Что помогло тушину переносить тяготы сражения

Тушин

Капитан Тушин – второстепенный герой Л. Н. Толстого, артиллерийский офицер, штабс-капитан, которому на страницах романа посвящено совсем немного времени. Но участие этого героя в одном из эпизодов – показатель мужества и стойкости простого русского офицера. Прототипом капитана Тушина был отважный артиллерист, штабс-капитан Яков Иванович Судаков.

Описание героя

Что помогло тушину переносить тяготы сражения. Смотреть фото Что помогло тушину переносить тяготы сражения. Смотреть картинку Что помогло тушину переносить тяготы сражения. Картинка про Что помогло тушину переносить тяготы сражения. Фото Что помогло тушину переносить тяготы сражения

Николай Трофимов в роли Тушина. Х/ф «Война и мир». 1967

Внешность капитана Тушина

Описание Тушина представлено в романе по впечатлению Андрея Болконского. Это был невысокий человек с добрым выражением лица. Он немного сутулился и производил впечатление довольно слабого человека. Его фамилия оправдывала его поведение при встрече со старшими офицерами – он начинал немного тушеваться. «И сам-то он маленький, и ручки у него маленькие, и голос у него тоненький, нерешительный. Зато глаза большие, умные и добрые». Такой заурядной и неказистой внешностью обладал этот герой. Но под этой внешностью скрывался недюжинный дух отважного и бесстрашного воина.

Характер

Характер персонажа еще полнее раскрывается во время недолгих привалов, когда он проявляет заботу о вверенных ему людях. Он ест и пьет вместе с остальными солдатами и часто его просто невозможно от них отличить. В каждом последующем сражении значимость личности этого маленького человека поднимается все выше и выше.

Героизм Тушина

Описание боя

В распоряжении Тушина оставалось всего четыре пушки. Но они стреляли так интенсивно, что французы предположили, что в этом месте сосредоточены основные силы русских. Два раза Тушину удавалось отбить их атаку. Когда Шенграбен был подожжен, всех солдат охватило радостное возбуждение от вида паникующих французов. Ветер подхватил огонь и начал разносить его по всей округе, что заставило французов уйти из деревни. Но с правой стороны французы выставили свои десять пушек: «как бы в наказание за эту неудачу, неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину».

В ходе сражения были убиты семнадцать солдат Тушина и один офицер: «Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы всё так же были веселы и оживлены». Несмотря на потери, Тушин продолжал обстреливать неприятеля. «Тушин бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым, тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его все более и более оживлялось».

Когда он видел, как погибают солдаты, лицо его искажалось, словно от боли, которая, как в зеркале, отражалась на лицах остальных бойцов. Было понятно, что они не просто выполняют приказы, а любят своего командира и доверяют ему, стараясь соответствовать его требованиям.

Толстой очень ярко описывает сцену боя и преображенного Тушина, заражающего солдат своим бесстрашным духом. Теперь он уже не казался слабым человечком, а напоминал богатыря, швыряющего пушечные ядра в сторону французов. Он был весь погружен в сражение, представляя французов муравьями, а их пушки обычными трубками, испускающими дым. Перед его глазами остались только его пушки и французы, которых нужно было удержать любой ценой. Так Л.Н. Толстой описывает Тушина, принявшего на себя всю тяжесть сражения.

Отступление

Лишь в самом конце Багратион отдает приказ об отступлении Тушина: «…продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее». Тушин выполняет приказ и начинает отступление, во время которого помогает раненым, разрешая особо тяжелым сесть на пушки. В этом же эпизоде он оказывает помощь раненому Николаю Ростову.

После сражения Тушина вызывают к начальству. Никто не упоминает о его героизме, напротив, Багратион выказывает ему недовольство за оставленные на поле боя пушки. Капитан не возражает на обвинения, боясь подставить капитана своего прикрытия. И только Болконский, видевший всю картину изнутри, спасает честь батареи Тушина, объявляя его героем сегодняшнего сражения: «Вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого… успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей».

Благодарностью Андрею были простые слова смущенного Тушина: «Вот спасибо, выручил, голубчик». Болконский, как никто другой, понимал, что подлинным героем является не тот, кто бежит к начальству с докладом о победе, а простой народ, частью которого был истинный герой капитан Тушин.

Роль героя в произведении

Образ капитана Тушина – это образ простого, скромного человека, который свою отвагу считает не геройством, а святой обязанностью по выполнению долга. Толстой, раскрывая всю правду о войне, показал, как часто остаются незамеченными подвиги настоящих героев отечества, а вместо них получают награды те, кто отсиживается в штабах. В образе капитана Тушина писатель воплотил дух подлинно народного героя, думающего не о славе, но готового в любой момент отдать свою жизнь за любимую родину.

Источник

Капитан Тушин: образ героя и краткая характеристика

Первая встреча читателя с батареей Тушина

Впервые Л. Н. Толстой упоминает батарею Тушина во второй части романа, в главе XVI. Именно там князь Андрей рассматривал позицию расположения пехоты и драгунов. Батарея находилась в центре русских войск, прямо напротив деревни Шенграбен. Князь не видел офицеров, которые сидели в балагане, но один из голосов поразил его своей задушевностью. Офицеры, несмотря на, а может быть, именно потому, что вскоре предстояло сражение, философствовали. Они говорили о том, куда потом пойдет душа. «Ведь неба вроде бы и нет», – говорил мягкий, удививший князя голос, – «а есть одна атмосфера». Вдруг упало ядро и разорвалось. Офицеры быстро выскочили, и тут князь Андрей рассмотрел Тушина. Так в сознании читателя начинает складываться образ капитана Тушина.

Внешность офицера

Этого простого офицера мы впервые видим глазами князя Андрея. Он оказался маленького роста, с добрым и умным лицом. Капитан Тушин немного сутуловат и выглядит не богатырем, а слабым человеком, и в соответствии со своей фамилией тушуется, когда встречается с высокопоставленными лицами. И сам-то он маленький, и ручки у него маленькие, и голос у него тоненький, нерешительный. Зато глаза большие, умные и добрые. Такой вот обыденный, негероический вид имеет капитан Тушин. Но под этой неказистой внешностью кроется отважный и азартный во время опасности, бесстрашный дух.

Внешность героического капитана

Тушин был маленького роста, всегда держал во рту трубку. Его силуэт Толстой называет фигуркой, отмечая, что в ней нет ничего военного, а, наоборот, нечто комическое, особенное угадывается в теле и походке. Писатель любит героя, называет его чрезвычайно привлекательным, не смотря на сутулость и неловкость.
Штабс-капитан имел маленькие руки, был худым, глаза выглядели умными и добрыми. Голос артиллериста отличался нарочитой молодцеватостью, иногда звучал тонко и слабо среди взрывов снарядов. Этот человек нравился князю Болконскому, он видел в нем философа.

Война в представлении Л. Толстого

Боевые действия

Когда Багратион, отступая вместе с основной частью армии, прислушался, то услышал канонаду где-то в центре. Чтобы выяснить, что происходит, он послал князя Андрея, чтобы приказать батарее отступать как можно быстрее. У Тушина было всего четыре пушки. Но они стреляли так энергично, что французы предположили, что там сосредоточились крупные силы. Они два раза предприняли атаку, но оба раза были отбиты. Когда удалось зажечь Шенграбен, то все пушки стали дружно бить в самый центр огня. У солдат вызвало радостное возбуждение то, как забегали французы, пытаясь потушить пожар, который разносил ветер, и он все сильнее распространялся. Французские колонны ушли из деревни. Но справа неприятель выставил десять пушек и стал прицельно бить по батарее Тушина.

Подвиг капитана Тушина

У Тушина были ранены и лошади, и солдаты. Из сорока человек из строя выбыло семнадцать. Однако оживление на батарее не ослабело. Все четыре орудия повернули против десяти стреляющих пушек. Тушин, как и все, был оживлен, весел и возбужден.

Он все время требовал у денщика себе трубочку. С ней он бегал от одного орудия к другому, считал оставшиеся снаряды, распоряжался заменой убитых лошадей. Когда ранило или убивало солдат, то он морщился, как от боли, и приказывал помочь раненым. А лица солдат, высоченных, огромных мужчин, как зеркала отражали выражение лица своего командира. Сразу становится ясно по описанию Л. Толстого, что подчиненные просто любили своего начальника и выполняли его приказы не из страха перед наказанием, а из желания соответствовать его требованиям. В разгар боя Тушин совершенно преобразился, он представлял себя просто богатырем, который швыряет ядра во французов. Он заражал солдат и офицеров своим боевым духом. Капитан весь погрузился в сражение. Одну из своих пушек он называл Матвеевной, она казалась ему мощной и огромной. Французы ему представлялись муравьями, а их пушки – трубками, из которых курился дым. Он видел только свои пушки и французов, которых следовало удержать. Тушин стал составлять единое целое со всем, что находилось на его батарее: с орудиями, людьми, лошадьми. Таков в бою капитан Тушин. Характеристика его – это характеристика скромного человека, который героические действия воспринимает как выполнение воинского долга. В момент боя все его радости и печали связаны только с товарищами, неприятелем и оживленными его воображением пушками.

На батарее Тушина (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. I. ч. 2, гл. XX.)

С приходом XIX века в жизни России произошло множество перемен, главными из которых были вступление на престол императора Александра I и война с Наполеоном в Европе. Часто говорят, что война — это результат деятельности плохих дипломатов, не сумевших прийти к соглашению мирным путем, что в итоге приносит лишения и страдания прежде всего народу. Еще в «Севастопольских рассказах», написанных в 1855 году, Л.Н.Толстой определяет войну как «привычное человеческому разуму» событие. В них он ставит проблему войны и мира, истинного героизма и патриотизма, показывая глубину человеческой души перед лицам смерти. Эта же тема была продолжена автором и в романе-эпопее «Война и мир». Главым образом под влиянием недальновидных действий императора и крайне неудовлетворительного содержания армии русские войска в большинстве своем вступили в войну совершенно не подготовленными, не представляя четко своих целей за границей. Раз за разом армии союзников несли горькие потери, участвуя в кровопролитных сражениях, выматывающих физические и моральные силы бойцов. Важной вехой в войне 1805 гада стало Шенграбенское сражение, в ходе которого немалую роль сыграла батарея Тушина Капитан Тушин внешне — личность ничем не примечательная. Вместе с Андреем Болконским мы застаем его в весьма неприглядном виде — это «маленький, грязный, худой артиллерийский офицер», который к тому же еще и «без сапог, в одних чулках встал перед вошедшим, улыбаясь не совсем естественно». Но Тушин вовсе не так прост, как кажется с первого взгляда, ведь не у каждого человека могут быть такие же «умные и добрые глаза», что автор неоднократно подчеркивает. В глазах князя Андрея фигурка капитана выглядит совсем не по-военному несмолью комически, но сразу же неуловимо привлекает простотой и искренностью Позже, в ходе сражения, неловкость и почти детское смущение Тушина уступают место иным качествам, так необходимым на войне. «…Доброе, умное лицо его было насколько бледно». Только что философствовавший на тему постижения бытия капитан понимает, что настало время действовать в реальной жизни. Непосредственно в бою мы сначала наблюдаем за батарей Тушина глазами Багратиона. Вновь капитан — «сутуловатый человек» с «тоненьким голосом», но сейчас он четно отдает приказания солдатам. Положение роты сильно осложнялось тем, что Тушин не имея точных указаний от своих командиров, поэтому все необходимые решения принимались им,тут же, на месте. Он «бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды Забыв обо всем, капитан изо всех сил старается морально поддержать вверенных ему людей, верных боевых товарищей. «Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты». Сколько на самом деле в этом человеке мужества и силы духа. Пока на батарее шла ожесточенная борьба, поддерживаемая героизмом и самоотвержен-ностью родовых солдат, рогу Тушина просто «забыли», а она тем временем грудью встала, чтобы остановить продвижение вражеской армии французов. «Никто не приказывая Туши-ну, куда и чем стрелять…» Но Шенграбен был подожжен. Смелый прорыв батареи Тушина был особенным и потому, что в распоряжении бойцов оставались всего четыре пушки, да и те никем и ничем не защищенные. Поистине надо обладать громадной решимостью, чтобы не только не смириться с, казалось бы неизбежным исходом, но и с воодушевлением кричать; «Ловко! Вот так, так! Ишь ты… Важно!». Ничто не смогло сломить душевного настроя тушинцев, поглощенных упорной борьбой: «…артиллеристы все так же были веселы и оживленны». Невозможно представить, из какого чудодей-сгвенного источника черпал Тушин все новые и новые силы: «Лицо его все более и более оживлялось… он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека». По моему мнению, лучше всего выражают порыв Тушина слова автора о том, что у капитана «в голове установился свой фантастический мир». Толстой описывает Тушина как человека, сумевшего полностью сосредоточиться и мужественно выполнить свой долг воина, переступив через страх. Невзрачный с внду «…он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра». Думается, что это можно с полным правом назвать отражением богатого внутреннего мира капитана, поразительно могучей духом личности. Главная его цель была достигнута: люди действовали на страх и риск в едином порыве, думая лишь о настоящем бое: «Солдаты… смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах». После ожесточенных боев у Шенграбена мы видим и поведение офицерского состава русской армии. Что же, на их фоне фигурки Тушина и его солдат, истинных героев дня, по словам князя Багратиона, безнадежно меркнут. Командиры приписывают себе небывалые подвиги, чтобы возвыситься в глазах начальства и получить как можно больше регалий и почестей. Как будто они не помнят или не желают помнить того, что случилось совсем недавно, ведь война, по мнению Толстого, — это неоправданная жестокость. И князь Андрей, Подъезжая к батарее Тушина, видит все последствия: «…отпряденная лошадь с перебитой ногой, которая ржала около запряженных лошадей. Из ноги ее, как из ключа, лилась кровь. Между передками лежало несколько убитых». В этом эпизоде пока еще не столь ярко, как впоследствии в Бородинском сражении, звучит любимая мысль автора о бессмысленности войны, вложенная им в уста Пьера: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» Солдаты батареи Тушина весьма далеки от столь глубоких философских рассуждений, они просто выполняют свой долг, не думая о славе и геройстве. Невольно вспоминаются слона Толстого из «Рубки леса»: «В настоящем русском солдате вы никогда не заметите хва-стовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячиться во время опасности». Поведение этих людей является ярким доказательством того, что достойно вынести борьбу и осуще-ствить важный перелом в ходе военных действий русской армии помогло не численное пре-восходство или вооружение, не отдельные доблестные военачальники, а духовное единство людей, подобных Тушину и его роте. «Историю делает народ» — таково мнение автора. Перед лицом опасности рядовые солдаты сумели проявить лучшие свои качества: героизм, мужество, силу воли, бескорыстное служение общему делу во имя достижения важной цели — воссоединения армии. Л.Н.Толстой не раз упоминал о том, что главное в его романе — «мысль народная». И эпизод, описывающий батарею Тушина, еще раз подчеркивает, что движущей силой любых исторических событий, в том числе войн, побед и поражений, являются не «наполеоны», а та «скрытая теплота патриотизма», которая есть в каждом русском солдате.

Чему научился князь Андрей

Его отправили дать капитану приказ отступить. И первое, что увидел князь, – лошадь с перебитой ногой, из которой фонтаном хлестала кровь. И еще несколько убитых человек. Над ним пролетело ядро. Князь усилием воли приказал себе не бояться. Он сошел с коня и вместе с Тушиным стал распоряжаться уборкой орудий.

Солдаты просто отметили храбрость князя, сказав ему, что приезжало начальство и сразу же удрало. И когда Тушина вызвали в штаб, чтобы указать на то, что он потерял два орудия, князь Андрей, чьи представления о героизме уже стали изменяться, он героизм увидел без бравады, скромный и достойный, не умеющий красоваться и любоваться собой, вступился за воинскую честь роты капитана Тушина. И коротко, но твердо заявил, что успехом сегодняшнего дня армия обязана действиям капитана Тушина с его ротой.

Л. Н. Толстой рассказал горькую правду о войне, на которой гибнут ни в чем не повинные люди и животные, где не замечают подлинных героев, а штабные офицеры, не нюхавшие пороха, получают награды, где зреет месть народа, которая к концу войны сменяется жалостью, смешанной с презрением. Он показал, сколько тишайших Тимохиных и Тушиных, подлинных народных героев, лежит в безымянных могилах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *