Что помогает нам говорить
10 принципов эффективной речи: как правильно донести свою мысль до собеседника
Таким преимуществом, как природное красноречие, мало кто может похвастаться. Но каждый человек хочет, чтобы его слушали, слышали, понимали и принимали во внимание его мысли. Грамотная коммуникация – дело непростое. Однако есть некоторые секреты, которые помогут научиться говорить красиво, ярко, завоевывать внимание собеседника и даже целой аудитории. Попробуем разобраться, как доносить свои мысли правильно.
Основа эффективного общения – понимание потребностей собеседника
Правильно говорить, так, чтобы слышали, важно не только для людей, задействованных в определенных сферах – в рекламном бизнесе, политике, журналистике. Это нужно и в повседневной жизни. Красноречие и убедительность в озвучке своих мыслей позволяют достигать целей, чувствовать себя уверенно и получать от общения желаемое.
Сейчас, когда у нас есть интернет и социальные сети, кажется, что обмениваться информацией и общаться стало гораздо легче и проще. Но это ошибочное мнение. От скорости, с которой слова доносятся до собеседника, не зависит качество понимания их смысла. Чем активнее проходит общение, тем меньше мы замечаем, что именно и как мы говорим. Взять, к примеру, электронную переписку: мы видим либо банальную вежливость, которая применяется для всех без разбора, либо напористость.
Чаще всего человек концентрируется на том, что хочет сказать. И это является ключевой ошибкой. Необходимо в первую очередь подумать о том, чтобы его услышали, а еще лучше – поставить себя на место собеседника и попытаться понять, в каком формате он лучше усвоит мысль. То есть, нужно понять потребности собеседника. Вот простой пример: сотрудник компании хочет получить повышение. При разговоре с руководителем, он, скорее всего, будет рассказывать о своем стаже работы в компании, опыте, образовании, успехах. Но руководитель, вероятно, больше хочет услышать о том, что может сделать этот сотрудник для компании, занимая новую должность. Если он этого не услышит, вряд ли у него будет мотивация для рассмотрения данного сотрудника в качестве кандидата на высокую должность.
Так как правильно донести свою мысль до человека? Нужно ли знать специальные слова, убедительные фразы? Специальных слов нет, важнее то, насколько правильно мы применяем слова и выражения, в каком контексте. В первую очередь следует изучить собеседника: определить его жизненные приоритеты, ценности, почувствовать его границы в общении.
Приемы, усиливающие речь
Обратите внимание на то, как говорите. Не используйте излишние сокращения, непонятные термины, сократите количество вводных конструкций. Бывает так, что одно броское слово может заменить несколько предложений. Не украшайте свою речь чересчур, так как это мешает уловить смысл.
При общении с аудиторией обилие общих фраз в речи приводит к тому, что люди теряют интерес к прослушиванию. Делайте как мастера коммуникации и известные ораторы: выстраивайте эмоциональный контакт с аудиторией и постарайтесь говорить так, чтобы каждый человек думал, что вы обращаетесь лично к нему. Произносите то, что создает определенный резонанс с эмоциональным опытом человека или группы людей.
В любом общении важна искренность, неравнодушие к чувствам и потребностям собеседника, открытость. Если говорить так, то шансы на то, что вас услышат, значительно увеличиваются.
10 принципов эффективной речи
Сегодня, учитывая опыт ораторов, завоевывающих внимание огромных аудиторий, известных мастеров коммуникаций, можно точно назвать 10 принципов, на которых строится эффективная речь:
Так, если вы будете строить свою речь с учетом указанных принципов, вы сможете точно и правильно доносить свои мысли до собеседника или аудитории. А курс «Эмоциональный интеллект», разработанный Викиум, позволит вам повысить эффективность общения как на работе, так и в личной жизни. Вы научитесь «считывать» собеседника, распознавать его эмоции и потребности. Вы научитесь видеть эмпатию и скрытые эмоции, определять ложь и попытки манипулировать вами. Благодаря таким навыкам в любой ситуации вы сможете корректно вести диалог, улучшить общение с коллегами и близким окружением, делать так, чтобы вас не только слышали, но и слушали.
7 способов говорить легко и непринужденно в любой ситуации
Сказать тост на семейном празднике или корпоративе, снять видео для блога или просто донести свою мысль до собеседников — легко ли вам это дается? Если нет, то знайте: прокачать навыки спонтанной речи не так уж сложно. Эти 7 хитростей от консультанта по речи помогут вам говорить легко и ярко даже в самой неожиданной ситуации.
Когда я оказываюсь на семейном празднике, корпоративе или кофе-брейке, я почти всегда замечаю, что как минимум 7 человек из 10 избегают спонтанного общения и уж тем более необходимости что-то сказать на публику экспромтом. Пусть даже «публика» состоит из пары человек.
Они лучше нальют себе чай, проверят мессенджеры, сверятся с заметками на телефоне или с удовольствием послушают кого-нибудь другого… Все что угодно, только бы не попасть в неловкую ситуацию! Люди часто стесняются своей речи и выбирают, как им кажется, более надежную стратегию для их имиджа: молчание.
«Лучше я буду молчать…»
«В целом я не глупая, не отсталая, книжки умные читаю, — как-то поделилась со мной участница тренинга, — но на корпоративе или на какой-нибудь встрече обычно молчу. Если открываю рот, получается какая-то чушь: петляю в темах, путаю окончания и в самый неподходящий момент обязательно забуду какое-нибудь нужное слово и остановлюсь. Мне становится стыдно за себя».
Спонтанная речь — одна из самых трудных форм общения. Ее особенность заключается в том, что она рождается одновременно с мыслями. То есть говорящий вынужден одновременно думать и говорить: генерировать мысль и в этот же момент «упаковывать» ее, подбирать слова и нужные речевые конструкции.
Когда нас оценивают, наши слова значимы и нас сковывают рамки времени — это становится проблемой
В такие моменты мы ощущаем дефицит времени, и большинство людей реагируют на него стрессом. Как следствие — в таких условиях теряется мысль или страдает форма ее выражения: мы произносим ненужные слова, делаем паузы и допускаем ошибки.
Как-то президент США и блестящий спикер Вудро Вильсон как-то сказал: «Если я буду говорить 10 минут, мне нужна неделя для подготовки. Если час, то я готов начать прямо сейчас».
В бытовом общении оговорки, недосказанность, нелогичность суждений простительны. Но как только мы оказываемся в ситуации, когда нас оценивают, когда наши слова значимы, когда нас сковывают рамки времени, все эти недочеты становятся проблемой. Чтобы ее решить, придется приложить усилия.
Роль эмоционального состояния человека
Спонтанная речь часто воспринимается как экзамен на грамотность. Когда человек говорит что-то без подготовки, он демонстрирует свои умения. Но представление о том, что спонтанная речь отражает истинный уровень развития речевых навыков, верно лишь отчасти.
Сбои, нарушения в речи возникают и на фоне сильных эмоций. Поэтому, чтобы улучшить свою спонтанную речь, человеку важно научиться настраивать себя на выступление.
7 способов улучшить свою спонтанную речь
1. Учитесь снимать эмоциональное напряжение. Стресс негативно влияет на когнитивные способности. Из-за сильного эмоционального напряжения у человека могут возникнуть трудности с речью: он забывает слова, обрывает мысли. Возникает много пауз и оговорок.
Скорректировать ситуацию помогут техники релаксации (например, осознанное дыхание), а также когнитивно-поведенческая терапия, позволяющая работать со своими страхами и тревогами в момент спонтанного общения и выступлений.
2. Культивируйте заинтересованность. Интерес — это эмоция, повышающая наш тонус: она усиливает мотивацию и помогает справиться с негативными мыслями, которые тормозят речевой и мыслительный процессы. Попытайтесь найти в процессе разговора то, что вас может увлечь. Это могут быть собеседник или его позиция, тема обсуждения, интересное слово или метафора, поиск идей, возможность посоревноваться.
Намеренно переключайте себя с тревожных мыслей («у меня ничего не получится», «я точно скажу что-нибудь не то или забуду слова») на состояние заинтересованности («да, ситуация непростая, но мне даже интересно, как все сложится», «мне любопытно попробовать новый инструмент», «интересно понаблюдать за реакцией собеседника»).
3. Используйте речевые схемы и формулы. Уязвимое место спонтанной речи — сложности с построением фраз. Не зря ее называют «петляющей». Из-за дефицита времени спикер часто обрывает свое высказывание, уходит от темы. Страдают логика и структура устного текста.
Улучшить качество спонтанной речи помогает использование формул — структурно-смысловых моделей речи. Их знание и постоянное применение сокращает время на создание нужных конструкций и помогает «заливать» мысли в уже готовые образцы.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе «Что помогает нам говорить»
Александра Вятчина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе «Что помогает нам говорить»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во II младшей группе
тема: «Что помогает нам говорить»
Интеграция образовательных областей: здоровье, физическая культура, коммуникация, познание.
Образовательная область «Здоровье»
Познакомить детей с органом речи: рот, губы, язык, зубы. Закрепить знания детей о способах ухода за зубами (чистить, полоскать, есть полезные продукты). Развивать у детей интерес к изучению себя, своих физических возможностей. Развивать и укреплять дыхательную мускулатуру с помощью речевых дыхательных упражнений.
Образовательная область «Физическая культура»
Развивать физические качества: выносливость, равновесие (ходьба по профилактическим дорожкам). Формировать умение выполнять упражнения по показу воспитателя, согласовывать свои действия с движениями других.
Образовательная область «Коммуникация»
Развивать умение отвечать на вопросы, используя формы простого предложения. Стимулировать детские высказывания из двух, трёх простых фраз. Упражнять в выполнении артикуляционной гимнастики.
Образовательная область «Познание»
Стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового. Поддерживать и развивать интерес к совместной деятельности.
Образовательная область «Социализация»
Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние героев сказок.
Развивать умение передавать эмоции – радость, грусть, удивление.
Формировать умение принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная.
ИКТ и ТСО: мультемедийная установка, презентация «Что нам помогает говорить», музыкальное сопровождение «Барыня», песня из м\ф Фунтик «О дружбе»
Методы и приемы организации детской деятельности: педагогическая ситуация, сюрпризный момент, интерактивные игры, элементы экспериментирования, просмотр слайдов в презентации «Что нам помогает говорить»
Дети заняты самостоятельной деятельностью.
Воспитатель находит в группе яркий конверт с приглашениями в гости от Нюши и Кроша.
-Сейчас мы узнаем, кто пойдет в гости к Нюше, а кто к Коршу. У кого окажется в руках пригласительный билет с фотографией Нюши пойдет со мной к ней в гости, а у кого пригласительный билет с фотографией Кроша тот пойдет к нему в гости с Ольгой Викторовной. Протяните руки вперед, закройте глаза. (Воспитатель кладет детям в руки пригласительные билеты).
-Кто бы это мог быть? Ребята, если бы вы были дома одни, вы бы открыли дверь незнакомым? (ответы детей)
Воспитатель подходит к двери спрашивает
Второй воспитатель:
— Я почтальон Печкин, вам посылка от Нюши. (Вручает посылку)
(воспитатель открывает коробку в ней кубик, на котором изображены эмоции)
-Как интересно! Дети, а вы знаете что это? (ответы детей)
-Я вам предлагаю поиграть в интересную игру с кубиком Эмоций?
— Мальчики сядут на квадрат, девочки на круг. Чтобы сидеть было удобно, снимите пожалуйста свою обувь и поставьте аккуратно. Сейчас мы будем кидать кубик и что выпадет то и покажем. (2-3 раза кидают кубик). Заканчивается игра на положительной эмоции, воспитатель обращает внимание на мимику детей.
Воспитатель (заглядывает в коробку)
— А здесь еще есть письмо, от кого оно? А это письмо от Нюши, что же она пишет. (Читает письмо)
Молчун, заколдовал меня, и теперь я не могу разговаривать, песни петь, стихи читать. А расколдовать меня могут смелые и добрые ребята, когда расскажут, что помогает нам говорить. Помогите мне, пожалуйста! Ваша Нюша.
-Что будем делать? (ответы детей)
— Но Нюша живет в сказочной стране, а путь до неё не простой. Вы готовы? (ответы детей). Тогда в путь.
1 слайд- дорога в сказку
(дети, проходят по профилактическим дорожкам под музыку из м\ф «Фунтик» о Дружбе)
2 слайд- домик Нюши
-Рассаживаетесь поудобнее, спина прямая (воспитатель обращает внимание на осанку детей)
-Ребята, мы пришли в сказку к дому Нюши.
3 слайд- Д\и «Назови что видишь»
-Сказка предлагает нам игру, нужно сказать что ты видишь на экране кто будет вращаться, того и надо будет назвать. (индивидуальные ответы).
-Ребята, а теперь закройте рот рукой и попробуйте произнести, то что видите на картинках. (дети закрывают рот рукой и пробуют говорить)
-Ни как не получается. Как вы думаете почему? (ответы детей)
-Что нам помогает говорить? (ответы детей)
3 слайд- изображение рта.
-Никита, что же это такое? (ответы детей)
-Повтори, Маша, что это такое?
-Катя, а чем мы снимаем пищу с ложки? (ответы детей)
-Повтори, Полина, чем мы снимаем пищу с ложки?
5 слайд- кошка лакает молоко.
-Скажите пожалуйста, а чем кошка лакает молоко? (ответы детей)
-Повтори, Аршак, чем кошка лакает молоко?
-Ребята, мы с вами рассказали, о том, что нам помогает говорить, а значит расколдовали Нюшу. А у Нюши есть собака которую зовут Шарик, и он предлагает нам поиграть с ним. Вы согласны, ребята? (ответы детей)
7 слайд- Собака (улыбается- язык показывает)
10 слайд – рассказывает сказку
11 слайд- домик язычка
12 слайд- 1 дверца губы.
-Что надо делать чтобы наши зубы были крепкие и здоровые. (Дети: за ними надо ухаживать. Необходимо, чистить зубы 2 раза в день утром и вечером. Для того что бы удалить остатки пищи у нас в зубах)
— А, еще надо есть полезную пищу для наших зубов (Ответы детей)
-Сейчас мы расскажем Нюше, что полезно, что вредно для зубов, а подскажут нам звуки, если услышите звон колокольчика, значит это полезно, а если услышите барабанную дробь, значит вредно.
-А сейчас Нюша, поиграет с нами в игру. Мы будем следить за Нюшой, только глазами голову нельзя поворачивать.
16 слайд- Гимнастика для глаз.
-Ну, а нам пора возвращаться в детский сад по тропинке. А поедем мы на тракторе (т-т-т звук с силой на выдохе). Ура, мы приехали в детский сад. В честь этого мы сделаем салют (К-К-К-К на выдохе)
-Интересно, а что же это такое? (открывает подарочный пакет). Да, это зеркальце. (раздать зеркальце). Посмотрите, пожалуйста, в зеркальце на свой рот. (дети смотрят в зеркальце)
-Покажите пожалуйста, зеркальцу что нам помогает говорить.
-А как надо ухаживать за своими зубами? (ответы детей)
-Спасибо, ребята, вы молодцы похлопаем себе.
Консультация «Как игрушки помогают говорить?» Игрушки помогают говорить. Игра является ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте. Играя с игрушками, ребенок обучается новым.
Как научить ребенка говорить «Спасибо» Как научить ребенка говорить «спасибо». Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш вырос воспитанным человеком. Как только ребенок начинает.
О чем нельзя говорить при детях. О чем нельзя говорить при детях. Обращали ли вы когда- нибудь внимание как ведет себя ваш ребенок, когда вы общаетесь с другими взрослыми.
«Пальцы помогают говорить» — логопедическая работа в ДОУ Пальцы помогают говорить. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую.
Консультация «Поможем малышу говорить» Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции.
Проект «Пальцы помогают говорить» Проект, направленный на повышение потенциальных возможностей речевого развития детей с ОВЗ с помощью здоровьесберегающих технологий. Учитель-логопед.
Консультация «Пальцы помогают говорить» Движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Все ученые, изучившие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое.
Стенгазета «О Родине мы будем говорить» В нашей школе (школа у нас особенная, в ней обучаются ребята с нарушением слуха) ежегодно проводится речевая конференция. В этом году тема.
Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.
Учимся говорить правильно Учимся говорить правильно! У многих детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность.
Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое ораторское искусство
Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.
Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.
Почему важно развивать ораторское искусство
Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.
считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».
Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:
«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».
Основные принципы ораторского искусства
Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.
Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.
Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.
Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.
Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.
Как развить ораторское искусство
«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».
Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».
Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.
Где учиться ораторскому искусству
Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.
«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».
В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.
Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.
Практические упражнения
Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.
Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.
Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».
Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.
Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.
Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.
Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.
Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.
Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.