Что помогло возродиться раскольникову

Что помогло возродиться раскольникову

Что помогло возродиться раскольникову. Смотреть фото Что помогло возродиться раскольникову. Смотреть картинку Что помогло возродиться раскольникову. Картинка про Что помогло возродиться раскольникову. Фото Что помогло возродиться раскольникову

9. Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни» и какие герои русской литературы через мучительные поиски ответов на важнейшие вопросы возвращались к подлинной жизни?

Раскольников воскрес для «новой жизни» благодаря Соне Мармеладовой, которая пробудила в нем все человеческие качества, чувство любви «заключало бесконечные источники жизни для другого».

Любовь дала новые силы Раскольникову для борьбы с жестоким миром, у героя появился «новый» смысл жизни. Благодаря христианской идее искупления грехов Раскольников убедился в аморальности своей теории и начал путь к «новой жизни».

Андрей Болконский воскрес для «новой жизни» после встречи с Наташей Ростовой. Подобно Соне Мармеладовой, Наташа пробудила в князе Андрее все прежние желания и радости жизни.

Таким образом, герои романов «Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» прошли тяжелый путь духовных исканий, прежде чем пришли к подлинной жизни. На всех трех героев повлияла любовь, но если Родиону Раскольникову и Андрею Болконскому она помогла постичь истинные ценности и идеалы, то Евгения Базарова любовь сломала, разрушила его взгляды, благодаря чему он возвратился к подлинной жизни.

Источник

Что способствовало новой жизни Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Произведения Ф. М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман “Преступление и наказание”.
В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные).
Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его тяжелом социальном положении. Молодой

На этих людей не распространяется моральный закон. К таким людям причисляет себя и Раскольников.
Для подтверждения своей “болезненной” теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление “для себя одного”, чтобы “себя проверить”. Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он “не тварь дрожащая”.
Писатель показывает, что Раскольниковым руководит гордыня – один из самых страшных грехов в христианстве. Именно она подталкивает Родиона совершить страшное убийство, манипулировать судьбами других людей.
По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления.

Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее.
Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: “Страдание – великая вещь”. Именно этой фразой и развенчивается теория “сверхчеловека”.

Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления с помощью Библии.
Такому кардинальному “перерождению” Раскольникова способствует его общение и любовь к нему Сонечки Мармеладовой. Эта героиня – полная противоположность Родиона. Она глубоко и истинно верующий человек, жизненную основу которой составляет смирение.
Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольников. Герой переступил через другого человека ради своей теории, Сонечка же переступила через себя ради других – она стала продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью.
Что же помогает героине выжить, сохранить свою душу, нравственную чистоту? Только одно – вера в Бога. Следуя завету Господа, Сонечка смирилась и честно несет свой крест.
Именно Сонечка становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения главы из Евангелия.
Вера – настолько личное и интимное для Сонечки, что она не хочет говорить об этом ни с кем, тем более, с неверующим Раскольниковым. Но тот заставляет ее начать читать историю о воскрешении Лазаря. Она говорит о том, что любой грешник может возродиться, стоит лишь ему поверить в Бога.
По мере прочтения этой легенды состояние Сонечки меняется. Она вся как будто раскрывается, отдается тому, что читает. Видно, как она верит во все, что написано в Библии, верит в чудо, которое может сотворить только Бог.
Введя легенду о воскрешении Лазаря в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.
Встает на путь возрождения и Раскольников. Этот путь долог и труден, однако мы понимаем, что с него герой уже не свернет. И гарантией этого служит любовь героя к Сонечке Мармеладовой, а также его собственная разбуженная совесть и нравственный закон, силу которого горой осознал и прочувствовал в полной мере.

Related posts:

Источник

8. Какие чувства овладевают Раскольниковым после убийства старухи-процентщицы? 9. В каких произведениях герои совершают непоправимые поступки, и в чем они могут быть сопоставлены с Раскольниковым? (ЕГЭ по литературе)

В приведённом для анализа фрагменте после убийства старухи-процентщицы Раскольникова овладевают особенные чувства.

Сразу после убийства Алены Ивановны главный герой хотел было уйти, но так как было уже поздно, он продолжил заканчивать начатое («Ему вдруг опять захотелось бросить все и уйти. Но это было только мгновение; уходить было поздно»).

Детали показывают растерянность Раскольникова: «тревожная мысль ударила в голову», «отдернул руку», «бросился обратно». Из-за ошеломлённости и нерешительности герой «ужасно спешил»: он путал ключи, «руки его дрожали». Раскольников задается риторическим вопросом «С ума, что ли, я схожу?», что говорит о его испуганности и растерянности. Услышав звуки в комнате, где была старуха, герой «притих как мертвый». Данное сравнение более полно описывает эмоциональное состояние персонажа. Раскольников решительно закончил то, что начал, «вдруг вскочил, схватил топор и выбежал из спальни».

Таким образом, после убийства старухи-процентщицы Раскольникова овладевают чувства испуга и беспомощности, описывающие его жалкое положение.

Во многих произведениях русской классической литературы герои совершают непоправимые поступки. Например, герои романов М. Ю. Лермонтова и М. А. Булгакова. Этих персонажей можно сопоставить с Раскольниковым.

Так, в социально-психологическом романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова главный герой Григорий Печорин представляет собой эгоистичного и равнодушного человека. За все время повествования он не раз причинял боль своим близких людям. Из-за своего характера персонаж морально губит Княжну Мери, его на то время возлюбленную. Григорий осознает свои недостатки и пороки: «я играю на ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, а даже в этом признаюсь…». Оба героя романов совершают непоправимые поступки. Однако Родион Раскольников смог признать себя виноватым и нравственно возродиться. Печорин же никогда раскаивался в своих поступках, что стало главным его отличием от персонажа романа Достоевского.

В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова главная героиня Маргарита продала свою душу Сатане взамен на любовь. Эпизод бала у Воланда и его свиты показывает читателю, на что способна девушка ради любимого человека: «кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. ». Маргарите нужно, чтобы ее Мастер был с ней. Несмотря на большую жертву, она смогла доказать, что любовь сильнее чем зло. Именно любовная мысль объединяет главных героев двух романов. Соня Мармеладова помогла Родиону Раскольникову так же, как Маргарита помогла Мастеру.

Таким образом, во многих произведениях русской классической литературы герои совершают непоправимые поступки. У каждого разные характеры, жизненные принципы и обстоятельства, поэтому их судьбы складываются по-разному.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Раскался ли Родион Раскольников в своём преступлении? (Достоевский Ф. М.)

Ещё до совершения преступления Раскольников разрабатывает теорию «разрешение право крови по совести», по которой делит людей на две неравные группы.

Первой группе, к которой относятся Наполеон, Ликург и Магомет, разрешено преступать через законы морали ради своих высших целей. Вторая группа — самые обыкновенные люди, «биоматериал», «твари дрожащие», их жизнями и пренебрегают «властелины». Как бы глупо ни звучало, убивая старуху Раскольников преследует благородную цель: хочет избавить человечество от «наибесполезнейшей воши», которая только портит жизнь другим, и «взять у ней ровно столько, сколько надо для первого шага». Но ещё больше Раскольников хочет проверить свою теорию на практике и узнать себя. Он задается вопросом: «тварь я дрожащая или право имею?». Твердым следованием теории Родион Раскольников напоминает Евгения Базарова из романа «Отцы и дети», который строго следовал учению нигилизма.

Читатели ещё до совершения Раскольниковым убийства могут понять, что он будет жалеть о содеянном. По своей натуре Родион — человек с тонкой душевной организацией, чрезвычайно чувствительный к чужим страданиям, не переносящий насилия и обладающий добрым сердцем. Стоит вспомнить, как он после первой встречи с Мармеладовым в кабаке оставил для его семьи на подоконнике последние деньги, хотя сам был в затруднительном финансовом положении. Или эпизод с пьяной девочкой на тротуаре, Раскольников не проходит мимо, видя, что может случиться непоправимое, так как ее преследует подозрительный человек, а поручает девочку городовому. Раскольников — человек, попавший не в те условия и обстоятельства («тесные стены душу и ум теснят»). Возможно, прекрасные черты его характера проявились бы лучшим образом и в полной мере, находись он в других обстоятельствах. Из Родиона Раскольникова мог получиться хороший учитель, философ, филантроп, если бы он не увлекся созданием вредоносных теорий или вовремя понял их несостоятельность.

Попав на каторгу, Родион не раскаивается, а испытывает стыд за то, что следователь раскусил его. Он все так же мучится и страдает, только теперь в гораздо худших условиях. От задетого самолюбия Родион заболевает. Единственным близкий человек рядом с ним — Соня. Она навещает его, пишет письма родным, просит для него более легкую работу на каторге. Благодаря поддержке Сони, Родион понимает свою ошибку и готов принять её. Раскольников снова обретает веру в Бога и просит Соню принести ему Евангелие. Именно любовь Сони и ее сострадание помогли Раскольникову встать на путь истинный.

Таким образом, история Родиона Раскольникова заканчивается, когда он принимает свой грех и начинает морально возрождаться. Нужно признать, что раскаяние требует огромной внутренней силы, поэтому неудивительно, что Родиону Раскольникову понадобилось много времени для этого.

Источник

Когда воскресает Раскольников? (о романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского)

Главные герои романа

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых».

Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Когда воскресает Раскольников? (о романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского)

Наказание для Раскольникова на­ступает не после преступления, а значительно раньше. Оно нача­лось с момента зарождения «безобразной мечты» и состояло в постоянной нравственной тревоге, в му­чениях совести. Неспособность Раскольникова вынес­ти преступление — самое главное для Достоевского доказательство ложности его теории. Терпят кру­шение логические построения героя романа, его рационализм. Как писал Г. А. Вялый, теория гос­подствует над Раскольниковым, «подчиняет его себе, становится его страстью, второй натурой, но именно второй; натура первая, первичная ей не подчи­няется, вступает с ней в борьбу, и ареной этой борьбы становится психология человека».

В конечном счете Раскольников ощущает свою вину не перед законом, а перед собственной сове­стью, перед убитой им Лизаветой, перед Сонечкой, матерью, Дуней, перед теми, кто видел, как опустился он на колени «среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с на­слаждением и счастьем».

Но как же тяжело дается Раскольникову нрав­ственная кара! Роман состоит из шести частей. О преступлении речь идет только в первой части, а остальные пять посвящены проблеме наказания. Сле­довательно, почти весь роман написан для того, чтобы как можно подробнее, углубленнее иссле­довать тайны души человека, осмелившегося про­лить кровь, и теперь в тяжких страданиях и муках (нравственных, не физических) расплачивающегося за великий грех перед людьми и Богом.

Не следует думать, что Раскольников сразу по­нимает и принимает крах своей теории. Да, он не смог вынести преступления, но ему долгое время представлялось, что это всего лишь доказательство его личной слабости, а вовсе не самой по себе теории, которая не вызывает у Раскольникова ни­каких сомнений. И даже на каторге он по-преж­нему убежден в своей правоте: «…он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаха, который со всяким мог случиться».

Раскольников все еще терзается мыслью не о своем преступлении, а о том, что не вынес его. Настоящие властители, Наполеоны, «вынесли свои шаги и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».

И только Соня Мармеладова, вечная Сонечка смогла спасти его, спасти его душу. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечный ис­точник жизни для сердца другого». Только теперь, лишь в самом конце романа, воскресает Расколь­ников: «Он знал это, чувствовал всем обновленным существом своим…» Материал с сайта //iEssay.ru

Правда, впереди много испытаний, за новую жизнь надо еще заплатить великим, будущим подвигом. Но об истории постепенного обновления человека, перерождения его, Достоевский писать не стал, по­тому что, объяснял он, заканчивая роман, «это могло бы составить тему нового рассказа».

На самой последней странице «Преступления и наказания» о Раскольникове было сказано: «…он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь…» Последняя фраза выделена потому что считаем ее чрезвычайно важ­ной. Это, собственно, главный урок, который вынес Раскольников, итог его внутренних терзаний, сомне­ний, борьбы с самим собою. Арифметика, логика, отвлеченные доводы рассудка. Достоевский приводит своего героя к иным ценностям. Побежда­ет человеческая натура, побеждает жизнь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Пример 2

Все герои романа в той или иной степени вносят свою лепту в продвижение этой идеи, но Соня Мармеладова становится нравственным идеалом автора. Девушка выступает против насилия в любом его проявлении. Для неё нет оправдания смертоносному преступлению. Каждый человек — душа, ценность. Все заслуживают жизни и никто — смерти. Она добра и отзывчива. Жизненный путь Сони — сплошная мука. Она, как и Раскольников, совершает аморальный поступок. Только вот в жертву этому несовершенному миру она приносит не чужую жизнь, а свою. Девушка вынуждена переступить черту морали, чтобы позаботиться о своей семье. Окунаясь в мир пошлости и разврата, она умудряется сохранять чистоту чувств и мыслей. Как ей это удаётся? Конечно, религия направляет её. Бог дарует ей смирение, любовь и невероятное умение сострадать. Соня верит, что человек не рождается счастливым, он заслуживает свое счастье страданием. Поэтому и грех воспринимает как неизбежную ступень на пути к страданию, искуплению и как результат счастью.

Ни один другой герой романа не проявляет такого человеколюбия. Лужин расчётлив и эгоистичен. Свидригайлов не способен разглядеть в другом душевную красоту, он в принципе презирает людей. Мать и сестра побаиваются Родю из-за его эксцентричной манеры поведения. Порфирий Петрович исполняет свой долг. Никто из этих людей не способен на всепрощающую христианскую любовь.

Соня становится поводырем Раскольникова на пути к Богу. Она убеждает его в том, что искреннее раскаяние станет облегчением и счастьем. Кроткая и смиренная девушка помогает осознать бунтарю Раскольникову, что только через любовь и добрые поступки можно изменить общество в лучшую сторону. Ее сострадание к Родиону безмерно, потому что она остро чувствует его боль, у других героев романа такого дара нет.

Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 1 Средний: 5/5]

Школьные сочинения

Литературные произведения

Писатели и поэты

Проблемы и темы

Вера Верность Война Выбор Героизм Детство Добро и зло Доброта Долг Милосердие Нравственность Патриотизм Природа Совесть любовь мужество невежество сила характера сострадание ценности

Понятная структура

всего комплекса материалов

Удобная подача

Быстрая подготовка

к ЕГЭ по русскому языку

100% бесплатный

доступ ко всей информации

Образцы сочинений по русскому языку и литературе: итоговые сочинения рассуждения для ЕГЭ, ОГЭ, примеры школьных сочинений на любую тему

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *