Что помогает зрителю почувствовать обстановку времени и места действия
Нарушения восприятия времени
Нарушения восприятия времени — хронопсические иллюзии, явления дисхронизма, хронотараксия (греч. chronos — время, tharaxis — расстройство) достаточно разнообразны.
1. Тахихрония — непосредственное ощущение ускоренного течения актуального времени: «Время идет очень быстро, оно просто летит. Кажется, только что было утро, и вот уже вечер. Кажется, я только что, минуту назад прилег отдохнуть, как наступило утро. Недавно, вроде, была весна, а уже осень. Часы будто стоят на месте, а время будто сорвалось с цепи. Прошло, кажется, много времени, а часы показывают всего несколько минут». Пациент К.Ясперса рассказывает о переживании времени в состоянии мескалинового опьянения следующее: «Поначалу испытываешь особенное чувство, будто ты потерял контроль над временем, будто оно ускользает у тебя между пальцами, будто ты больше не можешь удержаться в настоящем, чтобы прожить его; ты пытаешься зацепиться за него, но оно уплывает от тебя и устремляется вдаль».
2. Брадихрония — непосредственное ощущение замедленного течения актуального времени: «Ночь, кажется, никогда не кончится, утра не дождусь, до него бесконечно далеко, целая вечность. Время идет медленно, едва двигается, а часы торопятся, спешат. Прошло, кажется, всего несколько минут, а по часам — много больше». Ощущение замедления течения времени может относиться к прошлому, когда небольшой отрезок времени вспоминается как длившийся очень долго.
| Нарушения восприятия времени свидетельствуют о наличии психического заболевания, поэтому при проявлении подобных симптомов рекомендуем обратиться в психиатрическую клинику |
3. Утрата осознания течения времени — ощущение, будто бы время остановилось на одном месте, вперед оно не движется и даже исчезает: «Время как застыло, замерзло, все оказалось вне времени, оно будто шкура змеи, змея вылезла из нее, а шкура осталась на месте». К.Ясперс объясняет этот феномен утратой осознанной активности, состоянием, когда пациенты захвачены потоком непроизвольных переживаний. Его пациент сообщает об этом так: «Особенно когда наступает наплыв галлюцинаций, вы испытываете ощущение, будто плывете в безбрежном потоке времени, неизвестно куда и неизвестно как. стоит вам расслабиться, как безграничное время возвращается вновь».
Другая его больная говорит: «Я внезапно ощутила нечто странное: мои руки и ноги словно разбухли. Голову пронзила страшная боль, и время остановилось. Тогда же на меня с невероятной силой навалилось ощущение жизненной важности этого момента. Потом время вновь потекло как обычно, но остановившееся время продолжало стоять, как ворота». Вот что сообщает еще один пациент: «Мысль остановилась, все остановилось, словно времени не стало. Я показался себе вневременным творением, чистым и прозрачным, словно я мог проникать взглядом внутрь себя, до самого дна. В то же время я слышал тихую музыку, доносившуюся откуда-то издали, и видел скульптуры, освещенные мягким светом». «Представление о времени, — указывает К.Ясперс, — верное значение времени сохранилось, но действительного переживания времени больше нет».
4. Утрата осознания реальности времени — ощущение того, что настоящего времени не стало, время осознается как мираж, как нечто, существующее только в воображении: «Время превратилось в призрак, будто ты оказался на том свете, но еще воспринимаешь, что происходит в этом мире. Все видится, как в кино. Там тоже есть время, но оно фиктивное, не настоящее. Там проходят годы, но ты знаешь, что это не настоящие годы, это факт моего сознания и не более того. Стоит уйти из кино, не будет и этого времени».
5. Восприятие времени как новой реальности — ощущение того, что текущее время совсем не такое, как прежнее, оно обладает какими-то новыми, необычными свойствами. Больной К.Ясперса поясняет это так: «Это новое время было бесконечно многообразно и запутанно, и вряд ли его можно сравнить с тем, что мы обычно называем временем. Внезапно меня осенила мысль, что время лежит не передо мной и не за мной, но со всех сторон. Я могу видеть его, разглядывая игру цветов».
6. Восприятие прошлого времени как сжатого, сократившегося — ощущение того, что прошедшее время оказалось спрессованным в какой-то короткий его отрезок. Так, пациенту кажется, что прошедшие 29 лет длились не более 4 лет. Другой пациент вспоминает минувшие 10 лет как длившиеся один-два дня. Иногда пациенты говорят так: «Вся моя прошлая жизнь длилась как одно мгновение».
7. Восприятие прошлого времени как растянутого, длившегося непомерно долго. Ф.М.Достоевский, описывая восприятие времени за несколько минут до своей смертной казни, писал, что эти драгоценные минуты казались ему целой жизнью, а вся жизнь представлялась бесценным даром бесконечного времени. Он же, рассказывая об экстатической эпилептической ауре, отметил, что это переживание кажется длящимся целую вечность, за что не жаль отдать и всю свою жизнь. О том же сообщает пациент, оценивая пережитые им минуты экстатического состояния как «вечность», как прожитую долгую жизнь. Пациенту в состоянии мескалинового отравления «время казалось растянувшимся до бесконечности» и одновременно с тем «переживания последнего времени казались относящимися к далекому прошлому». После перенесенного острого психоза, насыщенного множеством переживаний, пациент сообщает: «В моей памяти это время, по обычному счету не превышающее трех-четырех месяцев, запечатлелось как огромный промежуток, словно каждая ночь длилась столетия». «Здесь речь должна идти скорее о согласованном акте интенсивного мгновенного представления, — указывает К.Ясперс, — при котором в единое целое собирается все то, что наша память затем интерпретирует как растянутый во времени ряд».
8. Утрата осознавания настоящего и будущего времени — ощущение того, что осталось только прошлое время, оно как бы окутывает пациентов, не выпускает их из себя. Больная говорит: «Меня оттащило назад, но куда? Туда, откуда это приходит, где это было прежде». Другой пациент сообщает: «Я как бы увяз в прошлом, словно в трясине, у меня нет ощущения того, что я нахожусь в настоящем, и нет ощущения, что будет когда-нибудь и будущее». «Настоящего больше нет, есть только ссылки на прошлое. Будущее уменьшается в размерах, сморщивается; прошлое так назойливо, оно окутывает меня, оно тянет меня назад. Я подобна машине, которая стоит на месте и работает. Она работает на полную мощность, но все равно стоит на месте. Вчера я посмотрел на часы. Мне показалось, что меня отбросили назад, что на меня словно надвинулось что-то из прошлого».
9. Утрата осознавания прошлого времени — ощущение того, что прошлого не было вовсе, оно как бы исчезло, стерлось из памяти: «Прошедшего как бы и не было вовсе, а настоящее появилось вдруг и неизвестно откуда. Я оказался отрезан от собственного прошлого, словно оно никогда не было таким полным теней, словно жизнь только началась».
10. Утрата осознавания будущего времени — ощущение того, что есть только прошлое и настоящее, а будущее исчезает или уже исчезло. Депрессивная больная, переживающая «страшную опустошенность», то есть болезненное бесчувствие, говорит: «Я не могу видеть будущее, словно его и нет вовсе. Мне кажется, что все вот-вот остановится и завтра уже не будет ничего». Другой пациент сообщает: «Я видел однажды картину, кажется, это было полотно И.Глазунова «Тупик». На ней изображен человек. Он шел долго-долго, смертельно устал, верно, до конца надеялся, что достигнет-таки своей заветной цели. Но вдруг перед ним выросла высокая стена, преградившая путь. Он стоит перед ней и понимает, что впереди его ничего уже не ждет, будущего у него нет, дверь в будущее оказалась запертой. Вот так чувствую себя и я. Впереди мрак, ничего не видно, и нет ничего, все, что было, осталось в прошлом, да и была всего только надежда на будущее».
11. Утрата осознавания прошлого и будущего — ощущение того, что существует только настоящее, а позади и впереди ничего не было и не будет: «Позади меня и впереди абсолютная пустота, ничто, я повис между тем, чего не было, и тем, чего никогда не будет. Я чувствую себя человеком, который трепещет между прошлым и будущим, он балансирует на узенькой доске над пропастью. С одной стороны зияет пустота, с другой — то же, а настоящее — это только возможность не упасть вниз».
12. Инверсия чувства времени — ощущение обратного течения времени. Больные сообщают: «Время изменило направление, пошло назад. Время течет не вперед, а вспять, в другую сторону». «Сегодня пятница, — знает пациент, — а завтра будет четверг, а за ним среда, потом — вторник. » — утверждает он. Он отсчитывает в обратном порядке не только дни недели, но также месяцы года. Похоже на то, что пациенты осознают психические акты, представляющие время, в обратной последовательности.
13. Утрата осознавания плавного течения времени — ощущение того, что время движется какими-то рывками, толчками. В памяти сохраняются воспоминания лишь об отдельных впечатлениях, отмечающих будто пунктирной линией движение времени, обычно кажущееся пациентам несколько ускоренным: «Время идет прерывисто, какими-то скачками. Время как порвалось, словно оно составлено из отдельных кусочков. Время распалось на какие-то точки, между которыми ничего нет».
14. Утрата осознавания границ времени — ощущение того, что грани, отделяющие прошлое, настоящее и будущее время, как бы исчезли, эти времена перетекают одно в другое, смешались или существуют одновременно: «Затем прошлое повернулось кругом, все перемешалось не доступным пониманию образом. Прошлое, настоящее и будущее находятся в одной плоскости, они расположены рядом, и я могу их переставлять, словно карточки, с одного места на другое. Будущее время пойдет тогда за прошлым, настоящее — за будущим, но может быть и так, что и прошлое, и будущее время окажутся в настоящем. Я не удивлюсь, если сейчас увижу на улице рыцаря или гладиатора — они для меня не в прошлом, а в сегодня. Мне покажется естественным, если появятся люди будущего, погаснут звезды, превратится в пустыню Земля. Вот я разговариваю сейчас с вами, доктор, и этот разговор останется во мне так, будто это происходит теперь, в настоящем. Я легко могу представить его так, что он происходил где-то в будущем. Для вас же эта беседа навсегда уйдет в прошлое. Будущее тоже происходит сейчас, для меня это не то, что когда-то случится, оно существует уже в данный момент». Последний пациент рассуждает так, будто сказанное является для него самоочевидным фактом, не подлежащим сомнению.
Это показывает, что нарушения восприятия времени, как и пространства, вполне могут служить основанием для появления соответствующих бредовых суждений.
Какие авторские приемы помогают читателю почувствовать атмосферу духовного разобщения людей?
1. Горький передал устойчивость отчуждения людей в форме полилога, составленного из не стыкующихся друг с другом реплик. Все реплики звучат из разных углов – предсмертные слова Анны чередуются с выкриками ночлежников, играющих в карты (Сатин и Барон) и в шашки (Бубнов и Медведев):
Анна. Не помню – когда я сыта была…. Всю жизнь в отрепьях ходила. всю мою несчастную жизнь. За что?
Лука. Эх ты, детынька! Устала? Ничего!
Актер (Кривому Зобу). Валетом ходи. валетом, черт!
Барон. А у нас – король.
Клещ. Они всегда побьют.
Сатин. Такая у нас привычка.
Бубнов. И у меня. н-ну.
2.В отдельных репликах выделяются слова, имеющие символическое звучание. Слова Бубнова «а ниточки-то гнилые» намекают на отсутствие связей между ночлежниками. Бубнов замечает о положении Насти: «Ты везде лишняя». Это еще раз указывает на то, что жильцы Костылева с трудом «терпят» друг друга.
3. Изгои общества отвергают многие общепринятые истины. Стоит, например, Клещу сказать, что ночлежники живут без чести и совести, как Бубнов ответит ему: «На что совесть? Я – не богатый», а Васька Пепел приведет слова Сатина: «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее».
Чем отличается атмосфера 2 и 3-го актов от 1-го?
Учащиеся размышляют, приводя примеры из текста.
Атмосфера 2 и 3 актов другая по сравнению с 1. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то иллюзорный мир. Обстановка изменяется с появлением странника Луки, который своими «сказками» возрождает в душах ночлежников мечты и надежды.
Беспаспортный бродяга Лука, которого много «мяли» в жизни, пришел к выводу, что человек достоин жалости, и щедро одаряет ею ночлежников. Он выступает как утешитель, желающий ободрить человека или же примирить его с безрадостным существованием.
Умирающей Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет. Ваське Пеплу он говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири.
Но все это лишь утешительная ложь, которая только на время может успокоить человека, приглушив тяжелую реальность.
Это понимают и ночлежники, но с удовольствием слушают старика: им хочется верить его «сказкам», в них просыпаются мечты о счастье.
Бубнов. И чего это. человек врать так любит? Всегда – как перед следователем стоит. право!
Наташа. Видно, вранье-то. приятнее правды. Я – тоже.
Барон. Что – тоже? Дальше?!
Наташа. Выдумываю. Выдумываю и – жду.
Наташа (смущенно улыбаясь). Так. Вот, думаю, завтра. приедет кто-то. кто-нибудь. особенный. Или случится что-нибудь. тоже – небывалое. Подолгу жду. всегда – жду. А так. на самом деле – чего можно желать?
В репликах ночлежников ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Круг существования будто замкнулся: от равнодушия – к недостижимой мечте, от нее – к реальным потрясениям или к гибели (умирает Анна, убит Костылев). Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.
III. Итог уроков.
– Сделайте обобщение: в чем особенности драмы Горького – в развитии действия, в содержании?
Это пример социально-философской драмы. Как вы понимаете это определение?
В пьесе «На дне» автор не ограничился только изображением характерных социально-бытовых сторон русской действительности. Это не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит спор о человеке, его положении в обществе и отношении к нему. И в споре этом (в той или иной мере) участвуют почти все обитатели ночлежки.
Домашнее задание.
– Дочитать пьесу. Ответить на вопросы: 1) В чем значение 4-го акта? 2) В чем правда для Бубнова, Луки и Сатина?
Индивидуально: проблема Человека в пьесе Горького «На дне».
Урок 15
«Три правды» в пьесе Горького «На дне»
Цели: рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»; выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин); определить особенности гуманизма Горького.
Ход урока
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
I. Вступительная беседа.
– Восстановите событийный ряд пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие – «за кулисами»? Какова роль в развитии драматического действия традиционного «конфликтного многоугольника» – Костылев, Василиса, Пепел, Наташа?
Отношения Василисы, Костылева, Пепла, Наташи лишь внешне мотивируют сценическое действие. Часть событий, составляющих сюжетную канву пьесы, происходит за пределами сцены (драка Василисы и Наташи, месть Василисы – опрокидывание кипящего самовара на сестру, убийство Костылева совершаются за углом ночлежки и зрителю почти не видны).
Все остальные герои пьесы непричастны к любовной интриге. Композиционно-сюжетная разобщенность действующих лиц выражается в организации сценического пространства – персонажи рассредоточены по разным углам сцены и «замкнуты» в несвязанных микропространствах.
Учитель. Таким образом, в пьесе параллельно идут два действия. Первое – мы видим на сцене (предполагаемой и реальной). Детективная история с заговором, побегом, убийством, самоубийством. Второе – это обнажение «масок» и выявление подлинной сущности человека. Это происходит как бы за текстом и требует расшифровки. Например, вот диалог Барона и Луки.
Барон. Жили лучше. да! Я. бывало. проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью. кофе! – со сливками. да!
Лука. А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь.
Но быть «просто человеком» Барон боится. И «просто человека» он не признает.
Барон. Ты, старик, кто такой. Откуда ты явился?
Лука. Все мы на земле странники. Говорят, – слыхал я, – что и земля-то наша странница.
Кульминация второго (неявного) действия наступает, когда на «узкой житейской площадке» сталкиваются «правды» Бубнова, Сатина и Луки.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Все успеть: как научиться чувствовать время
В Японии совсем недавно прошла выставка Color of time, в центре внимания — представление одной женщины о времени. Глядя на переливы радуги цифр, можно понять, насколько индивидуально это восприятие. И каждому из нас оно диктует свою математику — кому-то помогает добираться до точки назначения ровно за десять минут, кому-то мешает прийти вовремя, а кого-то заставляет приходить на восемь минут раньше. Привычка приходить заранее и долго ждать, кстати, не меньше вечных опозданий свидетельствует о том, что у человека не совсем правильное восприятие времени.
Удивительно, что человеческий мозг способен распознавать доли секунды, но как только речь заходит о том, сколько времени займет действие, которое мы выполняем регулярно, большинство из нас называет цифру, которая меньше реальной.
Да, есть часы на руке, в телефоне, на городской площади. Все они объективно отображают время. А есть личные часы, внутри нас. Правда, где именно они находятся и что отвечает за их завод, пока точно неизвестно. По одной из версий, часы «размещаются» в базальном ядре, по другой теории, в мозжечке, но исследования и сканирования показывают, что при восприятии времени активизируются все участки головного мозга. Как же их настроить, чтобы быть в ощущении времени максимально приближенным к тем самым часам на руке?
Делать скидку на эмоции
Кажется, пунктуальность — дело привычки, вопрос дисциплинированности. Но не все так просто. Ощущение времени — это чувство. А значит, на него влияет множество нерациональных факторов. В 1890 году психолог Уильям Джеймс понял, что наше чувство времени зависит от настроения. Спустя век эксперименты показали, что при просмотре приятных глазу кадров внутренние часы ускоряют ход, и наоборот, когда с нами или перед нами происходит что-то неприятное, часы замедляются. То есть когда мы счастливы или сильно возбуждены, час обеденного перерыва или неспешной прогулки до работы пролетает незаметно, поэтому выше риск опозданий. А если мы не на шутку обеспокоены и переживаем, даже поездка в лифте может показаться вечностью, — в таком состоянии мы склонны закладывать больше времени на дорогу и приезжать заранее.
Чем нейтральнее ситуация, в которой мы находимся, тем четче наше представление о времени. Именно поэтому наличие спешки и волнений по поводу того, что ожидающий зол и раздражен, не дает воспринимать время адекватно. И если такие ощущения присутствуют в жизни каждый день, возможно, нужно на какое-то время отказаться от спешки в принципе. По крайней мере в тех случаях, когда от этого не зависит ваша профессиональная жизнь.
Стремиться к новизне
Стоит иметь в виду свой возраст. Никакой дискриминации, но восприятие времени меняется с годами — просто пропорции становятся иными. В детстве год ощущается как 1/10 жизни, например, а в пору счастливой старости — как 1/70 и менее того. Несложно вспомнить из детства бесконечную поездку на автомобиле с родителями, когда успевали и поспать, и послушать музыку, и посмотреть в окно, и съесть бутерброд, и заехать за мороженым в вафельном стаканчике. Так вот если проделать этот путь снова, наверняка окажется, что он занимает, например, час. Может, чуть больше, но в любом случае речь не о длительности полета на Марс.
Как удержать баланс и не начать приходить всюду раньше времени? Создавать в мозгу новые нейронные связи: привносить новизну в обычные повседневные действия. Время от времени надевать часы на другую руку, менять порядок вещей в гардеробе, на рабочем месте, в автомобиле, в сумке. Делать дома перестановку мебели. Ходить по городу не привычным путем, а новым, даже если кажется, что другого маршрута между точками А и Б не проложить. Именно так замедляется восприятие времени и проходит ощущение, что дни летят один за другим.
Относиться ко времени уважительнее
Если изучить культуру самых пунктуальных стран — станет ясно, что никаких специальных уроков точности там не преподают. Просто общество и уклад жизни дают понять, что можно только так. Когда прибытие японских скоростных поездов Shinkansen указывается с точностью до 15 секунд, а железнодорожная компания приносит извинения по громкой связи за опоздание рядового поезда на одну минуту, вы уже существуете в другой системе счисления. Если в Швейцарии вы опоздаете на три минуты на прием к врачу, вполне вероятно, что его отменят. Начните относиться к своему и чужому времени с таким же уважением. Вместо «в районе 12» назначайте встречу на 12:15, начните следить за расписанием транспорта, ставьте для себя личные сроки, когда вы хотите справиться с тем или иным делом. Это особенно актуально, если у вас свободный график и вы работаете без привязке к офисному времени.
Пользоваться современными инструментами
Сегодня социальные сети меняют восприятие времени: можно зайти проверить сообщения в «Фейсбуке» и обнаружить себя через пять часов участвующим в споре об устройстве канализации в Древнем Риме. Такие тактичные таймеры, как, например, Toggl, помогают держать расписание под контролем. По ощущениям на то, чтобы дойти до офиса, у вас ушло семь минут, а на деле восемь? Вы уже близки. Решение было «Еще 10 минут убираюсь в гостиной и сажусь за доклад», а по итогу убирались вы все 25 минут? Бывает и такое. В следующий раз будете ближе к тому времени, которое запланировали. В YouTube также есть упражнения, которые помогают в настройке внутренних часов.
Что помогает зрителю почувствовать обстановку времени и места действия
Утром, как только вы проснулись, не открывая глаз, «включите» только слух, «отключив» обоняние (усилием воли или заткнув ватой ноздри) и осязательно-температурное восприятие (не снимайте одеяло). Напрягите слух и только слух. Даже, казалось бы, в тишине вы услышите еле уловимые звуки. Сосредоточьтесь на них усилием воли и «держите» их слухом как можно дольше.
Для тренировки слуха до сих пор практикуется несложный, но эффективный дедовский способ, дошедший до нас от казаков пластунских полков. При этом способе недалеко от себя кладут ручные или карманные часы и ложатся возле них на спину с закрытыми глазами, но на таком расстоянии, чтобы работа часового механизма отчетливо улавливалась слухом. Постепенно от часов отодвигаются, чтобы их работа была слышна еле-еле. На такой дистанции прислушиваются к тиканью механизма несколько минут, ни о чем больше не думая, сосредоточиваясь только на этих звуках. Постепенно приучитесь не воспринимать более никаких зрительных, тактильных и обонятельных впечатлений, «отключая» эти системы восприятия и работая только слухом! Когда вы научитесь отчетливо и привычно воспринимать звуки часового механизма, увеличьте расстояние до часов и снова сосредочьтесь на этих звуках. Постепенно отодвигайте часы все дальше и дальше. Тренируйтесь таким образом по 20-25 минут в день. Но делайте это ежедневно. Результаты будут поразительны. По тиканью часов вы сможете обнаружить человека в кромешной тьме метров за 10-15, а то и дальше, что в свое время применялось на войне и разведчиками, и контрразведчиками.
При тренировках, если вы отодвинули часы слишком далеко и звук часового механизма вам не слышен, не напрягайте слух, а обострите слуховое внимание. Между вниманием и слухом существует физиологическая связь. Обостренное внимание к источнику звука обостряет и тренирует слух.
ЗАПОМНИТЕ: при лежании на спине направление источника звука определяется труднее, чем при лежании на животе, и с большими погрешностями. Если вы научитесь «работать» слухом на спине, прилагая при этом повышенное внимание, вы вдвое-втрое сократите время тренировок. Лежание на спине ухудшает звуковую ориентацию, а лежание на животе, наоборот, улучшает ее.
Человек лучше слышит при освещении местности, пусть слабом и неярком. Зеленый цвет также делает слух острее. Такова особенность нервной системы. Более всего слух развивается при длительной работе ночью в экстремальной обстановке, причем довольно быстро. Для повышения остроты слуха практикуется легкий нажимающий массаж ушных раковин. Массаж ушных раковин для повышения кровообращения в слуховом аппарате выполняется следующим образом: плоскостью сжатого кулака надавливают на ушные раковины, но так, чтобы воздух проходил между костяшками пальцев (чтобы в ушах не сжимался воздух), затем резко отпускают. Так делают 10-12 раз. При правильном выполнении этого массажного приема в ушах не должно «чмокать».
Для тренировки особо обостренного слуха следует настроить ухо на звуковой фон (после тренировки с часами это вы сможете) и подмечать его малейшие колебания и изменения, сосредоточиться на этих изменениях и звуках, не свойственных этому фону, и попытаться расшифровать их.
Тренируя слух, полезно прислушиваться к дыханию человека, отходя от него все дальше и дальше. Это кончается обычно тем, что тренирующийся начинает слышать удары сердца противника.
Тренировка слуха по направлению обычно не представляет труда.
ЗАПОМНИТЕ: для более результативной тренировки слуха «отключайте» все другие органы чувств любыми доступными способами.
Резервы слухового восприятия необычайно велики. У любого человека целенаправленными тренировками можно сформировать и воспитать даже музыкальный слух.
Д ля тренировки оперативного зрения выберете любой предмет, имеющий мелкие детали, и внимательно всмотритесь в него. Старайтесь тщательно рассмотреть мельчайшие неровности, шероховатости, царапины, отдельные технические особенности. Постарайтесь понять происхождение дефектов и назначение технических деталей. Закройте глаза. Постарайтесь воспроизвести увиденное и запомнить его. Откройте глаза и проверьте себя. Так тренируется зрительно-аналитическая память.
Сначала делайте все это в спокойном месте, где нет шума и отвлекающих запахов. По мере натренированности учитесь «схватывать» глазами нужные вам предметы и явления в мельчайших деталях и в любой обстановке.
Затем переводите зрительные тренировки в плоскость впечатлений.
Тренированный человек, поймав в неочевидных условиях внутреннее ощущение от того, что он когда-то видел, уже будет знать, что это такое и как оно выглядит.
Запах пота и других выделений, даже очень слабый, может многое рассказать о человеке. Тренированное обоняние улавливает изменения этих запахов в зависимости от изменения психического и физического состояний «клиента». Человек пахнет по-разному, сыт он или голоден, отдохнул или не выспался, агрессивен или испуган, отмобилизован к бою или впал в депрессию.
Основной прием тренировки обоняния все тот же: после утреннего пробуждения, не открывая глаз и заткнув ватой уши, потяните воздух носом, ощутите запахи сильные и слабые; дифференцируйте их. Исследуйте «в глубине пространства» все запахи, окружающие вас.
Потренируйтесь определять по запаху направления различных предметов.
Тренировки обоняния именно в лесу имеют практическое применение. В лесу визуальная дальность ограничена. Обоняние помогает идти по следу и обнаруживать противника даже человеку, не то что собаке (так называемое «верхнее чутье»).
С утра дайте себе установку «охотиться» на все незнакомые запахи при любых обстоятельствах. Для вас не должно быть запахов плохих или хороших. Ощутите и оцените каждый, самый незначительный запах. И чем слабее этот запах, тем больше к нему принюхивайтесь.
Старайтесь определить его происхождение и направление.
Для лучшего эффекта сконцентрируйте внимание на ноздрях. У некоторых лучше получается концентрировать внимание на переносице или кончике носа.
ВНИМАНИЕ! При длительном воздействии какого-либо запаха довольно быстро наступает адаптация и понижение чувствительности именно к этому запаху.
Абсолютно без запаха людей нет. Каждый человек пахнет по-разному и уже через 1-3 часа после помывки появляется специфический запах. Как уже упоминалось, в зависимости от психического состояния (страх, предстартовое состояние, скрытая агрессия, напряженная работа мысли) человек пахнет по-разному. Эти оттенки тренированный нос в состоянии уловить.
Оперативники старой формации составляли коллекции из таких запахов, что очень помогало им на практике. Запахи чувствуются в лесу за 100-150 м, а в закрытом помещении они еще явственнее. По запаху даже в кромешной тьме можно определить наличие человека и довольно точно установить направление до него. Если вы обладаете умением интуитивно ощущать противника и тренировочным обонянием, то направление, в котором он находится, и расстояние до него определите в темноте мгновенно и безошибочно. Тренированные в стрельбе «от бедра» и «от живота» стрелки, обученные по этим методикам, стреляют из пистолета в темноте по живой цели без промаха. Но такие результаты достигаются только теми, кто не курит. К тому же, если боевые действия проводятся группой, то в группе не должен курить никто.
ЗАПОМНИТЕ: есть запахи, которые не воспринимаются носом, но могут резко успокоить или, наоборот, вызвать нервозность. Поэтому всегда обращайте внимание на резкие и, казалось бы, беспричинные изменения своего психического состояния, ибо в сфере вашей ответственности появилось что-то непрошеное.
Тренировка осязания и темного мышечного чувства
Мышцы человека не только обеспечивают ему силу движений, но и являются еще органом ощущения. В свое время русский физиолог И. М. Сеченов разработал закрытую тему концепции темного мышечного чувства.
Мышца своим ощущением обеспечивает резервные возможности организма. Между мышцами и подкоркой головного мозга есть прямые, но неразработанные и дремлющие связи.
Вечером прочувствуйте и запомните «усталую тяжесть» мышц в натруженных ногах. Вспомните и прочувствуйте это ощущение мышечной тяжести утром и сравните с ощущением свежих и восстановленных за ночь мышц.
Почувствовать гравитацию тела вы сможете лежа в ванне. Прежде чем покинуть ванну, откройте ее выпускное отверстие, продолжая лежать на ее дне. По мере того как станет выступать над водой все большая и большая часть вашего тела, вы будете наглядно ощущать его утяжеление.
Мышечные ощущения хорошо «ловятся» при вытянутых полусогнутых руках и их неспешных, а затем более резких покачиваниях вверх-вниз и вправо-влево. Это инерционные ощущения. При таких тренировках не напрягайтесь. Напряжение влечет за собой переключение и ослабление внимания, и мышечные ощущения пропадают.
Дайте себе установку на определение тактильных и «темных» мышечных ощущений в течение дня. И в течение дня давайте себе отчет о всех «весовых» ощущениях, возникающих при работе каждой мышцы: при ходьбе, при дыхании, подъеме тяжестей и особенно при ускорениях различного рода. Спускаясь и поднимаясь на лифте, почувствуйте ускорение при начале движения и при торможении. Ощутите это ускорение скелетной мускулатурой и внутренними органами. Точно таким же образом ощутите ускорение на транспорте в момент, когда он трогается с места, при замедлении, ускорении и торможении, на лошади, на качелях или парашютных тренажерах. Это прекрасная координационно-пространственная тренировка темного мышечного чувства, так необходимого для скоростной интуитивной стрельбы в условиях неочевидности (в темноте, тумане и т. д.).
Утром же, с закрытыми глазами, возьмите в руку любой незнакомый предмет, осознайте на ощупь его рельеф. Попытайтесь определить значение этого предмета. Внимательно исследуйте осязанием мельчайшие фрагменты рельефа. Зрительно составьте «портрет» этого предмета, откройте глаза и проверьтесь. Постепенно отрабатывайте осязание на предметах с более мелким и частым рельефом. Не открывая глаз, старайтесь определить назначение предмета и его отдельных фрагментов.
Ощутите и осознайте рельеф крупного предмета, прикоснувшись к нему обнаженной спиной, плечом, животом. Запомните и мысленно повторите эти ощущения.
При тренировке температурно-пространственного осязания (с завязанными глазами, заткнутыми ноздрями и ушами) к ладони тренирующегося подносят ладонь и постепенно удаляют ее. Ладонь подносят к лицу, голове, спине и животу. Необходимо почувствовать тепло живой руки на разных расстояниях. Так тренировались индейцы Северной Америки и японские ниндзя. За невнимание тренирующийся получал болезненный укол вблизи тренируемого места. Осаженным торсом попытайтесь ловить малейшие колебания воздуха, его температуры, перепады высоты и атмосферного давления.
Чтобы лучше поймать ощущение теплоты, сравните ощущения обнаженной кисти руки и части руки, закрытой рукавом. Почувствуйте пульсацию «утепленной» части руки.
Попробуйте пожить на природе, в безопасном месте, ориентируясь только на ощупь и ощущениями голого по пояс тела. Тренировки эти необычайно интересны и довольно быстро дают неожиданный результат. Добросовестно пожив несколько дней в таких условиях, вы почувствуете, что можете с завязанными глазами ориентироваться в пространстве, ориентироваться уверенно и довольно легко, даже не давая себе отчет, как это у вас получаете»
Тренировка вестибулярного аппарата
Тренировка бокового зрения
Боковое зрение выполняет очень важную, еще не изученную функцию в ориентационном процессе и играет важную роль в координации движений. Третированное боковое зрение количественно и качественно расширяет диапазон воспринимаемой информации и в этом плане открывает новые боевые возможности, неожиданные по результативности.
Существует прямая физиологическая связь между развитием периферического зрения и улучшением определения направления звучащей цели по слуху. Плохо освещенный в сумерках предмет воспринимается лучше, если смотреть непрямо на него, а чуть сбоку от этого предмета.
Все эти и другие боевые особенности бокового зрения наши предки очень ценили, но воспринимали их как таковые, особенно над ними не задумываясь и принимая их как должное. Современный человек привык работать преимущественно прямым зрением, и полезные свойства зрения бокового остались невостребованными.