Что поможет педагогу инклюзивного образования грамотно конструировать образовательную программу
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Наталья Чурбанова
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
«Подготовка педагогов к работе
в условиях инклюзивного образования»
Дитя, молодое существо с первого своего
появления на свет Божий, с первого дня
рождения, сообразно своей природе,
должно непременно быть понято,
направляемо и поставлено в возможность
свободного всестороннего употребления
Новые ориентиры в современном образовании – гуманизация пространства детства, ориентация на человека как ценность определили феномен инклюзивного образования как образования такого формата, в котором признаётся равноправие любого человека, имеющего индивидуальные образовательные потребности и возможности.
В контексте современных реформ встал вопрос о введении инклюзивного обучения. Это предполагает получение образования детьми со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья в школах и детских садах общего типа, совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это влечет за собой повышение требований к мастерству педагогов, расширение их функциональных обязанностей, а так же изменение профессионально значимых и личностных характеристик. В новых социальных условиях педагог не может ограничиваться знаниями специфики образовательных программ и традиционных методик обучения. Это условие предполагает, что педагоги должны получить специальную подготовку в области «корреционной» педагогики, быть готовыми и профессионально решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня инклюзия рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования. Право на доступность качественного образования гарантировано российским законодательством всем обучающимся, независимо от индивидуальных возможностей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей. Однако до сих пор большинство детей- инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в отдельных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. При этом при создании соответствующих новым требованиям форм и способов организации обучения, обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями, многие из них способны на равных с нормально развивающимися сверстниками полноценно участвовать в учебном процессе, приобретать социальные навыки и умения. Среди комплекса условий, определяющих эффективность инклюзивного образования, особое место занимает поиск и апробация инновационных моделей организации совместного обучения, новых форм и способов организации обучения. В последние годы актуализируется вопрос системной поддержки инклюзивного образования инновационными площадками, реализующими практику обучения детей-инвалидов или обучающихся с ОВЗ. Необходимо активно обобщать и тиражировать наработанный ими позитивный опыт инклюзии для формирования у педагогов осознанности и добровольности в следовании отрывающихся системных преобразований школ в собственно инклюзивные. В связи с этим требуется аргументированное изучение феноменологии инклюзии и ее концептуальных, нормативно-правовых, организационно- методических оснований. Это позволит работникам и специалистам планово, поэтапно «выращивать» инклюзивную практику, преобразовывать образовательное пространство, чтобы отвечать требованиям времени, ожиданиям родителей и школьников.
В соответствии с содержанием новых образовательных стандартов педагоги общего образования должны быть готовы осуществлять инклюзивное и интегрированное образование для учащихся с различными образовательными потребностями и возможностями. В современных нормативно-правовых документах зафиксировано, что следует организовать системную подготовку, переподготовку и повышение квалифика-ции работников органов управления образованием, педагогических работников, занимающихся реализацией инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»).
По мнению отечественных педагогов для обучения детей с ОВЗ необходимо создать такую среду, которая будет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его потребности и возможности, а также поможет им развиваться и строить свою самостоятельную жизнь.
Поэтому одним из главных условий реализации инклюзивного образования является необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами, обладающими необходимыми педагогическими компетенциями сопровождения данной категории детей.
Современные обстоятельства таковы, что в обычные детские сады поступают дети, имеющие разные социальные статусы и статусы здоровья. Поэтому педагогам необходимо понимать суть инклюзивного образования и специфику построения образовательных отношений с детьми с разными образовательными интересами и потребностями.
Инклюзивное образованиев традиционных детских садах предполагает:
— создание образовательных концепций, ориентированных на создание полноценной образовательной среды для разных групп детей;
— создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды для каждого ребёнка, посещающего дошкольное образовательное учреждение;
создание специализированной предметно-пространственной среды, позволяющей любому ребёнку иметь доступ к образовательным ресурсам;
— создание и реализация различных образовательных программ (в том числе адаптивных, направленных на достижение успешности детей разных групп;
— создание команды специалистов и педагогов, прошедших специальную подготовку по работе с детьми с разными вариантами развития, имеющих единую систему ценностей и систему ожиданий по отношению к воспитанникам;
— создание педагогического и родительского сообщества, объединенного общими целями по воспитанию, развитию и обучению детей с разными вариантами развития.
Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы:
• представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
• знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
• знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
• умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).
Многими исследователями понятие профессиональной компетентности раскрывается как интегральная многоуровневая профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога, освещается сущность и компонентный состав профессиональной компетентности (В. Н. Введенский, Л. Н. Горбунова, И. В. Гришина, А. К. Маркова, Э. М. Никитин и др.)
В последние несколько лет отмечается усиление внимания к субъективно-личностному аспекту развития профессиональной активности и реализации инициативы педагогом как субъектом профессиональной педагогической деятельности (К. А. Абульханова-Славская, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, И. П. Цве-люх и др.) Несмотря на наличие научных трудов, посвященных совершенствованию педагогического мастерства специалистов и определению условий их личностно-профессионального саморазвития, вопросы, касающиеся специфики профессиональной компетентности учителя, реализующего процесс инклюзивного обучения, изучаются немногими исследо-вателями.
Одним из основных целевых компонентов в работе с детьми с ОВЗ является формирование опыта позитивных социальных отношений. Параметром инклюзивной образовательной среды можно считать ее психологическую безопасность, когда большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса защищенности и удовлетворенности взаимодействием, высокий уровень профессионализма педагогического коллектива. Модель «включения» может быть успешна только в случае, если разработана четкая система реализации концепции инклюзивного образования,куда входит в первую очередь: – специально разработанный алгоритм условий для включения детей с общеобразовательное пространство; – сегмент психолого-педагогического сопровождения и поддержки участников образовательного процесса; – координация усилий всех задействованных служб и ресурсов.
От профессионализма учителя, педагога как личности, прежде всего, зависит успех инклюзивного образования, подготовка кадров должна стать непрерывным системным процессом.
Специфика работы с ребёнком с ОВЗ
• Индивидуальная работа
• Включение в подгрупповые и групповые формы взаимодействия при сопровождении помощников (при необходимости) – реализация принципа индивидуализации
• Актуализация процессов обучения, научения
• Процесс развития соотнесен с коррекцией; включение в новый социальный опыт
Процесс воспитания происходит за счет «достраивания» образа целостного ребёнка при участии других людей.
Специфика работы с родителями ребёнка с ОВЗ
• Актуализация позиции партнёрства
• Работа по становлению субъектной позиции
• Повышение психолого-педагогической грамотности
• Спецификация некоторых родительских функций (получение подготовки для совместной реализации ИОП)
• Работа с “задачами на смысл и на ценности бытия”
Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей, поэтому столь тщательно должны быть разработаны методики и практики подготовки педагогических кадров.
Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования должна осуществляться с помощью повышения их квалификации, которое способно существенно дополнить сформированные профессиональные компетенции, обозначить вектор их дальнейшего развития, преодолеть когнитивный диссонанс, вызванный затруднениями работы в условиях инклюзии и содействовать повышению дефектологической грамотности педагогических работников.
Проведенные исследования, разных специалистов, показали, что для полноценной организации профессиональной переподготовки кроме специфического содержания не-обходимо, по нашему мнению, подобрать соответствующие технологии, ориентированные на творческое развитие профессиональной компетентности учителей, включенных в процесс инклюзивного образования. Это обеспечит формирование профессиональной компетентности у педагогов системы общего образования и позволит правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в условиях учреждений общего типа. Таким образом, для организации эффективной работы в рамках реализации инклюзивного подхода к образованию детей с особыми потребностями необходимо целенаправленное и комплексное формирование у педагоговвышеперечисленных компетенций посредством организации курсов повышения квалификации с привлечением специалистов различных областей: дефектологов, неврологов, терапевтов, психологов, психиатров и т. п.
Нужно наклониться к ним,
чтобы их распознать.
Использование сказкотерапии как метода работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
Психолого-педагогические основы инклюзивного образования ВведениеИнклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который.
Переход к работе по ФГОС дошкольного образования в условиях профстандарта С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования Актуальность: В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами.
Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования Цель: Создание.
Организация инклюзивного образования в ДОУ В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим.
Развитие мотивации учебной деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования «Развитие мотивации учебной деятельности воспитанников в условиях инклюзивного образования». «Воспитатель осознает, что его дело скромное.
Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми.
Консультация «Восемь принципов инклюзивного образования» Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен.
Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста в условиях многонациональной среды и подготовка будущих педагогов Тема воспитания толерантности у детей в условиях многонациональной среды крайне актуальна в наше время, ведь из-за демократизации образования.
Взаимодействие педагогов при создании инклюзивной образовательной среды для детей с ООП
Стрельникова Наталья
Взаимодействие педагогов при создании инклюзивной образовательной среды для детей с ООП
В Федеральном законе № 273-Фз от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 1) дано определение инклюзивного образования как «…обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей…»
Инклюзивное образование признается как закономерный этап развития системы специального (коррекционного) образования, обеспечивающий расширенный доступ к образованию и включению ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
Инклюзивное образованиев ДОО строится на следующих принципах:
• принцип индивидуального подхода, предполагающий выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы;
• принцип поддержки самостоятельной активности ребенка, определяющий создание условий для самостоятельной активности ребенка как важного условия успешности инклюзивного образования;
• принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников, предполагающий создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;
• принцип междисциплинарного подхода, определяющий комплексный подход к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения;
• принцип вариативности в организации образования: наличие вариативной развивающей среды, удовлетворяющей потребностям детей с различными особенностями в развитии;
• принцип партнерского взаимодействия с семьей: эффективность усилий педагогов возможна при поддержке родителей (законных представителей).
Инклюзивная образовательная среда предполагает включение обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс, а именно решение проблемы образования детей с ОВЗ и инвалидностью за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку образовательного пространства так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и, по возможности, обеспечивали полное участие детей в образовательном процессе.
Структура инклюзивной образовательной средывключает в себя следующие компоненты:
•пространственно-предметный компонент: материальные возможности учреждения – доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными техническими средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей;
•содержательно-методический компонент: адаптированный индивидуальный маршрут обучения и развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств;
•коммуникативно-организационный компонент: личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (инклюзивной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, взаимодействие специалистов.
В настоящее время на базе МДОУ «Детский сад №14 с. Головино» функционирует группа комбинированной направленности и логопедический пункт. На логопедическом пункте получают коррекционно-образовательную помощь 12 воспитанников. Среди них не только дети с первичными речевыми нарушениями, но и дети со сложной структурой дефекта (ребенок с расстройством аутистического спектра, с б. Дауна, с нарушением коммуникативных навыков).
Успешная коррекционно-развивающая работа с детьми с особыми образовательными потребностями возможна при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения. Такие дети нуждаются в общении и, в связи с этим, основные образовательные мероприятия направлены именно на речевое развитие, на коррекцию речевых нарушений детей.
Содержание и структура взаимодействия во многом зависит от диагноза ребенка, структуры дефекта, его компенсаторных возможностей, «зоны актуального и ближайшего развития», а так же в изменении родительских установок, организации инклюзивной коррекционно-развивающей среды, повышении профессиональной компетентности педагогов.
Направления взаимодействия:
Воспитатели совместно с учителем-логопедом и педагогом-психологом изучают детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе НОД. Воспитатели изучают детей в образовательной деятельности и в повседневной жизни – в режимных моментах, на прогулке, во время свободной деятельности. Они закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения по автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели.
Результаты обсуждаются и анализируются совместно, всеми педагогами. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции.
Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т. д.).
Здесь нужно учитывать, что узкий специалист должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит коррекционно-образовательную деятельность, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
Совместно готовятся и проводятся досуговые мероприятия, развлечения, тематическая и интегрированная деятельность.
Они являются итогом всей коррекционно-образовательной деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
Взаимодействие с родителями (законными представителями).
Основная задача педагогов при организации работы с родителями (законными представителями) – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дают специалисты. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Распределение обязанностей между участниками образовательных отношений:
• Осуществляет речевую диагностику ребёнка, на основании которой разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут по коррекции речевого развития и комплекс мероприятий по формированию индивидуальных речевых навыков.
• Отбирает методы и приемы коррекционной работы, обеспечивающие удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, их социализацию.
• Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений детей с ОВЗ, зачисленных в логопункт. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.
• Взаимодействует с педагогическими работниками ДОО, родителями (законными представителями) по проведению коррекционной работы с обучающимися и по вопросам освоения АООП ДО (АОП ДО) обучающимися с ОВЗ, зачисленными в логопункт.
• Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по преодолению речевых нарушений обучающихся с ОВЗ, информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации.
• Проводит мероприятия по повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
• Создание условий для развития сохранных функций ребенка.
• Формирование положительной мотивации к обучению.
• Коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы.
• Формирование навыка общения, развитие коммуникативных способностей.
• Обеспечение успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ.
• Осуществляет образовательную деятельность в соответствии с адаптированной АОП ДО (АООП ДО).
• Создает предметную-пространственную образовательную среду для полноценного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной речи детей.
• Наблюдает за ходом речевого развития обучающихся, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития их устной речи.
• Осуществляет по рекомендациям учителя-логопеда индивидуальную работу по речевому развитию обучающихся с ОВЗ, зачисленных в логопункт.
• Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ, зачисленных в логопункт.
• Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей с ОВЗ, зачисленных в логопункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня.
• Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
• Обеспечивает коррекционное воздействие на речь (темпо-ритмическую и мелодико-интонационную организацию речи.
• Музыкальная образовательная деятельность способствуют не только формированию навыка правильного дыхания, фонематического слуха, мелкой и общей моторики, но и содействуют коррекции внимания детей, совершенствуют двигательные реакции детей на различные музыкальные сигналы.
• У детей с ОВЗ формируется умение воспроизводить заданный ряд звуков, переключаться с одного движения на другое, передавать в движении темп музыки, её характер, ритм.
Инструктор по физической культуре:
•Основными направлениями в деятельности являются:
-сохранение и укрепление здоровья детей,
-повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомляемости,
-развитие общей двигательной активности, физических качеств ребенка, закаливание.
• Важным компонентом содержания образовательной деятельности является
включение в комплекс физических упражнений элементов дыхательной гимнастики, формирование мелкой моторики детей.
• Определение общего уровня интеллектуального, речевого и психического развития ребёнка, на выявление его личностных особенностей, влияющих на развитие и степень обучаемости; коррекцию нарушений его развития.
• Осуществление индивидуальной работы по формированию познавательных процессов, сенсорному развитию.
Вокруг ребенка с ОВЗ совместными усилиями различных специалистов создается единое коррекционное пространство.
Тесная связь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре возможна только при условии совместного планирования работы, правильного и четкого распределения задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса.
В результате такого взаимодействия значительно повышается эффективность коррекционно-образовательной деятельности и дальнейшая успешная социализация и адаптация в обществе детей с ОВЗ.
Аналитическая справка о результате участия воспитателя в создании предметно-пространственной среды в ДОУ (часть 2) часть 1 Реализация образовательной программы дошкольного образования (отражение образовательных областей) В нашей группе развивающие зоны.
Центр творчества. Реализация ФГОС в создании предметно-развивающей среды ДОУ Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание.
Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.
К аттестации о создании предметно-развивающей среды в ДОУ Создание предметно-развивающей среды. В сентябре я аттестовалась на высшую категорию и возможно кое-что Вам поможет при заполнении портфолио,.
Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде» Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде» В большинстве случаев, особенно в детстве, очень важно находить общий язык.
Отчет работы по теме «Лето». Взаимодействие педагогов, детей и родителей в период самоизоляции Беседа «Что такое лето»Цель:формирование обобщающее понятия «лето»Работа в рабочих тетрадях по речевому развитию и обучению грамотеСоставление.
Взаимодействие с родителями при создании предметно-развивающей среды как условие развития личностных качеств ребёнка Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.