Что поможет избежать превращение hadi цикла в ha цикл
HADI-циклы
HADI-цикл — простой алгоритм для проверки гипотез через действие, к получению данных и выводам. Это практика системного подхода, которой не хватает многим современным стартапам для быстрого и успешного развития.
Как с помощью HADI-циклов ускорить развитие проекта?
Суть Хади проста и гениальна одновременно. Каждое ваше действие влияет на тот или иной показатель. Правильно сформулировав и протестировав гипотезы, вы поймете, как ваши действия влияют на результаты и сможете оперативно проверять свои идеи.
HADI-цикл состоит из четырех этапов:
Давайте по порядку разберем каждый из них.
Что такое гипотеза и как ее поставить?
Простыми словами для тех, кто планирует использовать hadi-циклы, гипотезы — это предположения, которые еще не подтвердились.
Например, вы предполагаете, что изменив цвет кнопки с зеленого на красный, подтолкнете людей кликать на нее чаще. Или, что изменив заголовок лендинга, повысите конверсию на 5%.
Есть шесть золотых принципов, которые заставят гипотезу работать:
Какие действия совершать?
Итак, у нас есть гипотеза и на втором этапе мы начинаем воплощать ее в жизнь. Например, в начале цикла меняем цвет нашей кнопки или переписываем скрипт продаж. Главное, делать все быстро и четко, без лишних движений. Даже небольшие и, казалось бы, незначительные изменения могут повлиять на аналитику на этом этапе.
После того, как изменения внесены, а гипотеза запущена в работу — больше ничего не трогаем и наблюдаем. Начинается третий этап.
Как анализировать?
Третий этап в Хади — это сбор, проверка и анализ данных. Мы собираем все данные о показателях, на которые рассчитана наша гипотеза. Например, сколько клиентов перешло на сайт, сколько было продаж, насколько выросла или упала конверсия, сколько было регистраций и так далее.
На каждом этапе, где человек взаимодействует с продуктом, должен присутствовать триггер или определенное событие, которое можно зафиксировать, подсчитать и проанализировать.
Например, сколько людей нажало на красную кнопку или заполнило форму для регистрации.
Как делать выводы?
На четвертом этапе HADI-цикла мы проверяем, сработала ли наша гипотеза. Теперь мы точно можем сказать, повлияет ли она на ускорение развития проекта или от нее лучше отказаться.
Если гипотеза подтвердилась, можно запускать ее улучшение и масштабировать. Если нет, отказаться от нее, чтобы не тратить время на инструмент, который не влияет на развитие бизнеса.
Примеры HADI-циклов
Гипотеза | Действие | Аналитика | Выводы |
Если добавить в заголовок призыв к действию, это повысит интерес к странице | Написать заголовок с призывом к действию | Отследить количество переходов | Время просмотра увеличилось на 30%, но количество нажатий не изменилось |
Если запустить рекламу в Facebook, это повысит конверсию сайта | Запустить рекламу в Facebook | Отследить количество переходов | Конверсия увеличилась на 10% |
Если упростить контактную форму, это увеличит количество зарегистрированных пользователей | Упростить контактную форму для регистрации на сайте | Отследить количество регистраций | Количество регистраций увеличилось на 7% |
Область применения и использования циклов Хади в маркетинге
На практике HADI-цикл применяют в любой области маркетинга, где нужно найти лучшее решение среди множества вариантов.
Методология используется в онлайн и офлайн бизнесе, на любом этапе развития: от выявления потребителя до работы с мобильными приложениями, сервисами и посадочными страницами.
Hadi-цикл не просто влияет на ускорение развития проекта. Его задача — помогать любому предпринимателю, у которого есть перспективная идея и который хочет быстро развить ее в прибыльный бизнес. Ведь чем быстрее будут тестироваться гипотезы, тем больше шансов найти и внедрить нужные решения.
Циклы HADI в бизнесе: от гипотезы до результата
Возможно, вы слышали о HADI-циклах. А может быть, и нет. Но вы наверняка не смотрели на них глазами нашего эксперта. А зря.
В этой статье мы с вами разберемся, что такое HADI-циклы, как ими пользоваться и почему они выступают ускорителем процесса развития бизнеса.
Для начала разберемся с терминами:
HADI-цикл — это метод проверки гипотез.
Гипотеза — любая работа или задача, которая рассматривается как эксперимент, рискованное предложение, которое привязано к какому-то результату.
Зачем это нужно?
HADI-циклы
Всего существует четыре цикла.
1. Hypothesis (гипотеза) — формулировка гипотезы
Первый цикл, с которого начинается работа. Сам формат работы происходит в виде мозгового штурма команды. Как правило, один раз в неделю. На этом штурме гипотезы формулируются, распределяются, назначается ответственный, устанавливается срок проверки и т. д.
При формировании гипотез важно учесть четыре фактора:
О длинных и коротких гипотезах
Лучше проверить несколько коротких гипотез, чем одну длинную. Это касается сроков тестирования гипотезы. Лучше проверить за один месяц четыре коротких гипотезы, по одной в неделю, чем проверять одну длинную в течение всего месяца.
Но если все-таки гипотеза длинная, то нужно определиться с шагами ее прохождения или просто составить декомпозицию. То есть разделить целую гипотезу на несколько шагов и фиксировать каждый шаг по отдельности.
Иногда важно тестировать гипотезы, которые заведомо рассчитаны на неудачу. Потому что в ходе мозгового штурма команда идет вширь, смотрит, сработают они или нет, действительно ли они неправильные, какие выводы можно сделать из неподтвержденных гипотез.
2. Action (действие) — чтобы подтвердить, мы сделаем…
Когда гипотезы сформулированы, команде нужно определить порядок действий, которые она предпримет для того, чтобы эти гипотезы проверить. Как показывает наш опыт, гипотезы в большинстве случаев направлены на получения дополнительного трафика. Распределение происходит таким образом: дизайнеры — рисуют креативы, копирайтеры — пишут текст, маркетологи — составляют воронку, менеджеры — готовят скрипты.
3. Data (данные) — гипотеза подтвердится, если…
Этап, на котором фиксируются даты начала и конца проверки гипотез и факты, при которых гипотеза считается удачной или нет. Например, команда тестирует привлечение клиентов из социальной сети, гипотеза будет считаться успешной, если продажи за период теста увеличатся на 15 % и более. Соответственно, если рост продаж составит 14,9 %, то гипотеза уже не будет считаться успешной.
4. Insight (вывод) — вывод по результатам эксперимента
Тут нужно подсчитать общее количество гипотез, сколько из них удачных, сколько нет, а также оценить работу самой команды по системе оценок от 3 до 7:
3 – команда не проверила запланированные гипотезы на неделю, не продвинулась к цели.
4 — команда сделала не совсем то, что запланировала, или сделала запланированное, но без результата.
5 — команда сделала все запланированное и принесла результат, неважно, положительный или отрицательный.
6 — команда сделала все запланированное, принесла положительный результат и продвинулась в бизнесе (принесла деньги).
7 — команда сделала, есть результат, идут к цели с нужной скоростью (сделали, что планировали, получили результат и могут объяснить, как конечный результат ведет к глобальной цели).
А вы пробовали строить работу по методу HADI? Каких результатов удалось достичь? Напишите в комментариях.
HADI-циклы: 5 лайфхаков для проверки гипотез
HADI-циклы — этот метод проверки гипотез уже много лет сохраняет свою популярность и обсуждается среди начинающих предпринимателей и основателей стартапов. Но что делать тем, кто только начал свой путь в этой среде? Тем, для кого эти слова ничего не значат? Как сделать первый шаг?
Попробуем пошагово разобраться в самом понятии HADI-циклов, их применении и убедиться в их преимуществах на примерах.
С чем я часто сталкиваюсь во время работы с компаниями в Акселераторе ФРИИ и не только? Люди формулируют свои цели очень абстрактно. Что они хотят сделать, зачем и к чему это приведет? Я расскажу о том, как можно сделать этот процесс понятным и эффективным.
Что же такое гипотеза? Это предположение, которое требует доказательств, то есть ещё не подтверждено. Люди в компании очень часто не могут договориться, если они мыслят на языке собственного мнения, не сформулированного по определенной системе. Когда мы настраиваем формулировку гипотез в виде единой системы, результаты компании начинают улучшаться и это происходит гораздо быстрее, чем в любом другом случае.
Гипотезы могут быть разного объема, размера. Мы можем сделать гипотезу по поводу чего-то небольшого: одной рекламной кампании или скрипта продаж. Либо это может быть крупная гипотеза о целом направлении бизнеса.
Проверка гипотез по HADI
Это цикл, который состоит из четырех блоков: формирование гипотезы (Hypothesis), ее проверка (Action), получение измеряемого результата (Data) и выводы (Insights), на основании которых мы формулируем дальнейшие гипотезы.
Как правильно формулировать гипотезу?
Здесь вам поможет принцип SMART:
Specifiс: гипотеза должна быть конкретной. Куда мы пойдем, чего мы хотим достичь? Проверить новый рекламный канал или сценарии новых писем, которые принесут нам определенные конверсии. Все должно быть описано четко – куда идем, в кого целимся.
Measurable: в чем должен измеряться результат и какой результат будет для нас хорошим. Мы делаем новые рекламные активности или запускаем кампании по продажам – что мы получим? Какое-то количество заявок или продаж – то есть, измеряемый результат.
Attainable: достижимые цели. Здесь мы проверяем, находятся ли наши цели в реальных пределах. То есть, мы не ставим цель «запустить рекламные кампании завтра по всем клиентским сегментам», потому что на это, скорее всего, физически не хватит времени.
Relevant: все гипотезы должны относиться к бизнесу и должны вести к цели проекта. Нет смысла идти и тестировать рекламный канал, если там всего 10 посетителей в месяц. То есть трафика нет, сегмент небольшой, клиенты платят мало. И зачем туда идти и проверять этот сегмент?
Time-bound: обязательное ограничение во времени. Большие гипотезы надо стараться разбить на более мелкие. Желательный цикл проверки – 1-2 недели.
Когда план работы перед глазами, кажется, что все понятно и никаких сложностей возникать не должно. Но при всей прозрачности системы, многие основатели допускают целый ряд однотипных ошибок. Как избежать этого и ускорить процесс проверки?
5 лайфхаков, на которые стоит обратить внимание, даже если вам кажется, что вы с этим не столкнетесь:
1) Не надо ставить гипотезы «Капитан Очевидность».
Пример: «Если мы спустимся по лестнице, то окажемся на улице». Это не гипотеза. Также, как и все подобные.
2) Проверенные факты – это не гипотезы, а текущие задания.
Пример: у нас уже есть процесс продаж и команда, которая звонит по определенной базе. То есть конверсия понятна. Поэтому не стоит каждый раз ставить гипотезу, что если мы будем продолжать прозванивать свою базу, мы также будем продолжать получать продажи.
3) Определите метрику, на которую влияет гипотеза.
Пример: «Мы хотим поехать на форум в Сочи. Наверное, это будет прикольно». Зачем ехать на форум в Сочи? В чем вы будете измерять успех от участия в конференции?
4) Продумайте этап сбора и оценки результатов.
В противном случае, вы просто потратите время, получите результат, но не сможете его оценить или измерить. Тогда он не будет нести в себе никакой полезной для бизнеса информации.
5) Делегируйте текущие задачи.
Если вы правильно формулируете гипотезы по разным метрикам, то параллельно могут идти несколько гипотез. Соответственно, разные люди в компании могут проверять разные гипотезы.
И вот, вы выполнили все необходимые шаги, постарались учесть каждый нюанс, но остался главный вопрос: как эта гипотеза должна выглядеть?
Для того, чтобы получить результат, проверить сходимость экономики и количество клиентов в выбранном сегменте, нужно выполнить конкретные промежуточные шаги и описать все активности, запланированные для достижения результата. Успехом будет, если мы получим конкретные цифры и показатели.
Пример: чтобы подтвердить клиентский сегмент в салонах красоты, мы проведем 20 встреч и 20 звонков совместно с руководителями этих бизнесов, по определенному сценарию. Успехом будет 5 платных пилотов с конкретным чеком. Это значит, что в целом мы проверяем на релевантность эту гипотезу: доказываем, что в целом этот сегмент нам интересен, мы можем собрать команду продаж, масштабировать этот процесс и выстроить бизнес.
Теперь, когда у нас есть понятия, схема, мы знаем о типичных ошибках и получении результата – как же превратить полученные знания в практику? Все просто! Мы планируем гипотезы по неделям: например, так работают команды стартапов в «Акселераторе ФРИИ». Удобнее всего формулировать их в табличном виде. Далее – прорабатываем каждый пункт, учитывая специфику бизнеса и частые ошибки.
Как пример – оформление заказа. Оно состоит из нескольких показателей. Допустим, мы хотим работать над одним этапом конверсии, переходом из карточки в корзину. Дальше мы описываем гипотезу, задавая себе вопрос: «Что мы будем делать?». Мы изменим структуру контента, расскажем про ценности, которые мы даем с новой стороны, покажем технические характеристики, чтобы потенциальный клиент лучше видел, какие выгоды для него есть. Следующим шагом мы совершаем запланированные шаги, проверяем результаты, обсуждаем в команде и радуемся, когда у нас получилось улучшить показатель.
Ведь главная цель применения HADI-цикла – найти наибольшую ценность своего бизнеса и представить ее для клиента так, чтобы он захотел ее получить.
Автор: Павел Рысков – эксперт ФРИИ по b2b-продажам и выходу на международный рынок, руководитель трекинга «Школы продакт-менеджеров Яндекса».
Что такое HADI-Циклы и как ими пользоваться?
Про HADI-Циклы знает большинство маркетологов и предпринимателей. Этот инструмент помогает эффективнее развивать продукт и более грамотно организовывать его продажи. Но польза HADI-Циклов не ограничивается бизнес-сферой: методику можно использовать и для саморазвития.
Давайте рассмотрим, что означает сам термин? HADI – аббревиатура, образованная от 4 английских слов.
Мы сначала формируем гипотезу, затем ее проверяем, совершая те или иные действия, получаем обратную связь и делаем выводы.
Однако гипотезе всегда должна предшествовать постановка цели. Формировать цели лучше всего по методике SMART. Так, вы сможете более конкретно определиться с тем, чего вы хотите достичь и в какие сроки.
Приступаем к выдвижению гипотез. Основной конструкцией гипотезы должна быть формулировка «Если…то». Формируя список гипотез, задумайтесь о том, как вы их будете проверять. В случае, если на этом этапе вы сформируете гипотезы, которые проверить невозможно, либо их проверка будет занимать огромное количество времени, вся методика потеряет смысл.
От гипотез переходим к действиям. Не стоит одновременно заниматься проверкой нескольких гипотез. Последовательность поможет сделать более точные выводы. Например, у вас есть несколько гипотез относительно того, как вы можете повысить собственную мотивацию для открытия собственного дела. Проверьте их поочередно. Так вы поймете, за каким именно действием будет тот или иной результат. Следите за чистотой эксперимента: во время проверки гипотезы не должны меняться никакие внешние обстоятельства, которые могут повлиять на процесс.
Далее нам необходимо проанализировать полученные данные. Здесь, если мы применяем принципы HADI к саморазвитию, необходимо заранее определить, какие именно метрики вы будете использовать для отслеживания успешности той или иной гипотезы. Это может быть количество просмотров вашего резюме, всевозможные тесты, проверка скорости чтения и пр. Вы вольны выбирать, главное, чтобы метрика была понятна именно вам.
На основе анализа данных мы делаем выводы. Мы отбрасываем гипотезы, которые оказались неудачными. Гипотезы, которые хорошо сработали, остаются с нами. Их можно модернизировать или оставлять как есть. Можно также подумать над гипотезами, которые не прошли проверку: быть может, если что-то в них изменить, они сработают более эффективно?
И помните: все начинается с правильной постановки цели. А чтобы овладеть искусством целеполагания, обратите внимание на одноименный курс Викиум, который научит вас ставить цели по SMART-методике.
HADI-циклы в ритейле: как использовать метод экспериментов, чтобы увеличить продажи и поток в магазинах
Екатерина Дмитриева, директор по развитию системы видеоаналитики Facemetric
Суть метода HADI-циклов сводится к постоянным экспериментам – можно попробовать реализовать множество идей, не тратя слишком много, выбрать рабочие решения и масштабировать их, а то, что не «взлетело» – «докрутить», либо сделать вывод о неэффективности.
Экспериментировать можно над всем, что поддается измерению, и тем самым привлекать больше клиентов, растить средний чек, увеличивать выручку. Эффективность методики обеспечена строгим следованием набору правил, о которых мы и поговорим в колонке.
Почему именно HADI-циклы
В посткарантинном мире конкуренция офлайнового ритейла с онлайном стала еще жестче. Сегодня магазинам требуется еще больше усилий и вложений, чтобы привлекать и удерживать посетителей, убеждать их сделать выбор в пользу традиционных покупок. Как никогда актуальна персонализация: ведь чем лучше мы знаем своего покупателя, тем более таргетированное предложение можем ему сделать.
HADI-циклы — это рабочий метод, который поможет быстро организовать процесс потокового тестирования и реализации гипотез и, в конце концов, повысить продажи. Метод состоит из нескольких этапов:
H (Hipothesis, гипотеза), A (Action, действие), D (Data, аналитика), I (Insights, выводы).
Циклы в названии метода указывают на повторяющийся характер HADI: после того, как один цикл заканчивается, запускается проверка следующих, и мы проходим цикл заново.
№1. Hipothesis. Этап формирования гипотезы
Гипотезу формулируют по тем же правилам, что и цели — по методу SMART: она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной и ограничена по времени.
Например, сеть магазинов хочет увеличить продажи именинникам. Решили попробовать вместо смс-поздравления звонить клиентам с предзаписанным поздравлением от директора компании.
Если в течение месяца после рассылки придет на 30% больше именинников, и конверсия в продажи не уменьшится, эксперимент будет считаться успешным. Сеть состоит из сотен магазинов по всей стране, но проверять гипотезу будем только в трех городах.
При формулировании гипотезы нужно постараться не допустить ошибок.
Есть ряд ошибок, которые могут свести на нет весь эксперимент. Например, часто проверяют одновременно несколько гипотез, влияющих на одну метрику. То есть проверять одновременно замену смс на голосовые сообщения и дополнительную рассылку поздравительных открыток не стоит, так как мы не узнаем, какая из гипотез повлияла на результат.
Проверять одновременно несколько гипотез — можно, несколько гипотез, влияющих на одну метрику — нельзя.
№2. Action. Этап реализации гипотезы
На втором этапе HADI-цикла мы воплощаем идею в жизнь. Уже на этапе планирования нам нужно ответить на вопрос: «Что конкретно мы сейчас делаем?». Например, в кейсе с рассылкой голосовых сообщений нужно найти исполнителя, спланировать бюджет, определить ответственных и ключевые даты эксперимента.
№3. Data. Этап сбора данных
Это очень важный этап цикла, так как без точных результирующих данных проверка гипотез не имеет смысла.
В продолжение примера с рассылкой голосовых сообщений необходимо просчитать результат — сколько пришло именинников после отправки им голосовых сообщений, и на сколько увеличились продажи.
Подсчитать визиты именинников можно с помощью системы видеоаналитики, даже если покупка не состоялась. Вообще, именно подобные современные инструменты делают возможным применение HADI-циклов в ритейле. Раньше метод широко применялся именно в онлайне — ведь там просто анализировать аудиторию, доступны практически любые метрики. А сейчас системы видеоаналитики дают почти те же возможности уже обычным офлайновым магазинам.
Конверсия посетителей в покупателей, частота визитов, время, проведенное в магазине, демография, даже эмоции посетителей — можно формулировать и проверять самые разные гипотезы и оценивать, как они влияют на целевые показатели.
В результате проверки гипотезы возможны три варианта:
гипотеза подтверждается — тогда нужно её внедрять и масштабировать;
не подтверждается — фиксируем эти выводы на будущее; подтверждается частично — принимаем решение, стоит ли её «докрутить» или отложить на будущее.
Например, в случае с голосовые поздравлениями гипотеза сработала – об этом говорит то, что количество приходящих именинников увеличилось на 30% и более, конверсия в продажи меньше не стала. И в этом случае нашей задачей будет масштабировать и закрепить результат.
Если гипотеза не работает, то это тоже хороший результат, который убережет вас от множества трат.
Отдел маркетинга «Вкусвилла» решил поставить на кассе планшеты с информированием об акциях в магазине, чтобы увеличить продажи акционных товаров. Эту гипотезу проверяли на пяти магазинах в разных районах Москвы. Оказалось, что идея совершенно не рабочая: продажи почти не увеличились, зато появилось множество неудобств. Планшеты мешали на кассах посетителям, когда их переставляли — они мешали загружать товар на полки. А после опроса покупателей оказалось, что они вообще не заметили планшетов.
В итоге отдел маркетинга остался доволен, что гипотезу реализовали только в нескольких магазинах, а не сразу на всей сети — это уберегло сеть от огромных расходов. Это не неудача, а завершение одного цикла и одновременно начало нового. Если экспериментов будет много, что-то непременно сработает.
Как это работает в реальной жизни
Может сложиться впечатление, что метод HADI-циклов полезен только крупным сетевым ритейлерам, в которых тестирование любых гипотез на нескольких магазинах совершенно логично. На самом же деле в таком подходе масштаб не имеет особого значения.
Приведем пример нашего клиента — несколько лет назад это был обычный среднестатистический рынок, таких в России множество. Большой павильон с белой крышей, где продаются традиционные для рынка продукты.
В определенный момент руководство решает изменить концепцию: пойти по пути модных зарубежных гастромаркетов. Для фудкортов был отстроен второй этаж; был изменен декор и стиль; привлечены новые арендаторы — как на фудкорты, так и на продажу продуктов.
В общем, был предпринят комплекс мер. Но вместе с тем, в своем развитии рынок использовал подход HADI-циклов — за один год было проверено десятки, если не сотни гипотез.
Например, необходимо было в выходные привлечь семьи с детьми. Был организован детский мастер-класс, и достаточное количество приглашений было роздано гостям, обедающим в будни (конечно, нельзя делать ставку только на один канал: вместе с тем новые посетители привлекались через рекламу в соцсетях). Мастер-класс прошел на ура! А с помощью видеоаналитики маркетолог оценил, сколько было постоянных гостей, сколько новых, и получил точную конверсию по каждому из каналов. С этими данными можно масштабировать идею.
Мастер-классы для детей теперь проходят на этом фуд-пространстве регулярно. Позже была построена детская площадка, приглашены аниматоры.
Введение завтраков было протестировано на одном кафе, а потом масштабировано на все фуд-корты. Мясные фестивали для мужчин, устричные базары для женщин, музыкальные праздники с коктейлями для молодежи, удобства для посетителей с собаками — каждая идея непременно тестировалась, замерялись результаты, и, если она оказывалась эффективной, использовалась для развития. Во многом именно благодаря правильно отстроенной системе экспериментов рынок стал одним из самых модных фуд-площадок столицы.
Екатерина Дмитриева,
директор по развитию системы видеоаналитики Facemetric