Что помогает освоить новые знания
5 инструментов для быстрого освоения новых знаний и навыков
Директор «Русской Школы Управления»
Анастасия Боровская, директор «Русской Школы Управления», рассказывает, как правильно использовать обучение для реализации карьерных целей. Советы будут полезны молодым специалистам и тем, кто хочет прокачать профессиональные навыки в новой для себя сфере.
Последние несколько лет стало очень модно учиться. Работодатели регулярно отправляют своих сотрудников на различные курсы повышения квалификации и тренинги. Причем это не смогли изменить даже пандемия и кризис. Большинство руководителей понимают, что успех компании зависит прежде всего от профессионализма сотрудников, которые в ней работают, и продолжают обучать персонал.
Сами сотрудники тоже осознают важность регулярного повышения квалификации. На рынке труда сейчас колоссальная конкуренция, а выделиться из толпы отлично помогает арсенал профессиональных знаний и навыков. Регулярное обучение постепенно становится одним из главных конкурентных преимуществ.
Несмотря на эту жажду знаний, в итоге и работодатели, и сотрудники редко получают то, чего они так хотят добиться. Пройти обучение – это лишь полдела. Гораздо важнее усвоить всю полученную информацию, переработать ее и научиться применять на практике.
Существует несколько техник, которые помогают быстро превратить знания в реальные рабочие навыки. Если следовать этим простым правилам, то можно в разы увеличить практическую пользу от обучения. Именно эти принципы мы используем при разработке своих программ обучения и рекомендуем тем, кто продолжает учиться самостоятельно.
1. Дробите обучение на части
Не стоит бросаться с головой в «омут» обучения и стараться охватить максимум тем за минимальные сроки. Если информации слишком много, то быстро усвоить ее довольно сложно. К концу обучения вы уже забудете то, что изучали в начале.
Лучше всего действовать планомерно. Рассматривайте интересующие вас темы по очереди и каждый раз закрепляйте изученное на практике.
Не бойтесь сразу применять новые знания и навыки в реальной работе, но действуйте при этом постепенно: сначала четко отработайте один навык и только потом переходите к другому. Это позволит избежать большого количества ошибок при внедрении изменений и не снижать эффективность работы.
Что делать
Разделите нужную вам тему на несколько частей и решите, в каком порядке будете заниматься. Если тема большая, то лучше дополнительно разбить ее еще на несколько пунктов. Работайте короткими спринтами: определили тему – изучили – отработали на практике. Так вы сможете максимально быстро и эффективно усвоить материал любой сложности.
2. Выбирайте правильные кейсы
Многие допускают большую ошибку, выбирая в качестве примера для подражания глав крупных международных компаний или известных бизнес-тренеров. Ведь путь к успеху у каждого свой, и он всегда связан с непредсказуемыми поворотами событий. То, что получается у одного, может не получиться у другого.
Учитесь у тех, кто начинал со средних результатов и в итоге добился больших успехов в своем деле. Истории о «миллионерах из трущоб» не всегда адаптивны.
Что делать
Определите задачи, которые хотите решить, и подберите кейсы с похожими исходными данными. Обращайтесь к опыту российских компаний из смежных отраслей, изучайте опыт зарубежных коллег. Тогда можно будет не сомневаться в том, что выбранные инструменты сработают на российском рынке, так как отработанный прошлый опыт других – это ваша модель поведения сегодня.
Найти подходящие кейсы несложно. Сейчас есть много деловой литературы, основанной на личных историях успеха. Вы легко сможете подобрать историю, которая подойдет в вашей ситуации. Например, для начала можно взять книгу «И ботаники делают бизнес» с вдохновляющей историей успеха основателя «Додо Пиццы» или книгу «Доставляя счаcтье» об истории компании Zappos.
Кроме того, полезно читать интервью и статьи профессионалов в интересной для вас области. Они часто рассказывают о том, как строят свою карьеру, каких успехов добиваются и какими инструментами пользуются. Найти такие авторские колонки можно в большинстве крупных деловых СМИ (Forbes, РБК, Ведомости) и площадках для предпринимателей (например, RB.ru и VC.ru).
3. Не отходите от намеченного плана
Успешно освоить что-то новое невозможно без постоянной работы над собой. Чтобы не упустить из поля зрения ничего важного и гарантированно усвоить все, что вы узнали на обучении, нужно составить план своего развития. Так вам будет проще принимать решения и не отвлекаться на второстепенные задачи.
Что делать
Набросайте небольшую памятку с основной информацией, которую необходимо изучить. Разделите ее на навыки, которыми хотите овладеть, и по каждому из них составьте план ваших действий. Дополните памятку планом практических занятий: к чему можно применить, когда начать отрабатывать и как действовать.
4. Ищите опытных наставников
Найдите человека, который уже давно владеет нужными вам навыками. Он поможет разобраться в сложных моментах изучаемой темы. Если в компании не существует системы наставничества, то ищите другие площадки, где можете получить необходимый опыт.
Это могут быть деловые встречи по работе, блоги, профессиональные конференции. При поиске по максимуму используйте все возможности нетворкинга (как при личных встречах, так и в онлайне). Например, можно найти наставника среди тех, кто ведет свои профессиональные блоги в Яндекс.Дзене или Инстаграме.
Для них подобный опыт сотрудничества может стать отличным вариантом для дополнительного контента. Если вам больше подходит формат общения в рамках деловых конференций, то искать подходящие варианты можно на All-events.ru. И, конечно, стоит обратиться за советом к более опытным коллегам. Ведь они тоже заинтересованы в повышении вашего профессионального уровня.
Что делать
Найдите наставника, который будет готов помогать вам в профессиональном развитии. Он не обязательно должен постоянно находиться с вами рядом. Достаточно, чтобы наставник дал вам реперные точки, на которые нужно опираться при отработке новых навыков.
Выделите из всего изученного материала основные инструменты, которые вы хотите отработать на практике. Обсудите с наставником план по внедрению этих инструментов в работу. Разберите с ним, какие трудности могут встретиться на пути и как их можно избежать.
5. Готовьтесь к спадам энтузиазма
Отработка новых навыков не дается легко. Иногда требуется много раз повторить одно действие, чтобы добиться нужного результата. И к этому нужно быть готовым.
Столкнувшись со сложностями при освоении новой темы, многие опускают руки и забрасывают самостоятельные занятия. Чтобы этого не случилось, заранее продумайте, как будете вести себя в такой ситуации.
Что делать
Разработайте систему самомотивации. За успешное выполнение каждого пункта плана освоения знаний назначьте себе награду. Это может быть что угодно: поход в кино или театр, ужин в новом ресторане, покупка одежды или сладостей. Главное – чтобы для вас этот мотиватор точно сработал.
Дополнительно можно подстраховаться системой наказаний за несоблюдение сроков. Например, запретите себе заниматься любимым хобби, пока все не будет сделано.
Чтобы действительно чему-то научиться, мало просто посещать курсы и читать деловую литературу. Гораздо важнее создать систему собственного развития по итогам этого обучения. Определите цели, подберите материалы, составьте план, продумайте мотивацию и найдите наставника. Эти пять несложных действий помогут вам стать настоящим профессионалом в своем деле.
5 способов учиться быстрее
Как быстрее усваивать и запоминать новую информацию.
Скорость и эффективность обучения зависят от состояния человека и обстоятельств, в которых он находится. Рассказываем, как создать нашему мозгу условия, в которых информация запоминается быстро, прочно и надолго.
Обучение других
Информация усваивается надёжнее и быстрее, если мы объясняем её другим. Во время объяснения мы повторяем материал, анализируем и структурируем его, обнаруживаем пробелы в собственном понимании темы. Скорость и качество обучения улучшаются, даже когда мы никого не учим, а только думаем, что нам это предстоит это сделать. К такому выводу пришли учёные из Вашингтонского университета.
Они провели эксперимент: разделили обучающихся на две группы. Тем, кто попал в первую группу, предложили изучить определённую информацию, чтобы потом объяснить её другим людям. Участникам второй группы нужно было освоить ту же самую информацию, чтобы сдать стандартный тест. При проверке результатов выяснилось, что участники эксперимента из первой группы лучше запомнили материал и более полно ответили на все вопросы.
Изучая теорию и решая задачи, представляйте, что вам нужно объяснить эту информацию одноклассникам, родителям, младшим братьям и сёстрам, и усвоение материала пойдёт быстрее.
Учёба без спешки
Стараясь запомнить как можно больше информации за короткое время, мы на самом деле не ускоряем, а замедляем процесс запоминания нового. К такому выводу пришёл автор книги «Как мы учимся» (How We Learn) Бенедикт Кэри после ознакомления с исследованиями об образовании, сделанными в США за последние десятилетия. Согласно одной из теорий, стремление быстро выучить материал приводит лишь к тому, что информация быстрее забывается. Для качественного запоминания рекомендуется «растягивать» процесс обучения. Например, если заниматься три раза в неделю по полчаса, в голове останется больше знаний, чем после одного полуторачасового занятия в неделю.
Возвращайтесь к теме через день-два после её первоначального изучения, повторяйте пройденный материал и только после этого двигайтесь дальше.
Конспекты от руки
Ведение конспекта во время лекции способствует запоминанию информации. Значение имеет и то, как именно писать конспект — от руки на листе бумаги или с помощью ноутбука. Учёные Принстонского и Калифорнийского университетов провели несколько исследований и установили, что студенты, которые делали заметки от руки, внимательнее слушали лектора, запомнили больше информации и глубже поняли материал, чем их однокашники, которые печали конспект на ноутбуке. Исследователи заключили, что это связано с процессом обработки информации: когда мы конспектируем материал от руки, мы не записываем слова лектора дословно, а осмысливаем их и передаём своими словами, благодаря чему лучше понимаем и запоминаем сказанное.
Слушая лекцию, записывайте от руки основные тезисы, но не воспроизводите их дословно, а старайтесь понять и пересказать своими словами.
Непредсказуемость результата
В 2018 году группа американских учёных провела эксперимент: макакам-резусам давали разные задания, а по итогам их выполнения обезьяны получали сок. При этом за выполнение одних заданий награда следовала всегда, а за выполнение других вознаграждения могло и не наступить. Измеряя мозговую активность обезьян, учёные выяснили, что зоны, отвечающие за обучение, работали активнее, если обезьяны не могли предсказать, получат они награду или нет. Таким образом, было установлено, что непредсказуемость результата и умеренная тревога положительно влияют на работу мозга: неуверенность и волнение при подготовке к экзаменам помогают быстрее усваивать и запоминать информацию.
Начиная изучать что-то новое, обязательно назначьте себе «внутренний экзамен» для проверки знаний и установите награду за успех. Например, после каждой темы запланируйте прохождение тестов на определённое количество баллов, и если удалось набрать нужное количество — вознаграждайте себя приятным для вас способом. Если же баллов набрать не удалось, повторите материал и назначьте себе «переэкзаменовку».
Изменение алгоритмов обучения
Во время учёбы мы часто опасаемся менять методы и подходы, предпочитая использовать проверенные схемы и повторять их снова и снова. Однако эксперимент, проведённый в 2016 году Университете Джона Хопкинса, доказывает обратное — смена алгоритмов обучения ускоряет усвоение информации. В ходе эксперимента перед участниками поставили задачу освоить один и тот же навык на компьютере за два урока. Одна группа оба раза выполняла задание одним и тем же способом, а другой группе на втором уроке предложили использовать другую методику. В итоге участники второй группы показали лучший результат.
Изучая и повторяя материал, используйте разные методики и подходы, например, решайте одну и ту же задачу дважды или трижды разными способами. Теоретический материал изучайте сначала по учебнику, а потом — по видеоуроку или конспекту лекции. Другой порядок изучения материала, новые пособия, курсы, преподаватели, новый подход к теме — все эти изменения активизируют работу мозга и ускоряют процесс обучения.
Что нужно запомнить:
При подготовке материала использованы исследования Вашингтонского университета, книга «Как мы учимся» (How We Learn) Бенедикта Кэри, статья учёных Принстонского и Калифорнийского университетов, результаты исследования 2018 года и эксперимента, проведённого в 2016 году в Университете Джона Хопкинса.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Наука обучения: как лучше усваивать новые знания в целом и IT-навыки в частности
Прокачиваем память и внимание
Выберите свою технику для запоминания информации. Чаще всего в обучении используют интервальные повторения, систему Лейтнера и активное вспоминание.
Техника интервальных повторений основана на теории Эбингауза — изученная информация постепенно забывается, если не повторять ее в нужное время. Ученые периодически пытаются вычислить самые эффективные «точки» для повторений. Пока стоит пользоваться схемой «1-7-16-35», то есть повторять материал через день, неделю, 16 и 35 дней.
Система Лейтнера — это усложненный метод интервальных повторений. Он удобен для запоминания сложных терминов или иностранных языков. Также с его помощью можно выучить команды и функции, используемые в программировании. Ученику нужно завести 3 коробки. Сначала в первую коробку складываются слова, которые ученик не знает или знает плохо. Их нужно повторять каждый день. Как только ученик выучил слово, он складывает его во вторую коробку. Слова из второй коробки повторяют каждые три дня. Успешно выученные слова отправляют в третью коробку, невыученные в первую. Слова из третьей коробки повторяют каждые пять дней. Практику продолжают до тех пор, пока все слова не окажутся в третьей коробке.
Активное вспоминание проще всего использовать не для запоминания конкретных терминов, а для изучения большой темы. Нужно прочитать несколько раз учебный материал, а затем не механически повторять его, а запоминать активно. Например, можно написать эссе по прочитанному материалу, пересказать его другу или составить список вопросов, основанный на материале и отвечать на него.
Стройте связи между изученными понятиями. Исследования показывают, что быстрее обучаются те, кто устанавливает связи между изученными идеями. Для этого проще всего использовать майнд-карты, но можно действовать и по-другому. Главное — постоянно включать изученные термины и определения в общий контекст. Например, можно составить словарь из изученных терминов и записать их на одном листе — это уже помогает образованию связей между понятиями.
Помогайте своему вниманию. С одной стороны, для интенсивного обучения, нужно отвлечься от всех раздражителей и сосредоточиться на занятиях. С другой стороны, воля и внимание — исчерпаемые ресурсы и чем дольше вы концентрируетесь на одном предмете, тем сложнее это получается. Поэтому стоит постоянно менять техники обучения и даже изучать несколько тем параллельно. Переключайтесь — решите задачу по программированию, потом повторите несколько сложных команд, а потом напишите простое приложение или функцию. Также можно изучать два языка программирования параллельно — это также поможет переключаться, а заодно станут понятны общие принципы программирования и взаимосвязи между языками.
9 способов учиться эффективнее
В быстро меняющемся мире способность учиться стала жизненно важным навыком. Это основополагающее умение, которое поможет достичь успеха во многих сферах жизни. А чтобы делать это быстро и качественно, мы предлагаем вам 9 способов, которые помогут запоминать информацию и вырабатывать навыки намного эффективнее, чем с помощью классического подхода к обучению:
Научитесь правильно использовать свою память
Есть много способов запоминать информацию быстрее и надежнее – без зубрежки и бессонных ночей. Научитесь управлять своим вниманием и правильно структурировать новые знания, и вы уже заметите изменения к лучшему. Но тренировка памяти не ограничивается только этим. Изучите психологию запоминания и мнемотехнику, чтобы усваивать больше данных за меньшее количество времени.
Продолжайте учить и практиковать новые вещи
Верный способ учиться более эффективно предложил еще Ленин – учиться, учиться и еще раз учиться. В одной статье, опубликованной в Nature, сообщалось, что у людей, научившихся жонглировать, увеличилось количество серого вещества в затылочных долях – области мозга, которая связана со зрительной памятью. Когда эти люди перестали практиковать навык, серое вещество исчезло.
Поэтому, если вы изучаете новый язык или танец, продолжайте практиковать его, чтобы сохранить достигнутые успехи. Этот феномен «используй или потеряй» включает в себя мозговой процесс, известный как «обрезка». Определенные пути в мозге сохраняются, в то время как другие удаляются. Если вы хотите, чтобы новая информация, которую вы только что узнали, оставалась на месте, повторяйте ее.
Учитесь разными способами
Мозг хорошо запоминает информацию, с которой он много работал. Чтобы делать это эффективно и нескучно, воспринимайте данные с разных каналов. Вместо того, чтобы просто слушать подкаст, который включает в себя аудиальное обучение, найдите способ изучать материал еще устно и визуально. Например, расскажите о том, что вы услышали другу, напишите конспект или нарисуйте ментальную карту. Обучаясь более чем одним способом, вы еще больше укрепляете знания в своем уме.
По словам [Judy Willis MD, M.Ed, 2018] исследователя Джуди Уиллис, «Чем больше областей мозга хранят знания о предмете, тем больше образуется взаимосвязей. Из этой избыточности следует, что у учащихся будет больше возможностей извлекать связанные биты данных из нескольких мест хранения в ответ на один сигнал. Эта перекрестная ссылка на данные означает, что мы выучили что-то, а не просто запомнили».
Ищите ответы, а не пытайтесь вспомнить
Обучение – не идеальный процесс. Мы часто забываем то, что уже выучили. Если вы обнаружите, что изо всех сил пытаетесь вспомнить какой-то лакомый кусочек информации, то лучше просто найдите правильный ответ. Чем дольше вы пытаетесь вспомнить его, тем больше вероятность, что вы снова забудете в будущем. Почему? Все эти мучительные попытки найти ранее изученную информацию приводят к закреплению «состояния ошибки», а не к запоминанию верного ответа. Пытаясь вспомнить, вы как бы учите себя забывать.
Найдите свой стиль обучения
Еще одна отличная стратегия повышения эффективности обучения – распознавание ваших образовательных привычек. Существует множество различных теорий о стилях обучения, которые могут помочь вам понять, как вы усваиваете информацию лучше всего. Несмотря на то, что эта концепция все еще является предметом обсуждения, из нее можно извлечь пользу. Распознав свои модели обучения, вы сможете лучше понять свои сильные и слабые стороны, что поможет учиться эффективней.
Попробуйте найти себя в следующих классификациях:
Определите свою модель, и подумайте, как можно использовать сильные стороны и нивелировать слабые.
Проходите тесты
Чтобы закрепить изученный материал и запомнить его на больший срок, обязательно проходите тесты. Исследования [Chunliang Yang, 2018] показали, что такая методика помогает лучше запомнить информацию, даже если в тесте не были охвачены все вопросы. И наоборот, студенты, которые потратили дополнительное время для занятий, но не были протестированы, показали более низкий уровень запоминания материалов.
Учитесь в правильное время
Наши тела имеют свои собственные внутренние «часы», известные как циркадные ритмы, которые контролируют цикл сна-бодрствования и уровни энергии в течение дня. В то время как пики физической силы составляют около 11 утра и 7 вечера, пиковые периоды для умственной работы приходятся на 9 утра и 9 вечера.
В одном эксперименте [Jessica D. Payne, 2012] участники запоминали пары слов либо в 9 утра, либо в 9 вечера, а затем испытуемых тестировали с 30-минутным, 12-часовым или 24-часовым интервалом. Результаты показали, что, хотя время суток не влияло на краткосрочное запоминание, знания на 12-часовом повторном тесте была намного лучше у тех, кто спал всю ночь, чем у тех, кто имел период бодрствования. На 24-часовом повторном тестировании исследователи обнаружили, что те, кто учил вечером перед сном, прошли тестирование лучше, чем те, кто бодрствовал весь день после изучения, а затем спал ночью перед повторным тестом.
Результаты показывают, что обучение незадолго до сна является идеальным временем для лучшего усвоения информации.
Учитесь постепенно
Лучше учить что-то по 20 минут 6 дней, чем потратить на это 2 часа за один день. Этот подход называется «распределенное обучение», и, как показало одно исследование образовательных стратегий [Yana Weinstein, 2018], такой способ дает наибольшую эффективность.
Этот принцип – настоящий подарок для занятых людей, которые никак не могут урвать время для учебы. Иллюстрацией и практическим применением этой техники является правило 5-и часов.
Проходите курсы
Сегодня, в век развития и повсеместного присутствия Интернета, можно найти просто невообразимое количество интересных и познавательных обучающих программ, направленных на развитие самых разных умений, навыков и компетенций. Но среди этого многообразия нужно уметь выбирать действительно стоящие. Будьте бдительны — проверяйте такие программы на предмет наполнения, читайте отзывы, ищите то, что вызывает доверие.
Мы же, в свою очередь, можем порекомендовать вам уже проверенную множеством людей программу «Лучшие техники самообразования» от 4Brain, где всего за 5 недель вы научитесь применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее. И, конечно же, обязательно ознакомьтесь с отзывами.
Резюме
Используя современные наработки психологии, вы можете сделать свое обучение более эффективным. Вот что для этого нужно:
Учитесь учиться, и тогда вы станете эффективней во всем остальном.
Как осваивать новые знания наиболее эффективно
В наши дни организации вынуждены изменяться непрерывно и все быстрее. Консолидируются отрасли, появляются новые бизнес-модели и технологии, иначе ведут себя потребители. Больше всего достается руководителям бизнеса. Они должны понимать, как изменяется деятельность их компаний, как надо теперь работать и принимать верные решения. Говоря словами бизнес-теоретика Ари де Гиуса, «похоже, единственное надежное конкурентное преимущество – это способность учиться быстрее всех».
Речь идет не об освоении знаний в удобном кресле или во время традиционного учебного курса. Придется бороться с нежеланием осваивать новое, постоянно искать возможности роста, овладевать новыми навыками – без отрыва от работы. Все это требует готовности экспериментировать, взять на себя роль неопытного новичка, что для многих почти невыносимо.
Впрочем, за десятилетия коучинга и консультирования тысяч топ-менеджеров из самых разных отраслей мы с коллегами встречали людей, которым легко далось это испытание. Мы выявили четыре фактора их успеха: целеустремленность, понимание себя, любознательность и восприимчивость к новому. Такие люди хотят осмыслить и освоить новое. Они хорошо знают себя. Они много размышляют и задают меткие вопросы. Они прощают себе свои ошибки, неизбежные при обучении.
Одним это дано от природы, другим нет. Но, опираясь на исследования в психологии и менеджменте, а также на свой профессиональный опыт, мы обнаружили несколько приемов, с помощью которых любой из нас может развить в себе эти качества – даже те, что часто считаются врожденными (целеустремленность, любознательность и открытость новому).
Целеустремленность
Целеустремленность видна сразу: вы либо хотите научиться новому, либо нет; у вас либо есть амбиции и мотивация, либо нет. Лучше всего учатся те, кто ставит перед собой далекоидущие цели. Это важно, ведь иногда нам совсем не хочется учиться, а без этого цели не достичь.
Вспомните, как ваша компания недавно переходила на новые рельсы: перекраивала отчетность, заменяла CRM-платформу, перестраивала цепочку поставок. Вас это радовало? Сомневаюсь. Наверняка вы попытались найти повод, чтобы не осваивать новое. («Это отнимет много времени. Меня вполне устраивают прежние методы. Может, новый еще и не приживется».) На пути к знаниям мы обычно спотыкаемся об это препятствие – ждем неприятностей и потакаем своему нежеланию учиться.
Но когда мы хотим освоить новое, все наоборот: мы думаем о хорошем и представляем себе светлое будущее, в котором пожинаем плоды своего труда. С таким настроем учиться легко. Исследования показали, что если думать о плюсах, а не о минусах, то куда легче делать даже не самые воодушевляющие дела. Например, когда Николь Детлинг, психолог из Университета Юты, попросила воздушных гимнастов и конькобежцев представить себе, как выиграют они, освоив новые навыки, они с готовностью стали учиться.
Несколько лет назад я была коучем директора по маркетингу, который никак не мог заставить себя научиться работать с большими данными. Большинство его коллег уже прошли этот путь, но он все твердил, что у него нет времени и что в его отрасли большие данные не важны. В конце концов я поняла, что все дело в отсутствии целеустремленности, и попросила его подумать, будет ли маркетинг, основанный на анализе данных, выгоден ему лично. Директор признал, что хотел бы лучше знать, как разные потребительские сегменты реагируют на проводимую его подчиненными онлайн-рекламу в магазинах. Тогда я попросила его представить себе, что он уже получает эти данные. прошел год. как изменилась работа отдела? У него загорелись глаза: «Мы параллельно тестируем разные онлайн- и офлайн-тактики и знаем, какие попадают в точку; мы экономим уйму времени и денег, отказываясь от неэффективных приемов». Я прямо чувствовала, как усиливается его желание учиться. Спустя пару месяцев он взял к себе в отдел аналитика данных, стал заниматься с ним каждый день – и уже правит маркетинговые программы с позиции новых знаний.
Понимание себя
Многие руководители уже осознали, что важно понимать самих себя. Они признают, что нужно знать мнение других о себе и видеть себя со стороны. Но когда речь идет о необходимости учиться, наша самооценка (что мы знаем и умеем, а чего не знаем и не умеем) часто оказывается прискорбно неточной. В ходе своего исследования психолог Корнелльского университета Дэвид Даннинг попросил преподавателей вузов оценить качество своей работы, и 94% поставили себе отметку «выше среднего». Почти половина из них была неправа, а многие – очень неправы. Понятно, что самообман мешает людям совершенствоваться. Лишь 6% преподавателей признали, что им еще многому нужно учиться, чтобы повысить свой профессиональный уровень.
Точнее всего оценивают себя люди, которые признают, что их точка зрения может быть некорректной, и стараются учитывать мнение других, чтобы объективнее смотреть на вещи. Тут важно следить за тем, как вы сами – и насколько справедливо – рассуждаете о себе.
Как выдержать грубость на работе
Допустим, ваш начальник недоволен работой ваших подчиненных и считает, что вам нужно лучше оценивать их квалификацию и помогать им развиваться. Наверняка вы сразу же подумаете: «Ну вот еще! Все у меня нормально». В ответ на критику большинство из нас уходит в оборону. Но как только вы признаете, что это ваша обычная реакция, подумайте: прав ли я? Возможно, вы признаете, что ошибаетесь, что начальник говорит верно или же что истина лежит посередине: вам приходится делать работу за некоторых подчиненных, один постоянно срывает сроки, но зато двое других работают идеально. Важно прислушиваться к своему внутреннему голосу: он как «справедливый свидетель» поможет вам определить, где вам надо поднажать.
Один гендиректор считал себя сильным управленцем и прирожденным лидером. Он и правда хорошо знал отрасль, чувствовал, как развивать бизнес, и совет директоров признавал эти его достоинства. Но прислушивался он только к коллегам, которые поддерживали его высокую самооценку, а критику отметал. Когда он наконец задумался о справедливости своих оценок («Действительно ли все в моей команде работают на полную катушку? Если нет, нужно ли мне иначе руководить людьми?»), то понял, что ему нужно профессионально развиваться и учитывать мнение других о себе. Он понял, что хорошо выстраивать стратегию – это еще не все в бизнесе: нужно доносить свои мысли до подчиненных и выслушивать их критику, а затем формулировать четкие приоритеты, ежеквартально определять цели для всей команды и каждого в ней, отслеживать прогресс и вовремя устранять ошибки.
Любознательность
Дети неустанно осваивают новые знания и навыки. Как пишет Джон Медина в книге «Правила мозга», «жажда исследований формирует их опыт; некоторые ученые даже называют ее движущей силой, сродни голоду или сексу». Лучше всего учатся те, в ком сохранился этот детский энтузиазм или кто вновь обретает его, ведя внутренний монолог с самим собой. Не зацикливаясь на нежелании заниматься новой темой, они пробуждают в себе любопытство, задавая себе каверзные вопросы и подкрепляя их действиями. Психолог Кэрол Сансоне выяснила, что люди могут усилить свою готовность к выполнению важных заданий, размышляя о том, как сделать их интереснее, т. е. с «это так скучно» перейти на «интересно, смогу ли я. ».
Что касается работы, то обратите внимание на слова, которые вы употребляете, думая об интересном («Как? Почему? А может. »), и попробуйте говорить их, когда вам надо разжечь свое любопытство. Затем прочтите статью, спросите специалиста, найдите преподавателя, запишитесь в группу – выберите что-нибудь самое простое.
Недавно я работала с корпоративным юристом. Фирма предложила ей повышение, но новая должность предполагала знание трудового законодательства, которое она считала «самым скучным разделом права». Я не стала ее переубеждать, а спросила, чем она увлекается и почему. «Танцами в стиле свинг, – ответила она. – Обожаю их. Мне интересна их история, истоки. В них столько радости».
Я объяснила, что теми же словами можно говорить и о трудовом законодательстве. «Неужели это кому-нибудь интересно?» – усмехнулась она. Я подхватила мяч: вполне можно начать и с такого вопроса. Она начала рассуждать вслух, как можно было бы ответить на него («Вероятно, некоторые юристы рассматривают его как способ защитить и сотрудников, и компанию. »), а затем придумала еще несколько «любопытствующих» вопросов («Если я буду больше знать об этом, стану ли я лучше как юрист?»).
Вскоре она связалась с коллегой – экспертом по трудовому законодательству. Она спросила, чем оно ему нравится; его ответы породили новые вопросы. За следующие несколько месяцев она узнала все, что было нужно для новой должности.
В следующий раз, когда вам на работе предложат поучиться чему-нибудь новому или когда вы почувствуете, что в чем-то отстаете, задайте себе примерно такие вопросы: «Почему всем это интересно? Как эти знания пригодятся мне в работе?» – и ответьте на них. Чтобы стало любопытно, достаточно найти в скучной теме одну зацепку.
Восприимчивость к новому
Став знатоком в каком-нибудь вопросе, мы наверняка захотим высоко держать планку и во всем остальном. Поэтому людям так страшно даже представить себе, что снова несколько недель или месяцев они будут в роли неопытных новичков, будут чувствовать себя неловко, тормозить, задавать глупые вопросы, говорить: «Я снова не понял» – и обращаться за помощью. Чтобы хорошо учиться, надо разрешить себе принять это состояние новичка. Оно может даже стать почти комфортным – если укротить свой внутренний монолог.
Обычно, пробуя новое и терпя неудачи, мы терзаем себя ужасными мыслями: «Я полный ноль. У меня ничего не получится». Сосредоточенность на плохом мешает мозгу учиться. Идеальный настрой – это открытость, золотая середина между оптимизмом и пессимизмом: «Да, сначала у меня не будет получаться, но со временем я всему научусь». Исследователи Роберт Вуд и Альберт Бандура в конце 1980-х обнаружили, что те, кому советуют сознательно ожидать ошибок и учиться на них по мере овладения новыми знаниями, демонстрируют «больший интерес, настойчивость и результат».
Я знаю топ-менеджера по продажам из США, которого недавно назначили главой азиатско-тихоокеанского подразделения компании. Он трудно привыкал к жизни в другом полушарии и работе с коллегами из стран с другой культурой – и начал защищаться от всех своими профессиональными познаниями. Я помогла ему понять, что так он уходит от проблем, и его внутренний монолог изменился. Если прежде он думал: «Как все это неприятно – лучше сосредоточусь на том, что уже знаю», то постепенно признал: «Надо узнать все эти азиатские особенности. Я способный и быстро все освою». Позже он говорил, что у него камень с души свалился: признав, что многого не знает, он перестал чувствовать себя идиотом. Он начал задавать вопросы, и вскоре его считали открытым, общительным человеком – к тому же он стал лучше понимать новую среду.
Когда мир так быстро изменяется, умение быстро осваивать новое становится залогом успеха. Если вам пока не хватает целеустремленности, если вы еще плохо понимаете себя, не любознательны и не открыты новому и потому пока не умеете учиться, описанные простые приемы помогут вам преуспеть на этом пути.
Автор – партнер-основатель Proteus International