Что помогает в учебе
Полезные привычки, которые помогут в учебе и саморазвитии
Мир постоянно меняется: появляются новые технологии, жизненный темп становится быстрее, объем информации растет с каждым днем. Чтобы успевать за всеми изменениями, важно учиться и развиваться. Екатерина Тохтарова, клинический психолог, эксперт по психосоматике, рассказала о полезных привычках, которые помогут упростить обучение.
Содержание:
Психологический настрой
Чтобы развивать полезные привычки для учебы, прежде всего нужно правильно настроить себя в психологическом плане, то есть морально подготовиться к занятиям. В этом помогут определенные ритуалы, которые будут сопровождать ваше обучение.
Например, каждый раз ставьте на стол кружку с любимым чаем или зажигайте свечу. Это будет означать, что сейчас время продуктивной работы. Когда подобный ритуал войдет в привычку, мозгу будет легче настроиться на обучение.
Окружающая обстановка
Окружающая обстановка не менее важна для процесса саморазвития. К примеру, известный психолог В.Г. Маралов в своей научной работе отмечает, что стесненные жилищные условия могут стать преградой для обучения. Поэтому постарайтесь освободить рабочее место и создать максимально свободное пространство.
Возьмите за правило наводить порядок на столе и оставлять только то, что необходимо вам прямо сейчас. Повесьте над столом картину, которая ассоциируется у вас с продуктивностью, например, с изображением «Москва-Сити» или другого делового квартала.
Выключите телевизор и уберите подальше телефон — это поможет не отвлекаться.
Тайм-менеджмент
Планирование своего времени — это залог того, что вы точно будете успевать самое важное. Тайм-менеджмент помогает экономить время и ресурсы, а также грамотно их распределять.
Если у вас слишком много материала для обучения и вы не знаете, чем заняться в первую очередь, расставьте приоритеты. Определите, что нужно изучить как можно быстрее, а что можно оставить на потом. Заранее составленные планы помогут сесть и заняться делом, а не думать, что же именно сейчас будете изучать.
Не менее важно выделить временной блок, который будет в вашем календаре временем «встречи» с обучающими материалами. Вы можете выделить для учебы несколько часов после работы либо посвятить этому часть обеденного перерыва.
Мнемотехники
Мнемотехники — это приемы, которые помогают быстро и эффективно запоминать информацию. Например, с помощью аббревиатуры можно запомнить длинную фразу (ВДНХ — выставка достижений народного хозяйства).
В школе мы часто учили правила с помощью забавных стишков и фраз: «Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам», «Пифагоровы штаны во все стороны равны», «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» и т.д.
Вы можете придумывать свои собственные аббревиатуры, стишки, ассоциации и т.п. Если нужно выучить иностранные слова, попробуйте ассоциировать их с различными предметами: bed (кровать) — весь обед я провалялся в кровати.
Используя эти привычки для саморазвития, вы сможете легче усваивать материал. Я рекомендую развивать этот навык каждый день, занимаясь по 5-10 минут. Главное — точно определите время и место занятий.
Конспектирование
Конспектирование может пойти на пользу саморазвитию только в том случае, если вы не просто переписываете материал, а пропускаете его через себя.
Мои рекомендации при создании конспектов:
Дисциплина
Дисциплина — важная привычка для тех, кто хочет добиться серьезных результатов. И здесь нужно четко понимать, для чего вам нужно саморазвитие, какая глобальная цель вас зажигает на эту деятельность. Например, выучить английский и испанский языки, чтобы отправиться в кругосветное путешествие.
Также необходимым условием хорошей дисциплины является ресурсное состояние. Если вы наполнены энергией, вам будет легче совершить действия, даже если в данный момент они скучны и неинтересны. Эти полезные привычки для саморазвития позволят грамотно организовать учебный процесс.
Чтобы выработать дисциплину, создайте себе подходящие условия для обучения: психологический настрой, окружающая обстановка, выделенное по плану время, необходимые материалы. Старайтесь формировать усидчивость и исполнительность. Всегда держите в голове мотивацию и не забывайте о поставленной цели. Это поможет избежать длительной подготовки и, как следствие, откладывания важных задач.
Продвигайтесь к цели шагами: ставьте перед собой мини-задачи и сроки их выполнения (например, прочесть четыре книги за месяц, то есть нужно прочитывать одну книгу в неделю). Если у вас не получается стать дисциплинированным, проработайте вредные привычки: зависимость от гаджетов, злоупотребление развлечениями и т.п.
В этом поможет методика Pomodoro: поставьте таймер на 25 минут и в это время занимайтесь только одним делом, далее сделайте перерыв пять минут, за которые вы сможете отдохнуть, полистать ленту Instagram и ответить на сообщения друзей. Отделив время на все, что отвлекает вас от занятий, вы сможете сосредоточиться на обучении.
Полезный контент
Еще раз вернемся к важности понимания того, что именно вы будете изучать для достижения определенной цели. Обучающие материалы должны быть качественно отобраны, чтобы вы получили только достоверную информацию. Используйте библиотеки той сферы, в которой вы хотите развиваться. Слушайте и даже спрашивайте рекомендации тех, кто уже достиг определенных успехов в вашей отрасли.
Я занялась психосоматикой, чтобы разобраться с проблемами здоровья в моей семье. Сначала изучала литературу, проходила курсы, а потом получила высшее образование в области клинической психологии. Сейчас я продолжаю посещать лекции и мастер-классы от ведущих специалистов России и постоянно повышаю свою квалификацию.
Подкасты
Подкасты — современный и удобный способ усвоения материала для тех, кто постоянно в движении. Вы можете подписаться на подкасты по интересующей теме и слушать их на прогулке, в машине или дома во время уборки.
Этот вариант подойдет людям, которые лучше воспринимают информацию на слух, или тем, у кого не хватает времени на чтение книг или просмотр видео.
Чтение
Книги — это источник бесконечной информации и новых знаний. Чтение литературы позволяет расширить кругозор и сформировать собственное мнение на определенные вещи. Выберите подходящее время (например, вечером перед сном), создайте комфортную обстановку и приступайте к усвоению материала.
Можно найти интересного автора и изучить все его произведения или взять учебное пособие со списком используемой литературы, после чего приступить к изучению этих книг.
Документальные фильмы и вебинары
Просмотр документального кино поможет узнать много интересных вещей. Такой контент подойдет тем, кто лучше воспринимает информацию в сочетании с визуальной картинкой. А на вебинарах вы можете задавать интересующие вопросы специалистам и получать обратную связь.
Фото: Alex from the Rock / Shutterstock
Вознаграждайте себя
Вознаграждение самого себя может стать еще одной полезной привычкой для саморазвития. Наш мозг любит, когда его хвалят. Так, в результате исследования от BBC выяснилось, что комплименты заставляют человека почувствовать себя лучше и стать более продуктивным.
Устанавливайте себе поощрения за изученные блоки информации (например, за прочитанную книгу). В качестве награды можете купить что-то для своей коллекции (новую ручку, фигурку слона и т.п.), посетить расслабляющую процедуру (массаж, обертывание, баню, сауну). Также это может быть прогулка с друзьями, поход в лес или на речку.
Важно, чтобы наградой было что-то желанное, но не необходимое (поход в кино, встреча с друзьями, посещение концерта и т.п.).Тогда вы будете чувствовать искреннюю радость. Не стоит устанавливать в качестве похвалы еду: хорошо питаться нужно всегда, независимо от обучения.
Перестаньте критиковать себя
Самокритика — не всегда полезная привычка. Иногда она может приводить к тревожности и депрессии. Чем больше мы виним себя в собственных неудачах, тем хуже наше настроение и самочувствие, а это прямой путь к серьезным психологическим проблемам. Поэтому не стоит чересчур корить себя за возникающие затруднения в учебе.
Анализируйте свои действия, задавая себе вопросы: «Что я могу сделать лучше в следующий раз? Какую тему еще мне нужно изучить, чтобы этот вопрос стал более понятным? Кто мне может помочь в изучении данной темы?». Этот способ поможет вам перестать критиковать себя, если вы в чем-то ошиблись или не уделили время изучению определенного вопроса.
Отдых
Несмотря на то, что полезные привычки для саморазвития каждый день должны присутствовать в нашей жизни, человек не может учиться круглосуточно. В мире сейчас столько информации, которая постоянно обновляется, поэтому никому и жизни не хватит, чтобы узнать абсолютно все.
Если постоянно перегружать мозг, могут начаться проблемы с продуктивностью, здоровьем и эмоциональным состоянием. Поэтому при планировании дня определяйте время не только на обучения, но и на отдых. Не забывайте про полноценный сон, прогулки на свежем воздухе и встречи с друзьями. Не стоит чересчур увлекаться гаджетами и спиртными напитками.
Составьте список дел, которыми вам приятно заниматься. Ежедневно «доставайте» оттуда как минимум одно дело, чтобы добавить его в план и выполнить.
Гармония в жизни поможет достичь успехов, а список полезных привычек для саморазвития — добиваться поставленных целей. Помните, что только 20% действий дают 80% результата. Стремитесь оставлять для себя только важное и желанное, а остальное делегируйте тем, кто любит этим заниматься. Так вы будете больше успевать, и здесь речь именно о качестве, а не количестве.
Учим учиться: как развивать навыки у школьников?
Дети не могут понять ценность учебы — они ленятся, не видят смысла в школьных предметах и даже забывают выполнить домашку. «Зачем мне знать пищеварительную систему червя?», — говорят они. Как снежный ком накапливается ежедневный стресс — причем не только у ребенка, но и у родителей, и даже учителей. Как развить в школьниках ответственность и пробудить интерес к школьной жизни? Психолог-профориентолог Мария Косинец делится полезными советами — берите на заметку, даже если вы давно уже не школьник!
Открытый лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.
На что жалуются родители?
Самое первое, о чем говорят практически все родители разом, — ребенок ничего не хочет делать, он интересуется только играми и развлечениями, вечно «сидит» в своем смартфоне или горбится за компьютером.
Вторая распространенная жалоба родителей — учеба, которая в начальных классах становится настоящей пыткой, причем сразу для всех. Страдают в этом процессе и сами дети, и родители, и даже учителя. Все школьные сложности, как правило, связаны с важными учебными навыками, которых часто просто не хватает младшеклассникам.
Как логичное следствие, из-за этого неподъемного груза проблем дети быстро утомляются, теряют внимание, не могут или боятся взять на себя ответственность (да и вообще вряд ли понимают, что это такое). Им просто не хватает энергии на самоорганизацию, они с трудом соблюдают дисциплину, не могут сосредоточиться на важном, «просто взять и сделать».
А часто дети и вовсе не запоминают, что задали на дом. Родителям приходится играть в надзирателей и постоянно напоминать: «А ты уже сделал домашнее задание?». Но тут есть важный нюанс — ребенку не просто не хочется что-то делать — у него напрочь отсутствует интерес к жизни, он ленив, апатичен — всегда и во всем. По крайней мере, так кажется родителям.
Что думают дети?
А ребята жалуются почти точь-в-точь на те же сложности, о которых говорят их родители. Но если родительский посыл звучит примерно как: «Сделайте с ним уже что-нибудь, так больше невозможно!», то дети сами недоумевают, почему так сложилось, и хотят разобраться в проблеме по-настоящему.
«Мне лень делать уроки, не могу запомнить важную информацию — числа, даты, имена, стихотворения. Очень страшно переспросить учителя, если чего-то не понял»
«Боюсь выходить к доске, не могу побороть страх публичных выступлений».
Дети, которые не могут спокойно рассказать стихотворение у доски, во взрослой жизни будут испытывать сильный стресс, если нужно будет выступить перед аудиторией.
«Не могу сконцентрировать внимание, отвлекаюсь. Да если честно, я вообще не понимаю, зачем ходить в школу и все это знать! Там и друзей-то нет — скучно!»
Большинство ребят младших классов могут хорошо коммуницировать со всеми в семье, но при этом сталкиваться с большими трудностями при общении с другими детьми. Научите их коммуницировать, сформулируйте вместе перечень интересных тем — это поможет младшеклассникам проявить интерес к сверстникам и самим стать незаурядными собеседниками.
«Не умею планировать время. Пришел домой, поел, поиграл, погулял, вдруг перед сном вспомнил про д/з, потому что мама пришла с работы».
Как родители влияют на отношение ребенка к учебе?
С самых первых лет своей жизни ребенок формирует отношение к труду по тому, что он слышит от любого авторитетного взрослого. Если подросток видит перед собой негативный пример — изможденных родителей, уставших от бесконечной работы и заваленных ненавистными обязанностями, — он не сможет воспринимать работу как возможность для самореализации, как деятельность, которая интересна.
Ребенок как губка впитывает образ, который видит. Любое позитивное высказывание о работе, труде, учебе, о том, как проводить свободное время, формирует его собственное восприятие. Он начинает понимать, как ему самому планировать и проводить свое время.
Родители, которые сами ни разу не держали в руках книгу, но по 50 раз в день повторяют ребенку, что читать необходимо, не внушают доверия.
Форматы обучения
Ответственный подход к обучению подразумевает умелое владение большим набором инструментов, чтобы выбрать подходящий под каждый конкретный запрос. Запоминать информацию, концентрироваться, освоить публичные выступления — эти гибкие навыки нужны в жизни каждому из нас. Но запомните важное правило: не существует универсального способа учиться эффективно. Каждому нужен свой формат.
Учиться можно в классе или дома, самостоятельно или с чьей-то помощью, можно смотреть обучающие видео, искать информацию в интернете, ходить на групповые занятия или к репетитору. Эффективным способом для каждого будет свой. И важно понимать, что если долгое время ребенок занимается чем-то и не получает результатов — равно как и удовольствия, — то нужно поменять способ овладения навыками.
Ну, например, вы привыкли учить стихи построчно. Но это вовсе не значит, что для вас этот способ самый эффективный. А тем более — для ваших детей. Не стоит передавать из поколения в поколение один и тот же способ заучивания материала — в конце концов, это не фамильная драгоценность.
Как научиться учиться?
Формируем цель обучения
Покажите детям прямую связь между полученными знаниями и будущей жизнью. Таблица умножения, виды грибов, горы в Африке — это все не только интересно выучить, но и полезно знать! Для чего? Попробуйте выстроить логическую связь и показать ее ученикам.
Касается такой подход, к слову, не только родителей. Учитель тоже может начинать свой урок с неформального вопроса: «Ну как, что сегодня нового узнали на биологии? Надежда Ивановна рассказала о строении клеток?».
Помните: главное — искренняя заинтересованность! Педагог легко может выстроить междисциплинарную связь — если сегодня на уроке химии дети начали изучать таблицу Менделеева, то на литературе можно вспомнить Александра Блока, который был женат на дочери русского ученого.
Все знания, которые нас окружают, A — взаимосвязаны, B — имеют практическое применение в жизни. Так выстраивается картина мира.
Работая со старшими школьниками, можно получить очень разные ответы на вопрос «зачем вы учитесь?» И большая часть из них будет негативная. Ребята не понимают, кем они хотят стать, и как то, что они изучают, связано с их жизнью.
Ученики говорят: «зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!» Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: «а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?». Поверьте, аргументы найдутся сразу. Подростки мгновенно прочувствуют свою важность.
Иногда ребенку просто не нравится учитель, и из-за этого он перекрывает для себя определенные варианты будущего. Интересуйтесь у школьника, почему ему не нравится какой-то предмет. Из-за того, что педагог объясняет не доходчиво, дети могут быстро разочароваться в какой-то области и окончательно решить, что связывать свою жизнь, например, с физикой они точно никогда не будут.
Учимся концентрировать внимание
Эксперимент
Проведите эксперимент, рассчитанный на определенное время, — допустим, 3 минуты. На парте у ребят должны быть листочки и ручка. Каждый ученик берет какой-то предмет (например, пенал), кладет его перед собой, концентрируется на нем, стараясь не отвлекаться, и смотрит в течение заданного времени.
Задача каждого ребенка — ставить черточку на листе бумаги каждый раз, когда он отвлекается, то есть смотрит на что-то другое или даже думает о чем-то другом, ломает концентрацию. И, естественно, чем больше времени отводится на эксперимент, тем быстрее «слетает» концентрация внимания.
Упражнения для развития памяти и концентрации
«Шумное место»
Вокруг нас бесконечное число звуков: мы слышим шум города и шорох холодильника, мяуканье кота и свисток кипящего чайника, а еще гудение стиральной машины и стройку в соседнем дворе — и все это одновременно, разом.
Чтобы научиться концентрировать аудиальное внимание, нужно поставить себе простую задачу — выбрать какой-то один звук из общего фона: сейчас я слышу только как шумят машины за окном, а сейчас — как лает собака и т.д. Каждый раз, переключая свое внимание, вы понимаете, что оно принадлежит только вам, вы контролируете поток звуков вокруг, как будто вытягивая из него что-то одно.
Даже прослушивая одну и ту же песню, можно каждый раз обнаруживать новые звуки и сосредотачивать свое внимание именно на них.
Упражнение «Запомни последовательность»
Работаем над самомотивацией
Включите музыку, чтобы мыть посуду или убираться в комнате было веселее!
Ребенок самостоятельно может себя подбодрить и оценить свои результаты. Можно даже превратить обучение в игру, чтобы пробудить в школьнике мотивацию.
Вот, к примеру, стоит перед ребенком задача учить по пять новых иностранных слов каждый день. Сколько времени ему потребуется на это сегодня? А завтра, послезавтра? А что, если постепенно увеличить количество слов до 10-ти? Играть можно и на качественные, и на количественные показатели. А можно и объединить цели — но это уже для «продвинутого» уровня.
Нам, взрослым, давно пора понять — не нужно стоять с палкой 24/7 над ребенком. Он сам в состоянии себя оценить, взбодрить и вдохновить. Но в самом начале пути ему просто нужно немного помочь.»
Развиваем критическое мышление
Представьте ситуацию: ребята только что были в кино, выходят из зала и спрашивают друг у друга: «Понравился тебе фильм?». Каждый ответит «да» или «нет». А если уточнить: «Что конкретно понравилось? А помнишь вот ту сцену? А как тебе этот герой? Как думаешь, что было бы, если. и т.д.».
Проблемы, с которыми сталкиваются дети, не являются пройденным этапом для взрослых — все мы периодически переживаем те же трудности. Но давайте хотя бы попробуем научить наших детей справляться с этими трудностями уже в юном возрасте.
Научите детей находить неточности в какой-то информации — особенно в той, которая поступает из интернета. Не бойтесь при этом и ставить под сомнение свой авторитет, пусть дети задают свои вопросы, которые, кстати, вы можете предугадать.
Тренируем память
Ищите эффективные способы запоминать разную информацию.
Информация — это все, что нас окружает: цвета, звуки, предметы, явления. Мы все способны получать ее через разные каналы. Для кого-то эффективен один способ, а для кого-то — другой.
Кто-то не может слушать аудиокниги — отключается через несколько секунд и уходит в свои мысли. А кто-то, читая обычную бумажную книгу, возвращается к предыдущему абзацу, потому что давно потерял нить рассказа и задумался о чем-то своем.
Многие ребята не знают, например, что стихотворение можно учить простым способом — просто записав собственное прочтение на диктофон и прослушав 10 раз. Попытаться превратить поэму в рэп, учить по абзацам, — способов выучить стихотворение очень много. И, как бы абсурдно они ни звучали, если это работает, то почему бы и нет?
Самым эффективным способом будет тот, при котором ребенок будет помнить стихотворение (или дату, цифры, правило) даже после уроков, даже через неделю и месяц. Так может работать, например, повторение — троекратное, за один вечер, или через неделю. Важно найти свой действенный способ.
Учимся планировать время
Способы планирования времени тоже не могут быть одинаковыми — проверяйте, как лучше вам, почему так не работает с ребенком, и что можно изменить. Ведь часто, когда родители хотят спланировать расписание дня школьника, они сталкиваются с неожиданными трудностями — не для всех детей листок с прописанными задачами окажется хорошим инструментом, чтобы эффективно провести свое время.
Кому-то удобнее работать с чек-листами, когда есть возможность вычеркнуть выполненную задачу. А для других исключительно эффективной практикой будет другая — прописать все свои задачи на следующий день, причем сделать это самостоятельно.
Когда ребенок научился планировать, понял, какие каналы восприятия у него ведущие, что его отвлекает, а что вдохновляет, когда он понимает, какие способы запоминания информации действительно работают, ему становится легче учиться.
Как можно повысить успеваемость студенту
Хотите получать больше хороших оценок? Для этого необязательно круглосуточно учиться, отказавшись от любых развлечений. Достаточно просто изменить подход к учёбе, сделав его системным и эффективным. Специально для этого мы подготовили подборку советов, как улучшить успеваемость.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Больше крутых лайфхаков ученики, студенты и выпускники найдут в нашем информационном телеграм-канале. И не забудьте подписаться на специальную группу с акциями и скидками.
Как повысить успеваемость студентов: 10 советов
Задумываетесь о том, как улучшить учёбу? Используйте наши рекомендации — и с этим не будет проблем.
Будьте внимательны на занятиях
Два обязательных условия для высокой успеваемости в учёбе:
Именно это — фундамент успешного обучения. Педагог должен запомнить вас как внимательного студента, который присутствует на лекциях и семинарах. Получить положительную оценку, если преподаватель впервые увидит вас лишь на экзамене будет гораздо сложнее.
Ну раз уж вы дошли до универа и присутствуете на занятии, не тратьте это время зря, отвлекаясь на другие дела. Используйте его по назначению и учитесь, чтобы потом не тратить свободное время на изучение того, что могли узнать раньше.
Ведите конспекты
Аккуратный и полный конспект — ваш главный помощник в учёбе и подготовке к зачётам и экзаменам. Следите за тем, чтобы в нём были записаны все темы, причём записаны таким образом, чтобы вы не тратили время на расшифровку непонятных сокращений и условных знаков.
Взаимодействуйте с преподавателями
Не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы, если вы что-то не поняли из слов педагога или написанного в учебнике. Преподавателям нравится, когда студенты проявляют внимание к их предмету, и они с удовольствием объяснят сложные моменты. А вы таким образом лучше освоите информацию и создадите себе имидж вдумчивого и старательного студента. Это тоже поможет поднять успеваемость.
Ищите дополнительную информацию
Как правило, в начале изучения каждой дисциплины преподаватели выдают список обязательной и дополнительной литературы. Старайтесь знакомиться хотя бы с несколькими дополнительными материалами и потом в ходе экзамена упоминать их: педагоги учтут, что вы не поленились открыть рекомендованные источники.
Используйте мнемотехники
Откажитесь от обычной зубрёжки в пользу современных техник запоминания. Так гораздо проще запоминать иностранные слова, исторические даты или просто научные факты. Самые популярные методики:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Улучшение качества учёбы и высокие оценки помогут студентам-бюджетникам получить повышенную стипендию
Будьте организованы
Сложно хорошо учиться и повысить успеваемость, если на рабочем месте хаос и вы не можете найти нужный конспект. Уделите внимание правильной организации пространства: не захламляйте его, вовремя относите грязную посуду на кухню и выбрасывайте ненужные бумаги.
Занимайтесь по плану
Нельзя добиться хороших результатов, если весь семестр ничего не делать, а потом пытаться наверстать упущенное за время сессии. Занимайтесь планомерно, сделайте себе график, по которому будете работать над экзаменационными вопросами и не отступайте от него.
Создайте комфортные условия
Сложно усваивать информацию, если вы голодны или очень устали. Поэтому следите за здоровым сном и правильным питанием: только тогда ваш организм будет готов плодотворно заниматься.
Ещё один важный совет, как повысить успеваемость: во время занятий переведите гаджеты в беззвучный режим и закройте лишние вкладки в браузере. Иначе вы постоянно будете отвлекаться на уведомления и не сможете сконцентрироваться.
Используйте принцип «от простого к сложному»
Марк Твен утверждал, что если утром съесть лягушку, то день пройдёт чудесно, ведь худшее будет уже позади. В учёбе принцип «сначала — самое сложное и неприятное» не работает. Вы должны двигаться от простой и известной информации к более сложной и ещё незнакомой, только там у вас в голове выстроится прочная система знаний.
Обращайтесь за помощью
Иногда готовиться к экзаменам проще в компании, распределяя вопросы, на который каждый из вас будет искать информацию. Конечно, для такой подготовки нужны надёжные люди, которые не забудут выполнить свою часть работы и не подведут остальных.
А ещё хорошо учиться поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как писать любые учебные работы, готовиться к экзаменам или выступать на защите курсовых и дипломов.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.