Что помогло отцу б создать сильное произведение искусства
Что помогло отцу б создать сильное произведение искусства
В мире есть множество вещей, которые приносят счастье: деньги, комфорт, красивые наряды, путешествия. Но отдельное место в жизни каждого занимает искусство. Мы можем понимать его или недолюбливать, разбираться или обходить стороной. Но именно искусство постепенно, капля за каплей, наполняет нас особенным и ни на что не похожим счастьем.
1. Действует на тело
Исследования показали, что когда мы созерцаем произведения искусства, то стимулируем двигательную кору — часть мозга, которая контролирует движения тела. Мы не просто видим объект, а чувствуем его каждой клеточкой. Ощущаем картины, романы, музыку всем телом, словно через нас проходит электрический заряд.
2. Уменьшает стресс
Созерцание успокаивает и даже лечит. Одно из исследований показало, что рассматривание пейзажей ускоряет процесс выздоровления после хирургических операций. Искусство обладает силой, которая способна освободить нас от мыслей, повторяющихся изо дня в день, сломать дурные привычки, избавить от беспокойства.
3. Помогает понять реальность
Искусство помогает нам познать и осознать три реальности: этого мира, других людей и реальность самого себя. Благодаря проводникам — художникам, поэтам, музыкантам, скульпторам — мы видим то, что до нас постигли другие, и пытаемся посмотреть на этот мир другими глазами. Глазами творца.
4. Развивает эмпатию
Эмпатия — важный дар, которые помогает понять чувства других. Жан Пиаже говорил, что мы взрослеем, когда обучаемся видеть вещи с точки зрения других людей. Мы не рождаемся с этим навыком, мы с трудом овладеваем им всю жизнь.
Искусство помогает нам «включить» эмпатию. Когда мы смотрим на творение художника или писателя, то видим реальность того человека. Прикасаемся к его восприятию действительности и познаём способы его самовыражения.
5. Учит видеть
Нужно признать — иногда искусство не приносит нам облегчение. Повесть может расстроить, картина — растревожить, музыка — опечалить. Но при этом искусство пробуждает чувства, «накаляет» их и помогает увидеть что-то важное.
6. Заставляет думать
Почему Джоконда так улыбается? А чем опечалена героиня Фриды Кало? Зачем Кандинский изображает круги? Любой вид искусства — интеллектуальный или декоративный — заставляет нас размышлять. Раздвигает границы, тренирует мозг, учит понимать и вдумываться. Это не просто развлечение или сиюминутная радость, а счастье в более глубоком смысле.
7. Пробуждает наслаждение
Многие шедевры потрясают. Выбивают из колеи. Расстраивают или даже злят. Но каждая из эмоций — будь то страх, отвращение или боль — не исключает наслаждения. Так мы устроены — потому и любим американские горки и страшные фильмы. Об этом знали греки, которые когда-то предложили идею катарсиса: иногда отрицательные эмоции пробуждают положительные ощущения.
Прикоснуться к искусству никогда не поздно. Понять, принять, увидеть и оценить. Купите билет в музей, откройте книгу, сходите в театр. Сделайте первый шаг, и искусство выпорхнет вам навстречу.
Характеристика героя Отец художника, Портрет, Гоголь
Отец художника – один из персонажей повести Николая Васильевича Гоголя “Портрет”; отец Одного из двух художников, описанных в произведении. Этот человек проживал в Коломне и занимался росписью храмов. Однажды ему в голову пришла идея написать портрет духа тьмы.
Долго уговаривать судьбу не пришлось, потому что к нему пожаловал сосед – Ростовщик, от которого у окружающих были одни беды.
Старик давал деньги в долг по, казалось бы, выгодным условиям, но в результате оказывалось, что должники выплачивали бо́льшую
Кто-то сходил с ума, кто-то становился одержимым, завистливым, ревнивым, злым, а кто-то заканчивал жизнь самоубийством.
Отец художника, начав рисовать портрет ростовщика, так и не смог довести работу до конца, так как ему казалось, что с портрета глядят абсолютно живые, устрашающие глаза. К тому же, сам старик утверждал, что хотел бы жить в портрете даже после смерти. Вскоре
Портрет был отдан другу живописца, а сам он после череды потрясений и потери самых близких людей, ушел в монастырь рисовать картину “Рождество Иисуса”, чтоб искупить свой грех.
Эту страшную историю он поведал только старшему сыну, которого отдал на обучение в Академию художеств. Он просил его найти этот портрет и уничтожить его, чтобы он не приносил людям несчастья. Через долгих пятнадцать лет сыну удалось частично исполнить просьбу отца.
Портрет был найден на одном из петербургских аукционов, но затем таинственным образом исчез со стены, где висел.
Related posts:
ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 200-228
Михаил Юрьевич Лермонтов
Возвращаясь к теме
1. Каким воссоздаёт образ поэта И.Л. Андроников?
2*. Назовите известные вам работы художников, музыкантов, писателей и других деятелей искусства, созданные на основе произведений М.Ю. Лермонтова.
«Два великана», 1832 Д. А. Столыпин
«Демон» художник Михаил Врубель
Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный»), 1829 А. Г. Рубинштейн,
«На севере диком. » Шишкин
«Демон и Тамара» Зичи
Парус («Белеет парус одинокой»), 1832 А. Е. Варламов,
1. Приведите аргументы в доказательство того, что жанр лермонтовского произведения — баллада.
Это произведение имеет героев, сюжет; реальное сочетается с фантастическим; имеет композицию; важную роль в раскрытии играет диалог.
2. Охарактеризуйте художественные средства и приёмы, использованные поэтом в произведении.
Худ. средства.: Олицетворение, аллитерация, частотность повторения звуков.
Худ. приемы.: Олицетворения и сравнения.
3. Определите, каким стихотворным размером написаны «Три пальмы». Назовите вид рифмовки.
1. Из каких деталей складывается в стихотворении М.Ю. Лермонтова образ Родины?
Образ Родины в стихотворении Лермонтова складывается из таких деталей:
А) использования обобщенных слов: леса, реки и степи.
Б) использование слов, обозначающих конкретные предметы (осязаемые): изба, обоз, чета берез.
— образных: в первой половине произведения присутствуют образы русской природы; в последней части стихотворения присутствуют образы, связанные с бытом русского народа («. Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно;», «Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез»).
2. Какой изображена природа в стихотворении? Составьте словарь лексики стихотворения на эту тему и сформулируйте вывод.
3. Говоря о любви к Родине, Лермонтов употребляет слово «странною». Эта же тема, но уже иначе выраженная, звучит в строке: «С отрадой, многим незнакомой. » Почему своё чувство поэт сопровождает таким словосочетанием? Кому не знакомо состояние, переживаемое лирическим героем стихотворения? Дайте развёрнутые аргументированные ответы.
Так с этой «многим незнакомой» отрадой он описывает деревню: гумно, окно с резными ставнями, пляску пьяных мужичков, следы довольства и благополучия. Так может чувствовать только человек, выросший в деревне. Многим столичным знакомым Лермонтова это чувство неведомо.
4. Каждый стих со второго по заключительный в первой строфе начинается с отрицательной частицы. Какое чувство усиливается этим повтором и в какой строке сформулировано это состояние персонажа?
Лермонтов усиливает отрицание пережитков прошлого и недостатков настоящего великой империи, то, что для поэта неприемлемо. С помощью отрицательных частиц он отвергает «славу, купленную кровью», для него далёк «полный гордого доверия покой».
В пятой строке автор формулирует состояние персонажа, ему чужды «темной старины заветные преданья», прогрессивный Лермонтов смотрит вперёд, он отрицает пережитки прошлого.
5*. Градация как художественный приём широко применяется в стихотворении «Родина». Найдите примеры градации и скажите, чего достигает поэт её использованием.
Градация-постепенный переход. (как пример: пришел, увидел, победил) в стих-нии Родина это:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья. (т.е. ничего не шевелит мечтанья у поэта: ни слава, ни покой, ни преданья старины)
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез. (люблю что? дымок, обоз, чету берёз)
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно; (я вижу:гумно, избу, окно) и т.д.
6. Выучите стихотворение наизусть. Прочитайте его выразительно. Постарайтесь передать чувства поэта к Родине. Послушайте стихотворение в исполнении чтеца.
1. Почему М.Ю. Лермонтов назвал свою поэму песней?
2. Назовите приёмы народной песни, используемые М.Ю. Лермонтовым в «Песне. ». Приведите примеры. Сделайте вывод о фольклорных традициях в поэме Лермонтова.
В этом произведении Лермонтов использовал достаточно много художественно-выразительных средств, которые характерны для народной песни и народного фольклора в целом.
То, что это народная песня, можно сразу понять из запева, который начинается в начале:
«Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы. «
Лермонтов также в песне использует «перехваты», как например:
«То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.»
(повтор слова «сидит»)
Есть в песне многочисленные эпитеты, характерные народной поэзии: «конь — добрый», «сабля — вострая».
3. Рассмотрите иллюстрации к «Песне. », помещённые в учебнике. К каким эпизодам поэмы обратился художник? Выпишите фрагменты текста, соответствующие каждой иллюстрации.
1. Как возговорил православный царь:
«Отвечай мне по правде, по совести,
Волной волей или нехотя
Мово лучшего бойца Кирибеевича?»
2. И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная,
И, увидев то, царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови черные;
Повелел он схватит удалова купца
И привесть его пред лицо свое.
4. Воссоздайте устно портреты и расскажите о характерах Кирибеевича, Калашникова, Алёны Дмитревны. Запишите ключевые слова, необходимые для этого.
Внешность Кирибеевича — статный, сильный и красивый молодец, одет богато: «удалой боец, буйный молодец», «широкая грудь», «очи тёмные», «парчевой кафтан», «шапка соболиная». Характер Кирибеевича — эгоист, думает, что ему всё дозволено, горд, уверен в себе, хитрый: «поцалуи его окаянные», «злодей», «лукавый раб».
Внешность Калашникова: статный и красивый молодец, одет как купец: «молодой купец, удалой боец», «могутные плечи», «горят очи его соколиные», «грудь молодецкая». Характер купца: порядочный, честный, бережёт своё имя, смелый: «на опричника смотрит пристально», «родился я от честнова отца, и жил я по закону господнему», «вышел я на страшный бой, на последний бой».
Внешность Алёны Дмитриевны — красавица: «ходит плавно — как лебёдушка», «смотрит сладко — как голубушка», «молвит слово — соловей поет; «щёки ее румяные, как заря на небе божием;
«косы русые, золотистые». Характер Алёны Дмитриевны — робкая, застенчивая, верная, набожная: «задрожала вся», «затряслась как листочек осиновый, горько-горько восплакалась, в ноги мужу повалилася».
5. Какая сцена из поэмы произвела на вас особенно сильное впечатление? Почему?
На меня самое сильное впечатление произвёл эпизод возвращения домой купца Калашникова, когда он видит «простоволосую жену», которая рассказывает то, что с ней произошло. Она настолько напугана произошедшим, что это волнение передаётся читателю. Впечатление усиливается тем, что неизвестно, как отреагирует на её слова Калашников, так как сначала он приходит в праведный гнев и грозиться посадить её по замок, чтобы она «света белого не видела». Эти слова несправедливы, так как читатель догадывается, что она невиновна и сочувствует несчастной женщине.
6. Прочитайте описание утра перед кулачным боем. Какой вам представляется эта картина? Расскажите.
Утро было морозным и лучистым. По всей площади был рассыпан пушистый снег, а люди собирались толпами чтобы поглазеть на кровавый бой. Ключевые слова: «Заря алая»; «Кудри золотистые»; «Небо чистое»; «Кулачный бой»; «Царь со дружиною»; «Снегами рассыпчатыми».
Лермонтов описывает смерь Кирибеевича такими словами:
«И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная. «
Таким образом, автор показывает мелкую, хитрую, притворную сущность опричника, говоря о нем словами: «будто сосенка», «застонал», «закачался».
8. Почему Калашников не отвечает царю на вопрос о причинах убийства Кирибеевича?
Кирибеевич, любимый опричник царя, ради прихоти соблазнял Алену Дмитриевну на глазах людей ― значит, порочил её имя. Но Ивану Грозному он не сказал, что любит замужнюю женщину, поэтому в глазах царя выглядит благородно.
Калашникову не надо было огласки произошедшего события, людского позора, поэтому он не объясняет причин, даже зная, что его казнят. Лермонтовский герой ― образец порядочности.
9. Кому принадлежат слова «обманул тебя твой лукавый раб» в конце первой части «Песни. »? Как связаны сила и правда в поэме Лермонтова?
Слова принадлежат Яковлеву ( Царю ).
Два сильных характера созданные, Лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены друг другу.
10. Каким предстаёт царь Иван Грозный в «Песне. »? Чем можно объяснить его решение казнить Калашникова?
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» образ царя обрисован с разных сторон.
В начале произведения он предстаёт перед читателем как заботливый человек, который, словно отец, пытается разузнать причину печали любимого опричника. Он готов одарить Кирибеевича, если тот в этом нуждается. Рад женить его, если полюбившаяся ему девушка ответит взаимностью. Царь вызывает очень тёплые чувства.
Однако даже в этот момент уважение к царю остаётся, потому что он обещал позаботиться о семье казнённого.
Если бы Калашников рассказал правду Ивану Васильевичу, думаю, его не казнили бы.
11. Как в «Песне. » отражены представления русского народа о чести, достоинстве, долге, семье?
В песне Лермонтова эти понятия являются одними из центральных. Семью Калашниковых можно считать идеальной по представлениям русского народа, эта семья очень крепкая, в ней все любят и уважают друг друга, как единое целое. Муж заботится и защищает жену и детей, а жена занимается семьей, ходит в церковь, заботится о детях, муж для нее — значит очень много, потому что он единственный ее защитник и опора. Алена Дмитриевна, как верная жена, отказала Кирибеевичу, который обещал ей богатство и подарки и тут же побежала к мужу, прося о защите. Для Калашникова честь жены и семьи так же важны, как вопрос жизни и смерти, только он сможет отомстить обидчику, поэтому вызывает Кирибеевича на поединок и убивает его. Он не боится, что и его потом казнят за убийство, потому что выбора нет, таков его долг.
12. Объясните значения слов и словосочетаний: опричник, православный народ, кручиниться, зазубрилась сабля, отороченный, молвить, сваха, перевенчана, горю пособить, простоволосая, сказывать.
Опричник- телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска(отряда телохранителей), то есть личной гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.
Православный народ- люди избравшие веру в Иисуса Христа.
Урок литературы в 10-м классе по теме «Конфликт поколений» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Класс: 10
Цель урока:
Задачи:
Обломки старых поколений,
Вы, пережившие свой век:
Как ваших жалоб, ваших пений
Неправый праведен упрек!
Как грустно полусонной тенью,
С изнеможением в кости,
Навстречу солнцу и движенью,
За новым племенем брести!
Ф.И.Тютчев
Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарий учителя, элементы анализа текста романа, словарная работа.
Оборудование:
Ход урока
Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой.
И.С.Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».
«Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю.В.Лебедев)
В письме к А.А.Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу! Кто прав с споре отцов и детей?»
Д.И.Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главным героям. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.
Мы тоже сегодня попытаемся ответить на вопрос : кто же прав в споре отцов и детей?
Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»; выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации.
— Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П.Кирсановых?
В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо.
— Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте описание Базарова.[1]
УЧАЩИЕСЯ ЗАЧИТЫВАЮТ ОПИСАНИЕ БАЗАРОВА
Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом.
— А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы дадите ему? /высказывания учащихся/
— Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./
— А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми? /высказывания учащихся/
— Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./
Прочитаем эту сцену. [2]
РАБОТА С ТЕКСТОМ РОМАНА
— Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/
— Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? /Нет/.
Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения.
— Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова/
— А Николай Петрович? /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/
— А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст. [3]
/Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила»/
— Понимает ли Базаров интересы Николая Петровича? /ответы учащихся/
-Почему он называет поэзию А.С.Пушкина «ерундой»? /Она ему неинтересна. Увлечения у всех разные, и это часто является причиной непонимания интересов другого человека./
— Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку Базарову? Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от сына. Найдите в тексте высказывание Николая Петровича о Базарове [4]
/Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я надеялся теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался позади, а он ушел вперед и понять мы друг друга не можем»./
— Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.
— Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия.
Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам.
В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем. Прочитаем эту сцену. [5]
— Задели ли Павла Петровича слова Базарова об аристократах? Конечно! Зачитайте, как автор характеризует героев в эту минуту?/«Павла Петровича задрожали губы, он побледнел. Базаров был спокоен»!/
— Что явилось почвой для конфликта?/ Разные мнения по предложенному вопросу, разные жизненные позиции/.
— В конце 10 главы Николай Петрович вспоминает о своей ссоре с матушкой. Прочитаем этот эпизод [7]
— Одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? Да. И Николай Петрович объясняет причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным поколениям».
Итак, непонимание интересов другого человека ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.
— А можно ли было избежать этого конфликта? /мнение учащихся/
— Как? (Если бы герои романа уважали мнение друг друга.) Надо бояться не конфликтов, а неумения и нежелания их решать.
— А как вы думаете, есть ли у конфликта положительные стороны? /мнение учащихся./
— Вспомните известную поговорку: «В споре рождается истина». О какой истине идет речь? /мнение учащихся/.
— Иногда конфликт способствует поиску новых, продуктивных решений проблемы. Помогает нам выявить мнение другого человека по поводу сложившейся ситуации. Разве это плохо?
— Ребята, а вы, всегда уважаете мнение своих товарищей, взрослых, учителей, родителей? Назовите причины, по которым происходят конфликты с родителями /мнение учащихся/.
— Как вы думаете, чем обоснованы требования родителей? Заботой о вас.
— Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений между родителями и детьми? /мнение учащихся/
— Что недопустимо в отношениях детей и родителей? /Непонимание, неуважение, обиды/.
Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто, социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень большое значение. Подтверждение этой мысли мы находим и в романе И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки».
Подведение итогов урока.
— Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?
— Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.)
— Как вы считаете, на чьей стороне автор?
Сам И.С.Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса.
«Когда старое поколение задумчиво смотрит на новое, то ему хочется извиниться перед предыдущим поколением.» Вильгельм Швебель
«Новое поколение нередко может оценить созданное предками лишь тогда, когда разрушит его и с большим трудом начнет восстанавливать.» Вильгельм Швебель
Итог урока
Учитель: И.С.Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями. И завершить наш урок хочется строками из стихотворения Эдуарда Асадова:
Сегодня я слово хочу сказать
Всем тем, кому золотых семнадцать,
Кому окрыленных, веселых двадцать,
Кому удивительных двадцать пять.
По-моему, это пустой разговор,
Когда утверждают, что есть на свете
Какой-то нелепый, извечный спор,
В котором воюют отцы и дети.
И вы хулителям всех мастей
Не верьте. Нет никакой на свете
Нелепой проблемы «отцов и детей»,
Есть близкие люди: отцы и дети!
Идите ж навстречу ветрам событий,
И пусть вам всю жизнь поют соловьи.
Красивой мечты вам, друзья мои!
Счастливых дорог и больших открытий!
Выставление и комментирование оценок.
Задание на дом: Написать сочинение-рассуждение на тему «Конфликт поколений в романе И.С.Тургенев «Отцы и дети» Кто прав?»
Список литературы