Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

Чайковский

Жизнь и творчество русского композитора

Личность Чайковского — человека и художника

Но вот другой пример: Чайковский в Грузии. Он утомлен бесконечными чествованиями, приемами в его честь и просто излишне выпитым вином. Резко меняются почерк в дневниковой записи и содержание: «24 апреля. Безобразно болен был. Проснулся в ужасном состоянии.» Далее идет перечисление всех посещений, отмечается сонливость и вялость.

В отношениях с современниками Чайковскому также были свойственны прямо противоположные черты. Он был в переписке более чем с 600 корреспондентами. Бесчисленное количество людей знакомилось и общалось с ним в его поездках. При этом он постоянно стремился к одиночеству, уходя от суеты для творчества. Но через несколько дней затворничества уже спешил на встречи с друзьями, навещал своих родственников.

Беспредельная доброта сочеталась в Чайковском порой с недоброжелательными и резкими суждениями, несправедливыми оценками, недостаточно гуманными поступками. Много противоречивого встречаем в истории его взаимоотношений с Надеждой Филаретовной фон Мекк, которой он был обязан многолетней материальной поддержкой. Именно она дала ему возможность заниматься творчеством и не служить в консерватории. С фон Мекк композитора связывала и 14-летняя очень содержательная и серьезная переписка. Однако в письмах к другим лицам Чайковский нередко бывал несправедлив к фон Мекк.

Достаточно противоречивы и непоследовательны отношения Чайковского с его женой Антониной Ивановной Милюковой.

Без сомнения, на многом в жизни Чайковского, в его поступках, привязанностях, настроениях и оценках сказывались особенности его сексуальных наклонностей. Гомосексуализм определял очень многое и в личной жизни Чайковского, и в его творчестве. Певец великого чувства любви, Чайковский создал целую галерею бессмертных женских образов. Однако предметами его личной страсти, порой совершенно невероятной силы и протяженными во времени были совсем другие персонажи. Их имена известны. Некоторых из них с Чайковским связывали годы. И.И.Котек, С.Киреев, К.С.Шиловский, В.С.Шиловский. Сохранились их письма и многочисленные фотографии, которые бережно складывались композитором в его личном домашнем архиве.

Отношение Чайковского к особенностям своих сексуальных наклонностей в разные годы было различным. В молодости случались периоды, когда он презирал себя за это и страшно мучился, порой боясь широкой огласки. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что отношение в русском обществе к гомосексуализму тогда было достаточно лояльным.

Чайковский, при всём при том, пережил также и страстное увлечение певицей Д.Арто, едва не женившись на ней. Впоследствии эта драматическая история нашла свое отражение в его вокальном цикле ор.65 на стихи французских поэтов, посвященных Д.Арто.

Позже, в возрасте 37 лет, Чайковский сделал попытку создать семью с А.И.Милюковой, после чего уже больше не имел намерений вступать в отношения с женщинами. На этой почве всю жизнь в нём боролись противоречивые чувства: любовь к детям, стремление к семейному уюту и наклонности, которые начисто лишали его этой возможности. В творчестве пережитые драмы и душевные срывы находили самое прямое отражение, как случилось, например, с появлением Четвертой симфонии.

С молодых лет у Чайковского была непреодолимая жажда знаний, причем в самых разных областях. Так, одним из первых среди своих современников он познакомился с новым изобретением XIX века, которому было суждено огромное будущее. Это был фонограф Эдисона, открывший эру звукозаписи.

В круг интересов Чайковского входили книги о жизни насекомых и различных видов животных. В личной библиотеке композитора сохранилась книга по астрономии «Я.Мессер. Звездный атлас для небесных наблюдений. С большой общей картой и 26 специальными картами. СПб, 1888». Причем эта книга, очевидно, много читалась Чайковским, так как она изрядно потрепана и даже переплет пострадал так, что карты выпадают из него.

Чайковского также очень интересовали быт, нравы разных народов и, конечно, их музыкальный фольклор. В его библиотеке сохранились многочисленные труды из этой области. Например: книги Германа Вейса «Внешний быт народов с древнейших и до наших времен». Т.1 с 1945 отдельными изображениями по рисункам сочинителя. История одежды, вооружения, построек и утвари народов древнего мира. Ч.1: Восточные народы. Ч.2: Западные народы.; Шубинского С.Н. «Очерки из жизни и быта прошлого времени» С 30 гравюрами; Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Музыкальный фольклор в библиотеке Чайковского представлен сборниками французских напевов, песен славянских народов, шотландских напевов. В его творчестве нашел преломление музыкальный фольклор не только России, но и Грузии, Украины, Сербии, Франции.

Пожалуй, нет в творческом наследии Чайковского произведения, поводом к сочинению которого не послужили бы те или иные факты из его биографии. И даже если на первый взгляд биографичность некоторых произведений не обнаруживается, то при глубоком изучении она обязательно проявится. Так, например, Чайковский по заказу издателя Василия Бесселя сочиняет шесть пьес для фортепиано ор.21. Однако содержание цикла (наличие Похоронного марша), его структура (все пьесы написаны на своеобразную модификацию одной темы) обнаруживают связь этой музыки с переживаниями Чайковского в связи с самоубийством его молодого друга Зака.

Музыка Чайковского занимает очень большое место в духовной жизни людей нашего времени. Не ослабевает интерес и к личности композитора. Поэтому остается надеяться, что будет продолжаться процесс постижения Чайковского и в науке, и, что важнее всего, на концертной и театральной сценах мира.

Источник

Петр Ильич Чайковский

Творчество и личная жизнь Чайковского. Интересные факты о Чайковском

Страницы

Характер П. И. Чайковского: порядочность и благородство в крови

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

Композитор Петр Ильич Чайковский был не только талантливым, но и очень порядочным человеком. И этому есть масса доказательств и примеров, которые можно встретить в его переписке с близкими.

Письмо для немецкой писательницы

Однажды, уже в зрелые годы Чайковского, когда он стал популярен в Европе, одна немецкая музыкальная писательница обратилась к нему с просьбой прислать ей одно из его писем.

Она собирала письма известных композиторов для публикации их в своей книге.

Друг Чайковского и его издатель, П.И. Юргенсон, предложил Чайковскому написать для этих целей «специальное» показательное письмо (а не брать из их архивов переписки), которое выставляло бы Чайковского исключительно как умного и безупречного человека.

Эта идея была вполне выполнима. Но Чайковский, будучи очень порядочным человеком, сказал, что ради европейской славы он не готов сочинять привлекательное письмо, которое выставит его в наилучшем свете, и предпочитает естественность в этом вопросе.

В связи с этим Чайковский предложил Юргенсону выбрать какое-то из писем из их многочисленной переписки.

Чайковский и помощь близким

Чаще всего ему материально помогал его друг и издатель Юргенсон, который заведовал доходами Чайковского от печати нот композитора и постановок его опер и балетов.

Источник

Пётр Чайковский: «О, эта музыка! Она мне не даёт покоя»

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

Наталья Корконосенко

И м узыкальные способности проявились у Чайковского уже в самом раннем возрасте. В издании «Дни и годы П. И. Чайковского» отмечается: мальчик был настолько одарён, что музыка порой причиняла ему страдания. «После вечера, который прошёл в музыкальных развлечениях, маленький Чайковский был возбуждён, плакал. На вопрос, что с ним, отвечал: „О, эта музыка, музыка!“ Но музыки никакой не было в эту минуту слышно. “ Избавьте меня от неё! Она у меня здесь, — рыдая и указывая на голову, говорил мальчик, — она мне не даёт покоя ” ». И тем не менее, продолжает автор, «Петя… по окончании уроков неизбежно бежал к фортепиано».

С тех пор всё в жизни Чайковского вытеснило страстное увлечение занятиями музыкой: «Молодой человек обнаружил в этом отношении невероятную, сказочную энергию; некоторое понятие об этом могут дать слова А.Г. Рубинштейна, в ответ на задание которого “ написать контрапунктические вариации на заданную тему… полагая при этом, что он напишет десяток-другой вариаций, а вместо того я получил их, кажется, более двухсот ” », — читаем в книге музыкального критика Николая Кашкина «Воспоминания о П.И. Чайковском» (1896).

После окончания Санкт-Петербургской консерватории с серебряной медалью будущий композитор был приглашён на должность профессора Московской консерватории, где познакомился с русскими музыкантами. Завёл дружбу с писателями А лександром Островским и А нтоном Чеховым, с артистами Малого театра …

Настоящей вершиной творчества Чайковского стала опера «Пиковая дама». В 1891 году он сочинил сво и последн ие сценические шедевры — оперу «Иоланта» и балет «Щелкунчик».

Р усскому музыкальному гению посвящено множество исследовательских работ — и в России, и за рубежом. Ещё в конце XIX века он стал едва ли не самым известным русским композитором во всех странах, где любили европейскую музыку.

Взлётом Чайковского-симфониста считается Шестая симфония («Патетическая»). Но композитор п остоянно обращался и к малым формам. Он — автор 100 романсов, жемчужин вокальной лирики, а также более чем 100 фортепианных пьес.

«Весьма вероятно, — пи сал он 3 января 1882 года Н адежде фон Мекк, — что я очень плохой политикан. Быть может, всё, что я говорю, очень наивно и неосновательно, но только, когда случается думать обо всём, у нас происходя щем, я ищу и не нахожу выхода…»

Поворот к революци и был ему чужд. 20 февраля 1880 года он пи сал Надежде Филаретовне : «Все эти музыкальные и всякие другие интересы дня стушевались перед картиной грандиозного безобразия, которое представляет в эту минуту наше бедное отечество. Я чуть с ума не сошёл… по получении известия о новом покушении на жизнь государя … В сё это нестерпимо больно и горько».

На премьере симфонии Пётр Ильич сам стоял за дирижёрским пультом. Когда стих последний звук, зал, как рассказывали очевидцы, молчал. И то тут, то там слышались сдавленные рыдания. Великий князь Константин Константинович (поэт «К. Р.») был прав: это была не симфония, это был реквием …

Так говорил Пётр Ильич Чайковский

— Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве.

— Если б то состояние души артиста, которое называется вдохновением, продолжалось бы беспрерывно, нельзя было бы и одного дня прожить.

— Красота в музыке состоит не из нагромождения эффектов и гармонических курьёзов, а в простоте и естественности.

— Там, где слова бессильны, является во всеоружии своём более красноречивый язык — музыка.

— Моя скромность есть не что иное, как скрытое, но большое, очень большое самолюбие.

— Единственное спасение в душевном горе — это работа.

Источник

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

Петр Ильич Чайковский

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

Один из самых лиричных композиторов, овеянный всемирной славой. Его именем в России названа главная вотчина, воспитывающая российских музыкантов – Московская государственная консерватория. А также престижный международный конкурс академических исполнителей, крупнейшее событие мирового масштаба. Пётр Ильич Чайковский – выдающий русский композитор, целиком отдававший себя миру вдохновения и создавший такие гениальные творения, что они во всём мире в нынешнее время являются самыми исполняемыми произведениями. Очаровывающий мелодизм, блестящее владение композиторской техникой, а также умение видеть в любом трагизме светлое и гармоничное делает Петра Ильича величайшей творческой личностью не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре.

Краткую биографию Петра Ильича Чайковского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Чайковского

Петр Ильич родился в российской глубинке – селении Воткинск близ небольшого завода 7 мая 1840 года в семье горного инженера. С рождения мальчик впитал в себя исконный дух русской интеллигенции. Детство его прошло в родном имении под сенью деревенской природы, среди живописных видов и звуков народных песен. Все эти впечатления ранних лет позднее оформились в необыкновенную любовь к Родине, ее истории и культуре, ее такому творческому народу.

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

Образование детям в этой большой и дружной семье стремились дать лучшее. С ними всегда была гувернантка Фанни Дюрбах, которая, кстати, сохранила очень много воспоминаний о маленьком Петруше. С детства это был самый впечатлительный, тонко чувствующий, ранимый, талантливый ребенок с тончайшей нервной организацией. Няня называла его «фарфоровый мальчик». Такая хрупкая, неврастеничная психическая структура, такое острое восприятие жизни и чувствительность сохранились у него на всю жизнь.

Дом был наполнен музыкой, родители будущего композитора сами любили музицировать, они устраивали музыкальные вечера, в гостиной стоял механический орган (оркестрина). Любовь к занятиям на фортепиано ему привила горячо любимая матушка, и уже с 5 лет он довольно регулярно упражняется. Занятия музыкой захватывали его целиком, но, испугавшись за неустойчивую психику Пети, родители отправили его учиться в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге, считая, что музыка ему во вред.

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

В 1862 году он окончательно решает связать свою жизнь с музыкой. Точнее, для себя он определил это как служение Музыке. Он поступает в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую консерваторию, где обучается по классу композиции. Там он знакомится с Антоном Рубинштейном, который оказал значительное влияние на его жизнь. Так вскоре после окончания консерватории Чайковским (с большой серебряной медалью, высшей наградой), Рубинштейн приглашает его в Москву – теперь уже преподавать основы сочинения, гармонии, теории музыки и оркестровки.

Педагогическая деятельность Чайковского

Стоит отметить, что московская консерватория на тот момент (в 1866 году) тоже только начала существовать. По сути, на тот момент не было отечественной школы, обучающей исполнительскому или композиторскому мастерству. Были разрозненные переводы западных учебников, отдельные классы учителей, которые не стали концертирующими музыкантами, а передавали свои навыки ученикам по принципу «делай как я».

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

Чайковский не только читал лекции, многие учебные программы и пособия он написал непосредственно сам, что-то переводил из зарубежных источников. Остались записи лекций его ученика, выдающегося русского композитора Сергея Танеева , из которых можно судить о глубине познаний, способности вдумчиво анализировать музыку с точки зрения ее строения, формы, элементов. Это титанический методический труд, переоценить который невозможно.

Благодаря стараниям Петра Ильича обучение российских музыкантов и особенно композиторов приобрело систему, метод, цельность. Долгое время эта часть его биографии опускалась, ее считали незначительным эпизодом. Виной тому собственные высказывания Чайковского о том, что педагогическая работа его тяготит, ученики глупы и невежественны. Но все эти слова совершенно не отражают истину – явление Чайковского как педагога в тогдашней национальной музыкальной культуре предопределило на столетия (!) появление русской композиторской школы и уникальных, самобытных, гениальных композиторов. Это целая веха в отечественной музыкальной педагогике.

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

Примечательно, что такой серьезный вклад в преподавание и критику Чайковский внес, почти не уменьшая времени на собственные сочинения. Это характеризует его как человека чудовищной работоспособности, трудоголика, который бросил каждую минуту своего земного пребывания на алтарь Музыки.

Становление как композитора

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

Его творческий путь не был усыпан розами. В самом начале его часто резко критиковали за желание угодить слушателю. Затем, когда он уже часто бывал в Европе и пытался соединить лучшее от западной культуры с традиционными русскими чертами, ему трудно было встретить единодушие аудитории. По-настоящему его гений оценили лишь в конце.

Это время (конец 60-х и начало 70-х) было для него творческим поиском, наиболее обращенным к народному искусству. Тогда же примерно был издан его сборник «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки». Сказочно-мифический сюжет, присущий фольклору, был воплощен в опере «Ундина». Первая постановка ее прошла с определенным успехом, но уже к концу сезона ее сняли из театрального репертуара. Рукопись композитор уничтожил. Лишь некоторые музыкальные фрагменты перешли позднее в «Снегурочку». По ним можно судить, что к тому моменту Петр Ильич владел техникой колористического письма.

Постепенно он пришел к пониманию, что должен больше времени посвящать сочинению музыки. Изнуряющая работа в консерватории требовала очень много времени и сил. И в 1878 году Чайковский проводит последние свои занятия, но до конца жизни сохраняет переписку со многими учениками, ставшими потом маститыми исполнителями. В письмах он всегда оставался их педагогом и цензором, давал рекомендации.

В 1877 году композитор начинает работу над « Евгением Онегиным ». Поглощенный сочинением, он как-то слишком поспешно женится на Антонине Милюковой. Брак развалился буквально через несколько недель. Все в молодой жене Чайковского раздражало. А совместная жизнь с ней стала серьезным испытанием для него. Душевные терзания этого периода привели к нервному срыву и сказались на музыке. Так совпало, что написанные в этот момент «Евгений Онегин» и 4-я симфония стали вершинами его творчества.

В 1878 году он уезжает оправиться от происшедших событий за границу. Тогда помощь ему стала оказывать Надежда Филаретовна фон Мекк, меценат и поклонница творчества Петра Ильича. В течение долгих 14 лет они переписывались, но так ни разу и не встретились. Тем не менее, ее моральная и материальная помощь позволяли Петру Ильичу заниматься творчеством относительно свободно, он мог не оглядываться на издателей или дирекцию театров.

Согласно биографии Чайковского в последние годы его неизъяснимо потянуло на родину, композитору хотелось жить вдали от шумных городов, где на улице его мог узнать любой. Он признавался, что бесконечно устал от окружающей его суеты. Поэтому он выбирал небольшие дачные поселки под Москвой, где арендовал усадьбу. Последний дом, в котором он жил в подмосковном Клину, стал домом-музеем мемориальным заповедником имени композитора.

Умер он в 1893 году неожиданно. Врачи диагностировали холеру, которая развилась буквально за несколько дней. Незадолго до этого ему подали в одном из ресторанов стакан некипяченой воды. Хотя и существовали другие версии по поводу смерти Чайковского, доказательств их предоставлено не было.

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

Интересные факты о Чайковском

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

Характерные особенности музыки Чайковского

Среди музыковедов нередко мнение, что Чайковский – великий оперный, симфонический, балетный композитор, но камерная или инструментальная музыка у него слабоваты, не столь интересны. Отмечают также его «нефортепианное мышление», мешающее создать малыми выразительными средствами нечто по-настоящему грандиозное. Это ошибочное мнение. Чего только стоят «6 пьес для фортепиано», это целый спектакль для исполнителя – спектакль одного актера, где он может показать все свое прекрасное чувствование и музыкальность.

Его мелодике свойственна невероятная интонационная тонкость. У него как у Баха в музыке закодированы интонации. Их тончайшие переливы и игра являются его индивидуальной композиторской чертой.

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

Мимолетной считают писательскую деятельность композитора. Однако, несмотря на недолгий период, который Петр Ильич посвятил литературному опыту, его статьи в журналах «Русские ведомости» и газете «Современная летопись» имели важнейшее значение в культурной жизни России, так как помогали формировать мнение и видение музыки широким массам.

Его собственные высокие нравственные и эстетические идеалы, к которым он стремился осознанно всю свою жизнь, заставляли его размышлять о роли искусства в жизни общества и человека. Он испытывал острую потребность делиться подобными мыслями с соотечественниками. Во многом его взгляды тогда в отношении музыки определяли воззрения современников.

Последними публикациями, написанными Петром Ильичом в командировке в Баварии, стали отчеты о вагнеровских концертах в 1876 году. К концу его Чайковский уже стал символом русской истории, русской интеллигенции, русского духа.

Не Чайковский Чайковский

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

У Петра Ильича, как ни у какого более композитора, есть произведения, которые официально имеют 2 редакции – одна авторская, другая – с чужими правками. Причем, внесенные изменения значительны. Известно, что сегодня, в силу сложившейся исполнительской традиции, в некоторых произведениях чаще всего звучит не совсем Чайковский. Например, «Вариации на тему рококо» для оркестра и соло виолончели.

Концертных произведений для традиционно «оркестровых» инструментов не так много, любой музыкант-инструменталист мечтает показать красоту звучания своего инструмента отдельно от оркестра. В 1876-77 году появились на свет «Вариации». Это был давно ожидаемый подарок для московского виолончелиста Вильгельма Фитцегагена, близкого друга композитора, по совместительству – первой виолончели Русского Музыкального Общества. Он участвовал во всех премьерах музыки Чайковского как солист, исполнитель первой партии. Главный доверенный музыкант Петра Ильича.

Премьера «Вариаций» состоялась в ноябре 1877 года, она прошла без Чайковского, который в тот момент находился за границей на репетициях и исполнениях других своих сочинений. После премьеры Фитценгаген отнес ноты издателю Чайковского Петру Юргенсону со своими правками. Так он полностью убрал 1 из 8 вариаций, некоторые из них поменял местами и изменил коду. В таком виде ноты пошли в печать.

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

Изменения, на взгляд «редактора» Фитценгагена, позволили самую виртуозную часть произведения поставить в финал, где он мог блеснуть исполнительским мастерством. Петр Ильич тогда много гастролировал, на письма «редактора» не отвечал. Но не потому, что был согласен с редакцией. А в скором времени даже возражать некому стало – Николай Васильевич умер. Спустя еще несколько лет – и сам Петр Чайковский.

Долгие годы путаница с редакциями оставалась в неизвестности. Артисты за это время привыкли исполнять редактированный вариант. Именно в этой версии, начиная с 1962 года, «Вариации на тему рококо» становятся обязательным произведением на 3 туре конкурса им. Чайковского. Последние 3 десятка тактов для всех исполнителей технически очень трудны, чисто их сыграть практически не возможно. Но долгая практика исполнения именно этого нотного варианта создала произведению своеобразный ореол виртуозности, особой сложности, доступной не каждому исполнителю. Теперь, если кто-то пожелает исполнить его в авторской версии, немедленно будет признан струсившим или мало техничным.

Интерпретации и современные обработки произведений Чайковского

Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Смотреть картинку Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Картинка про Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта. Фото Что помогло формированию личности п и чайковского как музыканта

В современном исполнительском искусстве лучшим исполнителем музыки Чайковского считают Михаила Плетнева. В 20-м веке одной из ярчайших и точнейших интерпретаций считали технически совершенную и стилистически безупречную игру Святослава Рихтера. Среди симфонических исполнений выделяют трактовки дирижеров Леонарда Бернстайна, Евгения Мравинского, Евгения Светланова.

Романсная лирика Чайковского чрезвычайно привлекательна для артистов оперы и камерного жанра. Такие разноплановые вокалисты как Сергей Лемешев, Дмитрий Хворостовский, Галина Вишневская, каждый со своей уникальной певческой манерой, с блеском исполняли тонкие, полные невероятной эмоциональной насыщенности романсы Чайковского.

Есть и огромное количество обработок знаменитейших тем Чайковского на электронных инструментах и со спецэффектами:

В 1945 Вере Мухиной торжественно поручили изготовить памятник Петру Ильичу Чайковскому. Задумка скульптуры не сразу была воплощена в жизнь, несколько раз ее приходилось полностью переделывать. В итоге автор не дожила до дня открытия памятника, это была ее последняя работа. Но в окончательной версии он являет собой символ творческого вдохновения. Символично и его расположение – во дворе Московской консерватории, где ежедневно проходят толпы спешащих студентов музыкальных факультетов и туристов, желающих приобщиться к источнику русской музыки.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Чайковском

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *