Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературе

Урок литературы в 5-м классе «Загадки»

Разделы: Литература

Цели: знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки.

Словарная работа. Загадка, иносказание, прямое и отрицательное сравнение, метафора.

Оборудование: карточки с загадками, иллюстрации острова загадок, летучего корабля.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы с вами продолжим наше путешествие по стране Фольклора. И из царства сказок отправимся на остров Загадок.

II. Проверка домашнего задания.

Но прежде, чем мы отправимся на остров, давайте вспомним,

Какие виды сказок вы знаете?

Как сказки дошли до нас?

Какие средства передвижения используют сказочные герои?

III. Сообщение темы и целей урока. На доске: «ЗАГАДКИ».

А совершим мы наше путешествие на летучем корабле. Поудобнее устраивайтесь. Отправляемся на остров загадок. А чтобы вы не скучали во время путешествия; мы с вами узнаем, как появились загадки, будем учиться их отгадывать, а также попробуем сами сочинить загадку.

IV. Сообщение учителя.

Одним из малых жанров детского фольклора являются загадки. Загадки – увлечение детей. Они развивают сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.

Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба.

В Древней Греции есть город Фивы, в одной из легенд жило там страшное чудовище Сфинкс, и он загадывал загадку, а кто не мог отгадать, то съедал и только один герой отгадал.

– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.

Что ходит утром на 4 ногах,

В полдень – на 2 ногах,

А вечером на 3 ногах?

Почему вы так думаете?

Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.

Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.

– Как создаются загадки?

– Кто создает загадки?

А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть «красного петушка, что по жердочке бежит», или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:

«Сидит девица в темнице,

Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она «без лица в личине». Настоящее лицо загадки скрывается под «личиной», и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

V. Как “сделана” загадка.

«Стоит девица в избе,
А коса – на дворе».

Кого надо нам разоблачить?

Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.

Что это за предмет?

Как получилась эта загадка?

Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.

В каждой загадке есть главные слова.

На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?

«Серый, маленький Денис
На веревочке повис. (Паук.)

Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.

«Выше леса стоячего,
Ниже облака ходячего,
Стоит безуглый дом,
Без дверей, без окон». (Гора.)

Первое движение (1 строка) – руки потянулись вверх,

Второе движение (2 строка) – руки опустились вниз,

Третье движение (3 строка) – руки пошли волнами (широким округлым движением показываем что-то большое и округлое).

Загадки бывают различных типов.

1. Где перечисляются различные признаки:

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз.)

2. Краткая характеристика предмета:

Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)

(Здесь признак предмета и сравнение.)

3. Сравнение. Отрицательное сравнение.

Серебряные нити сшивают землю и небо. (Дождь.)

Воет, а не зверь. (Ветер.)

4. Метафора – свойства живого существа переносятся на неживое.

Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).

Отгадывание загадок и определение их тематики.

Итак, кратко о загадке мы можем сказать следующее:

Предмета (метафора)+ритмичность и рифмованность, форма вопроса

VI. Составление загадок. Вот мы с вами и на острове загадок.

Со страницы книжки в гости
К вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья,
Очень торопилась, и случилось так,
Что на куски разбилась, не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите,
А потом вы вспомните меня, узнаете
И конечно разгадаете.

На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках.

– Из рассыпанных слов составить загадку.

1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала.

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да и побежала. (Ежик.)

2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять.

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью опять спать ложусь. (Река.)

3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица.

Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. (Белка.)

Перед вами иллюстрация к сказке А.С. Пушкина, угадайте, к какой. (Сказка о царе Салтане.)

– Каждая девица загадывает загадку и нам необходимо отгадать их.

1) Все его любят,
А поглядят на него,
Так каждый морщится. (Солнцею)

2) Расколи лед –
Возьми серебро.
Разрежь серебро –
Возьми золото. (Яйцо.)

3) Зелена, а не луг,
Белая, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Береза.)

VII. Подведение итога урока.

Д/з: приготовить «рассыпную» загадку, попробуйте сочинить свою.

Источник

Консультация для развития фантазии и речи дошкольников «Как сочинять загадки? Три простых способа»

Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературе. Смотреть фото Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературе. Смотреть картинку Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературе. Картинка про Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературе. Фото Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературе Анастасия Сюзева
Консультация для развития фантазии и речи дошкольников «Как сочинять загадки? Три простых способа»

Зачем загадывают и отгадывают загадки?

Детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.

Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ. Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».

Гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.

Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).

Почему? Потому что существуют простые и действенные алгоритмы.

Простые модели сочинения загадок для самых маленьких

Загадки по этим моделям могут придумывать даже дети 3-4 лет.

Модель 1

1. Придумать, о чем будет загадка,

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4)

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на опорные слова. Пусть наша загадка будет про котенка.

Что бывает таким же?

Добавляем слова-связки и получаем загадку:

Ласковый, но не солнышко,

Мягкий, но не свитер,

Модель 2

Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.

У меня снова про котенка.

Что делает?

Кто, что делает так же?

Охотится, но не волк,

Умеет прыгать, но не мяч,

Модель 3

Здесь нужно выделить на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:

На что похоже?

Чем отличается?

Вот что получилось:

Похож на игрушку, но живой,

Похож на льва, но без гривы,

Похож на сову, но не летает.

Можно в одной загадке объединять две модели.

Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературе. Смотреть фото Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературе. Смотреть картинку Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературе. Картинка про Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературе. Фото Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературеКонсультация «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников» Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются: Воспитание.

Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» подготовила: воспитатель первой категории Захарова В. В.

Консультация для воспитателей «Мнемотехника, как метод развития речи дошкольников» Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники. МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих.

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников» Все знают, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности является ИГРА. Во время игры ребёнок накапливает значительный опыт. Игра.

Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи» Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития речи дошкольников» Сказка как средство развития речи у дошкольников Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать.

Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературе. Смотреть фото Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературе. Смотреть картинку Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературе. Картинка про Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературе. Фото Что помогает придумывать и отгадывать загадки 5 класс по литературеКонсультация «Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников» «Художественная литература как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста» «Литература служит представительницей умственной.

Консультация «Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников» Консультация ««Ниткопись, как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников»Современная школа предъявляет большие.

Источник

Урок литературы по теме «Загадки» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Загадки. Происхождение и функции загадок.

познакомить учащихся с происхождением и природой загадок;

развивать мыслительную деятельность, умение отгадывать и сочинять загадки;

пробудить интерес к устному народному творчеству.

I . Организационный этап

1. Конкурс на лучший рассказ, написанный на основе пословицы (домашнее задание).

Учащиеся по двум словам должны отгадать пословицу:

Лес, дрова (Чем дальше в лес – тем больше дров.)

Язык, дело (Не спеши языком, торопись делом.)

Труд, лень (Труд человека кормит, а лень портит.)

3. Рабочая тетрадь, задание 12. Объясните смысл поговорок:

«Не все коту масленица»

Объясните значение пословиц:

«Красна птица пером, а человек умом».

«Счастье без ума – дырявая сума»,

«Корень учения горек, да плод его сладок».

III . Формирование новых понятий и способов действия.

— Сегодня на уроке мы поговорим о загадках. Итак, загадка. Как же она появилась? Ученые считают, что загадка имеет самое прямое отношение к иносказательной речи древних охотников, воинов, землепашцев. Когда люди боялись разбудить злые силы, они придумывали им другие названия, которые определяют признаки, свойства предмета, явления, животного. Например, охотники называли ворона – верховым, потому что летает, змею – худой, понятно почему, кошку – запечницей, потому что кошка любит тепло. А где теплее всего в избе? Конечно, за печкой. Видите, появляется меткий художественный образ. По этому же принципу построены и загадки. Вспомним какую-нибудь загадку и посмотрим, так ли это. Но загадку, как известно, загадывают для того, чтобы ее отгадывали. Попробуйте отгадать мои загадки:

Летом пышен их наряд,

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Про загадку народ сам говорил: «Без лица в личине», т.е. лицо загаданного предмета скрыто под маской, «личиной», иносказанием.

Загадка – фольклорный жанр, в котором предлагается поэтический вопрос для нахождения правильного ответа по содержащейся в самом вопросе информации.

Быстрое и точное разгадывание загадки свидетельствует об остром уме и наличии обширных знаний у человека. Вот почему в сказках разгадывание загадок предлагается как испытание.

В загадках отразилось образное мышление и наблюдательность народа.

Многие из загадок имеют рифмованные окончания.

По своим художественным особенностям загадка близка к пословице. Загадка изображает предмет, пословица содержит суждение. Как и пословица, загадка отличается краткостью, их сближает метафорический принцип построения образов. Различие заключается в том, что пословица тут же раскрывает смысл метафоры, содержит в самом тексте толкование, разгадку. Загадка в тексте их не имеет.

Загаданные предметы описываются посредством других, имеющих отдаленное сходство с теми, о которых умалчивается, или на загаданный предмет только намекают, указав его признак: «Висит сито, не руками свито», загаданный предмет только сравнивают с ситом: ведь всякое сито сделано человеком, а это что-то другое. Не руками свитое сито – это паутина. Загадками не только испытывается сообразительность человека, они открывают мир захватывающей поэзии. Мир знакомый, обыденный увиден зоркими глазами народных поэтов.

Как «сделана» загадка?

Загадка, как правило, состоит из одного предложения. Загадки бывают трёх основных типов.

Первый тип — простое перечисление признаков загаданного предмета.

Второй тип — последовательное сравнение загаданного предмета с разными предметами по одному признаку, потом загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, но уже по другому признаку. Сравнение бывает открытое с помощью слова «как». Бывает и отрицательное сравнение с помощью слов «не …, а …».

Третий тип — “скрытое” сравнение (метафора), которое без знания отгадки вызывает в воображении противоречивую картину.

Класс делится на группы или пары (в зависимости от оставшегося времени). Группа (пара) получает карточку с загадкой и определяет, к какому типу относится загадка.

2. Работа с учебником. Чтение статьи «Художественное своеобразие загадок» (стр. 22-23).

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Рабочая тетрадь, задание 14. Какой вид устного народного творчества называют загадкой? Отметьте правильный ответ.

А. Краткое изречение с назидательным содержанием.

Б. Короткий устный рассказ с остроумной концовкой.

В. Вопрос или задание, которое требует разгадки.

2. Рабочая тетрадь, задание 16. Отгадайте загадки и определите, какие загадки строятся на олицетворении, а какие на различных формах сравнения?

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках.

Громко стучит, звонко кричит,

А что говорит – никому не понять

И мудрецам не узнать

Заря-заряница, красная девица по полю ходила, слезу уронила; месяц видел – не сказал, солнце увидало – подняло.

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

Сидит Пахом на коне верхом,

Книжку читает, а грамоты не знает.

Отгадки: сорока, роса, берега, очки, березы, гром.

3. Рабочая тетрадь, задание 15. Отгадайте загадки и нарисуйте к ним отгадки.

Весь из золота отлит

На соломинке стоит.

Летит орлица по синему небу,

V . Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника, стр. 19-23.

2. Рабочая тетрадь, задание 18. Придумайте загадку.

Источник

Урок литературы в 5 классе «Загадки» с презентацией

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Загадки.

Образовательные:
Научить выделять главное в теоретическом материале, обобщать, делать выводы, развитие понятие фольклора, малые жанры фольклора.

Развивающие:
Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую форму.

Воспитательные:
Воспитывать уважение к великой силе любви, верности и дружбы, учить ценить и беречь эти чувства. Способствовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные.

Формы обучения: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
В ходе урока
— отрабатываются навыки выразительного беглого чтения;
— развиваются речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;
— воспитывается интерес к чтению.
— прививается умение работать в коллективе.

І. Организационный момент.

-Что называется пословицей?

-Чем пословица отличается от поговорки?

2.Чтение пословиц наизусть.

3.Зачитать полученные сочинения по одной из пословиц. Обсуждение, отметить наиболее удачные.

1.Любите ли вы загадывать загадки? А отгадывать их? Чем привлекают они вас?

2.Реализация творческого задания.

3. Можно ли загадку отнести к малым жанрам? Аргументируйте свой ответ.

4. Ребята, а что такое загадка? Как правильно построить загадку? Легко ли дать ответ на данный вопрос?

6. Где мы можем почерпнуть данную информацию?

7.На основе материала учебника, личных умозаключений выводим формулу загадки.

Иносказательное описание предмета

8. А теперь на основе представленных загадок, сделать вывод о том, какие выразительные средства лежат в основе загадки.

Я в середине один. (нос)

Красные подпоры. (гуси)

-На основе рассуждения делают вывод, что в основе лежит скрытое сравнение (метафора)

2. Кланяется, кланяется-

Придет домой- растянется. (топор)

-Ребята рассуждают, что топор описывается как живое существо. Как называется данный троп? (олицетворение)

3. З убастый з верёк гры з ёт с ви з гом дубок. (пила)

4. Пять ларчиков- пять чуланчиков

5. Чёрен, да не ворон,

Шесть ног без копыт,

Падает- землю роет. (жук)

— Ребята обращают внимание на отрицание, выраженное частицей «не». (отрицательное сравнение)

6. Кто бежит без провода? (река)

-Ребята легко определяют, что звучит прямой вопрос.

IV . Подводим итоги выполненного исследования(слайд презентации)

V . Выполнение творческой работы.

На основе полученных знаний составить пять загадок, обоснуйте, какие приемы использовали вы.

VI . Рефлексия деятельности.

-Сегодня на уроке я узнал…

-Сегодня на уроке я научился…

Дома : закрепить полученные знания, продолжить работу по созданию собственных загадок, создать творческую работу «Эти загадочные загадки».

Источник

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Малые жанры фольклора. Загадки» с применением технологии РКМЧП.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока литературы в 5 классе

по теме : «Малые жанры фольклора. Загадки»

с применением технологии РКМЧП.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Вид урока : урок смешанного вида

Цели урока: р асширение представлений о загадках и их разновидностях.

Познакомить с загадками русского народа, а также авторскими загадками.

Показать, что лежит в основе загадки.

Выявить общие и различные черты с другими малыми жанрами фольклора.

1. Развивать смекалку и умения быстро разгадывать загадки.

2. Развивать аналитические способности при отгадывании загадок и определении их тематики.

1. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

2. Воспитывать интерес к самостоятельному творчеству.

Оборудование : карточки, кубик с надписями, цветные конверты с набором слов для составления загадки.

Умеет определить особенности жанра загадки, отличает ее от других малых жанров фольклора и понимает специфику ее построения. Знает правила устного речевого общения, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

Проявляет смекалку и аналитические способности при отгадывании загадок.

Осуществляет анализ информации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Умеет принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей и способов достижения с учетом конечного результата; вносит необходимые коррективы после анализа хода и способа действий решения поставленной задачи.

Умеет выражать свои мысли, строить высказывание в соответствии с задачами коммуникации; готов признавать возможность существования разных точек зрения, аргументировать и излагать свое мнение.

1. Мотивационный этап.

На доске записаны два текста. Определите, к какому жанру они относятся.

Пошли по воду купаться (ведра).

2. Четыре брата бегут –

Друг друга не догонят. (колеса).

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме

— Как вы определили, что это загадки? (в них прямо не названы предметы, о которых идет речь, а только зашифрованы их признаки)

3. Выявление затруднения

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с малыми жанрами фольклора. Узнаем, как произошли загадки и будем сами учиться сочинять загадки.

Действительно, загадки – увлечение детей, они развивают сообразительность отгадывающих, а вот сочи няли их раньше, как правило, взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.

Во многих сказках предлагается герою загадка, и от этого ответа будет зависеть его жизнь или судьба.

– Попробуйте и вы эту загадку отгадать.

Что ходит утром на 4 ногах,

В полдень – на 2 ногах,

А вечером на 3 ногах?

Почему вы так думаете?

(Утро сравнивается с малышом, который не может ходить. Полдень с человеком, который хорошо ходит, а вечер сравнивается с пожилым человеком.)

Нелегко придумать да отгадать такую загадку.

4. Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения

– А что нужно знать для составления загадки?

Прочтите и отгадайте загадки написанные на доске:

Лежал, лежал, Круглая, а не месяц,

Да в речку убежал. (снег) Жёлтая, а не масло,

С хвостиком, а не мышь (репа)

Чем загадки схожи с пословицами и поговорками? (короткие, меткие, рифмованные)

Чтобы самим придумать загадку, надо знать особенности этого жанра и его отличия от других, похожих.

5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Составление опорного конспекта

Основные черты жанра:

ритмичность и рифмованность,

возможна форма вопроса,

Знание загадок приносило счастье. В загадках используется иносказательная речь, т.е. это сравнение, иными словами рассказывается явление. Загадывающие стараются спрятать ответ.

– Кто создает загадки? А создают загадки люди с поэтическим дарованием. Посмотрите, какое воображение нужно иметь человеку, чтобы в горящей лучине увидеть «красного петушка, что по жердочке бежит», или посмотришь на обыкновенную редьку и сравнишь ее с девицей, томящейся в темнице:

«Сидит девица в темнице,

Многие образы в загадке поражают неожиданностью и красочностью. Загадка, обычно указывает на особые признаки к свойствам, которые присущи только загадываемому предмету. Недаром о загадке говорят, что она «без лица в личине». Настоящее лицо загадки скрывается под «личиной», и нам с вами отгадать надо, разоблачить того, что спрятано и скрыто в образе и качестве.

Как “сделана” загадка.

«Стоит девица в избе,
А коса – на дворе».

Кого надо нам разоблачить?

Образ девицы с косой иносказательно говорит нам о каком-то предмете.

Что это за предмет?

Как получилась эта загадка?

Кто-то из наших предков посмотрел на печь и уподобил ее девице, а дым сравнил длинной косой, и получилась загадка.

В каждой загадке есть главные слова.

На какие слова нужно обратить внимание при отгадке?

«Серый, маленький Денис
На веревочке повис. ( Паук. )

Имя человека нас запутывает (это имя взято для рифмы). Ребята, отгадать загадку бывает довольно трудно. Загадка – это очень хитро поставленный вопрос. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее представить как поэтические образы и проинтонировать эти образы в движениях.

«Выше леса стоячего,
Ниже облака ходячего,
Стоит безуглый дом,
Без дверей, без окон». ( Гора. )

Работа по карточкам. Раздаточный материал (карточки)

В основу загадки могут быть положены:

Меж двух светил Белые хоромы,

Я в середине один. (нос) Красные подпоры. (гусь)

Кланяется, кланяется – придёт домой – растянется. (топор)

3. Звуковой образ, звукоподражание.

Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (пила)

4. Прямое сравнение.

Пять ларчиков – пять чуланчиков. (перчатка)

Шесть ног без копыт,

Падёт – землю роет. (жук)

6. Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию)

Листочки продолговатеньки. (рябина)

Кто бежит без провода? (река)

(Руки разведены в стороны как можно шире)

Возле нашего двора,

А рукою не возьмешь

(Жест отрицания рукой, головой)

И домой не принесешь.

Маша по саду гуляла, (Ходьба на месте.)

(Опускаются к полу, собирают, кладут в корзинку. )

(Рука под козырек, вглядываются. )

(Руки удивленно раздвинуты, плечи приподняты, мимика удивления на лице. )

6. Первичное закрепление нового знания.

Для повторения теоретических сведений о жанре применяется прием «Кубик»: учащимся поочередно бросают кубик, на гранях которого написан один из вариантов загадочной основы (метафора, олицетворение, прямое сравнение, отрицательное сравнение, образное описание признаков, прямой вопрос). Ребята должны из набора загадок привести подходящий пример.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

А сам похож на мяч. ( Арбуз. )

Все его любят,
А поглядят на него,
Так каждый морщится. (Солнце)

Серебряные нити сшивают землю и небо. ( Дождь. )

Воет, а не зверь. ( Ветер. )

Под одной крышей четыре братца живут (стол, стул).

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

На парте у каждого ученика лежат наборы рассыпанных загадок, в цветных конвертиках. Из рассыпанных слов нужно составить загадку.

1) Да, лежала, с иголками, под елками, побежала, подушечка, лежала, лежала.

2) Скрываюсь, весной, летом, появляюсь, спать, ложусь, осенью, зимой, веселюсь, опять.

3) Грызет, резвится, живет, и, орешки, не мышь, на, деревьях, в, лесу, не, птица.

Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет. ( Белка. )

8. Включение в систему знаний и умений. Знакомство с литературными загадками.

Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки отгадываются легче. Предметы и явления в них знакомы детям, взяты из современной жизни. Это паровоз, велосипед, очки, карандаш, мяч. В то же время авторские загадки по-новому обыгрывают предметы, излюбленные народной поэзией. Например, народная загадка о печке, огне и дыме: Мать толста, дочь красна, сын – бес, долетел до небес. Пересказана Е.Балагиной так: Наша толстая Федора наедается не скоро. Но зато, когда сыта, от Федоры – теплота!

У С.Я.Маршака есть две загадки о часах. В одной он полностью использует народный образ: «Идут, идут, а с места не сойдут», но он конкретизировал время действия и прибавил стишок подсказку:

Мы ходим ночью, ходим днём,

но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас!

Совсем иной, удивительно точный образ создан в другой загадке:

За стеклянной дверцей,

бьётся чьё-то сердце… (по правилам народной загадки здесь нужно поставить точку, но у авторской поэзии свои правила. Поэт не может не подсказать ребёнку ответ)

… бьётся чьё-то сердце –

Замечательная подсказка – звукоподражание – раскрывает секреты других поэтических подсказок. Поэты используют все приёмы словесной игры, чтобы помочь догадаться, о чём идёт речь.

Одна из любимых форм подсказки – рифма. Последнее слово в стишке-загадке – это отгадка. Срифмовав свою догадку с предыдущей строчкой, вы легко можете найти ответ. Например:

Мимо рощи, мимо яра

мчит без дыма, мчит без пара

Кто такая. (электричка)

– Какие загадки вам больше всего понравились авторские или народные? Почему?

– Давайте вернемся к нашей «корзине идей» и проанализируем ее содержание.

– Что нового вы узнали сегодня о загадках?

– Что нам понадобиться для самостоятельного сочинения загадки?

– Кто-то может уже сейчас придумать свою загадку?

Дом. задание: попытаться самостоятельно сочинить загадку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *