Что поможет стать хорошим учеником в будущем
В будущее возьмут не всех: чему учить детей, чтобы они были успешны
Роботизация, искусственный интеллект, искусственные нейросети — это не выдумки фантастов, а реальность, в которой мы живём. Технологии развиваются быстро, изменяя нашу жизнь. Скоро искусственный интеллект вытеснит людей из многих сфер деятельности. Кем будут наши дети? Наш блогер, психолог Мария Курандина, рассказывает, какие навыки пригодятся детям в будущем.
В нулевые мои приятели поступали на экономический и юридический и будущее казалось безопасным и предсказуемым. Прошло всего пару десятилетий, и мы стали свидетелями изменений, предсказанных в фантастических романах: освоение космоса, роботы и нанотехнологии. Чем дальше, тем больше функций отвоёвывает искусственный интеллект.
Однажды моя клиентка и одновременно хорошая подруга Лена сказала: «Нашим родителям было проще: школа, универ, работа. Помог ребёнку пройти этот цикл — считай, что устроил его в жизни».
Задача образования сводилась в основном к запоминанию информации и решению задач при наличии известных вводных. С этими знаниями и навыками можно было успешно жить и работать многие годы, даже подниматься по карьерной лестнице. Наши родители подолгу работали на одном месте. Они привыкли к тому, что жизнь менялась медленно. Всё было понятно на годы вперед. Мы частично унаследовали потребность в предсказуемости и понятности, поэтому сейчас наши головы идут кругом от масштаба и скорости изменений. Ещё больше растерянности, если речь о будущем детей.
Профессии менялись всегда: на смену одним приходили другие. Сейчас перед нами качественно иной вызов постиндустриального общества, и очень скоро — искусственного интеллекта. Не хочу говорить об угрозах искусственного интеллекта, которых уже опасаются многие, остановлюсь на ближайшем будущем.
Возможности человеческого мозга огромны: миллионы нейронных связей, связь с интуицией и подсознанием. Это неизменно. Изменились условия и запросы времени. Сейчас время информации, скорости, искусственного интеллекта. Можно бесконечно спорить, плохо это или хорошо, но есть объективная реальность. Чем ближе мы к этой реальности, тем больше шансов к ней адаптироваться и не тратить силы на бессмысленную борьбу. Со множеством задач искусственный интеллект справляется лучше. Скоро он прочно войдёт в нашу жизнь, заменит собой не только рутинную работу, но и интеллектуальную и высокотехнологичную: от юристов до нейрохирургов, не говоря уже о рабочих профессиях.
Знания — это не навыки. Давайте учить детей тому, что им действительно пригодится
Искусственный интеллект может намного быстрее и эффективнее сканировать огромные объёмы информации, анализировать, находить оптимальное и точное решение. Это лучше, быстрее, здесь нет человеческого фактора, корпоративных проблем и трудовых споров, а скоро это будет и дешевле.
Прогнозы футурологов сбываются, в будущем мы увидим фантастические перемены. На первый взгляд неплохо, но что будет с людьми? Оставшись без работы, мы рискуем лишиться и заработка. Произойдёт расслоение населения на тех, кто нужен, и кто, увы, нет.
Наличие работы станет маркером реальной ценности для общества. Тех, кто не будет представлять ценности, ждёт суровая конкуренция за ресурсы
Будущее потребует совсем иных способностей и навыков. Чем мы можем помочь нашим детям? Какие профессии будут актуальны? В каком направлении смотреть? В мире, который меняется каждый день, невозможно предугадать конкретные факты. Как делать ставку на профессию, грозящую устареть уже к концу университета? Можно предполагать, что в сфере человеческого труда останутся творческие и креативные профессии. Они ещё не подвластны алгоритмам. В цене будут люди, способные на творческий поиск нестандартных решений, а также способные прогнозировать будущее и ставить задачи искусственному интеллекту.
Мы выходим за рамки конкретных профессий и описываем человеческие качества, которые никогда не отнимет никакой искусственный интеллект. Вопрос не в том, какими будут профессии будущего, а намного шире: какими навыками и качествами должен обладать человек будущего?
Не просто навыки, а метанавыки:
В мире, где каждый день тонны информации атакуют мозг, этого будет недостаточно. Будут меняться не только события, но и смыслы. Что вчера было плохо, сегодня — уже хорошо. Что вчера невозможно, сейчас реальность.
Психологи и психиатры считают, что для сохранения душевного равновесия необходимы опоры, чтобы что-то оставалось постоянным и неизменным, давало ощущение безопасности. Где взять опоры, если вокруг такая карусель? Нашим детям понадобятся не только навыки, но и качества человека будущего:
Последнее, пожалуй, лучшее, чему их можно научить.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
29 полезных советов школьникам, мотивация в учебе, как хорошо учиться в школе?
Обучение для многих школьников считается скучным и монотонным процессом. И большинство учащихся уже после того, как начинается учебный год, начинает сдавать собственные позиции, получая средние отметки и плохо выполняя домашнее задание.
Что же делать в таких ситуациях? В этом вам помогут наши полезные советы школьникам.
Советы школьникам любого возраста
Советы школьникам: рабочее место и его обустройство
Часто школьники думают о том, как им проще делать уроки, не тратя на этот процесс много времени и усилий. Помогут справиться с проблемой наши советы школьникам. Благодаря им обучение будет намного легче. Правильно организовать собственное рабочее место – это важно и для первоклассников, и старшеклассников. Думать про то, какой приобрести стул или стол – это возлагается на плечи родителей.
Важны правила (откройте в новой вкладке для детального просмотра)
Школьникам необходимы совершенно иные знания:
Правильные советы для школьников
Советы школьникам на каждый день
Развивайте свои таланты, пользуясь специализированной литературой или посещая тренинги. Обладая навыками, вы адаптируетесь в любой школе, классе, преуспеете во многом после 11-го класса. Как показывают исследования, дети, которые обладают развитыми коммуникативными навыками и высоким интеллектом, имеют в будущем больше шансов устроиться на высокооплачиваемую работу. Поэтому дерзайте!
Статьи для школьников на сайте:
Видео: 13 забавных советов школьникам
Исследовательская работа учащихся «Что нужно для того, чтобы стать хорошим учеником»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» п.г.т. Уренгой
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО,
ЧТОБЫ СТАТЬ ХОРОШИМ УЧЕНИКОМ
Выполнили: Денисова Полина,
учащиеся 2б класса
Руководитель: Колесникова И.В.,
учитель начальных классов
Наша исследовательская работа называется «Что нужно для того, чтобы стать хорошим учеником». Мы хотим выяснить, какого ученика можно назвать хорошим, а также как стать хорошим учеником. Нам эта тема очень интересна тем, что только хороший ученик может получить хорошее образование, а мы в будущем хотим поступить в университет, а для этого уже в школе нужно хорошо учиться.
В процессе работы мы выдвинули следующие гипотезы:
Допустим, хороший ученик – это тот, кто хорошо учится, активно работает на уроках, кто внимательно слушает учителя.
Предположим, чтобы стать хорошим учеником, нужно много читать, слушать учителя, выполнять домашние задания.
Вероятно, чтобы стать хорошим учеником, нужно быть трудолюбивым, активным, старательным, любознательным, нужно уметь общаться с людьми, хорошо себя вести.
Для проверки своих гипотез мы использовали разные методы исследования:
1.Опрос. Мы спросили у наших одноклассников, какого ученика они считают хорошим. Вот какие ответы мы получили:
1) 70% учеников считает, что хороший ученик – это ученик, который хорошо учится.
2) 30% одноклассников думают, что хороший ученик – это ученик, который соблюдает дисциплину в школе.
Мы думаем, что хороший ученик должен не только хорошо учиться, но и соблюдать правила поведения.
Вопрос «Что нужно, чтобы стать хорошим учеником?» мы задали учителям нашей школы.
Они считают, что хороший ученик должен быть собранным, целеустремлённым, дисциплинированным. Ученик должен уметь слушать учителя, быть внимательным. Чтобы стать хорошим учеником, нужно этого очень захотеть, ведь это большой труд, можно даже сказать – работа.
2. Наблюдение. У нас в классе есть разные ученики: и те, кто хорошо учится, и те, кто учится плохо. Мы решили понаблюдать за ученицей, которая учится на «5», и учеником, который часто получает «2».
В течение 4-х дней ученица на каждом уроке поднимала руку и отвечала на вопросы учителя. Она сидела на уроках спокойно, внимательно слушала учителя, старательно выполняла все задания. За 4 дня девочка получила семь «5» и одну «4». На переменах ученица готовилась к урокам, не бегала по классу, не кричала, общалась спокойно со всеми детьми.
Мы поинтересовались, как она проводит время после школы. Оказывается, девочка посещает кружок в Доме детского творчества и танцевальную студию. Дома она каждый вечер читает книги, не только то, что задают по литературному чтению. Домашние задания выполняет каждый день.
Ученик, который учится плохо, на уроках руки почти не поднимал, часто отвлекался. Учительница постоянно делала ему замечания, так как он постоянно что-то искал в портфеле, смотрел по сторонам, учителя не слушал. За 4 дня мальчик получил всего лишь две «3».
На переменах он постоянно играл с мобильным телефоном, бегал с другими мальчиками, часто готовился к уроку, когда урок уже начался. Один раз он не был готов к уроку окружающего мира.
Мы узнали у ученика, как он проводит время после школы. Оказывается, большую часть времени он проводит на улице, часто гуляет до 10 часов вечера. За всё время он прочитал только то, что задают к урокам литературного чтения, да и то видно, читал 1 раз, так как на уроках читал эти тексты очень и очень плохо.
Проанализировав результаты своего исследования, мы пришли к следующим выводам:
Хороший ученик – это тот, кто хорошо учится, активно работает на уроках, кто внимательно слушает учителя.
Хороший ученик много читает, всегда выполняет домашние задания.
Чтобы стать хорошим учеником, нужно быть трудолюбивым, активным, целеустремлённым, старательным, любознательным, нужно уметь общаться с людьми, хорошо себя вести и на уроках, и на переменах.
Чтобы стать хорошим учеником, нужно этого очень захотеть, ведь это большой труд, можно даже сказать – работа
Для всех ребят, которые хотят стать хорошими учениками, мы подготовили памятку «Что делать, чтобы стать хорошим учеником». Надеемся, ребятам эта памятка поможет.
Какие навыки развивать у ребенка и как это поможет в будущем
Что такое soft skills и почему они важны для ребенка
Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills.
Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.
В исследовании британского фонда Sutton Trust, 88% опрошенных молодых людей, 94% работодателей и 97% учителей ответили, что считают «жизненные навыки» настолько же или более важными, чем академические. Изменчивый VUCA-мир требует быстрой адаптации человека к новому. VUCA — аббревиатура нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity). Сейчас важно уделить внимание развитию гибких навыков у ребенка, чтобы помочь справиться с изменениями и не потеряться в будущем.
Какие soft skills развивать у детей
Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе, считает научный руководитель фонда МиКЭБИ Наталия Гатанова.
Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia рекомендуют развивать десять главных навыков, которые потребуются людям в будущем:
Согласно теории привязанности (психологическая модель, описывающая отношения людей, в том числе матери и дитя, — РБК Тренды), ребенок понимает свои потребности, если мать адекватно на них реагирует. То есть, если мать кормит сына, когда ему холодно — у него формируется неверное понимание себя на бессознательном уровне. Уже в три года ребенок сам хочет решать: какой мультфильм смотреть, что надевать и в какие игрушки играть. Он представляет, что мир строится вокруг его желаний. Если ребенок не понимает себя, он не может удовлетворять свои потребности.
В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека.
От удовлетворения базовых потребностей зависит психологический комфорт и здоровье. Если ребенок научится понимать и удовлетворять свои потребности в детстве, он вырастет самостоятельным взрослым, который спокойно реагирует на трудности. Такие взрослые уверены, что любую проблему можно решить.
Как развивать «гибкие» навыки у ребенка
Кружки и секции развивают, но надеяться только на дополнительное образование не стоит. Soft skills формируются с рождения, поэтому лучше подавать ребенку личный пример и серьезно к нему относиться.
Как увидеть, что у ребенка трудности, и вовремя помочь с ними справиться
Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением. Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5—10 минут, значит, у него трудности. Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.
Поговорите с воспитателями детского сада, преподавателями школы или родителями одноклассников. Если взрослым трудно работать с ребенком: от всего отказывается, задирает ребят, «перетягивает на себя одеяло», — и это не разовое явление, значит, трудности есть.
Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.
Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь. Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы. Нужно верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.
Чтобы развить soft skills своего ребенка:
Как сделать так, чтобы ребенок запоминал материал и хорошо учился: 11 важных условий
Как помочь мозгу работать в полную силу
Какие условия необходимо создать дома и в школе, чтобы ребенок лучше понимал учебный материал, был внимательнее на уроках и запоминал больше информации? Об этом рассуждает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга», которая вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».
Больше движения
Элементарная зарядка по утрам, тренировки в спортивной секции или даже простые прогулки после школы помогут ребенку учиться гораздо успешнее!
С точки зрения эволюции наш мозг развивался в процессе труда и преодоления расстояния свыше 19 километров в день. Современные люди, как правило, ведут малоподвижный образ жизни. Но нам по-прежнему необходима активность.
Как показывают исследования, физическая нагрузка стимулирует работу мозга, помогает улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать новые задачи.
Нагрузки не должны быть слишком интенсивными: переутомление может нанести вред познавательной способности. Опытным путем было определено, что золотая середина — получасовые занятия аэробикой три раза в неделю.
В ходе одного эксперимента дети занимались бегом по полчаса два-три раза в неделю. Уже после трех месяцев их когнитивные способности значительно улучшились.
Здоровый сон
Делать уроки или (тем более!) сидеть в социальных сетях допоздна — это очень плохая идея. Нашему мозгу необходим здоровый сон, чтобы успешно учиться.
Недостаток сна ухудшает умственную деятельность по всем возможным показателям: плохо влияет на внимание, рабочую память, математические способности, логическое мышление и моторику.
Самое интересное, что негативный эффект от регулярного недосыпания накапливается. Этот факт был детально исследован в научных экспериментах. В ходе одного из них время ночного отдыха ограничили шестью и менее часами. Через пять дней когнитивные способности испытуемых оказались такими же, как после двух суток без сна, то есть снизились на 60 процентов!
Маленькие группы
Существующая система образования не учитывает, что ученики одного возраста обладают разными интеллектуальными способностями. Ведь нейронные связи каждого мозга уникальны!
Ученики усваивают определенные знания за разное время и в разной степени. Когда детей много, преподавателю трудно уследить за всеми, поэтому должны существовать пределы количества обучающихся — чем меньше, тем лучше.
Маленькие классы обеспечивают успешную работу уже просто потому, что педагог может наблюдать за каждым ребенком. Занимаясь с небольшой группой, учитель лучше видит, когда ученики ошибаются, работают ли они в полную силу и насколько хорошо был понят материал.
При прочих равных условиях меньшие по размеру классы создают более благоприятную для учебы атмосферу.
Сначала ключевая идея, потом детали
Памяти свойственно сохранять самое главное из того, с чем мы сталкиваемся. Детали же можно восстановить, если вспомнить суть.
Мозг лучше воспринимает обобщенные концепции, а не частности. Разумеется, детальные знания имеют очень большое значение для успешного обучения в школе. Интересно, что запоминать подробности можно, опираясь на смысл.
Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо усвоил материал, не начинайте с деталей. Сосредоточьтесь на ключевой идее и выстраивайте подробности вокруг основных понятий.
Поддержание интереса
Внимание — это один из секретов высокой успеваемости. Оно неразрывно связано с интересом или важностью информации. Мы замечаем все необычное, непредсказуемое, отличающееся, вызывающее эмоции. Такие сигналы обрабатываются мозгом и запоминаются намного лучше, чем нейтральные.
Чем больше внимания мозг уделяет получаемым сигналам, тем лучше кодируется и, следовательно, сохраняется информация.
На среднестатистическом уроке обучающиеся теряют интерес примерно через 10 минут. Учитель должен учитывать эту особенность. По истечении 600 секунд необходимо привлечь внимание детей эмоционально значимым стимулом, связанным с темой, — ярким образом, новостью, показательным примером, рассказом на злобу дня, историей, анекдотом или шуткой.
Маленькие смысловые блоки
Большинство преподавателей вываливают на своих учеников чересчур много информации и дают слишком мало времени для ее переваривания. Специалисты, хорошо разбирающиеся в своей теме, просто забывают, каково быть новичком.
Чтобы улучшить процесс обучения, педагог должен преподносить информацию небольшими порциями, давая детям отдых между смысловыми блоками урока. На одну идею можно потратить 10 минут. За это время необходимо сформулировать конкретный тезис, а затем ясно, точно и подробно объяснить связь между деталями и основной концепцией. Потом желательно воспользоваться ловушкой для поддержания внимания (см. предыдущий пункт) и плавно перейти к следующей мысли.
Однозадачность
Понаблюдайте, как ребенок выполняет домашнюю работу. Он слушает музыку и ведет активную переписку с друзьями? На компьютере открыто сразу несколько окон и программ, не имеющих отношения к учебе? Разумеется, в такой обстановке трудно сконцентрироваться на задании.
Ученые доказали, что мультизадачность — это миф.
Мозг не способен уделять внимание одновременно нескольким разным вещам. Невозможно оставаться сосредоточенным и качественно обрабатывать информацию, перескакивая от одного дела к другому.
Постарайтесь сделать так, чтобы учащегося окружало как можно меньше отвлекающих факторов, — и его результаты точно улучшатся.
Повторение
Ученики забывают 90 процентов того, что изучают в классе, в течение 30 дней. Причем бо́льшая часть информации улетучивается из головы в первые часы после урока.
Продлить срок хранения информации можно путем ее планомерного воспроизведения через определенные промежутки времени. Количество повторений и интервал между ними критически важны для перехода из кратковременной памяти в долговременную.
В идеале пройденный материал нужно повторить еще два раза в течение суток (лучше сделать это в первые часы после урока). Потом необходимо вернуться к информации через три или четыре дня.
Для окончательного закрепления знаний желательно повторять определенные темы раз в полгода. С учетом прогресса содержание обзорного материала можно корректировать. Такой подход занимает много времени, но приносит огромную пользу при изучении любого предмета, особенно иностранных языков.
В момент обучения память непостоянна — повторения делают ее более надежной.
Снижение уровня стресса
Выброс гормонов стресса (адреналина и кортизола) — это защитная система организма. Она предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни.
Однако в современном мире стресс зачастую измеряется не секундами встречи с реальной опасностью, а часами, днями и месяцами психоэмоциональных нагрузок. В этом случае гормоны отравляют наш организм.
Слишком сильный и продолжительный стресс вредит обучению.
Дети, страдающие от нервного напряжения, не очень успешны в математике и языках. Их память гораздо слабее, чем у других. Они хуже обобщают и адаптируют имеющуюся информацию к новым сценариям. Им трудно сосредоточиться.
В экстремальных условиях гормоны стресса способны даже повредить ткани головного мозга!
По наблюдениям исследователей, дети, которые постоянно наблюдают ссоры родителей или испытывают сильное психологическое давление, демонстрируют более низкую успеваемость, чем их сверстники, живущие в спокойных условиях. Так что один из важнейших факторов успеха в учебе — стабильная эмоциональная ситуация дома и в школе.
Мультисенсорная среда
Чем больше органов чувств задействовано во время учебного процесса, тем лучше запоминается информация.
В ходе экспериментов, которые проводил когнитивный психолог Ричард Майер, группы, работавшие в мультисенсорной среде, всегда демонстрировали лучший результат, чем те, кто получал информацию только по одному каналу (например, через слух или зрение).
Если хотите, чтобы ребенок лучше усвоил тему, представьте информацию не только в вербальной, но и в визуальной форме.
Один из эффективных методов — использовать анимацию совместно с устным повествованием. При этом важно соблюдать принцип согласованности: посторонний материал лучше исключить.
Подумайте, как еще можно задействовать зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные стимуляторы в сочетании с традиционными способами подачи материала.
Поощрение врожденного любопытства
Дети рождаются с неутолимой любознательностью и сильным желанием изучать мир. Они с удовольствием пробуют новое, анализируют предметы и их свойства, ставят опыты (сначала незатейливые, потом более сложные).
Каждый ребенок — исследователь от природы. Все, что от вас требуется, — поощрять его стремление к познанию.
Нужно создать такие условия, чтобы ученик мог активно тестировать окружающую среду, следовать зову своего мозга, экспериментировать, наблюдать, делать собственные открытия, приобретать знания в процессе игры, применять теорию на практике и получать удовольствие от этого процесса.