Что помогает связать слова в словосочетании
Что помогает связать слова в словосочетании
Тестовые задания по русскому языку для 5 класса по теме: «Словосочетания»
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Как связаны между собой слова в словосочетании?
А) Только по смыслу
Б) Только грамматически
+ В) По смыслу и грамматически
2. Какой раздел науки о языке изучает словосочетания?
3. Из каких слов состоит словосочетание?
А) Главное и второстепенное
+ Б) Главное и зависимое
В) Основное и дополнительное
4. Чем отличается словосочетание от предложения?
+ А) Не выражает законченной мысли
Б) Нет смысловой связи
В) Одно слово не зависит от другого
Г) Нельзя поставить от одного слова к другому вопрос
5. Что помогает связать слова в словосочетании?
6. Какого типа связи слов в словосочетании не существует?
7. В каком словосочетании главное слово обозначает предмет?
Г) Пойти на ярмарку
8. В каком словосочетании слова связаны только по смыслу?
А) Вернуться в пятницу
В) По широкой дороге
9. В каком словосочетании зависимое слово – наречие?
А) Через узкую ступеньку
Г) По широкой дороге
тест 10. Что не может быть словосочетанием?
А) Подлежащее и определение
Б) Подлежащее и обстоятельство
В) Сказуемое и дополнение
+ Г) Подлежащее и сказуемое
11. Выберите правильное утверждение:
А) Словосочетанием может быть два слова или несколько.
+ Б) Словосочетанием не могут быть однородные члены предложения.
В) Главным в словосочетании то слово, от которого ставится вопрос к зависимому.
Г) В словосочетании предметы или явления называются более точно, раскрываются детали.
12. Что не является словосочетанием?
А) Наречие и имя прилагательное
Б) Глагол и наречие
+ Г) Грамматическая основа
13. Какое словосочетание обозначает назначение предмета?
Б) Московские скверы
В) Украшения из серебра
Г) Вечерние новости
14. Укажите глагольное словосочетание:
+ В) Плавать уверенно
Г) Замечательное настроение
15. На сколько видов делятся словосочетания в зависимости от главного слова?
16. Какая часть речи не может быть главным словом в именном словосочетании?
А) Имя числительное
Б) Имя прилагательное
17. Какое словосочетание не относится к именным?
18. Какое словосочетание относится к подчинительным?
А) Негромко, но звонко
+ Г) Платье в цветочек
19. Выберите словосочетание, которое обозначает действие и его признак:
Г) Красивая картина
тест-20. Укажите словосочетание, в котором правильно выделено главное слово:
Главное и зависимое слово в словосочетании
Главное и зависимое слово составляют словосочетание на основе подчинительной связи.
Как строится словосочетание?
В русском языке словосочетания складываются по смыслу и грамматически из отдельных слов, которые не выражают законченную мысль, как например предложение. Словосочетание состоит минимум из двух слов и называет предметы, признаки или действия более детально, чем одно слово, расширяя наше представление об окружающем мире:
Строительными кирпичиками для предложения являются словосочетания, которые в отдельности не выражают законченную мысль, а только объединившись с помощью интонации в высказывание о ком-то или о чём-то.
В небе ярко светит весеннее солнце.
Подлежащее и сказуемое — это равноправные члены предложения. Словосочетание строится на основе неравноправных отношений между словами.
Укажем словосочетания в предложении, отыскав их с помощью вопросов:
Что такое главное и зависимое слово?
В выделенных парах слов первое слово является главным. Его основным признаком является то, что от него можно задать вопрос к другому слову, поясняющему его смысл.
Второе слово поясняет, расширяет смысл главного слова и принимает такую грамматическую форму, которую ему диктует главное слово, то есть оно зависит от главного слова и подчиняется ему. Это зависимое слово в словосочетании.
Итак, в словосочетании можно указать главное и зависимое слово. Между ними нет грамматического равноправия. Зависимое слово подчиняется главному.
Как определить главное и зависимое слово?
Чтобы понять, какое слово является главным, а какое зависимым в словосочетании, имеем в виду, что главное слово обычно называет предмет, действие или признак. Оно выражает основной смысл словосочетания. От главного слова можно поставить вопрос к уточняющему его значение слову, которое связано с ним по смыслу и грамматически.
Зависимое слово дополняет, расширяет значение главного. Понаблюдаем:
Виды подчинительной связи в словосочетании
В зависимости от способа соединения слов в словосочетание выделяют три вида подчинительной связи:
Словосочетания со связью согласования
В сочетании «весеннее солнце» оба слова имеют одну и ту же грамматическую форму единственного числа среднего рода именительного падежа. Если грамматическая форма зависимого слова совпадает с формой главного, между ними установилась подчинительная связь согласование. Образно говоря, как главное слово (солнце), так и зависимое (весеннее) согласны принять одну и ту же грамматическую форму.
При такой связи оба слова одновременно изменяются по родам, числам и падежам.
Подчинительной связью согласования объединяются в словосочетание главное слово, выраженное существительным, с зависимым в виде имени прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия, к которому задаются вопросы какой? чей?
Словосочетания со связью управления
В словосочетании «светит в небе» главное слово требует от зависимого имени существительного грамматической формы предложного падежа единственного числа:
Главное слово руководит зависимым и присоединяет его с помощью подчинительной связи управления.
В словосочетаниях со связью управления от главного слова к зависимому ставятся вопросы косвенных падежей:
Главное слово может менять свою грамматическую форму, а зависимое сохраняет первоначальную:
Связь управления укажем между главным и зависимым словом, выраженными частями речи:
Словосочетания со связью примыкания
В сочетании «светит ярко» зависимое слово не изменяется. Оно присоединяется к главному слову по смыслу и с помощью интонации. Такая подчинительная связь называется примыканием.
К главному слову, выраженному глаголом, существительным, наречием, примыкают зависимые неизменяемые слова в виде наречия, деепричастия или неопределенной формы глагола. К зависимому слову от глагольных форм и наречий ставятся обстоятельственные вопросы:
От главного слова существительного к зависимому слову зададим вопрос определения:
Рассмотрим классификацию словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.
Главное слово и тип словосочетания
В словосочетании главное слово может быть выражено глагольной формой, именной частью речи или наречием. В зависимости от способа выражения главного слова различают три типа словосочетаний:
В глагольных словосочетаниях в качестве главного слова выступает любая грамматическая форма глагола, а также причастие или деепричастие:
В именных словосочетаниях главным словом является существительное, прилагательное, местоимение, количественное или собирательное числительное:
Для наречных сочетаний характерно, что к главному слову в виде наречия примыкает другое наречие. Главное слово может управлять зависимым местоимением или существительным.
Понаблюдаем:
Видеоурок
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Как связаны слова в словосочетании?
Главное и зависимое слово.
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке мы вспомним, что такое словосочетание и из каких частей оно состоит. Мы потренируемся находить главное и зависимое слова в словосочетании. Узнаем, как отличить словосочетание от предложения. Научимся выделять словосочетания из предложения, составлять словосочетания из слов, а из словосочетаний – предложения.
Словосочетание – это два (или более) слова, которые связаны по смыслу и грамматически и служат для образования предложения.
Главное слово – слово в словосочетании, от которого ставится вопрос.
Зависимое слово – слово в словосочетании, к которому ставится вопрос.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мы знаем, что предложение можно составить из слов, а можно из словосочетаний.
Представим себе, что предложение – это дом, который нам нужно построить.
Тогда слова – это кирпичи, а словосочетания – строительные блоки, в которых кирпичи-слова уже связаны между собой.
У нас есть слова: УСЕРДНЫЙ, МУРАВЬИ, СТРОИТЬ, НА, ПОЛЯНА, БОЛЬШОЙ, МУРАВЕЙНИК
Так из слов-кирпичей: УСЕРДНЫЙ и МУРАВЬИ получается строительный блок-словосочетание: УСЕРДНЫЕ МУРАВЬИ.
А из слов ПОЛЯНА, НА и СТРОИТЬ-словосочетание: СТРОИТЬ НА ПОЛЯНЕ.
А из слов: БОЛЬШОЙ и МУРАВЕЙНИК словосочетание: БОЛЬШОЙ МУРАВЕЙНИК
Теперь из этих готовых блоков, где слова уже связаны между собой, гораздо легче построить наше здание-предложение. УСЕРДНЫЕ МУРАВЬИ СТРОЯТ НА ПОЛЯНЕ БОЛЬШОЙ МУРАВЕЙНИК.
Слова в словосочетании связаны по смыслу.
Например, УСЕРДНЫЕ МУРАВЬИ – это словосочетание, потому что муравьи могут быть усердными.
А вот если рядом поставить слова УСЕРДНЫЙ и ТЕКСТ словосочетания не получится, потому что текст усердным быть не может.
Слова в словосочетании связаны не только по смыслу, но и грамматически. То есть, слова приноравливаются друг к другу по грамматическим признакам: роду, числу и падежу. Существительное МУРАВЬИ требует от прилагательного УСЕРДНЫЙ: «Встань, как и я, во множественном числе!». УСЕРДНЫЕ МУРАВЬИ
А глагол СТРОИТЬ требует от существительного с предлогом встать в предложном падеже: СТРОИТЬ (на чём? – пр.падеж) НА ПОЛЯНЕ.
Мы видим, что слова в словосочетании связаны так, что одно подчиняется другому. В словосочетании есть главное слово и есть зависимое. То слово, от которого ставится вопрос, называется главным.
МУРАВЬИ, МУРАВЕЙНИК и СТРОИТЬ – это главные слова.
А вот слова, которые отвечают на вопросы главных – называются зависимыми.
МУРАВЬИ – какие? → УСЕРДНЫЕ
СТРОИТЬ – где? → НА ПОЛЯНЕ
МУРАВЕЙНИК – какой? → БОЛЬШОЙ
УСЕРДНЫЕ, НА ПОЛЯНЕ и БОЛЬШИЕ – это зависимые слова.
Основа предложения (подлежащее и сказуемое) не рассматривается как словосочетание. Подлежащие и сказуемое – не строительный материал для предложения, они сами уже составляют предложение.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
1. Какие из этих групп слов являются словосочетаниями?
4. светится на солнце
Словосочетание – это два (или более) слова, которые связаны по смыслу и грамматически. Во всех 4-х группах слова связаны по смыслу и грамматически.
Рассуждаем дальше. К словосочетаниям не относятся главные члены предложения. Значит, первая группа слов: солнце (что делает?) светит – не является словосочетанием.
Правильный ответ: 2, 3 и 4.
2. Выделите красным цветом главные слова в словосочетаниях.
Нырнуть в прорубь, знаменитый футболист, громко петь, горячий чай, уехать далеко, гулять по лесу, зимний лес, с хорошим другом.
Главное слово в словосочетании – то, от которого можно поставить вопрос.
Нырнуть (куда?) в прорубь; футболист (какой?) знаменитый, петь (как?) громко. Нырнуть, футболист и петь – это главные слова, потому что от них можно поставить вопрос.
Правильные ответы: Нырнуть в прорубь, знаменитый футболист, громко петь, горячий чай, уехать далеко, гулять по лесу, зимний лес, с хорошим другом.
Связь слов в словосочетании и в предложении
Самостоятельные слова, из которых состоит предложение, называются членами предложения. Например, предложение
Майское солнце ласково согревает холодную землю
содержит шесть самостоятельных слов, которые являются членами предложения.
Члены предложения связываются между собой, образуя словосочетания. Связь членов предложения устанавливается по вопросам, например:
В каждом словосочетании одно слово обычно поясняется другим. В словосочетании майское солнце слово солнце — главное, поясняемое, а слово майское — зависимое, поясняющее. В словосочетании греет землю главное слово — греет, зависимое — землю.
В словосочетаниях слова связываются друг с другом тремя главными способами подчинительной связи: согласованием, управлением или примыканием.
Согласование
Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, то есть в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Например:
Ед число | Множ. число | |||
---|---|---|---|---|
Ж. род | М. род | Ср. род | ||
И. | белая стена | белый снег | белое бельё | белые следы |
Р. | белой стены | белого снега | белого белья | белых следов |
Д. | белой стене | белому снегу | белому белью | белым следам |
В. | белую стену | белый снег | белое бельё | белые следы |
Т. | белой стеной | белым снегом | белым бельём | белыми следами |
П. | о белой стене | о белом снеге | о белом белье | о белых следах |
В примерах, приведённых в таблице, изменение главного слова — имени существительного — вызывает соответствующие изменения имени прилагательного.
При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются формы зависимого слова.
Согласовываются с главным словом только прилагательные, причастия, порядковые числительные и местоимения.
Управление
Управление — это способ связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится в том падеже (с предлогом или без него), которого требует главное слово.
думаю о задаче, думает о задаче, думавший о задаче, думавшую о задаче, думая о задаче.
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется.
Примыкание
Примыкание — это способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу. Примыкать могут только наречия, деепричастия и неопределённая форма глагола.
читает внимательно
(наречие внимательно примыкает к глаголу читает);
ломался хрустя
(деепричастие хрустя примыкает к глаголу ломался);
пошёл прогуляться
(инфинитив прогуляться примыкает к глаголу пошёл).
Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола).
Связь слов в предложении
В распространённом предложении слова связываются теми же способами связи, что и в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание). Например, в предложении
Под берёзой весело играли маленькие бельчата
есть следующие способы связи: согласование (маленькие бельчата), управление (играли под берёзой), примыкание (весело играли).
Однако связи слов в предложении разнообразнее, чем связи слов в словосочетаниях:
Я бегу. Ты бежишь. Она бежит. Они бегут.
Или в числе и роде:
Он бежал. Она бежала. Они бежали.
Но сказуемое может быть и несогласованным, например:
У Вани есть ручка. У Вани есть карандаши.
Весной мальчики и девочки ждут летних каникул
(мальчики и девочки — сочинительная связь между однородными подлежащими в предложении).
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.
3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.
Наслаждаться (чем?) – тишиной.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».
От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.
Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.
Восхищаться (чем?) картиной.
Сидеть (где?) на уроке.
Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.
Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.
Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)
Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:
Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.
Любимый урок – прил. + сущ.
Помощь брату – сущ. + сущ.
Поехать на автобусе – гл. + сущ.
Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.
По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.
Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо
Теоретический материал для углублённого изучения
Виды связи слов в словосочетаниях
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».
При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.
Формы связи зависимого слова от главного
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное
Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже
Зависимое слово связано с главным только по смыслу