программы мероприятий, направленных на достижение поставленных дидактических целей, а также методического описания процесса.
Программа обучения состоит из отдельных законченных блоков. Каждый из учеников получает от преподавателя письменные рекомендации по поводу того, где найти необходимый учебный материал, как наилучшим образом организовать процесс изучения этого материала. В конце каждого блока проводится контроль усвоения материала.
Модульная система обучения предполагает, что учащийся осваивает программу собственными силами полностью или частично. В своей работе он следует рекомендованной ему учебной программе. Помимо этого ребенок должен самостоятельно осмысливать себя в деле, устанавливать степень изучения материала, находить у себя пробелы в знаниях и устранять их.
Успех в обучении определяется большим количеством факторов:
В то же время программа предполагает работу с индивидуальной скоростью, что позволяет учитывать особенности каждого из детей, их характер, быстроту мышления, исходный уровень знаний по теме.
В этой системе совершенно по новому выстраивается работа педагога на занятиях. Учащиеся могут работать в одной постоянной группе или разделяться преподавателем на подгруппы, которые прорабатывают отдельные вопросы темы. Фактически, это работа по системе консультаций, где учащиеся сами должны давать оценку своим усилиям, а также оценивать важность и полезность работы, которую они провели на занятии.
Организация учебной работы
Выделяют следующие виды блоков:
В каждом из модулей в обязательном порядке имеется блок входа. Он необходим для того, чтобы определить исходный уровень знаний и навыков учащихся, их готовность к усвоению нового материала. Выявив пробелы в знаниях, преподаватель может оперативно провести их корректировку.
Информационный блок включает в себя:
Учебный материал в информационно модуле излагается очень подробно, с раскрытием основных вопросов темы, фиксацией внимания на узловых понятиях, использованием опорных схем и конспектов.
Методический блок предполагает некоторую вариативность приемов и путей изучения темы, выбор индивидуальных способов и методов работы с информацией. Фактически, это методическая инструкция, которая служит для достижения поставленных дидактических целей.
Методический блок содержит целевой план действий.
Блок контроля и оценки знаний служит для реализации периодического и окончательного контроля знаний. Он обеспечивает циклическое управление процессом обучения на всех его этапах. Контроль позволяет оперативно выявлять пробелы в знаниях, устранять их в процессе изучения темы.
Характеристики блочно-модульного обучения
Контроль знаний может проводиться как преподавателем, так и самим учеником. Самодисциплина позволяет учащимся более активно влиться в активную познавательную работу.
Модуль – это технологическое средство модульного обучения. Он содержит план действий, необходимый для освоения объем информации, методические инструкции по достижению поставленных в модуле целей.
По своим характеристикам модульное обучение значительно отличается от других систем обучения. Разделение всего материала какой-либо дисциплины на отдельные блоки дает возможность учащимся сосредоточиться на определенном объеме информации и степени его усвоения. Основным видом активности становится самостоятельная работа ребенка по получению знаний. Педагог только направляет процесс обучения и дает обратную связь.
Для учащихся такая форма работы является более предпочтительной, так как они учатся планировать свою деятельность, организовывать и дисциплинировать себя, давать объективную оценки своим знаниям и навыкам.
Воздействие преподавателя на ученика в рамках модульной программы более мягкое. Оно предполагает целенаправленное управление вниманием и работой учеников. Наличие печатных пособий позволяет педагогу не тратить время на изложение материала, а переключиться на индивидуальное консультирование и оказание дозированной индивидуальной помощи.
Очевидными преимуществами блочно-модульной технологии являются:
Блочно-модульная технология обучения позволяет совмещать изучение теории и формирование практических навыков. Все это интенсифицирует учебную деятельность на всех ее этапах.
Описание структуры учебного модуля
а) предварительные замечания
Данное описание представляет динамическую модель разработки и использования УМ.
В его структуру входят элементы, необходимые и достаточные для организации и осуществления учебного процесса, и дополнительные элементы, как правило, используемые для подачи той информации, которую трудно или невозможно предъявлять в текстовой форме.
Главная составляющая УМ ─ академический текст (АТ) ─ по содержанию соответствует части (разделу, главе и т.п.) предметного курса и излагает необходимую информацию, которой должны овладеть студенты.
Зачастую объем информации в УМ бывает меньше объема, предлагаемого студентам при традиционной (лекционной) форме преподавания, если материал курса преподносится в строго структурированном и обобщенном виде, но без ущерба для содержания. Это достигается за счет специальной организации учебного материала.
Каждый учебный модуль в целях организации познавательной деятельности студентов, может содержать в своем составе следующие структурные единицы: введение, информационный текстовый модуль, приложения и др. Каждая из этих единиц, кроме непосредственно учебной информации, снабжена особыми дидактическими элементами, например: указаниями на последовательность материала, советами по технологии ДО, различными заданиями и тестами.
б) введение в модуль
Введение содержит сведения, призванные оптимизировать деятельность студентов при работе с учебной информацией: от советов по “навигации” в содержании модуля до четких рекомендаций, как эффективно с его помощью учиться. Содержание учебных курсов (модулей) в идеале должны “предвидеть” возможные трудности студента, разрешать или не допускать их возникновение.
Введение адресуется исключительно студентам и может содержать:
─ четко обозначенную тематику УМ (возможны указания на ее связи с тематикой предыдущего (их) и последующего (их) модулей, а также учебных пособий по смежным дисциплинам);
─ однозначные, краткие и доступные пониманию обучающихся формулировки учебных целей модуля, которые позволяют сделать явным для учащегося ожидаемый от него результат образовательной деятельности;
─ тематику его отдельных параграфов с рекомендуемыми затратами времени на их изучение;
─ соглашения о символах, “расшифровка” аббревиатур;
─ графическое представление (блок-схема, логическая схема, таблица и т.п.) содержания модуля, отражающее «архитектуру» строения, логические, иерархические и прочие связи его элементов (например, указывать стрелками на параграфы модуля, логически связанные между собой);
─ указания на тренировочные, контрольные и на творческие задания и тесты;
─ календарь промежуточных и итоговых контрольных работ, тестов, зачетов и экзаменов, сведения о том, как можно получить консультацию преподавателя;
─ информацию о дополнительных учебных материалах к данному УМ или к используемым совместно с ним средствам обучения (справочники, словари и т. п., а также аудио-, видео-, электронные и другие обучающие средства);
─ список терминов с указанием их местонахождения в учебном тексте и / или словарь терминов (для электронных УМ ─ система гиперссылок и глоссарий);
─ аннотированный список литературы;
─ оглавление, которое четко и однозначно отражает содержание всего УМ (его глав, параграфов и т. п.);
─ сведения об авторах модуля (УМ).
в) программа модуля
На наш взгляд, УМ непременно должен содержать текст учебной программы, поскольку студенту, порой не имеющему должных навыков самостоятельной работы, трудно ориентироваться в научной информации, предлагаемой ему. В электронных пособиях пункты программы могут быть связаны ссылками с соответствующими частями академического текста.
г) академический текст и его дидактические параметры
Академический текст (АТ) ─ неотъемлемый элемент УМ ─ излагает необходимую информацию, которой должны овладеть студенты. Слово “академический” здесь означает не только “имеющий отношение к высшему образованию”, но и “отвечающий определенной традиции”, “многократно опробованный” а, следовательно, и “легче всего приводящий к желаемому результату”.
АТ(он может быть как оригинальным, так и компилятивным) организуется так, чтобы информация осваивалась студентом без непосредственного участия преподавателя. Разумеется, это предполагает особую дидактическую форму преподнесения и структурирования учебного знания, составляющего содержание АТ.
АТсопровождается дополнительными дидактическими элементами, поскольку в условиях самостоятельной работы дидактика средств обучения играет решающую роль. Арсенал дидактических средств модуля должен обеспечивать успешное понимание и усвоение изучаемой дисциплины.
В качестве таких элементов могут выступать:
─ демонстрация правильных мыслительных и практических действий;
─ промежуточные учебные задания для самоконтроля, в том числе и с ответами;
─ комментарии и пометки, ориентирующие студентов в цепочке логического развертывания учебного материала, например: объект ─ понятие ─ дефиниция ─ экскурс в предшествующие или смежные сферы ─ гипотеза ─ тезис ─ решение ─ обобщение и т. п.;
─ содержательные элементы: ключевые слова фрагмента текста, проблемный вопрос, на который этот фрагмент отвечает, указание или вопрос для акцентирования внимания студентов на том или ином аспекте содержания и др.
─ “предтекстовые” вопросы, задания или минитексты, позволяющие актуализировать необходимые знания, предупредить студентов от возможных ошибок, обозначить роль нового материала в контексте уже изученного;
─ тексты и другой материал, способствующий развитию интереса к изучаемой дисциплине;
─ резюме фрагментов учебного текста (глав, параграфов и т. п.).
АТдолжен также содержать элементы психолого-педагогической поддержки студентов, обучающихся самостоятельно, например, указания на ожидаемые от него действия, акцентирование внимания на наличных знаниях и опыте.
При самостоятельном освоении содержания предмета дидактические и, если можно так сказать, психолого-педагогические элементы в АТ должны поддерживать у студента ощущение успешности его учебной деятельности, уверенности в собственном развитии. Такую роль могут играть повторение, закрепление и обобщение материала как фиксация в сознании студента, что именно он усвоил, к чему необходимо вновь обратиться, насколько оно продвинулся в данном предмете и т. д. Действенными в этом плане могут оказаться учебные промежуточные задания и тесты, близкие по содержанию зачетным и экзаменационным.
Промежуточные задания сопровождаются разобранными ответами или образцами ответов, что помогает студенту определить, как успешно идет его обучение на том или ином этапе освоения АТ.
д) контролирующий блок
Средства обучения должны брать на себя не только информативную, но и контролирующую функцию. Причем, как представляется, ее значимость должна быть достаточно высока, чтобы обеспечивать целостный контроль результатов самостоятельной учебной деятельности в рамках всего содержания АТ. Отчасти эту функцию выполняют сопровождающие АТ элементы для самоконтроля, однако они не пригодны для объективного итогового контроля. В целом же средства УМК (УМ) должны контролировать не только степень усвоения студентами содержания дисциплины, но одновременно предоставлять им возможность реализовывать свой творческий, исследовательский потенциал.
Таким образом, контролирующий блок УМ должен служить, по крайней мере, двум целям:
–определению качества полученных студентами знаний;
–развитию самостоятельного творческого, исследовательского и проектного мышления.
Выполняя одни задания из контрольного блока, студент должен продемонстрировать степень усвоения знаний, выполняя другие, ─ сформировать собственную позицию по отношению к дискуссионным проблемам осваиваемой области знаний.
Задания второго типа исключают обнаружение в научной литературе готовых ответов-рецептов. Разумеется, научные, а тем более, ─ политические и идеологические предпочтения студентов ни в коей мере не должны влиять на оценку его работы. Задача преподавателя при оценивании ответов на такие задания ─ обратить внимание на целостность взглядов учащегося на то, как формируется профессиональное сознание студента.
Контролирующие задания должны касаться всех узловых проблем изучаемой дисциплины, ориентировать студентов на самостоятельное изучение важнейших фрагментов классических, программных образцов научной литературы (при этом нужно помнить о проблеме учебной перегрузки студентов).
В приложениях к УМ содержатся ответы и образцы решений учебных заданий, необходимые комментарии к ним. Кроме того, приложения могут включать фрагменты текстов первоисточников, другие учебные и иллюстративные материалы.
ж) дополнительные средства поддержки УМ
Наряду с печатными информационными текстовыми модулями весьма продуктивным представляется их поддержка и сопровождение дополнительными средствами обучения: аудио- и видеозаписи, а также обучающими программами и технологиями обучения на основе использования возможностей компьютерных сетей (распределенное обучение, тьюторинг).
Разумно, чтобы печатные и иные средства модернизации учебного процесса с помощью УМК дополняли друг друга, причем возможности аудио-, видео- и компьютерных средств обучения “брали” бы на себя те функции, которые с трудом реализуются в печатном виде или не могут быть реализованы на жестких носителях вовсе.
Аудионосители (аудиокассеты, звуковые компьютерные файлы) могут сопровождать УМ и выступать как инструмент поддержки печатных материалов. На аудионосителях содержатся разъяснения основной проблематики курса, тексты важнейших лекций или их фрагменты и т. п.
Видеоносители (видеокассеты, компьютерные видеофайлы) могут содержать учебные фильмы (в том числе и анимационные), выполняющие функцию визуализации и/или сопровождения печатных материалов. Это особенно актуально для демонстрации лабораторных опытов и представления процессов и явлений, актуальных для изучения, но эмпирическое наблюдение которых недоступно или невозможно.
Наиболее перспективным представляется создание и использование учебных материалов на электронных носителях. Прежде всего, это могут быть электронные версии печатных материалов. Несмотря на критику, этот путь представляется достаточно перспективным, тем более что электронные аналоги печатных материалов могут быть структурированы сообразно дидактическим задачам, гипертекстуализированы и снабжены системами поиска информации.
Более эффективными являются мультимедийные средства обучения, которые, объединяя тексты, графические материалы, звук и видео позволяют полнее представить изучаемые явления и процессы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Что поместить в контролирующий блок учебного модуля
Профессор, член-корреспондент Польской Академии Наук. Разработал блочную систему обучения, объединяющую традиционную школьную дидактику и самообразование.
Впервые блочное обучение описал польский педагог Чеслав Купичевич (Czesław Kupisiewicz) в книге «Основы общей дидактики» (1973). Так он назвал свою «систему управления самообразованием», в которой обучение строится по чёткой программе, но внутри неё у ученика есть свобода действий.
По замыслу автора учебная программа подразделяется на следующие блоки:
В последние десятилетия XX века многие были убеждены, что традиционные школы скоро уйдут в прошлое, и все знания люди будут получать с помощью цифровых технологий. Блочное обучение позволяло создавать образовательные программы для полностью компьютеризированного обучения.
Но и сейчас, когда стало очевидно, что люди лучше усваивают знания при взаимодействии с другими людьми, идеи «управляемого самообразования» остаются актуальными. Они легли в основу стратегии модульного обучения, при котором ученик сам изучает предмет, а учитель создаёт условия для этого: мотивирует, направляет и контролирует.
Как устроено модульное обучение
Каждый день посвящён изучению одного или двух смежных дисциплин (например, история и литература или алгебра и геометрия). Считается, что без «скачков» по предметам информация усваивается легче. Кроме того, ученикам комфортнее общаться с одним–двумя преподавателями в день, а не с пятью–шестью. Минимальная продолжительность занятия — 2 академических часа (90 минут).
Программа по каждому предмету разделена на части (модули):
Целевой модуль (1–2 занятия) — учитель знакомит учеников с основными понятиями темы и оценивает уровень начальной подготовки класса.
Информационно-операционный модуль (3–5 занятий) включает самостоятельные и практические работы, на которых ученики изучают источники информации, дискутируют, обсуждают и прорабатывают материал.
Коррекционный модуль (1–2 занятия) — повторение и обобщение материала, задания для взаимо- и самопроверки, выявление пробелов в знаниях и их устранение.
Контрольный модуль (1–2 занятия) – проверка знаний по всей теме. Может проводиться в форме теста или зачёта.
На всех этапах есть промежуточные проверки в мягкой форме: например, самопроверка, взаимоконтроль или сверка работы с образцом. Это помогает преодолеть страх перед оценкой.
За работу на уроках и результаты проверок ученики получают баллы. В ходе занятия каждый ученик получает несколько оценок — за каждый вид учебной деятельности. Отрицательной мотивации нет: если учащийся плохо справился с работой, он просто получает меньше баллов.
Все промежуточные оценки выставляются только в тетрадь. В журнал ставится финальная оценка, которая рассчитывается по рейтинговой системе: в зачёт идёт сумма баллов, полученная на занятиях, и результаты итоговой контрольной.
Как проходит модульный урок
Подобно тому как учебная программа делится на модули, каждый урок разделён на учебные элементы:
Пример технологической карты для урока биологии
Источник: biouroki.ru
В течение модульного занятия учащиеся работают самостоятельно, общаются и помогают друг другу, оценивают себя и товарищей. Преподаватель контролирует процесс, отвечает на вопросы учеников и следит за временем выполнения заданий.
Применение модульного обучения
Обучение по модульно-блочной системе требует от учеников ответственности, самостоятельности и сформированных учебных навыков. Поэтому её разумно использовать в старших классах и вузах.
Технологии блочного обучения можно использовать на индивидуальных уроках, занятий в парах и малых группах. Они позволяют сочетать любые виды учебной деятельности: лекции, дискуссии, самостоятельные, практические и лабораторные работы. Модульное обучение сочетается с любыми формами получения образования: очной, дистанционной или семейной.
Плюсы и минусы модульно-блочного обучения
Плюсы:
Минусы:
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно