Что помогло отроку справиться с заданием воеводы коротко
«Подвиг отрока-киевлянина. » Как ответить на вопросы теста (см.)?
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Как ответить на вопросы теста?
Тест. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
№ 1. В каком году, согласно летописному рассказу «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», печенеги впервые пришел на Русскую землю? а) 6476 (968); б) 6478 (970); в) 6480 (972).
№ 2. Где был Святослав, когда печенеги впервые пришли на Русскую землю? а) в Переяславце на Дунае; б) в Киеве; в) в Новгороде.
№ 3. С кем Ольга затворилась в Киеве? а) со своим мужем; б) со своими детьми; в) со своими внуками
№ 4. Кем Ольга приходится Святославу? а) матерью; б) женой; в) дочерью.
№ 5. Как называлась река, на которой стояли печенеги? а) Дунай; б) Лыбедь; в) Днепр.
№ 6. С чем отрок вышел из города и побежал через стан печенегов? а) с уздечкой; б) с мечом; в) с луком и стрелами.
№ 7. Кого искал отрок в стане печенегов? а) собаку; б) коня; в) княгиню.
№ 8. Как звали воеводу? а) Ярослав; б) Святослав; в) Претич.
№ 9. Кто предложил Претичу: «Будь мне другом»? а) Святослав; б) печенежский князь; в) внук Ольги.
№ 10. Что печенежский князь не дарил Претичу? а) сабли; б) стрелы; в) кольчугу.
№ 11. Куда Святослав прогнал печенегов со своей земли? а) в другой город; б) в поле; г) к половцам.
Отрывок из летописной «Повести временных лет» о подвиге отрока-киевлянина и храбром поступке воеводы Претича отражает реальный факт спасения Киева во время осады его печенегами в 968 году по современному летоисчислению.
Вопросы теста направлены на проверку знания текста данного произведения.
Здесь вы можете найти правильные ответы.
Иван царевич перед каждым заданием грустил, так как не верилось ему, что его лягушонок сможет сделать что-то путное, но вышло как раз наоборот.
Каравай у лягушки оказался просто чудесным, с городами и дворцами, с птицами и зверями. Царь приказал каравай старшей снохи унести псам, каравай средней решил съесть от большой нужды, а вот каравай царевны лягушки захотел есть по праздникам.
Ковер у Лягушки также получился лучше всех. Если ковер жены старшего сына царь велел лошадей покрывать, среднего сына у ворот стелить, то ковер царевны лягушки по праздникам расстилать.
Больше всего боялся Иван Царевич пира, но и тут его ждало потрясение. Вместо лягушки приехала в золоченой карете Василиса Премудрая, красавица из красавиц, а перед каретой и скороходы бежали и конники ехали.
Рассказ по пословице об учении для 5 класса.
«Корень учения горек, да плод его сладок»
Когда дедушка Ивана узнал о мечте мальчиков, он сказал, что быть космонавтами хорошо, а вот стать космонавтов трудно.
Ведь в космонавты берут людей которые хорошо учились в школе, а также тех, кто любит заниматься спортом.
Дедушка рассказал мальчикам, что те кто стали космонавтами каждый день делали уроки, получали хорошие оценки, а также каждый день еще и на тренировки ходили. И это все нужно делать на протяжении 10 лет и каждый день, в любом настроении.
Другие мальчики и девочки сделав уроки могли гулять во дворе, играть в игры и просто болтать, а те, кто хотел стать космонавтом сделав отлично уроки шли еще на тренировку в спортзал.
Иван и Василий внимательно выслушали деда и спросили его, а может нам не нужно становиться космонавтами? Это ведь так сложно.
А дед отвечает мальчишкам мудрой русской пословицей:
«Корень учения горек, да плод его сладок»
Очень удивились мальчики этой пословице и спросили деда, что она значит. А дед и говорит, да ребята, сложно учиться, иногда даже горько смотреть на на то как другие играют, когда ты трудишься не покладая рук.
Но рано или поздно приходит момент, что ты научился всему, что нужно для твоей цели и стал успешным и знаменитым, получив плоды своего урожая.
А вот те, кто лодырничал в это время, как ты трудился так и останутся позади тебя ни с чем.
Конспект урока на тему «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Дать представление пятиклассникам о древнерусской литературе на примере «Подвига отрока. «
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»»
«ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА»
Цели урока: 1. Дать представление о древнерусской литературе;
2. Познакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока…»;
3. Развивать умение формулировать тему произведения,
4. Делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.
Наглядность: Иллюстрации по теме урока
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
В Х веке на Русь приходит новая вера – христианство. (Из предыдущих уроков учащиеся помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут помочь в этом.
Прежде всего князь Владимир приглашает в Россию ученых-филологов из Болгарии – братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется «кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность угасает.
С появлением новой, более легкой письменности, растет количество образованных людей.
Так, книга сыграла громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в XI в. появляются сочинения древнерусских писателей, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси), «Повесть временных лет» – XII в., различные «Жития…»
Заканчивается период древнерусской литературы в XVII в.
«Повесть временных лет» – первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.
Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.
II. Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы» (учебник, с. 45).
III. Работа над вопросами и заданиями учебника, данными после статьи.
IV. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.
Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску трудных слов.
V. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
3. Что помогло отроку справиться с заданием воеводы?
4. Какие черты характера вы увидели в отроке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)
VI. СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА.
1. «Пришли… печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце…»
2. «…затворилась Ольга в Киеве со внуками…»
3. «Осадили печенеги город…»
4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону…»
5. «Вышел отрок с уздечкой».
6. «Сообщил о беде дружине».
7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».
8. Хитрость Претича.
9. «И подали они друг другу руки…» (Претич и печенежский князь.)
10. «…послали киевляне к Святославу…»
11. «Святослав… сел на коня и пришел в Киев с дружиною… прогнал печенегов… и был мир…»
VII. Пересказ повести по плану.
VIII. Наблюдение над языком повествования.
Разбор вопроса 2 (учебник, с. 49).
IX. РАБОТА НАД РЕПРОДУКЦИЕЙ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА А. ИВАНОВА «ПОДВИГ МОЛОДОГО КИЕВЛЯНИНА».
Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем плане картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится).
Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева – «Прошлое должно служить современности!»
Домашнее задание: на усмотрение учителя.
«Подвиг отрока-киевлянина. » Как ответить на вопросы теста (см.)?
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Как ответить на вопросы теста?
Тест. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
№ 1. В каком году, согласно летописному рассказу «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», печенеги впервые пришел на Русскую землю? а) 6476 (968); б) 6478 (970); в) 6480 (972).
№ 2. Где был Святослав, когда печенеги впервые пришли на Русскую землю? а) в Переяславце на Дунае; б) в Киеве; в) в Новгороде.
№ 3. С кем Ольга затворилась в Киеве? а) со своим мужем; б) со своими детьми; в) со своими внуками
№ 4. Кем Ольга приходится Святославу? а) матерью; б) женой; в) дочерью.
№ 5. Как называлась река, на которой стояли печенеги? а) Дунай; б) Лыбедь; в) Днепр.
№ 6. С чем отрок вышел из города и побежал через стан печенегов? а) с уздечкой; б) с мечом; в) с луком и стрелами.
№ 7. Кого искал отрок в стане печенегов? а) собаку; б) коня; в) княгиню.
№ 8. Как звали воеводу? а) Ярослав; б) Святослав; в) Претич.
№ 9. Кто предложил Претичу: «Будь мне другом»? а) Святослав; б) печенежский князь; в) внук Ольги.
№ 10. Что печенежский князь не дарил Претичу? а) сабли; б) стрелы; в) кольчугу.
№ 11. Куда Святослав прогнал печенегов со своей земли? а) в другой город; б) в поле; г) к половцам.
Отрывок из летописной «Повести временных лет» о подвиге отрока-киевлянина и храбром поступке воеводы Претича отражает реальный факт спасения Киева во время осады его печенегами в 968 году по современному летоисчислению.
Вопросы теста направлены на проверку знания текста данного произведения.
Здесь вы можете найти правильные ответы.
Иван царевич перед каждым заданием грустил, так как не верилось ему, что его лягушонок сможет сделать что-то путное, но вышло как раз наоборот.
Каравай у лягушки оказался просто чудесным, с городами и дворцами, с птицами и зверями. Царь приказал каравай старшей снохи унести псам, каравай средней решил съесть от большой нужды, а вот каравай царевны лягушки захотел есть по праздникам.
Ковер у Лягушки также получился лучше всех. Если ковер жены старшего сына царь велел лошадей покрывать, среднего сына у ворот стелить, то ковер царевны лягушки по праздникам расстилать.
Больше всего боялся Иван Царевич пира, но и тут его ждало потрясение. Вместо лягушки приехала в золоченой карете Василиса Премудрая, красавица из красавиц, а перед каретой и скороходы бежали и конники ехали.
Рассказ по пословице об учении для 5 класса.
«Корень учения горек, да плод его сладок»
Когда дедушка Ивана узнал о мечте мальчиков, он сказал, что быть космонавтами хорошо, а вот стать космонавтов трудно.
Ведь в космонавты берут людей которые хорошо учились в школе, а также тех, кто любит заниматься спортом.
Дедушка рассказал мальчикам, что те кто стали космонавтами каждый день делали уроки, получали хорошие оценки, а также каждый день еще и на тренировки ходили. И это все нужно делать на протяжении 10 лет и каждый день, в любом настроении.
Другие мальчики и девочки сделав уроки могли гулять во дворе, играть в игры и просто болтать, а те, кто хотел стать космонавтом сделав отлично уроки шли еще на тренировку в спортзал.
Иван и Василий внимательно выслушали деда и спросили его, а может нам не нужно становиться космонавтами? Это ведь так сложно.
А дед отвечает мальчишкам мудрой русской пословицей:
«Корень учения горек, да плод его сладок»
Очень удивились мальчики этой пословице и спросили деда, что она значит. А дед и говорит, да ребята, сложно учиться, иногда даже горько смотреть на на то как другие играют, когда ты трудишься не покладая рук.
Но рано или поздно приходит момент, что ты научился всему, что нужно для твоей цели и стал успешным и знаменитым, получив плоды своего урожая.
А вот те, кто лодырничал в это время, как ты трудился так и останутся позади тебя ни с чем.
Конспект урока на тему «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Дать представление пятиклассникам о древнерусской литературе на примере «Подвига отрока. «
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»»
«ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА»
Цели урока: 1. Дать представление о древнерусской литературе;
2. Познакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока…»;
3. Развивать умение формулировать тему произведения,
4. Делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.
Наглядность: Иллюстрации по теме урока
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
В Х веке на Русь приходит новая вера – христианство. (Из предыдущих уроков учащиеся помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут помочь в этом.
Прежде всего князь Владимир приглашает в Россию ученых-филологов из Болгарии – братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется «кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность угасает.
С появлением новой, более легкой письменности, растет количество образованных людей.
Так, книга сыграла громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в XI в. появляются сочинения древнерусских писателей, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси), «Повесть временных лет» – XII в., различные «Жития…»
Заканчивается период древнерусской литературы в XVII в.
«Повесть временных лет» – первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.
Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.
II. Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы» (учебник, с. 45).
III. Работа над вопросами и заданиями учебника, данными после статьи.
IV. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.
Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску трудных слов.
V. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
3. Что помогло отроку справиться с заданием воеводы?
4. Какие черты характера вы увидели в отроке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)
VI. СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА.
1. «Пришли… печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце…»
2. «…затворилась Ольга в Киеве со внуками…»
3. «Осадили печенеги город…»
4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону…»
5. «Вышел отрок с уздечкой».
6. «Сообщил о беде дружине».
7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».
8. Хитрость Претича.
9. «И подали они друг другу руки…» (Претич и печенежский князь.)
10. «…послали киевляне к Святославу…»
11. «Святослав… сел на коня и пришел в Киев с дружиною… прогнал печенегов… и был мир…»
VII. Пересказ повести по плану.
VIII. Наблюдение над языком повествования.
Разбор вопроса 2 (учебник, с. 49).
IX. РАБОТА НАД РЕПРОДУКЦИЕЙ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА А. ИВАНОВА «ПОДВИГ МОЛОДОГО КИЕВЛЯНИНА».
Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем плане картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится).
Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева – «Прошлое должно служить современности!»
Домашнее задание: на усмотрение учителя.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
понедельник, 4 октября 2021 г.
«Подвиг отрока-киевлянина». Ответы на вопросы учебника для 5 класса
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 51-53
Читаем древнерусскую летопись
1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?
Отрок сумел переплыть Днепр и рассказал воеводе Претичу о тяжелом положении осаждённых.
Воевода сказал печенежскому князю, что за ним идут во множестве силы Святослава. Тот испугался и снял осаду.
2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «И», «А». Какую роль они играют в тексте?
Эти союзы придают тексту напевность, музыкальность.
3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?
Повествование заканчивается призывом к Святославу позаботиться о родной земле. Автор хотел подчеркнуть необходимость беречь родную землю, а не думать о землях чужих.
Автор любит родной народ и не хочет, чтобы ему было плохо. Он видит в князе единственного заступника, опору. Он восхищается смелостью отрока и хитростью воеводы.
Размышляем о героях литературы древней Руси
1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа?
Отрок был обычным воином, дружинником. Он не занимал высокого положения, но был храбрецом, «иерархом духа».
Мы должны быть благодарны им за то, что они сумели сберечь нашу Родину, отстояли её от врагов. А благодарность наша должна выражаться, прежде всего, в памяти об их подвигах. А также в том, чтобы продолжать их дело, беречь Родину от врагов так же, как это делали они.
3. Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока служить современности?
Это повествование может служить примером для современных молодых людей. В нём показывается, как надо действовать в минуту грозной опасности для Родины: забывать о себе и действовать решительно и смело.
Обогащаем свою речь
1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.
В лето 6476 (968) пришли впервые печенеги.
2. О чём говорят первые слова этого повествования?
Эти слова говорят, что в то время использовалось летоисчисление от Сотворения мира параллельно с летоисчислением от Рождества Христова.
Также в первых словах говорится о вторжении печенегов и осаде Киева.
3. Прочитайте диалоги с отроком? Что для них более характерно (краткость, напевность и т.д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?
Для этих диалогов характерна краткость:
Повествование очень конкретное, в нём нет описательного элемента, почти отсутствуют прилагательные.
4. Как вы понимаете слово отрок? Составьте предложение с этим словом.
Князь подозвал отрока и передал ему колчан со стрелами.
Отрок не выучил урока и получил двойку.
5. Подерите синонимы к словам отрок, осада, дружина.
Отрок: дружинник, юноша, молодой человек, новичок.
Осада: окружение, блокада.
Дружина: рать, войско, полк.
Литература и изобразительное искусство
1. Рассмотрите репродукцию картины Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя?
Я представляла героя более одетым. Это молодой человек, с длинными чёрными волосами, подвязанными в пучок. Он невысок, но крепок. В руках у него была уздечка.
Он должен был немного походить на печенегов, раз те принимали его за своего.
2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?
Художник использовал мрачные тёмные, почти чёрные краски. Они передавали напряжение ситуации, угрозу.
Чёрной вражеской силе противопоставлен светящийся отрок, он словно луч света, который прорезает мрак. И красная полоска ткани символизирует надежду, это как флаг, с которым идут в бой.
Пример сочинения по картине Иванова «Подвиг молодого киевлянина» для 5 класса
На полотне Александра Иванова изображён драматический момент истории, нам знакомый по летописи «Подвиг отрока-киевлянина».
Юноша побежал через лагерь печенегов, а достигнув берега, скинул одежду и бросился в воду.
Именно этот момент выбрал для своей картины художник. На первом плане мы видим отрока, который уже пробежал весь лагерь и даже сразил нескольких врагов, лежащих у его ног. Сейчас он бросится в воду. Полоска алой ткани развивается перед ним, как флаг.
Отрок кажется символом свободы, символом борьбы и мужества. Он решительно пренебрегает опасностью, ведь речь идёт не о его жизни, а о жизни всех киевлян.
Вокруг отрока простирается мрак, из которого художник выхватывает отдельные фигуры печенегов. Мрак не в силах остановить бег отрока, а вдали у горизонта солнечные лучи уже окрашивают небо.
Это символ возрождённой надежды. Отрок справился с трудным заданием и для киевлян появилась надежда. Она придёт с другого берега, с востока, где стоят рати воеводы Претича.
Это удивительно динамичная картина, полная символов и знаков. Она производит очень сильное впечатление и вызывает подъем патриотизма.
Фонохрестоматия
1. Вы прослушали рассказ о тревожных событиях, угрожавших Киеву разорением. Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, не дают воли чувствам. Как вы думаете почему?
В этом отличительная особенность летописи, как жанра литературы. Она бесстрастно излагает факты и этим напоминает научно-позновательный текст из энциклопедии.
2. В одном месте спокойное повествование прерывается взволнованным обращением к Святославу. Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?
Эти строки выражают личную позицию автора летописи. Они передают его чувства. А потому и отличаются совершенно другим тоном, эмоциональным.
Актёр подчеркивает боль автора и его переживания о судьбе Родины.
3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?
Главная мысль этого произведения в том, что нужно защищать Родину, а не думать о чужих землях.
Эту мысль автор сам выражает в своём эмоциональном призыве к Святославу.
4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.
Диалог читателей о подвиге отрока-киевлянина для 5 класса
— Кто такой отрок из этой летописи?
— Я думаю, что это младший дружинник, который остался в Киеве охранять княжну.
— Почему он вызвался идти, хотя знал, как это опасно?
— Отрок понимал, что если не передать весть Претичу, то все в Киеве погибнут. Он хотел спасти людей.
— И он совершил подвиг. А ты заметил, какие качества при этом продемонстрировал отрок?
— Да. Он показал безумную храбрость и решительность. Он проявил находчивость и целеустремлённость. И он трезво оценивал свои силы. Он знал, что способен переплыть Днепр.
— А если бы отрок погиб?
— Я думаю, обязательно нашёлся бы кто-то ещё, кто довёл бы его дело до конца. Тем более, что пример отрока воодушевил бы людей.