Что помогло ему победить дракона
Конспект урока по литературному чтению на тему «Мифы. Шумерский миф » Подвиги бога Нинурта» в 4 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель начальных классов
Обрынина Анна Владимировна
Тема урока: Мифы. Шумерский миф «Подвиги бога Нинурта»
Цели: открыть особенности нового жанра – миф; выяснить роль мифов в общей культуре человека; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной литературы, воспитывать умение работать в группе.
• познакомить учащихся с мифами;
• формировать умение составлять план учебной статьи; развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;
• находить ответы на поставленные вопросы словами текста;
• давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение.
• умение слышать и слушать друг друга;
• развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификация, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия);
• формирование границ собственного «знания» и «незнания»;
• ориентация на выполнения моральных норм;
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста;
2) Логические универсальные действия:
• формируем умение представлять информацию в виде схемы;
• анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков;
• построение логической цепи рассуждений;
• формирование умений работать в группах;
• умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;
• формировать умение определять цель деятельности на уроке;
• принимать и сохранять учебную задачу;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Э.Э.Кац 1 часть, 4 класс, рабочая тетрадь № 1, мультимедийная презентация.
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Сегодня окунемся в мифологию
Они рождались из тревоги,
Из горя, бедствий, катастроф,
Из тех загадочных миров,
Что землю окружали вновь!
2. Актуализации опорных знаний и постановки учебной проблемы
— Какие задачи мы будем решать на сегодняшний урок?
Что такое миф с точки зрения литературы;
Выяснить чему учит миф;
Выяснить значение мифов для общечеловеческой культуры.
А что такое миф? На этот вопрос ответить нелегко.
С древних времён в нашей стране не знали даже самого слова «миф», оно возникло под влиянием других языков лишь в прошлом веке. Само слово «миф» очень легко вводит в заблуждение, так как оно включает в себя понятие удивительного и необычайного. Мифы – это огромная сокровищница художественных образов, прекрасных произведений искусства. Они помогут вам понять многие произведения мировой живописи, музыки, поэзии.
С греческого это слово переводится как «предание, сказание». Появились мифы задолго до возникновения письменности; складывались они не для развлечения, а для объяснения, осмысления того, что происходило в мире.
-Ребята, а почему в современном мире мы до сих пор изучаем мифы?
-Что вызывает интерес? (история наших предков, происхождение мира, человека, явлений природы, жизнь и события древних………)
-Что мы должны сегодня извлечь из мифов?
( доказать, что мифы учат нас, содержат полезную информацию, выяснить, что пытались объяснить древние о жизни человека на земле, о его месте в окружающем мире)
— Мы сегодня будем работать со статьёй «Мифы». Познакомимся с шумерским мифом «Подвиги бога Нинурта».
3.Чтение текста ( учебник, с.4-5 ).
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. О риентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. У мение работать в паре и в группах.
4. После прочтения статьи о мифе предлагаем детям выделить в каждом абзаце предложение или фрагмент предложения, выражающий главную мысль. Например: «Древний человек наделял все предметы и явления мира душой».
«Древний человек искал помощи у могучих сил природы».
«…люди стали создавать сказания – мифы…» и т. д.
Выделенные предложения можно записать, создав, таким образом, план статьи. Читаем статью о шумерах (с. 5). Учитель может сообщить дополнительные сведения об этом народе, взятые из книги Самюэля Крамера «Шумеры. Первая цивилизация на Земле». – М.: Центрполиграф, 2002.
5. После чтения мифа о Нинурте выясняем, с какими трудностями столкнулся Нинурта в борьбе с драконом (вопрос № 1, с. 7).
Можно задать вопрос: «В каких произведениях русского фольклора встречается дракон, несущий страдания людям? Кто и как победил его? В паре учащиеся размышляют над вопросом № 2: «Что помогло богу Нинурте победить?»
В ответе на этот вопрос может прозвучать мысль о сострадании к измученным людям, о чувстве стыда за проявленную слабость.
Целесообразно рассказать ребятам о том, как тесно связан рассказ об ужасе, обрушившемся на землю после гибели Асага: «Не осталось на земле свежей воды… Поля не орошались» (из книги «Шумеры…»), с той практической деятельностью, которую вели шумеры.
«Шумеры обладали особым техническим изобретательским талантом. Уже древнейшие поселенцы пришли к идее орошения, что дало им возможность собирать и направлять по каналам богатые илом воды Тигра и Ефрата, чтобы орошать и оплодотворять поля и сады. Восполняя отсутствие минералов и камня, они научились обжигать речную глину, запас которой был практически неисчерпаем, и превращать ее в горшки, блюда и кувшины. Вместо древесины они использовали нарезанный и высушенный гигантских размеров болотный тростник, росший здесь в изобилии, вязали его в снопы или плели циновки, а также, применяя глину, строили хижины и загоны для скота. Позже шумеры изобрели изложницу для формовки и обжига кирпича из неисчерпаемой речной глины, и проблема строительного материала была решена. Здесь появились такие полезные орудия, ремесла и технические средства, как гончарный круг, колесо, плуг, парусное судно, арка, свод, купол, медное и бронзовое литье, шитье иглой, клепка и пайка, скульптура из камня, гравирование и инкрустация. Шумеры изобрели систему письма на глине, которая была заимствована и использовалась на всем Ближнем Востоке на протяжении почти двух тысяч лет».
6. Завершаем урок размышлением над вопросом № 3. «Какими человеческими качествами наделили шумеры бога Нинурту?» Речь идет не только о мужестве, о чувстве ответственности, об умении думать о людях и желании помогать им. Следует остановиться на внимании древних шумеров к отношениям между сыном и матерью: гордость матери своим отважным и мудрым сыном, любовь сына, благодарность за поддержку и т. д.
Подведем итог сказанному в виде синквейна-пятисти-шия.
Древний, увлекательный рассказ
Влечет, таит и учит
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
ΙV. Домашнее задание.
Стр.4-7 выразительно читать, отвечать на вопросы
Древнегреческий миф про Аргонавтов и золотое руно
Мифы Древней Греции, известные во всём мире, подарили человеческой культуре легенду о мореплавателях из Эллады.
Рождение мифа
Как гласят мифы Древней Греции, женой царя Афаманта была богиня Нефела, родившая ему детей, — сына Фрикса и дочь Геллу. Однажды, когда в стране был неурожай, боги потребовали принести в жертву потомков главы государства. В обмен они обещали исправить ситуацию.
Всё уже было готово к обряду жертвоприношения, когда Нефела решила спасти своих детей, отправив за ними золотого барана, способного летать. Животное улетело с Фриксом и Геллой в сторону севера, а позже мифическое существо было принесено в жертву Зевсу.
После этих событий потомки Афаманта построили Иолк — порт в Фессалии. Эсона, правившего в Иолке, сверг его сводный брат Пелий. Отрёкшийся от власти Эсон испугался за своё потомство и решил спрятать сына, названного Ясоном, в горах. Мальчик рос среди чистой природы, а воспитывал его кентавр Хирон.
От него же Ясон узнал историю своей настоящей семьи. Сын Эсона возмужал и задумал вернуться в Иолк. По пути в портовый город Ясон помог встретившейся ему старушке перейти на другой берег реки. Он и не подозревал, что на самом деле это была богиня Гера, проверявшая его великодушие. Гера стала покровительницей Ясона.
Явившись к Пелию, Ясон сразу заявил о желании восстановления справедливости. Испугавшийся сына Эсона Пелий решил обмануть своего родственника, сказав, что не может отпустить власть, так как дух Фрикса требует возвращения золотого руна.
Ясон приносит Пелию золотое руно. Источник: wikipedia.org
Ясон не дрогнул, нашёл добровольцев, среди которых были Геракл, Тесей, братья Кастор и Полидевк, певец Орфей и многие другие. Вскоре был построен корабль, предназначенный для путешественников. Он получил название «Арго», по имени судна и получили прозвище участники морского странствия — аргонавты. Под музыку Орфея герои и отправились в путешествие из Иолка.
Начало путешествия
Впервые аргонавты остановились на Лемносе. Враждебные жительницы острова, незадолго до этого убившие всё мужское население за измены с фракийскими девушками, приготовились атаковать путников.
Однако вместо битвы они устроили совет, на котором прозвучала мысль о том, что без мужчин всё население Лемноса вымрет. Поэтому аргонавтов впустили в город Мирину. Многие мореплаватели нашли там свою любовь, от этих союзов родились дети. Но Геракл, остававшийся верным своей жене, начал упрекать аргонавтов за бездействие, и путешествие продолжилось.
Лоренцо Коста, Арго. Источник: pinterest.com
Отплыв с Лемноса, аргонавты достигли Мраморного моря, ночью обойдя пролив, подчинённый царю Трои Лаомедонту. Высадились путешественники на полуострове под названием Арктон. Их с радостью встретил местный царь, пригласивший путников на свою свадьбу. Во время праздника на людей, оставшихся сторожить корабль, напали чудовища, имевшие шесть рук.
Они вылезли из земли, но их атаку быстро отбили. После этого инцидента путники отправились в сторону Босфора. По пути туда их настиг сильный ветер, отогнавший судно в сторону. На мореплавателей напали хорошо экипированные войска, часть из которых пала, сражаясь с аргонавтами, а другая — бежала. Вскоре Ясон обнаружил, что ветер принёс судно к восточному берегу Арктона, и царь Кизика, с которым они ещё недавно пировали на свадьбе, лежит мёртвым — он принял аргонавтов за пиратов и пал в бою с ними.
Путники похоронили славного царя. После нескольких дней, отличавшихся плохой погодой, вызванной смертью царя, они смогли продолжить путешествие.
В море у аргонавтов разгорелся спор: Геракл предложил устроить соревнование на лучшего гребца. В итоге полубог победил, последним сдался Ясон. Правда, энтузиазм подвёл Геракла — греческий богатырь сломал весло, и «Арго» встал возле берега. Вечером того же дня Геракл нашёл дерево, которое можно было превратить в весло.
Однако герой узнал о том, что его оруженосец Гилас пропал. Помощник Геракла влюбился в нимф и отправился в подводный грот с ними. Сын Зевса отправился искать оруженосца. Не дожидаясь Геракла, Ясон приказал аргонавтам отплывать утром.
Стремясь добыть золотое руно, аргонавты прошли ещё через множество приключений. Они участвовали в Олимпийских играх, приняв вызов от сына Посейдона Амика, сражались с войсками бебриков, совершили ритуал жертвоприношения, чтобы задобрить бога морей, спасли царя Салмидесса Финея от гарпий. Кстати, последний помог пробраться аргонавтам через скалы и подсказал, что добыть золотое руно им поможет Афродита. Аргонавты преодолели скалы Симплегады, сталкивающиеся друг с другом.
Путники пустили перед собой голубя — он пролетел, пострадал лишь хвост птицы. После этого мореплаватели проплыли через природных «охранников» Босфора, ударивших только по кормовому украшению судна. За этим последовало нападение опасных стимфалийских птиц, от которых путники скрылись на острове Ареса. Там же, кстати, аргонавты приняли в свои ряды беженцев, выброшенных ночью во время бури на берег.
Медея — любимая женщина и спасение Ясона
Вскоре корабль аргонавтов прибыл в Колхилду. Богини-покровительницы путников смогли уговорить Афродиту вызвать в Медее любовь к Ясону.
Предводитель аргонавтов попросил местного правителя отдать ему золотое руно, пообещав сделать всё, что захочет Ээт. Царь, не желавший расставаться с легендарной реликвией, придумал для Ясона невыполнимое задание: ему необходимо было запрячь царских огнедышащих быков в плуг, распахать на нем поле бога войны Ареса, засеять его зубами дракона и перебить закованных в броню ратников, которые вырастут из этих зубов.
Аргонавты. Источник: diletant.media
Ясон мог погибнуть, выполняя задание Ээта, если бы не влюблённая в него Медея. Девушка подарила вождю аргонавтов волшебную мазь богини Гекаты. Мазь делала человека неуязвимым. Ясон ответил взаимностью Медее и предложил уплыть в Элладу вместе с ним. Ночью он принёс Гекате жертву, а днём уже выполнял поставленные Ээтом задания. С помощью мази и советов возлюбленной Ясон справился со всеми трудностями.
Царь был шокирован подвигами Ясона, в эту же ночь вместе с Медеей отправившегося за золотым руном. С помощью заклинаний девушка усыпила дракона, сторожившего сокровище. Ясон забрал руно, и аргонавты, а вместе с ними и Медея, отправились домой, опасаясь преследований Ээта, не желавшего прощаться с реликвией.
Аспирт, сын Ээта, отправился в погоню за аргонавтами. Его войска хотели напасть на «Арго». Однако до боя не дошло, так как Медея заманила брата в храм, стоявший на берегу, где с ним разделался Ясон. Воспользовавшись замешательством колхидян, аргонавты выиграли время и отбились от преследователей.
Прибыв в Коркиру, которая тогда называлась Дрепаной, колхидяне обнаружили, что «Арго» стоит напротив островка Макрида, а вся команда празднует благополучное окончание плавания. Преследователи потребовали от местных властей выдать Медею и золотое руно Ээту. Однако молодые люди обманули царя Колхиды, быстро сыграв свадьбу — по законам Медея имела право в этом случае остаться с Ясоном.
Корабль аргонавтов прошёл Сциллу и Харибду, пение сирен, сильные ветры и мощные волны, унёсшие команду путешественников в безжизненную пустыню, спастись в которой людям Ясона помог лишь ритуал жертвоприношения и источник, ранее добытый Гераклом.
Медея вновь спасла аргонавтов, напоив враждебного великана Талоса, бросавшего камни во всякого, кто приблизится к острову Крит, снотворным напитком. Пока чудовище спало, девушка вбила ему гвоздь в единственную вену, шедшую от шеи к щиколотке.
Позже аргонавтам на помощь пришли силы бога Аполлона, спасшего путников от бури, осветив им маршрут золотыми стрелами. Наконец мореплаватели прибыли в Иолк. Ясон принес золотое руно Пелию, но тот не выполнил своего обещания и не вернул вождю аргонавтов царского трона.
Борьба с драконом: единственная настоящая цель мужчины
Мужчина издревле был воином. Не женщина, а мужчина охотился на мамонтов, защищал пещеру от саблезубых тигров, воевал с другими племенами. Он был дик, яростен, коварен. Он был безумцем, которому зачастую приходилось идти на куда более опасного противника, чем он сам. Не сомневаемся, что мужчина был первым убийцей в человеческой истории, — тяга к войне в нашей крови. Если же взглянуть на более обозримую историю, то картина не меняется. Вместо мамонтов и саблезубых тигров появляются другие народы — одни мужчины подчиняли других мужчин, образовывали государства и армии, воевали против друг друга, бесславно угасали или, напротив, достигали высочайшей славы, соизмеримой со славой Александра Македонского.
Если говорить о великих исторических личностях, то мы не найдем среди них негодяев в полном смысле слова. Был ли тот же Александр Македонский негодяем? Возможно, но его биография настолько неподражаема и величественна, что все его «плохие» поступки начисто уходят на третий, а то и четвертый план.
А вот Брут, несмотря на свою приверженность республиканским идеалам и, вполне вероятно, чистые помыслы, стал негодяем.
Почему? Потому, что он предал — оказался среди сенатской толпы, которая воткнула кинжалы в спину Юлия Цезаря, узурпатора, но величественного узурпатора, узурпатора-героя. В чем отличие всех этих исторических фигур? Почему одни становятся героями, а другие — мерзавцами? Почему одних мы славим, а других проклинаем? Почему одни мужчины — образец мужественности, что достоин подражания? А другие — назидательное напоминание юным душам о том, как нельзя поступать?
Зачем молодой викинг, лишенный всяческих забот на своей родине, бросался в дальнее плавание? Зачем он подвергал себя опасности, находясь в подчинении у какого-нибудь безумного конунга, что шел в сторону побережья Америки? Затем, что он испытывал свою мужественность. Он не просто хотел грабить, убивать, наживаться за счет прибрежных поселений. Он еще и был пассионарным элементом, который проверял свою судьбу на прочность. Думал ли викинг о том, что больше никогда не вернется? Еще как думал — любой набег мог обернуться крахом, как это случилось, к примеру, во время набега на один из южных городов Аль-Андалус (Мусульманская Испания), который окончился разгромом викингов.
Но к чему все эти слова сегодня, когда за окном летают дроны, а по дорогам вот-вот начнут перемещаться беспилотные автомобили? Зачем нам опыт прошлого, зачем вообще говорить о прошлом? Дело в том, что сущность мужественности по-прежнему не изменилась. Мы можем вечно обманывать себя, что мужчина определяется манерами, отношением к жизни, желанием завести семью, но это всегда не так. Любой легкий путь — это уход от истинного пути. Мужчина, как и прежде, определяется той целью, которую он перед собой ставит. Он, как и прежде, должен совершить «великое делание», которое полностью исказит его личность — сделает его сильнее. Он, как и прежде, должен победить дракона.
Но что есть дракон? Не думай, что он не меняет свой облик. Драконы прошлого были другими и они отличаются от драконов настоящего. Более того, у каждого свой персональный дракон. Но он всегда будет страшным. Для одних драконом будет борьба с алкогольной зависимостью, для других — качественное изменение жизни, принятие конкретного сильного и сложного решения. Твой дракон — это только твой дракон. И его, в неравной схватке, необходимо победить.
Можно привести и обратный пример. Есть перед нами богач, у которого финансовая жизнь складывается прекрасно, а духовная — ужасно. Его дракон — это его собственные деньги. Будет безумием отказаться от них, ведь он всю жизнь их копил. К тому же с их помощью можно сделать больше, чем без их помощи. Однако отказ от денег и покупка домика где-нибудь в глуши либо вообще постриг в буддийские монахи и будет победой над драконом для этого человека.
Как видишь, цели могут быть диаметрально противоположными, но их суть сводится к тому, что ты делаешь некое усилие, которое схоже с подвигом.
Этот подвиг обязательно должен нести позитивную окраску, иначе не будет подвига, а будет злодеяние.
Этот подвиг должен тебя переломить. Вот и вся правда. Единственное напутствие, которое мы дадим тебе прежде, чем ты прочитаешь наш текст до последней точки, будет следующим: не будь героем одного подвига. Когда победишь одного дракона, то сразу берись за другого. Это и называется быть мужчиной.
Как победить дракона. Инструкция для Героев
— Ничего не выйдет!
— А ты поверь.
— Но это невозможно!
— Тренируйся.
(из спектакля «Алиса в Зазеркалье»
по сказке Льюиса Кэрролла )
В те стародавние времена, когда миром правили мужчины-Герои, а помогали им в этом женщины-Волшебницы, когда на рынке или городской площади можно было запросто встретить настоящую принцессу или дракона, а сказки происходили на самом деле… Так вот, именно тогда в неком городе, название которого история не сохранила, жила-была одна Принцесса. И, как положено, охранял эту Принцессу настоящий Дракон. Принцесса была, как водится, прекрасная, а Дракон не сказать, что очень грозный или там злобный, но весьма строгий и ответственный…
И в то же самое время в этом же самом городе жил молодой Садовник. Он выращивал и продавал самые красивые во всем королевстве цветы. А еще он собирал и записывал сказки (те самые, которые происходили тогда на самом деле)… Поэтому, вполне закономерно, что он был любимцем всей городской детворы (еще бы, ведь он знал столько сказок). И если кому-то из родителей нужно было отлучиться по делам, они частенько просили молодого садовника присмотреть за своими детишками час-другой до своего возвращения.
Садовник, хоть и не был принцем или королевичем, но, все же, был настоящим Героем и, как положено, ему помогала настоящая Волшебница. Она учила его разным премудростям, которые призваны помогать Героям править миром… И вот, глядя, как уходит принцесса, наш Герой услышал голос своей знакомой Волшебницы: «Судьба редко дает второй шанс! Всегда и во всем ИСПОЛЬЗУЙ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ!»
Наш герой стал исправно выполнять свою придворную роль. Он регулярно доставлял в замок цветы, подолгу беседовал с Принцессой и Драконом (теперь-то ему, как придворному садовнику, это было позволено по статусу). И, каждый раз, когда он приходил в замок и встречал Дракона, у него была припасена для нее какая-нибудь вкусняшка. Он угощал ее, гладил по голове и рассказывал новую сказку. Дракон переливалась всеми цветами радуги и слегка мурчала от удовольствия. А некоторое время спустя он вдруг заметил, что Дракон… с каждым разом уменьшается в размерах!
Садовник принес кувшин молока, налил его в блюдце и поставил перед кошкой. Кошка радостно и бойко заработала языком. В это время пришли родители и забрали детей домой. Принцесса и Садовник остались в саду вдвоем (если не считать свернувшуюся клубком и сыто мурлыкающую кошку)…
Но, как вы помните, Ньютон тогда еще не родился, потому о физике мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Как волшебник победил дракона
120 лет назад родился Евгений Львович Шварц (1896 – 1958). Его сказки, лирические драмы и притчи в нашей стране знают все – даже те, кто никогда не слышал имя скромного драматурга. Крылатые выражения и шутки, запущенные его героями, повторяются ежедневно, с примерным прилежанием – «В полночь, у амбара, жду, не пожалеете». Они по-прежнему нам необходимы. Фонарик мерцает.
Такой игры с читателями и зрителями до него никто не затевал. Он добавлял к классическим сказочным (и не только сказочным) сюжетам репризы нового времени, наслаивал очаровательную отсебятину и подбрасывал одну за другой диковинные специи…
Юмор и лиризм Шварца сценичен и киногеничен. Список фильмов, согретых его талантом, у каждого из нас вызовет ностальгическую грусть и радость: «Марья Искусница», «Снежная королева», «Тень», «Золушка», «Сказка о потерянном времени» и – на особом счету – несколько фильмов Марка Захарова, снятых по пьесам Шварца или навеянных его стилистикой…
Где еще юмор, гротеск и политическая сатира так органично соседствовали с патетикой? «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто они бессмертны», – это как рыцарский девиз. А по репликам короля из той же пьесы до сих пор можно распознавать начальственную дурь…
Даже сказочники имеют право на собственную биографию. Евгений Шварц родился в семье земского врача, крещеного еврея, в Казани. Семья переезжала из города в город, только в столицах Шварцы не живали, пока не пришло время получать образование. Мы представляем Евгения Шварца, по преимуществу, ленинградцем, но студенческие годы о провел в Москве. Учился на юриста и в университете Шанявского, и в старейшем Московском университете. В 1916-м, в разгар Великой войны, его призвали в армию. Но поучаствовать в сражениях тогда ему не довелось.
Запасные части, потом – юнкерское училище… Февральскую революцию Шварц, как и почти всё его поколение, принял не без энтузиазма, не без надежд. Незадолго до Октября он получил чин прапорщика. И тут начинается потаенная сторона его жизни. Рассказывать об этом в советское время, мягко говоря, не рекомендовалось. В феврале 1918-го, на Юге России, прапорщик Шварц вступил в Добровольческую армию и участвовал в походах генерала Корнилова.
Его друг Николай Чуковский, сын Корнея Ивановича, писал в воспоминаниях: «Годы гражданской войны Женя Шварц прожил в Ростове-на-Дону. Там он начал писать стихи — по большей части шуточные. Там он служил в продотряде. Там он стал актером. Там он женился». Такова была конспиративная версия. Разумеется, властям было нетрудно докопаться до истины. Легенду о продотряде развеять – пара пустяков. Но, уж так вышло, им было не до Шварца. По-видимому, в белой армии он провоевал недолго – скорее всего, летом 1918-го армию он оставил. Впрочем, это загадочная история. По дневниковым записям Шварца мы можем судить, что классическим идейным «белым», а тем более – монархистом, он не был, но, как и многие, сочувствовавшие Добровольческой армии, вполне мог оставаться сторонником Февраля и после взятия Зимнего.
Что привёз прапорщик Шварц с Гражданской войны? Ранение, контузию, от которой всю жизнь у него подрагивала рука. Раннюю усталость и, наверное, раннюю саркастическую мудрость.
Человек, прошедший огонь и воду, научившийся таиться, мог придумать, например, такой афоризм: «Каждая собака прыгает как безумная, когда ее спустишь с цепи, а потом сама бежит в конуру».
Или – «И в трагических концах есть свое величие. Они заставляют задуматься оставшихся в живых». Да, пьесы Шварца афористичны. Тогда, на излете Гражданской войны, до собственных пьес предстояло пройти неблизкий путь. Какое-то время он учился и актерствовал в Ростове, потом переехал в Ленинград, ставший для Шварца родным городом.
Известность в литературных кругах он получил, будучи литературным секретарем Корнея Ивановича Чуковского. Остроумный импровизатор, театрал, рассказчик – он стал заправским молодым литератором, многообещающим и неприкаянным. «Шварц изумлял нас талантом импровизации, он был неистощимый выдумщик. Живое и тонкое остроумие, насмешливый ум сочетались в нем с добротой, мягкостью, человечностью и завоевывали всеобщую симпатию… Мы любили Женю не просто так, как обычно любят веселых, легких людей. Он хотел «поднять на художественную высоту культуру шутки», как говорил он сам, делая при этом важное, значительное лицо. Женя Шварц был задумчивый художник, с сердцем поэта, он слышал и видел больше, добрее, чем многие из нас. Он в те годы еще не был волшебником, он еще только «учился», но уже тогда мы видели и понимали, как красиво раскроется его талант», – вспоминала Ольга Форш. Такой человек должен был найти себя в детской литературе, которая тогда вставала на ноги.
С 1925-го он стал одной из звезд знаменитых детских журналов «Ёж» и «Чиж», в которых трудились такие талантливые парадоксалисты, как Даниил Хармс и Николай Олейников. Набил руку, от устного творчества перешел к литературному. Он был близок к обериутам, но виртуозным стихотворцем не стал. Зато стал сказочником. Многим памятны его волшебные истории – например, «Два брата». Но главное – драматургия и сценарии.
Судьбы сотрудников «Ежа» трагичны. Так бывает: красный командир Николай Олейников был арестован и погиб во время «чисток», а «белогвардеец» Шварц сумы и тюрьмы избежал. Работал много и блистательно. Первая пьеса – «Ундервуд» – увидела сцену ленинградского Театра юного зрителя в 1929-м. репутацию отменного детского драматурга подтвердил «Клад», который шёл с заметным успехом. К началу Великой Отечественной на его счету уже – «Голый король», «Снежная королева», «Тень» и «Сказка о потерянном времени». Всё перемешалось – Перро, Андерсен и собственные сюжеты. Так и было задумано.
Целый репертуар отличного детского театра. К тому времени уже сложился шварцевский стиль.
Одну из лучших своих пьес он писал в годы войны, в голодной кутерьме, в эвакуации. Это «Дракон» – аллегорическая сказочная драма, которая, наверное, и могла появиться только во времена Гитлера… Хотя притча о диктаторе и народе годится для любого контекста и любого времени. Боязливая цензура со скрипом принимала «Дракона». Премьеру в ленинградском театре Комедии закрыли после первого представления. До 1962-го постановки «Дракона» не допускались. Там много по-настоящему зоркой сатиры – не прямолинейной, утонченной, и от этого еще более острой. И сложный разговор о душе человека, об инстинктах общества.
Вот рассуждает сам Дракон – великий циник: «Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам — человек околеет. А душу разорвешь — станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души».
Кажется, победить такого дракона невозможно. Он – в нас, в человеческой слабости. И всё-таки герои одолевают его… Беспросветных финалов Шварц не любил. Как и слишком оптимистичных.
Классический Шварц – это аллюзии и аллегории, эзопов язык и проникновение в художественные миры разных эпох. При этом прорывается и голос автора – грустного ирониста, не разучившегося впадать не только в сентиментальность, но и в романтические выси. У таких пьес, как минимум, три измерения – для взрослых, детей и взрослых детей.
Такова его предпоследняя пьеса – «Обыкновенное чудо», пересказывать которую не имеет смысла. Этот разговор о любви в России памятен каждому – по двум экранизациям, по многим спектаклям, по книгам. Даже наше ерническое время вроде бы не отменило высокопарной патетики Шварца. По крайней мере, хочется в это верить. О том, с каким чувством, с какой высокой меркой Шварц относился к «Обыкновенному чуду», можно судить по одному лаконичному его признанию: «Эту пьесу я очень люблю, прикасаюсь к ней с осторожностью и только в такие дни, когда чувствую себя человеком».
Экранизации Шварца оставались важным явлением и через много лет после его смерти, в 1970-е – 80-е, когда за дело взялся режиссер Марк Захаров. Ну, эти фильмы и в наше время не страдают от отсутствия зрительского внимания.
В конце 80-х стала возможной и публикация дневниковых записей Шварца. В них много едкости и наблюдательности. Многие записи не предназначались для чужих глаз. Иногда он срывал злость на коллегах, рубил с плеча. И всё-таки мемуарные портреты современников из «Телефонной книжки» – не только ценный источник для историков и литературоведов, но и просто пользительное чтение.
Рентген Шварца просвечивал то, что нынче почти затерялось в архивной пыли. Он болел, в 61 год казался изможденным стариком, хотя шутил по-прежнему изобретательно. И работал, как начинающий, жадный до новых книг и постановок, литератор. В последние год – два он увидел постановку «Обыкновенного чуда» в Театре киноактера. Поставил пьесу незабываемый король из шварцевских фильмов Эраст Гарин, а Медведя сыграл совсем еще молодой Вячеслав Тихонов. Насколько можно судить по сохранившемуся материалу, с тех пор никто Тихонова в этой роли не переиграл…
Последнюю пьесу – «Повесть о молодых супругах» – он завершил такой песенкой:
В доме восемь на Сенной
Жили-были муж с женой.
Им пришлось, беднягам, худо,
Но спасло от смерти чудо.
И на этом – до свиданья!
Что-то в этом есть – и дело не только в «одной, отдельно взятой» пьесе.
Комментарий протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре
Хочется добавить несколько слов к статье А. Замостьянова.
Прежде всего, хотелось бы обратиться к воспоминаниям Леонида Пантелеева. Пантелеев и Белых, тогда еще совсем юные, принесли рукопись «Республики Шкид» в редакцию журналов «Еж» и «Чиж». С трепетом поднимаются на второй этаж и видят: два солидных дяди, обсуждая что-то, важно шествуют по коридору на четвереньках. Они спрашивают, где можно найти Олейникова и Шварца? Не вставая с четверенек, один поднимает правую руку: «Олейников», и второй: «Шварц».
Еще одно воспоминание Л. Пантелеева. Как-то зимой он стоял у входа в редакцию на первом этаже. Распахивается дверь и с мороза румяный, в расстегнутой шубе водит Шварц и неожиданно спрашивает: «Ты в Бога веришь?» – «Да», – «И я верю!», и взлетает по лестнице на второй этаж.
Эта книга Л. Пантелеева так и называется «Верую».
В Ленинграде был в свое время известный протоиерей Евгений Амбарцумов. В его семье хранилась книга пьес Е. Шварца с дарственной надписью. Отец Евгений принимал последнюю исповедь Евгения Шварца.
Если знать, что Евгений Шварц был верующим православным христианином, то его пьесы читаются по-другому.
Например, один из самых негативных персонажей знаменитой пьесы Шварца «Дракон» обращается к Ланцелоту:
Бургомистр(кликушествуя). Слава тебе, слава, осанна, Георгий Победоносец! Ах, простите, я обознался в бреду. Мне вдруг почудилось, что вы так на него похожи.
Ланцелот. Очень может быть. Это мой дальний родственник.
В богоборческое советское время звучит и библейское слово «осанна», и имя великомученика Георгия Победоносца, по пьесе дальнего родственника главного героя.
После боя с Драконом, умирающий Ланцелот обращается в зрительный зал со словом, которое по содержанию с полным правом можно назвать проповедью:
Ланцелот. …мне что-то нехорошо. Не слушаются руки. Вижу плохо. И слышу все время, как зовет меня кто-то по имени: «Ланцелот, Ланцелот». Знакомый голос. Унылый голос. Не хочется идти. Но, кажется, придется на этот раз. Как ты думаешь — я умираю?
Музыкальный инструмент отвечает.
Музыкальный инструмент отвечает.
Музыкальный инструмент отвечает.
Музыкальный инструмент отвечает.
Пьеса написана в 1943 году. В суровые военные годы звучит призыв «не обижать вдов и сирот» и жалеть, то есть любить, друг друга. Отдавший жизнь свою за других, умирает не даром, это евангельская истина.
Но, избавленные Ланцелотом жители города не перестали бояться и не научились жалеть друг друга, потому что в душе каждого из них продолжает жить дракон, то есть грех.
Эти слова Ланцелота, привыкшего держать в руках меч, а не иглу, напоминают нам евангельское: «Царствие Божие нудится». Чтобы победить грех требуется прикладывать постоянное усилие и терпеливо ждать, когда оно принесет плод.
Вот какие глубокие христианские мысли содержат пьесы Шварца. Чтобы донести их до зрителя во враждебной идеологической среде, Шварц разработал свой «эзоповский язык», наполнил свои пьесы тонким искрометным юмором, который помогал ему скрыть от недалеких цензоров, как далек он от их идеологии. Какое мужество, какую мудрость и какую веру надо иметь, чтобы не побояться писать и публиковать произведения, наполненные высокими христианскими идеалами!