Что помогло богатырю победить соловья разбойника
Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло богатырю победить Соловья-разбойника?
Былина Илья Муромец и Соловей-разбойник.
2. Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстаёт перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя используя текст былины.
Как ответить на вопросы повышенной сложности по литературе?
Характеристика Илья Муромца.
Как нарисовать устный портрет Ильи Муромца?
1 Ответы
Муромец – герой древней Руси. Он не только защитник Руси, он также и народный идеал мужества и отваги.
По-особому к нему относятся в былинах и сказках.
Во-первых, Илья Муромец выступает защитником земли русской, во-вторых, он является народным идеалом мужества и стойкости.
В-третьих, он выполняет роль главного героя, в котором воплощаются лучшие черты народа. Ему приписывают даже подвиги, которые он не совершал.
Например, в былине «Илья и Соловей-Разбойник» богатырь побеждает злого чудища за счёт хитрости, храбрости, силы.
Но не только это помогло Илье победить разбойника. Он думал в первую очередь не за себя, а за землю русскую, за людей, за женщин и детей малых. Не даром во время боя он говорит Соловью: — полно вдоветь жен молодых, полно сиротить малых детушек.
Тем самым говоря, что много воинов полегло на поле брани из-за разбойника.
Вера в себя, в свою силу, в землю русскую помогли богатырю справиться с врагом.
С героями сказок богатыря сближает то, что он наделён некой волшебной силой. Он может преодолевать пространство, борется со злом и одерживает победу.
Почему Илья отказался стать воеводою при Чернигове?
Когда Князь Владимир послал богатыря освободить Чернигов от татар, богатырь это сделал с легкостью. Народ, увидев такую силищу, сразу предложил ему стать воеводою, чтобы охранять город.
Но Илья оказался, сказав, что не служит и не охраняет один город, а защищает всю землю русскую. Воевода – это должность, которую должен был назначить князь, а это значит нужно было жить при князе.
Муромец не хотел никому прислуживать, потому что он служил народу.
Что помогло богатырю победить соловья разбойника
Ответ:
2 Илья Муромец отказался стать в Чернигове воеводой, потому что цель его была иная: попасть к обедне в Киев, а целью его жизни была защита земли Русской.
Он победил Соловья-разбойника, потому что не сомневался в своей правоте, жаждал справедливости, верил в свои силы.
Отношение народа к Илье Муромцу в былине выражается, во-первых, при помощи гиперболы (преувеличения). Преувеличиваются сила Ильи, его способности. Также отношение выражается при помощи эпитетов («удаленький дородный добрый молодец»). Отношение других героев былины к Илье Муромцу (Соловей-разбойник боится его, черниговские мужики уважают) тоже говорит о том, что народ относится к герою с уважением и любовью.
С героями сказок Илью сближает то, что он наделен неким волшебным даром преодолевать пространство, борется со злом и одерживает победу.
3 Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами часто используются в былинах (детушки, дорожка, скорешенько, лесушки, обеденка, дороженька, реченька). Это отражение народно-поэтического восприятия жизни, а также способ выражения авторского отношения к героям и событиям.
4Во время боя проявилось бесстрашие, умение владеть собой. Илья Муромец твердо верит в то, что Соловью-разбойнику пора прекратить разбойничать, «полно вдовить жен молодых, полно сиротить малых детушек». Герой совершает свой подвиг не ради славы, а ради людей.
5Концовка былины (две последние строчки) говорит о том, что люди высоко оценили подвиг Ильи Муромца, потому что он защитил их.
Урок по литературе на тему «Былина Илья Муромец и Соловей-Разбоиник»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока литературы в 6 Б классе.
Тема: Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».
Тип урока: урок внеклассного чтения.
-повторить и углубить знания обучающихся по изученной теме;
-продолжить работу по обучению аналитическому комментированию художественного текста, работу над умением давать характеристику героя литературного произведения.
-развивать внимательность при чтении художественных текстов,
-логику мышления, умение высказывать своё мнение о прочитанном,
— совершенствовать устную речь обучающихся через подготовку устных сообщений, выразительное чтение.
-воспитание любви к своей малой родине, её прошлому, её народу, его творчеству,
— привитие любви к чтению, к литературе.
Оборудование и оформление к уроку:
1. (На доске стрелочками изображен путеводитель-подсказка по буквам «б-ы-л-и-н-н-ы-й-г-е-р-о-й»)
— Ребята, на доске зашифрованы слова, по которым мы сможем узнать, о ком будем говорить на уроке?
-Что вы знаете о былинах? Когда и где они возникли? Кем и как исполнялись?
— А кто такой богатырь? Что обозначает это слово?
Составитель словаря В.И.Даль даёт такое определение: « Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».
— Соответствует ли это определение тому, что мы знаем о богатырях?
2. Высота ли, высота поднебесная,
Глубока глубина океан – моря,
Широко раздолье по всей земле,
Глубоки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны гряды Смоленские,
Быстры – светлы реки русские,
А и сильные, могучие
Богатыри на славной Руси!
— Какие былинные герои вам известны?
— Об одном из таких богатырей мы сегодня и поговорим.
3. В кроссворде спрятано имя героя! (кроссворд из ребусов: Илья)
2) волосы (вол+рисунок осы)
3) лосьон (рисунок лось+он)
— Какие былины с данным героем нам знакомы?
II. Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний.
Сегодня у нас урок внеклассного чтения на тему «…». К нему вы прочитали былину «Илья Муромец и Соловей – Разбойник».
Давайте посмотрим, как мы поняли былину.
Игра-тест по былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».
1) Как исполнялись былины?
А) Их сказывали. Б) Их рассказывали. В) Их пели.
2) Какова главная идея былин?
А) Защита Русской земли. Б) Любовь к русской женщине.
В) Отношения богатыря и природы.
3) Где стоял «заутреню» Илья Муромец?
А) В Киеве. Б) В Муроме. В) В Чернигове.
4) Что обозначает слово «заутреня»?
А) Завтрак. Б) Заря. В) Утренняя церковная служба.
5) Какое дерево облюбовал для засады Соловей-Разбойник?
А) Высокую сосну. Б) Столетний дуб. В) Чёрную ель. Г) Кривую берёзу.
6) У какой речки сидел Соловей Разбойник?
А) У Днепра. Б) У Смородины. В) У Сожа. Г) У Москвы-реки.
7) Что мешало скакать коню Ильи Муромца?
А) Трухлявые пни. Б) Иссохшие стволы. В) Поваленные деревья.
8) Сколько времени понадобилось русскому богатырю, чтобы разбить «силушку великую» и пленить Соловья-Разбойника?
А) Он потратил примерно два-три часа.
Б) У него ушло столько времени, сколько длилось богослужение.
9) Кто помог Илье Муромцу одолеть «силушку великую»?
А) Конь. Б) Никто. В) Соловей-Разбойник.
10) Чьим сыном был Соловей-Разбойник?
А) Оразмурадов сын. Б) Одихмантьев сын. В) Рахматов сын.
11) Кто и кому говорит следующие слова: «Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей…»?
А) Соловей Разбойник Илье Муромцу. Б) Князь Илье Муромцу.
В) Илья Муромец Соловью-Разбойнику.
12) Почему Илья Муромец отрубил «буйну голову» Соловью Разбойнику?
А) Илья рассердился, что пленник нарушил его приказ.
Б) Богатырь понял, что Соловей не перестанет вредить людям.
В) Илья поддался приступу гнева при виде мёртвых киевлян.
III. Изучение нового материала.
1 . Слово учителя по теме «Сказители и собиратели былин»
— Ребята, как вы думаете, кто сочинял былины? ( сказители из народа)
— А кто их собирал?( собиратели)
Первый собиратель заонежских былин Павел Николаевич Рыбников с 1859 по 1867 г. записал на территории Карелии более 200 былин.
Слайд 8. Ирина Федосова.
-От одной только Ирины Федосовой было записано свыше 30 тысяч строк. Это размер «Илиады».
Былина об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике относится к числу самых распространённых и популярных. Записано более 100 её вариантов.
Классическим считается вариант, записанный Александром Фёдоровичем Гильфердингом 8 июля 1871 года в Кижах от Трофима Григорьевича Рябинина, известного сказителя, от которого записано 23 былины, общей сложностью более 5 тысяч строк.
— Именно его вариант былины об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике вы читали.
2. Аналитическая беседа по былине
-Предлагаю познакомиться с некоторыми особенностями былин? (Слайды 12-17)
Главный герой былины Илья Муромец .
— А что мы о нём знаем? (Слайды 19-21.
Сообщение подготовленного ученика.
(Илья Муромец – крестьянский сын, поэтому одежда на нем обыкновенная – русская рубашка, штаны, сапоги. Однако он называется богатырем святорусским, значит, на нем может быть и воинское снаряжение: кольчуга, шлем. Он вооружен копьем, луком со стрелами. Автор подчеркивает его дородство, т. е. рост, силу, мощь. Мы знаем, что Илья «сиднем сидел» 30 лет и 3 года, значит, он не юноша, а зрелый мужчина с окладистой бородой. В былине нет портрета Ильи, потому что главные черты его характера проявляются в поступках: освобождении Чернигова от неприятеля, победе над Соловьем-разбойником, поведении в Киеве. Илья смел, могуч, благороден. Он защитник русских людей, страдающих от внешних врагов и разбойников.)
— Из какого города выезжает Илья Муромец? Куда и зачем направляется? (Слайд 22)
— Прочитаем выразительно начало былины.
— Почему упоминается здесь утренняя и дневная (обеденная) службы в церкви?
(Такой срок назначил себе Илья Муромец, чтобы добраться до Киева. Но за полдня обыкновенному человеку это не сделать. А Илья приезжает в Киев в назначенное время, лишь немного призамешкавшись)
— Как это ему удалось? ( Богатырь может сделать то, что обычному человеку не под силу. И у него есть конь богатырский, верный его помощник.)
-Какой дорогой поехал Илья Муромец в Киев? О чём свидетельствует такой выбор?
— Какой первый подвиг совершил Илья Муромец по пути в Киев?
-Какую картину мы представляем себе, когда читаем описание вражьей силы под Черниговом? Найдите это описание. Прочитаем выразительно.
— Почему Илья Муромец отказался быть воеводою в Чернигове? ( Он равнодушен к почестям и наградам. Подвиг совершил, чтобы освободить русскую землю от врагов.)
-Какой второй подвиг совершил Илья Муромец по дороге в Киев?
— Каким изображён Соловей – Разбойник в былине?
-Почему он так назван?
— Описание места, где находится логово Соловья-Разбойника, его крик, свист и разрушения, вызываемые ими, описаны в былине несколько раз. Почему?
Слайды 27-28 . Бой Ильи Муромца с Соловьём-Разбойником.
Расскажите о бое Ильи Муромца с Соловьём – Разбойником.
— Как вели себя в бою противники? Что помогло богатырю победить Соловья-Разбойника? Какие черты характера героя проявились во время боя?
-Слайд 29.Следующий эпизод былины – Илья Муромец в Киеве.
— Как ведёт себя богатырь в палатах белокаменных?
(Поведению Ильи Муромца в княжеских палатах народ придавал особо важное значение, приравнивая к подвигу). В чём же смысл этого эпизода? Подумаем.
-Как приветствует Илья Муромец князя? (Как положено по обряду).
-Князь Владимир сначала обращается к герою доброжелательно, но, узнав, кто перед ним, разговаривает с Ильёй Муромцем холодно:
Ай же старыя казак да Илья Муромец.
А выслушав рассказ Ильи о его поездке, говорит уже гневно, высокомерно:
Ай же, мужичище – деревенщина.
— И обвиняет Илью во лжи. Почему?
(Князь знал, что Чернигов окружён врагами, знал о Соловье-Разбойнике, но ничего не сделал, чтобы очистить землю русскую от этих врагов. Поэтому и не верит Илье, который справился с врагами в одиночку. Илья Муромец посрамляет князя своим бескорыстным служением русской земле. Это чувствует даже Соловей-Разбойник).
— В чём это проявляется?
(Он не выполняет приказаний князя и слушается только Илью Муромца, своего победителя).
-Оцените поведение князя в тот момент, когда Соловей-Разбойник засвистел и закричал вполсилы.
(С юмором и иронией в былине рассказывается о его испуге. Это ещё раз подчёркивает, что Илья Муромец – настоящий воин, безукоризненный. Симпатии народа на его стороне).
-Слайд 30. Дайте характеристику Ильи Муромца.
Слайд 31. Какими качествами наделяет Илью Муромца народ?
Слайд 34. За что Илье Муромцу поставлен памятник в Муроме?
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Конспект «Илья муромец и соловей-разбойник»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по литературе 6 А класс
Тема: Былина Илья Муромец и Соловей разбойник
Цели: отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику; прививать любовь к историческому прошлому родины
II. Проверка домашнего задания.
– К какому циклу былин относится эта былина? (Киевскому.)
– Какова тема ее? (Защита отечества от насильников, разбойников, охрана покоя и благополучия жителей страны.)
Задание: пересказать содержание былины, используя цитаты и зачитывая их.
– Как автор рисует силу врага? («…черным-черно… как черна ворона, черный цвет (прямое); преступный, злой; мрачный, печальный, безотрадный (переносное) «…не прохаживает …не пролетывает».)
– Почему отказался быть воеводою? (Он равнодушен к почестям и наградам. Богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой. Прямая дорога с севера страны была в лесном краю, в котором находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет эти разбойничьи силы.)
– Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Представление о нем как о страшном чудовище складывается на основе описания его посвиста и покрика.)
– Как губительна его сила? (…Все травушки-муравы уплеталися… лесушки… приклонялися.)
– Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и желание помочь людям.)– Как относится народ к богатырю? (С любовью.)
– Почему? («Тебе полно-тко слезить, да отцов – матерей
Вывод. Былина отличается от сказки: богатырь выезжал из Мурома в Киев (дано точное место), нет подробного описания внешности врага; напевностью исполнения, которая достигается чаще всего тремя главными ударениями в строке, причем третье всегда находится на третьем слоге от конца. («То пехо́тою никто́ да не проха́живал…»). Четвертое ударение – добавочное, на самый последний слог, и при напеве создается протяжением этого слога. Былинный стих характеризуется постоянным количеством ударений в каждой строке и разным количеством безударных слогов.
2. Используя текст, нарисуйте устный (словесный) портрет богатыря.
(Илья Муромец – крестьянский сын, поэтому одежда на нем обыкновенная – русская рубашка, штаны, сапоги. Однако он называется богатырем святорусским, значит, на нем может быть и воинское снаряжение: кольчуга, шлем. Он вооружен копьем, луком со стрелами. Автор подчеркивает его дородство, т. е. рост, силу, мощь. Мы знаем, что Илья «сиднем сидел» 30 лет и 3 года, значит, он не юноша, а зрелый мужчина с окладистой бородой. В былине нет портрета Ильи, потому что главные черты его характера проявляются в поступках: освобождении Чернигова от неприятеля, победе над Соловьем-разбойником, поведении в Киеве. Илья смел, могуч, благороден. Он защитник русских людей, страдающих от внешних врагов и разбойников.)
3. Перечитаем еще раз сцену победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником.
– Перечислите, какие сказочные черты вы заметили в этом отрывке.
– Найдите постоянные эпитеты, гиперболы, другие художественные приемы.
(Сказочным в этом эпизоде можно считать разговор Ильи Муромца с конем, подобное мы не раз встречали в сказках… Даже обращение «ах ты, волчья сыть, травяной мешок» заимствовано из сказок.
Истинно по-былинному преувеличено (гиперболизировано) богатырство Ильи через описание движения его коня: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спущал…»
С помощью гипербол показан и страшный посвист Соловья-разбойника, от которого «все травушки-муравы уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все приклонялися».
Немало в этом отрывке и постоянных эпитетов, используемых в фольклоре: добрый конь, лазоревы цветочки, темные лесушки, плеточка шелковая, крутые ребра, белы ручушки, тетивочка шелковая, стрелочка каленая, сыра земля, стремечко булатное.
В этом отрывке можно также отметить инверсию (то есть изменение порядка слов) – «конь да богатырский» (вместо богатырский конь), «дорожкой прямоезжею» (вместо прямоезжей дорожкой), «плеточка шелкова» (вместо шелковая плеточка) и т. п.; повторы: «Не слыхал ли посвиста соловьего, не слыхал ли покрика звериного, не видал ли ударов богатырских?»
Широко используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, реченька, травушка, лесушка, плеточка, тетивочка, ручушки, стремечко, Смородинка.
Но несмотря на сказочность происходящего, в былине упоминаются исторические места и лица: города Муром, Чернигов, Киев, князь Владимир стольнокиевский.)
IV. Подведение итогов урока.
Назовите особенности этого жанра. (Строчки, взятые из поэмы, повествуют о событиях, которые происходили во времена Киевской Руси. Именно тогда из древних песен и легенд возникли былины. Само название жанра указывает на реальную историческую основу событий, изложенных в форме героической песни. Но реальное переплетается в былинах с фантастическим. Главные герои былин – богатыри, защищающие рубежи родной земли и готовые головы сложить в борьбе за ее независимость. Написаны былины особенным напевным торжественным стихом,